Собирается около нас многочисленная публика, она хочет быть свидетелем нашего подвига, когда нас призывают к мученичеству. Подобное происходит при состязании между собою лишь весьма знаменитых атлетов, потому что на зрелище борьбы их, тогда собираются массы народа. И когда дело дойдет до подвига, то вы не иное в состоянии будете сказать о себе, как тоже, что (некогда) сказал о себе Павел: Мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и для людей ( 1Kop. IV, 9 ). Весь мир, следовательно, все добрые и злые ангелы и все люди, как те, которые держат сторону Бога, так и на другой стороне (на стороне языческих идолов) стоящие услышат, когда мы примем на себя борьбу за христианство . И тогда ангелы на небесах или возрадуются о нас, и рукоплескать будут ( Пс. 97:8 ), а все дерева в поле со своим ветвями и горы радоваться ( Ис.4:12 ); или же, – чего да не случится с нами, – будут радоваться подземные силы, приветствующия радостью все злое. А чтобы пред злодейским отречением заставить вас еще более содрогнуться, не будет неуместным обратить внимание и на то, что написано в книге Исайи, а именно, что жители ада говорят побежденным и от небесного мученичества отказавшимся. По моему мнению, следующее об отступниках здесь сказано. Ад преисподний огорчен твоим прибытием. Проснулись из-за тебя все исполины, князья земли; они подняли с престолов их всех царей народов. Все они будут отвечать тебе, и говорить тебе ( Uc. XIV, 9, 10 ). А эти пораженные силы к побежденным и диаволом плененные ко впавшим в грех отступничества говорить будут следующее: Итак и ты в плен попал подобно нам ( Uc. XIV, 10 )? И хотя бы кто и питал (некогда) великую и славную надежду на Бога, а потом осилен был страшливостью или наставшими страданиями, услышит все-таки от Бога: Во ад сошла слава твоя; постелью под тобою будет гниль, а покровом твоим червь ( Uc. XIV, 11 ). И хотя бы кто в среде христианских общин и блистал и казался им утренней звездою, потому что блистал он пред людьми своими добрыми делами ( Mф. V, 16 ), но если после того в великом противоборстве потерял право на победный венок, ниспосылаемый со столь возвышеннаго престола (ср. выше § 14 и Mф. XIX, 28 ), все же услышит: Как упала ты с неба рано на заре восходящая звезда утра? Раздробилася о землю ( Uc. XIV, 12 ) 27 ). И так как чрез отступничество отступник уподобляется диаволу, то и следующее услышит он: На горах они будут повержены как омерзительный труп посреди многих мертвых; подобно тому как запятнанная кровию одежда не чиста, точно так же и ты нечист ( Uc. XIV, 19, 20 ) 28 ). Как и может быть он чистым, когда осквернил себя кровию и убийством, отвратительным преступлением отступничества и оказался столь злостным?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

Беседа 10 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». ( Мф. 3:1–2 ) Какое время означается выражением «в те дни». – Почему Христос крестился тридцати лет. – Отличие крещения Иоаннова от данного Христом. – Цель пришествия Иоанна. – Явление и деятельность Иоанна заранее предсказаны были пророками. – Образ жизни Иоанна. – Увещание подражать Иоанну. – Близость суда и необходимость покаяния. – Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их делами добрыми. – Почему Бог не скоро исполняет наши прошения. – Польза искушений. 1. В какие это дни? По свидетельству св. Луки, Иоанн пришел не в те дни, когда Иисус был еще отроком и возвратился в Назарет, но по прошествии тридцати лет. Как же сказано здесь: «В те дни»? В Писании весьма часто употребляется такой образ речи, когда говорится не только о таких происшествиях, которые непосредственно следовали друг за другом, но и о таких, которые были по истечении многих лет. Так, когда ученики приступили к Иисусу, сидевшему на горе Елеонской, и желали узнать от Него и об Его пришествии, и о разрушении Иерусалима (а вы знаете, какое расстояние времени между этими двумя событиями), тогда Он, кончивши речь о разорении иудейской столицы и переходя к концу мира, присовокупил: «тогда и это будет». Словом «тогда» Он не смешивал времена, но означил только то время, в которое произойдет кончина мира. Точно так же употреблены и здесь слова: «В те дни». Евангелист указывает этими словами не на те дни, которые непосредственно следовали, но на те, в которые должно было случиться то, о чем он намеревался говорить. Но почему, скажешь ты, Иисус пришел креститься спустя тридцать лет? Потому, что после этого крещения Ему надлежало уже упразднить закон. Чтобы не сказал кто-нибудь, что Он потому отменяет закон, что не мог исполнить его, Он во всей точности исполнял его во все продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам. Не во всякое ведь время все страсти действуют в нас; но в раннем возрасте обыкновенно бывает больше неразумия и малодушия, в последующем сильнее действует похоть, а далее, в следующем возрасте – любостяжание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вспомни, если хочешь, как Авраам оказывал гостеприимство всем приходящим. Если бы он делал исследования о приходящих к нему, то не принял бы ангелов; может быть, не считая их ангелами, он вместе с другими отказал бы и им; но так как он принимал всех, то принял и ангелов. Разве за жизнь принимающих от тебя Бог дает тебе награду? Нет, - за твоё расположение, за твое милосердие, за великое человеколюбие, за доброту. Если будет она, то и ты получишь все блага, которых да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.     В указанном месте Евангелия этих слов нет, они есть в других местах, напр. Иоан.8:58, 10:1, 10:7, 12:24 и т.д. – и.Н. 12. БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ " Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,  которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда " (Евр. 7:1-3).   1. Павел, желая показать различие между новым и ветхим заветами, во многих местах указывает на это различие, и в самом начале говорит о нём, и далее, научая слуша­телей, предуготовляет их. В самом начале он указал на это, когда сказал, что " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках " , а нам через Сына. Потом сказав о Сыне, кто Он и что совершил, преподав увещание повиноваться Ему, чтобы не подвергнуться участи, одинаковой с иудеями, объяснив, что Он есть первосвященник по чину Мелхиседекову, неоднократно выразив желание раскрыть это различие и уже многое предуготовив к тому, обличив их за их слабости, и потом ободрив и утвердив, чтобы они не унывали, - (апостол) наконец приступает к объяснению самого различия пред ободренными слу­шателями: ведь человек, упавший духом, не легко может принять слышанное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно-вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали. После того как я сказал вам, говорит, о том, что прилично слушать, далее послушайте о том, что всегда необходимо слушать. За сим это и значит, то есть всегда и непрестанно. Смотри, какое смирение: не считает себя достойным веры, даже и в предметах увещания, но от Христа предлагает слово, говоря: Христос вас увещевает чрез меня. Слово приняв относится не к словам только, но и к делам: ибо и делами он учил. О чем же мы умоляем? Чтобы вы более преуспевали, то есть чтобы вы старались делать больше того, что требуют заповеди, и восходили бы выше постановлений. Подобно тому, как земля производит не только то, что в нее брошено, так и душа не должна останавливаться на постановлениях, но восходит выше. Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Повеление касается таких вещей, которых должно избегать, совершение которых влечет за собой наказание, а не совершение нисколько не заслуживает похвалы. Между тем, есть некоторые дела, которые не должно повелевать; то есть не навязывать с угрозой, а предоставлять их на волю слушателей, как, например, раздаяние имущества и девство. Кто может вместить, говорит Господь, да вместит (Мф.19:12). Вероятно, Павел о некоторых делах дал им повеление с большей угрозой. Поэтому он и не излагает этого здесь, а только напоминает им. И опять от имени Христа. Не мои, говорит, повеления, но Христа; так что Его послушаетесь, или отвергнете. Ибо воля Божия есть освящение ваше. То есть целомудрие. Везде он заповедует об этой добродетели, и в Послании к Тимофею (1Тим.5:22), и к Коринфянам (1Кор.6:6), и к Евреям (Евр.12:14). Ибо особенно сильна страсть и требует поэтому многих и постоянных лекарств. Чтобы вы воздерживались от блуда. Много различных видов этой страсти, о которых и говорить несносно, а потому просто сказал: от всякого блуда. Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1049...

Ибо не все, которые называются христианами, верные, а те, которые веру исповедуют и на сердце ее имеют. Вера — дар Божий духовный, который непременно человека отвращает от суетного и движет к любви и исканию небесного. Она — как огонь, очищающий сердце от гнета и скверн греховных, и в вере все существо христианского духовного блаженства состоит.    CXXVII. Видишь, что отец от сына неисправного и непокорного, после многих увещаний и отеческих наказаний, отрицается, и отвергает от себя, и наследия лишает. Так делает с христианами Бог. Неисправных увещевает и внутри — в совести, и вне — через пророческие и апостольские писания, и проповеди учителей и пастырей церковных, и через обещание будущих благ и угрозу казней, временных и вечных, и через посылаемые наказания; и всем тем убеждает к истинному обращению и покаянию. Но кто не перестает грешить и этой благостью Его, кротостью и долготерпением пренебрегает, от такого отрицается, и отвергает его, и наследия вечной жизни лишает. Так отверг от Себя непокорных и жестоковыйных иудеев, которые ни писаниями пророческими, ни наказаниями Божиими, ни увещаниями, ни чудесами и милостью Сына Божия, во плоти явившегося, не исправились, но, более того, злобою на Него, пришедшего их спасти, восстали, умучили и умертвили. Потому и исполнилось на них Христово слово: «Отнимется от вас царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43). Так те, которые ни милостью, ни наказанием Божиим не исправились, отвержены от Бога. Так делается с неисправным христианином, которого ни совесть угрызающая, ни милость Божия и блаженство вечное обещанное, ни геенны страх и ничто иное к покаянию подвигнуть не может. Такому апостольское слово говорится: «О человек! Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:4—5). Да убоимся, возлюбленный христианин, этого прещения Божия, которое Он через апостола Своего возвещает неисправным, да не соберем себе и мы гнев Божий, да не исполнится и на нас то, что свершилось над иудеями непокорными, и да не будем отвержены от лица Божия навеки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но Бог по своей великой любви не оставил людей погибать в их грехах. Солгасно Библии и Корану Он послал к ним Моисея (Мусу), снабдив его заповедями, то есть правилами праведной жизни. Среди которых были: “не убий”, “не укради”, “не прелюбодействуй” и другие. Однако, люди, закоснев своих грехах, не хотели слышать голоса Бога и многих других пророков, посланных Им. Одних они побили камнями, других и вовсе убили. Тогда Господь, видя жестокосердие рода человеческого послал к ним Сына Своего Единородного, в надежде, что хотя бы Его – кроткого и исцеляющего тяжкие болезни – постыдятся и послушают. Но вместо этого Сын Божий был распят, то есть принял смерть от тех, кого Он создал, мучительно умер за них на кресте. Как свидетельствует Инджиль (Евангелие): “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасен был мир через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия” ( Ин.3:16-18 ). Эта жертва не была напрасной. Придя на землю и искупив грехи людей своею смертью Иисус, как признает и Коран, оставил на земле своих учеников – апостолов, обративших по действию Святого Духа слова и дела Господа в священную книгу “Инджиль”: “отправили Мы по следам их (пророков) Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе (Пятикнижие Моисеево), и даровали Мы Ему Евангелие (ал-Инджил), в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных. И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто судит не по тому, что низвел Аллах, те – распутники”. Так мы, христиане, и поступаем. Чему же учил Иса бен Мариам? Сын Божий говорил нечто такое, чего не было ни до ни после него. Ни в Священном Писании евреев “ат Таурат” (Тора, Пятикнижие Моисеево), ни в Коране.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

От Твоего прощения бегут они, гласа грома Твоего ужасаются (Пс. 103:1—7). Но и в большей части этого псалма содержится прославление Отца. Этих прославлений каждый и сам может собрать более и увидеть, как составная часть молитвы, прославление, рассеяна во многих местах [Писания]. Примером благодарения может служить восклицание Давида во второй книге Царств после обетовании (2 Цар. 7:8— 17), данных ему через Нафана, когда царь этот, объятый изумлением перед доказательствами милости к нему Божией, выразил свою благодарность за то в следующих словах: Кто я. Господи, мой Господи, и что такое дом мой, что Ты меня в такой степени возлюбил? И я был слишком мал пред Тобой, Господи мой! О доме раба твоего и в далеком будущем Ты говорил. Это уже по–человечески, Господи, мой Господи! Что еще может сказать тебе Давид (т. е. как мог бы я благодарность свою в словах выразить)? Ты знаешь ведь раба твоего, о Господи! Ради раба Твоего Ты сделал это, и по сердцу Твоему делаешь Ты все это великое; чтобы открыть это рабу Твоему, дабы он превозносил Тебя, Господи, мой Господи (2 Цар. 7:18 22). Пример исповедания грехов: От всех моих беззаконий избавь меня (Пс. 38:9). И в другом месте: Смердят, гноятся раны мои от беззакония моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу (Пс. 37:6—7). Пример прошений в 27–м псалме: Не погуби меня вместе с нечестивыми и вместе со злодеями не изгладь меня (Пс. 27:3) — и т. п. Справедливо, наконец, чтобы начатая прославлением молитва прославлением же и оканчивалась бы и заключалась, а именно возвеличиванием и прославлением Отца Вселенной через Иисуса Христа во Святом Духе, Которому слава во веки. Увещание к мученичеству (1)  От молока отвыкшие, от матерней груди отнятые! Печали на печаль ожидай; ожидай надежды на надежду. Только еще короткое время; только малое время еще — из–за издевательства уст, из–за чуждого языка (Ис. 28:9—11). А так как вы, богоугоднейший Амвросий и богобоязливейший Протоктет, уже мыслите не по–плотски и не дети во Христе, но достигли духовного вашего возраста и более не нуждаетесь в молоке, а в пище твердой (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Применительно к сфере пищевой промышленности вполне допустимо говорить и о клонировании домашнего скота, постепенно входящем в практику после «феномена Долли». (Хотя необходимо заметить, что для многих православных христиан такое манипулирование животной жизнью отвратительно и этически неприемлемо.) Но что абсолютно недопустимо, так это использование человеческих гамет для усиления или улучшения определенных признаков; равно недопустимо и «производство детей» как источника органов для трансплантации. Это утверждение остается в силе, несмотря на несомненные факты, что эмбриональные мозговые клетки могут значительно ослабить симптомы болезни Паркинсона, повышая уровень дофамина, а пересадка эмбриональных тканей не вызывает в организме реципиента реакции отторжения. Какие бы радужные перспективы ни сулила пересадка эмбриональной ткани и органов, они не могут отменить истины, которую мы обязаны уважать: благородная цель не оправдывает аморальные средства. Это основоположный принцип христианской этики, подтверждаемый апостолом Павлом: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас будто мы так учим? Праведен суд на таковых» ( Рим. 3, 8 ). Клонирование человека недопустимо вследствие неизбежно вытекающих отсюда злоупотреблений, а изъятие и накопление эмбриональных органов — вследствие того, что это зло само по себе. Настаивая на этом, мы отнюдь не намерены препятствовать прогрессу науки или затруднять лечебный процесс. Главная наша мысль в том, что Богу следует отдавать Божие, начиная с человеческой жизни. Вспомним еще раз апостольское увещание к коринфянам: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших…» ( 1 Кор. 6, 19–20 ). Но заповедь эту не может исполнить тот, кто поддался соблазну сконструировать другого по собственному образу или восстановить себя за счет органов других людей — особенно за счет нерожденных, согласия которых никто не спрашивал.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-d...

Притч.1:11 .  если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, Притч.1:12 .  живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу; Притч.1:13 .  наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; Притч.1:14 .  жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», –: Притч.1:15 .  сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, Притч.1:16 .  потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. Притч.1:17 .  В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, Притч.1:18 .  а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Притч.1:19 .  Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. После общего обращения и увещания к ученику (ст. 8–9), Соломон предлагает ему частное увещание, конкретное предостережение от увлечений на зло со стороны «грешников» (ст. 10), евр. хаттаим, Vulg.: peccalores, LXX: νδρες σεβες, слав. – мужие нечестивии – злодеи, для которых преступление сделалось обычаем (ср. Пс 1.1 ; Притч 16.29 ). Предостерегая ученика своего от гибельного влияния со стороны подобных злодеев, Соломон раскрывает подлинную суть и истинные мотивы их злодейских замыслов (11–14): посягая на собственность и жизнь ближнего, без всякой вины с его стороны, с величайшею наглостью и жестокостью злодеи пытались прельстить приглашаемого в сообщничество юношу мыслью о безнаказанности преступления (ст. 12) и о большой доле в предполагаемой добыче (13–14). Изобразив обольстительные и преступные намерения злодеев, Премудрый со ст. 15 (понижение периода) в положительной категорической форме предостерегает своего слушателя от следования по их «пути»; предостережение это и по содержанию и по форме речи напоминает начальные слова Псалтири: « блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста» ( Пс 1.1 ). Ст. 16, повторяемый пророком Исаиею ( Ис 59.7 ) и Ап. Павлом ( Рим 3.15 ), не имеется у LXX-mu: однако, считать этот стих в евр. Вульг. слав. русск., заимствованным у пророка Исаии, нет основания; скорее у пророка Исаии цитаты из более древних библейских книг не представляют чего-либо необычного; притом во многих кодд. LXX (23, 68, 157, 252, 254, 295, 296, 161, 248 и др. у Гольмеса, Комплют. Альд.) имеют в себе ст. 16. В ст. 17–19 слушатель ограждается от влияния обольстительных речей злодеев – указанием на ожидающее их наказание – конечную гибель, вопреки той безнаказанности на какую они рассчитывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Конечно, Златоуст наперед обдумывал предмет проповеди и часто преднамечал даже целый ряд проповедей по одному и тому же предмету. „Когда кто хочет с корнем исторгнуть страсть, укоренившуюся и долго жившую в душе, тогда для этого исправления недостаточно однодневного или двухдневного увещания, но надобно часто и в продолжение многих дней беседовать об этом предмете, если только хотим проповедовать не из честолюбия и для удовольствия, а для блага и пользы. Поэтому, что мы сделали в отношении к клятвам, побеседовав с вами об одном и том же предмете в течение многих дней сряду, то же сделаем и в отношении к гневу, предложим о нем, по мере сил наших, продолжительное увещание. И это, мне кажется, самый лучший способ наставления – не переставать внушать что бы то ни было, дотоле, пока не увидишь, что внушение перешло в дело. Кто говорить сегодня о милостыне, завтра о молитве, послезавтра о кротости, потом еще о смиренномудрии: тот не доведет своих слушателей ни до одной из этих добродетелей, потому что он постоянно перебегает от одного предмета к другому и от этого опять к иному. Напротив, кто хочет, чтобы слушатели исполняли на деле слова его: тот дотоле не должен прекращать свое увещание и советы об одном и том же предмете и переходить к другому какому-нибудь, пока не увидит, что прежнее увещание хорошо укоренилось в них“. И действительно, проповеди Златоуста в значительном количестве представляют, так сказать, особые серии, сосредоточенные на общем предмете, трактуемом в течение ряда бесед и слов. Таковы, кроме истолковательных бесед на ту или другую книгу Писания, беседы его по случаю низвержения статуй, беседы об Анне, Давиде и Сауле, о Лазаре, о покаянии, о клятвах, о перемене имен и другие. Но далеко не все эти беседы следуют в непрерывном ряду, а часто прерываются беседами о других предметах, вызываемыми наличными требованиями и случаями из живой действительности, ответив на которые, проповедник возвращается в прерванному ряду бесед. С другой стороны, в одной и той же беседе часто видится большое разнообразие предметов, особенно в нравственных приспособлениях, которое дает чувствовать живую производительность творческой мысли проповедника, в течение самой беседы, возбуждаемую притоком новых воспоминаний, образов, мыслей, впечатлениями от предстоящей среды слушателей, располагающими проповедника то удлинять, то сокращать слово, переходить от одного предмета к другому, иногда надолго оставлять начатую тему для вносного и восполнительного наставления, после которого он опять возвращает к теме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010