7405. ПЛЕНУМ Общественной комиссии СКЗМ по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. – 1986, 6, 48. 7406. ПЛЕНУМ Общественной комиссии СКЗМ. – 1987, 7, 51. 7407. ПОЗДРАВЛЕНИЕ председателю СКЗМ Г.А. Боровику. – 1987, 7, 52. 7408. СЕРАФИМ, иером. Встреча антивоенных сил. – 1988, 11, 54. 7409. К 40-ЛЕТИЮ Советского комитета защиты мира: Пимен, патр., Филарет, митр. Поздравительные телеграммы. – 1990, 1, 58. 10.476 Советский комитет ветеранов войны 10.477 Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество 7410. БЕСЕДА с Шитиковым. – 1984, 3, 4. 7411. ЗАСЕДАНИЕ Советского комитета за европейскую безопасность. – 1984, 8, 51. 7412. ВСТРЕЧА в Советском комитете за европейскую безопасность и сотрудничество. – 1985, 1, 46. 7413. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 30 декабря 1987 года: Об избрании митр. Крутицкого Ювеналия в состав Общественной комиссии международного сотрудничества по гуманитарным вопросам и правам человека, созданной при Советском комитете за европейскую безопасность и сотрудничество. – 1988, 4, 5. 10.478 Советский комитет солидарности стран Азии и Африки 7414. НА КОНФЕРЕНЦИИ солидарности народов Азии и Африки. – 1985, 1, 47. 7415. ВЫСТУПЛЕНИЕ митрополита Минского и Белорусского Филарета на встрече за “круглым столом” в Советском комитете солидарности стран Азии и Африки. 9 октября 1985 года. – 1986, 5, 39. 7416. НАГРАДА Советского комитета солидарности стран Азии и Африки митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. – 1986, 9, 6. 10.479 Общество “Родина” 7417. ВЫСТУПЛЕНИЕ митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия, управляющего делами Московской Патриархии, члена Совета Общества “Родина”, на заседании Совета 16 февраля 1984 года. – 1984, 7, 51. 7418. ПОЕЗДКА епископа Анатолия в Испанию и Францию. – 1985, 9, 4. 7419. ПРЕБЫВАНИЕ епископа Уфимского и Стерлитамакского Анатолия в Испании и Франции. – 1986, 1, 21. 7420. III ВСЕСОЮЗНАЯ конференция Общества “Родина”. – 1987, 2, 48. 7421. Выступление митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. – 1987, 2, 48.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 20 Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Триады (1–6). Воскрешение Павлом Евтиха в Триаде (7–12). Дальнейшее путешествие до Милита (13–17). Прощальная беседа Павла с пресвитерами Ефеса (18–38) Деян.20:2 .  Пройдя же те места и пре­подав веру­ю­щим обильные наставле­ния, при­шел в Елладу. «Прошедши те места», в которых прежде основаны были Павлом христианские общины в Македонии – см. Деян.16:12–17:14 . «Пришел в Елладу», т. е. Грецию, которую выше дееписатель назвал Ахаиею ( Деян.19:21 ). «Ахаия» – официальное название Греции по римскому разделению провинций, «Еллада» – древнее народное название Греции. Деян.20:3 .  Там про­был он три месяца. Когда же, по случаю воз­муще­ния, сделан­ного про­тив него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то при­шло ему на мысль воз­вратиться через Македонию. «Пробыл три месяца» – вероятно, значительную часть этого времени апостол провел в Коринфе, где впервые должен был встретиться с Аполлосом. Не видно, чтобы он заходил и в Афины; тяжелое впечатление от этого города, вероятно, удерживало его от вторичного посещения ( Деян.17 и д.). «Возмущение иудеев» против апостола было, вероятно, также в Коринфе, откуда апостол и решил отправиться в Сирию, избрав туда путь через Македонию и Малоазийские общины. Деян.20:4 .  Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим. «Сосипатр Пирров» – сын Пирра, «Вериянин», из Верии – первого города, в который апостол должен был прийти по переходе из Ахаии в Македонию, – вероятно, есть упоминаемый Павлом в Рим.16:21 . «Из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд». «Аристарх» упоминается выше – Деян.19:29 ; о «Секунде» нигде более в Писаниях апостольских не говорится. «Гаий Дервянин» – из Дервии Ликаонской, которого по сему, кажется, надо отличать от Гаия «Македонянина», упоминаемого выше – Деян.19:29 . «Тимофей» – см. Деян.16:1–3 . «Асийцы – Тихик и Трофим» – первый упоминается еще Еф.6:21 ; Кол.4:7 ; 2Тим.4:12 ; Тит.3:12 ; второй – урожденный ефесянин ( Деян.21:29 ) упоминается во 2Тим.4:20 . Все эти семь спутников – трое урожденные македоняне, остальные малоазийцы – «сопровождали» Павла «до Асии», т. е. проконсульской Азии (ср. к Деян.16прим.). Этим не исключается, что некоторые из перечисленных спутников сопровождали Павла и далее – до Иерусалима и потом в Рим. Так, «Трофима» мы видим с Павлом в Иерусалиме ( Деян.21:29 ), «Аристарха» – на пути в Рим с Павлом ( Деян.27:2 ). В Филиппах Македонских ( Деян.16:12 ) присоединился к спутникам Павла писатель Деяний Лука, остававшийся, вероятно, там (прим. к Деян.16:40 ), почему теперь он снова начинает вести речь от лица – «мы» (ср. Деян.16:10, 17 и д.), а не «они».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 . По вопросам о концентрации войск желательно точно указывать район сосредоточения, ориентируя его по крупным пунктам, а также численность сосредоточившихся войск – количество полков или дивизий, их нумерацию и дислокацию. Желательно также получить данные о численности и составе гарнизонов Вены, Кракова, Люблина, Замостья и других пунктов, а также установить, какие части и соединения находятся в данных пунктах, с указанием номеров полков, дивизий и корпусов, и в какие высшие соединения они организационно входят. В каждом отдельном случае желательно указывать, к какому числу относятся данные и их достоверность. Начальник 1 отделения 5 Отдела Разведуправления Генштаба Красной Армии подполковник (Костомаха) ЦА СВР РФ. Д. 21616. Т. 1. Лл. 5860. Машинопись на типографском бланке. Имеются пометы и резолюции Журавлева: «т. Александрович. Вопросник срочно направить наркомам в Киев, Минск, Ленинград, нач. ГУВД, нач. ГТУ с просьбой ориентировать закордонную агентуру на добывание ценных сведений о военных приготовлениях немцев на территории Генерал-губернаторства и выслать нам сводки всех добытых данных по этому вопросу, в копии в 5-е Упр. РККА. 14.08.40». Подлинник, автограф. 84. Беседа Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Великобритании в СССР Р. С. Криппсом 7 августа 1940 г. Заявив, что имеет конфиденциальную информацию от своего правительства, Криппс сообщил, что в последнее время Гитлер неофициальным путем передал Британскому правительству мирные предложения. Эти предложения правительство отвергло, так как ему неясна цель, для которой данные переговоры пущены в оборот. Британское правительство склонно думать, что эти попытки Германское правительство делает для того, чтобы освободить себе руки на Западе с тем, чтобы предпринять наступление в другом направлении до наступления зимы. Далее Криппс от своего собственного имени добавил, что правительство считает сообщенное весьма важным и имеющим для Советского правительства большое значение. Имея в виду сообщенное, Советское правительство сможет более полно решать вопросы своей международной политики и международных отношений. Любое правительство не должно игнорировать такие предложения, представляющие собой большую ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Исаака Сирина (неизвестного в греческом переводе): «Вы должны знать, братья мои, что во всем служении нашем Бог весьма желает внешних форм, конкретного почитания и видимых способов – не ради Себя, но ради нас. Он Сам не получает пользы от подобных и не теряет ничего, когда ими пренебрегают; но они – из-за немощи естества нашего. Если бы они не требовались, Он Сам не принимал бы этих внешних форм и положений на Себя во время Своей земной жизни, говоря таким образом с нами в Святых Писаниях...» (Беседа 14, 13, см. также далее, §14; цит. перевод иеромон. Илариона Алфеева : Преп. Исаак Сирин . О божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты. М., 1998, с.107). Св. Григорий Палама в «Триадах» неоднократно косвенно ссылается на трактат о трех способах молитвы. С одной стороны, он развенчивает доводы противников, искажающих смысл текста и практики: «Они уверяют еще, что у нас учат вселять в себя Божию благодать через ноздри. Впрочем, зная точно, что здесь-то они клевещут, потому что я такого от наших никогда не слыхал, догадываюсь, что во всем остальном у них тоже коварство...» (Триады 1, 2, вопрос, цит. рус. пер. В.В. Бибихина: Св. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995, с.40); «люди, назвавшие их омфалопсихами с явной целью оклеветать обвиняемых – потому что разве кто-нибудь из молитвенников когда-либо говорил, что душа в пупке?» (там же, 1, 2, 11, с.51). Он выступает против передержек в интерпретации «Метода» и аналогичных ему текстов в смысле механически-принудительного стяжания благодати. Однако он не отрицает законности определенных физических методов и настаивает на связанности души и тела (Триады 1, 2, З), на необходимости сводить ум внутрь тела и потребности для этого разных «технических приемов»: «...то некоторые советуют внимательно следить за вздохом и выдохом и немного сдерживать дыхание» (явная аллюзия на «Метод»: Триады 1, 2, 7, с.47–8); «...неужели монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь... , не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке?» (вторая ссылка на «Метод»: там же, §8, с.49).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

632. Чиковани, Т. В. Когнитивная характеристика языковой личности православного проповедника (на примере проповеди святителя Луки Войно-Ясенецкого) [Текст]/Т. В. Чиковани//Филология и лингвистика: современные тенденции и перспективы исследования: сб. науч. трудов по материалам I Междунар. науч.-практ. конф./ред. Н. А. Краснова, Т. Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 40–45. 633. Нектарий (Антонопулос), митроп. Святитель Лука – образец бескорыстного служения людям [Текст]: [беседа с главным специалистом по изучению жизни и деятельности святителя Луки в Греции митроп. Нектарием (Антонопулосом)/вела И. Р. Ахундова]//Русский Дом. 2016. 6. С. 26–27. 634. Забавникова, Е. С. Евангельский сюжет как организующий фактор публицистического выступления Архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) в «Журнале Московской Патриархии» (на примере публикации 1953 г.) [Текст]/Е. С. Забавникова//Филолог, науки: вопр. теории и практики. 2016. 7–2 (61). С. 18–22. Библиогр.: с. 21–22. 635. Чиковани, Т. В. Реализация концепта «возрастание» в проповеди архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) «Благодать действует на сердце, как закваска в тесте» [Текст]/Т. В. Чиковани// Филолог. науки: вопр. теории и практики. 2016. 6–1 (60). С. 182–184. 636. Чиковани, Т. В. Специфика структуры лингвоформата религиозного дискурса (на материале проповеди архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) «Печаль яже по Бозе и печаль мирская» [Текст]/Т. В. Чиковани// Междунар. журн. эксперимент. образования. 2016. 4–2. С. 359–362. 637. Чиковани, Т. В. Дискурсивные характеристики проповеди святителя Луки Войно-Ясенецкого «О том, что пресвятая Богородица была еврейкой» [Текст]/Т. В. Чиковани// Науч. результат. Сер.: Вопр. теорет. и приклад. лингвистики. 2016. Т. 2, 2. С. 50–55. 638. Земной путь святителя в документах [Текст]//Крым. правда. 2016. 4 февр. С. 3. О книге «Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов». 639. Чиковани, Т. В. Языковая личность православного проповедника как значимый лингвоформат религиозного дискурса (на материале проповеди архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) «Печаль яже по Бозе и печаль мирская» [Текст]/Т. В. Чиковани// Науч. результат. Сер. : Вопр. теорет. и приклад. лингвистики. 2016. Т. 2, (7). С. 72–77.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Крещальные СУЕВЕРИЯ или то, во что НЕ МОГУТ ВЕРИТЬ православные: Рейтинг: 9.2 Голосов: 111 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии NATALYA 3 февраля 2023, 16:22 Очень интересная статья. Но хотела бы все же уточнить. Я так понимаю, что в канонах нет запрета на то, чтобы крестным моему ребенку был человек у которого я крестила дочь? значит получается, что можно крестить, правильно? Александр 28 октября 2017, 18:43 Моя сестра с мужем стали крёстными по незнанию моей племяннице, когда батюшка спрашивал у моего мл. брата кто будут крёстные твоему ребёнку, на что брат ответил " родственники " . А теперь через 30 лет узнали, что не могут быть муж и жена крёстными одному ребёнку. Как теперь быть? Задавали вопрос батюшке в церкве,но он посоветовал обратиться к Архирею в областном центре, так как сам не знает наверное как исправить. Пожалуйста подскажите что делать? Олег 30 мая 2016, 01:23 Возникла такая ситуация. Глава семейства, коему уже под 60 лет, в младенчестве был посвящён в мусульманство. Но женился на православной, всю жизнь прожил среди православных, дети (трое, от 35 до 40 лет) все крещены в православии. Сам этот мужчина никогда не соблюдал никаких канонов и обычаев мусульманства и наконец принял решение перейти в православие и принять обряд крещения. Может ли его старшая дочь стать крёстной своего родного отца? Сколько ни искал ответа на данный вопрос, ничего не нашёл. Ситуация то не ординарная. Ангелина 15 февраля 2015, 21:29 Спасибо,батюшка за статью.Объясните-какие именно церковные каноны намекают,что нельзя крестить детей в неверующих семьях? А если меня крестили -Таинство крещения ребенком ,семья была неверующая,и крестная думаю тоже-действительно ли тогда мое Таинство Крещения? Сергей 2 февраля 2015, 12:01 Огромное спасибо за статью, теперь у меня есть, что сказать и доказать, что не надо крестить ребёнка в неверующей семье и приглашать крестника который и не собирается выполнять свои обязанности. Я теперь всем свои знакомым буду показывать эту статью , дабы они ознакомились, что их ждёт впереди, а не только то что креститься " надо " , " модно " и т.д.

http://pravoslavie.ru/45942.html

Беседа (с. ...) Цикл состоит из 5 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 39 об.) печатается впервые. Благо (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 40 об.) печатается впервые. Благоговейство (с. ... ) Текст (по списку ГИМ, л. 41) печатается впервые. Благодарствие (с ... ) Цикл состоит из 7 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 41 об.) печатается впервые. Благодать есть живот (с. ... ) Текст (по списку ГИМ, л. 43 об.) печатается впервые. Во благодати человеческой не уповати (с. ...) Фрагмент этого стихотворения приводится в книге И. К. Татарского (с. 339). Полный текст (по списку ГИМ, л. 44–44 об.) печатается впервые. 1 Тем же псаломник светло увещает: – Да никто в князех мира уповает...– вольное истолкование начальных слов первого псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных» (Псалтирь, 1:1). 2 Иеремия– согласно ветхозаветной легенде, пророк Иеремия живым вознесся на небо. 3 Иесфир ему почесть сотворила, на пир бо к себе с царем пригласила… – здесь перефразируется библейский рассказ о иудейской красавице Есфири, ставшей женой царя Артаксеркса. Первый министр царя Аман из зависти решил погубить Мардохея, воспитавшего Есфирь. Тогда она устроила пир, на который пригласила царя и его министра. Возгордившийся Аман приказал слугам строить виселицу высотой в 50 локтей, на которой он собирался повесить Мардохея, но вскоре сам был на ней повешен (Есфирь, 5). Благоумие (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 47) печатается впервые. Блуда бегство (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 52 об.) печатается впервые. 1 Демосфин – имеется в виду Демосфен, сын Демосфена из Пеанийского дема (385–322 гг. до н. э.), знаменитый афинский оратор и политический деятель. Блудница (с. ...) Цикл состоит из 3 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 53 об.) печатается впервые. Богатства (с. ...) Цикл состоит из 7 стихотворений. Фрагмент из стихотворения 3 был опубликован В. М. Пузиковым (с. 234). Стихотворения 2 и 4 (по списку ГИМ, л. 60 об.–62 об.) печатаются впервые. Богатства чуждая (с. ...)

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Неисследованные. 19 бесед В. В. остаются неисследованными. В частности, к ним относится т. н. «Исповедание веры» (Πστις κτεθεσα. Confessio Fidei; см.: Lipatov. 2001), представляющее собой написанное В. В. ок. 360 г. изложение веры для своих последователей в связи с его разрывом с еп. Дианием. Эта беседа состоит из 4 частей: 1) формального изложения веры в 4 членах; 2) 2 анафем против говорящих, что Сын есть тварь, и против савеллианского модализма; 3) рассуждений о природе Бога, об Отце, Сыне и Св. Духе; 4) заключения. В содержании «Исповедания» явно влияние определений Антиохийского Собора 341 г. Письма Эпистолярное наследие В. В. стало предметом изучения достаточно рано. К собиранию писем, оставшихся после смерти святителя, приступил еще свт. Григорий Богослов. Мавристы (Гарнье и Маран) разделили письма на 3 группы: 1) написанные до принятия епископского сана (1-46); 2) написанные во время епископского служения (47-291); 3) неопределенной даты написания (292-366). В XX в. было многое сделано в изучении рукописной традиции писем, разъяснении вопросов хронологии их написания и авторства ( Bessi è res; Cavallin; Rudberg. 1953; Gribomont//PG. T. 31. P. 7-11). Так, нек-рые письма (Ep. 5, 6, 22, 23, 28-30, 32, 33), к-рые мавристы относили к периоду до принятия епископского сана, теперь датируются временем епископского служения ( Bernardi. 1968. P. 109). Из 368 писем, претендующих на авторство В. В., ок. 40 (Ep. 8, 10, 16, 38, 39-45, 65, 66, 166, 167, 169-171, 189, 246-248, 342, 348, 350, 351, 353, 356, 359) были признаны неподлинными ( Rudberg. 1981. P. 53-56). В зависимости от содержания и цели написания письма В. В. могут быть условно разделены на неск. групп: догматические (Ep. 7, 9, 52, 105, 114, 125, 126, 128, 129, 140, 159, 175, 210, 214, 223, 226, 233-236, 258, 260-263, 265, 361-364), канонические (Ep. 160, 188, 199, 217, 287, 288), аскетические (Ep. 2, 22, 23, 150, 173, 207), пастырские (Ep. 46, 106, 139, 155, 174, 190), посвященные вопросам церковной политики (Ep. 53, 54, 61, 65-70, 82, 89-92, 97, 99, 102, 113, 120, 129, 138, 218, 222, 230, 242, 253, 289, 290), ходатайства (Ep. 3, 15, 32, 33, 37, 72, 76-78, 83, 86, 87, 104, 107, 108, 110, 112, 142-144, 225, 284, 299, 313), утешения (Ep. 5, 6, 28, 29, 62, 101, 240, 269, 283, 300-302), биографического характера (Ep. 1, 14, 25, 27, 30, 31, 36, 51, 58-60, 64, 71, 98, 100, 119, 129, 131, 135-138, 141, 162, 163, 193, 197, 203, 204, 207, 210, 212, 215, 223, 224, 226, 231, 244, 251, 258).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Сравнение их с Тайной Вечерей подтверждает ее пасхальный характер. «Христос, — пишет Л.Буйе, — не изобретает, а только применяет обряд, который уже существует и должен продолжаться» (Л.Буйе. О Библии и Евангелии, с.225). См. анализ первой Евхаристии в свете иудейских обычаев в кн.: Успенский Н. Анафора. — БТ. В.13, М.,1975, с.42 сл. 10 Ин 13:1-11 . Слово , «чистый», в данном контексте относится как к ритуальному омовению, так и к состоянию души. Ин говорит лишь об омовении ног на Вечери, не упоминая Евхаристии. Очевидно, в то время, когда писалось IV Евангелие (90-е гг.), Евхаристия как часть Тайной Вечери подразумевалась сама собой. В Иоанновом умолчании не исключен и мотив эзотеризма. О смысле же таинства Ин говорит в другом месте (см.выше: гл.10, а также Brown R. New Testament Essays. New York, 1968, p.108ff и статью J.Giblet в Concilium, N 40, 1968 декабрь). 11 Ин 13:12 сл.; Лк 22:27-30 . Дальнейшее повествование о Тайной Вечери основано на Мф 26:20-29 ; Мк 14:22-25 ; Лк 22:15-20 ; Ин 13:18-38 ; 1 Кор 11:23-25 и талмудических свидетельствах о пасхальном седере. До сих пор вопрос, участвовал ли Иуда в Евхаристии, не решен. Однако многие косвенные данные говорят в пользу того, что он покинул Вечерю до нее. См.изложение различных мнений в кн.: прот.Алфеев А. Иуда предатель. Рязань, 1915, с.52 сл. На языке Библии «кровь и плоть» были синонимом живого существа. 12 Лев 3:17 ; 17:10 , 17:12-14 ; Втор 12:16 . 13 Исх 24:3-8 ; Зах 9:11 ; ср. Евр 9:16-21 . 14 Песахим, X,5. 15 Прощальная беседа Христа с учениками на Вечери и после нее содержится в Ин 13:31-38 ; Ин 14:1-31 ; также в Мф 26:30-35 ; Мк 14:26-31 ; Лк 22:31-38 . Самое раннее свидетельство о Евхаристии приведено в 1 Кор (ок.57 г.). Вариации в «установительных словах» показывают, что первые христиане придавали большее значение духу таинства, нежели точности словесных формул. 16 Песахим, X,4. Лк 22:1-38 Мф 26:1-35 Мк 14:1-31 Ин 13:1-30 Ин 14 Глава шестнадцатая. Ночь в Гефсимании С 6 по 7 апреля 30 г. Покидать дом в ночь пасхальной трапезы не полагалось, но Иисус нарушил это правило, вероятно заботясь об учениках.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4 (20). «О надписаниях псалмов» (Ες τς πιγραφς τν φαλμν, In inscriptiones Psalmorum, CPG 3155; PG. 44. Col. 432–608 ; GNO. V. P. 24–175; SC. 466). Этот трактат был написан свт. Григорием Нисским по просьбе одного своего друга, возможно, епископа (νθρωπε το Θεο, Prooem. I) в начале или середине 380–х гг. (См. Reynard. P. 11; 15; 161, n. 1). Он посвящен объяснению нравственно-религиозной цели названий («надписаний») псалмов и состоит из двух частей. В 1–й вводной части (1.2–9.28) свт. Григорий Нисский показывает, что в Псалтыри, которую он аллегорически рассматривает как лестницу духовного совершенства (I.2.3), все псалмы расположены не в хронологической, а в систематическом порядке так, чтобы их последовательное чтение постепенно возводило человека на высшие ступени религиозно-нравственного совершенства. Согласно свт. Григорию Нисскому , таких ступеней – пять, соответственно чему и Псалтырь разделяется на пять частей (I.5.11): 1-я часть ( Пс. 1–40 ) – отвращение от порока и обращение к добродетели (I.5.12); 2-я часть ( Пс. 41–71 ) – жажда Бога (I.5.12); 3-я часть ( Пс 72–88 ) – созерцание небесного (I.6.13); 4–я часть ( Пс. 89–105 ) – презрение ко всему земному и просвещение Божественным светом (I.7.14–19); наконец, 5–я часть ( Пс. 106–150 ) – соединение с Богом (I.8.20–26). Во 2–й части (в PL Cap. 10–25; в GNO. P. 69.4–175.25; в SC II. 1.29–16.85), свт. Григорий Нисский дает объяснение названиям псалмов по тексту LXX и показывает, как каждое из них побуждает человека к той или иной добродетели. Дополнением к трактату является «Беседа на шестой псалом о восьмом дне» (Ες τν κτν ψαλμν περ τς γδης, In sextum Psalmum, CPG 3156; PG. 44. Col. 608–616 ; GNO. V. P. 187–193), в которой раскрывается духовный смысл восьмого дня. 5 (21). «Беседы на Екклезиаста» (μιλαι ες τν κκλησιαστν, Homiliae in Ecclesiasten, CPG 3157; PG. 44. Col. 616–753 ; GNO. V. P. 277–442. SC. 416). Восемь бесед, или гомилий, охватывающие три первые главы книги Екклезиаста ( Еккл.1:1–3:13 ), были произнесены свт. Григорием Нисским ок. 378–379 гг. в г. Ниссе (Vinel. P. 20). В своих толкованиях свт. Григорий Нисский уделяет большое место нравственному смыслу книги Екклезиаста, лишь изредка прибегая к аллегории, и показывает, что эта «возвышенная и богодухновенная» книга является для христианина «тайноводством к возвышеннейшим учениям» ( π τ ψηλτερα τν μαθημτων μυσταγωγα, Hom. 5//P. 353.12), поскольку она отвлекает ум от чувственного и преходящею мира, от всего, что представляется в нем великим и славным, и устремляет в мир горний и небесный, где человек может обрести подлинное блаженство. Вместе с тем в центре толкований свт. Григория Нисского стоит понятие „природа“ (φσις, См. Vinel. P. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010