1. В «Беседе на Рождество Господа нашего Иисуса Христа», произнесенной 25 декабря 386 г., св. Иоанн Златоуст доказывает, что 25 декабря есть действительный день рождения Иисуса Христа, Солнца Правды. Златоуст отмечает, что этот праздник стал известен антиохийцам менее чем десять лет назад – до этого времени Рождество праздновалось вместе с Богоявлением. «Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении» произнесена, вероятнее всего, 6 января 387 г. 2. Из «Бесед на Страстную седмицу» три носят название «О предательстве Иуды». В первых двух из них, произнесенных в Великий Четверг, св. Иоанн Златоуст говорит о гонениях на христиан и прощении обид, а также излагает учение о Тайной Вечере как первой Евхаристии. Подлинность третьей беседы, существующей изолированно от двух предыдущих, представляется сомнительной. Три других слова произнесены в Великую Пятницу и посвящены теме креста: в 1-й, «О кладбище и о кресте», св. Иоанн говорит о храме в честь мучеников, расположенном вне города Антиохии (где, вероятнее всего, и произнесена беседа); 2-я и 3-я носят название «О кресте и разбойнике» – в них говорится о силе Креста Христова, о значении покаяния и о молитве за врагов. 3. Из двух подлинных Бесед на Святую Пасху одна называется «О воскресении мертвых», другая – «Против упивающихся и о Воскресении». Другие Пасхальные беседы, дошедшие под именем св. Иоанна Златоуста , в том числе знаменитое Огласительное слово, читаемое на пасхальной утрене, относятся к разряду сомнительных. 4. Слово «О Вознесении Господа» произнесено в мартирионе вне Антиохии предположительно в 387 г. Святитель Иоанн подчеркивает, что Вознесение Иисуса Христа было Его благодеянием к роду человеческому. 5. В двух Словах «О Пятидесятнице», произнесенных в Антиохии, говорится о плодах Сошествия Святого Духа и о Его благодатных дарах. В словах содержится полемика против духоборов. Похвальные слова 1. Наиболее известными из похвальных слов Златоуста являются 7 «Бесед о святом апостоле Павле», в которых проповедник выражает свое восхищение личностью апостола язычников. В 1-й беседе Златоуст говорит о Павле как живом примере христианского совершенства, сравнивая его с ветхозаветными праведниками. В 4-й говорится об обращении Павла на пути в Дамаск. В прочих беседах рассматриваются различные аспекты деятельности апостола и его значение для христианской Церкви. Беседы, произнесенные предположительно в 387 г., вскоре были переписаны и разошлись во множестве копий. Между 415 и 419 гг. Ананий Келедский перевел их на латинский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

XIV. Против иудеев. XV. Слово о проклятии. XVI. Слово на Новый год. XVII. О Лазаре. Т. 2: I. Беседы к антиохийскому народу о статуях. II. Слова огласительные. III. Беседы о бессилии диавола. IV. Беседы о покаянии. V-XIII. Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых. XIV. Беседы о святом апостоле Павле. XV-XLI. Похвальные беседы и слова о святых мучениках. XLII. О судьбе и провидении. XLIII. О молитве. Т. 3: Беседа на притчу о должнике. - О расслабленном. - О надписании книги Деяний. - О перемене имен. - О Прискилле и Акиле. - О браке. - О вдовстве. - Беседы на Евтропия. - Письма к разным лицам. Т. 4: Беседы на книгу Бытия. - Пять слов об Анне. - О Давиде и Сауле. Т. 5: Беседы на Псалмы. - На слова пророка Давида. - На великую седмицу. - О Давиде царе и Павле апостоле. Т. 6: Толкование на пророка Исаию. - Беседы на слова пророка Исаии. - Толкование на книгу пророка Даниила. - Беседа о воздержании. - Об утешении при смерти. - Обозрение книг Ветхого Завета. - О творении мира. Т. 7: Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т. 8: Беседы на Евангелие от святого Иоанна. Т. 9: Беседы на Деяния Апостольские. - Беседы на Послание к Римлянам. Т. 10: Беседы на первое Послание к Коринфянам. - Толкование на второе Послание к Коринфянам. - Толкование на Послание к Галатам. Т. 11: Беседы на Послание к Ефесянам. - Беседы на Послание к Филиппийцам. - Толкование на Послание к Колоссянам. - Толкование на первое Послание к Фессалоникийцам. - Толкование на второе Послание к Фессалоникийцам. - Толкование на первое и второе Послания к Тимофею. - Толкование на Послание к Титу. - Толкование на Послание к Филимону. Т. 12: Дополнения к творениям святого Иоанна Златоуста. (К беседам. - К письмам. - К толкованиям на Священное Писание. - К Литургии святого Иконописный подлинник Византия. XIV. Вселенские учители. Икона. Византия. XIV в. Византийский музей. Афины. Константинополь. 985. Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополь в храм святых Апостолов. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

http://patriarchia.ru/db/text/912599.htm...

Между тем скончася он с миром». Бароннй в лето Господне 784, Константина и Ирины 5, число первое, сице о сем Павле пишет: «Павел патриарх Константинопольский перваго дне септемврия разболевся, патриаршество с себе сложи и облечеся в монашескую одежду, пойде в монастырь Флора. Сие понеже без ведения Ирины сотвори, прииде к нему с сыном печальна, взывающи: чесо ради сие сотворил еси? Он же отвеща: о да бых никогда на том престоле седел, егда церковь насильствована бяше мучительством, и от инех вселенских престолов проклята есть. Отшедши же посла к нему сенаторов и господ, дабы услышали, что глаголет. Он же рече: аще собора вселенскаго не будет, и сие заблуждение, еже между вами есть, не будет отвержено, спастися не можете. Они же реша: почто убо во время посвящения подписался еси на иконоборство? Отвеща: того ради ныне покаяние творю, дабы мя Господь Бог не наказал, яко молчах, и страха ради истину вам глаголати не дерзах. И тако в великом покаянии преставися». Видите, како вси повествователи единогласно пишут о Павле, яко остави престол свой, и патриаршество с себе сложи, и прииде в монастырь на покаяние. И посему вашим иереям и вашему митрополиту на приятие непорученныя им паствы образцом нимало быти не может. Беседа одиннадцатая. О рукоположенных еретиками и принятых в православие без всякого чиноприятия Поповец. Напрасно так сильно настаиваете, будто без воли епископа невозможно принять паствы обратившемуся от ереси иерею (или обратившемуся епископу без воли собора епископов). По истории известны и такие случаи, что рукоположенные от еретиков, по сознании своей ереси, в православной церкви были пастырями без всякого чиноприятия. В первом деянии седьмого вселенского собора читаем: «Диоскор вопреки духу канонов дозволил себе хиротонию на Константинопольскую епископию, возводит в епископы ея некоего Анатолия, явившагося в Константинополь с ответом церкви Александрийской. В служении с Диоскором был и Евтихий. Анатолий, не зная, что из этого выйдет, с благодарностию сказал ему: где ты ни явился, везде посвящал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Апостолы и сотрудники их обращали к Христу людей образованных, христианство распространялось первоначально не по деревням и местам мало известным, но по лучшим городам образованного мира, и образованные лица из первых христиан оставили нам свои писания, ясно свидетельствующие о том, что Евангелия наши написаны действительно апостолами и учениками их. Таким образом, Евангелия наши твердо основаны, несмотря на то, что многие другие писания христианских мужей, известные в древности, особенно из первой половины второго столетия, до нас не дошли 76 , вновь же открывающиеся в наши времена древнейшие памятники письменности еще более подтверждают подлинность Евангелий. Христианская наука тверда и непоколебима. В тех странах христианских, в которых свобода слова устного и печатного в деле веры доведена до самых крайних пределов, где даже и высшие представители власти на стороне врагов Креста и Евангелия, есть многие миллионы истинно верующих христиан и между ними очень многие высокообразованные люди, которые мечем слова, рассекают многоразличные сети, хитро сплетаемые антихристианской наукой для привлечения душ человеческих в лагерь неверия. Христианству угрожает опасность не столько от неверия научного, сколько от маловерия и неверия практического или деятельного, от распространения нехристианских обычаев и от жизни христиан, противной Евангелию. Многие, очень многие из христиан нашего времени нуждаются в том, чтобы в сердцах их глубже напечатлелись слова Спасителя: покайтеся и веруйте во Евангелие. Беседа 14. О несомненной истинности евангельской истории на основании посланий св. апостола Павла Сосуд избран Ми есть сей прοнести имя Мое пред языки и царьми и сынми Израилевыми, сказал Господь Анании о святом апостоле Павле ( Деян.9:15 ) В прошедших беседах мы доказывали подлинность четырех святых Евангелий или происхождение их от самовидцев Иисуса Христа и спутников их. Кроме четырех евангелистов есть еще четыре лица, писания которых приняты Церковью в собрание новозаветных книг. Это апостол Петр, написавший два послания, апостол Павел, написавший четырнадцать посланий, апостолы Иаков, брат Господень, и Иуда, написавшие по одному посланию. Из этих четырех лиц мы остановим внимание на св. апостоле Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Им и благословились народы и крестились во имя Его. Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святаго Духа и вошел в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин. 1:14 ). Разумей же об этом плоде так, что леторасль эта родила истинного Бога и истинного человека: ибо Он, имея два естества, Божество одел человечеством. Ибо поэтому для многих непонятен был путь Его, когда Иисус Христос Бог наш произошел из племени Иакова, родился от Пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо Он, – сказано, – хочет совокупить горняя с дольными ( Еф. 2:17 ). 1 Рукопись преподобного Иова, л. 4–7. Беседа составлена по подражанию ниже помещаемым словам Златоустаго о предании Господни и о пасхе и о причащении, и Григория Цамвлака – во святый и великий четверток, а также беседы Златоустаго на неделю Ваий. 2 Рукоп. преп. Иова, л. 99 на обор. Поучение составлено на основании одного отрывка из 2-й беседы Златоустаго на слова «целуйте Прискиллу и Акилу» ( Римл. 16, 3 ), и проч. и двух отрывков из творений Св. Василия Великаго , именно: 6-й главы «подвижнических уставов подвизающимся в общежитии и отшельничестве», и «слова подвижническаго и увещательнаго об отречении от мира и о духовном совергиенстве». Эти последние два отрывка помещаются и в печатном прологе под 27 Ноября и 8 Марта. 4 Отселе почти буквально из Златоструя, из слова И. Златоустаго «О покаянии и о Каине и о Авели, и о Данииле, и о Ахаве цари и о Павле». 5 Этим оканчивается выписка из слова Златоустаго «О покаянии и о Каине и о Авели, о Данииле и о Ахаве цари и о Павле». 7 Рукоп. преп. Иова, л. 73 и 74. Написано по подражанию 6-й беседы 14. Златоустаго о Аазаре и о землетрясении, и проч., и оканчивается буквальною выпискою из этой беседы. 8 В рукописи преп. Иова л. 70 на об. и 75. Начало слова, до слов «Суета убо ест все, елико в житии человечестем» заимствовано почти буквально из Златоструя, из слова Златоустаго «О терпении и благопохвалении и да не тако зело плачемся о умерших»; осталънаго нет в Златоструе. 9 Рук. преп. Иова, л. 75. Начало сходно с подложной беседой Златоустаго «О вере» и, по всей вероятности, заимствовано из нея, с небольшими изменениями. Читать далее Источник: Преподобный Иов, игумена Почаевского : Житие, поучения, акафист. Изд. 3-е, испр. - Почаевская тип., 2001. - 72 с./Поучения Преподобного Иова Почаевского. 32-56 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Глаголаша ему сенаторы: почто убо ты при освящении твоем в патриаршество подписался еси на иконоборство? Отвеща Павел: того ради ныне приях покаяние, понеже тогда подписался и боюсь, да не казнен буду от Бога, яко страха ради молчал и не глаголал вам истины; ныне же каюсь и глаголю, яко несть вам надежды спасения, аще в ереси моей пребудете. Таже по малех днях патриарх Павел почил с миром». Георгия Кедрина История Нового Завета, часть первая, лист 199: «В четвертое лето (царствования Константина и Ирины), святейший патриарх Павел впал в болезнь, оставил престол свой и отшел во обитель Флора. Императрица печалясь пришла к нему и вопросила: что такое сотворил ты? И на сие ответствовал он ей со слезами: о когда бы ниже сидел я на престоле священства церкви Божией, утесненной сущей и отторженной от прочих кафолических престолов, и преданной анафеме! И если не будет вселенского собора и настоящая погрешность не исправится; вы не имеете спасения. Императрица рекла ему: почто же при возведении тебя подписал ты, что покланяться иконам не будешь? Патриарх ответствовал: для сего то я и плачу, и к покаянию прибегаю, прося Бога, да не накажет меня, яко священника, молчавшего доныне и не проповедывающего истины, по страху неистовства вашего. Между тем, скончался он с миром». Бароний в лето Господне 784, Константина и Ирины 5, число первое, сице о сем Павле пишет: Павел, патриарх Константинопольский, первого дня сентября разболелся, патриаршество с себя сложил и облекся в монашескую одежду, пойде в монастырь Флора. Сие понеже без ведения Ирины сотвори, прииде к нему с сыном печальна, взывающи: чесо ради сие сотворил еси? Он же отвеща: о да бых никогда на том престоле сидел, егда церковь насильствована бяше мучительством и от иных вселенских престолов проклята есть. Отшедши же посла к нему сенаторов и господ, дабы услышали, что глаголет. Он же рече: аще собора вселенского не будет и сие заблуждение, еже между вами есть, не будет отверженно, спастись не можете. Они же реша: почто убо во время посвящения подписался еси на иконоборство? Отвеща: того ради ныне покаяние творю, дабы мя Господь Бог не наказал, яко молчал и страха ради истину вам глаголать не дерзал. И тако в великом покаянии преставился». Видите, како все повествователи единогласно пишут о Павле, яко оставил престол свой, и патриаршество с себя сложил, и прииде в монастырь на покаяние. И посему, вашим иереям и вашему митрополиту на приятие не порученные им паствы образцом нимало быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

О Сирии, джихаде и похищенном митрополите Павле Беседа с православным священником из Сирии Диакон Георгий Максимов — Отче, расскажите, пожалуйста, о современном положении православных христиан в Сирии. — Мы испытываем большое гонение со стороны мусульман. Сейчас в Сирию приехали мусульмане из 29 различных стран для участия в джихаде, и на ведение «священной войны» они получают немало денег из Саудовской Аравии, Катара и других стран. Эти приезжие мусульмане во взаимодействии с местными сирийскими мусульманами производят и боевые действия, и теракты, и другие акты насилия над мирным населением. В рамках объявленной ими «священной» войны они пытают и убивают православных священников — выкалывают им глаза, ломают кости, вырезают из них органы, как это было с отцом Фаддеем аль-Хаддадом . Похищают и священников, и епископов, и женщин-христианок, и молодых людей; и никто не знает, где эти люди и что с ними. Некоторые были похищены больше года назад, и мы до сих пор не знаем об их судьбе. У некоторых отобрали дома, а чьи-то дома оказались разрушены в результате боев. В последние месяцы каждый день приносит нам все новые трагедии. Например, вчера похитили целый автобус с женщинами и детьми. Лидеры боевиков прямо призывают убивать священников и монахов, ломать кресты, ничего не оставлять. Они разрушили много церквей и монастырей, даже по зданию нашей митрополии была выпущена ракета. Гонения затрагивают не только православных, но и христиан других конфессий. Многие христиане живут в страхе за своих детей. У кого есть возможность, уезжают за рубеж, но это касается в основном тех, у кого есть родственники в других странах, и у кого достаточно денег. Есть населенные пункты, которые полностью захвачены повстанцами. Там управляют новоявленные эмиры, и те христиане, которые не смогли сбежать из этих мест, обязаны платить джизью — особый налог за право оставаться христианином, а женщины там должны закрывать лица, как мусульманки. Если они не будут платить джизью, их просто убьют. Нехорошо, если все христиане покинут Сирию , потому что тогда Церковь здесь исчезнет. Но, оставшись, они рискуют своей жизнью и жизнью своих детей. Поэтому Церковь находится в очень сложном положении. Молитва — единственная наша опора. Ведь все в руках Божиих.

http://pravoslavie.ru/61799.html

Пару лет спустя после посещения Афона из-за своих политических глупостей я бежал из Югославии в Париж, где поселился рядом с сербской церковью. Не знаю, было ли это случайностью или нет. Стал туда ходить. И вот один из тех сербов, с которыми я познакомился (сейчас он преподаёт на русском подворье в Париже и служит священником в русской церкви), отец Николай Чернократ, поразил меня своей добротой. Я впервые понял, что эта доброта исходит из того, что он христианин. Так что Бога я узнал в лице человека, созданного по Его подобию. Из-за этого так важно, чтобы мы в себе развивали это подобие и через себя всему миру свидетельствовали Христа не тем, что говорим о Нём, а тем, что сияем изнутри. -Павле, Вы лично помните людей, которые нам известны лишь по книгам. Вы знали греческого старца Порфирия. Расскажите, пожалуйста, о своих встречах с ним. – Первая встреча произошла давным-давно. Даже не могу вспомнить, какой это был год, может быть, 1985-й. Его духовное чадо, афинский врач, повёз к нему Татьяну Михайловну Горичеву из России, меня… всего человек пять. Старец Порфирий спрашивал, каково состояние современной России и твёрдо сказал: «Я верю, что Россия скоро вернётся к Богу». А в те времена ещё и перестройки не было. Впечатление от старца – такая благость! То, что пишут в России о великих старцах, это же точь-в-точь я увидел у грека. Божия благодать проявляется в любом народе. – А где еще Вам встретились такие, как Вы говорите, «сияющие изнутри» люди? – И на Афоне, и в России, и во Франции. Большинство из них были монашествующими, в монастыре Каракаллу, где я прожил 7 месяцев в 90-91-м году. Когда я покидал монастырь, мне было очень грустно. В таком состоянии я оказался у афонского старца Паисия, который заметил, что я грущу, и спросил, отчего. Я рассказал, что покидаю монастырь, где прожил 7 месяцев. А он говорит: «Семимесячные тоже выживают! Ты всегда останешься чадом этого монастыря». И оказался прав. Сегодня, когда я возвращаюсь туда, то ощущаю, что братия стали частью даже не моей семьи, а меня самого. Есть такой отец Маркел, который всегда сияет. Он постоянно творит Иисусову молитву. Я это знаю, но это не показывается ничем другим, лишь добротой. Человек, который десятилетиями творит Иисусову молитву, уже настолько очистил своё сердце, что оно стало вместилищем всеобщей любви. И всегда, когда я там оказываюсь, эта любовь заново окружает меня, и я чувствую себя действительно у Христа за пазухой.

http://pravoslavie.ru/37010.html

Брачная одежда – это праведность Христова, в которую верующий облекается, становясь христианином еще в этой земной жизни. Блаженный Августин пишет: «И вот: “Царь вошел посмотреть возлежащих” ( Мф.22:11 ). Смотрите, братья, в задачу слуг входило только пригласить и привести добрых и злых. Не говорится ведь, что слуги рассматривали гостей, что нашли среди них одного человека, одетого не в брачную одежду, что обратились к нему и с вопросом. Не это написано. Хозяин дома вошел, хозяин дома обнаружил его, хозяин дома отделил его от других, хозяин дома удалил его. Вот этого нельзя было упустить из виду… “Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал”. Задавший вопрос был Тем, Кому он солгать не мог… Подобающая одежда усматривается, конечно, в сердце, а не на теле, поскольку если бы она была внешней, то не осталась бы не замеченной слугами. А вот какой должна быть эта одежда, узнайте из таких слов: “Священники Твои облекутся правдою” ( Пс.131:9 ). Об этом же облачении правдою говорит апостол: “только бы нам и одетым не оказаться нагими” ( 2Кор.5:3 ). Вот так он, скрывшись от слуг, оказался обнаруженным Господом. Был спрошен и молчал, был связан и выброшен – осужден один из многих» 282 . Итак, сегодняшняя беседа касается как сотериологических, так и эсхатологических аспектов в деле домостроительства нашего спасения. На этом наша сегодняшняя беседа окончена. Спаси вас Христос! 271 Томос Константинопольского Собора 1180 года (о «Боге Мухаммеда»). Перевод с древнегреческого – Ю.В. Максимов. http://www.orthodoxy-islam.com/tomos.htm 274 Св. Иоанн Златоуст так писал об апостоле Павле: «И однако, имея такую любовь ко Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов… О, отеческое сердце! Он называл богочтительными эллинов – идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в том. Подражать этому (поведению апостола Павла – О.С.) увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя». См.: Иоанн Златоуст , свт. Творения. – СПб., 1898. Т. 1. С. 764–765.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Когда ты увидишь, – говорит тот же святитель, – что кто-либо нуждается в душевном и телесном врачевании, не говори сам себе: почему такой-то и такой-то не излечил его? Но сам избавь больного от недуга и не требуй от тех отчета в их небрежении о нем. Ибо, если ты прольешь на него, как елей, слово учения, если обвяжешь его кротостью, если уврачуешь терпением, то он обогатит тебя более, нежели какое-либо сокровище. Аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши, – говорит Господь (Иер. 15, 19) Что может сравниться с сим? Чего не может сделать ни пост, ни возлежание на земле, ни всенощные бдения, ни что-либо другое, то делает попечение о спасении брата». (6 беседа против иудеев). Обративший хотя одну душу угождает Богу несравненно более, чем тот, кто роздал бы все свое имущество бедным. (Св. Златоуст, «Беседа 3 на Быт.»). (Гал. 6, 1; 1 Ин. 3, 18; 1 Пет. 2, 9, 12; Иак. 5, 20). «Проповедание истины другим больше молитвы, – говорит св. Григорий Двоеслов, – обратить грешника на покаяние большее чудо, нежели воскресить мертвеца: воскрешенный опять умрет, а восставшая из греха душа – жива будет во веки. Смотри внимательно: Господь воскресил Лазаря от гроба, и о последующей его жизни нет сказаний Евангелия, воскресил Христос душу в Павле апостоле – и многи силы сотворил он учением своим». (Пролог, 29 Февраля). «Если утоливший чашею воды жажду тленного тела ближнего своего не будет забыт пред Мздовоздаятелем Богом; кольми паче воспомянут будет во благоволении тот, кто помог бессмертной душе, во время ее духовной жажды, вкусить хотя каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати?» – учит святитель Филарет, митрополит Московский. (См. проповеди свт. Филарета Московского). III. Бог молитвами преп. Нифонта да поможет нам назидать друг друга к созиданию тела Христова, и споспешествовать всем становиться наследниками Царствия Небесного (Прот. Г. Дьяченко). Двадцать четвертый день Поучение 1-е Св. преподобномученица Евгения (Отчего в наших душах слабо действует слово Божие?)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010