Когда Он говорит ученикам: " если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам " (Иоан.13:14,15), то дает этот закон не об умовении только ног, но и о всем прочем, в чем Он служил нам примером. Живет ли в темнице убийца, – не устанем делать добро. Грабитель ли могил и прелюбодей, – будем милосерды не к пороку, но к несчастью. Нередко же, как я сказал, может найтись там и человек, который один стоит весьма многих. И если ты постоянно будешь посещать узников, то не упустишь такого приобретения. Как Авраам, принимавших всех без различия странников, принял однажды и ангелов, так и мы встретим и великих людей, если обратим это дело в постоянное занятие. Если же нужно сказать что-нибудь и удивительное, то не столько похвал заслуживает тот, кто принимает великого, сколько тот, кто принимает жалкого и злосчастного. Тот в обстоятельствах своей жизни представляет немаловажное побуждение к доброму с ним обхождения; а отверженный и всеми оставленный имеет только одно убежище – милосердие того, кто с добротою призревает его. И вот это по преимуществу и есть чистое человеколюбие. Притом, кто услуживает человеку славному и знаменитому, тот часто делает это из тщеславия перед людьми; а кто – отверженному и презираемому, тот действует единственно по заповеди Божией. Потому-то, когда мы устрояем вечерю, нам заповедано принимать хромых и слепых; когда твори милостыню, заповедано творить ее меньшим и низшим из людей. " Так как вы " , говорит Спаситель, " сделали это одному из сих меньших, то сделали Мне " (Матф.25:40). Итак, зная о находящемся там сокровище, будем часто ходить туда и там торговать, и туда перенесем свое усердие к зрелищам. Если бы ты и ничего не мог принести с собой, – принеси утешение словом. Бог награждает не только питающего, но и ходящего туда. Когда ты придешь и ободришь трепещущую и боязливую душу своим утешением, пособием, обещанием защиты, научением любомудрию, – не малую и за то получишь награду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Крещение Господне. Гирландайо. 1486– 1490 гг. Главным событием, разделяющим эти два периода в жизни Иисуса, радикально отличные один от другого, является крещение. Оно оказывается тем моментом, когда «сжигается мост» между предшествующими тридцатью годами и новым периодом в жизни Иисуса. Крещение от Иоанна становится для Иисуса «прелюдией ко всей Его последующей деятельности». С этого момента начинается Его путь к Голгофе. Почему для вступления на этот путь нужно было крещение? Если говорить об Иисусе как о Сыне Человеческом, то, возможно, Он пришел к Иоанну потому, что нуждался в некоем отправном пункте для Своей миссии, нуждался – по-человечески – в благословении того, кто уже подобную миссию вел в преддверии Его собственной миссии. Как человек, Он получает благословение от старшего, но в том Царстве Небесном, которое открывается именно с Его пришествием, Он, меньший, оказывается больше Иоанна ( Мф. 11:11 ; Лк. 7:28 ). В этом и смысл ответа Иисуса на вопрос Иоанна: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Отвечая Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф. 3:14–15 ), Иисус словом теперь ( ρτι) подчеркивает временный, переходный характер той ситуации, в которой оказываются они оба – Иоанн, сознающий превосходство Иисуса и потому пытающийся воспрепятствовать Его крещению, и Иисус, Который принимает от Иоанна крещение, потому что видит в этом исполнение воли Отца. Крещение Господне. Мозаика. Vb. Крещение Господне. Г. Рени. 1622– 1623 гг. Данная ситуация напоминает нам другой момент той же истории самоистощания Сына Божия, тоже связанный с водой: умовение ног ученикам на Тайной Вечере. Здесь в аналогичной роли оказывается Петр, который пытается воспрепятствовать Иисусу умыть его ноги, говоря: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Но Иисус отвечает ему: Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а у разумеешь после ( Ин. 13:6–7 ). Параллелизм между двумя историями усматривает Григорий Богослов (IV в.), который дает следующее богословское истолкование события:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мк.14:15 . И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам. Мк.14:16 . И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. На время великих праздников все дома Иерусалима были открыты для гостей. Горницу устланную – коврами, по восточному обычаю, со столом на средине и местами для возлежания при трапезе. Готовую, т. е. снабженную всем, что нужно для празднования пасхальной вечери, кроме конечно пасхального агнца, которого должны были приготовить сами, имеющие совершать пасхальную вечерю. В Иерусалиме каждый житель обязывался давать, если может, даже без платы, иногородним иудеям комнату для совершения пасхи. Господь, любивший простоту, совершает вечерю в большой убранной комнате, показывая тем, что таково должно быть место для святейшего таинства св. причащения (Филар. Черн.). Св. Златоуст замечает при сем: „неудивительно то, что горница была готова для известного человека; но удивительно то, что неизвестный человек решился принять Господа, несмотря на вражду к Нему и злобу на Него начальников народных“. Мк.14:17 . Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. Вечеру бывшу (по наступлении вечера), т. е. когда посланные Господом, апостолы приготовили пасху, – купили в ограде храма пасхального агнца, дали священнику заколоть его, или сами закололи с благословения священника, и испекли агнца; приготовили и опресноки, и горькие травы, и прочее, что тут требовалось. Мк.14:18 . И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Возлежащим им и ядущим (когда они возлежали и ели). Первоначально постановлено было есть пасху стоя, в дорожной одежде и с посохом в руках, для обозначения поспешного выхода из Египта ( Исх.12:11 ); но впоследствии времени и на пасхальной вечери, как и на других вечерях, стали возлежать. (О возлежании чит. в объясн. 15 ст. 2 гл.). „Есть стоя – обычай рабов, а Иудеи, вышед из Египта, освободились от рабства“, вот объяснение Талмуда, почему изменился древний обычай – есть пасху стоя. Еванг. Иоанн повествует, что пред совершением пасхи Иисус Христос совершил трогательный и весьма поучительный обряд умовения ног Своим ученикам, который заключил словами: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, т. е. служить один другому, когда нужно, несмотря и на свое старшинство ( Ин.13 ). Един от вас предаст Мя, ядый со Мною. Господь не указывает прямо Своего предателя, не говорит, что такой-то из Апостолов предаст Его. Это делает Он по Своему милосердию, щадя предателя и давая ему возможность раскаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

На Тайной Вечери пламенная душа Петра не могла вынести мысли, что Христос, Сын Божий, будет служить ему вместо раба. «Господи, – говорил он, – Тебе ли умывать мои ноги?» – «Что Я делаю, – отвечал Господь, – теперь ты не разумеешь, а уразумеешь после». Тихая и таинственная важность этих слов требовала скорого и безусловного повиновения. Но Петр в своих действиях привык следовать больше чувству. «Что тут разуметь, – думал он, – если дело идет о таком уничижении Учителя и Господа». Горячо он возражает: «Не умоешь ног моих вовек». Все движения говорящего показывали, что он готов сдержать свои слова. В другое время такое смирение, может быть, заслужило бы похвалу, но не теперь. «Если не умою тебя, – отвечал Господь, – не имеешь части со Мною». При этих хотя все еще таинственных словах нельзя уже было не понять, что дело идет более чем о чувственном умовении. Петр тотчас пробудился от сомнения, и весь пламень его обратился в другую сторону: «Твори со мной, что угодно, – подумал он, – только не лишай части с Собою». И он горячо воскликнул: «Господи, не только ноги мои, но и руки и голову»…( Ин.13:6–10 ). Во время знаменательной прощальной беседы Иисуса Христа с учениками Петр самоуверенно заявляет свою непреклонность следовать за Господом даже до смерти. «Я душу свою положу за Тебя», – говорит он Господу. «Душу свою положишь за Меня? – отвечал Господь. – Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как трижды отречешься от Меня». – «Если и все соблазнятся о Тебе, – сказал смущенный Петр, – я не соблазнюсь. Я с Тобою готов и в темницу, и на смерть». – «Симон, Симон, – отвечал ему Господь с чувством глубокого умиления, – если бы ты знал, с какими врагами должно иметь дело! Вот сатана просит дать ему волю, чтобы рассеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, – и ты, когда восстанешь от падения сам, утверди братьев твоих» ( Ин.13:36–38 ; Лк.22:31–32 ). Это предсказание потом сбылось с буквальной точностью. Окончилась вечеря, прекратилась прощальная беседа, и Господь с тремя избранными учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – удаляется в сад Гефсиманский для молитвы. Душа Его замирала смертельно, Он скорбел и тосковал и просил учеников вместе бодрствовать с Ним. Но когда Он, пав лицом на землю, с кровавым потом горячо молился Богу Отцу, в то время ученики Его крепко заснули. «Симон, ты спишь? Вот и одного часа не мог ты бодрствовать со Мной!» ( Мк.14:33–37 ; Лк.22:41–46 ). В таких словах Господа слышался упрек Петру. Только что он высказал готовность идти за Учителем всюду, даже и на смерть, а теперь не мог бодрствовать с Ним и разделить последних минут сердечной тоски, душевной скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наряду с этим, воскрешение Лазаря дает ев. Иоанну основание припомнить откровение Христа, — что Он не простой чудотворец — как Илия, Елисей, воскрешавшие мертвых, — а Самоисточник жизни. " Я семь воскресение и жизнь " (25), — настойчиво уверяет Он Марфу. Марфа еще не верит и после говорит: " Уже смердит! " (39). А Он ей, уже с упреком за маловерие: " Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию?.. " (40). " И вышел умерший " (44). " Народ был потрясен чудом " (12, 17—18). И многие уверовали. А начальники порешили убить, для чего дали распоряжение арестовать Его при первом появлении (11, 57) в народе. 12 глава. Помазание драгоценным миром и сребролюбие Иуды предателя... Просьба язычников-эллинов познакомить их с " Иисусом " и слова Господа о признании Его после и за смерть на кресте (20—33)... Народ же думал, что Христос должен жить вечно (34), как же — смерть? Христос не ответил на это: бесплодно говорить о Его вечном бытии... Уже говорилось (8, 51—53; 56—57; 11, 24—26)... Камнями за это хотели бить. Поэтому Он уже не доказывает, а просто приглашает верить: пока еще есть время, пока Он среди них: " Пока свет с вами, веруйте во свет " ... И скрылся… И кроткий, чистый душою Иоанн дивится: как это его соплеменники, евреи, после " стольких чудес " не веровали в Него. Ищет объяснения этому упорству. И припоминает слова пророка Исайи: сами закрыли очи свои, чтобы не видеть (Ис. 6, 10; 53, 1)... Упорники: " ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию " (43)... Плотяность... Гордыня... Остался — суд для них. Но будет судить не Он: " Я пришел не судить мир, но спасти мир " (47), — а само слово Его, Его учение, которое дал Ему Отец... Иначе: на суде неверующие будут безответны, ибо они слышали Слово о Христе. 13 глава. Умовение ног — дает повод наставлению о смирении... Смирение — корень веры и любви (12—15). Не выдержал Иуда. Это совсем неприемлемо уже стало для него: он хотел в Иисусе видеть земного царя, дающего обыкновенный хлеб, а не учителя о " хлебе " духовном... Потому именно тогда и предсказывал Господь: " один из вас диавол " (6 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но почему Он сделал это не сначала? Что важнее, то Он делает в конце, чтобы усилить их привязанность к Себе и приготовить им великое утешение в наступающих бедствиях. «Своими» же Он называет их по Своему близкому с ними общению. Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умыватъ ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин.13: 3-5). Здесь евангелист выражает свое удивление, что Тот, Кто так велик и так высок, что пришел от Бога и к Богу отходит, Кто все содержит в Своей власти, —что Он совершил это и, несмотря на все Свое величие, не возгнушался принять на Себя такое дело. Умовение ног нисколько не могло унизить, так как Он пришел от Бога и идет к Богу, и все содержит. Говорит здесь об этом по-человечески, показывая Его великую заботливость об учениках и обнаруживая неизреченную любовь Его к ним,— так как Он теперь уже заботился об них, как о своих, научая их матери всех благ—смиренномудрию, которое Он назвал началом и концом добродетели. И не без причины присовокуплены слова:  от Бога исшел и к Богу отходит (Ин. 13: 3), но чтобы знали мы, что Он поступал достойно Того, Кто пришел оттуда и туда идет,—поправ всякую гордость. Смотри, как не умовением только Христос показывает Свое смирение, но и другими действиями. Не прежде возлежания Он встал, а тогда, когда уже все возлегли. Затем не просто умывает, но сначала сложил с Себя одежду. Но и на этом не остановился, а еще опоясался полотенцем; да и этим не удовольствовался, но Сам же влил воду, а не другому велел наполнить ее. Так все это Он делает Сам, чтобы показать тем, что когда мы делаем добро, то должны делать его не с небрежностью, но со всем усердием. И мне кажется, что Своему предателю Он умыл ноги первому,—так как (евангелист) сказал: И начал умывать ноги ученикам (Ин. 13: 5). То есть теми ли самыми руками, которыми Ты отверзал очи, очищал прокаженных и воскрешал мертвых?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Нужно отметить, что «столь богатое общение…, соединяющее нас в тайне Церкви», остается, по словам папы, «все еще неполным», и что «Дух Святой заставляет нас всем существом стремиться к полноте этого общения». Православные собеседники патриарха, прежде всего сербы, особенно настаивали на то; чтобы избежать всякой неясности в этой области. Общее достояние, его границы, нетерпение перейти эти границы, вылившееся в покаяние и молитву все это выразилось со всей строгостью и глубиной богослужении, имевшем место в соборе Святого Петра 26 октября. Это богослужение было составлено на основе римской мессы, но без всякого евхаристического элемента. Было прочитано Послание апостола Павла к Филиппийцам (2.2–11), где говорится об самоуничижени Христа, принявшего образ раба и смирившего Себя, послушного «даже до смерти, и смерти крестной», «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Иисусе Христе». Здесь прозвучали и слова, особенно близкие святому Косме Этойлийцу и патриарху: «Пусть каждый заботится не о себе только, но и о других». Еще более значимым было чтение отрывка из Евангелия от Иоанна (13.1–15), повествующего об умовении ног: «Вы называете меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и мы делали то же, что Я сделал вам». В отличие от синоптиков, Иоанн не рассказывает о Тайной Вечере, по заменяет ее этим рассказом, как будто ради того, чтобы показать взаимосвязь между Евхаристией и «таинством братства». Вот почему после евангельского чтения вместо евхаристического канона, пока невозможного, была прочитана большая молитва покаяния и прощения: «Все мы едины в проповеди одного и того же Евангелия, в одном Крещении, мы соучаствуем в одних и тех же таинствах и наделены одними дарами, мы вместе взываем к ходатайству Марии Девы, Пресвятой Матери Божией, наставленные примером апостолов и святых, мы испытываем исключительную скорбь от того, что уже века мы удалены друг от друга бичом разделения и потому не можем иметь общения полного и должного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Образ воды, играющий столь существенную роль в рассмотренных эпизодах из Евангелия от Иоанна, будет возникать и в дальнейшем повествовании евангелиста, а именно – в рассказах об исцелении слепорожденного, которого Иисус пошлет в Силоамскую купальню ( Ин.9:7 ), об умовении ног на Тайной Вечере ( Ин.13:2–11 ), об истечении крови и воды из пронзенных ребер умершего на кресте Иисуса ( Ин.19:34 ). Все эти эпизоды, начиная с чуда в Кане Галилейской и включая перечисленные в настоящей главе, выстраиваются в единую цепь событий, внутренняя связь между которыми обеспечивается благодаря использованию одного и того же образа. Начавшись на берегах реки Иордан, повествовательная часть четвертого Евангелия завершится на берегу моря Тивериадского (оно же Галилейское озеро), с которым связаны многие события из жизни Иисуса, рассказанные другими евангелистами. Увидев стоящего на берегу Иисуса, Петр, сидящий обнаженным в лодке, бросится в воду, чтобы вплавь достичь берега ( Ин.21:1–7 ). Это событие станет последним намеком на таинство Крещения в Евангелии от Иоанна. В Апокалипсисе образ воды вновь станет одним из основных. Описанная на страницах книги Откровения эпопея борьбы Агнца со злом завершается грандиозной картиной нового неба и новой земли. Голос Сидящего на престоле провозглашает: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой ( Откр. 21:6 ). В новом, сходящем с небес Иерусалиме, изображенном в Апокалипсисе, нет храма, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец… Город не имеет нужды в солнце и луне, потому что светильник его – Агнец ( Откр. 21:22–23 ). Но посреди города протекает чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца; на берегу реки растет древо жизни ( Откр. 22:1–2 ). Этот последний образ отсылает нас и к видению храма в Книге пророка Иезекииля, где тоже описывается поток, по берегам которого растут деревья ( Иез.47:5–7 ), и к повествованию книги Бытия о древе жизни, насажденном посреди рая ( Быт. 2:9 ). Доступ к этому дереву для человека был закрыт после грехопадения ( Быт. 3:22 ). Его вновь открывает Агнец, берущий на Себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однако ж Новозаветная Песнь Любви не называет этого имени – потому же, почему нет в ней и имени „Бог“. Для Апостола, как и для каждого христианина, что чудное имя без слов слышно в звуках слова „Любовь“. Во Христе Иисусе мы созерцаем этот идеал богочеловеческой любви. И прежде всего, в саможертве Божественной Любви для спасения человека и в уничижении Сына Божия во плоти, „ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына любви своей Единородного, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную“ 2819 . В учении Христа мы слышим призыв этой Любви к блаженству Правды Христовой – нищенства, страданий, кротости, правдоискания, милосердия, чистоты сердца, миротворения, гонений за правду и любовь даже до смерти, – любви ко врагам и молитвы за преследователей, чтобы быть нам сынами Отца нашего Небесного, воссиявающего солнце своё на людей хороших и плохих, – приближаться к совершенству Его и через то приобщаться к богочеловечеству Иммануила 2820 . Мы созерцаем этот богочеловеческий идеал любви в делах Христа, чудных и любвеобильных, – в подвиге Его самоотверженного служения страждущему человечеству до неимения, где главы преклонить, и умовения ног Своим уче- —595— никам 2821 , – в смирении и кротости Отрока Божия, возлюбленного Избранника и Носителя Духа и благоволения Божия, – Кто возвестит суд народам, не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его, – трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду (правде) победы и на имя Его будут уповать народы“ 2822 . Перед нами – Основатель непобедимого и всемирного царства Любви и Нового Завета, дающий новую заповедь: „да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас, – пребудьте в любви Моей“ 2823 . С благоговейным трепетом в отдалении присутствуем мы при величайшей тайне Гефсиманских страданий Пастыря и Друга, полагающего душу Свою за друзей и овец Своих, – при смертельной тоске, кровавом поте и молении о чаше невинных страданий. С ужасом взираем мы на страшные муки крестных страданий Распятой Любви, но и с радостью слышим её, по истине богочеловеческую, молитву за распинателей своих: „Отче, прости им! ибо не ведают, что творят“ 2824 . И в гробу не остаётся бездейственной эта богочеловеческая Любовь, но нисходит к мертвецам, чтобы и для них зубовный скрежет смерти и ада превратить в блаженство любви и жизни 2825 . Но и после победы над смертью, Воскресшая Любовь обращает к нам, в лице Ап. Петра, свой трогательный призыв: „любишь ли Меня“ 2826 ? Наконец Она восходит на небо, вознося с Собой и наше человечество к совершенству созерцания Истины, Добра и Красоты лицом к лицу – в Божестве. Но и вознёсшаяся на небо, эта Богочеловеческая Любовь нисходит с Своих надмирных высот, чтобы призвать к Себе избранный сосуд Свой, великого Апостола народов, носителя и певца Новозаветной Любви – Павла. И мы веруем, надеемся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он доверился своему помыслу и как много потерял! Потом он подумал: «Неужели не идти мне пить?» – но совсем не нашел воды. Тогда говорит ему авва Паисий: – Несчастный, знаешь ли ты, что это были за «помои»? Это была вода после умовения ног Христа! С тех пор братом овладел дух скорби. Авва Паисий старался его утешить, но где там! Он дошел до того, что уже совсем лишился покоя. Тогда святой, раз брат не мог успокоиться и жить вместе с ним, как-то говорит ему: – Иди в такое-то место. Там три гроба 306 . В одном из них (который ему кто-то показал) сотвори молитву и слушай, что тебе будет сказано… Брат так и поступил. Он услышал голос, говорящий ему: – Иди обратно к своему старцу и твори послушание. Но этот послушник уже потерпел внутреннее крушение. Дом его души дал такие трещины, что он уже не в силах был их заделать. Поэтому до конца своей жизни он был в послушании у аввы Паисия, сотрясаемый и бросаемый, словно бурей. Симеон Новый Богослов , одержавший победу над своей волей, приял свыше дар богословия за свое совершенное послушание. А этот, творя свою волю, остался вне послушания и благодати. Это, конечно, немногие примеры, ибо если бы было записано все, что сотворили те отцы – изумительные послушники, то получились бы целые тома книг. Эти примеры словно зеркала, в которых мы можем увидеть самих себя и свой облик… Бог да поможет каждому из нас прийти в себя, увидеть самого себя, насколько мы отреклись от своей воли. Будем подвизаться, чтобы очиститься от этого яда и суметь прожить по Богу, так, как хочет Бог и как того требует от нас монашеское звание 307 . О вере старцу, почитании его и о любви к нему 1 С заботой и усердием храните веру и любовь к вашему духовному наставнику, ибо в этом – жизнь и смерть души. Не опечаливайте вашего отца во Христе, если желаете узреть лик Божий. Опечаливающий же его да ведает, что опечаливает Христа. И как он воззрит на Христа, когда умрет? 2 Верю, чадо мое, что ты сделаешь более того, что я советую тебе, и тогда увидишь, насколько хорошо будет у тебя на душе! Никогда не допускай врагу поражать тебя плохими помыслами против твоего старца, ибо помыслы эти – змеи, исполненные яда.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010