Скачать epub pdf Тайная вечеря. Приготовление пасхи... Чаша благодарения... Умовение ног... Обличение предателя...  (Мф. 26:17–25) Наступил день, когда надлежало по Закону Моисееву вкушать пасхального агнца 10 Святой Иоанн указывает, так сказать, на то отверстие, сквозь которое древний змий вполз в душу Иуды и неприметно опутал собой его ум и сердце. Это – страсть к сребренникам, которая, издавна зародившись в душе его, постепенно тлела и наконец разгорелась в пламень совершенно адский, в котором, как в своем чертоге, сидел и царствовал сатана. Во время вифанийской вечери, на которой Иуда жалел о мире, диавол наложил последнюю петлю на душу сребролюбца, чтобы увлечь его за собой в ад. Господь все видел, что творилось в этой несчастной душе, но с намерением скрывал это от учеников Своих до последней возможности: иначе чего не позволила бы себе пламенная ревность Петра для предупреждения такого несчастья? «Столь великое зло – сребролюбие! – восклицает святитель Златоуст. – Оно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Слушайте все сребролюбцы, страждущие болезнью Иуды! Слушайте и берегитесь страсти сребролюбия! Если тот, кто пребывал со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, упал в такую бездну оттого, что не был свободен от этой болезни: не более ли вы, которые не слушаете Писания, легко можете быть уловлены этой страстью, если будете беззаботны? Эта страсть самая ужасная из всех страстей. Отсюда убийцы, отсюда войны и драки, отсюда всякое зло, как бы ты его ни назвал. Нет никакой прибыли, когда душа больна, и нет ущерба, когда душа богата»...  10 Все четыре евангелиста согласно говорят, что Господь Иисус Христос совершил Тайную вечерю в четверг, а пострадал в пятницу. Но три первых евангелиста называют четверг первым днем опресноков (Матфей и Марк), когда закалали (Марк) или надлежало закалать пасхального агнца (Лука). А евангелист Иоанн пишет, что Евреи ели пасху в пятницу, после распятия Господа. Значит, Господь не в один день с Евреями вкушал пасхального агнца. По Закону Моисееву пасху следовало совершать 14 нисана, по нашему марта, к вечеру. Является вопрос: Когда Господь совершил Тайную вечерю: в тот ли день, когда следовало совершать пасху по Закону Моисееву, т.е. 14 числа, или же днем раньше? В четверг или пятницу приходилось 14 нисана, и вообще, как случилось, что Евреи ели пасхального агнца не в тот же день, в какой вкушал его Господь? Толкователи Евангелия решают этот вопрос неодинаково. Они думают, что Господь совершил ветхозаветную Пасху и новозаветную Свою Тайную вечерю 13 нисана, другие – 14. Первые указывают на то, что, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, на праздник пасхи в Иерусалиме собралось до двух миллионов народа, для которого надобно было заклать до двухсот пятидесяти тысяч агнцев пасхальных. Читать далее Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

53. Понятие о Страстной седмице. Особенности Богослужения первых трех ее дней. Воспоминания, соединяемые с Великим Четвергом и особенности Богослужения Страстною седмицею называется последняя неделя перед Пасхою. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминанию крестных страданий Христовых. Особенности Богослужения, первых трех дней страстной седмицы состоят в следующем: на утрени после шестопсалмия поется тропарь: «Се жених грядет в полу нощи» 32 , а после канона поется песнь: »Чертог Твой вижду Спасе мой » 33 . В среду на литургии оканчиваются великопостные поклоны. В понедельник Страстной недели воспоминается праведный Иосиф и проклятие Господом смоковницы. Во вторник воспоминаются ответы, данные Иисусом Христом фарисеям и саддукеям, притчи о десяти девах, о талантах и о страшном суде. В среду воспоминается жена грешница, помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя в доме Симона прокаженного и через то приготовившая Христа к погребению. Еще воспоминается предательство Иуды. В Великий Четверг во время Богослужения воспоминается омовение Иисусом Христом ног учеников, установление Тайной вечери, прощальная беседа с учениками, молитва Господа в саду Гефсиманском и взятие Его воинами. На утрени в этот день после шестопсалмия поется тропарь «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся " 34 . Литургия совершается Святого Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером таинство причащения. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: »Да исполнятся уста наша« поется одна и та же песнь: »Вечери Твоея тайные днесь»... В соборах в этот день после заамвонной молитвы на литургии совершается чин омовения ног для наглядного научения нас смирению. Этот чин совершается так: посреди собора архиерей умывает ноги сидящим около него двенадцати священникам. В это время читается Евангелие об омовении ног Иисусом Христом ученикам на тайной вечери. В Москве и Киеве за литургиею в этот день совершается освящение мира. Это освящение бывает не ежегодно, а по мере надобности; оно совершается так: после освящения Даров архиерей трижды благословляет каждый сосуд с миром, поставленный около престола, и молит Бога о ниспослании благодати Святого Духа на миро. Св. миро употребляется в храмах всей России при совершении таинства миропомазания, при освящении храмов и антиминсов и в день коронования Государя Императора для освящения Его, вступающего на царство. Для беседы с учащимися: Какая неделя называется Страстною? Почему так она называется? Какие особенности богослужения первых трех дней Страстной недели? Что воспоминается в понедельник, во вторник и в среду? Что воспоминается в Великий Четверг? Какие особенности богослужения в Великий Четверг. Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Разделы портала «Азбука веры» 21 Апр 2022 Русская Православная Церковь встречает Великий Четверг – один из важнейших дней подготовки к Пасхе. В 2022 году Великий Четверг приходится на 21 апреля . В этот день православные христиане молитвенно переживают события Тайной Вечери, во время которой воплотившийся Бог, Иисус Христос, установил главное церковное Таинство – Евхаристию (Таинство Причащения). Согласно Евангелию, Спаситель и апостолы собрались за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Перед этим Господь совершил умовение ног Своих учеников, тем самым преподав им урок смирения и служения ближнему. В конце Трапезы, произнося традиционное благословение над вином, Спаситель назвал хлеб Телом Своим, вино — Своей Кровью. С тех пор во время Таинства Причащения верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь, через это происходит благодатное соединение человека с Богом. Иное, народное, название Великого Четверга — Чистый Четверг. Вопреки распространенному мнению, такое название связано не с тем, что в этот день принято наводить порядок дома (чистить ковры, мыть полы, стирать и т.д.) или мыться в бане, а с тем, что в первые века христианства в субботу накануне дня Воскресения Христова — Пасхи — совершалось Крещение верующих, готовящихся к этому в течение всего Великого поста. Готовясь к крещению и Пасхе, люди приводили себя в порядок в Великий Четверг, чтобы в Великие Пятницу и Субботу посвятить время воспоминаниям о страданиях и Воскресении Иисуса Христа. Также существует мнение, что название «Чистый Четверг» имеет отношение к умовению Спасителем ног апостолов. В Великий Четверг каждый православный христианин старается посетить богослужения дня, особенно Литургию, и причаститься. Предлагаем пройти обучающий тест: Таинство Св. Причащения (Евхаристии) . Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/pravoslavnye-hrist...

5.2. Постановления о священстве Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Все священники были только из потомков Аарона. Первосвященником должен был быть старший, и первосвященники не должны были сменяться. То, что мы видим в эпоху земной жизни Спасителя, есть ситуация совершенно противозаконная, когда священников меняли регулярно по требованию властей: мог быть и Анна первосвященник, и Каиафа первосвященник, и все могли жить в одном доме. Священники должны были в скинии исполнять все то, что связано с жертвоприношениями, кроме того, на них лежала обязанность освидетельствования ряда болезней, и еще они должны были учить народ законам. От священников требовалась особая чистота и святость жизни и не только от священников, но и от членов их семей, например, к дочерям священников за разного рода преступления применялась гораздо более строгая кара, чем к простым девушкам-израильтянкам. Был запрет приступать к служению в нетрезвом виде, чтобы священник случайно не перепутал чистого и нечистого и не совершил чего-нибудь не должным образом; был запрет для ветхозаветных священников жениться на разведенной женщине и тому подобное. Священникам ветхозаветным полагалось различать проказу и свидетельствовать о прохождении проказы, причем говорится о некой таинственной проказе на домах, которой никакого объяснения нет, кроме того, что, по-видимому, это было некое сверхъестественное знамение, которое приключалось только с домами израильтян. Никакого естественного объяснения такого явления, которое описывается в Писании, пока что не найдено. Тому, что именно священники ветхозаветные различали эти болезни, дается блаженным Феодоритом такое объяснение: «Телесными страданиями указывает на болезни душевные и, говоря о болезнях непроизвольных, обвиняет за произвольные. Ибо если естественные болезни кажутся нечистыми, тем паче нечисты болезни нравственные. Говорит же и о различиях проказы, потому что есть разность и в грехах. Есть начало проказы, потому что есть и начало греха. Но как проказу различает иерей, так ему же надобно быть судьей и душевных грехов. Прокажением же называет пестроту цвета на коже; так порок, войдя в душу, делает ее прокаженною» с. 125]. Ветхозаветные священники совершали полное омовение тела в ритуальных целях только один раз – перед посвящением (Исх. 29:4; Лев. 8:6). После этого перед ежедневным служением в скинии они омывали только руки и ноги (Исх. 40:31). Здесь указание на то, что христианину, получившему Крещение – «баню возрождения» (Тит. 3:5; Евр. 10:10), необходимо только очищение от повседневной нечистоты греха (2 Пет. 1:9; 1 Ин. 1:7-10; 3:3-5). Здесь есть связь и с умовением ног апостолам на Тайной вечери: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:8-10). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/430961/

Беседа о Страстной седмице проведена в храме Тихвинской иконы Божией Матери апреля 2015 В храме Тихвинской иконы Божией Матери на проспекте Науки 2 апреля была проведена беседа с молодежью на тему " Разъяснение евангельских событий и идейное содержание богослужений Страстной седмицы " . Беседа не могла быть проведена как лекция-монолог, ведь разъясняя евангельские события, притчи, образы и богослужебные тексты, христианин обязательно переносит их на себя, свою жизнь, на современное общество в целом.  В итоге встреча превратилась в " диалог-проповедь " : на примере Чуда о смоковнице, притчи о десяти девах, о талантах и противопоставлении Иуды Искариотского, помазавшей Христа блуднице говорилось о духовной жизни в целом и о том, как жить духовно, несмотря на окружающий нас бездуховный мир. Особое место в разговоре заняло обсуждение уникальных богослужений и образов, которые видны в чинах умовения ног, выноса и погребения Плащаницы, а также чина мироварения и мироосвящения. " Мы хотели донести до молодых людей основы духовной жизни, необходимость молитвы и покаяния, постоянного трезвения. И показали это через евангельские примеры и страдание Христа. Надеюсь, теперь, когда богослужения и евангельские события Страстной седмицы стали слушателям более понятны, они смогут сопереживать ученикам Христовым и ради тех страданий, которые претерпел Господь будут, не потакая слабостям и лени, идти к Нему путем покаяния, а взойдя на Голгофу, станут соучастниками славного Христова Воскресения! " - подвел итог руководитель молодежной общины, священник Владислав Малышев . ИА " Вода живая " , 02.04.15 Поделиться 16 апреля 2024 15 апреля 2024 12 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Тайная вечеря Тайная вечеря . Наступила четырнадцатая луна первого весеннего месяца, авив (т. е. колосьев), когда по закону следовало закалать пасхального агнца, Иисус Христос сказал Петру и Иоанну: «подите, приготовьте нам есть Пасху». Они спросили Его: «где велишь нам приготовить Тебе Пасху?» Он отвечал: «когда войдете вы в город, тотчас встретится вам человек с кувшином воды; подите за ним; и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель говорит тебе: Мое время близко: где горница, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? И он вам укажет горницу большую, убранную, готовую: там приготовьте нам». Петр и Иоанн пошли, пришли в город, и нашли, как им было сказано; и приготовили Пасху. С наступлением вечера Иисус Христос приходит туда с двенадцатью Апостолами. Он возлег за трапезой и двенадцать Апостолов с Ним. И начал говорить: «очень желал Я есть с вами эту Пасху, прежде Моего страдания, потому что, сказываю вам, уже не буду есть ее, пока она в совершеннейшем виде не откроется в царствии Божием». Потом взял чашу, и, воздавши хвалу Богу, сказал: «возьмите ее, и разделите между собою. Сказываю же вам, что Я уже не буду отныне пить от сего виноградного плода до того дня, как буду пить с вами новое вино в царствии Отца Моего». После умовения ног ученикам и обличения за трапезою Иуды Искариота в предательстве, после чего Иуда удалился с вечери, Господь Иисус Христос сказал: «Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем. Если же Бог прославился в Нем: то Бог прославит и Его в Себе, и вскоре прославит Его». Вечеря еще не прекращалась. Апостолы продолжали есть. И вот, Иисус Христос берет один хлеб, благословляет, преломляет его, и, раздавая ученикам, говорит: «приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в воспоминание обо Мне». А по окончании вечери берет чашу с вином, растворенным водою, и, возблагодаривши Бога, подает им пить. Пили все. Между тем говорит им: «пейте из нее все. Потому что в чаше сей кровь Моя, нового завета, которая за вас и за многих изливается, во оставление грехов. Так делайте, когда ни будете пить, в воспоминание обо Мне». Совершилось и приобщение спасительным тайнам Тела и Крови Христовой. Господь продолжает говорить: Дети! уже не долго Мне быть с вами. Будете искать Меня, и, как Я сказал иудеям, что куда Я иду, туда вы не можете придти; так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам: любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. Потому всякой и будет знать, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Mф. XXVI:26–28 ; Mk. XI:22–24 ; IKop. XI:23–25 ; Лk. XXLI:19, 20 ; Uh. XIII:33–35 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАНА [румын. Bogdana], действующий муж. мон-рь с соборным храмом во имя свт. Николая Чудотворца в Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии (Молдавской и Буковинской митрополии) Румынской Православной Церкви. Был освящен также придел во имя св. Леонтия Рэдэуцкого (пам. 1 июля). Б. находится в г. Рэдэуци (жудец Сучава), в истор. обл. Буковина (крайняя сев.-вост. часть Румынии). Монастырская жизнь возрождена в 1992 г. В XIV в. здесь размещалась кафедра Рэдэуцкой епископии. Ц. свт. Николая в Рэдэуци - древнейший памятник каменного зодчества в Молдавском княжестве, воздвигнутый в 50-х гг. XIV в. В 1559 г. господарь Александру Лэпушняну пристроил закрытый притвор, о чем сообщается в настенной надписи на слав. языке при юж. входе. Храм прямоугольный в плане, без купола, с высокой четырехскатной кровлей. Стены отличаются массивной кладкой, укреплены контрфорсами и покрыты штукатуркой. Изнутри церковь перекрыта цилиндрическим сводом, полукруглая апсида имеет сильный вынос. Эта церковь единственная в Румынии, в алтаре к-рой имеется каменный синтрон. К алтарю примыкает вима, что характерно для романских базилик. Наос от пронаоса отделяет стена с дверным проемом, 4 массивных квадратных столпа делят наос на 3 нефа. Над боковыми более низкими нефами устроены 2 небольших помещения, куда ведет винтовая лестница в юго-вост. углу пронаоса. В храме были погребены молдав. господари Богдан I Основатель (1359-1365), Лацку (1365 - ок. 1375), Роман I Мушат (ок. 1392-1394), Стефан I (1394-1399) и др. представители знатных фамилий. Св. блгв. воевода Стефан III Великий возложил на нек-рые захоронения надгробные плиты, украшенные резным плетеным орнаментом (1479-1480). Древняя живопись не сохранилась, повторно церковь была расписана при господаре Александре Добром, о чем имеется письменное свидетельство 1415 г. Сохранились 4 композиции в алтаре: «Тайная вечеря», «Причащение апостолов хлебом», «Причащение апостолов вином», «Умовение ног апостолам», датируемые временем правления молдавского господаря св. Стефана III. Поновлялась роспись и в период правления господаря Александру Лэпушняну, в 1880 г. храм был заново расписан. На колокольне, возведенной в 1781 г. еп. Досифеем (Хереску), сохранился колокол со слав. надписью: «Иоан Стефан, воевода Молдавской страны». Лит.: Bal Gh. Bisericile moldoveneti din veacul al XVI-lea. Bucureti, 1928; V t ianu V. Istoria artei feudale în rile române. Bucureti, 1959. Vol. 1; Ionescu Gr. Istoria arhitecturii în România. Bucureti, 1963. Vol. 1; Grigora N. , Capro u I. Biserici i mnstiri vechi din Moldova. Bucureti, 1968; Monumente istorice bisericeti din Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974. Свящ. Йон Викован, В. С. Мухин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149451.html

Библия, изложенная для семейного чтения. Великий четверг Приготовление пасхи Тайная вечеря. 1497 «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят (Иисусу) ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих (Петра и Иоанна) и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью учениками Своими». (Мк. 14, 12–17) Умовение ног «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам, раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если вы это знаете, блаженны вы, когда исполняете». (Ин. 13, 2–17)

http://pravoslavie.ru/3133.html

Умовение ног Евангельским основанием чина умовения ног, также совершаемого в Великий четверг, служит рассказ ап. Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу ап. Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20). Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения. Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе с Крещением (но не вместо него) x . На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовения ног как прообраза таинства Крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний xi , было также воспринято и приводится, например, у прп. Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» (IV. 13).

http://pravoslavie.ru/37408.html

Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий четверг с этим возможным крещальным умовением не связан. Чинопоследование умовения ног Великого четверга впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде. Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия (Ин13. 3-30), ектению, молитву, собственно умовение ног, и заключительный тропарь-ипакои. Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя xii . При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга – этот порядок отраженв Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, вЕвергетидском Типиконе. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии. В константинопольских памятниках чин умовения ног уже имеет несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем предстоятель читает две вступительные молитвы (обычную и главопреклонную), и начинается чтение евангельского рассказа. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия, предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре – монахов, если в кафедральном соборе – священников; в Константинополе в древности Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 священникам, 2 митрополитам и 1 архиепископу). После умовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и тропари 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня – в начале; тропарь 5-й песни трипеснца Великой пятницы – в конце). Текст чина умовения ног в соборной и монастырской редакциях приведен в Приложении 4 к настоящей заметке.

http://pravoslavie.ru/37408.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010