Человек, если и не был исполином, то по крепости и долговечности своего организма должен был гармонировать с окружающим миром. В борьбе человека с могучим животным царством и с разрушительными стихийными силами крепость и долговечность были необходимыми условиями для обеспечения его существования и размножения на земле. Некоторые натуралисты полагали, что потоп, уничтоживший многие породы растений и животных, имел ещё громадное влияние на состав воздуха, воды, на питательность растений, а через это и на развитие животной жизни, на уменьшение её энергии 454 . Митр. Филарет, объясняя причины долголетия допотопных патриархов, а вместе и сокращения человеческой жизни в позднейшее время, говорит: «причины долголетия, не исключая особенного промысла Божия, могли быть естественные... Имея немногих ещё предков, они (патриархи) не успели обогатиться различными родами наследственной порчи столько, сколько мы, которым сотни и тысячи предков оставляли каждый свою новую долю сего несчастного наследства; образ их жизни был простее и ближе к природе» 455 ... Вполне удовлетворительному объяснению долголетия препятствует наше полное незнание особенных условий жизни на земле в допотопное время. Для нас яснее причины, сокращающие жизнь человека в настоящее время, чем условия, содействовавшие её продолжительности в древнее время. Масса наследственных и случайно приражающихся болезней, разрушительные для здоровья виды труда, разные излишества и злоупотребления силами и дарами природы, заботы и огорчения, порождаемые осложнившимися жизненными отношениями, страсти, бурно волнующие или иссушающие и многое другое – или прекращают жизнь в раннем возрасте, или истощают организм, приводя его к преждевременной дряхлости. И, несмотря на то жизнь человека намного превышает жизнь многих животных, организм которых или равен по величине и силе организму человека, или превосходит его, и жизнь которых свободна от многого из того, что подтачивает жизнь человека. Отсюда можно заключать, что в человеческом организме заложены какие-то особенные, исключительные задатки долголетия и что теперешний предел жизни человека есть явление неестественное, насильственное и позднейшее 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Подобает же и раскрытыми, сами по себе, обнаженными и чистыми видеть их. Только так ведь их видя, мы сможем почтить 1629 «Источник жизни» ( Пс.35:10 ), созерцая его в Себя Самого изливающимся и Самим по Себе стоящим, и некую единую Силу, простую, самодвижущуюся, неоскудевающую в Себе, но являющуюся ведением всех ведений и всегда через. Себя Себя созерцающую. Подобает, подумалось нам, чтобы мы ему и другим раскрыли, по мере возможности, различные виды применяемой к Богу символической священнообразности. Ибо то, что вне ее 1630 , исполнено столь невероятным и бредовым вымыслом! Например, применительно к сверхсущественному богорождению измышлена Божья утроба, телесно 1631 Бога родившая; написано о слове, в воздух испускаемом из изрыгающего его мужеского сердца, и о духе, из уст выдыхаемом; и утробы ι богородящие, носящие Сына Божия, воспеты перед нами как приличествовало бы телесным; или в образе сада представлены некие деревья, побеги, ростки, цветы и корни; или – извергающиеся источники вод 1632 ; или светорождения, производящие воссияния; и некие иные изъяснительные священнописания сверхсущественных богословий. Для обозначения же умных 1633 Божиих промыслов, дарований, проявлений, сил, свойств, жребиев, обителей, исхождений, разделений и соединений, – человеческий образ и многообразие диких зверей и других животных, и растений, и камней кругом к Богу поналеплено; и выдумано, что женские украшения и оружие варварского производства Им на Себя надеты; и глина и плавильня, словно ремесленнику, приданы Ему; и лошади, и колесницы, и троны подставлены; и некие пиршества 1634 изысканные приготовлены; и что Он пьет и упивается, и что спит и в похмелье бывает, понавыдумано. Что и говорить о гневе, скорби, о различных клятвах, раскаяниях, проклятиях, злобствованиях, о многообразных и запутанных 1635 выдумках с целью нарушить обещания, о гигантомахии, по книге Бытия, согласно которой, говорят они, устраивают из страха заговоры те сильные мужи; и это поучение для назидания – не во вред кому–то другому, но ради спасения себя выдумщиками; и об этом совете на небесах, устрояемом против обмана и хитрости Ахава ( 3Цар.21 ); и о свойственной Песни Песней вещественной и блудной многострастности; и обо всех остальных, сколько смелости есть, священных условных знаках боговыражения из числа тайных, выставленных и ставших делимыми из единых и неделимых, образными и многовидными из единых и необразных, коих скрытую красоту если бы кто смог увидеть, нашел бы все таинственным и боговидным и исполненным яркого богословского света.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Сохранение охватывает и бытие тварей, и их силы, и деятельность; содействие относится собственно к силам; управление – к силам и действиям тварей. Сохраняет Бог все существа мира; содействует одним добрым, а злым только попускает их злую деятельность; управляет также всеми. И ни одно из этих действий не заключается в другом – можно со­хранять какое-либо существо, не содействуя ему и не управляя им; можно содействовать существу, не сохраняя его и не управляя им; можно управлять существом, не сохраняя его и не содей­ствуя ему. Но, с другой стороны, надобно заметить, что все три действия промысла Божия различаются и разделяются только нами, по различному обнаружению его в ограниченных и разнообразных существах мира и вследствие ограниченности нашего ра­зума; а сами в себе они нераздельны, и составляют одно беспредельное действие Божие: потому что Бог как “все вместе и каждое в частности видит одним разом,” 1510 так все и совершает одним простым, несложным действием. Он нераз­дельно и хранит все свои создания, и содействует им, и управляет ими. Промысл Божий обыкновенно разделяется на два вида: на Промысл общий и Промысл частный. Общий Промысл – тот, ко­торый объемлет весь мир вообще, все роды и виды существ; частный – тот, который простирается на самые частные суще­ства мира и на каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались. И Православная Церковь , веруя, что Бог “от малого до великого знает все в точности, и о всяком творении в осо­бенности промышляет” (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 29), очевидно, допускает оба эти вида промысла. Изложенными понятиями о Промысле Божием совершенно ис­ключаются – а) лжеучение гностиков, манихеев и других еретиков, которые, подчиняя все судьбе, или признавая мир произведением злого начала, или признавая для мира излишним по­печение Божие о нем, вовсе отвергали Промысл Божий со всеми его действиями; 1511 б) лжеучение пелагиан, которые отвергали собственно содействие Божие тварям неразумным и разумным, считая это несообразным с их совершенством и свободою; 1512 в) противоположное лжеучение разных сектантов, которые, веруя в безусловное предопределение Божие (praedestinationismus), до того преувеличивают содействие Божие разум­ным тварям, что почти уничтожают их свободу, и Бога считают истинной причиной всех их действий, добрых и злых; 1513 г) наконец, лжеучение некоторых умствователей, древних и новых, которые допускают только общий Промысл, и отвергают частный, признавая его недостойным Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сохранение охватывает и бытие тварей, и их силы, и деятельность; содействие относится собственно к силам; управление — к силам и действиям тварей. Сохраняет Бог все существа мира; содействует одним добрым, а злым только попускает их злую деятельность; управляет также всеми. И ни одно из этих действий не заключается в другом — можно сохранять какое либо существо, не содействуя ему и не управляя им; можно содействовать существу, не сохраняя его и не управляя им; можно управлять существом, не сохраняя его и не содействуя ему. Но, с другой стороны, надобно заметить, что все три действия промысла Божия различаются и разделяются только нами, по различному обнаружению его в ограниченных и разнообразных существах мира и вследствие ограниченности нашего разума; а сами в себе они нераздельны, и составляют одно беспредельное действие Божие: потому что Бог как «все вместе и каждое в частности видит одним разом,» так все и совершает одним простым, несложным действием. Он нераздельно и хранит все свои создания, и содействует им, и управляет ими. Промысл Божий обыкновенно разделяется на два вида: на промысл общий и промысл частный. Общий промысл — тот, который объемлет весь мир вообще, все роды и виды существ; частный — тот, который простирается на самые частные существа мира и на каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались. И православная Церковь, веруя, что Бог «от малого до великого знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 29), очевидно, допускает оба эти вида промысла. Изложенными понятиями о промысле Божием совершенно исключаются - а) лжеучение гностиков, манихеев и других еретиков, которые, подчиняя все судьбе, или признавая мир произведением злого начала, или признавая для мира излишним попечение Божие о нем, вовсе отвергали промысл Божий со всеми его действиями; б) лжеучение пелагиан, которые отвергали собственно содействие Божие тварям неразумным и разумным, считая это несообразным с их совершенством и свободою; в) противоположное лжеучение разных сектантов, которые, веруя в безусловное предопределение Божие (praedestinationismus), до того преувеличивают содействие Божие разумным тварям, что почти уничтожают их свободу, и Бога считают истинной причиной всех их действий, добрых и злых; г) наконец, лжеучение некоторых умствователей, древних и новых, которые допускают только общий промысл, и отвергают частный, признавая его недостойным Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

— благодать — особая нетварная Божественная сила; — эта сила достигает нас в Ипостаси Святого Духа, поэтому в Предании часто называется силой Духа Святого, хотя принадлежит в равной степени всем Лицам Пресвятой Троицы; — эта сила даруется нам вследствие искупительного подвига Иисуса Христа; — благодать усвояет нам плоды искупительного подвига внутренним таинственным действием на природу человека; — благодать действует совместно с естественными силами и способностями человеческой природы; — благодать не есть магическое дополнение к способностям и дарованиям человека, она не изменяет самой природы человека с точки зрения ее сущности, но преображает способ ее существования. 3.3. Виды благодати Стремление классифицировать виды благодати не свойственно богословию Восточной Церкви. У свв. отцов мы не находим попыток такой классификации. Подобного рода классификации появляются на Западе в эпоху Реформации в контексте споров между католиками и протестантами. Хотя эта классификация не имеет основания в Предании Церкви Восточной, тем не менее в настоящее время она может быть весьма полезна, так как позволяет нам понимать смысл имевших место на Западе споров. В полемике с католицизмом, протестантизмом и светским гуманизмом, проникающим в богословие, такая схематизация также весьма полезна. В общем можно выделить два основных вида благодати: благодать всеобщую и благодать чисто церковную. 3.3.1. Всеобщая благодать Всеобщую благодать в богословской литературе часто называют " благодатью предваряющей " или " благодатью просвещающей " . В Послании Восточных Патриархов о Православной вере (3 чл.) об этой благодати сказано так: " Она подобна свету, просвещающему ходящих во тьме, она путеводит, споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей, доставляет им " познание Божественной истины, учит делать добро, угодное Богу. Предваряющая или всеобщая благодать действует через общий Промысл Божий, поэтому иногда ее еще называют " промыслительной благодатью " . Сами понятия Промысла Божия и предваряющей благодати достаточно трудно разделить. Предваряющая благодать есть частный аспект Промысла Божия вообще. Различие между этими двумя понятиями можно выразить следующим образом. В собственном смысле под предваряющей благодатью мы понимаем благодать Бога не как Творца и Промыслителя, а как Искупителя и Освятителя, которая через различные орудия (чтение слова Божия, христианская проповедь, христианская среда, определенные обстоятельства жизни, чудеса и т. п.) совместно с действием естественных сил человека (разум, совесть, свободная воля) призывает и влечет ко спасению во Христе. Действие ее предшествует человеческой свободе. Отсюда название: " предваряющая благодать " .

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

— благодать — особая нетварная Божественная сила; — эта сила достигает нас в Ипостаси Святого Духа, поэтому в Предании часто называется силой Духа Святого, хотя принадлежит в равной степени всем Лицам Пресвятой Троицы; — эта сила даруется нам вследствие искупительного подвига Иисуса Христа; — благодать усвояет нам плоды искупительного подвига внутренним таинственным действием на природу человека; — благодать действует совместно с естественными силами и способностями человеческой природы; — благодать не есть магическое дополнение к способностям и дарованиям человека, она не изменяет самой природы человека с точки зрения ее сущности, но преображает способ ее существования. 3.3. Виды благодати Стремление классифицировать виды благодати не свойственно богословию Восточной Церкви. У свв. отцов мы не находим попыток такой классификации. Подобного рода классификации появляются на Западе в эпоху Реформации в контексте споров между католиками и протестантами. Хотя эта классификация не имеет основания в Предании Церкви Восточной, тем не менее в настоящее время она может быть весьма полезна, так как позволяет нам понимать смысл имевших место на Западе споров. В полемике с католицизмом, протестантизмом и светским гуманизмом, проникающим в богословие, такая схематизация также весьма полезна. В общем можно выделить два основных вида благодати: благодать всеобщую и благодать чисто церковную. 3.3.1. Всеобщая благодать Всеобщую благодать в богословской литературе часто называют «благодатью предваряющей» или «благодатью просвещающей». В Послании Восточных Патриархов о Православной вере (3 чл.) об этой благодати сказано так: «Она подобна свету, просвещающему ходящих во тьме, она путеводит, споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей, доставляет им «познание Божественной истины, учит делать добро, угодное Богу. Предваряющая или всеобщая благодать действует через общий Промысл Божий, поэтому иногда ее еще называют «промыслительной благодатью». Сами понятия Промысла Божия и предваряющей благодати достаточно трудно разделить. Предваряющая благодать есть частный аспект Промысла Божия вообще. Различие между этими двумя понятиями можно выразить следующим образом. В собственном смысле под предваряющей благодатью мы понимаем благодать Бога не как Творца и Промыслителя, а как Искупителя и Освятителя, которая через различные орудия (чтение слова Божия, христианская проповедь, христианская среда, определенные обстоятельства жизни, чудеса и т. п.) совместно с действием естественных сил человека (разум, совесть, свободная воля) призывает и влечет ко спасению во Христе. Действие ее предшествует человеческой свободе. Отсюда название: «предваряющая благодать».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Что касается отношения всех этих взглядов к библейскому учению о характере первоначальной религии, то в полном согласии с последним находится только первый из них; второй прямо противоречит библейскому учению; третий представляет только кажущееся сходство с ним, но в сущности имеет весьма мало общего с ним. Учение о том, что первоначальная религия состояла в почитании единого истинного Бога, принадлежит к числу основных учений Св. Писания. Это учение в связи с учением о позднейшем происхождении многобожия и о постепенном упадке религии проходит через весь Ветхий и Новый Завет . Оно ясно выражается в повествованиях книги Бытия о непосредственном обращении с Богом первых прародителей человеческого рода (I, 28; II, 16, 22; III, 8 и 21), о почитании истинного Бога до всемирного потопа (IV, 3, 4; V, 22; VI, 9), о сохранении веры в истинного Бога после потопа в семействах ветхозаветных патриархов и у других благочестивых мужей (XIV, 18–20). О том, что идолопоклонство есть позднейшее явление в истории человечества сравнительно с единобожием, особенно ясно говорится в книге Премудрости Соломона: «Начало блужения умышление (вымысел) идолов, изобретение же их тление живота (растление жизни). Ниже бо быша (идолы) от начала, ниже будут во веки» ( Npeм. XIV, 13 ). Мысль, что идолопоклонство не есть первоначальная религия, а есть следствие ниспадения человека с высоты истинной религии, ясно также высказывается в словах ап. Павла об язычниках, что они «разумевше Бога, не яко Бога прославиша Его, но... измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека» и проч. ( Puмл. I, 21 и 25). Отцы церкви, толкуя это место, уже в апостольских словах: разумевше Бога, находят указание не на одно только то, что язычникам до их впадения в идолопоклонство известна была истина бытия Божия вообще, но также и на то, что они знали имя единого достопоклоняемого Бога – «знали не только то, что есть Бог, но и то, что такое Он есть, что под ним разуметь должно, именно, что Он есть Творец и Промыслитель всеблагий, Владыка всяческих и что Его единого должно почитать» 250 . Но еще с большей ясностью эта мысль выражается в апостольских словах: измениша славу нетленного Бога. Если изменили, следовательно прежде имели другое понятие. Если, изменив прежнее, через то впали в ложь и заблуждение, следовательно прежде обладали истиной. Итак, учение относительно первичности монотеизма (единобожия) сравнительно с политеизмом (многобожием) несомненно принадлежит к истинам богооткровенного библейского учения. Для более полного уяснения этой истины, а равно также для устранения недоразумений и нередко проистекающих отсюда возражений против библейского взгляда на характер первоначальной религии, необходимо точнее определить понятие так называемого монотеизма, его различные виды и в частности тот вид его, который по библейскому учению был корнем и основой первоначальной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Поэтому, согласившись, по настоянию преподобного Иоанна Раифского, быть руководителем иноков, святой муж не довольствовался тем, чтобы дать им только сухой перечень обязанностей их звания, но желал указать и наилучший благонадежнейший порядок совершения подвигов, желал показать, в какое время лучше и полезнее преимущественное упражнение в той или другой добродетели, преимущественная усиленная борьба с тем или другим пороком. Для этого в своей книге он старался располагать и соединять подвиги, которые должен пройти инок, по связи их между собою не столько логической, сколько практической, основанной на накопленным им и другими синайскими подвижниками опыте духовной жизни. Не станем доказывать, будто порядок жизни духовной, предначертанный преподобным Иоанном, безусловно точен, строг и неизменен. Но смело можем утверждать, что Лествица преподобного Иоанна представляет благонадежнейшее руководство к достижению высшего христианского совершенства. За достоинство ее, за верность, прямоту и безопасность показываемого ею пути нравственного преуспеяния ручаются опыты многочисленных подвижников синайских и собственный глубокий духовный опыт самого св.Иоанна. Такому ручательству смело можно довериться. Не отвергаем того, что естественная предрасположенность человека, обстоятельства жизни, виды и намерения Промысла Божия, время и место подвига – все это может давать благочестивому стремлению подвижника различное направление и производить в подвигах различные перемены. Жизнь духовная в частностях может разнообразиться почти до бесконечности. Но, однако, у всех есть нечто общее в ходе духовной жизни точно так же, как и телесной. Поэтому и Лествица св. Иоанна может и мирянину, ищущему своего спасения, оказать действенное и важное пособие. Эта мысль принадлежит не нам, а Святой Церкви. Не напрасно она в святые дни говения, когда христиане наиболее расположены заниматься делом своего спасения, предлагает в руководство всем без различия Лествицу. Внимательное изучение такого общеназидательного отеческого писания может быть в высшей степени поучительно для всякого мыслящего и благочестивого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   Отказ от злострадания, на котором основывается все подвижничество, равносилен, в каком-то смысле, предательству и поражению в брани. К такому монаху приходит любовь к наслаждению — начало всех зол и смерти.    Злострадание — это не только суровая жизнь в ежедневных трудах, о чем мы читаем в житиях наших Отцов. Точное хранение совести в своем служении тоже есть постоянное злострадание: например, забота о сохранности инструментов всех монастырских учреждений, чтобы они не терялись и не портились. Напротив, бесцельная растрата всего необходимого для наших ежедневных потребностей, нерадение о предотвращении того, что наносит вред и ущерб, а также вообще безразличие и нерадение являются изменой монашескому злостраданию. А без него упраздняется смысл Креста, который предназначен нам Господом нашим, сказавшим со властью: «Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10:38).    Подробное учение о четырех видах воли Божией содержится У св. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении православной веры»: Глава 43, «О Промысле», с. 228—231. Ср.: св. Ефрем Сирин, «Различные виды Божия Промысла». Творения, т. III, с. 395—396; прп. Максим Исповедник, «Вопросоответы о трудных местах Священного Писания», 83. CCSG 10.    Рус.: «не в воле человека путь его». БЕСЕДА ПЯТАЯ. Общежительная жизнь    Отцы и братия, «иже вся добре устрояющии» духоносные Отцы, учитывая наш больной нрав, организовали систему монастырской общежительной жизни таким образом, чтобы нам легче было соблюдать монашеские правила.    Образцом общежительного устройства является первохристианская Церковь, в которой «бяху... вся обща» (Деян. 4:32) и которая подражала общинному образу жизни Господа с апостолами, прежде нежели последние были посланы на проповедь.    Киновия на деле подобна всякой счастливой семье. В ней под опекой и покровительством отца, несмотря на разницу в возрасте и разнообразие характеров членов семьи, существует единогласие и гармония в образе жизни. Эта гармония напрямую зависит от союза и единения братии по любви друг к другу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

В 1812 г. в одном из гусарских полков служил молодой ротмистр Ратченко. Человек добрый и честный, имел он немного вспыльчивый нрав, но был любим товарищами. Прибыв на стоянку полка в родную Малороссию, он с увлечением молодости предался различным увеселениям. Поспорив однажды в обществе с одним из своих товарищей, он вызвал его на поединок и убил наповал. Поступок этот поразил его до глубины души, и угрызения совести сильно его тревожили. Вследствие этого, беззаботный дотоле гусар сделался вскоре самым молчаливым и сосредоточенным человеком. Выйдя в отставку, променял он блестящий свой мундир на скромную рясу инока, оплакивая вдали от света свой необдуманный тяжелый поступок. Спасо-Преображенский Куряжский монастырь, вблизи Харькова, избрал он сперва местом своего жительства; но вскоре, соскучась многолюдностью подгородней обители и некоторыми в ней неустройствами, решился искать себе места более уединенного. Придя к тогдашнему преосвященному, чистосердечно открыл он ему свое желание, прося на это архипастырского его совета и благословения. Владыка предложил ему послушание: присматривать за доходами при архиерейской мельнице, на реке Удах в 25-ти верстах от Харькова, заверяя его, что пустынное место и прекрасные виды, близость реки и лесов, наверно, придутся по вкусу его пустыннолюбию. К тому же, вблизи находятся селения с церквами, где он, как облеченный уже саном священства, может иногда служить для духовного своего утешения. «Вы будете жить там, как бы в ските», заметил при этом архипастырь, и был очень доволен, когда о. Иринарх (так звали в монашестве г. Ратченко) согласился исполнить его совет и желание. Вскоре, от души полюбил он свое сельское уединение. Но пылкая его душа нуждалась в деятельности: он решился посвятить себя делам милосердия и христианской любви, между окружавшими его поселянами. С увлечением предался он новому для себя призыву Промысла Божия, благотворно действовавшему на его душевную рану, и мы увидим, как мудро и благодетельно поступал он в этом отношении. Строгий инок в отношении к самому себе, с пользой и мудрой рассудительностью употреблял он средства свои для ближних, нуждающихся меньших своих братий. Вот некоторые тому примеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010