П[етр] Н[иколаевич] С[авицкий]. Заканчиваю это письмецо 30 декабря. Непрерывно думаю о Вашем здоровье, желаю Вам бодрости и сил! Очень хотел бы дать Вам отчет в том, над чем я работай в истекшие годы. Полагаю, что многое в этом (русские летописи, искусство Запада, история Древнего Востока) интересовало бы и Вас. Будьте здоровы и благополучны. Ваш П[етр] Н[иколаевич] С[авицкий] Д. 4. Л. 23–24 об. Подлинник. Автограф. 3. 24 января 1955 г. Дорогой старший брат и друг. 15-го сего января, в день для меня знаменательный по воспоминаниям, дошла до меня в полной исправности посланная Вами посылочка, отправленная 31-го декабря. Благодарю Вас от всего сердца! Содержимое этой посылочки дало мне возможность достойно отметить с друзьями день моего Ванюшки (20 января). Получено ли Вами мое поздравление с Праздником, отправленное в конце декабря? Очень хотел бы получить от Вас хотя бы несколько строк, узнать о Вашем здоровье. В истекшие недели немало читал по истории Запада, но только для того, чтобы во всех подробностях сопоставить происходившее на Западе с судьбами нашей Руси. Прочел хорошую работу о Кижском погосте на Онежском озере, с его замечательными памятниками начала XVIII века. Какие глубины русского духа в них обнаруживаются! Еще раз благодарю за все. Будьте же здоровы, дорогой друг, и дайте весточку о себе. На обороте почтовой карточки. На другой стороне на бланке карточки. Куда: Мордовская АССР, п/о Потьма, Зубово-Полянский дом инвалидов. Кому: Афанасию Григорьевичу Сахарову. Адрес отправители: Мордовская АССР, п/о Явас, п/я 385/11. Петр Николаевич Савицкий. Д. 5 Л. 35 об. Подлинник. Автограф. 4. 4–5 февраля 1955 г. 4 февраля 1955 г., закончено 5 февраля (канун Ксении) Дорогой старший брат и друг, был сердечно обрадован получением Вашего письма от 22 января, которое дошло быстро. От всей души благодарю Вас за память. Строки мои, написанные к 30-летию, выражают во всей глубине впечатления мои и убеждения. В человеческом мире нужно и мерить человеческой меркой. Полное совершенство нам недоступно. Оно – удел иной сферы. Но и нам (некоторым из нас) доступны большие достижения по пути к совершенству. Строки мои – о том, чего Вы достигли на этом пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Невнимание и даже озлобление царя против патриарха привели к тому, что когда 6 июля 1658 года в Москву приехал грузинский царевич Теймураз, то царь не пригласил патриарха на торжественный обед в честь царевича, а патриарший посланный был оскорблен придворными. 10 июля перед самым началом патриаршего богослужения в Успенском соборе царь прислал к патриарху князя Ю. Ромодановского, который заявил ему о гневе царя за присвоение себе титула “великого государя”. Никон ответил князю, что он принял этот титул не самовольно, а с разрешения царя, но ответ его был найден неудовлетворительным, и драматическое заявление Никона, что он уезжает из Москвы и перестает быть главой церкви, было лишь результатом этого обострения Никон, видимо, рассчитывал на драматический эффект, на то, что царь раскается и позовет его обратно на возглавление церкви. Но царь этого не сделал. Со своей стороны, Никон, отказываясь от власти, не отказался от самого титула патриарха и этим создал сложное и запутанное положение в церкви. На восемь лет русская церковь оказалась без патриарха, и только собор 1666—1667 годов с участием восточных патриархов окончательно низложил Никона и выбрал нового патриарха. Но и эти годы (1658—1667) Никон в управлении русской церковью никакой роли не играл, и его положение уже не отражалось на отношениях между противниками и сторонниками им самим сделанных нововведений и унификации обряда. Примечания Гиббенет Н.А. Указ. соч. Т. I. С. 31. Дело о патриархе Никоне. С. 16. Письма русских государей... С. 101. Там же. С. 121. Там же. С. 126. ЧОИДР. 1898. Т. I. С. 412. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. С. 126. Заозерский А.И. Öарь Àлексей Михайлович в своем хозяйстве. Пг., 1917. С. 88. Там же. Там же. С. 93. Там же. С. 89. Письма русских государей... С. 165. Соловьев С.М. Т. Х (1860). С. 394. СГГД. Т. IV. С. 19. Очерки истории СССР. Т. 5 (Период феодализма. XVII век). С. 497; см. также донесения шведского агента Форстена, который писал: “Главная причина войны лежит в страстном и мрачном характере патриарха” (Донесение в Стокгольм от 25 октября 1657 года). См.: ЖМНП. 1898. Т. IV. С. 324.

http://sedmitza.ru/lib/text/439532/

15. В следующий раз не посылай сюда ни монаха, ни мирянина, ибо путь стал наитруднейшим и весьма опасным: я боюсь, что посланный человек встретит на пути [много] опасностей и [ему грозят немалые] скорби 31 . Я слежу за теми, кто уезжает отсюда, и не буду прекращать посылать тебе [письма] с надежным человеком. Направил тебе три листа 32 , содержащие частичное напоминание того, что было сказано вам [прежде]. Прочитай их внимательно и покажи Агафонике; сделай так, чтобы и она имела это напоминание. 16. Пусть Господь Бог удостоит честнейшую настоятельницу и сестер, управляемых ею, непорочных небесных благ. Прошу [ее] заботиться о монахинях с кротостью, а их — слушаться ее повелений и воздавать ей подобающую честь. Господь же да управит сердце твое в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес 3:5). Прошу также поддерживать Агафонику и всячески оберегать ее, чтобы обрести тебе [духовную] пользу как от нее, так и от трудов ради нее. Послание четвертое 1. Приглашенные на трапезу и [с радостью] принимающиеся за подаваемые на стол кушания, [всем своим видом показывая], что они не [хотят], по возможности, пропускать какое-либо из них, — [такие гости] радуют пригласившего их хозяина удовольствием, получаемым ими от еды, заставляя его быть еще более усердным и предлагать [все новые и новые] блюда. 2. Такой [радушной хозяйкой] сегодня ясно предстала передо мною ты, наполнив радостью душу мою. Прочитав письмо, [посланное тобою] с Красом, особенно то место его, где передавалась суть моих слов в [предшествующем] послании, я убедился, что ты восприняла [мою] мысль и постигла смысл написанного, [а потому] возрадовался душой и помолился Богу о твоей душе. Ты показала, что прилежно и усердно читала [мои] послания. Тем самым ты побуждаешь меня, убедившегося в твоей пытливости и трудолюбии, еще более ревностно писать и увещевать тебя относительно того, что касается твоего спасения. 3. Все же я хочу, чтобы ты внимательно следила за собой [и следила за тем], как бы лукавые помыслы, [почти всегда] сопровождающие добродетели, не похитили тебя и не попрали бы [все] твои труды 33 . Ибо ты [на опыте] узнала, что зло ведет брань [с нами] и слева, и справа: слева, когда явно предлагает пороки, чтобы сделать виновного подлежащим [Божиему] наказанию; а справа, когда тайно злоумышляет, предлагая труждающемуся славу человеческую, чтобы сделать его чуждым, как тщеславного, славы Божией 34 .

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

На улицах Санкт-Петербурга появились постеры с изображением царской семьи октября 2017 В октябре на улицах Санкт-Петербурга в рамках проекта " Твой святой " появились постеры с изображением царской семьи и знаменитыми словами из письма великой княжны Ольги Николаевны, посланного из Тобольска в 1918 году: " Отец просил передать всем, кто ему остался предан: он всех простил и за всех молится... и что зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только любовь... " В этом году в мае, ко дню рождения императора, на улицах города уже появлялись постеры с изображениями царской семьи и со словами из дневника императрицы Александры Феодоровны: " Делай что-нибудь, ради чего стоит жить и за что стоит умереть " . Дизайн плакатов слегка изменен: раньше святые были изображены на фоне Зимнего дворца, а сейчас - на фоне петербургских храмов, в том числе и купола храма Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце . Размещение плакатов в октябре связано со 100-летием Октябрьской революции . " Эти месяцы абсолютно логичны для воспоминаний о царской семье, - отметила руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова . - В 2017 году отмечается 100-летие начала подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Наш проект - культурологически-просветительский. Даже если вы не являетесь человеком религиозным, он  заставляет задуматься. Мы обращаем внимание на значимые стороны жизни и личности государя - в частности, на однозначно высокие, жертвенные и трогательные отношения внутри семьи " . В рамках проекта ранее были размещены биллборды с изображениями святых Александра Невского, Иоанна Кронштадтского, Ксении Петербургской,  Серафима Вырицкого, Александра Свирского, апостола Петра, митрополита Серафима Петроградского (Чичагова), преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Проект " Твой святой " - это не только плакаты, но и сайт , на котором можно найти интересную информацию о жизни святых - небесных покровителей Санкт-Петербурга. Поделиться 10 декабря 2018 20 ноября 2018 23 октября 2018 26 сентября 2018 31 марта 2024 15 марта 2024 5 марта 2024 4 марта 2024 4 апреля 2024 24 марта 2024 14 марта 2024 9 марта 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 апреля 2024 19 марта 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Евсевий использует и другие материалы, сохранившиеся до его времени в архивах. Он пишет: «До сих пор в архивах хранились родословные и еврейские, и древних прозелитов, например Ахиора Аммонитянина и Руфи Моавитянки, а также выходцев из Египта, породнившихся с евреями» (1,7, 13). В другом месте он ссылается еще на один архив и хранящиеся в нем подлинные документы, доказывая, что некий Александр, сторонник Монтана, назвавшийся мучеником, на самом деле «был осужден в Эфесе проконсулом Эмилием Фронтином не за христианство, а за грабежи»: «Желающие получить сведения о нем имеют в своем распоряжении ассийский государственный архив» (V, 18, 9). Евсевий Памфил активно привлекает и использует переписку церковных деятелей II-III веков. Он приводит обширные выдержки из письма Серапиона, епископа Антиохийского, к Карику и Понтику (V, 19, 1), письма Иринея к Флорину (V, 20, 4), Поликрата, главы ассийских епископов, к Виктору и к Римской Церкви (V, 24,1; III, 31,2), известное послание Смирнской Церкви к местным Церквам о мученической кончине Поликарпа (IV, 15, 2), письма учеников Оригена (VI, 2, 1 ) и самого учителя (VI, 39, 5), несколько «писем Александра к жителям Антинои, до сих пор у нас сохраняемых» (VI, 11, 3–4), «писем Александра, епископа Иерусалимского, и Феоктиста Кесарийского, посланных ими в свою защиту Димитрию» (VI, 19, 17), письма Дионисия к Герману (VI, 40, 1) или Антиохийскому епископу Фабию (VI, 41, 1; VI, 44, 1) и другим деятелям церкви (VII, 1, 1; VII, 5, 3; VII, 6, 1; VII, 7, 1; VII, 21–22). При решении различных вопросов Евсевий ссылается и на другие письма и послания (I, 7, 1 ; VIII, 10, 1–2; VII, 30, 1 и т. д.): «В то время в полной силе находилось много даровитых церковных писателей; письма, которыми они обменивались, сохранились, и найти их легко и сейчас». Сам Евсевий взял материалы для своей работы, как уже указывалось, в библиотеке города Элии (VI, 20, 1). Кроме того, Евсевий использует не только материалы переписки церковных деятелей того времени, но и письма и послания светских лиц, как, например, послание Сабина, верховного префекта (IX, 1, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Два катехизатора там: Петр Обара и Зилот Моки, но и от них письма – длиннейшие и отвратительные, точно плаксивые бабы – жалуются на несчастное свое положение среди двух огней и ропщут на о. Петра – он-де виноват – в чем? Не говорят и сами не знают. Правда, молоды катехизаторы, но оба – кончившие курс в Семинарии; и письма их после моего к ним ободряющего письма. Просто в отчаяние можно прийти от этого неимения людей в Церкви хоть мало-мальски порядочных и надежных ни среди христиан, ни среди служащих Церкви! Я был в гневе и мерзейшем расположении духа несколько часов… В третьем часу съездил в Посольство поздравить посланника Александра Петровича Извольского с Ангелом. Но его не оказалось дома: в Никко, на даче, еще проводит время. 31 августа/13 сентября 1900. Четверг. От о. Сергия Судзуки из Оосака письмо на пятнадцати листах касательно катехизаторов Тимофея Ирино и Фомы Танака. Просит о. Сергий оставить Ирино в Оосака; приписывает все дрязги интригантному характеру Фомы Танака и в самых мрачных чертах представляет сего последнего как льстеца, завистника, гордеца и интриганта. Пусть Тимофей Ирино останется в Оосака, если сам пожелает того. От о. Тита Комацу просьба убрать Петра Мисима из Оота, послать его в Каназава, куда идти он изъявил желание на Соборе. В Оота из-за Мисима полнейшее расстройство Церкви; о. Тит хотел мирить партии, но «убежал», как сам выражается, ничего не могши поделать. В Карасуяма обещан был Ирино. Но если он останется в Оосака, то пусть там будет Николай Оно. О. Тит просит поместить его там, а не отсылать на Киусиу, в Оби, куда я хотел было послать его по выздоровлении. О. Тит пишет, что он совсем поправился и может служить. От о. Симеона Мии получена купчая на вновь приобретенное под Церковь место в Кёото. Слава Богу! Дело благополучно совершено. Прямо видно благоволение Божие, чтобы дом Божий в Кёото был возможно благолепен! Прикуплено ныне: 175 цубо 5 го 3 секи, что с прежними: 535 цубо 7 го 3 секи, составляет: 711 цубо 2 го 6 секи – всего нашей церковной земли в Кёото, дорого купленной на русские деньги. Помоги, Господи, ныне воздвигнуть благолепный храм с приличными помещениями для служащих Церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Да и можно ли войти в царский чертог и наслаждаться вечери Его, бывши в нечистом рубище страстей? Очистим оные покаянием и смирением, и предоставим воле Божией, когда Ему угодно будет ввести нас в чертог Его, a сами будем считать себя недостойными того. 31 июля 1853 года. 152 К тому же Из письма вашего, посланного ко мне 31 октября, вижу, что вы получили некоторое успокоение в душевном вашем устроении. Сердечно радуюсь о сем и прославляю Бога, даровавшего вам это. Все, что мы ни имеем благого: мир, спокойствие и здравие – все это есть дар Божий, туне нам даруемый; a мы, почтенные от Него самовластием и разумом, должны стараться исполнять святую Его волю, показанную нам в святом Евангелии, в заповедях Его. Приступая же к деланию, надобно просить помощи Божией, ибо Он сказал: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Иоан. 15:5 ), исполняя же заповеди, не думать, что сделали что-либо великое; но долг имея (исполнить) – исполняем их; и Господь, побуждая нас к смирению, заповедал: «аще вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом» ( Лук. 17:10 ) и паки повелел: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» ( Матф. 11:29 ). Везде и всегда нужно нам смирение, которое дела наши укрепляет и упокоение подаст. Вы пишете о составившемся между вами сообществе в духовном собеседовании и чтении творений святых отцов нашей православной, восточной Церкви. Я это одобряю, но только советую не увлекаться на высоту умствований и умозрений. Это доступно тем, которые очищают сердце свое от страстей деланием заповедей Божиих и терпением скорбей, и по мере очищения и смирения даруется и высшее познание. Все это вы найдете в учении святых отцов. Читайте Добротолюбие, святого Иоанна Лествичника , св. Ефрема (Сирина), авву Дорофея , преп. Макария, св. Исаака Сирина и прочих святых отцов. Ежели и не достигнете высоких мер духовных, но обретаясь в смиренном мудровании, не лишитеся надежды получить вечная благая; a при усиленном желании и рвении достигнуть высоких мер умозрений может случиться оболыцение вражие, и, вместо благих плодов, пожнутся горькие плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

31 октября 1881 г. 31. ЧЕЛОВЕКУ ДАНА СВОБОДА. КАК СПАСТИСЬ Как христианин, в частности, не может избежать и пребыть без искушения и испытаний, так бывает и с монастырскими обителями не только с новыми, но и со старыми. Человеку дана от Бога свобода и разум и закон откровения; и свобода эта испытывается, как человек ее употребит. Свобода и ангелов испытывалась, как писал я в N. сёстрам для прочтения в трапезной. Ежели на небе бывших испытывалась свобода, то кольми паче испытывается свобода и произволение на земле живущих. Преподобный Петр Дамаскин пишет о себе так: «Я рассматривал положения прежде бывших, и нашел, что во всяком месте и во всяком состоянии были и есть спасающиеся и погибающие», – и это происходит от нашего произволения. Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнить хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни, как читаем во Святом Евангелии. 23 октября 1881 г. 32. ВНУШЕНИЯ ВРАЖЕСКИЕ БЛАГОВИДНЫ Пишешь, что видела во сне каких-то двух лиц, сделавших у вас возмущение, которых во сне назвали антихристами. Спрашиваешь, кого тут можно разуметь. Думаю, что вернее тут разуметь двух злых духов, посланных из ада, которые под благовидными предлогами внушали N. и другому лицу действовать так, как они действовали, обещая из этого выйти большой пользе; а на самом деле вышло зловредное возмущение, как и всегда бывает от благовидных вражеских внушений. Еве обещано было быть богиней; а богиню эту в тот же день изгнали из рая вместе с Адамом , послушавшим ее злого совета. Всегда так бывает; неразумные советчики и неразумные послушатели вместе изгоняются. Если кто из них захочет покаяться, то вместе с покаянием должен понести и скорби, как наказание за согрешение. Ежели, по слову Писания, многи скорби праведным ( Пс. 33: 20 ), то кольми паче многи раны грешному ( Пс.31: 10 ). Потому-то и читаем в слове Божием: «Многими скорбями подобает нам внити во Царствие Небесное» (Ср.: Деян.14:22 ). А почему? Это объясняет Апостол, говоря так: «Скорбь соделовает терпение, терпение – искусство, искусство – упование; упование же не посрамит» (Ср.: Рим. 5: 3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

i) Записка митрополита елассонского 1593 г. по греческой синайск. рукописи (стр. 163–168). j) Об унии шотландских епископов с восточной церковью (стр. 243–245). к) Послание патриарха Самуила к Петру Великому в 2-х списках и русский перевод (стр. 231–236 и 247–272). l) Послание св. синода 1736 г. к патриарху Косме (стр. 273–274). m) Переписка патриарха Матфея с св. синодом, императрицей Екатериной Великой, архимандритом Мелетием и цесаревичем Павлом Петровичем, – 1758–1763 гг. (стр. 274–277). n) 5 посланий патриарха Иерофея: императр. Николаю Павловичу, св. синоду, обер-прокурору св. синода графу Протасову, братьям Чернцовым и Татьяне Борисовне Потемкиной, – 1840–1843 гг. (стр. 279–296). о) Записка о состоянии александрийского патриаршего престола (стр. 277–308). к) Записки о христианах в Египте, Абиссинии, Индии и Месопотамии (стр. 1–14) для посланника Титова. Этими записками начинается и III-я часть книги. За этим помещен русский перевод о. Порфирия первых 2-х посланий патриарха Иерофея в 2-х списках (стр. 17–30), и затем послание неизвестного к посланнику Титову 1850 г. (стр. 31–34) и 2 воззвания: литографированное и печатное амидийского митрополита Никанора 1855 г., пребывавшего в Москве. Здесь же приложена брошюра: « Церковь святителя Николая в Подкопах», изданная в Москве в 1856 г. в виде оттиска из 158 «Ведомостей московской городской полиции», 1856 г. Наконец тут же приведены 2 письма патриархов Каллиника и Иакова в св. синод 1859 и 1861 гг. (стр. 43–46). λ) «Записка о воссоединении коптов с православной церковью в 1861 году», написанная и начисто переписанная о. Порфирием (стр. 49–105); а за ней следуют 4 письма: к русскому вице-консулу в Яффе Марабути, 2 к мелитопольскому епископу Кириллу и 1 последнего к о. Порфирию и кроме того отрывки из 2-х писем г-жи Члак к нему же. μ) Продолжение сношений александрийских патриархов с Россией (стр. 119): а) послание патриарха Никанора к киевскому митрополиту Арсению на греческом языке с русским переводом и греческий ответ ему, написанный преосвящ. Порфирием, – 1866 г., b) послание того же патриарха А.Н. Муравьеву 1867 г. в русском переводе преосвящ. Порфирия. ν) «Послание архиепископа александрийского Александра к константинопольскому еписк. Александру об ариевой ереси» из Церковн. истории Феодорита (стр. 138–153). ξ) Сношения александрийских патриархов с Англией (стр. 155–171): а) послами Антония Легерда(?) 1629 г. к патриарху Герасиму с ответом последнего ему того же года, b) содержание грамоты патриарха Паисия в Англиию, с) послание патриарха Самуила королеве Анне 1712 г., заимствованное из рукоп. афонско-котломушского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Испрашивая на вас и на все ваше семейство мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 31 октября 1852 г. 359 Благодарю вас за два письма, от 22 декабря и от 2 января, коими поздравляете меня с праздником Рождества Христова и с наступившим новым годом. Взаимно и я вас поздравляю с сим юным сыном вечности, наченшим новое течение времен в течении жизни нашей. Дай Бог вам и всему вашему семейству в мире, здравии и благоденствии провождать течение жизни вашей, и испрашиваю на вас Божие благословение. Из посланных мною к вам книг св. Симеона нового богослова , в одной была записочка в неразрезанных листах, но вы видно оное не рассмотрели. Вы пишете о богатстве вашем книг отеческих и выставляете нашу пустынь виновницею оных изъятия из под спуда неизвестности. Конечно стоит на обертке книг: «издание Оптиной пустыни. Но что бы мы могли сами сделать, ежели бы не помощь Божия содействовала? И Он послал таких людей, кои были главным орудием и действием в сем деле, и теперь оное продолжают. Теперь печатается оглашение Феодора Студита . Итак чрез чужие труды мы пользуемся славою. Но не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу ( Пс. 113:9 )! Слава Богу о толиком Его даре, в наши времена дарованном нам. Что же воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? Чашу спасения приимем, и имя Господне призовем; т. е. потщимся украситься не книгами и именем, но иметь старание о устроении жизни нашей по воле Божией, стяжавать любовь и смирение, как обдержигельные всех добродетелей: и все прочие, о коих поучают нас святые отцы, чрез оные книги, и тако получить вечное спасение, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. За сим остаюсь с почтением моим недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 5 января 1853 г. 360 Подробное описание ваше о кончине блаженной, достоуважаемого нами Ф. Н–ча y многих из наших братий исторгнуло сердечное умиление и слезы радости, о несомненной надежде для нас, верующих, о том что он удостоился, по милости Бога нашего, блаженной вечности, которой он вожделевал и искал, возделывая вертоград сердца своего, и ежели он не видал плодов ощутительно, то это по смотрению Божию, да не превознесется, и при кончине плод сей явственно показался нам в благодерзновенном его стремлении: иду ко Господу! и в блаженной и мирной кончине его. Слава Богу, дивному во всех делех Своих! Ф. Я. оставил по себе пример своею жизнию, и блаженной кончины удостоившись, непогрешительно можно о нем сказать Апостолово слово: «взирающе на кончину их, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010