По рассказу Тертуллиана, чин А. состоял из следующих частей: молитвы, скромной трапезы, умовения рук и зажжения светильников, после чего «каждый, кто может, вызывается на середину воспеть Богу», собрание заключалось молитвой (Апология. 39. 16-18). Сщмч. Ипполит Римский подробнее описывает А. и заботится о большем церковном контроле за ними: председательствовать во время А. должен был один из клириков, сначала совершалось благодарение над светильником, псалмопение, благословение чаши и хлеба епископом (в его отсутствие - пресвитером или диаконом, но не мирянином), затем - трапеза (Апостольское Предание. 25-27). О псалмопении как особенности А. согласно с Апостольским Преданием пишет и Киприан Карфагенский (Письмо 1-е, к Донату). Литургико-канонические памятники, говоря о хлебе, благословляемом на А., называют его евлогией (греч. ελογα - благословение): «Верные, прежде чем преломлять собственный хлеб, пусть берут из рук епископа немного хлеба, так как это евлогия, а не Евхаристия… Мирянин не может совершать евлогию» (Апостольское Предание. 26-28) - или «хлебом заклинания» (ρτος το ξορκισμο): «Пусть он [епископ] сам распределяет хлеб заклинания… чтобы Бог сохранил агапы их от страха лукавого» (Каноны Ипполита - Achelis. S. 106). Не вполне ясно, тождествен ли «хлеб заклинания» хлебу-«евлогии». Оглашенные обычно не допускались на А., но им посылался «хлеб заклинания» (Апостольское Предание. 26, 28 и др.), «чтобы они присоединились к Церкви» (Каноны Ипполита - Achelis. S. 105). Название «хлеб заклинания», вероятно, связано с экзорцизмами , к-рые неоднократно произносились над оглашенными; вкушение «хлеба заклинания» было составной частью экзорцизмов. В эфиоп. версию «Апостольского Предания» входит молитва освящения «для тех, кто приносит хлеб и воду или елей для благословения во святую Четыредесятницу, после испытания тех, кто будет креститься» (Der aethiopische Text der Kirchenordnung des Hippolyt/Ed. H. Duensing. Gött., 1946. S. 86-87); с ней текстуально сходна молитва «над елеем больных или над хлебом или над водой», помещенная в Евхологии Серапиона (Johnson. Sarapion. P. 66, 145-146). Скорее всего хлеб, о к-ром говорится в этих молитвах, совпадает с «хлебом заклинания» А. III в., а елей - с «елеем заклинания» (Апостольское Предание. 21) или «елеем оглашенных» (елеем предкрещального помазания в зап. традиции), но не с «елеем радования» (елеем предкрещального помазания в вост. традиции).

http://pravenc.ru/text/63076.html

Если в древней христианской Церкви, как пишет тот же Дмитриевский 56 , умовение рук священнослужителей происходило перед самым перенесением Даров с жертвенника на престол, то сейчас этот обычай сохранился только в отношении архиерея, который умывает руки в начале Херувимской песни. 7.5 Приготовление жертвенника и сосудов После умовения рук диакону полагается идти для приготовления жертвенника и утвари для совершения проскомидии. Он снимает покрывало на жертвеннике, зажигает светильник лампаду или свечу) без которого совершать проскомидию не полагается. В ризнице он берет святые сосуды и располагает их на жертвеннике следующим образом: Дискос – слева, Потир – справа (причем к себе той стороной, на которой изображен Спаситель). Затем располагает и остальные предметы, которые мы разбирали выше, налив уже в отдельные сосуды вино и воду и положив просфоры. (Вообще, в Служебнике не указано, в облачении или без него должен диакон готовить жертвенник, сосуды и все остальное для проскомидии, поэтому нет запрещения все это готовить до облачения и до входных молитв, что на практике часто и наблюдается.) 8. Чинопоследование и идейное содержание проскомидии 8.1 Общие замечания Теперь перейдем непосредственно к изложению собственно проскомидии с объяснением идейного содержания творимых священнослужителями действий. Но прежде 2 замечания. Во-первых, все молитвы, читаемые священником или диаконом на проскомидии, произносятся «тайно», то есть вполголоса, только чтобы слышать друг друга. Во-вторых, практика совершения проскомидии в настоящее время имеет особенностью то, что во время проскомидии по традиции часто происходит исповедь и читаются Часы, тем более, что на последних вспоминается земная жизнь Иисуса Христа, что стоит в тесной связи с проскомидией. Итак. 8.2 Начало проскомидии (тропарь «Искупил ны еси от клятвы законныя…») Священник и диакон становятся перед жертвенником и совершают 3 поясных поклона с обычной молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго и помилуй мя» и тропаря «Искупил ны еси от клятвы законныя…», молясь таким образом перед совершением предстоящего священнодействия об очищении своих грехов. По сложившейся практике при чтении тропаря священник из благоговения пред евхаристическими сосудами целует их следующим образом:

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

Краткое и не слишком глубокомысленное толкование «Отче наш»; указания на заповедь необходимости мира с близкими для молящегося, на несущественное умовение рук перед молитвою; как молиться — стоя или сидя, громко или тихо; на лобзание мира, на покрывало молящихся девушек; становиться ли на колени; на молитву публичную и домашнюю — вот главное содержание этого, казалось бы, существеннейшего произведения Тертуллиана. Заканчивается оно красноречивым и не лишенным силы заключением. Это лучшее, что есть в трактате. «Когда Бог в чем–либо отказывает молитве, возносимой к Нему духом и истиною, как Он того желает, (молитва) подает мужество страждущим и терпение воздыхающим: сила ее умножает благодать, дабы вера видела, что страдания происходят от Бога и должны быть переносимы из любви к Нему. Древле молитва могла возводить казни на людей… Так молитва умеет только устранять гнев Божий: христианин молится за врагов и за гонителей своих. Одна молитва побеждает Бога… Она представляет изображение жизни Господа нашего, Который во время пребывания Своего на земле не знал ничего иного делать, как воскрешать мертвых, укреплять слабых, исцелять больных, изгонять бесов, отверзать темницы и разрешать узы повинных. Молитва изглаживает грех, удаляет искушения, останавливает меч гонения, молитва утешает немощных, увеселяет сильных. Молитва руководит странников, усмиряет грозы и приводит к оцепенению разбойников. Молитва питает бедных и учит богатых (воздержанию). Молитва восставляет падших, укрепляет колеблющихся и убеждает противящихся. Молитва есть ограждение веры и щит против подстерегающих (наше падение). Итак, не станем ходить иначе, как под покровом этого оружия. Во время дня не забудем стояний наших, ночью не забудем бдений наших. Со всеоружием молитвы должны мы защищать знамя нашего Владыки и ожидать трубы ангела. Все ангелы молятся и вся тварь. Стада скота и звери лесов преклоняют колена, исходя из своих убежищ; они подъемлют чело свое к Нему и приветствуют Его мычанием. Птицы с наступлением утра направляют полет свой к небу; вместо рук простирают они свои крылья в виде креста и щебечут нечто,что походит на молитвы. Что мне остается еще сказать на счет сего необходимого дела (молитвы)? Сам Господь молился. Да будет Ему честь и слава во веки веков» (О молитве. 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Тайная Вечеря Мф. 26, 17–20 ; Мк. 14, 12–17 ; Лк. 22, 7–18 Наступала пасха, величайший праздник израиля, установленный в память чудного изведения еврейского народа из египетского рабства. С ним соединялось также воспоминание об избавлении от погибели первенцев еврейских кровью пасхального агнца ( Исх. 12, 17–27 ). Эти радостные события, положившие начало самостоятельности народа, делали праздник пасхи особенно дорогим и вожделенным сердцу каждого израильтянина. Знаменательный обряд заклания и снедения агнца, заповеданный Моисеем ( Исх. 12, 3–11 ), придавал пасхальной вечери исключительную торжественность. Для обозначения поспешного выхода из Египта евреи присутствовали за этой вечерией, одетые по-дорожному, с жезлами в руках (12, 11). Празднество начиналось чашей вина, которая символизировала физическое освобождение из рабства. Отец семейства или старший в доме брал в правую руку эту чашу с красным вином, разбавленным водою. Вино непременно употреблялось красное, в воспоминание агничей крови, спасшей первенцев израильских от погубления, и разведенное водою, потому что пить его должны были все, и женщины, и дети. Держа чашу, глава семейства произносил благословение в таких словах: «нынешний день был временем нашего исшествия из Египта. Да будет благословен Господь!» – и, отведав из чаши, передавал ее домочадцам. По умовении рук в пиршественную комнату вносили попраздничному убранный стол с горькими травами, напоминавшими потомкам израиля горькую жизнь предков их в Египте (1, 14). Затем на стол полагали хлеб, пасхального агнца, испеченного на огне без преломления костей (12, 8, 46), особо приготовленное мясо, а также жидкое блюдо из разных плодов для обмакивания в нем трав и кусков снедаемого. глава семейства брал со стола горькие травы и в воспоминание горечи рабства в Египте съедал их и раздавал вкушать другим. Далее следовала вторая общая чаша, символизирующая духовное освобождение. Прежде чем ее выпить, читали: «рабами были мы у фараона в Египта». Старший изъяснял значение пасхи и приглашал присутствовавших воспеть хвалу Богу; тогда все собрание пело 113-й и 114-й псалмы. После сего, по омовении рук, старший преломлял пресный хлеб в воспоминание поспешного бегства из Египта; опресноки – хлеб бедствия, не настоящий хлеб. Произнесши благословения, глава вечери вкушал горьких трав, мяса и агнца; примеру его следовали все присутствующие. Вечеря продолжалась, и среди беседы предлагалась третья чаша, выпиваемая за спасение евреев от войска египетского. Присутствующие благословляли имя господне и выражали надежду на будущую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Наиболее мелкие, почти пылеобразные крупицы лучше всего собирать на конец (мякоть) безымянного пальца, прижимая его к антиминсу, снимая затем с него устами. Также следует губкой сметать их по антиминсу к одному месту, от краев к центру, тогда обнаружатся незаметные прежде крупицы, которые также собирать на палец и снимать устами. Губка также набирает в себя крупицы, поэтому её следует очищать над дискосом или Чашей, слегка поколачивая ее пальцами и выбивая попавшие в её поры частицы Святых Таин. Периодически, хотя бы раз в год, губку следует омывать теплой водой, сперва трижды в Чаше, после потребления Святых Даров, и эту воду выпивать, а затем можно уже хорошо помыть с мылом или щелоком в какой-нибудь церковной посуде (например, в тазике, предназначенном для умовения рук священнослужителей после причащения), пока она не станет совершенно светлой. Воду эту следует слить туда же, куда сливается вода после названного омовения рук и уст. Сушить губку следует в тисках или под прессом, между специально для сего предназначенными дощечками, чисто и гладко выструганными и окропленными святой водой. Дощечки эти следует хранить для каждого такого повторного омытия губки. Если нужда в них отпадает, или они станут непригодными, их следует только сжечь, не употребляя ни на какое другое дело. После просушки губку следует трижды окропить святой водой и снова вложить в антиминс для употребления. После осмотра священник покрывает Чашу покровцем, полагает на дискос звездицу, копие, лжицу и второй покровец и, став лицом к востоку, с крестным знамение возглашает «Спаси, Боже, люди Твоя», и на люди благословляя рукой: «И благослови достояние Твое». §80 . Далее священник, обернувшись к престолу, кадит трижды святую Чашу, говоря тихо единожды: «Вознесыйся на небеса», отдает кадило диакону и подает ему дискос, который диакон берет рукой, имея кадило в правой, и ставит себе на голову, на уровне чела и идет сзади священника мимо Царских врат, взирая чрез них на народ и кадя его, к жертвеннику, где поставляет дискос и ожидает священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часы. Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью – священник, совершавший проскомидию, северной – чтец и становятся: первый – около архиерейской кафедры по правую сторону, а второй – против него, по левую, и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе «Ис полла...» священник говорит: «Благословен Бог наш...», Чтец: «Аминь» и начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа «Молитвами святых отец наших...» священник говорит: «Молитвами святаго Владыки нашего. Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Чтец же говорит: «Именем Господним, Владыко, благослови» вместо «Именем Господним благослови, отче». На первом Трисвятом из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред царскими вратами, а затем по возгласе священника «Яко Твое есть Царство...» одновременно с ним и чтецом кланяются архиерею и, получив от него благословение, уходят и кадят престол, алтарь, иконостас, праздничную икону, а затем, сойдя с амвона, архиерея трижды по трижды, священника, чтеца, снова взойдя на амвон – оба клироса, народ и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея трижды, молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается, чтобы первый диакон кадил правую сторону, второй – левую. Вместе кадят престол только спереди и сзади, царские врата и архиерея. «Егда же глаголются Часы, архиерей седит, востает же токмо на Аллилуиа и на Трисвятое, и на Честнейшую» (Чиновник). При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лоханью и полотенце (пономарь находится между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам вместе с окончившими каждение диаконами, затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, затем он вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и снова затем возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время умовения рук архиереем вполголоса читает молитву «Умыю в неповинных руце...», а по умовении целует руку архиерея, иподиаконы тоже целуют руку архиерея и затем уходят в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скрывал ли уже предатель сбой богоубийственный замысел, или Господь видел только семя его в душе Иуды, во всяком случае это замечание было предостережением для него, которым мог он воспользоваться, чтобы переменить свое расположение, как вор, видя опасность быть открытым, бросает похищенное. – Примечательно и то, что первая еще тайна обличения предателя совпадает с отпадением многих других учеников от Господа по случаю сей беседы. Беседа Его с фарисеями о преданиях старцев Это было пред пасхой. На празднике пасхи и потом пятидесятницы мы не видим Спасителя в Иерусалиме. Он приходит сюда только во время праздника кущей и это был последний великий праздник, который Он совершил вместе с своим народом. А до сего времени мы видим Его большей частью на северных пределах Галилеи. Но фарисеи иерусалимские 45 никогда не оставляли своего наблюдения за Ним. Не видав Его в Иерусалиме, они пришли в Галилею. Встретив Его вместе с учениками, они возобновили прежнее осуждение учеников Его в несоблюдении преданий старцев. Случаем к сему было то, что ученики принимались за пищу, не умыв рук. – По правилам благочестия фарисейского пред принятием пищи и после стола – непременно должно было мыть руки. В Талмуде определено, какой меры воды для этого достаточно, как мыть, когда именно, в каком порядке, если число присутствующих превышает пять или не превышает его. (Принадлежавшие к секте Ессеев пред столом погружались в воду. Иос. Флавий). Этим правилам приписывалась такая важность, что за несоблюдение их Синедрион подвергал отлучению. Указывая на поступок учеников, фарисеи конечно хотели представить Спасителю правило об умовении рук в связи с прочими преданиями и, возводя обвинение от частного действия к неуважению преданий вообще, может быть хотели слышать Его собственное мнение о важности предания. По крайней мере к тому ведет ответа Господа. По понятиям Талмуда, предания старцев важнее, чем слова пророков, даже лучше, чем слова закона, потому что в законе есть важное и неважное, а слова старцев все важны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иподиаконы снимают со ставленника фелонь. Архиерей трижды благословляет главу рукополагаемого и благословляет стихарь. Ставленник крестится, целует крест на стихаре и руку Архиерея. Иподиаконы облачают ставленника в стихарь. Ставленник приклоняет главу, и Архиерей, возложив руку на главу ставленника, читает молитву и тайносовершительную формулу чина. На этом чин хиротесии во чтеца закончен. Посвящение в иподиаконы. Этот чин совершается сразу после хиротесии во чтеца. Иподиаконы подают Архиерею орарь. Архиерей благословляет орарь. Ставленник крестится, целует крест на ораре и руку Архиерея. Иподиаконы опоясывают ставленника орарем. Протодиакон снимает с Архиерея митру и возглашает: «Господу помолимся». Хор поет: «Господи, помилуй». Ставленник приклоняет главу, и Архиерей, трижды благословив главу ставленника, возлагает на нее руку и читает положенную молитву. Если чин поставления в иподиакона совершается перед началом Литургии или во время мирной ектении и антифонов, то совершается чин умовения рук Архиерея. Иподиакон износит омовение, и после окончания молитвы иподиаконы возлагают на плечи ставленника полотенце, и дают ему в руки лохань, в которой стоит кувшин с водой. Ставленник держит лохань четырьмя пальцами (кроме большого), а большими пальцами прижимает края полотенца к ручкам лохани. Протодиакон читает: «Умыю в неповинных…», а Архиерей омывает руки. Иподиаконы подают Архиерею полотенце, тот вытирает руки, и иподиаконы возлагают полотенце на плечи ставленника. Архиерей благословляет двумя руками. Протодиакон и 2й иподиакон целуют руки Архиерея. Архиерей второй раз благословляет двумя руками. 1й иподиакон и ставленник целуют руки Архиерея. Ставленник и два иподиакона поворачиваются и идут на солею. На солее иподиаконы единожды крестятся, вместе со ставленником поворачиваются и кланяются Архиерею. Иподиаконы и ставленник уходят в алтарь (ставленник северными дверьми). Если хиротесия совершается во время Всенощного бдения или во внебогослужебное время, то омовение рук Архиерея не совершается. Хиротония диакона и священника

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Литургия освящения (или верных) состоит из следующих элементов: умовения рук епископом; тропаря тайн (    ); accessus ad altare (в отличие от визант. традиции приближение к престолу совершается без перенесения Даров, к-рые заранее приносятся в святилище священником или диаконом и остаются на престоле покрытыми до эпиклесиса); молитвы иерея перед входом в алтарь; пения Символа веры; диаконской ектении (  ), во время к-рой священник совершает целование престола; священнической молитвы-апологии (  ) и молитвы-благодарения (  ); преподания мира; диаконского призыва перед анафорой («Станем добре»); снятия покрова с Даров и каждения; анафоры; молитвы о мире (ср.: Ин 14. 27). Литургия причащения строится по следующей схеме: священническая молитва перед преломлением Агнца; возношение Агнца; преломление и соединение Агнца после погружения одной его половины в св. Чашу; священническое благословение; диаконская ектения; чтение молитвы «Отче наш»; возглашение «Святая - святым»; общее исповедание веры («Един свят Отец, един свят Сын, един свят Дух! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков»); причащение священнослужителей, во время к-рого поется причастен (    ); причащение мирян; благодарственная молитва; молитва «Отче наш»; заключительное благословение (   - печать); раздача евлогии (  ). Таинство Крещения В древности в Церквах сир. традиции был распространен чин Крещения без послекрещального помазания, но с обязательным Причащением как завершением чина ( Brock. 1977, 1979). Совр. чинопоследование сформировалось в VII в., при патриархе Ишояве III, когда стали крестить преимущественно младенцев, а катехуменат был отменен. Чин Крещения делится на 3 части. 1-я по структуре напоминает литургию оглашенных и может совершаться отдельно от Крещения. Она состоит из возложения руки и нанесения знамения Креста (  ) св. елеем из «рога помазания» на лоб крещаемого, во время к-рого поются антифоны, гимн «Тебя, Господи» (    ) и Трисвятое, из чтения Свящ. Писания (1 Кор 10. 1-13 и Ин 2. 23-3. 8), ектении, молитвы возложения рук (  ) и отпуста.

http://pravenc.ru/text/155372.html

   Краткое и не слишком глубокомысленное толкование «Отче наш»; указания на заповедь необходимости мира с близкими для молящегося, на несущественное умовение рук перед молитвою; как молиться — стоя или сидя, громко или тихо; на лобзание мира, на покрывало молящихся девушек; становиться ли на колени; на молитву публичную и домашнюю — вот главное содержание этого, казалось бы, существеннейшего произведения Тертуллиана. Заканчивается оно красноречивым и не лишенным силы заключением. Это лучшее, что есть в трактате. «Когда Бог в чем-либо отказывает молитве, возносимой к Нему духом и истиною, как Он того желает, (молитва) подает мужество страждущим и терпение воздыхающим: сила ее умножает благодать, дабы вера видела, что страдания происходят от Бога и должны быть переносимы из любви к Нему. Древле молитва могла возводить казни на людей... Так молитва умеет только устранять гнев Божий: христианин молится за врагов и за гонителей своих. Одна молитва побеждает Бога... Она представляет изображение жизни Господа нашего, Который во время пребывания Своего на земле не знал ничего иного делать, как воскрешать мертвых, укреплять слабых, исцелять больных, изгонять бесов, отверзать темницы и разрешать узы повинных. Молитва изглаживает грех, удаляет искушения, останавливает меч гонения, молитва утешает немощных, увеселяет сильных. Молитва руководит странников, усмиряет грозы и приводит к оцепенению разбойников. Молитва питает бедных и учит богатых (воздержанию). Молитва восставляет падших, укрепляет колеблющихся и убеждает противящихся. Молитва есть ограждение веры и щит против подстерегающих (наше падение). Итак, не станем ходить иначе, как под покровом этого оружия. Во время дня не забудем стояний наших, ночью не забудем бдений наших. Со всеоружием молитвы должны мы защищать знамя нашего Владыки и ожидать трубы ангела. Все ангелы молятся и вся тварь. Стада скота и звери лесов преклоняют колена, исходя из своих убежищ; они подъемлют чело свое к Нему и приветствуют Его мычанием. Птицы с наступлением утра направляют полет свой к небу; вместо рук простирают они свои крылья в виде креста и щебечут нечто,что походит на молитвы. Что мне остается еще сказать на счет сего необходимого дела (молитвы)? Сам Господь молился. Да будет Ему честь и слава во веки веков» (О молитве. 29).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010