«…Пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу… возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Это место не только по содержанию, но и по употребляемой здесь лексике очень напоминает третью главу Евангелия от Иоанна. Там Иисус говорит Никодиму: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (ст. 16). Можно сказать, что в 13-й главе явный повтор: в 3-й главе — Бог возлюбил мир, в 13-й — Иисус возлюбил сущих в мире. С момента, когда наступает час Его перехода к Отцу, существительное «любовь» и особенно глагол «любит» становятся ключевыми в рассказах о прощальной беседе Иисуса с учениками и страстях Христовых в Евангелии от Иоанна. Примечательно, что в четвертом Евангелии гораздо больше глаголов, чем существительных, это отличает язык Иоанна от языка любого другого евангелиста и вообще языка любого другого писателя. Любовь — это не что-то застывшее, она являет себя в динамике, и эту динамику может передать только глагол. И дальше, когда речь будет идти о любви, Иоанн постоянно будет употреблять не существительное «любовь», но именно глагол «любить». «До конца возлюбил их…» Слово «конец» играет очень большую роль в Евангелии. Оно употреблено здесь не в значении «прекращение чего-либо», а в смысле «доведение до конца, завершение». «До конца» — это значит «до полноты»: конец наступает тогда, когда сосуд наполняется чем-либо до краев. Иисус возлюбил до максимума, до такой степени, что больше уже невозможно. И затем, во время описанной синоптиками вечери, той самой, когда, по Иоанну, «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его… встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и… препоясался». Момент, когда Иуда уже испытывает желание предать Учителя, передан и в Евангелии от Луки, и в Евангелии от Марка. Иуда принимает решение не в конце вечери, когда уходит, а до начала её, до того момента, когда ученики приступают к ее подготовке. У синоптиков мы читаем, что он идет к старцам договариваться, Иоанн же просто говорит, что диавол уже вложил в сердце Иуды решение предать Иисуса. И опять ситуация, описанная в Евангелии от Иоанна, четко соответствует сказанному синоптиками. И синоптики и Иоанн рассказывают об одном и том же. Если бы на месте рассказа об умовении ног в Иоанновом Евангелии стоял рассказ о Тайной Вечере, то было бы совершенно ясно, что Иоанн в точности повторяет других евангелистов. Но совпадает все, кроме одного — рассказа об умовении ног. Впрочем, в более широком смысле и тут можно говорить о повторе: в литургической практике Тайная Вечеря повторяется в виде таинства Евхаристии, умовение ног — в виде ритуала, когда в Великий четверг епископ совершает чин омовения ног двенадцати священникам, участвующим в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Смиряяся за благоутробие, ноги умыл еси учеников Твоих, к течению Божественному сия направил еси... Смиряясь по милосердию, омыл Ты ноги учеников Твоих и к пути божественному их направил... Другая богословская интерпретация эпизода связана с темой крещения. Как мы говорили выше, вода – один из основных богословских символов Евангелия от Иоанна, с первых же глав этого Евангелия указывающий на духовное рождение через крещение. Никодиму Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Самарянка слышит от Него: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). Силоамская купель, в которой омылся слепорожденный ( Ин. 9:7 ), служит образом крещения. В этом же ряду стоит и рассказ об омовении ног (и, в частности, слова о том, что «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь»). Уже Тертуллиан подчеркивал, что «Христос никогда не является без воды... Во время бесед Он приглашает жаждущих к Своей вечной воде... У колодца Он восстанавливает силы, ходит и охотно совершает поездки по воде, прислуживает водой ученикам». Кирилл Александрийский , толкуя слова Иисуса, обращенные к Петру, утверждает: «...Он говорит о том, что, если кто не омоет чрез благодать Его скверну греха и преступления, тот будет не причастен жизни, даруемой Им, и останется не вкусившим Небесного Царства. Ибо нечистым не подобает входить в вышние обители, но чрез любовь ко Христу имеющим чистую совесть и освященным в Духе чрез святое крещение». Следуя той же интерпретации, Иоанн Дамаскин пишет: «В горнице святого и славного Сиона, вкусив со своими учениками ветхозаветную пасху и исполнив ветхий завет, Он умыл ноги ученикам, показывая символ святого крещения». Еще одна богословская интерпретация увязывает умовение ног с Евхаристией. В частности, в том, что омовение ног предшествовало благословению хлеба и вина можно увидеть указание на чистоту, которая необходима для участия в таинстве Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В этом и смысл ответа Иисуса на вопрос Иоанна: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Отвечая Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:14–15), Иисус словом теперь (ρτι) подчеркивает временный, переходный характер той ситуации, в которой оказываются они оба — Иоанн, сознающий превосходство Иисуса и потому пытающийся воспрепятствовать Его крещению, и Иисус, Который принимает от Иоанна крещение, потому что видит в этом исполнение воли Отца. Омовение ног апостолам. Византийская мозаика Данная ситуация напоминает нам другой момент той же истории самоистощания Сына Божия, тоже связанный с водой: умовение ног ученикам на Тайной Вечере. Здесь в аналогичной роли оказывается Петр, который пытается воспрепятствовать Иисусу умыть его ноги, говоря: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Но Иисус отвечает ему: Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после (Ин. 13:6–7). Параллелизм между двумя историями усматривает Григорий Богослов (IV в.), который дает следующее богословское истолкование события: Свт. Григорий Богослов Креститель не принимает — Иисус настаивает. Мне надобно креститься от тебя (Мф. 3:14), говорит светильник Солнцу, глас — Слову, друг — Жениху, тот, кто выше всех рожденных женами (Мф. 11:11), Рожденному прежде всякой твари (Кол. 1:15)… Ибо Креститель знал, что будет креститься мученичеством или что у Него будут очищены не только ноги, как у Петра (Ин. 13:9). И Ты ли приходишь ко мне? И в этом пророчество. Ибо Креститель знал, что как после Ирода будет неистовствовать Пилат, так за отошедшим Предтечей последует Христос. Что же Иисус? Оставь теперь… Ибо Иисус знал, что вскоре Сам будет Крестителем Крестителя . Евангелисты описывают Иисуса как Человека, Который четко знает, что делает, идя по пути, предначертанному для Него Отцом. Это осознание не приходит к Нему в какой-то определенный момент: оно с самого начала Ему присуще. Уже двенадцатилетним отроком Он уверенно говорит о Боге как Своем Отце, о храме как месте, которое принадлежит Его Отцу (Лк. 2:49). Непоколебимое стремление исполнить волю Отца приводит Его на Иордан. То же стремление приведет Его на крест.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Событие входа И. Х. в Иерусалим вызвало недовольство иудейских учителей, весь город пришел в движение (Мф 21. 10). Евангелист Иоанн подчеркивает, что народ приветствовал Христа, потому что был потрясен совершившимся накануне чудом воскрешения Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие с последовавшим за ним изгнанием торгующих из храма. Иудейские первосвященники, книжники и старейшины из синедриона решают предать И. Х. суду, чтобы затем выдать на казнь рим. властям (Мф 26. 1-5; Мк 14. 1-2). В это время, по Евангелию от Луки, «вошел… сатана в Иуду», к-рый договорился с первосвященниками о предательстве (Лк 22. 1-3; ср.: Мф 26. 14-16). Согласно Мк 14. 3-14; Мф 26. 6-13, в Вифании, когда И. Х. находился в доме Симона прокаженного , женщина совершает помазание, пророчески символизирующее предстоящие страдание и смерть Учителя. Накануне праздника Пасхи И. X. в кругу 12 апостолов на Тайной вечери устанавливает таинство Евхаристии (Мф 26. 26-29; Мк 14. 22-25; ср.: Лк 22. 15-20; о времени совершения Тайной вечери и о согласовании повествований синоптиков и евангелиста Иоанна см. в ст. Евхаристия ). Во время трапезы Господь предсказывает, что один из учеников предаст Его, и, преломив хлеб и благословив его, подает ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил над ней и подал ее ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14. 22-23; Мф 26. 26-28: «...изливаемая во оставление грехов»). Установительные слова в Евангелии от Луки: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22. 19b); «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22. 20) (об особенностях повествования в Евангелии от Луки см. в ст. Евхаристия ). Евангелист Иоанн относит к этому событие умовения И. Х. ног учеников как поданный Им пример взаимного служения (Ин 13. 1-17; см. Умовение ног ).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается. Когда же Патриарх доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих». Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во век» и получает ответ от Патриарха: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу», после чего Патриарх говорит: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси» и умывает ноги старшему священнику. После омовения Патриарх и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения. Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего совершается отпуст Литургии. Чин умовения ног — справка Евангельским основанием чина умовения ног, совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).

http://patriarchia.ru/db/text/616945.htm...

Евангелист Лука обстоятельство указания предателя помещает после установления Таинства Причащения, тогда как Матфей и Марк – прежде. Надобно предполагать, что сии последние повествуют о нем хронологически точнее. Различие это конечно неважное, когда самые события рассказаны совершенно согласно (Мих.). Лк.22:14 . И егдá бысть чáс, возлежé, и обанáдесяте апóстола с ним. (И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,) Егда быст (когда настал) час, т. е. определенное законом время совершения ветхозаветной Пасхи, – вкушения пасхального агнца. У Матфея и Марка сказано: когда настал вечер. Возлеже (возлег), т. е. сел. (Чит. о сем объясн. 37 ст. 11 гл.). По Евангелию Иоанна ( Ин.13 ), Иисус Христос предварил самое совершение тайной вечери умовением ног Своим ученикам (Об обычае умовения ног чит. в объясн. 38 ст. 7 гл.) Там так повествуется об этом: Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы, называете Меня Господом, Учителем, и правильно говорите, ибо Я точно то. И так, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Лк.22:15 . И речé к ним: желáнием возжелех сию пáсху ясти с вáми, прéжде дáже не приимý мýк: Лк.22:16 . глагóлю бо вáм, яко отсéле не имам ясти от нея, дóндеже скончáются во цáрствии Бóжии. (и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.) Желанием возжелех (очень желал Я) и пр. Эта Пасха была особенная, потому Господь особенно и желал совершить ее с Своими учениками: она была последняя, которую Господь праздновал с ними во время земной жизни (ст. 16), и при совершении ее Он был намерен, в замен этой ветхозаветной и прообразовательной вечери, установить новозаветную, истинную вечерю Своего Тела и Крови, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И вот, когда настал вечер (13 под 16 марта, или, по-нашему, 2 под 3 апреля), Иисус Христос пришел в приготовленную комнату со Своими учениками, где и возлег 3 с ними за вечерю. Предание гласит, что ученики Иисуса Христа возлежали за вечерею в таком порядке: по правую сторону Спасителя первое место занимал Иоанн, а за ним возлежали: брат его Иаков младший, Симон, Иуда, Фаддей и Иуда Искариотский, а по левую сторону Спасителя на первом месте возлежал Петр, а за ним – Андрей, Филипп, Варфоломей, Фома и Матфей. Затем Иисус Христос приступил к совершению самой вечери. «Очень желал Я, – так начал Он Свою пасхальную беседу с учениками, – есть с вами эту пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она в совершеннейшем виде не откроется в Царствии Божием». Потом взял Чашу и, воздав хвалу Богу, сказал: «Возьмите ее и разделите между собою!» При этих словах ученики Иисуса Христа вспомнили, что у них еще не умыты ноги, и сильно были озабочены тем, чтобы умыть их, так как, по принятому в то время обычаю, пасхальная вечеря непременно должна быть отправляема с умовенными ногами. Умовение это обыкновенно совершалось особыми прислужниками, а у них на этот раз никакого прислужника не было; из учеников же Иисуса Христа никто не хотел принять на себя этой должности, так как каждый считал себя не хуже и не ниже другого. Таким образом, возник между ними спор о первенстве, который и продолжался несколько минут. Тогда Иисус Христос, чтобы положить конец этому неприятному для Него спору и чтобы научить Своих учеников смирению, встал со Своего места, снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем, налил воды в умывальницу и начал у каждого из них умывать ноги и отирать полотенцем, которым был препоясан. Когда же очередь дошла до Петра, то он, по смирению своему, никак не хотел допустить Иисуса Христа до омовения ног своих. Ты не умоешь, говорил он, ног моих вовеки. Но Спаситель ответил ему: «Если не умою, то не будешь иметь части со Мною». По окончании умовения Иисус Христос опять надел одежду Свою и, снова возлегши за вечерю, сказал: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом. И Я действительно ваш Учитель и Господь. А потому, если Я, Господь и Учитель, умыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«И вы чисты, но не все» И здесь Иисус в очередной раз делает намек на предателя: «и вы чисты, но не все». Иисус давно говорил ученикам, что среди них есть «некоторые неверующие», ибо Он «от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» ( Ин. 6:64 ). Теперь, когда пришел Его «час», это неверие должно быть явлено, и Иисус знает об этом. Его слова должны прозвучать как грозное предостережение Иуде, который пока еще не сделал роковой шаг и может оказаться от своего намерения. Однако Иуда никак не проявляет себя: он молчит. Отметим в скобках, что Иуда молчит на протяжении всего евангельского повествования вплоть до ареста Иисуса: ни один из Евангелистов не зафиксировал ни одной его реплики. Свой внутренний протест он не делит ни с кем из учеников; план предательства созревает внутри него и до последней минуты остается неизвестен никому, кроме Иисуса. «Я дал вам пример» Завершив умовение ног, Иисус возвращается за стол и произносит поучение, в котором объясняет смысл того, что только что произошло. Он говорит, что подал ученикам пример, дабы они поступали также. Слово «пример» (πδειγμα) встречается в Евангелиях только один раз и только в этом месте, но оно несет важную богословскую и нравственную нагрузку. Оно показывает, что ученики призваны поступать точно так же, как Учитель. Слова, которые Иисус произносит вслед за этим – «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» – имеют многочисленные параллели в синоптических Евангелиях. В наставлении двенадцати ученикам из Евангелия от Матфея Иисус говорит: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» ( Мф. 10:24 ). Похожее изречение содержится в Проповеди на равнине из Евангелия от Луки ( Лк. 6:40 ). Очевидно, Иисус часто повторял подобные изречения, имеющие характер пословицы. Существует параллель между повествованием Евангелиста Иоанна об омовении ног и рассказом из Евангелия от Луки о споре между учениками о том, кто из них больший: Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий ( Лк. 22:24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иудеи думали, что обещанный им Богом Мессия явится в блеске и могуществе как царь, устроит для них земное царство, освободит их от римского ига и даст им господство над другими народами. Вместо того они увидели, что Тот, Кто называет Себя Спасителем, учит смирению, кротости, покорности властям и повелевает заботиться не о земной славе и благополучии, а о блаженстве в будущей жизни. Поэтому иудеи, в особенности старейшины их, первосвященники, книжники и фарисеи, не хотели верить, что Он есть Христос Сын Божий, и так как Он постоянно обличал их в неправильном понимании закона Божия, в лицемерии и других пороках, то стали считать Его за человека вредного, и искали случая обвинить Его и убить. С этой целью старейшины иудейские, за два дня до праздника пасхи, собрались к первосвященнику Каиафе и совещались там, как им завладеть Иисусом и убить Его. Сюда же пришел один из учеников Иисуса, Апостол Иуда Искариотский; он согласился им помочь и за 30 сребреников обещал предать Господа. Умовение ног Наступила пасха. По закону Моисееву должно было заклать пасхального агнца. Вечером Иисус вошел в приготовленную по приказанию Его комнату, в которой Он намерен был в последний раз на земле вкусить пасху со Своими учениками. Тут Спаситель, желая показать Собой пример смирения и любовь Свою к Апостолам, во время вечери встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу, начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем. Когда подошел Он к Петру, то Петр сказал: «Господи, Ты ли умоешь ноги мои?» Иисус отвечал: «если Я не умою ног твоих, то ты не будешь иметь части со Мною.» Умыв ноги ученикам, Он снова надел верхнюю одежду и, заняв между ними Свое место, сказал им, что они должны также служить друг другу, как Он служил им. Тайная вечеря Зная, что время страданий приближается, Иисус продолжал: «настал уже час, в который прославится Сын человеческий и Бог прославится Им. Дети Мои! Я уже не долго буду с вами. Я даю вам новую заповедь: любите друг друга, как Я возлюбил вас!» Затем, к концу вечери пасхальной, Иисус взял хлеб, благословив, преломил его и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите, сие есть тело Мое, которое за вас предается.» Потом, взяв чашу и воздав хвалу Богу, сказал: «пейте из нее все: сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание.» Тут же Спаситель сказал, что один из них предаст Его. Когда Апостолы стали спрашивать, кто предатель? Христос отвечал: «обмакивающий со Мною руку в блюдо.» Каждый из них опять начал спрашивать: «не я ли, Господи?» Когда спросил Иуда, Спаситель сказал: «да, ты», а потом прибавил: «что делаешь, делай скорее.» После этого Иуда вышел из горницы и отправился к старейшинам. Иисус, преданный Иудой

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Мы узнаем из святого Евангелия следующее: Два дня осталось до празднования Христом последней Пасхи, вечером в пятницу. Поэтому Христос днем в четверг посылает Петра и Иоанна в Иерусалим для приготовления всего, что нужно для Пасхи. «Подите, приготовьте нам, есть Пасху. Когда вы войдете в город, тотчас встретится вам человек с кувшином воды; вы подите за ним; и когда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель говорит тебе: Мое время близко: где горница, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он укажет вам горницу большую, и уже приготовленную. Там приготовьте нам». Петр и Иоанн пошли и нашли всё, как им было предсказано Христом. Под вечер в четверг Христос входит в Иерусалим с двенадцатью учениками Своими. Пришел в Сионскую горницу. В ней никого не было. И он остановился, расположился в ней один со Своими учениками. б) Умовение ног. ( Ин.13:1–20 ). По восточному обычаю при входе в дом с дороги первее всего умывают пыльные ноги. Тогда Сам Христос снял с себя верхнюю одежду; длинным полотенцем перепоясался; влил воду, приготовленную по обычаю, в умывальницу, и начал, умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был перепоясан. Дошла очередь до Петра. Петр говорит Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги»? Спаситель сказал ему в ответ: «что Я делаю, того ты теперь не знаешь, а уразумеешь скоро после». Петр, сознавая себя недостойным такого услужения со стороны Христа и благоговея перед своим Учителем, все еще не допускал Христа до умовения его ног; «нет, Господи, не умоешь Ты моих ног в век». Христос говорит ему на это: «если Я не умою тебе ноги, то нет Тебе общения со Мною». Апостол Петр устрашился этих слов и тотчас всецело отдался воле Христовой: «Господи (умой же) не только ноги мои, но и руки и голову». Христос на это сказал: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». После разговора с Петром, Христос, обратясь ко всем ученикам, сказал: «и вы чисты, но не все ». Намек на предателя Иуду. Умывши ноги, Христос встал, надел опять верхнюю одежду и сел за стол. Ученики безмолвно смотрели на Христа, пораженные Его намеком на то, что не все они чисты. Христос начал свою беседу: «Знаете ли, что Я сделал вам: вы называете меня Учителем и Господом; и правильно говорите, ибо Я действительно точно то. И так, если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать друг другу ноги», т. е. должны служит ближнему без всякого самолюбия, гордости и расчетов, помогать всякому всегда во всём добром. «Я дал вам пример, чтобы и вы поступали также (как Я)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010