Евсевий использует и другие материалы, сохранившиеся до его времени в архивах. Он пишет: «До сих пор в архивах хранились родословные и еврейские, и древних прозелитов, например Ахиора Аммонитянина и Руфи Моавитянки, а также выходцев из Египта, породнившихся с евреями» (1,7, 13). В другом месте он ссылается еще на один архив и хранящиеся в нем подлинные документы, доказывая, что некий Александр, сторонник Монтана, назвавшийся мучеником, на самом деле «был осужден в Эфесе проконсулом Эмилием Фронтином не за христианство, а за грабежи»: «Желающие получить сведения о нем имеют в своем распоряжении ассийский государственный архив» (V, 18, 9). Евсевий Памфил активно привлекает и использует переписку церковных деятелей II-III веков. Он приводит обширные выдержки из письма Серапиона, епископа Антиохийского, к Карику и Понтику (V, 19, 1), письма Иринея к Флорину (V, 20, 4), Поликрата, главы ассийских епископов, к Виктору и к Римской Церкви (V, 24,1; III, 31,2), известное послание Смирнской Церкви к местным Церквам о мученической кончине Поликарпа (IV, 15, 2), письма учеников Оригена (VI, 2, 1 ) и самого учителя (VI, 39, 5), несколько «писем Александра к жителям Антинои, до сих пор у нас сохраняемых» (VI, 11, 3–4), «писем Александра, епископа Иерусалимского, и Феоктиста Кесарийского, посланных ими в свою защиту Димитрию» (VI, 19, 17), письма Дионисия к Герману (VI, 40, 1) или Антиохийскому епископу Фабию (VI, 41, 1; VI, 44, 1) и другим деятелям церкви (VII, 1, 1; VII, 5, 3; VII, 6, 1; VII, 7, 1; VII, 21–22). При решении различных вопросов Евсевий ссылается и на другие письма и послания (I, 7, 1 ; VIII, 10, 1–2; VII, 30, 1 и т. д.): «В то время в полной силе находилось много даровитых церковных писателей; письма, которыми они обменивались, сохранились, и найти их легко и сейчас». Сам Евсевий взял материалы для своей работы, как уже указывалось, в библиотеке города Элии (VI, 20, 1). Кроме того, Евсевий использует не только материалы переписки церковных деятелей того времени, но и письма и послания светских лиц, как, например, послание Сабина, верховного префекта (IX, 1, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Два катехизатора там: Петр Обара и Зилот Моки, но и от них письма – длиннейшие и отвратительные, точно плаксивые бабы – жалуются на несчастное свое положение среди двух огней и ропщут на о. Петра – он-де виноват – в чем? Не говорят и сами не знают. Правда, молоды катехизаторы, но оба – кончившие курс в Семинарии; и письма их после моего к ним ободряющего письма. Просто в отчаяние можно прийти от этого неимения людей в Церкви хоть мало-мальски порядочных и надежных ни среди христиан, ни среди служащих Церкви! Я был в гневе и мерзейшем расположении духа несколько часов… В третьем часу съездил в Посольство поздравить посланника Александра Петровича Извольского с Ангелом. Но его не оказалось дома: в Никко, на даче, еще проводит время. 31 августа/13 сентября 1900. Четверг. От о. Сергия Судзуки из Оосака письмо на пятнадцати листах касательно катехизаторов Тимофея Ирино и Фомы Танака. Просит о. Сергий оставить Ирино в Оосака; приписывает все дрязги интригантному характеру Фомы Танака и в самых мрачных чертах представляет сего последнего как льстеца, завистника, гордеца и интриганта. Пусть Тимофей Ирино останется в Оосака, если сам пожелает того. От о. Тита Комацу просьба убрать Петра Мисима из Оота, послать его в Каназава, куда идти он изъявил желание на Соборе. В Оота из-за Мисима полнейшее расстройство Церкви; о. Тит хотел мирить партии, но «убежал», как сам выражается, ничего не могши поделать. В Карасуяма обещан был Ирино. Но если он останется в Оосака, то пусть там будет Николай Оно. О. Тит просит поместить его там, а не отсылать на Киусиу, в Оби, куда я хотел было послать его по выздоровлении. О. Тит пишет, что он совсем поправился и может служить. От о. Симеона Мии получена купчая на вновь приобретенное под Церковь место в Кёото. Слава Богу! Дело благополучно совершено. Прямо видно благоволение Божие, чтобы дом Божий в Кёото был возможно благолепен! Прикуплено ныне: 175 цубо 5 го 3 секи, что с прежними: 535 цубо 7 го 3 секи, составляет: 711 цубо 2 го 6 секи – всего нашей церковной земли в Кёото, дорого купленной на русские деньги. Помоги, Господи, ныне воздвигнуть благолепный храм с приличными помещениями для служащих Церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Да и можно ли войти в царский чертог и наслаждаться вечери Его, бывши в нечистом рубище страстей? Очистим оные покаянием и смирением, и предоставим воле Божией, когда Ему угодно будет ввести нас в чертог Его, a сами будем считать себя недостойными того. 31 июля 1853 года. 152 К тому же Из письма вашего, посланного ко мне 31 октября, вижу, что вы получили некоторое успокоение в душевном вашем устроении. Сердечно радуюсь о сем и прославляю Бога, даровавшего вам это. Все, что мы ни имеем благого: мир, спокойствие и здравие – все это есть дар Божий, туне нам даруемый; a мы, почтенные от Него самовластием и разумом, должны стараться исполнять святую Его волю, показанную нам в святом Евангелии, в заповедях Его. Приступая же к деланию, надобно просить помощи Божией, ибо Он сказал: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Иоан. 15:5 ), исполняя же заповеди, не думать, что сделали что-либо великое; но долг имея (исполнить) – исполняем их; и Господь, побуждая нас к смирению, заповедал: «аще вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом» ( Лук. 17:10 ) и паки повелел: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» ( Матф. 11:29 ). Везде и всегда нужно нам смирение, которое дела наши укрепляет и упокоение подаст. Вы пишете о составившемся между вами сообществе в духовном собеседовании и чтении творений святых отцов нашей православной, восточной Церкви. Я это одобряю, но только советую не увлекаться на высоту умствований и умозрений. Это доступно тем, которые очищают сердце свое от страстей деланием заповедей Божиих и терпением скорбей, и по мере очищения и смирения даруется и высшее познание. Все это вы найдете в учении святых отцов. Читайте Добротолюбие, святого Иоанна Лествичника , св. Ефрема (Сирина), авву Дорофея , преп. Макария, св. Исаака Сирина и прочих святых отцов. Ежели и не достигнете высоких мер духовных, но обретаясь в смиренном мудровании, не лишитеся надежды получить вечная благая; a при усиленном желании и рвении достигнуть высоких мер умозрений может случиться оболыцение вражие, и, вместо благих плодов, пожнутся горькие плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Испрашивая на вас и на все ваше семейство мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 31 октября 1852 г. 359 Благодарю вас за два письма, от 22 декабря и от 2 января, коими поздравляете меня с праздником Рождества Христова и с наступившим новым годом. Взаимно и я вас поздравляю с сим юным сыном вечности, наченшим новое течение времен в течении жизни нашей. Дай Бог вам и всему вашему семейству в мире, здравии и благоденствии провождать течение жизни вашей, и испрашиваю на вас Божие благословение. Из посланных мною к вам книг св. Симеона нового богослова , в одной была записочка в неразрезанных листах, но вы видно оное не рассмотрели. Вы пишете о богатстве вашем книг отеческих и выставляете нашу пустынь виновницею оных изъятия из под спуда неизвестности. Конечно стоит на обертке книг: «издание Оптиной пустыни. Но что бы мы могли сами сделать, ежели бы не помощь Божия содействовала? И Он послал таких людей, кои были главным орудием и действием в сем деле, и теперь оное продолжают. Теперь печатается оглашение Феодора Студита . Итак чрез чужие труды мы пользуемся славою. Но не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу ( Пс. 113:9 )! Слава Богу о толиком Его даре, в наши времена дарованном нам. Что же воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? Чашу спасения приимем, и имя Господне призовем; т. е. потщимся украситься не книгами и именем, но иметь старание о устроении жизни нашей по воле Божией, стяжавать любовь и смирение, как обдержигельные всех добродетелей: и все прочие, о коих поучают нас святые отцы, чрез оные книги, и тако получить вечное спасение, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. За сим остаюсь с почтением моим недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 5 января 1853 г. 360 Подробное описание ваше о кончине блаженной, достоуважаемого нами Ф. Н–ча y многих из наших братий исторгнуло сердечное умиление и слезы радости, о несомненной надежде для нас, верующих, о том что он удостоился, по милости Бога нашего, блаженной вечности, которой он вожделевал и искал, возделывая вертоград сердца своего, и ежели он не видал плодов ощутительно, то это по смотрению Божию, да не превознесется, и при кончине плод сей явственно показался нам в благодерзновенном его стремлении: иду ко Господу! и в блаженной и мирной кончине его. Слава Богу, дивному во всех делех Своих! Ф. Я. оставил по себе пример своею жизнию, и блаженной кончины удостоившись, непогрешительно можно о нем сказать Апостолово слово: «взирающе на кончину их, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

церкви православной, чести России, прогресса науки. 15 июля я удостоен Богом побывать во святом, богоспасаемом граде Киеве – матери градов русских – на великом торжестве, по случаю исполнения 900 лет со времени принятия света Христова землею русскою, при святом великом князе Владимире жил я 8 дней в Киеве, был очевидцем всего происходившего там с 11–19 июля 1888 года; все произвело на меня самое приятное впечатление, что никогда не изгладится из моей памяти. Был у Высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Киевского, к которому имел письмо от г. д. с. сов. Михаила Александровича Хитрова, российского посланника в Бухаресте, – там увидел Высокопреосвященного Сергия (Ляпидевского) , архиепископа Кишиневского, бывшего вашего наставника, начальника и предшественника по должности ректора в Московской духовной академии, – Высокопреосвященного Михаила 628 (Иовановича), митрополита Сербского, изгнанного ради правды..., все они приняли меня очень хорошо, отдарили меня книгами, святыми образами... 5 дней я пробыл в г. Одессе; был у Высокопреосвященного архиепископа Никанора (Бровковича) , к которому имел письмо (на вашей визитной карточке, от 31 мая 1885 г.); был принят весьма любезно 4 раза до отъезда в Киев, и 2 раза по возвращении оттуда; о Вашем Высокопреосвященстве высокопреосвященный Никанор отзывался с величайшею похвалою и с благоговением о пребывании, при вашем управлении, ректором Витебской семинарии; говорил, что Тверская епархия дорога для Его Высокопреосвященства потому, между прочим, что один из предшественников Его В-ва по Одесской кафедре, архиепископ Гавриил Розанов 629 , скончался в Твери (письма к коему митрополита Московского Филарета Дроздова Вы печатаете) 630 , что нынешний митрополит Киевский, Высокопреосвященный Платон (Городецкий) , предшественник по Одесской кафедре, при котором служил в Новочеркасске и Риге, тверяк, – что в Твери святительствовал 19 лет великий подвижник, покойный митрополит Киевский Филофей Успенский, (письма к коему митрополита Московского Филарета Вы также печатаете), в память коего Высокопреосвященный Никанор произнес слово в октябре 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Собеседники вышли от отца Иоанна растроганные и в слезах. Отец Иоанн и его гости вместе послали Царственному Имениннику Государю Императору поздравительную телеграмму». – Р. П. Церковное торжество в Кронштадте//Там же. С. 31–32. 652 Печатается по: РГБ (Отдел изобразительных документов). Из альбома князя Давида Иосифовича Бебутова «Старообрядцы. Сектанты. Раскольники». Опубликовано: Вятские ЕВ. 1908. 2. Часть нсофиц. С. 33–34; перепечатано: Котлин. 1908. 23 янв., 19. 653 см. также письма редактору газеты «Свет» В. В. Комарову с датой: конец марта 1907 г. и редактору газеты «Котлин» Е. П. Тверитинову от 25 июля 1907 г. 654 Печатается по: Котлин. 1907. 21 дек., 288. Перепечатано: МВед. 1907.18 дек., 289. Датируется по времени публикации в газете. 656 Этой запиской (написанной на отрезном купоне о посылке к празднику Рождества Христова 200 рублей на нужды монастыря) отец Иоанн отвечает на предложение стать, после кончины 20 февраля 1907 г. благодетеля генерал-майора И. Ф. Терещенко, почетным председателем Строительного комитета по постройке Успенского собора в Пюхтицкой обители. 657 Печатается по: Вед. 1910. 30 июня, 163. Датируется по указанию в статье, что «не прошло еще трех лет» со времени предсказания отца Иоанна (см. ниже). 659 Возможно, отец Иоанн отвечает на телеграму игумении Таисии от 5 января 1908 г., посланную на имя секретаря Батюшки: «Носова Петербурге дня на три. Спросите дорогого Батюшку может ли принять ее привезла бы мне живую о нем весточку Очень скорблю его молчании Телеграфируйте ей подворье скорее» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7в. Л. 110). 661 В 1907 г. отец Иоанн был избран членом Св. Синода и регулярно получал приглашения на заседания, но по состоянию здоровья не мог на них присутствовать. Игумения могла прочесть следующее газетное сообщение: «По высочайшему повелению о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) приглашен к заседанию в Св. Синод» (КВ. 1908. 4 янв., 2). 664 Возможно, монахиня Флорентия ответила отцу Иоанну следующим письмом (без даты): «Бесценный батюшка! Слова мои бессильны выразить ту благодарность, которую я обязана принести Вам за беспримерные Ваши благодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

3067 ИР НБУВ. Φ. 191. 583. Письмо написано из Берлина. Глубоковский просил пересылать материалы на имя о. Тихона (Лященко). 3070 ЦДА. Ф. 1442 к. 31. Заметки служебно-биографические... Л. 158–159. По-русски опубликована: Рабочий социализм и русская православная церковь //Странник. 1924. 1. Май. С. 27–29. Текст статьи приводится в Приложении III (5). 3071 ЦДА. Ф. 1442 к. 31. Заметки служебно-биографические... Л. 159. Aino Krohn Kallas, одна из наиболее значительных финских литераторов, состояла в браке с Оскаром Калласом, эстонским фольклористом и лингвистом, в 1901–1903 гг. служившим лектором на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1922–1934 гг. О. Каллас был эстонским посланником в Лондоне. После советской аннексии Эстонской республики супруги Каллас эмигрировали в Швецию. 3074 Там же. Л. 161–164. 11 декабря/28 ноября 1924 г. о. В. А. Мартинсон писал Глубоковскому: «Благодарю за «Наше Будущее». Ваш ответ Айно Каллас мне очень нравится» (Там же. Л. 164). 3076 «Согласно моему прежнему плану, – писал Глубоковский архиепископу Иоанну 3 мая/20 апреля 1924 г., – а) все документы о положении Вашем и православной Церкви в Латвии я переслал в Лондон, где приняты будут все меры для опубликования (не замешивая Вашего имени) и б) лично говорил Dr. John Mott-y, a его секретарю (хорошо владеющему по-русски) Ralph W. Hollinger дал специальную записку. Все возможное будем делать и дальше, уповая на помощь Божию», – а 30/17 сентября он спрашивал архиепископа Иоанна: «Надеюсь, вы получили The Church Times, где мною помещена заметка о Вашем положении. Извините, что дело затянулось так долго» (Цит. по: Сидяков Ю. Из архива архиепископа Иоанна (Поммера) . Письма из Болгарии, www.humanitatic.info/17 almanax/Sidjakov.doc. Там же приведены в переводе на рус. яз. вырезки статей из газеты «The Church Times», хранящиеся в архиве архиепископа Иоанна. Оригиналы писем Глубоковского и вырезки из газеты: ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. 26. Л. 208–209; 44. Л. 41, 48–49, 51–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

31 октября 1881 г. 31. ЧЕЛОВЕКУ ДАНА СВОБОДА. КАК СПАСТИСЬ Как христианин, в частности, не может избежать и пребыть без искушения и испытаний, так бывает и с монастырскими обителями не только с новыми, но и со старыми. Человеку дана от Бога свобода и разум и закон откровения; и свобода эта испытывается, как человек ее употребит. Свобода и ангелов испытывалась, как писал я в N. сёстрам для прочтения в трапезной. Ежели на небе бывших испытывалась свобода, то кольми паче испытывается свобода и произволение на земле живущих. Преподобный Петр Дамаскин пишет о себе так: «Я рассматривал положения прежде бывших, и нашел, что во всяком месте и во всяком состоянии были и есть спасающиеся и погибающие», – и это происходит от нашего произволения. Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнить хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни, как читаем во Святом Евангелии. 23 октября 1881 г. 32. ВНУШЕНИЯ ВРАЖЕСКИЕ БЛАГОВИДНЫ Пишешь, что видела во сне каких-то двух лиц, сделавших у вас возмущение, которых во сне назвали антихристами. Спрашиваешь, кого тут можно разуметь. Думаю, что вернее тут разуметь двух злых духов, посланных из ада, которые под благовидными предлогами внушали N. и другому лицу действовать так, как они действовали, обещая из этого выйти большой пользе; а на самом деле вышло зловредное возмущение, как и всегда бывает от благовидных вражеских внушений. Еве обещано было быть богиней; а богиню эту в тот же день изгнали из рая вместе с Адамом , послушавшим ее злого совета. Всегда так бывает; неразумные советчики и неразумные послушатели вместе изгоняются. Если кто из них захочет покаяться, то вместе с покаянием должен понести и скорби, как наказание за согрешение. Ежели, по слову Писания, многи скорби праведным ( Пс. 33: 20 ), то кольми паче многи раны грешному ( Пс.31: 10 ). Потому-то и читаем в слове Божием: «Многими скорбями подобает нам внити во Царствие Небесное» (Ср.: Деян.14:22 ). А почему? Это объясняет Апостол, говоря так: «Скорбь соделовает терпение, терпение – искусство, искусство – упование; упование же не посрамит» (Ср.: Рим. 5: 3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

6. Там же. С.244 (письмо 240). 7. " ...Во многих охладеет любовь " (Мф.24:12). " ...Тот день не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха " (2Фес.2:3). " ...В последние времена отступят некоторые от веры " (1Тим.4:1). 8. Там же. С.246 (письмо 242). 9. Там же. С.118 (письмо 50). 10. Там же. С.246 (письмо 242). 11. " Оскудевает истинное благочестие, и изобилует лицемерие; оскудевают христиане, и умножаются лицемеры " (Письма посланные. Письмо 13-е//Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т.5. М., 1875. С.291). 12. Соколов Л.А. Цит. соч. Т.2, приложения. С.222 (письмо 203). 13. Там же. С.151 (письмо 96). 14. Быт.19:17. 15. Там же. С.236 (письмо 226). 16. Деизм (от лат. Deus - Бог) - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог после сотворения мира не вмешивается более в его жизнь, в силу чего развитие мира имеет естественный и закономерный характер; таким образом, деизм отвергает представление о постоянной связи человека и Бога. 17. Там же. С.237 (письмо 228). 18. Там же. С.111 (письмо 37). 19. Там же. С.235 (письмо 224). 20. Там же. С.257 (письмо 261). 21. Там же С.245 (письмо 240). 22. См. прим. VIII,18. 23. Утверждения в такой общей форме у св. Афанасия нет; однако он неоднократно называет " антихристовым предуготовлением " действия арианствующего императора Констанция, вмешивающегося в церковные дела (Послание Афанасия к монахам повсюду пребывающим о том, что сделано арианами при Констанции//Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Ч.2. 2-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С.160,163,166-172). 24. Там же. С.249 (письмо 247). 25. Там же. С.217 (письмо 193). 26. Там же. С.250 (письмо 249). 27. Там же. С.170 (письмо 125). 28. 1Кор.7:29. 29. Там же. С.114 (письмо 42). 30. Там же. С.138 (письмо 76). 31. Там же. С.174 (письмо 129). 32. Там же. С.228 (письмо 207). 33. Там же. С.254 (письмо 257). 34. Лицо не установлено. 35. Там же. С.242 (письмо 236). 36. См. прим. IX,11.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Невнимание и даже озлобление царя против патриарха привели к тому, что когда 6 июля 1658 года в Москву приехал грузинский царевич Теймураз, то царь не пригласил патриарха на торжественный обед в честь царевича, а патриарший посланный был оскорблен придворными. 10 июля перед самым началом патриаршего богослужения в Успенском соборе царь прислал к патриарху князя Ю. Ромодановского, который заявил ему о гневе царя за присвоение себе титула “великого государя”. Никон ответил князю, что он принял этот титул не самовольно, а с разрешения царя, но ответ его был найден неудовлетворительным, и драматическое заявление Никона, что он уезжает из Москвы и перестает быть главой церкви, было лишь результатом этого обострения Никон, видимо, рассчитывал на драматический эффект, на то, что царь раскается и позовет его обратно на возглавление церкви. Но царь этого не сделал. Со своей стороны, Никон, отказываясь от власти, не отказался от самого титула патриарха и этим создал сложное и запутанное положение в церкви. На восемь лет русская церковь оказалась без патриарха, и только собор 1666—1667 годов с участием восточных патриархов окончательно низложил Никона и выбрал нового патриарха. Но и эти годы (1658—1667) Никон в управлении русской церковью никакой роли не играл, и его положение уже не отражалось на отношениях между противниками и сторонниками им самим сделанных нововведений и унификации обряда. Примечания Гиббенет Н.А. Указ. соч. Т. I. С. 31. Дело о патриархе Никоне. С. 16. Письма русских государей... С. 101. Там же. С. 121. Там же. С. 126. ЧОИДР. 1898. Т. I. С. 412. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. С. 126. Заозерский А.И. Öарь Àлексей Михайлович в своем хозяйстве. Пг., 1917. С. 88. Там же. Там же. С. 93. Там же. С. 89. Письма русских государей... С. 165. Соловьев С.М. Т. Х (1860). С. 394. СГГД. Т. IV. С. 19. Очерки истории СССР. Т. 5 (Период феодализма. XVII век). С. 497; см. также донесения шведского агента Форстена, который писал: “Главная причина войны лежит в страстном и мрачном характере патриарха” (Донесение в Стокгольм от 25 октября 1657 года). См.: ЖМНП. 1898. Т. IV. С. 324.

http://sedmitza.ru/lib/text/439532/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010