2045 Здесь кончается то, что написано слева от Софии (для зрителя), и начинается написанное справа. 2047 Дальнейшие сведения заимствую из «Описания Славянских рукописей Библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», М. 1878. г. Ч. I. стр. 89–90; Ч. III, стр. 214. 2048 Еп. Виссарион, – «Иконы и другие священные изображения в русской церкви» (в Сборнике «Духовная Пища», изд. 2, М. 1891, стр. 286. прим. 1-ое). 2051 Древняя малорусская крепость и родовое гнездо Горленко – Прилуки в описываемое время были резиденцией полковой старшины Запорожского войска; теперь Прилуки – уездный город Полтавской губ. 2052 Пр. Ф.И. Титов. Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории русской церкви. Тр. Киевск. Дух. Акад. 1910 г. кн. XII. стр. 687–688. 2054 Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский (1705–1754). Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н.Д. Жеваховым. т. I, часть 1-я. Предки святителя Иоасафа. Киев. 1907 г., стр, 3–80: idem. ч. II. стр. 159–160: idem. т. III. стр. 7–10, 45–44. 2055 Idem т. I, ч.г я. стр. 81–120; ч. II, стр 161–167: т. III. стр. 10–26, 45–46. Собрание сочинений Костомарова, кн. 6, т. XVI, СПБ. 1905 г., стр. 755–765. 2056 Жалованная грамота императрицы Елисаветы Петровны от 9 ноября 1743 г. бунчуковому товарищу Андрею Дмитриевичу Горленко. Idem. т. III, стр. 89. 2057 Idem. т. I, ч. 1-я. стр. 121–142. ч. II, стр. 161–168; ч. III, стр. 269–270: т. III, стр. 26–33, 49–50. 2059 Н.И. Петров . Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии, серия II (1721–1795 гг.) т. I, ч. 2. Киев 1901 г., стр. 1. Материалы... собранные и изданные ку. Н.Д. Жеваховым, т. III, стр. 45, 107–108. 2063 Должность экзаменатора была епархиальная. Она поручалась, обыкновенно, одному из ученых иеромонахов, живших при кафедральном монастыре. На обязанности экзаменатора лежало предварительное испытание ставленников пред рукоположением. В старом архиве Киевской духовной консистории встречаются собственноручные расписки «ексаменатора иеромонаха Иоасафа» (очевидно Горленко) в получении платы за исполнение должности. Пр. Ф.И. Титове, цитир. соч , стр. 691–692.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тихон (Никаноров Василий Варсонофьевич), архп. Воронежский Родился 30 января 1855 года в семье псаломщика Новгородской епархии. В 1877 году окончил Новгородскую духовную семинарию и в 1881 году – СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. С I авг.1881 года – помощник смотрителя Белозерского училища. С 25 апреля 1884 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. 15 июня того же года пострижен в монашество, 8 июля рукоположен во иеродиакона, а 10 июля – во иеромонаха. 6 дек.1888 г. возведен в сан игумена. 25 дек.1890 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Новгородской духовной семинарии. С 21 янв. 1891 г. – настоятель Новгородского Антониевского монастыря. 2 февр.1892 года хиротонисан во епископа Можайского, вик. Московской епархии. Хиротонию совершали в Москве: митр.Московский Леонтий, преосв.Нестор, член Московского Св.Синод.Конторы, епископ Дмитровский Александр и епископ Христофор, настоятель Новоиерусалимского монастыря. 14 мая 1896 г. награжден панагией с украшениями. С 20 авг.1899 г. – епископ Полоцкий и Витебский. С 4 июня 1902 г. – епископ Пензенский и Саранский. С 25 июля 1907 года жил на покое в Новоиерусалимском монастыре в должности настоятеля. С 25 июня 1912 г. – епископ Калужский и Боровский. С 13 мая 1913 года – архиепископ Воронежский и Задонский. Участник Всероссийского Поместного Собора 1917/1916 гг. в Москве. 12/25 апр.1918 года награжден правом ношения креста на клобуке. Скончался в Воронеже в 1919 году. Добрый человек. Проповеди говорил просто и доступно. Литература: “Церк.Ведом.» 1892, 3, стр.20. -“- 1896, 19–20, стр.161. -“- 1899, 35, стр.291. -“- 1902, 24, стр.223. -“- 1907, 31, стр.295. -“- 1912, 28, стр.271. -“- 1913, 21, стр.307. -“- 1913, 18–19, стр.182. -“- 1918, 17–16, стр.104. “Приб. к «ЦВ» 1902, 24, стр.796. “Мисс.Календ.» 1907, стр.138. “Русск.Паломн.» 1912, 29, стр.445. -“- 1915, 36, стр.573. “Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.116–117. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 533, стр.81. «Изв.Каз.Еп.» 1913, 22, стр.685. Булгаков, стр.1406, 1408, 1409. БЭС m.II, стб.1165, 1791, 1836, 2167. ФАМ II, 85, стр.8. М. Pol " skij, Novye mueniki I, 179: Er wurde an der Königlichen Tür der Kirche des Mitrofanklosters im Dezember 1919 erhängt . Regel " son 524: im Dezember 1919 erschlagen. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2426 Miclosich et Müller. Acta et diplomata, t. VI, p. 59–80, 81–85. Труд патмосских иноков состоял в различных ремеслах и хозяйственных работах. Некоторые, кроме того, зарабатывали что-нибудь для монастыря своим личным трудом, наприм., переписыванием и т. д. Ср. А. Дмитриевский . «Иоанно-Богословский монастырь на острове Патмосе по сравнению его со святогорскими идиоритмами. Из поездки на остров Патмос в 1891 году». Стр. 24. И. Соколов. «Состояние монашества в Византийской церкви с половины 9 до начала 13 в. (842–1204). Опыт церковно-исторического исследования». Каз., 1894 г. Стр. 326–327. 2427 Уставы: патриарха Алексея, Григория Пакуриана, Михаила Атталиота, Льва Аргосского, Иоанна Комнина, Нила Тамасского, монастыря Николая Казолы, императрицы Ирины, св. Саввы Сербского и др. См. об этом у И. Соколова. Соч. цит. Стр. 317–318 и др. Он перечисляет со времени Пахомия 17 уставов. 2430 Св. Евфимий Великий. «Палест. пат.». Вып. 2. Стр. 17. Cf. Acta Sanct. iannuar, t. II, p. 304–305. 2443 Св. Иоанн Епископ и Молчальник. «Палест. патерик». Выпуск 3. СПБ., 1893 г. Изд. Импер. Пал. Общ. Стр. 9. 2453 Vita Pach. п. 7. ср. П. Казанский. «История православного монашества на востоке». Ч. I. М., 1854 г. Стр. 124 сл. 2461 «Дост. сказ.». Стр. 310. 5. Ср. «Пролог». Январь, 18 день. Училище благочестия или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых. Изд. 5-е. Спб., 1836 г. Т. 1, стр. 5. 2482 Vita Pachom.49. 71; Ср. Казанский. Соч. цит. С. Т. I, стр. 170; Архим. Палладий. Соч. цит. Стр. 60–61. 2509 Vita Pachom. с. 8 n. 66. 67. Et. parall. с. 1. n. 1–2. Ср. Казанский. Сочин. цит. Т. I, стр. 188; «Палест. патерик». Вып. 6, стр. 9–10. 2514 «Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в вопросах и ответах на вопрошения учеников». Перев. с греч. М., 1892, стр. 453. 2523 Антоний. «Доброт.». Т. I, стр. 101; Варсануфий и Иоанн. Соч. Цит. Стр. 108; Казанский. Соч. цит. Т. стр. 51; 2 Т. стр. 26 и мн. др. 2528 Арб. 630–631. Ср. Πλλ. §§ 29–30. Ср. Архим. Палладий. Соч. цит., стр. 144–145; Казанский. I, 184–185. и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

228) Ркп. 1521 того же собрания. Сборник XVII в., в 8-ку, на 291 листе. Содержит Паломник игумена Даниила (лл. 1–177 об.) и другие небольшие повести. (Описание рукописи см. у Н. В. Рузского в «Сведении о рукописях, содержащих в себе хождение в Св. Землю русского игумена Даниила в начале XII века». М. 1891 г. стр. 82–83). На лл. 277–291 находится «сказание о Максиме философе, еже бысть инок св. горы Афонския» («осмойубо тысящи наставши»)... Сказание это подробной редакции и с текстом, напечатанным у меня выше (стр. XXXI-XXXVIII), вполне согласно. Относительно происхождения Максима грека в настоящей рукописи, как и в некоторых других, есть вставка о рождении его в гор. Арте и пр. (см. стр. CCXXXVIII). Эта, очевидно, та самая рукопись библиотеки Новгородского Софийского со бора, о которой говорит митр. Евгений в своем «Словаре историческом о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (2 изд., Спб. 1827 г., т. II, стр. 26–41. Статья эта митр. Евгения сперва была напечатана в Вестнике Европы за 1813 г., ноябрь, 21 и 22, стр. 21–35).-Вероятно также, что это – та самая рукопись, которая в изданном Π. Н. Тихановым «Каталоге российских рукописных книг, находящихся в библиотеке Новгородского Софийского собора» (Памятники древней письменности за 1881 г. XII) описывается под LXVI (стр. 25–26). 229) Ркп. 78 того же собрания. Греческая Псалтирь, писанная собственноручно Максимом греком в 1540 г., в Твери. Ha 1 листе: «Псалтирь греческая Сильвестровская». Описание ее, составленное А. С. Родосским , см. в Христианском Чтении за 1882 г., 9–10, стр. 609–615. 230) Ркп. 1498 т. с. Сборник XVI в., в 4-ку, на 305 лл., писан полууставом разных почерков. На лл. 161–174, 197–204, 215–233 находится несколько слов Максима грека , но сказания о нем никакого нет. См. Описание сборника в 3-м выпуске «Летописи занятий Археографической Комиссии» (Спб., 1865 г.) стр. 91–93. – Не этот ли сборник разумеет П. М. Строев (Библиологический Словарь стр. 199–208), указывая: «Новгород. Софийской библиотеки 454 (из Кирилловских, в 4 д., разных почерков XVI в., 379 лл., на лл. 147–252)»? За этим (454) в настоящее время в числе Софийских значится рукопись (XVI в., в 4-ку, на 210 лл., писанных крупным почерком), содержащая «службы разным святым, молитвы, три послания Кирилла чудотворца, исповедание иноков пред образом Господа нашего Иисуса Христа, покаяние скитское, покаяние краткое. В ней нет не только сказания о Максиме греке , но не встречается даже и самого имени его. Принадлежала иноку Никону вологжанину. (Сведения о сей рукописи сообщены мне И. М. Покровским ). – В числе ркпп. Кириллова монастыря за 197/454 (105) значится Канонник XVII в., на 287 лл., а за 454/711 (232) Трефологий XVI в., на 239 лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Макарий (Ильинский Михаил Иванович), Экзарх Сев. и Южной Америки, митр. Нью-Йоркский Родился 27 октября 1866 года в селе Городня Тверской губернии. В 1887 г. окончил Тверскую духовную семинарию. В 1891 г. рукоположен во иерея. В 1901 г. окончил СПБ духовную академию, со степенью кандидата богословия. В 1911 году был направлен в Америку в качестве инспектора русской православной семинарии в Миннеаполисе, а затем в Тенефляе. В 1916 г. возведен в сан протоиерея и назначен ректором той же семинарии. В 1934–1935 гг. в период, когда Североамериканская епархия была уже в расколе с Матерью Церковью, по принятии монашества, хиротонисан во епископа Бостонского. Был епископом Бруклинским. После смерти митрополита Платона (20 апр.1934 г.) примкнул к Феофиловской группировке. 26 янв.1946 г. был принят в общение с Русской Православной Церковью. 15 мая 1946 г. Святейшим Патриархом Алексием награжден саном архиепископа. 31 окт.1947 г. назначен исполняющим обязанности Экзарха Московской Патриархии Православной Русской Церкви в США, а с 12 дек. того же года – Экзархом. 29 марта 1948 г. награжден правом ношения креста на клобуке. С 8 июля по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Участвовал также в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь ; б) Об Англиканской церковной иерархии; в) Экуменическое движение и Православная Церковь ; г) О церковном календаре. 31 июля 1952 года возведен в сан митрополита и оставлен управлять православным русским экзархатом в Америке до середины 1953 года. Скончался 12 ноября 1953 года. Литература: «ЖМП» 1948, I, cmp.II, 12. -«- 1948, 5, стр.6. -»- 1952, 9, стр.3. -«- 1953, 12, стр.13–15. -»- 1954, I, стр.18. -«- 1955, 3, стр.75. -»- 1955, 4, стр.16. -«- 1957, 6, стр.70. -»- 1960, 2, стр.33. «Журнал Засед. Св. Синода» 19 от 31.X.1947 г. 5 от 31.VII.1952 г. Nach dem Tod seiner Frau empfing er, etwa 1933, die Mönchsweihe. Am 13.10.1935 wurde er zum В von Boston geweiht. Am 3.10.1938 wurde er Rektor des St. Vladimir’s Seminary, an dessen Eröffnung er aktiv beteiligt war. Er starb in New York. Literatur: Orthodox America 1794–1976, S. 132. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 10, 53, 69, 95, 203f. , 415f. IKZ 1954, 14. Kirche im Osten 5(1962)28. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но допустим даже, что Ираклий II действительно изъявил желание подчинить грузинскую церковь св. синоду, – что же из этого: разве поступок его может быть оправдан церковными канонами? Ведь 1) и византийский император Исаак Ангел в своем самообольщении утверждал, что «на земле нет никакого различия во власти между Богом и царем» и считал себя «опытнейшим правителем церкви» ( А. Лебедев . Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви, стр. 106–107), 2) точно также и император Михаил Палеолог, ставивший и низвергавший патриархов по своему произволу, желал предоставить государственным чиновникам право голоса в решениях патриаршего синода (Профессор И. Бердников . Основные начала церковного права православной церкви, стр. 100; ср. А. Лебедев , ор. cim. 158–162), затем 3) грузинский царь Теймураз I без согласия собора иерархов грузинской церкви хотел было посадить на католикосский престол русского «монаха» (Переписка грузинских царей с российскими государями, стр. 64), а 4) русский император Павел I собирался даже служить обедню (Евдоким, архим. «На заре новой церковной жизни». Богословский вестник, 1905 г., т. II, стр. 177)... К сожалению, помянутые выше историки и законоискусники забывают, что «главный смысл трактата 1783 года для Грузии заключался в том, чтобы найти обеспечение против возможного вторжения Персии», почему трактат сей, строго говоря, грузинской церкви непосредственно не касался (3. Авалов. «Присоединение Грузии к России». Спб. 1901 г., стр. 153; Ср. М. Хелтуплишвили «Вступление Грузии в состав российской империи». Кутаис, 1901 г., стр. 10–11 и профес. А. Цагарели. «Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся до Грузии». СПб., 1891–1902 г.г., т. II, вып. II, стр 4–7). Не имел желания подчинить грузинскую церковь российской и император Павел I, не взирая на то, что сей государь смотрел на церковные каноны несколько своеобразно (Богословский вестник 1905 г. loc. cit.) «Я хочу, – писал он 20 Января 1801 года генерал-лейтенанту Кноррингу, – чтобы Грузия, как уже к вам писал, была губерния, итак тотчас и поставьте ее в сношения с сенатом, а по духовной части с синодом, «не трогая их привилегий " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Либерий, епископ Римский, и Сирмийские соборы. (Четверть часа магистерского коллоквиума 8 октября 1890 г., дополненная и разъясненная.)» (По поводу коллоквиума В. Н. Самуилова при защите сочинения «История арианства на латинском Западе»)//Христианское Чтение. 1891. Т. I. 3–4. С. 304–315; 5–6. С. 434–459; Т. II. 7–8. С. 61–79; 9–10. С. 266–282; 11–12. С. 386–394. Экскурсы: «Сардика или Сердика?» (Орфографический вопрос). Т. I. 5–6. С. 511–517; «Реабилитация четырех документов 343 г.». Т. II. 7–8. С. 79–109. – В отдельном оттиске: выпуск первый (главы 1-Х. СПб., 1903 (119 стр.); второй выпуск не появлялся. 4) Отзыв об удостоенном Св. Синодом полной премии митрополита Макария в 1892 г. сочинении Η. Н. Глубоковского «Блаж. Феодорит , епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность». Т. 1-Й. М., 1890//Христианское Чтение. 1892. Т. И. 7–8. С. 58–62, 63–124, 125–164. Отдельный оттиск с заглавием: «Theodoretiana. I. Отзыв… И. AddendaCorrigenda [к сочинению]. III. Addendis Superaddenda». СПб., 1892 (164 стр.). ,5) «Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд)«//Христианское Чтение. 1892. Т. II. 11–12. С. 593–644. В отдельном оттиске 56 стр. «Следы древних месяцесловов поместных Церквей»//Христианское Чтение. 1893. Т. I. 1–2. С. 177–210. В отдельных оттисках: «Следы древних месяцесловов поместных Церквей. Appendix к этюду «Михайлов день»» (С. 57–94). Отзыв о представленном на соискание степени доктора церковной истории сочинении А. И. Садова «Древнехристианский церковный писатель Лактанций ». СПб., 1895. В Журналах Совета Академии 1895/1896. С. 97–202, и отдельно, СПб., 1900 (106 стр.). Заметка о книге: «Каноны важнейших древнецерковных соборов вместе с апостольскими правилами, изд. проф. Фр. JIayxepma (Die Kanones der wichtigsten altkirchlichen Concilien nebst den Apostolischen Kanones, herausgeg. von Lie. Dr. Fr. Lauchert. Fr. i. В.; Leipzig, 1896)»//Христианское Чтение. 1896. Т. II. 7–8. С. 178–195 (и отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Однако, свою расшифровку он озаглавил так: Εχολγιον ρχαον (γδου ανος). Древний Требник (осмого века) 125 . Думаем отсюда, что он больше склонялся к мнению, что теперешнее письмо рукописи VIII века. Н. Красносельцев возражал против аргументами епископа Порфирия, и, между прочим, не считал вероятным «чтобы имя св. Иоанна милостивого могло явиться в литургийной молитве» – «в первое же пятидесятилетие после его коичины» 126 . Наше предположение не разделяет крайности епископа Порфирия, но не разбивается и возражением Красносельцева. Предполагая уставный оригинал VIII века, мы тем самым не говорим непременно, что имя св. Иоанна читалось в VIII веке в самом литургийном тексте; оно могло быть на поле, и, наконец, его могло совсем не быть. Тексты греческий и славянский по неизданным рукописным источникам (VIII-XVII в. включительно), по описаниям и печатным изданиям (до XIX в. включительно) Для просмотра этого раздела обратитесь к оригиналу труда. Тексты греческий (с русским переводом) и отчасти славянский заамвонных молитв по древнейшим рукописным источникам, описаниям и частию печатным изданиям Для просмотра этого раздела обратитесь к оригиналу труда. Отличительные тексты греческий и славянский из литургии святого Иоанна Златоуста по древнейшим неизданным рукописным источникам Для просмотра этого раздела обратитесь к оригиналу труда. 1 В «Книге бытия моего» (ч. IV. СПБ. 1896. стр. 60. 61) под датою с 18 марта 1850 по 3 апреля 1858 замечено о рукописи: «Это сапфир синайский. Она подарена мне старцами». См. Первое путешествие в Афон. мон. в скиты в 1846 г. ч. II. отд. 1. Киев 1877. стр. 456, 457. 2 Отчет Имп. Публ. Библ за 1883 г. стр. 10. См. также описание бумаг еп. Порфирия, пожертвованных в Акад. Наук по завещанию П. Сырку (Записки Имп. Ак. Наук т. 64. СПб. 1891. Приложение. Стр. 155). 3 Памятники древней письменности. Два пергаменные литургийные κοντκια. И. Помяловский. СПб. 1884. стр. 1, 5. 5 Отчет Имп. Публ. Библиотеки за 1899 г. (СПб. 1908 г.) Здесь описана коллекция арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

1 «Творения св. Иоанна Златоуста», изд. Петр. дух. акад., т. II, стр. 435, 447. 2 Так у проф. Н. Маккавейского: «Археология истории страданий Господа Иисуса Христа», Киев, 1891 г., с. 291. Несколько иначе у Н. Переферковича в том же трактате, на который ссылается и проф. Маккавейский («Талмуд», СПб, 1901, т. 4-й, трактат Санхедрин, с. 283): «Меч, которым он (преступник) убит, плат, которым он удушен, камень, которым он убит, и дерево, на котором он повешен, все эти вещи должны быть погребены, но их не погребали вместе с ними (в той же могиле)». 3 Огласительные поучения, XVII, 16. 4 Тит — римский император с 79 по 81 г. Иерусалим завоеван им в 70 г. по Р.Х. при прежнем императоре Веспасиане. 5 О жизни Константина, кн. III, гл. 26. 6 Блаж. Иероним (IV в.). Письмо к Павлину. 7 Евсевий Кесарийский. О жизни Константина, кн. III, гл. 25. 8 Записанному у св. Григория Турского. 9 О самом чуде различные историки (Руфин, Сократ, Созо- мен, Феодорит, Никифор Каллист и др.) повествуют неодинаково: многие говорят не об исцелении больной женщины, а о воскрешении через возложение Креста Господня на мёртвого или мертвую, которых несли невдалеке от места обретения Креста Христова. Наиболее принятое в житиях святых повествование говорит, что силой Креста Господня был воскрешен проносимый мимо места нахождения крестов мертвец. Принятый нами рассказ см. у блаж. Феодорита (Церковная История I, 18), Сократа (I, 17) и у Созомёна (II, 1). 10 Евсевий Кесарийский. О жизни Константина, кн. III, гл. 30. 11 Освящение этого храма празднуется и ныне во всей Православной Церкви 13 сентября. 12 Огласительное слово IV, 10; XIII, 4. 13 «Творения св. Иоанна Златоуста», т. I, с. 632. 14 Об этом свидетельствуют историки Феодорит, Сократ, Созомен. См. у проф. Н. Маккавейского «Археология истории страданий Господа Иисуса Христа», Киев, 1891 г., с. 291. 15 Православный Палестинский Сборник. 16 Маккавейский Н., назв. соч., с. 292—293. 17 Там же, с. 294. 18 Сведения для настоящей статьи почерпнуты из книги проф. Н. Маккавейского «Археология истории страданий Господа Иисуса Христа», Киев, 1891 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

10 Кар-Негг, Abendländisches Politik Kaiser Manuels. Strassburg, 1881, S. 139; H e f e l e, Conciliengeschichte..., 5 В., Freiburg im Breisgau. 1886, S. 567; Успенский, Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892, стр. 218. 12 Krumbacher, Geschichte der Byzantinische Litteratur. München, 1897, т. 3, таблица константинопольских иерархов. 15 Hefe1e, Conciliengeschichme, S. 567, ошибочно называет председателем патриарха Луку, что противоречит документам. 18 Mai, p. 82. Личность этого митрополита Константина представляет большой интерес. „На этот раз греки послали в Россию одного из лучших представителей тогдашней богословской науки”, – говорит о митроп. Константине проф. Пл. Соколов, указав на участие его в Соборе 1156 г. (см. „Русский архиерей из Византии”. Киев, 1913 г., стр. 88). 20 Из соборного изложения видно, что Собор осудил всех, поддерживавших ересь, если останутся в своем мнении, а раскаявшихся на время отлучил. Неизвестно, кто конкретно подвергся отлучению. Вероятнее всего, что митрополит Диррахия и Михаил из Солуни. 32 Как показывает подпись под актами. При перечислении же иерархов, по-видимому, ошибочно стоит имя патриарха Константина. 42 Точная дата низвержения Сотириха 13 мая 1157 г. может уточнить хронологию списка антиохийских патриархов. Например: в полном месяцеслове Востока, архиепископа Сергия (Спасского) , т. II. Владимир, 1901, ч. 3. Приб. стр. 687, в таблице (по епископу Порфнрию Успенскому) стоят последовательно имена: Иоанн V † 1140, Сотирих 1155–1156, Афанасий 1156–1170, здесь, очевидно, необходимо исправить год 1156 на 1157. 44 Проф. Ф. И. Успенский, „Синодик в Неделю Православия”. Одесса, 1893 (см. таккже Записки Новороссийского университета, т. 59, 1893). 46 Ф. И. Успенский. „Очерки по истории византийской образованности”. СПб., 1891, стр. 2. Ф. И. Успенский далее замечает (стр. 4), что после падения Византии три мраморных плиты с вырезанными статьями Синодика размерами 3x2 саж. сохранились до XVI в. и были употреблены султанами для своих усыпальниц. Древние списки Синодика относятся к XI и XII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mefons...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010