В начале 18 в. во владениях Посольского монастыря находилась территория площадью более 3000 кв.км. с сенными покосами на 2200 копен, 33-мя десятинами пашни. В 1727 г. грамотой Петра I обители определены свободные рыбные промыслы в любом месте Байкальского моря. К середине 18-го века монастырю принадлежали находящиеся на его землях шесть деревень и заимок, в вотчинах обители числились 220 крестьян и вкладчиков. Вся эта собственность сохранялась за монастырем до 1764 г., когда в ходе реформ государство отняло у церкви все ее владения. Эта реформа, значительно ухудшавшая экономическое положение обители, все же не помешала ее восстановлению после пожара в 1769 г. и строительству каменного Спасо-Преображенского собора монастыря. В 1797 г. обители были возвращены сенные покосы и некоторые рыбные ловли на Байкале. Но серьезное изменение в хозяйственной жизни монастыря произошло только в 1866 г., когда ей было в качестве пособия на содержание Забайкальской духовной миссии в вечное владение передано 500 десятин сенокосной и частью пахотной земли, и 7 рыбных статей на реке Селенга. Доход монастыря составлял тогда только от рыбной ловли 6 тысяч рублей золотом в год. Монастырь, располагая огромным и примерным хозяйством, вызывал интерес у коренных жителей Забайкалья методами его ведения и, привлекая к участию в хозяйственной деятельности, оказывал серьезное влияние на их культуру и быт. При этом решался вопрос приобщения местных народов к Православию. Миссионерское служение являлось главной задачей Спасо-Преображенского Посольского монастыря, и было направлено на просвещение бурят и тунгусов светом Православной веры, возвращение старообрядцев в лоно Церкви. Во всех местах, где имелись монастырские владения, образовывались целые селения новокрещеных. В 1701 г. была заведена даже особая Кударинская обитель для новокрещеных бурят. Но в 1734 г. Православная миссионерская деятельность в Забайкалье была запрещена правительством России из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем. И в период с середины 18 в. до середины 19 в. некоторые попытки осуществления монастырем миссионерского служения не принесли заметных результатов. В 1862 г. в обители была основана резиденция Забайкальской духовной миссии, возглавляемая викарным епископом Вениамином (Благонравовым).

http://sobory.ru/article/?object=20852

Идею почтить память матери-императрицы постройкой храма-памятника во имя ее небесной покровительницы равноапостольной Марии Магдалины подсказал великим князьям начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) . Показывая им 21 мая 1881 г. святыни Елеона, он указал в качестве наиболее удачного места для постройки верхнюю часть Гефсиманского сада на склоне горы. Осенью 1882 г., после долгих сложностей, участок площадью 10,1 тыс. кв.м был приобретен на имя генерального консула в Иерусалиме В.Ф. Кожевникова и переведен в 1896 г. на имя Российского правительства. 2 октября 1884 г. рескриптом на имя архимандрита Антонина великий князь Сергий Александрович просит его принять на себя главное руководство и наблюдение за постройкой церкви. Закладка состоялась 21 января 1885 г. В закладной надписи было сказано: «Сей священный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Августейших Его братьев великих князей Владимира, Алексея, Сергия и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны». Храм был построен за три года. Большую часть денег на строительство – 135 000 рублей – пожертвовал Александр III, по 15 000 выделил каждый из четырех его братьев (Алексей, Владимир, Сергий и Павел Александровичи), еще 5000 – их сестра Мария Александровна, герцогиня Эдинбургская. Представители придворной аристократии участвовали в украшении и обустройстве храма. Автором проекта был русский архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898). Яркий представитель славного в анналах российской интеллигенции сословия «русских немцев», Давид Иванович всю свою творческую жизнь посвятил своей второй родине, России, русскому церковному зодчеству. По окончании Академии художеств, где он стал затем академиком и профессором, он много ездил по странам бывшего «Византийского содружества», особенно специализируясь на изучении церковных памятников Закавказья. По его проектам – под личным его руководством или по письменным указаниям – сооружены храмы в память 900-летия Крещения Руси в Херсонесе, под Севастополем, в память покорения Кавказа – в Тифлисе; целый ряд русских зарубежных (посольских и «курортных») церквей – в Женеве, Копенгагене, Ницце. За церковь Марии Магдалины в Гефсимании Д.И. Гримм получил должность ректора архитектуры в Академии художеств. Руководил строительством иерусалимский инженер и архитектор Георгий Франгья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Берлин. Кафедральный собор Воскресения Христова. Christi-Auferstehungs-Kathedrale Собор. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:Между 1936 и 1938. Адрес: Germany, 10713 Berlin-Wilmersdorf, Hohenzollerndamm 166 Координаты: 52.488049, 13.307699 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Когда в 1718 в Берлине открылась первая русская церковь, город был столицей королевской Пруссии. Церковь с переносным антиминсом была устроена первым российским послом гр. А. Г. Головкиным и размещалась в его доме. Так было и позднее — храм перемещался с послом из одного наемного дома в другой. В 1744 он был освящен во имя св. Владимира. Священников присылали из России, и они оставались в Берлине на несколько лет. Какое-то время богослужений по разным причинам вообще не было, и потому в феврале 1763 посланник кн. В. С. Долгорукий просил «о присылке священника с походною церковью». В конце года таковая церковь была доставлена из Голландии. В 1774 она размещалась в посольском доме на Вильгельмштрасе и ее настоятелем был о. Трифон Кедрин. После его смерти, почти двадцать лет, начиная с 1783, прослужил в берлинской церкви о. Гавриил Симеонович Данков. При нем из Петербурга была прислана плащаница, написанная известным живописцем А. П. Антроповым. Данкова сменил в 1800 о. Иоанн Чудовский, окончивший в Петербурге Духовную академию. При нем дважды, в 1807 и 1812, богослужения прекращались из-за войны с французами. Умер этот долголетний настоятель в 1834 и был похоронен около русской церкви в Потсдаме. В конце 1837 Император Николай 1 купил за 93 тыс. талеров у герцогини Саган особняк на Унтер ден Линден, главной улице Берлина. В нем разместились российская дипломатическая миссия и домовая церковь св. Владимира. Площадь этой посольской церкви в пять окон была 50 кв. м, и она находилась на первом этаже дворового флигеля, вмещая всего 150–175 человек. На ней не было «ни купола, ни креста, ни звона, вообще никакого внешнего признака православного храма». В дни праздников в церкви было «так тесно и душно, что многие не могли выстоять всей службы до конца». В хоре по-церковнославянски пели немцы и немки.

http://sobory.ru/article/?object=24490

София. Церковь Николая Чудотворца. Руска църква " Свети Николай Чудотворец " Карта и ближайшие объекты Окруженный березами, живописный храм в самом центре болгарской столицы нельзя обойти стороной. Его золоченые маковки, высокий шатер и старомосковское крыльцо сразу привлекают внимание и вызывают желание зайти помолиться. Но прежде спустимся в часовню под храмом, где в особом приделе находится беломраморная гробница архиеп. Серафима (Соболева) (1881–1950), выдающегося архиерея и богослова, который долгие годы служил в Никольской церкви. Это — ее главная святыня, к которой непрерывно идут богомольцы разного возраста и звания, ибо Владыка Серафим давно почитается в народе. В 2002 Болгарская Старостильная Церковь причислила его к лику святых. Русская церковь в Софии появилась не сразу после освобождения Болгарии. По окончанию русско-турецкой войны 1877–1878 в столице поселилась небольшая группа русских экспертов, которая оказывала помощь болгарскому правительству: военные и гражданские чиновники со своими семьями. Когда в центре Софии был заложен огромный Александро-Невский собор, возводившийся как дар России Болгарской Православной Церкви, в русской колонии возникла мысль построить небольшой собственный храм. С этой целью был образован комитет, и его членом стал акад. А. Н. Померанцев, по проекту которого возводился вышеназванный собор. Комитет приступил к сбору средств, главным образом среди русских, живших в Болгарии. В числе жертвователей был и Император Николай II. «Весь смысл постройки русского храма заключается именно в том, чтобы представить образец русского церковного зодчества и истинно православного благочестия в духе теплоты религиозного чувства, соответствия храмовой обстановки со смыслом и характером нашего богослужения», — полагали устроители. Однако это начинание из-за политических осложнений двигалось не слишком быстро, несмотря на то, что в 1882 городские власти предоставили под храм участок в 1400 кв. м, примыкавший к российской миссии. Много содействовали делу русские дипломатические агенты: Бахметьев и Д. К. Сементовский-Курило, ставший вскоре после провозглашения независимости Болгарского царства (1908) первым послом Российской империи. Хотя уже в 1902 говорили о скорой закладке посольской церкви, она, однако, по разным (в основном политическим) причинам откладывалась, и члены русской общины молились «в одном из зал дипломатического агентства, куда бывает трудно прилично поместить всех присутствующих».

http://sobory.ru/article/?object=07086

С XVI в. П. Б. м. имел подворье в Москве, в Китай-городе. Оно располагалось между улицами Ильинка и Варварка в Посольском (ныне Никольском) пер. (Переписные книги г. Москвы 1737-1745 гг. М., 1881. Т. 1. С. 11). На подворье находились каменная ц. во имя прп. Пафнутия (построена ок. 1640 на средства кн. Б. М. Лыкова, разобрана в 1836), а также 2 жилых корпуса с подвалами и палатками, построенные на средства князей Лыковых. Сохранились палаты подворья - вытянутое в длину здание протяженностью 26,5 м. Палаты состояли из 5 помещений, перекрытых сводами с распалубками. В 1967 г. палаты передвинули к Ипатьевскому пер., при этом поздний 2-й этаж был разобран (Памятники архитектуры Москвы: Кремль и Китай-город. М., 1982. С. 455-456). После секуляризации церковных имуществ 1764 г. П. Б. м. утратил свои земельные владения. Ему была установлена гос. субсидия по штату мон-ря 1-го класса и отведено 63 дес. 251 кв. саж. земли (свыше 68,9 га), в т. ч. участок площадью 22 дес. 1817 кв. саж. (свыше 24,8 га) при самом мон-ре, на котором находились гостиный двор, сады, пруды, конюшенный двор (РГАДА. Ф. 1354. Оп. 150. Д. П-1), а также на хуторе Суслове в Боровском у. площадью 40 дес. 834 кв. саж. (свыше 44 га), на котором находились монастырские дом и двор. В 1798 г. П. Б. м. по указу имп. Павла I были отведены озеро для рыбной ловли под Высоковской слободой в 3 км от мон-ря, а также мельница на р. Протве близ мон-ря. Также мон-рь владел мельницей на р. Истерьме. 8 мая 1871 г. по указу Калужской духовной консистории П. Б. м. были даны пустоши примерно в 10 км от мон-ря площадью 86 дес. 2149 кв. саж. (ок. 95 га) ( Осипов. 2018. С. 268). Монастырская земля сдавалась в аренду, также в нач. XX в. обитель сдавала свое подворье в Боровске за 15 тыс. р. ежегодно и монастырскую мельницу за 509 р. ежегодно (Там же. С. 268-269). Эти поступления составляли основной доход мон-ря. Банковский капитал П. Б. м. к 1 янв. 1914 г. составлял 83 062 р. (Там же. С. 268). Библиотека П. Б. м. и развитие книгописания

http://pravenc.ru/text/2579798.html

23:2, 3), то тем более престол Христов. Его унаследовали мы. Мы вещаем вам с того самого (престола), с которого и Христос учредил в нас служение примирения. Посланники, каковы бы они ни были, пользуются великой честью из–за своего посольского достоинства. Посмотри в самом деле: они приходят одни во внутренность варварской земли, посреди стольких врагов; и так как закон о посольств имеет великую силу, то их все почитают, все смотрят на них с уважением, все отпускают их с безопасностью. И мы имеем значение посланников и пришли от Бога: таково епископское достоинство. Мы пришли к вам в качестве посланников, прося прекращения войны и объявляя условия, обещая дать вам не города, или столько–то мер хлеба, или пленников, или золото, но царство небесное, жизнь вечную, сожительство со Христом и другие блага, которых ни мы не в состоянии высказать, ни вы выслушать, доколь находимся в этом теле и в настоящей жизни. Итак, мы исполняем должность посланников, и желаем пользоваться честью не для нас самих, — нет, мы знаем, как она ничтожна, — а для вас, чтобы вы охотно слушались слов наших, чтобы вы получали пользу, чтобы вы без рассеянности и лености внимали словам нашим. Не видите ли, как много внимания все обращают на посланников? Мы Божии посланники у людей; если это для вас тягостно, то ведь не мы (тягостны), а самое епископство, не тот или другой (человек), а епископ. Пусть всякий не меня слушает, а сана моего. Будем же все делать так, как угодно Богу, чтобы жить во славу Божию и удостоиться благ, какие обещаны любящим Его, благодатью и человеколюбием (Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь). БЕСЕДА 4 « И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою » (Кол. 1:21, 22).   Похвала Моисею. — Почему Христос позже его пришел в мир.   1. Здесь (апостол) показывает, что (Христос) примирил (людей), тогда как они недостойны были примирения, — выражение: были под властью тьмы — указывает на бедственное положение, в котором они находились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

а) Когда в Церкви «у Еллинистов произошел ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (6:1), то инициатива избрания верующими диаконов принадлежала не ап. Петру, а всем апостолам, которые, «созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды своей семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на службу» (2:3); не ап. Петр утверждает избранных и посвящает их, а все апостолы: «их поставили пред апостолами и сии, помолившись, возложили на них руки» (6). б) «Находившиеся во Иерусалиме апостолы», услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедше, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого». Посылаемый – не глава для посылающих, а или подчиненный им, или равный, и принимает посольское поручение по добровольному соглашению и единомыслию с ними. Низводит Духа Святого не один Петр, а оба: «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:14–17 ). в) На Иерусалимском Соборе, как мы указывали, апостолы ничем не выделяли из своей среды ап. Петра: все вместе рассматривали дело ( Деян.15:6 ), все вместе с другими участниками Собора избрали посольство в Антиохийскую Церковь и все вместе с последними свидетельствовали самое постановление Собора (22–23). г) Особенно в этом отношении характерно свидетельство ап. Павла, проповедника христианской свободы. Он не был лично учеником Христа, не ходил за Ним во время Его земной жизни. Был призван Христом к апостольству особым чудесным образом, получив от Него совершенное полномочие и дар апостольства наравне с другими апостолами. Иудействующим лжеапостолам не трудно было посеять семена недоверия к ап. Павлу, как не из числа 12-ти, среди нетвердых христиан, чтобы поколебать принцип христианской свободы, проповеданный им. Посему, ап. Павел существом своего блоговестнического дела вынуждался защищать не только свой апостольский авторитет вообще, но и свое равенство с теми, кто считался «столпами»: Иаковом, Кифою и Иоанном ( Гал.2:9 ), со стороны именно учительства, не давая, в данном случае, никакого преимущества Петру, но ставя его в ряд «знаменитейших» «чем либо, какими бы ни были они когда либо» (2,6:9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Благовещение Божией Матери Пресвятая Дева и в доме Иосифа не оставляла благочестивых обычаев, усвоенных ею в храме. В свободное от трудов время она предавалась молитве и чтению Слова Божия. Один раз она читала книгу пророка Исайи и дошла до того места, где он предсказывает о рождении Спасителя от Девы. Прочитав этот стих, она подумала: «какая это счастливая дева, и как бы я желала быть у неё хотя последней служанкой!» Вдруг является Архангел и возвещает ей, что она самая и есть Божия избранница. «Радуйся, благодатная», сказал Архангел пресвятой Деве: «Господь с тобою! Благословенна ты между женами!» Мария, по глубокому смирению, смутилась от похвалы Архангела; однако же тотчас овладела собою и размышляла, что бы это было за приветствие. Увидев, что Мария успокоилась, Архангел продолжает свое благовестие и как бы спешит высказать ей (в таком дивном её настроении) всё, что ему было заповедано свыше. Сказав о рождении от неё Сына, которого она назовет Иисусом, Архангел возвестил: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего и даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Мария спросила: «Как это будет, когда я мужа не знаю»? «Дух Святый найдет на Тебя, – ответил ей Архангел, – и сила Всевышняго осенит Тебя, посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, – продолжал святой Архангел, – родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. У Бога, – заключил Архангел, – не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария, со всею верою и преданностью Богу, сказала: «се (вот я) раба Господня, да будет мне по слову твоему». Поручение, данное свыше Архангелу, было исполнено. Тайна спасения нашего была принята святою Девою, как должно, со смирением и верою, и Архангел отошел от Неё. Благовещение Божией Матери . Автор картины Федор Антонович Бруни (1799–1875). Картина была размещена в Вене в посольской церкви. Цветных репродукций не найдено. Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Крайне неудачна, на мой взгляд, следующая фраза синодального заявления: «призываем всех верных чад Русской Православной Церкви усилить молитвы о своих страждущих собратьях на Украине». Здесь как бы подспудно разделяются «чада Русской Православной Церкви» и «собратья на Украине». Разве эти собратья уже не являются чадами Русской Православной Церкви?! Что уж говорить о том, что в заявлении Синода не содержится собственно слов ободрения и утешения для самих верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Разительно контрастируют с таким подходом слова Господа нашего Иисуса Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 18, 20). «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16: 18). «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 10-12). Патриаршая идея всеправославного собора или хотя бы совещания для решения украинского вопроса вообще отсутствует в решениях Синода, не говоря уже об осуждении ересей и заблуждений Фанара. Из других решений Синода я бы отметил (и поддержал!) учреждение четырёх епархий в составе недавно образованного Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии: Сингапурской, Корейской, Таиландской, Филиппинско-Вьетнамской. Это решение является плодом успехов православной миссии и наверняка приведёт к её дальнейшему развитию. Кроме того, это - «асимметричное» давление на Константинопольский Патриархат, считающий едва ли не большую часть мира своей «канонической территорией». Особенно ощутимо в этом отношении решение по Корее, где действует относительно многочисленная митрополия Константинополя, тогда как у Русской Церкви - всего лишь две общины РПЦЗ в Южной Корее и посольский храм в КНДР. Ещё год назад такое решение со стороны РПЦ было бы очевидно неверным, однако сегодня сам Фанар, вычёркивая себя из канонического пространства, даёт основания для таких действий.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/27/ch...

Кто от страны Русской замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи и от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой и в загробной жизни. Великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим цесарям греческим сколько хотят кораблей с послами своими и с купцами, как это установлено для них. Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные. Ныне же стал князь ваш посылать грамоту в царство наше; те послы и гости, которые будут посылаться им, пусть приносят грамоту, написав в ней, что «послал столько-то кораблей», чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с мирными целями. Если же придут без грамоты и окажутся в руках наших, то мы будем содержать их под надзором, пока не возвестим князю вашему. Если же не дадутся нам и сопротивятся, то убьем их, и пусть не взыщется смерть их от князя вашего. Если же, убежав, вернутся в Русь, то напишем мы князю вашему, и пусть делают, что хотят. Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цесари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину – послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова и из Переяславля и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50, и торгуют сколько им нужно, и выходят назад; муж же наш царский да охраняет их, так что если кто из русских или греков сотворит неправо, то пусть рассудит то дело. Когда же русские входят в город, то пусть не творят вреда и не имеют права покупать паволоки дороже, чем по 50 золотников; и если кто купит тех паволок, то пусть показывает цареву мужу, а тот наложит печати и даст им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010