Supplementum. 1934; I dem. Cantus Lamentationum. 1934). Придворные музыканты. Миниатюра из сб. «Cantigas de Santa Maria». 1275–1284 гг. (Escorial. T. J. 1) Придворные музыканты. Миниатюра из сб. «Cantigas de Santa Maria». 1275–1284 гг. (Escorial. T. J. 1) II. Арабское и еврейское влияния. Вопрос о влиянии араб. и евр. музыки на церковную музыку И. является дискуссионным, он осложняется отсутствием для этих традиций древних нотированных источников. После араб. завоевания музыка в И., особенно на юге полуострова, испытала влияние араб. традиции. Завоеватели принесли в И. мн. виды муз. инструментов, основным центром производства к-рых стала Севилья. Испанцы переняли от арабов ряд инструментов: ударные (дуфф, испан. адуфе; табл, испан. атабаль; бандаир, испан. пандерете; сунудж-аль-суфр, испан. сонахас-де-асофар; накара (накеры)), духовые - деревянные (шаббаба, испан. ахабеба, эхабеба; бук, испан. альбогон) и медные (нафир, испан. аньяфиль), струнные - щипковые (уд, испан. лауд; канун, испан. канон) и смычковые (рабаб, испан. ребек, рабель). Некоторые из этих инструментов (накара (небольшие литавры), лауд (лютня), ребек) впосл. стали распространяться и в др. странах Зап. Европы. Арабы принесли в И. и музыкально-теоретические знания: в Толедо были выполнены лат. переводы трактатов араб. авторов, к-рые впосл. распространились во мн. европ. странах и цитировались различными авторами - Винцентием из Бове, Иеронимом Моравским , магистром Ламбертом , Хуаном Бермудо и др. В нек-рой степени влияние араб. муз. традиции сказалось и на христ. музыке (прежде всего паралитургических жанров), создававшейся при дворах испанских королей. В XIII-XIV вв. короли Кастилии и Арагона приглашали к себе араб. музыкантов. В 1322 г. Собор в Вальядолиде (21-е прав.- Mansi. T. 25. Col. 718) ввел запрет нанимать мавританских музыкантов для участия в христианских праздниках, что, вероятно, свидетельствует о широком распространении этой практики. Музыка евреев, появившихся в И. еще в дохрист. эпоху, по мнению исследователей, могла оказать наибольшее влияние именно на церковное пение.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

(в День поминовения всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову), 13 марта 2016 г. (в Неделю сыропустную), великое повечерие с литией и утреню - 6 апреля 2016 г. (в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы), утреню с чтением Великого акафиста Божией Матери - 15 апреля 2016 г. (в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), всенощные бдения - 8 июня 2016 г. (в канун праздника Вознесения Господня), 13 августа 2016 г. (в канун праздника Происхождения/изнесения/Честных Древ Животворящего Креста Господня), 17 сентября 2016 г. (в канун Недели 13-й по Пятидесятнице) и 1 октября 2016 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице, по Воздвижении), Божественную литургию - 23 октября 2016 г. (на празднование памяти святых отцов VII Вселенского Собора), 26 ноября 2016 г. (в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского), Литургию Преждеосвященных Даров - 1 марта 2017 г. (в среду первой седмицы Великого поста) и 12 апреля 2017 г. (в среду Страстной седмицы, день памяти преподобного Иоанна Лествичника), всенощные бдения - 4 марта 2017 г. (в канун Недели 1-й Великого поста), 1 апреля 2017 г. (в канун Недели 5-й Великого поста), утреню и вечерню - 13 и 14 апреля 2017 г. (в канун пятницы Страстной седмицы и в Великий Пяток), Божественную литургию - 14 мая 2017 г. (в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне), всенощное бдение - 16 сентября 2017 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице), всенощное бдение и Божественную литургию - 9 и 10 декабря 2017 г. (в неделю 27-ю по Пятидесятнице, празднование иконе Божией Матери «Знамение»), всенощные бдения - 3 февраля 2018 г. (в канун Недели о блудном сыне) и 17 февраля 2018 г. (в канун Недели сыропустной), великое повечерие - 19 февраля 2018 г. (в понедельник 1-й седмицы Великого поста), всенощное бдение - 10 марта 2018 г. (в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной), утреню - 23 марта 2018 г. (в канун субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), и 20; 22; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 35; 36; 37; 38; 39; 42; 43; 44; 45; 46; 48; 49; 51; 52; 53; 54; 81; 88; 101; 110; 124; 125]

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

И чакольской поп почал канун молити Всемилостивому Спасу, въ Троицы славимому Богу, и Пречистой Богородицы, и всем святым. И яз, Еуфимей, почалъ говорити попу Феофилакту: „Попъ, будет ты хошь меня слушати, и ты меня слушай Пречистой Богородицы наказаная». И поп говорил: „Яз Пречистой Богородицы наказаная рад слушати”. Еуфимей говорилъ: „И ты пой молебен звоном Пречистой Богородицы. И яз вам Пречистые Богородицы наказание без трудовъ скажу». И попъ не пивъ канонъ и почалъ пти молебен звономъ Пречистой Богородицы. И на молебне заплъ попъ ирмос. И наиде на меня Божей трус и Пречистой Богородицы наказание. Меня, Еуфимия, заломило на хребет, и стала меня тружати Пречистая Богородица. „О Владычица Пресвятая Богородица! Пощади! Рад яз твое наказание в мир сказывати!”» А труды его видели все православные крестьяне. И отпвъ молебенъ, и почали канун молить, и Еуфимию канун молить даваютъ. И Еуфимей молит канун, а не пьет. «И крестьянинъ Шеймогорской волости именем Мосй канун дал молить мн, Еуфимию. И язъ, Еуфимей, почал канун молити Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице. И меня, Еуфимия, почало тружати с кануном, а канун в туяс на рук на одной. А меня, Еуфимия, заломило на хребет и тружало много с кануном». А Еуфимей говорил: «Тот канун доходен Пречистой Богородицы. Православные крестьяне, молитесь Богу, обратитесь!» И попъ моля канун. И в скопкар 375 осталось канун, и Еуфимей говорил: «Кануну не оставливайте, пейте все!» А преже того было, канун оставливалъ пономарь и попъ. И Еуфимей говорилъ: «В томъ грхъ великъ, и посл того оставливают канун в церкви и пьют». «И посл вечерни почали канун пить мирьской, а мн, Еуфимью, поп далъ просвиру, и говорилъ: „Ты кануну не пьешь с нами”. И с того меня Пречистая Богородица за то меня тружало – а труды мои видлъ весь миръ – и за то мн, Еуфимию, тружание было, что младенцы меж собою сквернятся и церкви Божии сквернят. А то вы и сами вдаете, что надоб глупых побечетчи». А у нас про то сыскалось: что робята межи собою укорялись, а жены траву жали в кусте и то слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При полной несамостоятельности испан. живописи в ней пробивались характерные исторические приемы, формы и мотивы. К кон. XVI в. в искусстве И. сложилась ситуация, к-рая обнаруживала признаки приближавшегося расцвета. В этот период сформировались 2 художественные школы - севильская и валенсийская, обеспечившие испан. искусству свободу в XVII в. Одновременно приезд в Толедо Эль Греко выдвинул на сцену толедскую школу. Испан. живопись принято делить также на кордовскую, гранадскую, бадахосскую, вальядолидскую, мурсийскую, арагонскую, каталонскую и балеарскую. Однако в XVII в. это деление условно, т. к. разница этих школ - в провинциальном удалении от столицы, в индивидуальном почерке мастеров. Эскориал, средоточие придворной жизни И., в кон. XVI - 30-х гг. XVII в. был центром, через к-рый на испан. культуру влияла итал. живопись. Испан. монархи были страстными собирателями произведений искусства и заказчиками мн. религиозных картин. Помимо центра собирания грандиозной коллекции Эскориал стал местом, где работали десятки художников (т. н. эскориальская школа), к-рые писали фрески, алтари, картины и должны были превратить его в центр искусств и духовной жизни И. Погребение сеньора Оргаса. 1586–1588 гг. Худож. Эль Греко (ц. Санто-Томе, Толедо) Погребение сеньора Оргаса. 1586–1588 гг. Худож. Эль Греко (ц. Санто-Томе, Толедо) Проводником итал. влияния были мастера, приглашенные ко двору кор. Филиппа: Эухенио Кахес («Встреча у Золотых ворот» для ц. Сан-Фелипе-эль-Реаль в Мадриде, ок. 1604, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид), из итальянцев, осевших в И.; флорентийцы Бартоломе Кардуччо, его брат Висенте Кардуччо («Проповедь св. Иоанна Крестителя», 1610, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид). Т. н. реформированный маньеризм (флорентийский рисунок, ломбардское сфумато, венецианский колорит) итал. художников принес в И. европ. придворную моду на эффектно-оригинальное, отмеченное печатью элитарности, одухотворенно-взволнованное искусство. Типология религ. и исторической картины Нового времени была разработана именно итальянцами при испан.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Так же как и во Франции, в кон. 70-х гг. XIX в. в Испании среди католиков усилилась борьба между сторонниками и противниками компромисса с либеральной системой, лежавшей в основе гос. устройства. Ориентируясь на буллу папы Пия IX «Non expedit» (1871), запрещавшую католикам принимать участие в политической жизни объединенного итал. гос-ва, франц. и испан. «непримиримые католики» настаивали на отказе от сотрудничества с республиканской властью во Франции и с либерально-консервативной монархией в Испании. Однако папа Римский Лев XIII предпринял попытку примирить враждующие католич. партии, выпустив 8 дек. 1882 г. обращенную к испан. католикам энциклику «Cum multa», в к-рой призвал их к внутреннему единству, прекращению раздоров на политической почве и указал на необходимость различать политические и религ. вопросы. Аналогичным образом в энциклике к франц. католикам «Nobilissima Gallorum gens» (1884) папа открыто заявил о необходимости сотрудничать с республиканской властью и отстаивать в законной политической борьбе интересы католич. Церкви. В энциклике «Immortale Dei» (1885) Лев XIII вновь осудил либеральную философию и индифферентизм гос-ва в отношении религии, но впервые указал и на то, что католич. Церковь не отрицает демократической формы правления. Предпринятые папой Львом XIII попытки были неоднозначно восприняты франц. «непримиримыми католиками» и привели к расколу в испан. партии традиционалистов. Следуя указаниям Папского престола и рекомендациям испан. епископов, участник карлистского движения А. Пидаль-и-Мон в 1881 г. основал Католический союз (Unión Católica), в задачу к-рого входило установление единства между либеральными и «непримиримыми» католиками. В 1884 г. с одобрения папы Католический союз вошел в состав Либерально-консервативной партии. В то же время радикальная часть партии традиционалистов во главе с Р. Носедалем, издателем газеты испан. «непримиримых католиков» «El Siglo Futuro», подвергла жесткой критике как деятельность Католического союза, так и позицию испан. епископата, полагая, что призыв папы Льва XIII к установлению католич. единства обращен только к католикам, «достойным такого наименования, а не к зараженным проказой либерализма» ( B é cker. 1908. P. 352). Отказ Носедаля подчиниться требованию главы карлистов дона Карлоса Младшего прекратить внутрипартийные дискуссии по церковным вопросам привел его в 1888 г. к разрыву с карлистами и к образованию собственной Католической национальной партии (Partido Católico Nacional).

http://pravenc.ru/text/468839.html

де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо [испан. Calderón de la Barca y Barreda González de Henao Ruiz de Blasco y Riaño] Педро (17.01.1600, Мадрид - 25.05.1681, там же), испан. драматург и поэт, представитель культуры барокко. Родители - дворянин Диего Кальдерон, секретарь Совета по управлению гос. имуществом, и Ана Мария де Энао, дворянка нем. происхождения. Когда К. было 10 лет, умерла его мать, а через 5 лет - отец, после смерти к-рого К. и его братьям пришлось вступить в долгий судебный процесс с мачехой по вопросу о наследстве. В 1605 г. К. пошел в школу (колехио) в Вальядолиде (столица Испании в 1601-1605), но 3 года спустя по решению отца был переведен в иезуитскую коллегию в Мадриде, чтобы стать священником и унаследовать должность капеллана в Толедо, завещанную семье бабкой по материнской линии. Недолго проучившись в ун-те в г. Алькала-де-Энарес, К. стал студентом Саламанкского ун-та, окончил его в 1618 г. со степенью бакалавра права. Отказавшись стать священником, он поступил на военную службу, которую по необходимости совмещал со службой при дворах испан. знати. В 1623-1625 гг., сопровождая герцога де Фриас, побывал во Фландрии и в Италии. Участвовал во мн. военных кампаниях, в частности в осаде Фуэнтеррабии (1638) и в войне против отделения Каталонии от испан. короны (1640-1642). В 1642 г., после ранения, ушел в отставку. Занимался сочинением пьес. С 1623 г. пьесы К. ставились как в городских «площадных» театрах (корралях), так и в придворном театре (с 1634 преимущественно там). К. дебютировал как автор придворной комедии «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder). Успех к нему пришел после постановки в 1629 г. «комедии плаща и шпаги» «Дама-невидимка» (La dama duende). Покровительство испан. кор. Филиппа IV обеспечило К. заказами на сочинение пьес для постановок при дворе - сначала в интерьерах мадридского Алькасара, затем в построенном в 1632 г. театре «Колизей» в парке Буэн-Ретиро (с 1635 К. был директором этого театра). Особое место в его творчестве занимают одноактные аллегорические пьесы на библейские и мифологические сюжеты, приобщавшие массового зрителя к основам католич. вероучения,- «священные действа» (испан. «аутос сакраменталес»), которые были предназначены для постановки на городских улицах во время католич. праздника Тела Христова (1-й четверг после Троицы). Самые известные «аутос сакраменталес» К.- «Божественный Ясон» (El divino Jasón, 1625), «Пир царя Валтасара» (La cena del rey Baltazar, 1632), «Великое торжище мира» (El gran mercado del mundo, 1635), «Великий театр мира» (El mayor monstruo del mundo, 1637), «Божественный охотник» (El divino cazador, 1642). В 1636 г. кор. Филипп IV возвел К. в члены духовно-рыцарского ордена Сантьяго . Тогда же была опубликована «Первая часть» комедий К., подготовленная к печати его другом и учеником Хуаном де Вера Тассисом-и-Вильярроэлем (при жизни К. были изданы еще 8 «частей», а в 1677 вышло 1-е собрание «аутос сакраменталес»).

http://pravenc.ru/text/1320177.html

л. 203 об. Канон за единаго умершаго с предисловием. л. 218. Молитва пред образом пресв. Богородици Владычици нашея и Приснодевы Мария. л. 226. Молитва пред иконою Владычня образа. Далее: исповедание иноку на всяк день. л. 234. Последование ко св. причащению. См. 267 л. 255. На обор. л. 4 между прочим записаны роды Зосимы соловецкаго чюдотворца, Макария (желтоводскаго), Сергия и Никона радонежских. На обор. л. 215 скорописью: Лета 7145 (1637) переплетал сию книгу Николской поп Власей Иосифов сын (приметно) Корелькин. 296. (1265.) Канонник, полууст., нач. XVII века, в осьмую долю, 156 листов. л. 1. А се всей книзе сказание главам. л. 2. Канун чесному Кресту. л. 12. Канун преч. Богородицы Одигитрею. л. 22. Канун св. препод. богоотец Иоакиму и Анне. л. 33. Канун архистратигу Михаилу. л. 42. Канун блаж. Василию Христа ради уродивому, московскому чюдотворцу. л. 58. Канун святителю Николе, творение Феофаново. л. 68. Канун св. великомученику Георгию. л. 79. Канун св. Великомученице Екатерине, творение Феофана. л. 92. Канун св. апостолу Петру. л. 100. Канон св. пророку Илъи. л. 110. Канун св. Ивану Предтечи. л. 119. Канун общей препод. чюдотворцам Зосиму и Саватию соловецкым. л. 137. Канун всем Святым по вся дни гл. 6. Приписи разных почерков; на верхней коже: А ся книга Офонасья Новосилскова Федорова сына; на обор. оглавления: Максима Черемисинова Троицы Сергиева монастыря (монаха, упом. 1616 г.); на обор. конечного белого листа: Сия книга Тимофея Моисеява сына Злобина. 297. (1262.) Канонник, полууст., в скоропись переходящий, XVII века, в осьмую долю, 166 листов. Каноны общеупотребительные, числом 7. В начале ркп. приложено правило келейное, а в конце (л. 142) разные изречения духовных и светских писателей, (л. 157 об.) Алф(ав)ить Иларионона (sic), инока заточеннаго, надписание епистолиямь, яко всякому в предословие по азбоце человеку послати. Последняя статья напечатана с сего списка в Временнике москов. Общ. Истории 1851 года 10. 298. (1256.) Канонник, скороп. мелкая, XVII века, в осьмую долю, 379 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Лит.: Gajano S. B. Agiografia medievale. Bologna, 1976; Gordini G. D. Aspetti e problemi degli studi agiografici//La Scuola Cattolica. 1981. Vol. 108. P. 281-324; Cioffari G. Agiografia in Puglia i santi tra critica storica e devozione popolare. Bari, 1991; Bibliografia agiografica italiana: 1976-1999/Ed. P. Golinelli e. a. R., 2001; Biblioteca agiografica italiana: Repertorio di testi e manoscritti, sec. XIII-XV/Ed. J. Dalarun, L. Leonardi et al. Firenze, 2003. 2 vol. + CD. Испанская и португальская . На Пиренейском п-ове местная Ж. л. сложилась на каталон., кастильском (испан.) и португ. языках. Каталон. и кастильская традиции зародились приблизительно одновременно, в сер. XIII в. Самым ранним каталон. памятником считается поэма «Песнь о св. Вере» (Cançó de S. Fe; XI в.). В кон. XIII в. в Руссильоне появилась каталон. переработка «Золотой легенды». Возникновение испан. агиографической традиции чаще всего связывается с именем поэта Гонсало де Берсео, писавшего на т. н. придворном романском языке (romano paladino). Наиболее значительным его произведением стало стихотворное Житие Доминика Силосского, прозаическая переработка которого на кастильском языке была вскоре предпринята силосским мон. Перо Марином. Ок. 1235 г. в Кастилии появилось Житие прп. Марии Египетской, среди др. народных переработок восточных легенд - Повесть о святых Варлааме и Иоасафе. Были составлены также народные Жития новых святых - Франциска Ассизского, Доминика, Антония Падуанского, Педро Гонсалеса. Интерес к древней истории и церковным деятелям вестготско-мосарабской эпохи, характерный для испан. агиографии с XI в., сказался и на вернакулярной традиции. Первое Житие свт. Ильдефонса Толетского было создано на кастильском диалекте мон. Бенефециантом из Убеды. В XV в. толедский архипресв. Альфонсо Мартинес составил прозаические Жития святителей Исидора Гиспальского и Ильдефонса (Ystoria de la vida santa que fizo el bienaventurado Yllefonso). К XIV-XV вв. относятся житийные сборники на испан. языке (Vidas de Santos). От XIV в. сохранился ряд житий древних святых, переделанных с учетом местных фольклорных и лит. традиций, напр. испан. «История кабальеро Пласида, который впоследствии стал христианином и получил имя Евстафий» является переработкой Жития вмч. Евстафия Плакиды в форме рыцарского романа.

http://pravenc.ru/text/182317.html

столетия появились произведения для 15, 16, 18 или даже 21 голоса. Исполнение многохорных сочинений в И. схоже с итал. практикой. Во-первых, с 1-м хором композиторы обращались скорее как с ансамблем солистов: партии хористов довольно сложные, именно здесь предполагалось употребление украшений, поэтому при проведении конкурса на должность певчего учитывалось, может ли певец, согласно своим способностям, поступить в 1-й хор. Во-вторых, все хоры старались расположить действительно далеко друг от друга. Так, 1-му хору обыкновенно аккомпанировала арфа, что позволяло разместить певцов в алтаре; 2-й хор в это время мог находиться возле большого органа (на хорах), 3-й - у органа-позитива и т. д. IV. Репертуар. Произведения, исполнявшиеся церковными капеллами в XV-XVII вв., можно разделить на 3 группы: литургическая музыка на лат. тексты, вильянсико с текстами на народных языках для утрени в большие праздники (прежде всего на Рождество Христово и праздник Тела Христова) и органная музыка для богослужения. Схожий литургический репертуар был и у королевских капелл и придворных капелл знати и епископата, исполнявших также светские полифонические произведения на народных языках в франко-фламанд. и испан. стилях. Единая рим. форма богослужения, включая муз. составляющую, была принята на всей территории И. примерно к XV в. Тем не менее далеко не все традиц. испан. церковные песнопения XVI-XVII вв. распеты на григорианские мелодии. Так, гимн на слова Фомы Аквинского «Sacris solemniis» (Со священными торжествами), к-рый исполнялся на популярный в И. праздник Тела Христова во время торжественных процессий через весь город, традиционно распевали на испан. напев (modo hispano). К мелодии этого гимна как к источнику для своих сочинений часто обращались испан. композиторы (см. пример 1). Испан. вариант напева др. гимна на праздник Тела Христова, «Pange lingua» (Воспойте, уста), получил название «de Urreda», предположительно потому, что 1-я известная его гармонизация принадлежала капельмейстеру кор.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В результате побед на завершающем этапе Итальянских войн И. утвердила свое господство в Италии. В это же время усилился натиск турок в Зап. Средиземноморье. Ущерб испан. владениям наносили действия алжирских пиратов - вассалов Османской империи; ежегодно тысячи людей попадали к ним в плен и были обращены в рабство. В 1565 г. османы осадили о-в Мальту, но взять его не смогли. Чтобы остановить турок, была создана Свящ. лига, объединившая И., Папское гос-во, Венецию и ряд др. итал. гос-в; главную роль играла И. Флот Свящ. лиги во главе со сводным братом Филиппа II доном Хуаном Австрийским разбил турок при Лепанто (1571). Эта победа, хотя в полной мере воспользоваться ее плодами не удалось, позволила приостановить османское наступление в Зап. Средиземноморье и имела большое психологическое значение, развеяв миф о непобедимости турок. К кон. XVI в. испан. владения достигли максимальных размеров. Помимо Пиренейского п-ова, к-рый с присоединением к И. Португалии (1580-1581; т. н. Иберийская уния) был впервые со времен вестготов объединен под властью одного правителя, в состав Испанской державы входили Нидерланды, Франш-Конте и Шароле (ныне на территории Франции), Миланское герц-ство, Юж. Италия, Сицилия, Сардиния и колонии: Америка от Калифорнии и Флориды до Огненной Земли, Филиппины, португ. владения в Африке, Азии и Америке. Кон. XVI в. отмечен поражениями И. в борьбе с Англией (гибель испан. флота, «Непобедимой Армады», в 1588) и с восставшими Нидерландами; неудачной оказалась попытка испан. короля вмешаться на исходе религиозных войн во Франции во внутренние дела Французского королевства. Кор. Карл I перед сражением при Мюльберге. Портрет. 1548 г. Худож. Тициан (Прадо, Мадрид) Кор. Карл I перед сражением при Мюльберге. Портрет. 1548 г. Худож. Тициан (Прадо, Мадрид) Католич. Церковь в И. по-прежнему играла важную роль в жизни страны. В ее распоряжении находилось ок. 1/6 части национального богатства. Духовенство было освобождено от налогов, однако испан. монархи в XVI в.

http://pravenc.ru/text/674995.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010