2708 Theophan. 705, 718. Einhard. 786 г. Эйнхард говорит, что Карл Великий отказался выдать свою дочь. 788 г. 2710 τος νζος των ειδλων νογω (Cedrcn. 472. d.). Жизнеописатель Феодора Студита говорит (с. 26), что Константин угрожал выступить на борьбу против икон, и Вальх (10:551), предполагает, что таково именно значение слов Кедрена. Но едва ли мыслимо, чтобы даже партийный дух мог побудить летописца называть церкви без икон «храмами идолов» кроме того, храмы по-видимому отличались от церквей и закрыты были в то время, когда произнесена была эта угроза. 2712 Theophan. 730–2. Из слов историка вообще выводят, что Константин умер при этой операции. Но Гиббон и Шлоссер доказывают, что он жил долго и после этого. 2719 Libri Carolini впервые была издана в 1549 году Жаном дю-Тилле, в последствии епископом мосским, который называл себя Eli Phili. Под «Eli», он подразумевал Илью, намекая на связь между пророком и святым Иоанном Крестителем, имя которого носил издатель; быть может, также, как говорит Бейль, дю-Тилле имел в виду сделать намек на то, что он подражал Илье в его борьбе против идолопоклонства. Подобным же образом слово Phili делало намек на прозвище издателя, будучи сокращением из греческого имени для обозначения Tilleul, то есть лица. Некоторые паписты заявляют, что книга эта есть подложное сочинение реформатора Карлштадта, другие – что она была написана одним еретиком времени Карла Великого, и отправлена Карлом в Рим с целью опровержения. Но подлинность ее теперь вообще признается. Гефеле дает указатель цитат, делаемых в этом трактате из Никейских Деяний (665–8). «Каролинские книги» перепечатаны в издании Гольдаста, «Imperialia Decreta» и оттуда Патрологии. Миня, 98. Но Гефеле говорит, что лучшее издание есть издание Германа, Ганновер, 1731. 2729 Elip. Ap. Beat. 1:40–4 (Patrol. 96). Феликс обвиняет Этерия и Беата в смешении естеств Спасителя «sicut vinum et aquam» Alcuin, 1:793. 2737 Liber 1, 2, 4:5. Вальх доказывает, что адопционисты были православны, так как они не говорили, что Христос в своем двояком сыновстве был alius et alius, но что Он был сын aliter et aliter (9, 881–4). Ho, не входя в более глубокую аргументацию, как в таком случае объяснить яростное противодействие Елинанда учению церкви если его собственное учение было совершенно тождественно?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распространение на Западе учения Блаженного Августина Авторитет Августина на Западе уже при его жизни был чрезвычайно велик. Даже пелагиане в споре с ним воздавали ему хвалу. В принятии августиновской триадологии следует различать два момента: 1) с одной стороны - принятие самой троической доктрины и «Филиокве», как таковых; 2) с другой стороны - включение «Филиокве» в Символ веры (что возможно лишь при смене экклезиологии). Уже в V в. на Западе встречаются сторонники учения Августина о исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Среди них папа Лев Великий, Проспер Аквитанский, Павлин Ноланский. В VI в. - папа Гормизда, Боэций. В VII веке - Исидор Севильский и др. Первой ввела «Филиокве» в исповедание веры Испанская церковь. Это случилось на III Толедском соборе в 589 г. На этом соборе происходило присоединение вестготов-ариан к Православной церкви, и, чтобы подчеркнуть антиарианский пафос, равночестность Отца и Сына была «уточнена» добавкой «Филиокве» в Символ веры. И в последующих соборах Испанской церкви сохранялась эта добавка. XV Толедский собор 688 г. указывал, откуда взялось «Филиокве»: «Мы принимаем учение великого учителя Августина и следуем ему». Но ни одна их западных церквей, кроме Испанской, не включала «Филиокве» в Символ веры до каролинской (Карла Великого) эпохи. Лишь в 809 году при Карле Великом на Аахенском соборе учение о двойном исхождении Святого Духа было принято без затруднений. Но пришлось констатировать различия между практикой римской и франкской: в Риме Символ веры оставался без «Филиокве», хотя Карл и приказал его включить. Тогда в конце 809 г. к папе Льву III Карл направил послов с целью убедить Рим во включении «Филиокве» в литургическую практику. Один из послов, Сморагд, все это описал. Лев III, с одной стороны, заверил послов в своем полном признании учения о «Филиокве», но, с другой стороны, решительно отказался признать включение вставки в Символ веры, потому что «незаконно писать или петь ее там, где она была запрещена Вселенскими сборами». То есть, личное приятие «Филиокве» Лев III не возвел на уровень церковный. Он даже велел написать Символ веры без «Филиокве» на серебряных досках, и поставить их у входа в храм Св. Петра.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Теперь возможно ли допустить, чтобы представители папы совершенно спокойно и без всякого протеста приняли осуждение того самого иконопочитания, которого держался как сам пославший их папа, так и вся Италия, особенно при том авторитете, каким пользовались на западе папа и римская церковь ? Мы совершенно отрицаем это. – С другой стороны, осуждению до очевидности еретического учения об иконопочитании они не только не могли препятствовать, но должны были всеми мерами содействовать, зная, что учение это осуждает и римская церковь . Таким образом, франкфуртский собор осудил и отверг не действительный седьмой вселенский собор, утвердивший то самое иконопочитание, которого держались сами члены франкфуртского собора, а мнимый Никейский II собор, который будто бы определил почитать иконы точно так же, как мы почитаем и пресвятую Троицу. Такое заблуждение относительно седьмого вселенского собора достаточно объясняется, как мы уже упомянули, с одной стороны, плохим переводом актов сказанного всаиенского собора, где он представляется совершенно в ложном виде, с другой – появлением каролинских книг и авторитетом настроенного против седьмого вселенского собора Карла Великого, который собственно и собрал франкфуртский собор и руководил всеми его действиями и заседаниями. Парижский (825) собор был собран Людовиком Благочестивым, по поводу письма, присланного византийским императором Михаилом II Косноязычным, где император, изложивши свою веру в ходатайство пресвятой Богородицы и в почитание св. мощей, в то же время жаловался на широко распространившаяся различные злоупотребления иконопочитанием и приглашал Людовика принять участие в искоренении этих злоупотреблений и осудить сторонников седьмого вселенского собора, которые своею преданностью иконам, еще более будто бы распространяют злоупотребления в области иконопочитания. 213 Император Людовик, получивши в 824 г. такое письмо, чрез год собрал собор в Париже. Члены этого собора, имея под руками до maximum-a плохой первоначальный перевод актов седьмого вселенского собора, лишенные всякого богословского значения каролинские книги и ошибочное определение франкфуртского собора, рассмотрели вопрос об иконопочитании, как он, по свидетельству этих документов, был решен папою Адрианом I u omцaмu Никейского II собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам, – пишет ап. Павел к Галатам, – паче еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет ( Гал. 1:8,9 ). Теперь, если бы собор внес в исповедывание новый, дотоле неизвестный предмет веры, то этим он прибавил бы новое условие спасения, новое требование для ума и совести христиан, новое правило жизни, а за это он не только не мог бы быть назван вселенским непогрешительным собором, но еще подпал бы под вышеприведенное осуждение ап. Павла. Собор может только определять и выяснять сознанию верующих данные истины, но не предписывать совершенно новые, стоящие вне внутренней связи с откровенными истинами. Сознавая всю важность этого требования, иконоборческий собор 754 г., желая ниспровергнуть иконопочитание, говорит: «Нечестивое учреждение лжеименных икон не имеет для себя основания ни в Христовом, ни в апостольском, ни в отеческом предании. Постоянно остаются они вещами обыкновенными, не имеющими никакого особого значения, кроме того, какое сообщил им живописец» 48 . Эта мысль проводится и в Каролинских книгах. 49 Так, в предисловии к ним говорится: «Князья и епископы востока, презирая правое учение, вводили нововведение чрез бесчестные и негодные соборы (per infames et ineptissimas synodos) 50 . Эту же мысль проводят и современные противники иконопочитаиия 51 . Мы совершенно не соглашаемся с приведенными мнениями, не имеющими под собою, как ниже увидим, ни исторического, ни богословского основания. Напротив, мы утверждаем, что седьмой вселенский собор вполне удовлетворяет требование признания факта верования церквей по критерию всеобщности и что иконопочитание, как существенный предмет рассуждений и вероопределения этого собора, не есть какое-либо нововведение, но верование всей церкви, всегда и повсюду существовавшее и только получившее на этом соборе свою определенную санкцию. Начало христианского употребления и почитания икон относится к самым первым временам христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все содержание их можно передать в следующих девяти пунктах: 184 1) Оба восточных собора (иконоборческий 754 г. и Никейский II 787 г.) – бесчестные (infames) u heroдhыe (inepmissimae) u oбa они превысили пределы справедливости. Против первого (иконоборчеекого) нужно сказать, что иконы не идолы, против второго (Никейского II), что их не должно почитать (adorare – разумеется божеское почитание). 2) Почитание (adoramio) u kyльm (cultus) принадлежит только Богу, а не как не творению. 3)  Святых должно только почитать (venerare), им должно оказывать пристойное почитание (opportuna veneratio). 4)  Бывают случаи почитания людей, состоящие в поклоне и лобызании их, но это бывает только при приветствиях и из любви, или из смирения. 5)                 Не должно оказывать иконам почитания в смысле Божеского (adoratio), потому что они произведения рук человеческих, можно иметь их в церквах и при себе, но должно избегать всецелого поклонения (adoratio) им и всецелого почитания (cultura) их. 6)                 Никейский собор крайне несправедливо всех не почитающих икон предал анафеме. 7)                 Отнюдь нельзя сравнивать иконы с крестом Христа, ни со священным Писанием, ни со святыми сосудами, ни с остатками тел и платьев святых. Все эти вещи согласно преданию почитаются на Западе, но не иконы. 8)                 Глупо возжигать пред иконами свечи и фимиам. 9)                 Если считать иконы за святые, то и ставить их нужно не для украшения дворца, дороги и подобн., как делают это греки. Обращаясь к оценке каролинских книг, нужно заметить, что они не представляют собою действительное свидетельство веры всей галльской церкви, потому что они написаны были не по поручению этой церкви чрез представителей ее – иерархов, а единственно только по поручению светского властителя ее – Карла Великого, 185 который и издал их под своим именем. 186 Причем книги эти, по выходе их в свет, не были даже рассмотрены и утверждены собором действительных представителей галльской церкви. От своего же имени Карл посылал книги к папе Адриану I u nana ему же отвечал. На основании всего этого, повторяем, на каролинские книги нужно смотреть не как на выражение верования всей галльской церкви, а только – самого Карла Великого и его дворцового кружка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

687 Каролинские поэты — см. коммент. к " Метафизическим поэтам " . 688 " Комус " — см. коммент. 3 к " Мильтону II " . 689 Лэндор — см. коммент. к эссе " Классическая филология и литератор " и к эссе " Что такое " малые поэты " ? " . 690 Пуритане — религиозное движение (со второй половины XVI b.) за очищение Англиканской церкви от элементов католицизма в богослужении, обрядах, доктрине. Отличались строгостью нравов, стоицизмом, упорством в достижении целей, верой в призвание, религиозной нетерпимостью. Их идеология — основа революционной оппозиции роялизму во время Английской революции. 691 Люди…в оппозиции к Карлу I, и люди, поддерживавшие республику при Кромвеле… — В ходе 1-й (1642–1646) и 2-й (1648) гражданских войн между сторонниками парламента и роялистами парламентская армия О. Кромвеля нанесла решающее поражение армии Карла I Стюарта при Нейзби (1645) и Престоне (1648); король был казнен (1649), провозглашена республика. В 1653 установилась военная диктатура — протекторат Кромвеля. 692 …страстные земельные реформаторы — диггеры (англ. diggers), или " истинные левеллеры " (уравнители) — крайнее левое крыло участников Английской революции XVII в. 693 …вряд ли могли предвидеть чаепитие и распространение сект Диссидентов — диссиденты, или нонконформисты — совокупное обозначение приверженцев протестантских течений, оппозиционных государственной церкви — англиканству в Англии в период Реформации: пресвитериан, конгрегационалистов, квакеров и др. Сначала они пытались реформировать англиканскую церковь в духе кальвинистского пуританства, позднее отделились от неё. После реставрации монархии в 1766 г. они по сути оказались вне закона, многие эмигрировали в Америку. Их деятельность там привела к " Бостонскому чаепитию " — важному эпизоду борьбы английских колоний за независимость: в 1773 г. в знак протеста против беспошлинного ввоза англичанами чая в Северную Америку, что подрывало ее экономику, члены массовой тайной организации " Сыны свободы " в декабре 1773 г. проникли на английские корабли в Бостонском порту и выбросили в море партию чая, а в 1775 г. началась война США за независимость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Например, термин «проскинисис», выражавший поклонение как почитание, был переведен латинским - adoratio, выражавшим поклонение как служебное действие, служение. Тогда как в греческом языке этому понятию служил термин - латрейя. Собственно, именно на этих двух понятиях и строилось богословие иконы, которое принял принял  VII Вселенский Собор. Святые Отцы доказывали, что живописное изображение адекватно словесному  тексту, исповеданию веры. Отцы писали: «Что повествование выражает через буквы, то же самое живопись передает в красках...» (Деяния Соборов. Перевод Святой Горы Афон , потому что русский перевод этих книг сделан неточно.) Латинские книги же замечают: «Иконы святых мы имеем в базиликах не для поклонения, а для памяти, в то время, как они (никейцы) полагают всю надежду своего легковерия на иконы...» (Перевод наш - Святая Гора ) Теперь становится понятной разница в отношении к иконописи. Мы полагаем «...всю надежду своего легковерия на иконы», как справедливо замечают католики. Нужно ли говорить, что в западной традиции уже тогда были заложены основы иконоборчества? Читаем далее в Каролинских книгах: «Ты можешь болезненно изучать позы фигур, когда возносишь свои молитвы перед иконами, а мы (католики) будем изучать заповеди Божественных Писаний...» (Перевод наш - Святая Гора Афон ) Напомним, что  VII Вселенский Собор утвердил равнозначность иконы и Священного Текста Писаний. Наконец, главное - это отказ от христологического аргумента в богословии иконы. Этого аргумента просто не существует для католиков. Таким образом истина Боговоплощения отодвигается на второй план. Теперь становится понятным, что западная традиция в своей основе отказалась от сакрального иконописного языка. Так, мы можем говорить не об отличии художественных приемов, а об отличии догматического понимания. Далее, для тех, кто собирается покупать иконы , мы покажем, какие западные влияния можно проследить в художественных приемах афонского письма. Комментарии Всего комментариев: 5 2020/02/20, 15:29:17

http://isihazm.ru/?id=2024

По данным переписи 2015 г., католиками назвали себя 45,3% населения; евангеликами - 26,4; адвентистами седьмого дня - 6,9; мормонами - 1,5; членами Ассамблеи Бога - 0,9; баптистами - 0,7; последователями местной синкретической религии модекнгей (перевод с языка палау - «собираться вместе») - 5,7; мусульманами - 3; приверженцами проч. религий и атеистами - 9,7%. Римско-католическая Церковь Территория П. находится в юрисдикции еп-ства Каролинские о-ва с центром в Вено (о-ва Чуук (Трук), Федеративные Штаты Микронезии). Католиков насчитывается 7995 чел. (перепись 2015 г.), из них большинство - палауанцы (ок. 58%) и филиппинцы (ок. 31%). Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 2001 г. Протестантские церкви, деноминации и секты Крупнейшей протестант. организацией в П. является Евангелическая церковь Корора (Koror Evangelical Church), объединяющая евангеликов. Всего в П. проживают ок. 4,6 тыс. евангеликов (2015). Адвентисты седьмого дня насчитывают ок. 1,2 тыс. чел., пятидесятники из орг-ции Ассамблеи Бога, основанной в П. в 80-х гг. XX в.,- 163 чел., баптисты - 119 чел., мормоны - 273 чел. (2015). Прочие религии В П. насчитывается ок. 1 тыс. приверженцев местной синкретической религии модекнгей, объединяющей традиц. палауанские верования с элементами христианства. Ее возникновение в нач. XX в. связано с палауанцем по имени Тамадад, к-рый проживал в дер. Кхол на сев. оконечности о-ва Бабелтуап. Он происходил из среды вождей (рубак) и носил высокий титул «кодеп», к-рый наделял его правом быть посредником между богом Нгиркхомкуулом и людьми. Тамадад эксцентрично проводил культовые действия. Когда он вместе со своим родственником Онгеси «оживил» якобы умершую женщину, у него стали появляться последователи. У складывавшейся религии были определенные особенности, привлекавшие мн. палауанцев: исцеление больных, пророчества, циркуляция традиц. денег (удоуд), отмена пищевых запретов, избавление от мн. элементов старой палауанской религии, но при этом инкорпорирование в вероучение нек-рых местных богов, внедрение компонентов христ. религии (напр., бог Нгиркхомкуул отождествлялся с Иисусом Христом). В период япон. господства религия модекнгей была своеобразной формой сопротивления чуждым порядкам, особенно во время между 2 мировыми войнами. Собрания проводятся в храмах, где распеваются гимны (кесекес), отражающие доктрину этого религ. движения.

http://pravenc.ru/text/2578704.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вспомогательные исторические дисциплины «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи ИЗБОРНИК 1076 г. [неточно - Изборник Святослава 1076 г.], четий сборник древнерусского происхождения, 3-я по древности датированная славянская рукопись ИЗБОРНИК XIII в. [Толстовский сборник толкований XIII в.], пергаменный кодекс древнерусского извода, написанный не позднее сер. XIII в. ИНКОВ РЕЛИГИЯ традиц. верования индейской южноамер. этнической группы кечуа, в европ. историографии названных инками ЙЕЗИДЫ этноконфессиональная общность, в религиозных верованиях которой сочетаются элементы зороастризма, иудаизма раввинистического, христианства, гностицизма и ислама; относятся к курдскому этносу КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического «КАРОЛИНСКИЕ КНИГИ» памятник лат. церковной письменности, составленный в поддержку иконоборчества, кон. VIII в.- см. «Libri Carolini» КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока

http://pravenc.ru/rubrics/122910_8.html

Требование эллинизма вызывало и продолжает вызывать непонимание и недоумения. Пояснения к нему обнаруживаются в неопубликованных архивных документах прот. Г. Флоровского, из которых видно, что категорию эллинизма он понимал расширительно - как некую идеальную форму Православия в различных аспектах. 1. С т. зр. языка и понятийного строя первохрист. общины, «в сущности, быть христианином - значит быть греком, ибо наш основополагающий авторитет навсегда - греческая книга, Новый Завет. Христианская Весть была навсегда запечатлена в греческих категориях» (Там же. С. 155). 2. С т. зр. христ. метафизики, богословия отцов и учителей Церкви, «эллинизм обозначает философию… а философия значит лишь призвание человеческого разума к познанию высшей Истины, ныне явленной и совершенной Словом Воплощенным» ( Florovsky. In lingo crucis. 1936-1939. C0586. Box 3. Folder 4; цит. по: Plested. 2012. P. 200). 3. С т. зр. церковной культуры - в частности, «эллинизм иконы» ( Флоровский. Пути русского богословия. С. 509). Феномен христ. эллинизма, по прот. Г. Флоровскому, простирается далеко за пределы древнегреч. христианства. К нему он относит схоластов и представителей «оксфордского движения», а значит, и деятелей современного ему «патристического возрождения»: «Блж. Августин и даже блж. Иероним были не менее эллинистичны, чем св. Григорий Нисский или св. Иоанн Златоуст. И блж. Августин ввел неоплатонизм в зап. богословие. Псевдо-Дионисий Ареопагит был не менее влиятелен на Западе, чем на Востоке, от Хилдуина до Николая Кузанского. И Иоанн Дамаскин был одинаково авторитетен для визант. средневековья и для Петра Ломбардского и Фомы Аквинского. Томизм сам есть эллинизм. В Англии каролинские богословы были по своей направленности очевидно эллинистичны. И важнейшим вкладом трактарианского движения было именно это возвращение к греческим отцам» ( Florovsky. In lingo crucis. 1936-1939. C0586. Box 2. Folder 1. P. 4; цит. по: Gavrilyuk. 2014. P. 210). Прот. Г. Флоровский применил идеи Н. с. в собственных богословских исследованиях, посвященных различным темам: учению о творении, христологии, учению об Искуплении, эсхатологии, проблемам отношений Церкви и мира, веры и культуры, Церкви и гос-ва (см.: Уильямс. 1995). Рецепция

http://pravenc.ru/text/2564946.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010