О Сибири архим. Макарий думал, еще учась в Петербургской академии. Тогда в Сибири, в 50 в. от Кузнецка, а потом в Туринске, подвизался старец Василиск. Его записка о некоторых видах умной молитвы попала к юному студенту М. Глухареву и долго у него хранилась 43 . «И было время, писал он в 1833–34 г., когда я, в непонятной грусти, улетал из России в Сибирь пустынную на крылиях быстропарящей мысли и в Сибири встречался воображением с о. Василиском в лесу дремучем, совсем не думая, что я и в самом деле буду в Сибири и притом именно близь того места, которого прежде искал одним воображением, хотя здесь не найду уже ни о. Василиска, ни о. Зосимы» («Письма», 297). О сподвижнике Василиска Зосиме Верховском о. Макарий узнал уже в Костроме, и это имя, вероятно, напомнило ему об юношеских мечтаниях. Но в этих мечтах речь шла о личном спасении, а скоро он услышал зов к спасению других... В Костроме у архим. Макария в числе келейников был Разумовский, впоследствии иером. Израиль. Этот Израиль отправился вместе с некоторыми другими монахами в иркутскую епархию, по вызову тамошнего архиепископа Михаила, для проповеди христианства среди бурят. Вот он и возбудил в архим. Макарие миссионерский дух, когда тот находился еще в Киеве 44 . По переезде о. Макария в глинскую пустынь в нем не охладело желание ехать в Сибирь, и он, как под влиянием дружбы к иером. Израилю, так и «самым темпераментом, своим побуждаемый искать согласной с своими склонностями деятельности», подал 17 февр. 1829 г. епископу курскому Владимиру прошение об исходатайствовании пред св. синодом разрешения перейти в иркутскую епархию для службы братиям общежительных монастырей, отправившимся туда в 1825 г. для проповедания Евангелия народам языческим. Просясь по глубокому своему смирению не в миссионеры, а в прислужники к миссионерам, архим. Макарий допускал, что архиеп. Михаил найдет его непригодным даже для этого дела, почему оставлял за собой право поселиться в последнем случае в любом монастыре его епархии. Еп. Владимиру это решение архим. Макария было «давно уже известно»; мало того: по свидетельству самого о. Макария, «совет его был одним из сильнейших побуждений, которые извели его на стогны града искать работы» (59). Тогда он заседал в св. синоде, которому и представил прошение Макария 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

37 Так передано о сём в свое время самим старцем Амвросием бывшему скитскому иеромонаху Агапиту. 38 В некоторых отпечатанных статьях о старце иеросхимонахе Амвросии говорится, что он был письмоводителем старца Льва. Но в жизнеописании Оптинского старца иеросхимонаха Макария сказано: «Отец Макарий и по переводе старца Льва из скита в монастырь посещал его ежедневно: то приходил за советами по должности духовника, то приносил к подписи старца приготовленные, по его приказанию, письма, на коих он подписывался совместно с ним». Из этого видно, что письмоводителем у старца Льва был отец Макарий. Разве, может быть, потому называли Александра Михайловича письмоводителем старца Льва, что по его благословению, как выше было сказано, Александр Михайлович переписывал рукопись «Грешных спасение». 39 Подобным образом старец Лев и другого своего любимого ученика и келейника Иакова называл Яшей, как видно из жизнеописания старца. 40 Случалось, некоторые любопытствовали, что значит слово «скит». В удовлетворение их приводим объяснение сего слова. Скит по-коптски – Schiet – собственно значит: пространная равнина. Этим именем в древности называлась в Египте дикая песчаная пустыня, где изредка попадались ключи, и то с водой едва сносной для питья. В скит и дороги не было: путь направляли по течению звезд. Основателем пустынножительства в скиту был преподобный Макарий Египетский . Пустынники скита были строжайшие подвижники, (см.: «Душеполезное Чтение». 1896. Май. С. 74, подстрочие). По подобию сего и у нас в России более уединенные места, при больших монастырях, так сказать, отделения сих монастырей, обычно называются скитами. 41 Должно различать послушание как добродетель от какого-либо поручаемого дела, которое в монастырях тоже обычно называется послушанием, так как исполняется не по своей воле, а из послушания распорядителям. 44 Впоследствии схимник Геннадий, проживший в скиту более 60 лет и мирно почивший о Господе 2 сентября 1899 года в три часа пополудни. 45 В жизнеописании старца Амвросия, составленном архимандритом Григорием, слова эти отнесены к старцу Льву, но это неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

38 Глинская Рождество-Богородичная пустынь находится неподалеку (в 40 км) от г. Путивля (на границе Черниговской, Сумской и Курской областей). Основана в XVI в. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери. Закрыта в 1922 г., восстановлена в 1942 г. и вновь закрыта в 1961 г. Знаменита своими старцами. 39 Софрониев Рождество-Богородичный монастырь расположен в 25 км от г. Путивля. Основан в глубокой древности. Главная святыня – чудотворная икона Божией Матери. 40 Святитель Филипп, митрополит Московский (1507–1569), обличал царя Иоанна Грозного и по его приказу был низведен с кафедры, сослан и задушен. 42 Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь был основан в 1891 г. на Белой горе – одном из отрогов Уральских гор, в 100 км от Перми. Местные жители называли его «Уральским Афоном». При монастыре был открыт скит во имя прп. Серафима Саровского . 43 Устав о совершении пятисотенного келейного правила различен в традициях разных монастырей. См.: Канонник. М. 1994. с. 581–588. 44 Свт. Феофан Затворник (1815–1894) – выдающийся церковный деятель и духовный писатель. Много лет отдал преподаванию в Духовных семинариях и академии. В бытность свою епископом Тамбовским поддержал становление Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1866 г. удалился на покой в Вышенскую пустынь, где до сих пор пребывают его святые мощи. 47 Иона (Покровский; 1892–1937), епископ. Ученик и постриженник оптинского старца Анатолия (Потапова), окончил Казанскую Духовную академию в 1914 г., был оставлен в ней доцентом. После 1917 г. эмигрировал в Маньчжурию. В 1920 г. рукоположен во епископа Ханькоуского, викария Пекинской епархии. Много сил отдавал благотворительности – помогал голодающим, создал приюты для сирот и престарелых. Скончался от ангины. Кончина его сопровождалась чудесами. 49 Имеется в виду Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в середине XVI в. святителем Германом Казанским. 50 Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий; 1795–1879) – подвизался в Глинской пустыни 45 лет, создал свою школу учеников, которые впоследствии стали известными подвижниками, имел переписку с прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Внутренность собора состоит только из двух частей: алтаря и храма. Своды последнего опираются на четыре четырехгранные столпа без капителей и базисов. Чугунный пол, вместо дубового, сделан в 1833 году. Внутренние стены, своды, трибуны и столпы расписаны альфреско, по сырой извести; на первых изображены события из Ветхого и Нового Заветов, Акафист Богородице и чудеса от иконы Смоленския Божия Матери; на последних Св. Благоверные Великие и Удельные Князья Русские, как сыны и поборники Православной нашей Церкви. Заметно поновление этой стенописи в XVIII столетии, кроме фресков, изображающих на правом столпе Иисуса Христа в летах отрочества, возлежащаго на одре; Ему предстоят Божия Матерь и два Ангела, из которых один держит пред Ним крест, а другой – копье и трость с губою; над ними написано красными буквами «Спас недремлющее око, судия живых и мертвых»; 2) на левом столпе: «Не рыдай мене Мати», с подписью: «Снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа.» Стенопись эта произведена в 1666 году, по указу Царя Алексия Михайловича, посланными Иоля 29, из Оружейной Палаты с приставом церковными росписниками: Ярославцами Ивашкою Елизаровым и Федькою Карповым, Костромичами Маркою Назарьевым и Фролкою Леонтьевым, Великоустюжцами Ивашкою Гальцовым и Ивашкою Соколовым 43 . Вокруг столпов, равно на южной и северной стенах, над гробницами Царскими размещены в иконостасах св. образа разной величины; они отличаются древностью и особенностью письма, богатством и затейливостью украшений, состоящих в гривнах или цатах, дробницах, серьгах и ряснах с жемчугами и драгоценными каменьями; иконы сии, по большей части, были у Цариц и Царевен походные, келейные или комнатные и выносные. Между ими на южной стене особенно замечателены: 1. древний пятилистовой, в золотом окладе, образ Святителя Николая поясной, с низменною митрой на голове, писанный крупными чертами, с костоватостию на высоких местах и 2. семи пядей, точный список с Иверския Богоматери, произведенный, как видно из Греческой надписи на полях О. Ямвлихием: в 1648 году. Сия св. икона принесена была в Москву из Царьграда от Парфения Патриарха Цареградскаго и в 1654 году, Мая 15, сопутствовала Царю Алексею Михайловичу в Вязьму, когда он шел войною против Польского Короля. До того святыня сия стояла в Успенском соборе, а по возвращении ее из похода, поставлена в дом Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленской 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Мученика Анастасия Нового, пострадавшего во граде Гельвине», 39) «Тактикой» Никона Чернигорца, 40) Преподобного Филофея Синайского – «Главизны трезвительные», 41) Преподобного Фалассия Ливийского «Сотницы» с приложением преподобного Филимона Отшельника «О безмолвии», 42) Феодорита Блаженного – «Толкование на книгу «Песнь Песней», 43) Феодора Эдесского «Поучения», 44) Феодора Студита «Оглашения» 1 . Перечисляет проф. Яцимирский также и рукописи, писанные учениками старца по его выбору и назначению Но нет возможности переименовать их все. Писания некоторых отцов Церкви встречаются в этих рукописях в особенно большом числе списков Таковы, напр , писания Феодора Эдесского , Филофея Синайского, Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Иоанна Лествичника , Исихия Иерусалимского , Исаака Сирина , аввы Дорофея , Григория Паламы , Василия Великого и др. Очевидно, на эти рукописи было особенно большое требование. Значительную часть рукописей составляют сборники, выписки из отеческих книг или по догматическим вопросам, или по вопросам литургическим, нравственно-аскетическим и каноническим. Сам старец Паисий любил составлять подобные сборники и располагал к составлению их и своих учеников. По мнению старца, недостаточно было ограничиваться только чтением отеческих книг, ибо при этом внимание и мысль читающего не всегда достаточно следят за содержанием книги. Чтобы больше связать мысль и внимание с содержанием читаемой книги, необходимо слово за словом следить за текстом ее, а это лучше всего достигается списыванием. Самая медленность этой работы дает возможность полнее и отчетливее проникать в смысл списываемого Содержание книги при этом больше сродняется с душой читателя и глубже в ней напечатлевается. Списывать всю книгу целиком не всегда бывает возможным, да и не всегда это и нужно. Иногда достаточно сделать выписки наиболее важных и интересных мест, чтобы потом всегда иметь их у себя под рукою, иметь возможность снова их перечитать или воспользоваться ими для литературной работы, для письма, для сообщения кому-нибудь другому Читая различных отцов Церкви, писавших об одних и тех же предметах, можно выписками из них достигнуть наиболее ясного и всестороннего освещения данного предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   Спасайся.    Вот тебе посылаю и о Втором пришествии Христовом, о котором мы, когда ты у меня был, разговаривали вкратце, и по тому, что написано, советую поступать.    Христианам, а особенно в нынешнее последнее время, когда после первого пришествия Христова минуло уже 1780 лет и более, в нынешнее, говорю, особенно время живущим должно каждый день ожидать Второго Христова пришествия и к нему достойным покаянием приуготовлять себя.    Когда Царь земной хочет в какой-либо город прийти и город об этом знает, все граждане его ожидают и приготовляют себя к встрече и принятию его. Царь Небесный, Иисус Христос, хочет прийти вновь, о чем и Сам, живя на земле, объявил, и рабы Его, святые апостолы проповедали нам, и Церковь святая этого чает. Итак, должно христианам, как ведающим об этом пришествии Его, приготовляться к встрече и принятию Его, и ожидать Его каждый день, потому что Он неожиданно придет, а тем более, что придет не так, как первый раз пришел, в смирении и нищете, но придет в страшной славе. Придет не жить на земле, учить и страдать (это уже было), но судить и воздать всем по делам их.    Если бы Ангел с небес пришел к нам и сказал нам: «Вот на сих днях будет пришест­вие Христово» — как бы все вострепетали и обратились бы к истинному покаянию! Вся­кого береглись бы греха и воздыханием и слезами умилостивляли бы Бога, и прочее. Но кто знает, сколько продолжится еще при­шествие Христово? Может быть, и на этих дня будет. Ибо никто совета Божия и опреде­ления не знает. Ведь сказано: «будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Че­ловеческий» (Мф 24:44).    Как о первом пришествии Христовом проповедали пророки, говоря: «Придет Хри­стос, придет Христос в мир», — и пришел Христос, когда определенное Ему время при­шло, так и о Втором пришествии учителя церковные проповедуют и говорят: «Придет Христос судить живых и мертвых; придет су­дить, и явится неожиданно, как молния». В каком же страхе и отчаянии будут тогда греш­ники, которые ныне о страшном том дне не помышляют и к нему не готовятся истинным покаянием!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

29 С этого начинается длинный ряд Петербургских писем м. Евгения к о. Серафиму. В С-Петербург м. Евгений был вызван Высочайшим указом 19 декабря 1824 г.; но поехал туда в конце января 1825 г. 30 0. Пётр – один из киевских соборян, взятый м. Евгением в Спб. в качестве домашнего письмоводителя. 31 Т. е. митрополит Новгородский и С.-Петербургский Серафим Глаголевский, первенствующий член Св. Синода. 34 Т.е. к эконому Киево-Софийского митрополитанского дома. Это был игумен Никандр Сташевский. Как видно из дальнейшего, он в то же время состоял настоятелем, Георгиевского монастыря – в местечке Епиловки, ныне Бердичевского, а в то время Махновского уезда. Монастырь этот, был закрыт в 1845 г. 36 Перед отъездом в Петербург, м. Евгений задумал постройку в тогдашней ограде Киево-Софийского собора – обширного конюшенного двора и каретного сарая. О ходе этой постройки он постоянно будет интересоваться в дальнейших своих письмах. Постройка была кончена в прекрасном виде. Но просуществовала не долго. Впоследствии, при новом распланировании старого Юрьева и построении Присутственных мест, Евгевньевский конюшенный двор был уничтожен. 38 Это Псковские приятели м. Евгения. Борис Антонович – не есть ли тот Сарафанов, о коем упоминалось в письме 11-м. 39 Игумениею Киево Флоровского монастыря была тогда м. Смарагда Норова. – см. Строева: Списки Иерархов и Настоятелей... стр. 29. 41 Лаврским типографом был в то время, как будет видно ниже, иеромонах Вениамин. В 1857 г. прибыв в Киев – для поступления в духовную семинарию, мы застали его еще в живых – глубоким старцем – в сане архимандрита – в Лавре же. 43 Анастасевич –Василий Григорьевич, известный русский библиограф, друг м. Евгения, служил в то время в С.-Петербурге цензором. 44 М. Евгений напоминает о водяных мельницах, находившихся на митрополитанских дачах – напр. в Шулявшине и др. Но все таки плотины от воды прорвались, как увидим ниже. 45 Вот каков был самоотверженный труженик, этот о. игумен Серафим: сам мыл полы! другой бы на его месте, – не то игумен а простой архиерейский келейник-послушник, привлек бы иного кого-нибудь к такой работе... Но такова была приверженность его к своему Архипастырю покровителю, что он с великою охотою готов был исполнять для него самые чёрные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. В 1989 г. А. м. был возвращен Воронежской епархии РПЦ и 4 нояб. 1990 г. открыт как женский. Восстановлены двухэтажный Алексиевский храм: верхний, бывш. Воскресенский, освящен 4 нояб. 1990 г. во имя свт. Алексия Московского, нижний, бывш. Алексиевский,- 21 нояб. 1991 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери; также восстановлены шатровая и надвратная колокольни. Построены часовня для водосвятных молебнов, двухэтажный келейный и гостиничный корпуса, дом для паломников, большая сестринская трапезная, просфорная, теплица, реставрационная, иконописная, швейная и деревообрабатывающая мастерские, гаражи, технические помещения. Насельницами выполнены росписи в трапезной, создан иконостас. В 1992-2000 гг. в А. м. засвидетельствовано обильное мироточение и обновление икон, особо почитаемых в епархии: Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма, вмч. Пантелеимона, святителей Митрофана и Тихона Воронежских, Питирима Тамбовского. При мон-ре имеются детская воскресная школа, благотворительная столовая, сельскохозяйственное подворье. Устроено монастырское кладбище, куда в 1993 г. перенесены с городского кладбища останки Воронежских архиереев XVIII-XX вв.: Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина) , Серафима (Аретинского) , Вениамина (Смирнова) , Анастасия (Добрадина) сщмч. Тихона (Никанорова) . Настоятельница с апр. 1992 г.- игум. Варвара (Сажнева); в штате мон-ря 3 священника, 2 диакона, 50 сестер, 30 послушниц. Лит.: Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 66-69; Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря/Сост. архим. Иларион (Боголюбов). Воронеж, 1859; Яворский Ф. К. Алексеевский Акатов монастырь//Воронежские ЕВ. 1869. 9. С. 373-382; 10. С. 410-424; 11. С. 448-464; 12. С. 481-497; 13. С. 517-528; 14. С. 558-570; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 44-45; Вып. 2. С. 207-213; Зверев С. Е. Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря//Воронежские ЕВ. 1892. 21. С. 842-847; [Поликарпов Н. И.] Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»//Воронежская старина. 1909. Вып. 8. Прил. С. 183-213; Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922. С. 30-32; Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 103-113; Мирошкина В. Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление//Воронеж-Липецк православный. 1997. 8 (8). С. 3.

http://pravenc.ru/text/63812.html

ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО! Приветствую ВАС с Великим и Светлым Праздником ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. Молитвенно желаю ВАМ здравия, долгоденствия и помощи БОЖЬЕЙ в ВАШИХ СВЯТИТЕЛЬСКИХ ТРУДАХ на благо СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и нашей дорогой РОДИНЫ. ВОИСТИНУ ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! С любовию о Воскресшем Господе Мануил, Архиепископ Куйбышевский и Сызранский. В связи с переездом из Чебоксар в Куйбышев областной контейнер с библиотекой и машинкой получил только вчера. За запоздалое поздравление поэтому прошу извинить. Пасха Христова. 1960 г. Г. Куйбышев Д. 59. Л. 11. Подлинник. Машинопись. 26. 27 декабря 1960 г. Дорогой Владыка Афанасий! Ваше письмо получил и не знал, как ответить на основной Ваш вопрос о работе по архиереологии. Эти месяцы усиленно занят закончанием выборок из разных богословских журналов для «Каталога русских архиереев». За это время получил ценнейшие биографии ряда святителей нашего времени. Надеюсь закончить к февралю наступающего года... Биографии архиереев за этот период будут значительно пополнены, обновлены, и тогда приступлю к печатанию «Каталога» в т. н. «четвертой» редакции и последней. Ведь мне кончается 77-й год, и надо подумать о своей душе. Простите за молчание. После Каталога необходимо обновить мою работу «Душа епископа» и перепечатать. Один экз[емпляр] положил на Вас. Храни Вас Господь. Любящий и недостойный собрат во Христе А[рхиепископ] М[ануил]. 27.XII.60 Д. 44. Л. 112. Подлинник. Автограф. 27. 17 марта 1961 г. Ваше Преосвященство, Дорогой Владыко Афанасий! 6 февраля я посылал в Москву моего келейника, известного Вам о. Иоанна. Он повез с собой «Чин архиерейского отпевания» в 4-х экземплярах в последней редакции с отзывом проф[ессора] Успенского. 14 февраля с/г он вернулся. 8 февраля, ввиду отсутствия Святейшего, эту работу в 4-х экземплярах он передал еп[ископу] Никодиму, который должен был отослать рукопись Святейшему в тот же день. Ныне заканчивается пятая неделя гробового молчания. Чин я посылал на имя Святейшего с просьбою передать его на рассмотрение Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   Спасайся.    Спрашиваешь: что нужно делать, чтобы иметь живую веру?    Ответ. Христос говорит нам: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф 7:7). Надо просить, искать и стучаться. Надо и молиться, и трудиться, и размышлять о способах, которыми эта вера с помощью Божией возжигается в сердце. Де­лай же так:    1) Часто вспоминай о воплощении Сына Божия и размышляй о Нем. Ибо Он «начальник и совершитель веры» (Евр 12:2). Вспоминай и размышляй, как великий Бог и Творец неба и земли ради тебя в мир пришел; как родился плотью от Девы и как Бог человеком и Сын Божий Сыном человеческим благоволил стать и нарицаться; как на земле пожил, по­добно одному из убогих, и среди грешников пребывал, и как ради грешников ходил, тру­дился, голодал, жаждал; как хулы и поноше­ния Бог, Ангелами почитаемый, от грешни­ков терпел и гоним был.    Вспоминай ту ночь, в которую Он скорбел, тосковал, ужасался и рыдал с коленопрекло­нением пред Отцом Своим Небесным, и как явившимся Ему Ангелом с небес укрепляем был: «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44). Вспоминай ночь, в кото­рую учеником продан и предан был в руки беззаконных, и, связанный, веден был на сон­мище, и судим был Судия всех, и по лицу уда­ряем, и поруган, и уязвлен, и оплеван был, и всеми оставлен был. Вспоминай то утро, в ко­торое беззаконными людьми Своими к Пила­ту приведен, и, как развратник, Учитель исти­ны пред ним оклеветан был, и от него к Ироду послан и укорен, и поруган, и осмеян был.    Вспоминай то время, в которое вопили на Него народы к Пилату: «Возьми, возьми, распни Его» (Ин 19:15)! — и предпочли Ему Варавву, разбойника, злодея и убийцу; то время, когда «предал» Он «хребет» Свой «биющим и ланиты» Свои «поражающим» (Ис 50:6); когда воины «надели на Него багряницу», и тернием увенчали, и оплева­ли, и тростью били, и, как царя, с поруганием приветствовали: «Радуйся, Царь Иудейский» (Мф 27:28, 29)! — когда на распятие, при сте­чении народа многого, как осужденный, ве­ден был, и нагим ко кресту пригвожден был, и между двумя разбойниками, как злодей, по­вешен был, и проходящими мимо осмеян был, и когда жаждал, уксус, воинами подне­сенный к Его губам, вкусил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010