Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.4 из  5) Оглавление От смерти в жизнь!.. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо возсмеетесь. Лк. 6:21 Я кроток и смирен сердцем, и вы найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко Мф. 11:29-30 Памяти оптинского старца Амвросия. (ум. 10-го октября 1891 года). От составителя Сколько диких, безумных нападок было за последнее время производимо на православную Церковь! И даже у лиц, привязанных к Ней сыновней любовью, невольно слагался вопрос, таково ли Ее воздействие, как в прошлые века, все так же ли Она спасает людей и вырабатывает в лучших из них тот высокий строй жизни, который принято называть святостью. Некоторым ответом на этот вопрос является эта книга, представляющая собою первую попытку собрать в одно целое краткие жизнеописания наиболее выдающихся русских подвижников истекшего столетия. Здесь люди разнообразных положений, склада, дарований. Одно в них общее — неослабевающий всю жизнь порыв ко Христу. Какая во всех неутолимая духовная жажда, какое благородное стремление к истинной и полной свободе: освобождение себя от пут зла и создания в себе человека по образу и подобию милующего, греющего, прощающего, чистого, кроткого Христа Спасителя. Не нам мирить людей! Но грех ли будет думать, что дивный старец Серафим по чрезвычайности подъема своего духа не уступает наиболее аскетическим, наиболее удивительным лицам славнейших эпох христианства? Что митрополит Московский Филарет так напоминает тех великих Отцов Церкви, которые во времена церковных бурь, выяснили всю истину церковного учения, установили формы церковной жизни. Что кроткий Епископ Феофан является как бы продолжателем дела столь дорогого русскому народу святителя Димитрия Ростовского и между тем как один своею бездонною Четью-Минеею говорит: «Вот до чего возвышались люди», другой своими книгами указывает: «Вот кратчайший путь, чтоб следовать за теми людьми». Нет, Церковь цветет, плодоносит. Но дела Ее в противоположность делам Мира, где маленькие люди подымают вокруг своих не ценных, не нужных дел такой шум: Ее дела совершаются бесшумно, в святом сосредоточении. Эти дела видит и знает им цену русский простой народ, который по рассказам отцов продолжает любить людей, здесь помянутых.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Иерусалим 9 июля 1896 г. Подлинник Член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме игумен Вениамин вот уже полтора года как не может служить и исправлять требы. Все это время по болезни и старости не мог никуда выходить из келлии. В настоящее время хотя и выходит из келлии в коридор, но уже с большим затруднением! Видя такое положение престарелого старца, не способного к продолжению деятельности при Духовной Миссии, честь имею почтительнейше просить отчислить игумена Вениамина из членов Духовной Миссии и уволить его на покой с тем, дабы ему до смерти по его желанию дозволено жить в той же келлии, где он живет в настоящее время в Духовной Миссии. Императорское же Православное Палестинское Общество дало ему ежегодную пенсию в 1500 руб. золотом. 1-го июня сего года игумен Вениамин подал мне прошение, испрашивая исходатайствовать разрешение Св[ятейшего] Синода о пострижении его в св[ятую] схиму. Прилагая при сем прошение игумена Вениамина и копию с послужного его списка, честь имею почтительнейше представить на благоусмотрение и распоряжение Святейшего Правительствующего Синода. Архив РДМ, п. 3, д. 43. 2 л. 699 Вениамин (Лукьянов) (ум. 1897), игумен, участник Крымской войны (духовник Крестовоздвиженской общины сестер милосердия), видный деятель Русского Иерусалима, проживший в Святой Земле (с 1846) более полувека. С 1870 г. член РДМ. В 1887 г. на собственные и собранные средства купил дом в Иерусалиме и создал Вениаминовское подворье, которое в 1891 г. принес в дар Императорскому Православному Палестинскому Обществу (см. также раздел «Вениаминовское подворье» в т. 3 настоящего издания). 700 Елена Павловна (Фредерика Шарлотта Мария; 1806–1873) – великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича (1798–1849), известная своей политической, благотворительной и меценатской деятельностью. В октября 1854 г. по инициативе и на средства великой княгини была основана Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых, возглавить которую был приглашен великий русский хирург Н.И. Пирогов, а духовником – иеромонах Вениамин. События развивались стремительно. Проект «Правил Крестовоздвиженской общины» был утвержден Николаем I 25 октября 1854 г., но у Вениамина были проблемы с признанием его афонского, т. е. заграничного, монашеского пострижения, по законам не признававшегося в России. Пришлось срочно, задействовав все инстанции, оформлять ему документы в Св. Синоде. 2 ноября гофмейстер великой княгини Д.П. Хрущев сообщил обер-прокурору Н.А. Протасову о том, что Елена Павловна избрала иеромонаха Вениамина в качестве духовника общины, 4 ноября Св. Синод утвердил соответствующий доклад Протасова, а 6 ноября первая дружина сестер милосердия во главе с Вениамином уже отправилась в Крым. По словам Вениамина, провожали их на вокзале «царская фамилия, статс-дамы, фрейлины и почти весь Петербург» (Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. С. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но в 60-х годах XIX b. юмористический журнал «Искра» вдохнул в это слово новую жизнь. Он иронически применил его к известному реакционеру – любителю старины и библиографу М. Н. Лонгинову. С тех пор «гробокопатель» становится презрительно-иронической кличкой ученого-крохобора. Зарождение этого нового значения отмечено в «Дневнике» А. В.  Никитенко (под 16 октября 1865 г.): «Мы ужасно далеко идем в нашей прилепленности к фактам, т. е. мы стараемся только добыть факт и вовсе не заботимся о том, чтобы приобрести о нем ясное и точное понятие. Да на какой же черт нам дан ум, как не на то, чтобы судить о факте, добиваться его значения и отношения к другим фактам! ”Искра“ удачно назвала московского Лонгинова ”гробокопателем“» (Русск. старина, 1891, июль, с. 96). Ср. позднее в языке самого А. В. Никитенко (под 27 марта 1866 г.): «Есть люди мысли без науки: это обыкновенно мечтатели и фантазеры. Есть и люди науки без мысли: это тупые гробокопатели, собиратели фактов, не понимающие их – каменщики, не дающие себе отчета в том, над каким зданием они трудятся» (Русск. старина, 1891, август, с. 293–294). Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранились: 1) озаглавленная рукопись, кроме 1-го абзаца (один листок, исписанный с двух сторон, и 4 отдельных листка, содержащие вставки к основному тексту); 2) машинопись всей статьи (с. 1–4), не правленная автором; 3) последняя страница верстки этой статьи. Статья предназначалась для «Вестника Московского университета»(1948, но была изъята из уже сверстанного номера и заменена статьей С. И.  Радцига «Диалектический метод в классической филологии». Причина исчезновения статьи Виноградова угадывается легко. Именно этот «Вестника» открывается редакционной статьей «Московский университет и итоги сессии ВАСХНИЛ», выдержанной в духе «лучших образцов» того времени, с призывами в духе Т. Лысенко к «решительному очищению университета от лжеученых», проповедующих «с университетских кафедр вредные народу идеи, схоластику и мистику» и т. д. и т. п. Известно, что основным итогом печально знаменитой сессии ВАСХНИЛ 1948 г. был новый виток погромов в науке, в том числе и разгула марризма в языкознании. Понятно, что в этих условиях статья В.  В. Виноградова под названием «История слова гробокопатель», была, с официальной точки зрения, по меньшей мере неуместна.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Это трудная и сложная работа, которая не может быть успешно совершаема в шуме общественной жизни. Кроме напряжения ума она требует и участия сердца. Многие события нашей прошедшей жизни надобно будет строго обсудить, но сверх того над многими придется остановиться и поплакать, чего нельзя делать на улице. Отсюда ясно, что чем чаще и больше развлекает и волнует нас жизнь на людях, или общественная, тем больше она держит нас вне себя и отвлекает от внутреннего самонаблюдения; а напротив, чем чаще мы с усилием отрываемся от лишних развлечений общественной жизни, тем больше остаемся дома, как в смысле внешнего уединения в своих жилищах, так и в смысле уединения внутреннего в глубине своих душ и сердец, и следовательно становимся тем более рачительными домохозяевами в благоустроении своей внутренней жизни. Вращаясь постоянно в свете и живя для света, мы ставим успехи в свете целью своей жизни, а углубляясь чаще в себя, мы ставим целью свое истинное усовершенствование в умножении полезных познаний и в развитии нравственных сил. Что здесь важнее, и в чем состоит наше истинное благо, – это ясно само собою. Но восходя выше в изображении нашей внутренней жизни, мы, как христиане, должны вспомнить, что наше истинное назначение есть стремление к общению с Богом, приближение к Нему созерцанием ума и любовью сердца. Это направление должно увлекать нас в глубочайшее уединение, как внутреннее, состоящее в самоуглублении, так и внешнее, состоящее в целесообразном уклонении от общества. Жизнь в Боге – превыше всякого земного блага; следовательно, чтобы стремиться к Нему с большею горячностью, надобно смотреть на все внешнее, временное с большим равнодушием. Чтобы взирать к Нему чистыми очами ума и сердца, нужно освобождать ум и воображение от образов внешних – пустых, бессодержательных и тем более нечистых, а сердце от пристрастий к благам внешним, к наслаждениям чувственным и тем более порочным. Чтобы слышать призывающий глас Его, нужна глубокая внутренняя тишина и спокойствие духа. Это чистое и свободное устремление души к Богу Иисус Христос ясно представил нам в образе уединенной молитвы: ты же егда молишися, вниди в клеть (комнату) твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне, и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе яве (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

«Тело наше, говорит он, определением Бога имеет раздельными все члены. В нём есть два глаза, двое ушей, двое щек и ноздрей, двойной ряд зубов. Сосцы, плечи, руки, бока, бедра, колени, ноги, голени, – все эти члены также существуют в двойственном чине, так что все наши отправления пользуются удвоенной поддержкой. Подобно этому, и душе нашей присуще разделение частей, насколько она разделяется на части разумную (rationabile) и неразумную (irrationabile); в первой из них в свою очередь нужно различать ум (mentem) и слово (sermonem), а во второй – слух и зрение, увеличивающие приятность настоящей жизни. 1241 То, что наблюдается в человеке, существует и во всём мире. Последний устроен как бы в виде некоторых двойных членов и ντιπρσωπα. Так земля разделяется на горы и поля, как и в нашем теле одни части более или менее приподняты, а другие – сравнительно ровней… Вода в море бывает соленою, а в реке и источниках – сладкою. Воздух зимою бывает холодным, в весенние месяцы – умеренным, летом горячим. 1242 Аналогично обозначению λγος τομες св. Амвросий применяет к Слову выражение divisor: λγος enim divisor est animarum atque virtutum. 1243 – В силу этих тесных отношений Логоса к миру Филон —342— иногда употребляет образ одевания Логоса миром, как одеждою (εσθης). 1244 Этот же образ подсказал ему и другое сравнение Логоса с первосвященником (ρχιερες, именно, в особом космологическом смысле), а космоса с одеждою первосвященника, украшенною духовными и чувственными силами. 1245 Отголоски этих представлений мы встречаем у св. Амвросия в тех случаях, где он приписывает слову magnum sacerdotium, а в мире видит образ Его первосвященнической одежды: «Слову Бога свойственно великое священство (в мире), духовное одеяние (indumenta intelligibilia) которого Моисей описал под образом одежды первосвященника». 1246 Амвросий иногда также и изменяет отношения, называя Слово одеждою мира: Оно своею силою облекло мир и сияет в нём, подобно красивой одежде. 1247 Он называет Христа в частности одеянием верующих (indumentum credentium), одеждою верных (amictus fidelium).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. Никольский Архимандрит Леонид Кавелин Скачать epub pdf Леонид Кавелин (в миру Лев Александрович) – архимандрит и наместник Троице-Сергиевой лавры; род. 22 февраля 1822 г., ум. 22 октября 1891 г., происходил из дворян Калужской губернии; в 1835 г. поступил в І Московский кадетский корпус, по окончании курса в котором с отличием в 1840 году определен был офицером в лейб-гвардии Волынский полк, где прослужил 12-ть лет до 1852 года, когда с чином капитана вышел в отставку. «Еще в корпусе в нем начали ясно обозначаться черты того духовного настроения, которое определило все последующее содержание его жизни: религиозность и склонность к учено-литературным занятиям. Теплые и задушевные воспоминания свои о жизни корпусной он выразил в своей статье: «Празднование столетия первого Московского кадетского корпуса», СПб., 1879 г. (Сравни также сообщение его: «В. Ф. Святловский и А. П. Хрущов», Москва, 1878 г.). В 1839 году Лев Кавелин вместе с лучшими воспитанниками корпуса присутствовал на Бородинском поле очевидцем устроенных императором Николаем Павловичем бородинских маневров и кадетам, их начальством, предложено было описать эти маневры; описание Льва Кавелина было признано лучшим и напечатано в том же году в 9-й книге «Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений», т. XXI, 81, стр. 92–103 под заглавием «Письмо из Бородина» (Сравни его же стихотворение «Бородинское поле», подписанное также 1839 г., но напечатанное в «Маяке» за 1844–1845 г., т. XIX, стр. 48). Почти тотчас же по выходе из корпуса Лев Александрович сблизился с двумя литераторами, отличавшимися, как и он, православно-религиозным направлением: С. О. Бурачком, издателем журнала «Маяк», и А. П. Башуцким, редактором «Иллюстрации», и в их изданиях помещал свои дальнейшие ученые и литературные опыты. В этот период жизни им были напечатаны следующие литературные труды: «Краткое изъяснение плана древнего города Казани и описание осады и взятия оного в 1552 году» («Маяк», 1843 г., т. VIII, стр. 49–58); «Сношения Авгаря, царя Едесского, с Господом нашим Иисусом Христом» (там же, 1844 г., т.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

хмельным питием, во ад зрит, сиречь ко блуду спешит, на пагубу души своеи, како бы ему прелюбы сотворити со иною женою или бы что ино зло сотворити. Никако же на добро человека не наводит хмель и пиянство, токмо на злое учит. Пиянство бо душам человеческим велика пагуба есть учиниша Диявол христианом. А кто его учнет дерзатися и упиватися, и ум его смятетца пиянством. Храбрыи оружие пометает: таже нань наидоша, – ин ратник уже зряще семо и авамо, дабы чем от сея злаго ратника прогнати, и не успехове; злы же ратник начаша над нем свою волю творити. Он же, много от него терпяще злое деяние, и тако обрет свое оружие, и скоро прогнаша от себе злаго ратника. И тако он человек, упився хмельным питием без ума, слыша (?), оружие поверже: то есть забы молитву Исусову, и невозможно и прекрестити лица своего крестным Христовым знамением. Законна бо есть молитва Исусова на Диявола, оружие есть крест Христов, ратник бо есть Диявол: обрете человека пиянова, и воеваше им аки мертвым. И како минувши хмель от человека, он же возбудися от сна своего аки мертв, и воста, и прекрести лице свое крестным Христовым знамением, и сотвори молитву Исусову. Тако же сопротивника своего Диявола прогнаша, злаго ратника. Храбрыи человецы мечю предани Быша злаго ради пиянства, а иныя умроша напрасною смерьтию, и упится без Божия суда умрошА.Пиянство бо и мудраго святителя погубляет, аггелски чин оскверняет, обещание погубляет с ыстиннаго пути савращает. Не токмо просты человецы погибоша злаго ради пиянства, но и мудрым купцем прибытки теряет, во ад и муку вечную посылает, а князет к церкви Божии не пускает, поститися не дает. Во пиянстве книг божественнаго писания почитати не дает. Ленивыи и пьяныи Богу молитися не хотят. В руках его слабость, и ногам трясение, и во главе его велие пиянство, очем зрак портит. И ничтоже во пиянстве несть добра, но все зло есть. Во пиянстве вся погибель сотворяет человеком. О ком молва и позор в людех бывает? – о пияницах. Кому блуд сотворити? – пиянице во пиянстве. Кому рано пити и ясти без воздержания – пиянице. Во пиянстве свар, и тяжба велика, и суд по мзде. Кому скаредить 2167 праведныи возъдержательницы и нелюбви божественнаго поучения? – пиянице бывает. Кому заутрени проспати? – пиянице. Кому литургию прогуляти? – пиянице. Кому вечерня в беседе просидети? – пиянице.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изучение с этой точки зрения русской литературы приводит Я. Н. Ктитарева к заключению, что наша литература главным образом занята религиозно-философскими вопросами. «Идея Бога, поясняет он, христианский альтруизм, жалость к человеку, стремление сгладить, стушевать резкие разделения между людьми, защитить человека, поднять его нравственно, послужить ему, – это её первая задача» (стр. 9). Подобное направление русской художественной литературы, конечно, тесно связывает её с областью морали и религии. Наша литература не только подводит сознание человека к их границам, но и в самых этих областях нередко очень ярко обрисовывает глубокие вопросы, которые затрагивают современного человека и с которыми необходимо считаться особенно людям, желающим руководить религиозною мыслью общества. Об отношении художественной литературы к христианским идеалам автор между прочим говорит: «Как наука и философия культивируют ум человека, служат могучим импульсом к возбуждению энергии его богословствующего разума, внося новый свет в понимание богооткровенных истин, так точно художественная литера- —335— тура культивирует чувства, служит могучим средством к подъему идеализма и является постоянным источником и фактором нравственного прогресса человечества, углубляя и расширяя его нравственное и эстетическое сознание. Как в героические эпохи поэзия ярко изображала картины битвы человека за вечные идеи разума, так и теперь в современной поэзии мы найдем яркие картины идейной борьбы человечества. Нет лучшего пути в душу современного общества как только через художественную литературу. Она легко, приятно и незаметно вводит в думы и чувства современного человечества» (стр. 283). При таких условиях понятно, каким важным пособием должна служить художественная литература в деле проповеди и преподавания Закона Божия. Кому не известно, что то и другое важное дело уже давно подавлены у нас мертвыми формами и вопросами, волновавшими религиозную мысль во времена очень отдаленные от нас. Большинство проповедников и большинство составителей руководств по Закону Божию как будто убеждены, что духовная жизнь людей только и может проявляться в тех формах и мыслях, которые отличают века давно минувшие и которые обнаружились, напр., во времена Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Петр Валуев как политик серьезно заявил о себе в сентябре 1855 года, когда, будучи курляндским гражданским губернатором, написал записку «Дума русского», выразив в ней мысли, которые, что называется, витали в воздухе. Она заканчивалась словами: «В России так легко сеять добро! Русский ум так восприимчив, русское сердце так благодарно! Россия – гладкое поле, где воля првительства не встречает преград. Не скажет ли оно народу: да будет истина меж нами и не вспомнит ли красноречивых слов, сопровождавших герб одного из древних русских дворянских родов: «Уму нужен простор! " " Вступивший на императорский престол Александр II не мог не откликнуться на этот призыв. Уже вскоре Валуев вошел в число его ближайших сподвижников, но за четверть века пребывания у власти смог убедиться лишь в том, как нелегко сеять добро, как много преград возникает у самой власти на этом гладком поле, как ограничен простор для ума. Об этом свидетельствует его дневник, впервые опубликованный в 1891 году и ставший одним из важнейших свидетельств эпохи. Вот некоторые из записей Валуева – министра МВД: 1865 год 7 марта. «В нашей политической среде я вынужден трудиться без всякой надежды на близкий успех. Я верю в будущность России, но в дальнюю, а не в ближнюю. Спокойно и мирно узел не развяжется. Признаки потрясения множатся. Если бы я не имел веры в будущее, я счел бы их признаками разложения. Для поворота к лучшему, видно, требуется, чтобы сперва дан был простор худшему...». 29 октября. «...Внутренний плач и внутренняя молитва непрерывны. Тяжело, больно, невыразимо горько. Исхода нет. Ни одного луча отрады. Я чувствую, что Провидение меня гнет и перегибает. Я имею ощущение физической боли. Я съеживаюсь под гнетом и страданием. Господи! Буди мне милосерд!» Что и кто теперь Россия? Все сословия разъединены. Внутри их разлад и колебания. Все законы в переделке. Все основы в движении. Оппозиция и недоверие проявляются везде, где есть способность их выказывать. Трехсотголовое земство поднимает свои головы, лепечет критики, скоро будет вести речь недружелюбную. Половина государства в исключительном положении. Карательные меры преобладают. Для скрепления окружности с центром употребляется сила, а эта сила возбуждает центробежные стремления.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

2730 Etudes sur la situation intérieure, la vie nationale et les institutions rurales de la Russie par le Baron Auguste de Haxthausen. Hanovre. 1847. Pp. 63–4. У нас под руками экземпляр (из библиотеки Димитрия Феодоровича Голубинского с собственноручной пометкой покойного философа на первом (обёрточном) листе: „Протоиерею Феодору Голубинскому прислал из Вестфалии сочинитель. Получена в октябре 1848 г.“ – Кстати, на этой книге автором поставлен такой эпиграф: L " Europe, От одного берега отстал, к другому не пристал. La Russie, Сижу у моря и жду погоды (Rroverbes populaires russes). Замечательно, что первой из этих пословиц Ф. А. Голубинский, в своей беседе с Гакстгаузеном, характеризовал философию Шеллинга „Признаюсь, – пишет Гакстгаузен, – я был чрезвычайно изумлён, услышав, как глубоко и вместе как понятно русский священник рассуждал о Шеллинге, Гегеле, их направлении и школах. Он расспрашивал меня о жизни и личности многих из ваших немецких учёных, между прочим, о Шлейермахере, Неандере, Гегеле и Шеллинге. Я с своей стороны спросил его, что он думает о Гегеле и его системе Он отвечал, что, по его мнению Гегель много сделал для уразумения, изложения и объяснения всех других философских систем; но что его система, вероятно, не была удовлетворительна как для него самого, так и для его слушателей. Что касается до Шеллинга, то он, по его словам, от одного берега отстал, к другому не пристал“... Очевидно, отзыв Ф.А. Голубинского о Шеллинге покатался Гакстгаузену настолько метким и характеристичным, что с этого типичнейшего выразителя европейской образованности он перенёс его и на всю Европу. 2732 Граф М. Вл. Толстой (ум. в 1896 г.). См. его „Хранилище моей памяти“, Душеполезное Чтение, 1891 г., ч. I, стр. 206. Здесь же сделана и довольно подробная общая характеристика философа с умственной, нравственно-общежительной и служебной сторон. – Ср. к характеристике Феодора Александровича: 1) Душеполезное Чтение, гг. 1890 ч. III, (стр. 390–8 и 552–554) и 1892 ч. III. (стр. 480–2); 2) биографический очерк: „Протоиерей Ф. А. Голубинский“. М. 1855 г. К последней брошюре, к сожалению, ставшей теперь большой библиографической редкостью отсылаем читателя и за более подробными биографическими сведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010