23 апреля — совместно с Ю.М. Лужковым — церемония вручения подарочных наборов книг детям с нарушениями зрения; 30 июня — беседа с Ю.М. Лужковым; 30 августа — совещание с Ю.М. Лужковым; 4 сентября — посещение в сопровождении Ю.М. Лужкова храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне; 21 октября — участие в церемонии вступления С.С. Собянина в должность мэра г. Москвы; 12 ноября — встреча с мэром Москвы С.С. Собяниным в Патриаршей резиденции. 5 — Встречи с Президентом Украины В.Ф. Януковичем состоялись 25 февраля (приветствие и благословение перед инаугурацией), 5 апреля, 22 июля и 23 ноября, с Президентом Казахстана Н. Назарбаевым — 18 января, Армении С. Саргсяном — 17 марта, Азербайджана И. Алиевым — 24 апреля, Абхазии С.В. Багапшем — 18 февраля, Ливана М. Сулейманом — 25 февраля, Гватемалы А.К. Кабальеросом — 22 марта, Ирландии М. Макэлис — 9 сентября, Германии К. Вульфом — 13 сентября, Словении Д. Тюрком — 17 ноября, с главой Палестинской администрации М. Аббасом — 27 января, руководителем Приднестровья И.Н. Смирновым — 22 апреля; Латвии, В. Затлерсом — 20 декабря, встречи с премьер-министрами: Греции Г. Папандреу — 16 февраля, Ливана С. Харири — 15 ноября, Украины Н.Я. Азаровым — 27 июля. 6 — Соглашение о социальном партнерстве с руководством Уральского федерального округа (19 апреля) и Республики Саха (Якутия) (23 сентября), о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Счетной палатой (10 июня), о взаимодействии в области оказания помощи пострадавшему населению между Русской Православной Церковью и Министерством по чрезвычайным ситуациям (31 августа), о взаимодействии с Государственным антинаркотическим комитетом (21 декабря). 7 — Астанайскую (16-18 января), Киевскую (24-25 февраля, 25-28 июля и 22-23 ноября), Санкт-Петербургскую (5-7 марта, 28-31 мая, 27 июня, 11-14 июля и 19-20 ноября), Екатеринбургскую (16-18 апреля), Челябинскую (18-19 апреля), Бакинскую (24-26 апреля), Белгородскую (1-2 мая), Тульскую (1 июня), Петрозаводскую (2-4 июня), Смоленскую (4-6 июня), Тверскую (1-2 июля), Владимирскую (8 июля), Одесскую (20-23 июля), Симферопольскую (23-24 июля), Днепропетровскую (24-25 июля), Нижегородскую (31 июля — 2 августа), Псковскую (18-19 августа), Липецкую (25-26 августа), Ярославскую (9-12 сентября), Камчатскую (16-20 сентября), Южно-Сахалинскую (20-23 сентября), Якутскую (23-25 сентября), Калининградскую (30 сентября — 4 октября), и Екатеринодарскую епархии (5-7 декабря).

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ («заветы») [греч. ιαθκαι τν ιβ πατριαρχν; лат. Tesmamenma XII Patriarcharum], раннехрист. апокриф , составленный на основе библейских и постбиблейских иудейских преданий о ветхозаветных патриархах, в жанровом отношении примыкающий к апокалиптической литературе завещаний (заветов) (см. ст. Апокалиптика , Завещания апокрифические ). Представляет собой собрание прощальных наставлений и пророчеств каждого из 12 сыновей праотца Иакова, адресованных братьям, сыновьям-наследникам и их потомкам. Источники Д. п. з. и особенности жанра В основе этого и др. сочинений в жанре завещания лежит библейская традиция предсмертных благословений и прощальных бесед праотцов, пророков и праведников, представленная прежде всего такими текстами, как Быт 49 (благословения Иакова) и Втор 31-34 (прощальная беседа, пророчества и рассказ о погребении Моисея). Аналогичные повествования встречаются в Быт 27. 27-29, 38-40 (благословения Исаака), Нав 23-24 (последние слова Иисуса Навина), 1 Цар 12 (прощальная беседа Самуила), а также в межзаветных произведениях как включенных в канон ВЗ - Тов 14. 1-11 (завещание Товита сыну) и 1 Макк 2. 49-70 (предсмертные наставления Маттафии сыновьям), так и считающихся апокрифическими - Юб 20-22 (завещание Авраама), Завещания 3 патриархов (Авраама, Исаака и Иакова), Иова, Каафа (4Q452), Моисея, отдельные части 1-й кн. Еноха и др. Главным критерием для выделения жанра завещания является сюжетная линия. Вместе с тем для большей части указанных сочинений характерно наличие предсказаний о будущем (в традициях пророческой лит-ры) и этических наставлений (в традициях лит-ры премудрости). Реже встречаются повествования, близкие к апокалиптической лит-ре вознесений . Несмотря на обилие ссылок на писания Еноха (II 5. 4; III 10. 5; 14. 1; IV 28. 1; VII 5. 6; VIII 4. 1; XII 9. 1), прямых цитат из известных в наст. время книг Еноха в Д. п. з. не выявлено. Зато в биографических разделах имеются многочисленные совпадения с повествованием кн. Юбилеев (напр., предания об Иуде, его жене, детях и Фамари в Test. XII Patr. IV 8. 10-12).

http://pravenc.ru/text/171468.html

Скачать epub pdf Глава 10 Учение о нерасторжимости брака (1–12). Благословение детей (13– 16). Разговор с богатым юношей (17–22) и с учениками об опасностях богатства (23–27). Награды ученикам и последователям Христовым (28–31). Новое предсказание Христа о своих страданиях, смерти и воскресении (31–34). Просьба сынов Зеведеевых (35– 41) и наставление ученикам о смирении (42–45). Исцеление слепого Вартимея (46–52). Мк.10:1 . «Оттуда»: вообще из Галилеи, ( Мф.19:1 ), в частности из Капернаума, где происходила последняя беседа ( Мк.9:33 . Ср. Мф.17:24 ). – «В пределы иудейские»: «Господь часто оставлял Иудею по причине ненависти к Нему фарисеев, но теперь опять приходит в Иудею, потому что приближалось время Его страданий. Впрочем, Он идет не прямо в Иерусалим, но сначала только в пределы иудейские, чтобы оказать пользу незлобливому народу, тогда как Иерусалим, по лукавству иудеев, был средоточием всякой злобы» (Феофил.) – «За Иорданскою стороною»: см. прим. к Мф.19:1 . – «Опять»: так как пред сим, ходя по Галилее, Он держался вдали от народа ( Мк.9:30 ). Мк.10:2–12 . Изложение разговора Христова с фарисеями о святости брака в сущности совершенно сходно с изложением его у ев. Матфея, только внешний ход речи представлен несколько иначе, переставлены некоторые изречения, что впрочем нисколько не изменяет сущности дела (ср. Мф.19:1–12 и прим.). – «Позволительно ли разводиться мужу с женою»: искусительность вопроса состояла собственно в словах – «по всякой причине» ( Мф.19:3 ) позволительно ли разводиться, ибо развод по известной причине позволен был прямо законом Моисеевым, а потому простой вопрос – позволительно ли вообще разводиться – не имел смысла в устах фарисеев. – «Он сказал им» и пр.: по ев. Матфею речь Господа указывает сперва на установление отношений между женой и мужем в раю, а потом уже на отношение их по закону Моисееву; по Марку же, наоборот, сначала указывается на закон Моисеев, потом на райский; соответственно сему, о законе Моисеевом, по ев. Матфею, спрашивают фарисеи Христа, а по ев. Марку – Христос фарисеев. В сущности это конечно все равно. Оба евангелиста передают речь Иисуса Христа в сокращенном виде, а при этом обыкновенно обращается внимание на то, чтобы сущность передать верно, частные же черты рассказа подлежат изменению по усмотрению повествователя. Так и здесь. В сущности речь Господа и Матфеем и Марком передана верно, до буквального сходства, частности же, не имеющие существенного значения, изменены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

(См. Иоанна 6 глава). При этом Он указал причину неверия иудеев Его словам, которая заключалась в их ожесточении, противлении истине. Деятельность И. Христа от третьей Пасхи до праздника Кущей. Беседа И. Христа с фарисеями о преданиях старцев (Мф.15:1–20; Мр. 7:1–23; Ин.7:1) На третью Пасху Господь в Иерусалим не пошел, а ходил по Галилее, «ибо иудеи искали убить Его». Последние, вероятно, ждали и искали Его на празднике в Иерусалиме. He найдя же Его здесь, они отправляются в Галилею, ищут и находят Его. С этими-то пришедшими от Иудеев фарисеями Господь и ведет беседу, обличая их в том, что они предания старцев, предпочитают закону Моисееву. Евангелисты передают эту беседу очень согласно, Наставление ученикам и народу. Обличив лицемерие фарисеев, Господь раскрывает пред учениками и народом учение о том, что должно считать действительно нечистым, делающим человека виновным пред Богом. В этом отношении Он велит руководиться таким общим правилом, что все, входящее в уста, не оскверняет человека, исходящее же из уст может осквернить человека. Под входящим в уста, как потом Он сам объяснил, разумеется пища, а под исходящим из уст – всякие злые помыслы, желания, намерения, которые все исходят из сердца. Исцеление бесноватой дочери жены хананейской (в пределах Тира и Сидона) (Мф.15:21–28; Мр. 7: 24–30) Беседа с фарисеями и книжниками кончилась тем, что они обнаружили против И. Христа не только злые намерения, но может быть и действия. И Христос удаляется теперь к пределам Финикии, заселенной по большей части язычниками, Здесь Он, как сообщает ев. Марк, хотел оставаться неизвестным, почему и не ходил по городам и селениям этой страны. Но и сюда пришла одна женщина – хананеянка с просьбой об исцелении ее дочери. Хотя женщина была язычницей, но, очевидно, ей были знакомы вера и мессианские ожидания иудеев, а равно и слышала уже и об осуществлении этих ожиданий в лице Иисуса. Иисус Христос, испытывая веру женщины, сначала вовсе не отвечает на просьбу женщины. Жалобный плач ее трогает учеников, и они просят Господа отпустить ее, – конечно, чрез исполнение ее просьбы. Но Господь говорит, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, т. е. по порядку домостроительства Божия о спасении людей, Он должен был действовать среди народа Божия. Женщина и после этого не перестает молить Господа о помиловании. Тогда Господь, обращаясь к ней, говорит: не хорошо отнимать хлеб у детей, т. е. у израильтян, и давать псам, т. е. язычникам. Этим Он выражает ту мысль, что она нечистая и недостойна получить дар исцеления своей дочери. Но эти слова вызвали в хананеянке необычайную силу веры и смирения и она говорит: «так, Господи, но помилуй меня, ибо и псы едят крохи, падающие со стола господ»». Тогда Господь воскликнул: «0, жено! велия вера твоя; буде тебе якоже хощеши». И дочь хананеянки стала здоровой. Чудеса И. Христа в пределах Десятиградия (Мф.15:29–38; Мр. 7:31–8, 9)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

231 Беседа Иисуса Христа, сказанная по поводу чудесного насыщения пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами в капернаумской синагоге, превосходно восполняет здесь как и во многих других случаях сказания трех первых евангелистов. Без нее непонятны были бы последующие смелые противодействия Иисусу Христу руководителей иудейского народа, описанные первыми тремя евангелистами ( Мф.15:1–20 ; Мк.7:1–23 и парал). 232 Несмотря на прямое сказание евангелистов: … π τν Θλασσαν περιπατοντα – ходящего по морю, поверх воды, отрицательная критика старается представить это чудесное шествие или призрачным или по берегу, где вода не была глубока, не обращая внимание на то, что такое чудо не вызвало бы приведенной исповеди и не послужило бы предметом удивления. 233 Капернаумская беседа Иисуса Христа, изложенная у ев. Иоанна, несмотря на все предвзятые суждения современной отрицательной критики в отношении к сказаниям последнего евангелиста, считается у представителей ее заключающей в себе наиболее исторического элемента и более других сближающейся со сказаниями трех первых евангелистов (Schenkel, 127. – 128–131; Keim 2, 578–580). 234 В 63 ст. слова плоть и дух ( σρξ τ πνεμα) употреблены без прибавления μου, следовательно могут быть понимаемы в общем значении. 235 Вожди суть слипи слипцем, под последними следует разуметь не одних ближайших учеников фарисеев, но и весь руководимый ими народ, который по своему нравственному состоянию был также слепым (ср. Мф.13:13–15 ). 236 Любимым местом деятельности Иисуса Христа была западная сторона Генисаретского озера; здесь лежали все те местности, которые Он посещал чаще других. Десятоградие же лежало на восточной стороне. 237 Исцеления слепых, немых ( Мф.15:30.31 ) и между ними выдававшегося глухого косноязычного ( Мк.8:32 и д.) современная отрицательная критика по своим психическим основам, в ограниченном виде, не отвергает, но чудесное насыщение четырех тысяч, здесь последовавшее ( Мф.15:32–36 . Мк.8:1–9 ), она считает дублетом первого, не имевшим здесь никакого исторического основания, не стесняясь тем, что это новое чудо, привлекшее множество последователей, и было причиной нового нападения книжников и фарисеев, требовавших знамения с неба, могущего доказать Его мессианское достоинство, а не земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседа Главного редактора Радио «Радонеж» Н. Бульчука и кандидата богословия, философа В. Г. Морова по итогам года. 31.12.2017 22:00 Василий Георгиевич Моров Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 08.01.2018 - 18:30 Уважаемый гость заблуждается. : Уважаемый гость заблуждается. Когда это в СССР было платное образование? А с провинциальной медициной когда было хорошо? Сейчас? При царе? 11.09.2019 - 12:30 от 26 октября 1940 года : от 26 октября 1940 года Постановление (стр. 236-2374 237-238). стр. 236-237 «Об установление платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР, и об изменении порядка назначений стипендий.» Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет: 1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение. 2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.

http://radonezh.ru/radio/2017/12/31/22-0...

1545 Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. P. 1058. В таком же смысле употребляется термин Плотином: «τν ποιοντα λγον», Plotinus. Enneades 3. 2. 14. 7. 1547 «Ο γρ φθαλμος βλπει τ κλλη τς κτσεως ποιητς λλ τ ρρτ σοφ θεωρε τ γινμενα», ibidem. 4. 6. 3–4. 1549 «δι τ λλοτρισαι αυτν το Θεο λγου, γενμενον λογον», Homiliae super Psalmos 29. 453. 16–17. 1550 «λογας παθν», Homilia in principium proverbiorum 31. 401. 56; «λγοις φαντασαις», Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti 32. 1253. 4//TLG. 1551 Homilia adversus eos qui irascuntur 31. 365. 46–47//TLG; Беседа 10. На гневливых//Творения. Т. 1. С. 955–964, здесь: с. 961–962. 1552 «τας δονας τς σαρκς δουλεειν θλωσι μλλον τ Κυρ», Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti 32. 1141. 44–45. 1556 «τ δοκον μν κακν δι τ τς ασθσεως λγεινν, γαθο δ δναμιν χον», ibidem. 31. 341. 21–22. 1557 «τ δοκον κακν, τ κατ’ ασθησιν λυπηρν», S. Joannes Damascenus. Contra Manichaeos 81. 9–11//TLG. 1562 «δον, μτηρ τς μαρτας», Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti. 32. 1225. 29. 1566 В частности, это можно видеть в описании Святителем противостояния Каина и земли, которую он должен возделывать: «наложена на него какая-то сокровенная необходимость, понуждающая его к возделыванию земли, так что невозможно ему успокоиться, хотя бы и захотел, но всегда будет жаловаться на враждебную ему землю, которую сам для себя сделал проклятою, осквернив ее братнею кровию», Письмо 252 (260). К Оптиму, епископу//Творения. Т. 2. С. 862–868, здесь: с. 864. 1570 «ποιητς τν ανων», De Spiritu Sancto 6. 14. 4; Adversus Eunomium (libri 5) 29. 593. 4–5. Выражение, восходящее к Оригену по богословскому смыслу, но в сохранившихся текстах дидаскала такой собственно формулы не встречается. В кругу, близком к свт. Афанасию, она уже существовала, см.: S. Athanasius Alexandrinus. De incarnatione contra Apollinarium libri II [Sp.] 26. 1101. 13. 1575 Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. P. 1697; Этот глагол встречается ранее у Плотина (Plotinus. Enneades 6. 6. 2, 6. 8. 14), а позднее у Прокла (Proclus Diadochus. Institutio theologica 70. 16 и др.), но у этих неоплатоников контекст его использования совсем иной.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

44. Слово 31 [Т. 1. С. 451]. 45. Гимн 45, 12-39 [SOURCES CHRETIENNES. 196, 102-104]. 46. Точное изложение православной веры 1, 8. 47. Цит. по: Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. London-Oxford, 1979. P. 44. 48. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 32, 136. 49. Точное изложение православной веры 2, 2. 50. Точное изложение православной веры 2, 3 51. Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]. 52. A. Louth. Denys the Areopagite. Wilton, CT (USA), 1989. Р. 35-37. 53. Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]. 54. А. Пушкин. Полное собрание сочинений в 6 томах. М. -Л., 1936. Т. 1. С. 464. 55. Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 325-326]. 56. См. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 234. 57. Точное изложение православной веры 2, 4. 58. Греч. diabolos буквально означает «клеветник». 59. Гимн 43, 137 [SOURCES CHRETIENNES. 196, 66]. 60. Василий Великий. Беседа 2-я на Шестоднев [Творения. Т. 1. С. 18]. 61. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 250. 62. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA. 34, 431. 63. Платон. Тимей 38b. 64. Платон. Тимей. С. 478. 65. Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. Ч. 1. М., 1867. С. 6. 66. Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. Ч. 1. М., 1867. С. 6. 67. Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. Ч. 1. М., 1867. С. 9. 68. Платон. Тимей 34b. 69. Платон. Тимей 30а-с. 70. Платон. Тимей 29с. 71. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. Сс. 234-235. 72. Цит. по: Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Р. 54. 73. Надежда Франфуркт-на-Майне, 1986. Сс. 269-271. 74. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1988. С. 161. 75. Сс. 4-6. 76. Беседа 1-я на Шестоднев [Творения. Т. 1. С. 13].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Впрочем, некоторые преданные любители подобной суетности, доводя зло уже до крайности, на вышесказанном не ставят границы своих безумных помыслов, но изобретя какой-то пустой 8 и бесполезный способ ткачества, которое посредством переплетения основы с утком подражает живописному искусству и выделывает на плащах изображения всяких животных, – искусно приготовляют цветистую и многими идолами испещренную одежду – себе, женам и детям, уже забавляясь по-ребячески, а не занимаясь важным делом, – при безмерности богатства злоупотребляя жизнью, а не пользуясь ( 1Кор.7:31 ), – узаконяя противное Павлу и воюя против богодухновенных глаголов, – не письменами, а делами. Что тот (Апостол) воспретил словом, то самое эти содержат и повелевают делами ( 1Тим.2:9–10 ). И вот, когда они появляются разодетыми, то рассматриваются встречными как расписанные стены. А то и ребятишки обступают их, смеясь друг с другом и указывая пальцами живопись на одеждах, – даже идут вслед им, очень долго не отставая. Там львы и барсы, – медведи, быки и собаки, – леса и скалы, – люди-звероубийцы и всякого рода живопись, изображающая природу. Да, им казалось нужным не стены только свои и дома раскрасить, но даже нижние и верхние одежды. Более же благочестивые из богатых у вас мужей и жен, подобрав события Евангельские, предали (их) ткачам, – Самого, говорю, Христа нашего со всеми учениками и отдельные чудеса, как (об этом) повествуется. Увидишь (тут) брак Галилейский и водоносы ( Ин.2:1–10 ), – расслабленного, несущего постель на плечах ( Мф.9:2 дал. Мк.2:3 дал. Лк.5:18 дал.), – слепца, исцеляемого брением ( Ин.9:1 дал.), – кровоточивую (женщину), держащуюся за воскрилие ( Мф.9:20 дал. Мк.5:25 дал. Лк.8:43 дал.) 9 , – грешницу, припадающую к ногам Иисуса ( Лк.7:37 дал.), – Лазаря, возвращающегося из гроба к жизни ( Ин.11:1 дал.). Делая это, они думают, что поступают благочестиво и облекаются в угодные Богу одежды. Но если примут мой совет, то, продав те одежды, пусть чтут живые образы Бога. Не пиши Христа, ибо достаточно Ему единого смиренномудрия воплощения, которое Он добровольно восприял ради нас, но на душе своей подъемля духовно бестелесное Слово, носи повсюду 10 . Не на одеждах имей расслабленного, но отыщи лежащего в немощи. Не историю кровоточивой постоянно напоминай (изображением на одежде), но вдове утесняемой окажи милость. Не на грешную жену, коленопреклоняющуюся пред Господом, внимательно смотри, но, сокрушаясь о своих прегрешениях, проливай частые слезы. Не Лазаря, воздвигаемого из мертвых, живописуй, но благоуготовляй добрую защиту твоего собственного воскресения 11 . Не слепца повсюду носи на одежде, но живого и лишенного зрения (человека) утешь благодеяниями. Не короба с остатками ( Мф.14:20 и парал.) изображай, но питай алчущих. Не водоносы, которые Он наполнил в Кане Галилейской 12 , носи на одеждах, но подавай пить жаждущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

В гл. 11,12 показано глубокое разделение среди тех, кто слушал поучения Иисуса, и целый спектр откликов на него. Притчи, которые составляют основную часть гл. 13, теперь призваны разъяснить, почему проповедь слова Божьего встречает такую разнообразную реакцию, и подчеркнуть непреходящую важность выбора. Эта беседа построена в определенном порядке. Во–первых, она предваряется вступительной притчей о сеятеле (3–9). Затем следует вставка, в которой внимание сосредоточено на предназначении притчей (10–17) и разъясняется притча о сеятеле (18–23). Далее идут три притчи о росте сорняков (24–30), горчичного семени (31,32), а также о закваске (33). После этого снова появляется вставка, которая раскрывает назначение притчей (34,35) и включает в себя разъяснение притчи о пшенице и плевелах, а затем следуют еще три притчи: о сокровище (44), жемчужине (45,46) и неводе (45,46). В заключение приводится притча о хозяине (51,52). В этом отрывке собрано восемь притч, разъясняется их назначение и смысл двух ключевых притч. Мы обычно рассматриваем притчу как иллюстративный материал для сравнения, но греческое слово parabole имеет более широкое значение. Оно несет в себе определенный подтекст, который не выявляется на поверхности, то есть притча нуждается в истолковании. Подобно карикатуре, она сама по себе просто иллюстрация или рассказ и требует расшифровки, раскрытия смысла. Именно поэтому одна и та же притча безо всякого объяснения может одних затронуть, других оставить равнодушными. Именно об этом говорится в ключевых ст. 10–17, где противопоставляется духовное прозрение учеников и духовная слепота людей, которые не откликнулись на послание. Каждая из этих притч, несомненно, о Царстве Небесном. В них говорится о правилах и парадоксах нового порядка, который пришел установить Иисус и который люди воспринимали столь неоднозначно. 13:1–9,18–23 Притча о сеятеле (и ее истолкование) (см.: Мк. 4:1–9,13–20 ; Лк. 8:4–8,11–15 ). Вероятно, ученикам Иисуса было трудно понять, почему Его возвещение Царства Божьего, на которое они с таким энтузиазмом откликнулись, другие люди восприняли совсем не так. Эта притча, содержащая четыре «картины», показывает, что ответ зависит не только от послания, вести (во всех случаях сеется одно и то же семя), но и от готовности слушателей принять ее. Три типа неплодородной почвы (при дороге, места каменистые и терние) в ст. 19–22 – это иносказание, подразумевающее три категории слушателей: тех, кто просто не желает слушать, тех, чей отклик оказывается поверхностным, и тех, кто занят своими собственными проблемами. Эти три категории были хорошо известны любому проповеднику как в те времена, так и теперь. Поэтому ученики не должны удивляться столь различной реакции на проповедь Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010