389 Это явная неточность у Иосифа Флавия. Первая книга Царств (1Цар 19.16) рассказывает о статуе и козьей шкуре. Михала положила под одеяло довольно большую статую домашнего божества Терафима, а голову его покрыла козьею шкурою, чтобы издали казалось, будто видны волосы спящего. (Перев.) 390 В Септуагинте это место названо Naiad (1Цар 19.18), где находились школы и общежития пророков, впервые строго и точно организованные Самуилом. Здесь Самуил и Давид могли себя чувствовать в большей безопасности от Саула, чем в любом другом месте. (Перев.) 391 Напротив, в Первой книге Царств (1Цар 20.20—22) сказано: «А я в ту сторону пущу три стрелы, как будто стреляя в цель; потом пошлю отрока, говоря: «пойди, найди стрелы»; и если я скажу отроку: «вот стрелы сзади тебя, возьми их,— то приди ко мне, ибо мир тебе, и, жив Господь, ничего тебе не будет; если же так скажу отроку: «вот, стрелы впереди тебя», то ты уходи, ибо отпускает тебя Господь; а тому, что мы говорили, я и ты, свидетель Господь между мною и тобою во веки». (Перев.) 392 Нава, или Нова,— город вблизи Иерусалима, откуда его можно было, благодаря недалекому расстоянию, хорошо видеть. (Перев.) 393 В двух местах Ветхого Завета (1Цар 21.7 и Пс 51.2) этот Доик назван идумеянином. (Перев.) 394 Библейский Одоллам. Этот город относился к числу древнейших хананейских поселений и лежал в низменности, известной под именем Шефелы. Пещере же Адуллам, по преданию, соответствует огромная пещера к юго-западу от Вифлеема. (Перев.) 395 В этом месте греческий текст оригинала испорчен. (Перев.) 396 В еврейском оригинале (1Цар 22.5 — Хорет, тогда как в Септуагинте, которой, очевидно, и придерживался Иосиф Флавий, передано: «полис Сарик». (Перев.) 397 Иосиф Флавий и здесь придерживался текста Септуагинты, а не подлинника Библии, где сказано (1Цар 22.6), что «услышал Саул, что Давид появился и люди, бывшие с ним. Саул сидел тогда в Гиве под дубом на горе, с копьем в руке, и все слуги его окружали его». 398 Город Килла, библейский Кеиль, находился недалеко от Елевтерополя, на пути в Хеврон, на иудейской равнине на границе с филистимлянами. Ныне это развалины под названием Кила. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

390–391.) Если нам повелевается не судить, чтобы самим не быть осужденными в той же мере (Мф. 7: 1–2), и быть не строгими, но снисходительными и кроткими судиями чужих грехов, то ты, порицая такое дело, которое не составляет и греха, и, осуждая других, тем лишишь самого себя всякого прощения, своими поступками с ближним сделав Судию более строгим к тебе самому. (1, с. 253.) Сокрушим же наше сердце и уничижим нашу душу, и будем молиться как о самих себе, так и об оскорбивших нас. Если хочешь склонить Судию к подаянию помощи твоей душе и привлечь Его на свою сторону, никогда не жалуйся Ему на того, кто опечалил тебя. Таков нрав у Судии: Он внемлет и подает просимое особенно тем, которые молятся за врагов, не помнят зла и не восстают против своих врагов. И в какой мере они делают это, в той мере и Бог отмщает их врагам, если эти не обратятся к покаянию. (3, с. 665.) Поддерживать тех, которые находятся в бедности и великой беспомощности, неужели предосудительно? Если бы вы не приводили и не ввергали их в пропасть погибели, то это было бы и желательно… если ты делаешь это из повиновения Повелевшему [Господу Богу – С. М.] помогать бедным, то имеешь для этого множество братьев; там прояви эту добрую деятельность, где не будет ничего соблазнительного. (1, с. 188.) Девство есть огонь, а милостыня – елей. Потому, как огонь гаснет, когда не будет для него подливаться елей, так гаснет и девство, когда не имеет милостыни. Дайте нам елея (сказали глупые [девы – С. М.]) из сосудов ваших. А мудрые в ответ им: не можем дать вам. Это сказано не по злобе, а от страха: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас – как бы нам, когда все мы стараемся войти, как бы всем не остаться (вне брачного чертога). Пойдите лучше и купите у продающих. Кто же продавцы этого елея? Бедные, ради милостыни сидящие перед церковью. А за сколько (продается) он? За сколько хочешь: цены не назначаю, чтобы ты не ссылался на бедность. Сколько у тебя есть, за столько и купи. Есть у тебя овол [мелкая монета – С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

390// жены ближнего твоего (Исх 20, 12, 17), и другое, еще большее, чем они предварили заповеди не только закона, но и Евангелия? глава 24 Согрешившие прежде потопа наказаны справедливо Итак, мы понимаем так, что вначале Бог сотворил все совершенным и не было ничего такого, что, к начальному распоряжению Его, как непредусмотрительному и несовершенному, необходимо было бы присоединить, или что после надлежало бы прибавить, если бы все пребывало в том состоянии и расположении, в каком сотворено было Им. И потому мы докажем, что Бог праведным судом наказал тех, которые согрешили прежде закона и прежде потопа, потому что, преступив естественный закон, они заслужили наказание без всякого извинения. И мы не должны впадать в хулу и клевету подобно тем, которые, не зная этой причины, укоряют Бога за Ветхий завет, понося нашу веру, и, насмехаясь, говорят: что Богу нашему вздумалось, что захотел обнародовать закон после стольких тысяч лет, допустив стольким векам пройти без закона? Хотя после нечто лучшее вышло, но видно, что в начале мира Он помышлял ниже или хуже, а после этого, как бы научившись опытом, начал совершать правильнее, начальные распоряжения свои исправлять на лучшие. Это совершенно не может быть сообразно с беспредельным предвидением Бога, только безумие еретиков так необыкновенно богохульно говорит о Нем. Екклезиаст говорит: познал, что все, что вначале сотворил Бог, то пребудет вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить (Еккл 3, 14). И потому закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорливых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных (1 Тим 1, 9). Ибо, имея здравое, неиспорченное знание за кона естественного, запечатленного в них, они не нуждались в этом законе, в Св. Писании начертанном, который 391//дан был в помощь естественному закону. Из этого выходит ясное заключение, что вначале не нужно было давать этот закон, начертанный в Св. Писании; ибо это было излишне, пока еще сохранялся естественный закон, пока не был нарушен всецело; до исполнения закона не могло быть преподано и евангельское совершенство. Ибо еще не могли слышать: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф 5, 39) те, которые не довольствовались ответить за свои обиды равным воздаянием, но за легкую пощечину воздавали смертельные удары пяткою и раны стрелами; за один выбитый зуб требовали жизни ударивших. Нельзя было говорить: любите врагов ваших (Там же, 44) тем, среди которых считалось большим плодом и пользою любить своих друзей, а от врагов удаляться, оставить их одной ненависти, не притеснять их и не убивать. глава 25 Как следует понимать сказанное в Евангелии о дьяволе, что он есть ложь и отец его

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

—391— тив подобные насмешки, пусть ответят на мой вопрос: кто из рыбаков, или вообще из всех людей прошел по морю? кто поставил ногу на стоячем озере (так), как он на волнах, колеблемых ветрами? Несмотря на то, что Благий Бог наш через рабов своих совершал многие чудеса как в древности в обществе Из­раильском, так и в последние времена, когда явилось миру человеколюбное домостроительство Спаса нашего, – никто из святых, бывших от начала до конца, не оказывается совершителем подобного дела ни по собственной вере, ни по благодати свыше. Достоин удивления Моисей, перешедший море без судов 1458 ; но он, как естественно людям, прошел по земле, когда вода расступилась и под­нялась с той и другой стороны. Велик и преем­ник его, Иисус, потому что перешел Иордан, вышедший из берегов 1459 ; но подобно Чермному морю и этот последний, расступившись и приостано­вив течение, дал переправлявшемуся народу обна­женную сушу для прохода. И никто из людей никогда не ступал твердо ногою на воду; так как закон природы не допускает, чтобы веще­ство жидкое и текучее выдерживало (на себе) – твердое и гнетущее. Но мне кажется, что Господь и Владыка всяческих, чрезвычайно обрадованный в то время пламенным желанием сего мужа (Петра), с каким воскликнул он, говоря: «по­вели мне прийти к Тебе по воде» 1460 , в награду ему за многую любовь и веру дал тот новый и —392— удивительный дар, принятия коего оказался до­стойным один только Петр из (всех) людей от Адама и до конца. Ведь по истине и исклю­чительно свойственно Богу показание такого великого знамения, превышающее ограниченность твари, как это казалось и Давиду, превосходнейшему из пророков. В одном из псалмов, восхваляя Бога и показывая неизреченную и непостижимую силу Его, он сказал то, что известно вам из обычного пения: «путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы» 1461 . Итак, что имел Господь между отличительными признаками божества, это сообщил и рабу, счи­тая его достойным такой чести. Достоин конечно, удивления, и велик Иоанн, возлежавший на персях Господа 1462 ; велик и Иаков, как прозванный сыном грома 1463 ; славен в поче­стях и Филипп, как восхищенный Духом, когда тайноводствовал он ефиоплянина к познанию Спа­сителя 1464 : однако все они должны уступить Петру и согласиться отойти на второе место, если сравне­ние дарований должно определять более достойного. Рассматривая и соображая все в отдельности, я нахожу этого мужа (Петра) и в теоретических рассуждениях и в практических действиях оди­наково всюду опережающим и предваряющим всех учеников, и оставляющим позади себя подвизающихся на том же поприще жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5: «у Господа один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день» 390 . И ниже (ст. 10 той же главы послания) Апостол, говоря, что приидет «день Господень как тать ночью», и тогда «небеса с шумом приидут... земля и все дела на ней сгорят », – очевидно памятует и слова Господа нашего Иисуса Христа 391 и псалом 101, ст. 26–27, в котором говорится о земле и небе, созданных Богом: «но они погибнут, а Ты пребудешь и лета Твои не кончатся». Апостол Павел в посланиях своих неоднократно ссылается на Псалтирь, иногда не цитируя буквально, как напр. в Puмл. II, 6 , когда он говорит, что Бог воздаст каждому по делам его, но имея несомненно в мыслях стих 13-й псалма 61-го, который говорит: «Ты, Господи, воздаешь каждому по делам его». Но в большей части случаев Апостол Павел приводит псалмы буквально, очевидно как знающий наизусть весь Псалтирь и находящий в нем постоянное утешение, что он советует и христианам 392 . Апостол Павел часто употребляет псалмы как обличение против нечестивых, напр. в Puмл. III, 4 слова псалма 50, 6: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» и далее III, 11, 14, 18 – он приводит подлинные слова псалмов: 13-го, ст. 1–3; пс. 139, ст. 3; пс. 5, ст. 10; пс. 9, ст. 28 и пс. 35, ст. 2, – говорящих о тех, которые не ищут Бога, не делают добра, у которых нет страха Божия. Puмл. IV, 7–8 Ап. Павел говорит словами псалма 31, ст. 1–2: «Блаженны чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». В главе VIII, 36 послания к Римлянам, говоря о гонениях, воздвигаемых на него и на других верующих в Господа нашего Иисуса Христа воскресшего, он, словами псалма 43, ст. 23, говорит о себе и верующих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание " … Эту главу Апостол заканчиваем тем торжественным возгласом, который глубоко западает в душу: «Ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». Римл. Х, 18 . Апостол Павел указывает на пророческое значение слов псалма 18-го ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

9 В соответствии с проектируемым исправлением проповеди христианской об Агнце Божием и прочей догматики христианства должна быть произведена и замена крестов (Kruzifixe) с изображе­нием мучительного распятия в церквах и на дорогах. (616). 10 Соответственно подменивается и христианское понимание личности и ее ценности: см. характерные, хотя и туманные рассуждения у Розенберга, op. cit., стр. 390–396 и далее. 12 Для расизма, как антисемитизма, характерно, что Михаил Архангел, согласно кн. пророка Даниила, есть вождь и хранитель еврейского народа, из соперничества с которым духовно и рож­дается расизм. Он не останавливается перед таким мистическим плагиатом. 13 «И четыре большие зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый, как лев, но у него крылья орлиные... и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь второй, похожий на медведя... вот еще зверь, как барс». ( Дан. 7:4–6 ). «И вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный... и десять рогов были у него... и вот вышел между ними еще небольшой рог, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно». (7–9). Подобная же символика борющихся между собою зверей (овна и козла) применима к гл. 8. Тому же посвящена 13 и отчасти 17 главы Откровения Иоанна. 16 «Blutmäßig gesunde Völker den Individualismus als Maßstab nicht kennen, ebensowenig wie den Universalismus». (539). Cp. 127 ел. против «статического монизма». Ср. 391 сл. 17 Разумеется, нельзя ставить вполне знак равенства между германством и расизмом: первое обширнее и, конечно, глубже второго, последнее же есть скорее болезнь – и будем надеяться преходящая – души германства. Оно сохраняет в себе силу церковного христианства в католичестве, даже обедненном до современного протестантизма, и, хотя и подчиняется расистскому засилью, но с ним духовно не отожествляется и тем оставляет надежду на грядущий христианский ренессанс и внутреннюю победу над расизмом. 18 Как мы уже знаем, в расизме только мужчина творит бытие через Ideenbildung und Werke, женщина же есть «ewige Behüterin des Unbewußten» (p. 510), на долю которой остается, как священнейшая задача, сохранение чистоты расы. (ib.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

IX 13 . И прежде всего, Ты пожелал показать мне, как «Ты противишься гордым, смиренным же даешь благодать» 379 , и как Ты милосерд, явив людям путь смирения, ибо «Слово стало плотью и обитало среди людей» 380 . Ты доставил мне через одного человека, надутого чудовищной гордостью, некоторые книги платоников, переведенные с греческого на латинский 381 . Я прочитал там не в тех же, правда, словах, но то же самое 382 со множеством разнообразных доказательств, убеждающих в том же самом, а именно: «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог . Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» 383 . Человеческая же душа, хотя и свидетельствует о свете 384 , но сама не есть свет 385 ; Слово, Бог , – вот «истинный Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир», и был Он «в этом мире, и мир Им создан, и мир Его не познал». Того же, что Он пришел в Свое имение, и Свои Его не приняли, а тем, кто Его принял, верующим во Имя Его, дал власть быть «чадами Божиими» 386 – этого я там не прочел.   14 . Также прочел я там, что Слово, Бог, родилось 387 «не от плоти, не от крови, не от хотения мужа, не от хотения плоти», а от Бога, но что «Слово стало плотью и обитало с нами» 388 – этого я там не прочел. Я выискал, что в этих книгах на всякие лады и по-разному сказано, что Сын, обладая свойствами Отца, не полагал Себя самозванцем, считая Себя равным Богу; Он ведь по природе Своей и есть Бог 389 . Но что Он «уничижил Себя, приняв образ раба, уподобившись людям и став со виду как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной, – посему Бог и превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы перед Именем Иисуса преклонило колена всё, что на земле, на небе и в преисподней, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус пребывает в славе Отца» 390 – этого в этих книгах нет. Что раньше всех времен и над всеми временами неизменяемо пребывает Единородный Сын Твой, извечный, как и Ты, и что «от полноты Его» 391 приемлют души блаженство, и причастием мудрости, в Нем пребывающей, обновляются и умудряются – это там есть, но что «в определенное время умер Он за нечестивых, и Ты Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» 392 – этого там нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

    388. Что послужило причиной появления учения о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой?    Учение о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой появилось вследствие большого упадка веры в невидимого главу Церкви, то есть в Господа Иисуса Христа, и в Его пребывание и воздействие в Церкви, а также ввиду упадка любви к Нему.     389. В какого единственного наивысшего главу всей Церкви мы можем верить?    Мы можем верить только в невидимого единственного главу всей Церкви так же, как верим в Бога, хотя Его и не видим. Этим главой является единственно Господь Иисус Христос, Который есть единый, святой, непорочный и вечный Первосвященник наш и наивысший Пастырь наш (Еф.1:22—23; Кол.1:18; Евр.3:1, 4:14, 5:5—6, 7:26).     390. Кто после смерти святых апостолов имеет право решать основные вопросы общецерковного характера?    После смерти апостолов выносить решения по вопросам принципиального общецерковного характера имеют право Вселенские Церковные Соборы.     391. Что такое Вселенский Церковный Собор?    Вселенский Церковный Собор является собранием епископов всей Церкви как преемников святых апостолов.     392. На оснований каких изречений и обещаний Христовых выносят решения Вселенские Церковные Соборы по общецерковным вопросам?    Вселенские Церковные Соборы выносят решения по вопросам общецерковного характера на основании следующих изречений и обещаний Христовых:    1) «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20);    2) «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20);    3) «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).     393. Что означают эти обещания Господа Иисуса Христа?    Эти обещания Господа Иисуса Христа означают, что Господь Иисус своим Божеством постоянно пребывает в Церкви, и что совместно со Святым Духом милостиво воздействует на решения законно действующих Церковных Соборов, чтобы их решения не отклонялись от откровения Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Вспомним: « Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12).     « Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.      Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? не то ли делают и мытари?» (Мф. 5, 45-46).      Как мы теперь знаем, Макаренко сам напросился стать начальником Полтавской колонии .     Он, сугубо городской житель, уехал по раздолбленной грязной просёлочной дороге в Трибы, что в 18 километрах от Полтавы. Он добровольно отказался от городского комфорта, от театров (которые любил), от ресторанов (которыми, что было, то было, до этого, как и его коллеги, не брезговал), от шумного светского общества (в котором блистал игрой на скрипке, стихами и юмором).      И лишился он всего этого добровольно, и добровольно ушёл в свой педагогический скит строить с отверженными мира сего Царствие Божие .     Вспомним: « Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими; по тому, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?..» (Мф.16, 26)     Позже, когда целая делегация от родителей школы в Крюкове приедет уговаривать его вернуться директорствовать на прежнем поприще, он, к их величайшему удивлению, категорически откажется…     А ещё позже Макаренко скажет, что стал совсем другим человеком, что его можно заново регистрировать в загсе…     На Международном макаренковском семинаре в Полтаве в 2002г. было сказано о «перерождении» учителя в педагога» (9, с.391), но, полагаем, изменения были гораздо более значительными. Их в своё время уже заметил писатель А. М.Горький, который написал ему незадолго до своего ухода из жизни, что прекрасную душу он себе нажил . С «новой прекрасной душой» действительно можно было бы говорить о новом рождении.     А «перерождение» обычного учителя в прекрасного воспитателя…

http://pravmir.ru/pravoslavnye-istoki-pe...

Апостола Петра охватило чувство радости. Чудесное облако покрыло всех и из облака послышался голос Бога Отца, все встали. Слушаем Слово Божие — Евангелие: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь [Мф., 17. 5—9]. Для чего Господь показал апостолам небесную славу Свою? Для того, чтобы и еще, и еще, после бесчисленных чудес, показать им Божество Свое, что Он есть единственный возлюбленный Сын Божий, чтобы ученики не колебались в вере во время страданий Его и смерти, но понимали, что Он страдал и умирал добровольно за грехи мира I, 354]. И нам с вами нужно не развлекаться на земле, тратя время на телевизор, машинки, а трудиться как наш Господь, чтобы стать похожими на Него — любящими, смиренными, кроткими. Если станем такими, то настанет для нас чудное преображение, когда Господь преобразит наше тело так, что оно будет сиять c. I 357], как солнце в царстве Отца Небесного I 363]. И вот Господь наш Иисус Христос идет в Иерусалим для того, чтобы исполнилось все написанное о Нем, как о Спасителе, пророками: Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою c.391]. Накануне этого похода Спаситель совершил великое чудо, воскресив (оживив) из мертвых друга Своего Лазаря c.166]. Лазарь умер и был похоронен в каменной пещере. Только через 4 дня подошел к пещере Иисус. Умерший был закутан в белую длинную ткань, так раньше хоронили мертвых. И когда Господь сказал: «Лазаре, гряди вон», связанный по рукам и ногам Лазарь смог сам выйти из пещеры, после чего Господь повелел развязать его c.385]. Весть о чуде воскресения Лазаря быстро разнеслась вокруг Иерусалима. Народ хотел посмотреть на Победителя смерти, на великого Чудотворца и выразить чувство своего восторга. Иисус Христос восседал на молодом осле. Люди снимали с себя верхние одежды в порыве переживаемого счастья и постилали их под ноги Спасителя, как мы, грешники, к ногам Спасителя приносим свои верующие и любящие сердца. В руках народа были пальмовые ветви, которыми они потрясали в воздухе от избытка своих чувств c.166].

http://azbyka.ru/deti/15-urokov-po-tradi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010