во имя св. Параскевы Пятницы ( Петрова. 2006. С. 170). Бедному причту ц. св. Иоанна на Опоках помог новгородский губернатор Э. В. Лерхе: он обратился к известным ему благотворителям о постройке 2-этажного церковного дома (освящен 29 авг. 1874). Значительные пожертвования на различные нужды делали главы епархии. В 1841-1842 гг. незадолго до смерти митр. Серафим (Глаголевский) сделал крупные денежные пожертвования в церкви, мон-ри и семинарии епархий, в т. ч. и Новгородской (2142 р. 85 к.). Известна щедрая благотворительность митр. Никанора (Клементьевского), к-рый на собственные средства устроил сень над престолом главного алтаря Софийского собора, в 1854 г. пожертвовал 2,2 тыс. р. на имя правления Новгородской ДС для содержания на проценты одного ученика из сирот и детей бедных родителей, внес в опекунский совет по 500 р. на жен. мон-ри (Духов, Покровский Зверин, Десятинный, Сырков и Воскресенский Горицкий). С преобразованием в 1875 г. муж. Деревяницкого мон-ря в женский и открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии духовенство приглашалось к ежегодным пожертвованиям на это уч-ще, причем пример подал митр. Исидор (Никольский), к-рый пожертвовал 1 тыс. р. на стипендию своего имени. Впосл. на личные средства митрополита за оградой Деревяницкого мон-ря для уч-ща, преобразованного в жен. епархиальное, был построен 3-этажный кирпичный корпус (освящен митр. Исидором 12 авг. 1884). В ознаменование 50-летия архиерейского служения митрополита (1884) духовенство, старосты, чиновники консистории собрали 9482 р. на вспомоществование многосемейным вдовам священнослужителей процентами с этого капитала. В правление имп. Александра II церковная благотворительность приобрела общественный и постоянный характер: повсеместно создавались церковноприходские попечительства. Попечительства призваны были содействовать всем благотворительным учреждениям и об-вам, действующим в пределах прихода. В их ведении были церковноприходские школы, больницы, приюты и богадельни. Одно из первых попечительств в епархии открыто в 1872 г. при ц. во имя Феодора Стратилата на Щиркове ул. в Новгороде. Попечительствам при соборах Валдая и Боровичей пришлось понести особые труды: в Валдае 21 мая 1887 г. сгорело 250 домов и пострадал Троицкий собор; в Боровичах стены построенного во 2-й пол. XVIII в. Введенского собора стали давать трещины и потребовалось укрепление фундамента. К кон. XIX в. в Новгородской губ. большая часть благотворительных об-в и учреждений находилась в ведении 2 ведомств - Синода (136) и Мин-ва внутренних дел (72); на территории губернии действовали 145 церковноприходских попечительств, число последних к 1915 г. достигло 664 (Новгородская епархия//НЭС. 1916. Т. 28. Стб. 704).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Рудметаллторгу были сданы колокола демянского Богоявленского собора весом 208 кг; 5 колоколов закрытой Троицкой ц. новгородского Духова мон-ря (104 пуда) направлены на переплавку. В янв. 1930 г. в течение 10 дней Рудметаллторг получил из Новгородского окр. Ленинградской обл. 18 колоколов общим весом 311 пудов. В февр. 1930 г. вышло постановление Новгородского горсовета, запрещавшее колокольный звон и требовавшее снять все колокола с новгородских храмов с последующей их передачей в Рудметаллторг. Вырученные от переплавки колоколов средства предполагалось направить на строительство городского Дома культуры. В 1932 г. был закрыт Спасский собор Юрьева мон-ря, монастырские колокола общим весом 80 т были отправлены на переплавку. С целью «смывки золота» были уничтожены золоченые иконостасы в закрытых новгородских храмах: Симеоновском (в Зверином мон-ре), вмч. Георгия на Лубянице, св. Власия на Волосове ул., св. Иоанна Предтечи на Опоках, арх. Михаила в Сковородском мон-ре, в Георгиевском соборе. С той же целью разобрали главы Спасского собора и др. храмов, а также изъяли иконы с золотым фоном. 30 окт.- 1 дек. 1934 г. с 49 храмов Новгородского р-на было снято 166 колоколов. Ценные в историческом отношении 3 колокола передали музею, 81 колокол весом до пуда (до 16,58 кг) - сельсоветам и предприятиям «для пожарной сигнализации». Остальные колокола (общим весом более 66,6 т) направили на переплавку в гострест «Металлолом». Здания мн. закрытых храмов использовались в качестве зернохранилищ. 4 и 16 марта 1934 г. акционерному об-ву «Интурист» для продажи за валюту были переданы не менее 174 ценных предметов, происходивших из Юрьева, Антониева, Духова мон-рей, Знаменского собора, церквей мч. Никиты, вмч. Феодора Стратилата, свт. Климента, ап. Филиппа, Успения Пресв. Богородицы и др. В числе проданных оказались средневек. изделия, нахождение к-рых вне музейных собраний запрещала инструкция зав. отделом музеев Наркомпроса Н. И. Седовой 1922 г. Из отчета Новгородского музея следовало, что значительная часть церковного имущества была уничтожена: «Самый полный разгром и расхищение церкви: великолепная резьба иконостаса испорчена на весьма больших протяжениях, сами иконы вынуты из своих мест, другие порезаны, хрустальная люстра лишена хрусталя, а ее металлический каркас смят и исковеркан...» (ГАНО.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1630/31 г. митр. Киприан причислил к лику святых прп. Варлаама Важского . В 1650 г. была проведена канонизация прп. Евфимия Архангелогородского, мощи к-рого были обретены 7 июля 1647 г. в Холмогорах. Между 1652 и 1657 гг. митр. Макарий III организовал перенесение мощей архиеп. Новгородского свт. Иоанна «из темницы» в ц. Иоанна Предтечи, где они были положены в новую раку; митрополит установил празднование этого события 1 дек. (ПСРЛ. Т. 3. С. 160). 13 авг. 1654 г. митр. Макарий III перенес мощи блгв. кн. Владимира Ярославича с Корсунской паперти к юж. входу в Софийский собор, в Мартириевскую паперть; началось местное почитание князя. В 1655 г. с Афона в Иверский мон-рь была привезена написанная по просьбе патриарха Никона копия с чудотворной Иверской иконы Божией Матери «Портаитисса» (Вратарница), ставшая главной святыней обители (ныне хранится в ГИМ: 103803. НДМ 1288/1306). В 1656 г. патриарх Никон во вновь основанном им Кий-Островском Крестном мон-ре поставил памятный крест-реликварий из кипарисового дерева, заключавший в себе более 300 частиц мощей святых (в 1991 крест передан в ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве). В 1678 г. в Антониев Сийский мон-рь из дер. Ручьи Мезенского края были перенесены мощи пустынножителей Исаии и Никанора , написано их Житие ( Рыжова. 2001. С. 220-221). 19 апр. 1686 г. обретены мощи свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Мощи 1-го еп. Новгородского свт. Иоакима Корсунянина митр. Иов 12 окт. 1698 г. (НовгорЛет. С. 379) перенес из «каменной полатки» за алтарем Софийского собора в Мартириевскую (Золотую) паперть ( Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 58-59). В XVII в. в Новгородской епархии совершалось неск. десятков традиц. крестных ходов. Из Софийского собора в городские церкви крестные ходы проводились: в Неделю перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (во время совершения этого крестного хода поповские старосты 6 городских соборов с крестами приходили в Софийский собор на ектению и отпуст); 14 сент.- в ц.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Митр. Никодим регулярно посещал Новгород (особенно в дни памяти местных святых). В Новгороде он прежде всего добился возможности устроить под ц. во имя ап. Филиппа самостоятельный нижний храм, к-рый в февр. 1968 г. освятил во имя Всех Новгородских святых. Выполненный в 1969 г. архитектором-реставратором Н. Н. Кузьминой проект реставрации здания включал воссоздание разобранной в кон. XIX в. «сопридельной» Никольской ц. Однако получить разрешение властей на осуществление этого проекта митрополит смог только за год до кончины. 2 сент. 1977 г. он известил Куроедова, что ЕУ выделит 140 тыс. р. приходскому совету Филипповской ц. для капитального ремонта церковного здания «с восстановлением утраченной части его» (Арх. С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 24. Д. 47. Л. 363). Поскольку приобретенные для епархии в сер. 50-х гг. 2 дома в частном секторе на Заставной ул. пошли под снос, вблизи ц. во имя ап. Филиппа были возведены здание для Новгородского ЕУ и митрополичьи покои. Митр. Никодим организовал посещение иностранными делегациями древних храмов Новгородской обл., несмотря на отрицательное отношение к этому местных властей. На место настоятеля Георгиевской ц. в Ст. Руссе архиерей пригласил архим. Клавдиана (Моденова). В дер. Гудалово (ныне в черте г. Чудово) молитвенное помещение (расширенная в нач. 60-х гг. часовня, к-рую передали приходу закрытой чудовской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери) дважды поджигали; 2-й пожар полностью уничтожил постройку, после чего были оформлены документы для ликвидации прихода. Митр. Никодим добился отмены этого решения и приехал 6 апр. 1975 г. на освящение деревянного храма, возведенного на фундаменте сгоревшего (Новгородская епархия//ЖМП. 1976. 2. С. 21-22). После скоропостижной смерти митр. Никодима (5 сент. 1978) на Ленинградскую и Новгородскую кафедру был переведен митр. Антоний (Мельников) . 13 дек. 1978 г. он освятил Никольский храм, воссозданный при ц. во имя ап. Филиппа. В сент. 1979 г. Новгород посетил митрополит Пражский и всей Чехословакии Дорофей, 16 сент.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Любань. Церковь Воздвижения Креста Господня при подворье Макарьевского монастыря. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1902. Год утраты:1943 (сгорела 14 октября 1943 года) Адрес: Ленинградская область, Тосненский район, город Любань, перекресток улиц Советской (быв. Софийской) и Красной. Координаты: 59.35447, 31.25591 Проезд:Ст. Любань. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вскоре после открытия пустыни на ближайшей к ней железнодорожной станции Любань возникло небольшое подворье. Здесь в 1898 году Григорий Александрович Воронов подарил обители участок с жилым домом, но вскоре дом сгорел и на его месте в 1900 году был выстроен новый двухэтажный, где и разместилось подворье. На верхнем этаже архимандрит Спасо-Преображенского Старорусского монастыря Алексий, позже епископ Велико-Устюжский викарий Вологодской епархии, освятил 9 сентября 1901 года церковь Воздвижения Креста Господня. ...О судьбе любанского подворья Макариевской пустыни мне рассказала Людмила Александровна Митропольская, старая прихожанка Петропавловской церкви. В юности она бывала в подворье на службах, которые совершались на втором этаже. Там, по ее словам, видела она замечательные иконы большого размера - более двух метров в ширину и высоту. Последнее всенощное бдение отслужили в домовой церкви 4/17 февраля 1932 года, а на следующий день вся братия была арестована, и храм закрыли. В Покров 1943 года немцы погрузили жителей Любани в железнодорожный эшелон для переселения в Литву. В полночь Людмила Александровна и другие люди увидели из состава пожар. Мальчик побежал на пожар и сообщил, что горит подворье. Состав не был отправлен и на ночь всех отпустили по домам. Идя снова к поезду, утром увидели, что подворье полностью сгорело. Л.А. Митропольская проводила меня к месту, где стояло подворье, недалеко от любанской церкви, к югу от нее, за узким овражком. Оно возвышалось на углу Советской (Софийской) и Красной улицы. Сейчас на этом участке (Советская ул., 4) находится длинный одноэтажный дом. Подворье длинной стороной выходило на Красную улицу. В доме, выстроенном после войны на месте подворья, жила художница Константинко. Она написала большую икону прп. Макария, которая сейчас находится в Казанской церкви в Тосно.

http://sobory.ru/article/?object=34980

б. Действительный член С.-Петербургского Археологического института. Магистр богословия Московской Богословской Академии. 23 сентября определен священником, 26 сентября рукоположен во диакона, а 27 сентября 1902 – во священника при городском попечительстве о народной трезвости. С 19 апреля 1904 – священник церкви Иоанна Предтечи при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения на Выборгской стороне, с 9 февраля 1915 – настоятель Спасо-Бочаринской церкви (до 1924). Строитель и настоятель церкви Иоанна Богослова на Богословском кладбище (1917–1935). С 22 апреля 1917 – протоиерей, 13 сентября 1920 награжден митрой. Уклонился в обновленчество. С 1925 – настоятель храма у Варшавского вокзала. С 1926 – настоятель Троицкой церкви на Стремянной ул. и церквей в Колпино (до 1928). Февраль 1924 – 5 августа 1927 – ректор Ленинградского обновленческого Богословского института. 18 февраля 1927 назначен и 13 марта 1927 хиротонисан в обновленческого епископа Кронштадтского, викария Ленинградской епархии, с 13 мая 1927 – архиепископ, с 5 августа 927 – архиепископ Новгородский, с июля 1929 – архиепископ Лодейнопольский и настоятель собора, с октября 1929 – архиепископ Новгородский и Старорусский, заместитель управляющего Ленинградской митрополией и настоятель Знаменского собора в Новгороде. 29 октября 1930 награжден правом ношения креста на клобуке, с 15 марта 1933 – архиепископ Ялтинский, с марта 1935 – Рыбинский, с 5 августа 1936 – митрополит Ярославский и Рыбинский. 25 июня 1937 награжден правом преднесения креста за богослужением. С 27 июня 1938 – за штатом. 1924–1934 – профессор Ленинградского Богословского института, 16 ноября 1928 – 1934 – профессор Московской Богословской Академии. Член Пленума Синода с 1925, с июня 1925 – член Президиума Св. Синода. 295, 296, 298, 299, 303, 306, 314, 316, 317, 318, 319, 320, 321,322, 323, 332, 340, 346, 347 Павинская Надежда Николаевна; (ок.1861 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358, 364 Павловская Ольга Александровна; (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1914 г. игум. Таисия выстроила деревянную на каменном фундаменте ц. свт. Николая Чудотворца для железнодорожников, располагавшуюся в 100 м от вокзала (ныне угол улиц Комсомольской и Максима Горького). Храм был освящен 5 окт. 1914 г. архиеп. Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким) , в 1918 г. закрыт, в 1922 г. переоборудован под клуб железнодорожников, в 60-х гг. XX в. снесен. В отчете за 1916 г. Николаевская ц. названа «подворской» наряду с Иоанно-Богословской в С.-Петербурге и со Сретенской в Череповце. В кон. XIX в. Рыбинск являлся ближайшим к Л. м. крупным транспортным узлом и центром хлебной торговли. Поэтому игум. Таисия решила приобрести здесь место, где бы могли останавливаться монахини, занимавшиеся закупкой провианта. В 1890 г. рыбинский помещик С. В. Михалков уступил участок для подворья на территории усадьбы Петровское. Вскоре здесь были выстроены каменная часовня прп. Сергия Радонежского (небесного покровителя жертвователя) и небольшой деревянный дом для сестер, состоявший из 3 келий и кухни. Но это место было не очень удобно, т. к. располагалось за Волгой. Игум. Таисия стала искать участок в центре города. В кон. 90-х гг. XIX в. купеческая вдова Боровкова предложила ей принять в дар угловое место с большим 2-этажным полукаменным домом, с каменным флигелем, с отдельными погребами, с сараями и общей прачечной в 18-м квартале, на углу Крестовой и Конюшенной улиц. В 1900 г. был инициирован процесс передачи строений. В 1902 г. сделка была заключена, имущество оценено в 2727 р. Согласно договоренности, после передачи строений Боровкова продолжала по меньшей мере до 1914 г. пользоваться всеми доходами от сдачи в наем жилья и оплачивала расходы на его содержание. В непосредственное распоряжение сестер поступил каменный флигель. В собственности Л. м. указанный участок значится в 1902-1918 гг. На основании предписания Рыбинского РИК от 13 нояб. 1923 г. дом 98 (по новой нумерации 86) по ул. Крестовой был муниципализирован. К 2015 г. он находился в частной собственности и использовался под арт-кафе.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

К 1861 г. построена деревянная лютеран. церковь в Николаевской нем. колонии в Новгородском у., в 60-х гг. XIX в.- деревянная церковь в Александровской нем. колонии. С 1875 г. действовала церковь в Ст. Руссе, перестроенная из частного дома. В нач. XX в. лютеран. молитвенные дома были открыты в Боровичах, пос. Шимск Старорусского у., в Новгородском и Крестецком уездах. Лютеран. церкви в регионе продолжали действовать до нач. 30-х гг. XX в. Последними пасторами ц. св. Николая в Новгороде стали Зигфрид Шульц (1922 - май 1926) и Петр Каммоль (1927 - март 1930). 6 февр. 1930 г. ц. св. Николая в Новгороде была закрыта, а 24 февр. 1930 г. специальная комиссия обследовала ее помещение, описала имущество и приняла решение о передаче здания органам городского коммунального хозяйства; часть имущества церкви была передана в новгородский музей и архив, а предметы, признанные не имеющими ценности, сданы в утиль. Церковный орган городские власти оценили в 2 тыс. р. и пытались продать в Ленинграде, его дальнейшее местонахождение неизвестно. Практически сразу после этого в здании церкви расположился клуб рабочих новгородского лесопильного завода им. Степана Халтурина. В 1941 г., во время Великой Отечественной войны, здание было разрушено. 30 марта 1936 г. закрыли церковь в Николаевской нем. колонии, а ее помещение передали под «клуб для селения Новониколаевского имени товарища С. М. Кирова». Подобная судьба постигла и др. богослужебные здания новгородских лютеран. Со 2-й пол. 30-х до сер. 90-х гг. XX в. на территории совр. Н. о. лютеран. приходов не существовало. С сер. 90-х гг. XX в. началось возрождение лютеран. общины в Новгороде. Богослужения проводились в арендуемых помещениях пасторами, периодически приезжавшими из С.-Петербурга. В дек. 1995 г. избран первый церковный совет. 6 мая 1996 г. община св. Николая в Новгороде была зарегистрирована. Параллельно шел поиск постоянного помещения для церкви. В 2002 г. община приобрела небольшое здание по ул. Михайлова, д. 3а, к-рое было перестроено под церковь. 20 июля 2002 г. здание церкви св. Николая в Вел. Новгороде было освящено архиеп. Евангелическо-Лютеранской церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии Георгом Кречмаром. С 2002 г. богослужения в церкви проводит постоянный пастор. В 2016 г. церковь св. Николая торжественно отпраздновала 195-летие со времени основания лютеран. прихода в Новгороде и 20-летие со дня его возрождения. При лютеран. церкви проводятся концерты, спектакли, в т. ч. для детей, лекции, чтения, отмечаются праздники. Приход св. Николая входит в Сев.-Зап. пробство Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской России, входящей в состав Евангелическо-лютеранской Церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Последние годы архиерейского служения и мученичество С 1 ноября 1933 года - епископ Старорусский , викарий Новгородской епархии . В 1934 году снова был арестован. С января 1937 года - архиепископ Харьковский , но на епархии не был . 5 апреля того же года - архиепископ Винницкий . После того как году Винницкий кафедральный собор был закрыт, архиерей лишился места служения и поселился в пригороде Винницы, городе Хмельнике . По воспоминаниям его духовной дочери С. Чистоткиной " жил он там в очень трудных условиях, постоянно ожидая ареста. " Прожил в Хмельнике всего месяц, но и в течение этого короткого периода начал собирать духовенство, призывая его к активным действиям. 28 октября 1937 года владыку Иннокентия с большей частью винницкого духовенства арестовали, инкриминируя ст. 54-10, ч. 2 УК УССР (контрреволюция). Их содержали вместе с другими заключенными в здании на ул. Дзержинского. В камерах, рассчитанных в среднем на 16 человек, постоянно находилось более двухсот заключенных. Если кому-нибудь нужно было передвигаться по камере, его поднимали и передавали над головами других узников. Возмущаться было бесполезно и небезопасно: охранники нередко стреляли в заключенных через окошко за громкие разговоры, пение. Заключенных постоянно избивали, заставляли простаивать перед следователем без сна и еды по несколько суток. 13 ноября в отношении него был проведен первый и единственный допрос. Архиепископ не назвал ни одной фамилии, отрицал обвинения, не соглашался со свидетельствами и ни в какие переговоры со следователем не вступал. 29 ноября 1937 года по приговору Винницкого НКВД был расстрелян в полночь, проведя в тюрьмах, лагерях и ссылках четверть своей жизни. Память и почитание Во время немецкой оккупации проводилась эксгумация останков погибших из общих могил жертв НКВД в Виннице : опознали 679 человек, и среди них - владыку Иннокентия. О его трагической кончине долгое время не было известно православному священству. Только в 1943 году, после того как патриарх Сергий (Страгородский) обратился с письмом к правительству СССР об амнистии 26 заключенных священнослужителей, среди которых упоминалось имя архиепископа Иннокентия (Тихонова), стало известно о мученической кончине владыки.

http://drevo-info.ru/articles/24836.html

Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ также отметил, что члены Священного Синода рассмотрели вопрос о внесении дополнений в Положение об Экспертном совете при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром. «Синод постановил утвердить дополнения в Положение об Экспертном совете при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром», — сказал представитель Церкви. В.Р. Легойда рассказал, что на заседании Синода рассматривался также рапорт митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов. «По итогам обсуждения богослужебные тексты, вынесенные на рассмотрение Синода, были утверждены», — сообщил глава Синодального отдела. Члены Синода также имели суждение о вызове Преосвященных для присутствия в Священном Синоде на летней сессии 2023 года. «Синод постановил для участия в летней сессии 2023 года вызвать митрополита Новгородского и Старорусского Льва, митрополита Липецкого и Задонского Арсения, митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия, Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии, а также епископа Северобайкальского и Сосново-Озерского Николая», — сообщил глава Синодального отдела. «Члены Синода также утвердили журналы Синода Патриаршего экзархата Западной Европы, Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Синода Среднеазиатского митрополичьего округа и Синода Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии», — заключил В.Р. Легойда. Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2023/03/17/v-moskve-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010