—850— 1879 г. 9-го числа получил я письмо из Новочеркасска от бывшего у меня незадолго перед тем земляка, Инспектора народных училищ Области войска Донского, Александра Лукича Крылова 377 . Вот что он писал мне от 5-го числа: „Чем могу я отблагодарить Вас за те поистине приятные минуты, которые я провёл у Вас в дорогой и всегда памятной для меня беседе, конечно, почти дословно у меня записанной? Ведь всё, что я прилагаю при сём 378 , только капля, крупица, в сравнении с тем, чем Вы меня одарили. Я пока занят чтением „Воспоминаний“ 379 . Начавши читать вчера, т. е., только что приехавши в город, я уже дошёл до 108-й стр., читаю, и не могу оторваться. В наш избалованный многочтением и многокнижием век, когда притупленный вкус редко по сердцу находит книгу, это великое достоинство книги, что её не хочется оставить; оставишь по необходимости, но я думаю, что мне не будет грустно и скучно, потому что у меня есть прелестная книга. Таково впечатление от книги „Воспоминаний“. Читаю я много. Но, ей, давно не испытывал того благодушие, кроткого и тихого влияния, которым запечатлена вся книга. Она же даёт много сведений и о жизни Вашего Преосвященства. При чтении её, я переношусь в родной Муром, вспоминаю и целый ряд других лиц; любуюсь мысленно священными древностями Москвы и Троицко-Сергиевой Лавры, – словом, переживаю много прежних, хороших минут. А разве это немного? Смею доложить Вам, что одно из приятных воспоминаний из Харьковских впечатлений оставила во мне беседа с Вашим Преосвященством. Ей, я не ожидал такого приёма, и, признаюсь, не заслужил. Постараюсь заслужить, чем и как могу, если только это возможно в моём скромном положении. 2-го января я был у Его Превосходительства 380 . Принял ласково; говорил об университете, справился о здоровье —851— 1879 г. Вашего Преосвященства, спросил меня, говорил ли я о предложении, которое он сделал мне? А предложение Его Превосходительства таково. Министерство просит г. Попечителя рекомендовать ему лиц, которые могли бы составлять книжки (брошюры) для народного чтения с целью укрепления в народе православной веры, доброй нравственности и преданности престолу и отечеству. Г. Попечитель предлагает мне, не угодно ли мне удостоиться этой чести? Я скромно доложил Его Превосходительству, что приношу на его благоусмотрение свои малые труды, и доказываю ему, что это 20-я только доля того, что я писал и печатал по этнографии, археологии (местной, донской) 381 и т. д., и как будто я могу считать себя правоспособным на эту работу. – „А какое вознаграждение за труд Ваш положите?“ – „Я, Ваше Пр-во, человек довольно бескорыстный; о вознаграждении и не смею думать“. – „Вас не обидят. Печатать будут тоже на казённый счёт“. Всё это хорошо, прекрасно даже. Вдруг обратили внимание на такого скромного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

93 Сир. zaw " e – один из характерных терминов языка преп. Исаака: мы переводим как «движения», «побуждения», «возбуждения». 98 Сир. apyuta можно перевести как «просветленность», «сияние», «ясность», «светозарность». В сир. аскетической письменности этот термин указывает на особое просветленное состояние души, достигаемое подвижниками. 99 Смысл этой фразы не вполне ясен по причине сложности синтаксиса, а также лакуны в тексте. Мы перевели ее свободно. Вот дословный перевод: «Известно также, что движения, которые возбуждает тело [...] в движениях вожделения или в чем-либо другом помимо этого, когда соединено с ними без внешнего противостояния им, не примешивая к ним напряженные возбуждения и импульсы, которые с трудом контролируемы». 108 Или «о своей жизни». Сир. слово hayye букв. означает «жизнь»; в переносном смысле оно означает «спасение». 113 В древней монашеской практике было принято часть молитвенного правила совершать сидя: для этого у каждого монаха имелась табуретка, или «седалище» (сир. mawtba, греч. kathisma). 114 Букв. «твоими руками». Очевидно, настоящее послание преп. Исаака является ответом на послание Ишо-зека, в котором содержались вопросы относительно конкретных форм и способов молитвы. 126 Смысл слов преп. Исаака, как нам представляется, следующий: не следует уклоняться от исполнения описанного выше правила даже после того, как человек получил благодатную помощь от Господа; ибо даже для немощного праздность опасна, так как порождает духовную смерть. 158 Синтаксис этого предложения неясен; возможно, в рукописном тексте недостает одного или нескольких слов. 188 Букв. «Властвующая сила смирения в душе заключается в тяжести добровольных трудов, которые переносятся (претерпеваются) в воспоминания о содеянных грехах». 190 Букв. «Кто также пренебрегает тем, чтобы в самом себе овладеть вещами, которые не требуют трудов тела и которые устанавливаются не трудами и силой тела, но могут быть обретены в немощи, тот оставлен сам по себе в небрежении разума и справедливо заслуживает порицания от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Надежда христианская то и есть, когда мы, борясь со грехом, при помощи Господа Иисуса Христа надеемся победить в себе грех в державе крепости Христовой и, став победителями греха и диавола, дать в своем сердце место Духу Святому со Отцем и Сыном Его и таким образом соединиться с Триипостасным Божеством – здесь предначинательно, а в будущем веке окончательно: будет Бог все во всем ( 1Кор. 15, 28 ). Имеющий надежду христианскую не дремлет, не слагает рук, но тщательно и постоянно испытывает сам себя, и примечаемое зло всеми мерами старается искоренить благодатию Божиею из своего сердца, и добро утвердить и распространить, чтобы утвердилось и распространилось в нем Царство Христово, потому что Царство Христово распространяется в нас по мере свободного умножения нами в душе плодов веры и добродетели. Когда сердце мое страстно сжимается от грешного жаления тленной пищи для брата моего, туне мой хлеб ядущего, тогда я, вспоминая о том, что я сам туне и недостойно часто приступаю к бессмертной, бесценной трапезе Господа моего, и от сердца признавая себя пред Господом недостойным бессмертной пищи, до которой Он, однако же, милостиво допускает меня и живит ею, побеждаю страсть мою; сердце мое успокаивается и расширяется, и я славлю тогда единого живота всех – Бога и как брение путей 108 вменяю все снеди мои. Так могущественно действует на сердца наши вера в Господа Иисуса Христа и в Его животворящие Тайны при страстном состоянии сердца, когда оно испытывает над собою обаяние тленной яди, чрез которую некогда грех и смерть вошли в мир. Молитва основывается на вере: я верю, что есть Бог, пред Которым соплетаю свою молитву; есть Вседержитель, держащий дланию всю тварь и давший разные роды гласов тварям для внутреннего общения их между собою, а Сам не нуждающийся ни в каком гласе; да надеюсь, что молитва моя доходит до Него или, точнее сказать, прямо от сердца переходит в уши Его. Так и переписка сына с отцом или с матерью, с братьями и сестрами, отца с детьми, друга с друзьями, удаленными друг от друга, основывается также на вере: они уверены, когда пишут письма, что есть и живы те лица, к коим они пишут, надеются, что письменная беседа их дойдет до них, произведет в душе их соответственные с письмом представления, мысли, чувства, и они отзовутся на письмо сходственно с его начертанием. Так и в жизни мы руководимся во многом верою и надеждою. Тем более по отношению к миру духовному мы должны ходить до времени верою, а не видением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чем привязан кто к миру, малым ли, или великим, то и удерживает его и не позволяет ему собраться с силами. С какою страстию человек не борется мужественно, ту любит он, и она обладает им, и обременяет его, и делается для него оковами и препятствием уму его обратиться к Богу, благоугодить Ему и, послужив Ему Единому, соделаться благопотребным для Царствия и улучить вечную жизнь» (107). «А душа, действительно стремящаяся ко Господу, вся и всецело к Нему простирает любовь свою, и, сколько есть сил, к Нему Единому привязуется своим произволением, и в этом приобретает помощь благодати, отрицается сама себя, и не следует хотениям ума своего, потому что по причине неотлучного с нами и обольщающего нас зла ходит он лукаво. Таким образом, как скоро душа возлюбила Господа, исхищается из сетей собственною своею верою и великою рачительностию, а вместе и помощью свыше, сподобляется вечного Царства и, действительно возлюбив оное, по собственной своей воле и при помощи Господней, не лишится уже вечной жизни» (108). Христианину необходимо не только желать небесных благ и дарований, но и быть готовым ради них претерпеть труды и скорби. «Когда мы читаем Писания, или о каком праведнике, как благоугодил он Богу, как стал другом и собеседником Божиим, или о всех отцах, как соделались они друзьями и наследниками Божиими, сколько претерпели скорбей, сколько страдали ради Бога, сколько совершали доблестных дел и подвигов, тогда ублажаем их и хотим сподобиться равных с ними даров и достоинств, охотно желаем получить славные оные дарования, отложив только в сторону их труды, подвиги, скорби и страдания, и стяжать те почести и достоинства, какие прияли они от Бога, желаем усердно, а их изнурений, трудов и подвигов на себя не приемлем. Но сказываю тебе, что всего этого желает и вожделевает всякий человек: и блудники, и мытари, и несправедливые люди хотели бы получить Царствие так легко, без трудов и подвигов. Для того-то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролития пота, чтобы явными соделались те, которые действительно от всего произволения и всеми силами даже до смерти любили единого Господа и при такой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

В Пятикнижии Моисея сказано: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). Еврейское слово негдо, переведенное словом соответственного, имеет дословный перевод «напротив него», то есть жена, в случае благочестия мужа, будет помощница ему, или, напротив, – противящаяся, противостоящая ему. Поистине, девство – дар, достижимый лишь немногими, как и сказано: « не все вмещают слово сие, но кому дано ». «Одна прекрасная лицом девица Потамиена во время Максимиана-гонителя была рабой у некоего сластолюбца. Господин долго старался обольстить ее различными обещаниями, но не мог. Наконец, придя в ярость, он представил ее тогдашнему Александрийскому префекту как христианку, которая хулит настоящее правительство и царей за гонение, и обещал ему довольно много денег за ее наказание. “Если ты, – говорил он, – уговоришь ее пойти мне навстречу, то не предавай ее истязанию”. Но если она по-прежнему будет оставаться непреклонной, просил уморить ее в мучениях. “Пусть же, – говорил он, – она не смеется над моей страстью!” Привели мужественную девицу в судилище и начали терзать ее тело различными орудиями казни. В то же время и уговаривали ее. Но она оставалась непоколебимой, как стена. Тогда судья выбирает из орудий казни самое страшное и мучительное. Он приказывает наполнить большой медный котел смолой и поджечь. Когда смола стала кипеть и клокотать, безжалостный судья обратился к блаженной девице: “Или иди, покорись воле своего господина, или знай, я прикажу бросить тебя в этот котел”. Потамиена отвечала: “Можно ли быть таким несправедливым судьей, чтобы приказывать мне повиноваться сладострастью?” Разъяренный судья дает знак раздеть ее и ввергнуть в котел. Тогда она вскричала: “Заклинаю тебя жизнью императора, которого ты боишься, прикажи, по крайней мере, не раздевать меня, если ты уж присудил мне такую казнь. Вели постепенно опускать в смолу, и ты увидишь, какое терпение даровал мне Христос, Которого ты не знаешь”. Таким образом, ее постепенно опускали в котел, в продолжение нескольких часов, пока она не испустила дух после того, как смола подступила к горлу» 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В конце беседы тов. Молотов передал Шуленбургу меморандум о возвращении 13 эстонских и 1 латвийского судна, ранее задержанных немцами (приложение 5), 50 и сказал, что этот вопрос еще не получил своего соответствующего разрешения. Шуленбург сказал, что он передаст меморандум Германскому правительству. Записал Иванов АВП РФ. Ф. 06. Оп. 2. П. 2. Д. 15. Лл. 9599. Машинопись, заверенная копия. 99. Спецсообщение ГТУ НКВД СССР – информационно-разведывательная сводка по Германии 16/36974 23 августа 1940 г. Совершенно секретно По данным зак. агентуры ДТО НКВД Львовской ж.д. германские воинские части в районе Перемышля интенсивно продолжают строить военные укрепления вдоль Советской границы. Осмотрщик вагонов ст. Журавица германских ж.д. Зозуля в разговоре агенту «Сергееву» сообщил: «На границу прибыли новые германские воинские части. Вдоль Советской границы выкопаны окопы и большие котлованы, которые бетонируются. На дно этих котлованов укладываются железные плиты для установки орудий большого калибра». Агент «Павлович» сообщил, что при выезде на ст. Журавица он видел у реки Сан – шесть выкопанных гнезд, которые были замаскированы хворостом. Около каждого гнезда лежала гранитная щебенка. По сообщению железнодорожников ст. Перемышль (германский) Гвоздевича и Зозуля – немцы проводят активную деятельность по организации украинцев для борьбы с Советским Союзом под лозунгом создания «самостийной Украины», и что якобы уже создана национальная армия из украинцев. Это подтвердил в разговоре с агентом «Мамаем» один из украинских националистов, проживающий во Львове – Смольский, который сообщил: «Германские власти формируют украинские легионы – «Сичевики», и что украинская националистическая организация сейчас ведет переговоры с немцами о создании нелегального пункта для переброски украинцев на территорию Германии через Венгрию». Зам. нач. 1 Отдела ГТУ НКВД СССР капитан госбезопасности (Бененсон) ЦА СВР РФ. Д. 21616. Т. 1. Лл. 107–108. Машинопись на типографском бланке. Имеется виза-автограф начальника ГТУ НКВД СССР Мильштейна. Имеются пометы. Указана рассылка – Берия, Меркулову, Кобулову. Подлинник, автограф. Машинопись, заверенная копия. 100. Беседа Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Великобритании в СССР Р. Криппсом

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

В ходе экстрадиционной проверки установлено, что Самац является гражданином Боснии и Герцеговины. Согласно заключению УФМС России по Курганской области Самац Р. принятым в гражданство Российской Федерации не значится, паспортом гражданина РФ не документировался, на территории Российской Федерации имеет вид на жительство, зарегистрирован по месту жительства в г. Кургане, ул. Куйбышева, 5-60, проживает в г. Кургане, ул. Куйбышева, 5-61. С ходатайством о предоставлении убежища на территории Российской Федерации Самац не обращался. Каких-либо обстоятельств, препятствующих выдаче Самаца судебным органам Боснии и Герцеговины для уголовного преследования за преступление, совершенное на территории Боснии и Герцеговины, на момент рассмотрения данного ходатайства не установлено. Доводы Самаца и его защитника о том, что в отношении Самаца не может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу по тем основаниям, что он не может скрыться в виду отсутствия у него паспорта личности, не состоятелен. Согласно представленным материалам, Самац скрылся от судебных органов, выехав за пределы Боснии и Герцеговины, объявлен в международный розыск. В течение этого времени проживал в Российской Федерации, а также выезжал за пределы Российской Федерации. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что находясь на свободе, он может скрыться от судебных органов. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что избрание обвиняемому Самацу меры пресечения в виде заключения под стражу необходимо для обеспечения решения вопроса о возможной его выдаче в соответствии с положениями международных норм права. Таким образом, суд приходит к выводу о невозможности применения в отношении Самаца Р. иной, более мягкой меры пресечения, и избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу. Каких-либо данных, свидетельствующих о невозможности содержания Самаца под стражей по состоянию здоровья или по иным обстоятельствам, суду не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 97,108 и 466 УПК РФ, ст. 62 Договора между Союзом Советских Социалистических республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делами от 24.02.1962 года, ст. 16, 28 Европейской Конвенции о выдаче от 13.12.1957 года.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/20/...

37 Из вышеупомянутой статьи «Поездка за границу» видно, что бывшее в Париже в 1872 г. собрание представителей реформатской церкви в первом же своем заседании без возражения приняло то положение, что пастырство есть не священный сан, а просто должность (le pastoral est une fonction) и что поэтому как только пастор перестает исправлять свою должность, он не более как мирянин. 39 Тульские епархиальные ведомости. 1878. 10. С. 1 – 11; 11. С. 341–351; 13. С. 5–14; 14. С. 49–54; 15. С. 58–63. 42 Недавно подобная же история случилась с ассирийским описанием потопа, найденном в Ниневии г. Смитом на 12 дощечках из обожженной глины, покрытых клинообразными письменами, относящимися к 660 г. до Р. Хр., и заключающих в себе копию с древнего вавилонского оригинала, сделанного в Эрехе около 1700 г. до Р. Хр. Как только были найдены эти дощечки, Генри Роулинсон заявил, что оригинал их писан около 6150 г. до Р. Хр., т. е. почти за 650 лет до сотворения мира по нашему летоисчислению, а Беросс составил хронологию, по которой оказалось, что оригинал был писан за 30 000 лет до Р. Хр., см.: Всемирная иллюстрация. 1873. 212. С. 59 и 66. 44 До чего иногда доходило неверие, особенно в лице философов XVIII века в их борьбе с христианством, трудно даже и поверить: были, например, философы, которые утверждали именем науки, будто «Христос не существовал исторически, а есть только астрономическое иносказание, равно и двенадцать апостолов обозначают лишь знаки зодиака» (см.: Домашняя беседа. 1873. Вып. 5. С. 143). Выступать на сцену с такого рода иносказаниями вопреки ясной исторической истине – что это, как не наглая ложь и самая постыдная клевета на ту самую науку, от имени которой провозглашаются за истину такие нелепости? Целый мир был свидетелем явления в Иудее Иисуса Христа и распространения Его учения апостолами; а тут вдруг от имени науки говорят, будто это астрономическое иносказание, а не историческая несомненная истина! Не ясное ли это безумие мнящих быть мудрыми? 46 Тульские епархиальные ведомости. 1880. 1. С. 9–18; 3. С. 65–74; 4. С. 108–116; 7. С. 219–230; 10. С. 327–340; 11. С. 355–366; 13. С. 10–25; 16. С. 98–113. 47 Под этим именем известен был один из второстепенных чиновников консистории, не пользовавшийся хорошей репутацией в среде духовенства. 48 Устав духовных консисторий существует в продаже в Москве, в синодальной книжной лавке; цена для всех доступная – не более 1 р. 50 к. с пересылкой. – Ред. Читать далее Источник: Рассказы/Прот. М.Ф. Бурцев. - Белев : Изд. Белевской еп., 2017. - 329, с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Критики, зараженные слухами об эстетических теориях, поддерживают их в этом убеждении, уверяя, что когда идет ломка и перестройка общественного здания, тогда поэт должен быть ни при чем, ибо он рожден не для житейского волненья и проч….» ( Добролюбов H. А. Собр. соч. Л., 1963. T. 6. С. 177). 104 Аполлон Бельведерский — скульптура Леохара (IV b. до н. э.); мраморная копия с утраченного оригинала хранится в Ватикане. 105 …«новы все впечатления бытия»… — Цитата из стихотворения Пушкина «Демон» (1823). 106 «Мрамор сей ведь бог»… — Цитата из стихотворения Пушкина «Поэт и толпа» (1828), продолжающая «тему» Аполлона Бельведерского. В полемике с утилитаристами Достоевский использует известные строки Пушкина: Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы все — на вес Кумир ты ценишь Бельведерский. Ты пользы, пользы в нем не зришь. Но мрамор сей ведь бог!.. так что же? Печной горшок тебе дороже: Ты пищу в нем себе варишь. 107 …и вы, сколько ни плюйте на него… — Реминисценция из стихотворения Пушкина «Поэту» (1830): Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. 108 …обвиняется сам г-н Щедрин… — Достоевский, вероятно, имея в виду, в частности, упреки в адрес Щедрина С. П. Шевырева в статье о «Детских годах Багрова внука» С. T. Аксакова, отмечал в «Губернских очерках» «какое-то болезненное влечение к отрицательной стороне» жизни, «рано привитое не вполне, не художественно понятым Гоголем», наводящее «болезненный мрак на все его произведения…» (Рус. беседа. 1858. T. 2. кн. 10. С. 67–68). Отрицательно относился к «Губернским очеркам» и А. Григорьев, выговаривавший E. К. Эдельсону в письме от 13 (25) декабря за мягкий тон статьи. Однако «кадил» Эдельсон Щедрину весьма умеренно, утверждая, что «деятельность Щедрина не художественная» и что писателям «с такою тревожною деятельностью исключительным служителям временных социальных вопросов, некогда глубоко вникнуть в жизнь, чтобы вынести оттуда широкое поэтическое миросозерцание» ( Эдельсон E. H. Щедрин и новейшая сатирическая литература//Утро: Литературный сборник. M., 1859. С. 362–363). С подобного рода мнением и такой постановкой вопроса Достоевский был решительно не согласен. 109

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Тогда архиерей растерза ризы своя, глаголя, яко хулу глагола, что еще требуем свидетелей? Се ныне слышасте хулу Его. Что ся вам мнит? Они же отвещавше, реша: повинен есть смерти. Тогда заплеваша лице Его, и пакости Ему деяху, овии же за ланиту удариша, Глаголюще: прорцы нам, Христе, кто есть ударей Тя? Петр же вне седяше во дворе, и приступи к нему едина рабыня, глаголющи: и ты бе со Иисусом Галилейским. Он же отвержеся пред всеми, глаголя: не вем, что глаголеши. Изшедшу же ему ко вратом, узре его другая, и глагола им ту: и сей бе со Иисусом Назореом. И паки отвержеся с клятвою: яко не знаю Человека. По мале же приступивше стоящии, реша Петрови: воистинну и ты от них еси, ибо беседа твоя яве тя творит. Тогда начат ротитися и клятися, яко не знаю Человека. И абие петель возгласи. И помяну Петр глагол Иисусов, реченный ему: яко прежде даже петель не возгласит, трикраты отвержешися Мене. И изшед вон плакася горько. Утру же бывшу, совет сотвориша вси архиерее и старцы людстии на Иисуса, яко убити Его. И связавше Его ведоша, и предаша Его Понтийскому Пилату игемону. Мф 26:2–20 ; Ин 13:3–17 ; Мф 26:21–39 ; Лк 22:43–45 ; Мф 26:40–27:2 Евангелие от Матфеа, зачало 108. Во время оно, Иисусу бывшу в Вифании, в дому Симона прокаженнаго, приступи к Нему жена, сткляницу мира имущи многоценнаго, и возливаше на главу Его возлежаща. Видевше же ученицы Его негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия бысть? Можаше бо сие миро продано быти на мнозе и датися нищым. Разумев же Иисус рече им: что труждаете жену? Дело бо добро содела о Мне, всегда бо нищыя имате с собою, Мене же не всегда имате. Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея. Тогда шед един от обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, ко архиереом, рече: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Они же поставиша ему тридесять сребреник, и оттоле искаше удобна времене, да Его предаст. Мф 26:6–16 Евангелие от Матфеа, зачало 109.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/ot-matfey...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010