Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Предательство (измена) – 1) нарушение верности по отношению к кому-либо, чему-либо (близкому человеку, Родине, союзникам по оружию, единоверцам и т. д.); 2) сознательное нарушение клятвы, присяги или отклонение от принятых самим человеком, его ближайшим окружением или сообществом людей, в котором он проживает, норм или ценностей, действия против этих норм и ценностей, отрицание их, а также их явное или скрытое отрицание. Дуччо ди Буонинсенья (1255–1319). “Предательство Иуды”. Какие эпитеты также используются в отношении предателя Предателя также называют Иудой, изменником, вероломцем, крамольником, лукавым и облыжным человеком, душепродавцем. Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа Об этом Апостол Иоанн сообщает нам в своём Евангелии ( Ин.12:1-8 ). О предательстве Иуды Церковь свидетельствует в тропаре: Тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы/на умовении вечери просвещахуся,/тогда Иуда злочестивый/сребролюбием недуговав омрачашеся,/и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает./Виждь, имений рачителю,/сих ради удавление употребивша!/Бежи, несытыя души,/Учителю таковая дерзнувшия;//Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. Перевод: Когда славные ученики на вечери при умовении ног просвещались; тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился; и Тебя, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. – Жадный собиратель богатств! Посмотри на удавившегося из-за них! Избегай жадности, – вот на что дерзнула она в отношении к Учителю; Господи, милостивый во всем, да будет Тебе слава! «Предательство» Петра и предательство Иуды – в чем разница? Поступок Иуды был обдуман, спланирован и осуществлён. Отречение же ап. Петра имело причиной страх. С его стороны это было спонтанной реакцией на опасность. Осознав свой проступок, своё предательство, Пётр вскоре покаялся в нём, не теряя надежды на милосердие Божье. Каковы могут быть мотивы предательства В наиболее острых и драматических ситуациях причинами предательства нередко бывают: стремление спасти себе жизнь, стремление избежать пыток и др. Кроме того, люди нередко встают на путь предательства по причине зависти, корысти, похоти. Может ли человек, являющийся предателем с точки зрения одних людей, не являться предателем с точки зрения других  

http://azbyka.ru/predatelstvo

Москва, 15 апреля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит завтра, в Великий Четверг, чин омовения ног. Этот обряд будет совершаться предстоятелем Русской Православной Церкви впервые в новейшей истории. Богослужение пройдет в Богоявленском кафедральном соборе Москвы после Божественной литургии, сообщает " Патриархия.Ру " . Чин омовения ног совершается в Страстной Четверг, когда архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях РПЦ. Кроме того, данный чин совершается в Римско-Католической Церкви, в Армянской Апостольской Церкви. В католической богослужебной практике чин совершает священник, умывая ноги двенадцати прихожанам; в Армянской Апостольской Церкви чин совершает Верховный Патриарх-Католикос всех армян. В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги умывают мужчины — мужчинам и женщины — женщинам. По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части «Архиерейского чиновника», чин омовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг. После пения «Буди имя Господне» Патриарх садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садится 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю. Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет стихиру «Союзом любве» и другие песнопения Великого Четверга. После того, как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: «о еже освятитися умовению сему». После ектении Патриарх читает молитву, в которой просит Господа через это символическое омовение омыть грехи людей. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Arhiva În Joia Mare Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie i rânduiala finirii Mirului în catedrala „Hristos Mântuitorul” 25 aprilie 2019 15:18 25 апреля 2019 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого, чин освящения святого мира и чин умовения ног в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.  Молебен на начало мироварения был совершен  Предстоятелем Русской Православной Церкви в Малом соборе  Донского ставропигиального монастыря  г. Москвы в понедельник Страстной седмицы. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро. В сосудах миро перевозится в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. После вечернего богослужения Великой Среды сосуды устанавливаются с северной, южной, и, если необходимо, с восточной стороны престола. В Великий Четверток за Литургией перед великим входом алавастр переносится с престола на жертвенник.  Утром в четверг Страстной седмицы Святейший Патриарх Кирилл прибыл к западному входу в Храм Христа Спасителя. У врат храма Святейший Владыка передал алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира) первенствующему протоиерею — протопресвитеру Владимиру Дивакову , который перенес его в алтарь и поставил на престоле слева от дарохранительницы. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московской духовной академии ; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Воскресенский Дионисий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; епископ Балашихинский Николай ; епископ Сергиево-Посадский Парамон , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископ Бронницкий Фома , наместник Донского ставропигиального монастыря ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5420370...

Arhiva În Joia Mare Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie i rânduiala sfinirii Mirului în catedrala „Hristos Mântuitorul”, or. Moscova 13 aprilie 2017 15:10 13 апреля 2017 года, в четверг Страстной седмицы, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого, чин освящения святого мира и чин умовения ног в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Патриарх прибыл в Храм Христа Спасителя к западному входу. Войдя в храм, прежде облачения в мантию, Патриарх передал алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира) первенствующему протоиерею, который перенес его в алтарь и поставил на Престоле слева от Дарохранительницы. Перед великим входом алавастр переносится с Престола на жертвенник. Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Верейский Евгений , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московской духовной академии ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ;  архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  епископ Иероним (Чернышов) ;  епископ Подольский Тихон ;  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  епископ Бронницкий Парамон , наместник  Донского ставропигиального монастыря ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола;  иеромонах Серафим (Амельченков) , ответственный секретарь  Управления делами Московской Патриархии ; духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4861788...

     О Светописанном образе Божией Матери, явленном в XX веке и очень почитаемого афонитами, и о русском Пантелеимоновом монастыре, воссозданном стараниями приснопоминаемого старца Иеремии (Алехина), рассказывает писатель Владимир Николаевич Крупин. В этом году ему исполнилось 75 лет! Сердечно поздравляем Владимира Николаевича Крупина с юбилеем, Божией помощи в праведных трудах, многая и благая лета! Удел Божией Матери Многие места нашей земли напоминают красоту Дня Творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумрудное, что голубизна его не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо. А главное место Греции для нас – это Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом него облачность. Святая Гора Афон – удел Божией Матери. После Храма Гроба Господня в Иерусалиме – это главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ли ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы. В отверстое над Елеонской горой небо вознесся Воскресший Иисус Христос. Его приход на землю был последней милостью Господа, показавшего пути спасения. Об этих путях и должны были поведать миру Его ученики. Рассказать и об обетовании Второго пришествия, при котором уже не будет вразумления грешников, а грянет Божий суд. Владимир Крупин      В Деяниях апостолов рассказывается, как ученики Христа собрались по Его Вознесении в Сионской горнице, которая помнила и чин умовения ног, и Тайную вечерю, и как на них снизошел Дух Божий. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго…» (Деян. 2:2–4). После проповеди Петра к Апостольской Церкви «присоединилось в тот день душ около трех тысяч». (Деян. 2:41).

http://pravoslavie.ru/98668.html

В Великий Четверток Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя в Москве 13 апреля 2017 г. 15:10 13 апреля 2017 года, в четверг Страстной седмицы, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого, чин освящения святого мира и чин умовения ног в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Патриарх прибыл в Храм Христа Спасителя к западному входу. Войдя в храм, прежде облачения в мантию, Патриарх передал алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира) первенствующему протоиерею, который перенес его в алтарь и поставил на Престоле слева от Дарохранительницы. Перед великим входом алавастр переносится с Престола на жертвенник. Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Иероним (Чернышов) ; епископ Подольский Тихон ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; епископ Богородский Антоний , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола; иеромонах Серафим (Амельченков) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии ; духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4861048.ht...

В Москве пройдет научно-практическая конференция о монашестве Москва, 20 февраля 2018 г. 6 февраля 2018 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре состоится Вторая международная научно-практическая конференция «Монашество в истории: актуальные проблемы и новые методы в исследованиях».      В работе конференции примут участие сотрудники ведущих духовных и светских учебных заведений и научных институтов, а также монашествующие ставропигиальных монастырей. В рамках конференции будут рассмотрены различные проблемы истории аскетизма и монашеской традиции христианского Востока и Запада. Программа 9.30–10.00 Молебен в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря 10.00–13.00 1-е заседание Приветственное слово организаторов конференции 1. Бибиков Михаил Вадимович — доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, заведующий Центром истории Византии и восточнохристианской культуры ИВИ РАН Жития преподобного Антония Печерского в греческой традиции 2. Ванькова Анна Борисовна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Византийское законодательство и типики о выборе игумена 3. Никифорова Александра Юрьевна — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Монастырский и кафедральный чины умовения ног в византийском богослужении 4. Игумен Дионисий (Шленов) — кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, заведующий Греко-латинским кабинетом и Академической библиотекой Учение о самопознании в византийской традиции: на примере Сотницы 2, 1.35 прп. Никиты Стифата 5. Родионов Олег Алексеевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, старший преподаватель ПСТГУ Учение прп. Каллиста Ангеликуда о монашеском послушании 6. Виноградов Андрей Юрьевич — кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Монастырь или келлия? К вопросу о статусе пещерных обителей в Горном Крыму

http://pravoslavie.ru/110047.html

В четверг Страстной седмицы глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты 13 апреля 2023 г. 13:19 13 апреля 2023 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Вознесения Господня г. Алма-Аты. Перед началом Литургии был совершен чин умовения ног. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Вениамин (Рудый) , избранный епископом Талгарским, викарием Астанайской епархии ; архимандрит Иоанн (Сазонов), духовник Астанайской епархии; протоиерей Вячеслав Чурбанов; протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела по связям с общественностью Казахстанского митрополичьего округа ; иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель личного секретариата митрополита Александра; иерей Георгий Сидоров, руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита Александра; протодиакон Роман Головин; протодиакон Владимир Сыровацкий; диакон Алексий Канушин; диакон Андрей Плетень; диакон Виталий Быструшкин; иеродиакон Софония (Мазуренко); диакон Александр Пивень. Богослужебные песнопения исполнили хор Казахстанского митрополичьего округа под управлением заслуженного деятеля искусств Российской Федерации О. Овчинникова и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич. Владыка Александр совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Суворов. В завершение Литургии митрополит Александр произнес проповедь и поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин. «Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день мы особым образом вспоминаем Тайную Вечерю Господа нашего Иисуса Христа и установление таинства Евхаристии. Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом. Господь преподает нам Себя в таинстве Евхаристии, дабы каждый верующий в Него мог достичь главной и единственной цели своей жизни — приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Великий Четверг. Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон В последнее время в богословии и каноническом праве весьма обострился вопрос о первенстве в Церкви, как в силу непомерных притязаний Константинопольского Патриархата не только на первенство чести, но и на первенство власти, так и в силу явной неадекватности подобных притязаний и их несоответствия современным нуждам Церкви. В настоящее время общепринятой теорией первенства во Вселенской Церкви является т.н. «теория Пентархии», приводящая к т.н. диптихам, когда Константинопольский патриарший престол занимает первое место, Александрийский – второе, Антиохийский – третье, Иерусалимский – четвертое, Московский Патриархат – пятое и т. д. Однако эта теория, базировавшаяся в I тысячелетии на реальном политическом значении тех или иных Патриархатов, в известном смысле перестала удовлетворять потребностям времени. Для установления подлинного учения Церкви о первенстве необходимо обратиться к двум источникам вероучения – Священному Писанию и Священному Преданию. В Священном Писании среди учеников Господа нашего Иисуса Христа особо выделяются трое учеников Христовых – Петр, Иаков и Иоанн. Они становятся свидетелями Преображения Господня, воскрешения дочери Иаира, их берет Господь в Гефсиманский сад, когда «Его душа скорбит смертельно» (Мф. 26, 38). Однако что отвечает Господь ученикам, когда они хотят сесть по правую и левую руку от Него? Что отвечает Господь ученикам, когда они хотят сесть по правую и левую руку от Него? Обратимся к Евангелию от Марка и толкованиям на него: «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 32–45).

http://pravoslavie.ru/122683.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Пассия: путь ко Кресту 13.04.2019 1232 Время на чтение 6 минут Пассия - самая поздняя по времени создания служба Великого поста, «богослужение страдания», подготавливающее нас к восприятию событий Среды, Четверга и Пятницы Страстной седмицы. Всего пассий четыре, по числу евангелистов,- на каждой из них читаются отрывки одного из Евангелий. Правда ли, что православные заимствовали чинопоследование пассии у католиков? В чем красота этой службы? Как настроить себя на правильное, духовное сопереживание Страстям Христовым? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протодиаконом Александром Пушкаревым. -Есть в церковной среде такое расхожее мнение, что пассия - это «католическая» служба, и для православного круга богослужений она чужеродна. Есть ли у него основания? -Слово «пассия» действительно латинского происхождения, оно означает «страдание», а по-церковнославянски - «страсть». Также верно, что службы, называемые пассиями, служатся в католических храмах. Но обычай читать Евангелие о страданиях Господа зародился в христианской Церкви еще в IV веке, задолго до разделения. Изначально это было чтение Евангелия в лицах, по образу древнегреческих трагедий, не предназначавшееся для богослужения. В православном чинопоследовании такой элемент театрализации тоже присутствует. Например, в Чине умовения ног, который совершается архиереем в Великий Четверг после Литургии, евангельский текст читает протодиакон, а диалог Спасителя и апостола Петра, соответственно, архиерей и священник. Такой образ чтения Евангелия в Западной Церкви утвердился в богослужении Великой Пятницы, когда один раз в году не совершается Литургия. После чтения Евангелия была проповедь. Со временем чтение стала сопровождать хоровая, а затем и органная музыка, композиторы писали сольные партии для Хрис­та, Иуды, Пилата. Известнейшие произведения И.С.Баха «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» - это, собственно, пассии в видении композитора. Уставное православное богослужение знает утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий, которая носит название «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа».

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/pas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010