Тем не менее, в XIX в. с помощью государства или своими силами владельцы находили способы преодоления трудностей и сохранения родового имения в своих руках. В каждый период среди владельцев и их ближайшего окружения находились лица, способные выбирать талантливых управляющих и принимать компромиссные решения. Во второй половине XIX в. особую роль в управлении играли Григорий Васильевич Дружинин и его сын Василий Григорьевич. Но в начале XX в. задачи индустриальной модернизации Кыштымского округа вынудили владельцев перейти к акционерной форме владения и разделить его с английскими предпринимателями и коммерческими банками. В такой ситуации Дружинины утратили свое положение, уступив ведущую роль представителям нового предпринимательского типа из рода баронов Меллер-Закомельских. В целом история владения одним из крупнейших и богатейших горнозаводских округов Урала представителями родственных кланов купцов Расторгуевых, именитых граждан Зотовых и Харитоновых, дворян Дружининых и баронов Меллер-Закомельских является примером далеко не идеальной модели, в которой определяющее значение имели не простые отношения между родственниками-совладельцами. Эта модель владения существенно усложняла развитие Кыштымских заводов, но, тем не менее, позволяла поддерживать заводское производство на достаточно высоком для Урала уровне и сделать его продукцию (в первую очередь каслинское художественное литье) известной во всем мире. Значительную «социальную эволюцию» совершил за это время благодаря владению уральскими заводами и сам род Вольского купца Л. И. Расторгуева. Он дал России несколько ярких исторических личностей, в числе которых был и выдающийся ученый В.Г. Дружинин . 312 Неклюдов Е. Г. Уральские заводчики в первой половине XIX в.: владельцы и владения. Нижний Тагил, 2004. С. 400–410. 319 Агеев С. С., Микитюк В. П. Указ соч. С. 82–83; Харитонова Е. Д. Из истории купеческого рода Харитоновых//Уральская старина. Вып. 5. Екатеринбург, 2003. С. 16–18; ГАСО. Ф. 24. Оп. 32. Д. 2081. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

К реконструкции храма подошли основательно, подключив специалистов из Екатеринбурга и Челябинска, пытаясь максимально точно воссоздать исторические детали, хотя сегодняшние материалы и бывшие плохо стыковались между собой. Тем не менее, благодаря историко-археологическим исследованиям, были восстановлены купола, убранство фасадов и интерьеров. Также был восстановлен изящный чугунный декор ограждений лестниц, козырьков, ограды и ворот, а купола храма позолочены натуральным сусальным золотом. С колокольней вышло сложнее – под нее пришлось делать практически новый проект. Были отлиты семь колоколов, среди которых и праздничный 700-килограммовый Благовест – с иконой в честь Николая Чудотворца. Когда работы завершились, оказалось, что среди прихожан нет звонаря. Пришлось обучаться у «соседей по кыштымскому кресту»: в храме Сошествия Святого Духа. Освящение обновленного храма Николая Чудотворца состоялось на Пасху – 23 апреля 2006 года… http://lyutov70.livejournal.com/82508.html Нижне-Кыштымский завод расположен на южном склоне Урала, при нижнем течении реки Кыштым, по левой ее стороне, в расстоянии 147 в. от епархиального и уездного города. Местность, занимаемая заводом, очень живописная и здоровая: со всех сторон он окружен строевым сосновым лесом, а с северо-запада к нему примыкают уральские горы. Нижне-Кыштымский завод основан Петром Григорьевичем Демидовым в 1757 г. и стал постепенно заселяться рабочими, переселившимися сюда из Кыштымского завода. В 1809 г. Нижне-Кыштымский завод вместе с другими был продан владельцем Демидовым купцу Льву Расторгуеву, наследникам которого он принадлежит и по настоящее время. Приходский храм, каменный, одноэтажный и однопрестольный, построен на средства прихожан, при участии заводоуправления освящен в 1896 г. во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1901 году на средства местного приходского попечительства вокруг храма устроена каменная ограда с чугунными столбами и проволочными решетками; в том же году стены храма промыты и вновь окрашены в бирюзовый цвет, иконостас позолочен и выкрашен; полы выкрашены, а стены храма снаружи обелены известью. На левом берегу заводского пруда, недалеко от церкви находится деревянная часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая. Часовня эта очень древняя, но время ее постройки в точности неизвестно. В эту часовню, ежегодно 9 мая, совершается крестный ход из храма.

http://sobory.ru/article/?object=12339

Кыштым. Церковь Николая Чудотворца. Во имя Святителя Николая Чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный 1-престольный храм построен в 1892-1896 гг. на средства прихожан и владельцев Н.-Кыштымского завода, освящён 5 мая 1896 г. во имя Святителя Николая Чудотворца. В середине 1930-х гг. церковь была закрыта, уничтожены иконы, разрушены главы над храмом и колокольня, обветшала роспись на стенах. В здании разместились рабочий клуб и другие организации. В 1993 г. по проекту архитектора А.Г. Бурова восстановлены главы, оштукатурены и окрашены внутренние стены храма. В 2003 г. церковь была возвращена верующим. Начались работы по её обустройству. С учётом ист.-архиологических исследований В.Д. Оленькова в 2004-2006 гг. был реконструирован первоначальный облик храма: восстановлены колокольня, купола, убранство фасадов и интерьеров, изящный чугунный декор ограждений лестниц, козырьков, ограды и ворот (проект арх. А.В. Долгова). Информация с сайта Церковь Святителя Николая Чудотворца, является самой «молодой» в городе – ее освятили 5 мая 1896 года. До нее в поселке Нижне-Кыштымского завода – «в нижнем заводе» – была небольшая, но очень красивая часовня, своды которой были выложены мозаикой из цветного стекла. К концу XIX века Нижний Кыштым основательно разросся: здесь проживало две с половиной тысячи человек – и без «христианского попечения!». Вопрос со строительством собственного храма, как говорится, назрел. Средства собирали и жители Нижнего Кыштыма, и владельцы завода. При выборе проекта было решено взять не масштабом, а изяществом. Каменный пятиглавый однопрестольный храм с ярусной колокольней был выдержан в неорусском стиле, а венчали его необычные кресты, которые переливались всеми цветами радуги. Хитрость заключалась в том, что контуры крестов были выкованы из меди, а цент заполнен цветным стеклом. Украшением храма были великолепные кованые двери и каменная ограда с чугунными столбами и проволочными решетками…» В 1934 году церковь закрыли, купола сбросили, колокольню снесли. После Великой Отечественной войны в здании сначала располагался рабочий клуб, детская школа искусств, а затем, благодаря великолепной акустике, его стали использовать в качестве концертного зала и дворца бракосочетаний. В годы реформ здание оказалось без присмотра. Лишь в 2004 году было решено придать церкви ее первоначальный облик.

http://sobory.ru/article/?object=12339

Пермь. Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище. Всехсвятская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старое православное Егошихинское кладбище «Старое кладбище» — это самая старая часть кладбища. 10 декабря 1784 года здесь была освящена первая деревянная церковь. На её постройку было затрачено 1 452 рубля 12 копеек, собранных из пожертвований, например, «от шартаских жителей — 500 руб., Кыштымского завода медной монетой 60 рублей, от заводчиков — 95 руб., в Красноуфимском заводе собрано 67 руб. 11 коп.». Речка, отделяющая кладбище от города и называвшаяся раньше Акунька, получила название Стикс в честь реки Стикс из древнегреческой мифологии, через которую перевозчик Харон переправлял души умерших в Аид. Существующая сейчас Церковь Успения Божьей матери («Старокладбищенская») была построена в 1905 году по проекту архитектора А. И. Ожегова. В начале 1990-х годов здание было возвращено Церкви, и под руководством отца Иоанна началось его восстановление. На «новом кладбище» расположена Церковь Всех Святых («Всесвятская» или «Новокладбищенская»), построенная по проекту архитектора И. И. Свиязева в 1832 году.  В 1823 г. обозревая местные церкви, епископ Пермский и Екатеринбургский Дионисий заметил, что деревянная церковь на кладбище в г. Перми пришла в ветхое состояние и довел до сведения городского общества, что необходимо заблаговременно предусмотреть надобность в возведении на городском кладбище новой каменной церкви, на что он изъявляет свое пастырское благословение. На заседании городской думы 1 ноября 1823 г. с речью о необходимости строительства новой церкви на кладбище выступил городской голова купец Дмитрий Емельянович Смышляев. Отметив, какое важное значение в судьбе каждого имеет кладбище, он призвал городское общество собрать деньги для строительства новой церкви. Смышляев обязался в два года внести на сооружение храма огромную сумму - 5 тыс. руб. Городское общество поддержало купца Смышляева: каждый купец обязался пожертвовать по 100-200 руб. По мирскому приговору мещанского общества на каждую ревизскую душу возлагалась обязанность вносить в течение трех лет по 2 рубля для строительства новой церкви. Правивший в то время пермский гражданский губернатор Антон Криденер выразил городской думе свою признательность " за таковой похвальный подвиг " . Кроме сбора " доброхотных подаяний " , городской думе пришлось заниматься заготовкой кирпичей, для чего на городском выгоне был выстроен кирпичный сарай с обжигательной печью.

http://sobory.ru/article/?object=02913

Первая кладбищенская церковь на Старом Егошихинском кладбище получила наименование во имя Всех Святых. 19 декабря 1873 г. из Екатеринбурга [генерал-губернатор] Кашкин дал предложение приказу общественного призрения «о построении близ города Перми церкви для погребения умерших», при чем сообщил, что им для этой цели собрано в Екатеринбурге 530 рублей «Да в обратный проезд шарташские жители пожертвовали 5-00 рублей». 31 мая 1784 г. поверенный Кыштымского Никиты Демидова завода представил на постройку медной монетой 60 руб., в июле поступило от заводчиков Турчанинова, Демидова и Ширяева 95 руб., и в Красноуфимском уезде было собрано 67 руб.». В феврале 1784 г. в Пермь был доставлен указ, присланный из Вятской духовной консистории. Указом было велено «В городе Перми на кладбищенском месте вновь деревянную в проименование Всех Святых церковь заложить, по церковному чиноположению алтарем на восток строить и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святые правила и церковные уставы повелевают, и когда та церковь… в совершенство приведена будет, тогда оную соборне по церковному чиноположению освятить Пермского Петропавловского собора протопопу, для чего как храмозданная грамота, так и освященный на галанском полотне антиминс прислан». 11 марта 1784 г. губернский архитектор Федор Паульсен представил смету на постройку церкви в 1452 руб. 12 коп. Весной и летом 1784 г. шла заготовка материалов для строительства церкви: бревен, досок, камня, извести, железных припасов. Церковь была построена в течение года и освящена 10 декабря 1784 г. во имя Всех Святых. При кладбищенской церкви находилось деревянное здание городской богадельни, которая содержалась на средства приказа общественного призрения. Автор хозяйственного описания Пермской губернии Н.С. Попов сообщает, что кладбище граничило с «буераком, по коему протекает ручей, составляющий южно-восточные города пределы, и другим меньшим, с ним соединяющимся, по коему проложена дорога». Дорога к церкви Всех Святых шла из города по сложной пересеченной местности через овраг и ручей Стикс, и поэтому требовала постоянного ремонта. Власти хорошо понимали важность этого пути, который для скончавшихся пермяков был последней дорогой. Дорога, «идущая к кладбищу для погребения умерших, – по выражению генерал-губернатора Кашкина, – яко необходимейшая по течению жизни человеческой, должна быть сочтена равно якобы лежащая среди города улица». Поэтому в 1787 г. наместническим правлением велено было, заседающему в приказе общественного призрения премьер-майору Захарьину, «оную дорогу исправить, на что издержано было последним 64 руб. 66 коп., … а в 1798 г. построен на этой дороге мост через реку Стикс, ставший в 144 руб. 14 коп». В том же году выдано из приказа 30 рублей «домохозяевам за перевозку их домов из логу выше Егошихинского пруда для устроения дороги к могильнику от госпиталя».

http://sobory.ru/article/?object=10744

В конце 1929 г. партийное руководство страны решило, что пришла пора очистить Академию наук от «буржуазных элементов», от критически настроенных по отношению к новой власти ученых, и влить в нее новые, лояльные к новой власти кадры. Для достижения этих целей ОГПУ было сфабриковано так называемое «Академическое дело» 375 . Начались увольнения и аресты сотрудников аппарата Академии наук, академических учреждений и Госархива, обвиняемых в участии в антисоветской контрреволюционной организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России» и во вредительстве. В ноябре был вынужден подать в отставку со всех своих постов академик С.Ф. Платонов, в ноябре же был уволен и В.Г. Дружинин с лишением прав на пособие, пенсию, работу и выселением из квартиры. Формальным поводом для его увольнения явилось выдвинутое Комиссией по проверке аппарата Академии наук обвинение в том, что он якобы, был личным информатором министра внутренних дел В. К. Плеве, донося ему о настроениях рабочих на Кыштымских заводах. Василий Григорьевич обратился в Центральную комиссию по чистке советского аппарата при Наркомате рабоче-крестьянской инспекции, приводя факты, опровергающие это обвинение и просил снять с него это «незаслуженное позорное пятно», но ответа на свое обращение он не получил 376 . 12 января 1930 г. был арестован С.Ф. Платонов, который обвинялся как главный организатор мифического «Союза...», а 25 июня 1930 г. – В.Г. Дружинин , который обвинялся, в частности, в сокрытии от советского правительства документов государственной важности, не подлежащих хранению в академических архивах, – имелись в виду подлинники документов об отречении от престола Николая II в пользу брата Михаила и об отречении Михаила, отложившего вопрос о престолонаследии и государственном строе до решения Учредительного собрания, т. е. документов, ставящих под сомнение легитимность новой власти. Всего было арестовано более 150 человек, большая часть их была из Ленинграда 377 . Первым в списке ОГПУ был С.Ф. Платонов, вторым – Е.В. Тарле, а В.Г. Дружинин числился под номером 23 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

3) В Уткинском (осн. в 1749 г.) заводе раскол появился с переселением сюда из других заводов мастеровых раскольников. 4) В Верхнейвинском раскол поддерживался и распространялся беглыми попами, из которых особенно замечателен по своему влиянию на староверов поп Парамон, и лжеиноками. 5) В Шайтанском (осн. в 1731) раскол поддерживался молитвенным домом, впоследствии отобранным (в 1836) для единоверческой церкви. Так распространялся раскол и в других Яковлевских заводах. Одним из самых ревностных и сильных распространителей раскола в Екатеринбургском уезде был саратовский купец Расторгуев, упорный раскольник, перекупивший некоторые заводы Демидова в начале текущего столетия. Поселившись в Кыштымском заводе, Расторгуев открыл раскольническое училище; неоднократно выписывал из Иргизских монастырей беглых попов и устроил часовню для староверов, а в округе каслинских заводов основал два монастыря – мужеский на берегу озера Сунгула – в 12 верст. от Кыштымского завода – и женский в 7 вер. от того же завода на берегу озера Анбаша, разделенный на 4 скита, в коих до 1830 г. проживали скитницы, переселившиеся сюда из разных губерний. Монастыри, поддерживаемые заводскими властями, служили сильною опорою и рассадником раскола. Таким образом, раскол скоро распространился и усилился в заводах Кыштымском и Каслинском. Из заводов г. Демидова, завод Ревдинский скорее и более других заразился расколом. Еще до основания сего завода (1739 г.), близ него в деревню «Краснояр» в 1720 г. из разных вотчин г. Демидова, переселились беглопоповцы, распространившие раскол и в самом заводе. Впрочем, успехам раскола здесь содействовало и заводское начальство, дозволявшее староверам свободно держаться своего учения и обрядов, и не препятствовавшее им усиливаться. Раскольники, усилившись, вскоре сами заняли должности заводские и тогда постарались сделать для раскола все, что могли: – выписывали из Москвы и из Иргизских монастырей попов мнимо-древнего благословения, на заводские суммы устрояли в лесах скиты и содержали их, 25 строили часовни, из которых одна была в самом Ревдинском заводе, другая в деревне «Краснояр», третья в ските, близ этой деревни, четвертая также в ските в 7 верст.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Снова донесено Государю Императору о таком упорстве раскольников и снова повелено очистить часовню от мятежников. В исполнение Высочайшей воли, прибыл в Тагил г. гражданский губернатор Илья Иванович Огарев и предложил раскольникам добровольно сдать часовню; но те и слышать не хотели о сдаче её. «Умрем, а не отдадим», кричали они, и целыми толпами шли на защиту «матушки». Одни из них затворились в часовне, другие стояли на карауле и доставляли первым пищу. 15 мая 1840 года г. губернатор приказал заводским мастеровым окружит часовню со всех сторон, а заключенных в ней разогнать водою из пожарных машин. Вода охладила и образумила упорных. Желая загладить свое преступление и в примирении с Церковью найти прощение правительства, Нижне-тагильские раскольники в числе 400, сделались прихожанами той же самой часовни, обращенной уже в единоверческую Свято-Троицкую церковь, которую они так упорно отстаивали. 93 Не менее благотворно было разорение скитов раскольнических. С разорением скитов Каслинских, Кыштымских и Чердынских раскол в этих местах совершенно упал. 94 3. Распоряжения правительства об ограничении гражданских прав раскольников. Раскол, как видели, особенно силен был там, где раскольники имели власть и занимали какие-нибудь должности. Потому правительство запретило избирать волостных голов, писарей, бурмистров из раскольников и в то же время обязало владельцев поручать управление имениями лицам православным. От сего раскол мало-помалу лишался сильных своих покровителей. Такое распоряжение правительства много способствовало обращению раскольников к Церкви. С переменою Ревдинского управляющего, закоренелого раскольника, Любимова, в Ревде был устроен целый единоверческий приход. Так было и в других местах. 4. Устроение единоверческих церквей. По единогласному отзыву миссионеров, успехи их часто были незначительны потому только, что раскольники жили вдали от православных и единоверческих церквей. Раскольники сильно желали иметь такое же богослужение и обряды, какие были до патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Последующая история владения пока не выяснена досконально. По предварительному раскладу она представляется в таком виде. Первой в 1867 г. скончалась М. Л. Харитонова, передав свою половину владения Кыштымским округом двум дочерям – Александре Петровне Головниной и Ольге Петровне Дружининой, каждой из которых досталось по 1/4 части общего владения. Видимо, после смерти Марии Львовны Г. В. Дружинин продолжал какое-то время представлять интересы обеих ее наследниц. В 1868 г. он определил титулярного советника А. Д. Одинцова, выпускника Петербургской горной школы, на должность управляющего, пытаясь оттеснить от управления ставленника Зотовой Л. Н. Деханова. Генерал считал, что «дехановский порядок» уже устарел и его надо заменить «лучшим новым, по требованию науки», для чего и потребовался молодой инженер-технолог Одинцов. Между управляющими разгорелся нешуточный конфликт, вылившийся даже на страницы местной прессы. В 1872–1873 гг. горные и губернские власти жаловались на «беспорядок в управлении и финансах» на Кыштымских заводах. Главный начальник докладывал, что «пререкания» управляющих дошли до того, что на многие важные должности в заводской администрации ставятся по два служителя, а распоряжения владелиц и управляющих противоречат друг другу. В такой ситуации он даже просил Горный департамент назначить на заводы особого посредника «с правом решения всех вопросов». Требовала этого и Екатерина Львовна. Ее совместными усилиями с властями удалось «уломать» Г. В. Дружинина и водворить на заводах относительный «порядок и согласие» 332 . Е. Л. Зотова пережила сестру на И лет. Еще в 1875 и 1876 гг. она осуществила «предварительную запродажу» половины принадлежавшей ей «половинной части» владения Кыштымскими заводами своей дочери баронессе Клавдии Александровне Меллер-Закомельской, овдовевшей еще в 1862 г. 333 Поэтому, когда Екатерина Львовна умерла в 1878 г. оставшаяся половина ее доли перешла малолетним внукам – детям умершего в 1876 г. сына Александра Александровича Зотова: потомственным почетным гражданам Александру, Николаю, Константину, Екатерине и Елене. 14 июня 1878 г. Екатеринбургская опека утвердила над имением малолетних наследников опекунское управление в лице матери Зиновии Фокионовны Зотовой и Якова Ивановича Расторгуева 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Кыштым. Собор Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1848г. на самой высокой точке посёлка Верхнекыштымского завода по инициативе жителей началось строительство церкви. Строительство велось в течение девяти лет сначала крепостными, а затем вольнонаёмными мастерами на пожертвования собранные среди населения. В 1857г. в царствование Александра II храм был завершён. К сожалению, установить имя архитектора пока не удалось. Храм начал работать в 1857г. после первого частичного освящения. Освящение же всего храма было осуществлено в течение ряда лет с 1857-1889гг. По свидетельству епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана (Афонского) посетившем приход в октябре 1911г. внешний вид церкви был великолепен, тщательная ухоженность церкви была результатом огромного внимания не только церковнослужителей. В 1902г московской придворной мастерской выполнена настенная роспись ликов святых. Храм действует. Информация с сайта В 1848 году для строительства храма жители выбрали самую высокую точку на Верхнем Кыштыме, с которой открывался живописный вид на усадьбу заводчиков, Верхне-Кыштымский пруд и синеющие вдали вершины Сугомака и Егозы. Строили новый храм с размахом: в 1857 году – к столетию Кыштыма – в небо на высоту 71 метр вознеслась колокольня, а двухэтажное здание общей площадью 2000 квадратных метров увенчал 50-метровый главный купол. – Нижний этаж задумывался как зимний, отапливаемый, - говорит настоятель храма Рождества Христова протоиерей Иоанн Сухов. – Раньше здесь стояли печи, и богослужения совершались с осени, с праздника покрова Пресвятой Богородицы, и до поздней весны, до праздника святителя Николая Чудотворца. Второй этаж задумывался как летний. Вообще, верхний апартамент считался «изюминкой» храма, имел большой просторный зал и великолепную акустику. Говорят, что придел строился по пропорциям Исаакиевского собора в Петербурге. Между тем, установить имя архитектора не удалось. Есть предположение, что к проекту косвенно был причастен основоположник русско-византийского стиля Константин Тон, строивший Храм Христа Спасителя. В то время архитектор был в фаворе у императора Николая I, а его чертежи были рекомендованы епархиям в качестве типовых. На местах проекты творчески осмысливались. Как бы то ни было, итог этого творческого осмысления превзошел все ожидания. Храм Рождества Христова был и остается самым величественным во всем Кыштымском округе, соперничая лишь с храмом Вознесения Господня в Каслях.

http://sobory.ru/article/?object=10254

   001    002    003    004   005     006    007    008