Свт. Феофан Затворник также пишет о том, что приписывание себе духовных успехов бывает причиной временного отступления благодати ради научения человека сознанию своей немощи. В том случае, если Бог окончательно оставляет грешника и не дает ему благодати покаяния (ср.: 2Тим.2:25 ), наступает духовная смерть. Богооставленность является одним из главных аспектов мучений обитателей ада (хотя, конечно же, Бог присутствует и в аду). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Будем страшиться не геенны, а оскорбления Бога, потому что когда Бог, в гневе Своем, отвратится от нас, то это будет тяжелее геенны, хуже всего, страшнее всего». Цитаты о богооставленности «Есть четыре главных вида оставления Божия: иное оставление промыслительное, как то было с самим Господом, дабы кажущимся оставлением спасти оставляемых, иное оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, дабы явить одного столпом мужества, другого столпом целомудрия. Иное оставление духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, дабы смиренномудрием сохранить в нем преизбыток благодати. Иное, наконец, оставление по отвращению, как то было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все сии виды оставления спасительны и исполнены Божией благодати и человеколюбия». преподобный Максим Исповедник «Мнение об оставлении Богом не только неправильно, но и сопряжено с хулой. Если мы не видим, то этим обличается не несуществование Промысла Божия, но тупость нашего зрения. От этой тупости зрения то спасительное обучение скорбями, которое попускается нам Божественным Промыслом, называем мы – оставлением. Кажется, по попускаемым тебе скорбям и различным затруднениям, надо бы тебе радоваться и утешаться, ибо попускаемые тебе скорби суть свидетельства не только призвания, но и избрания Божия». свт. Игнатий (Брянчанинов) «Всякому человеку, подлинно взыскавшему спасения, необходимо пройти чрез опыт богопокинутости. Умеренная степень сего испытания может сопутствовать нам долгие годы во втором этапе духовной жизни христианина, т.е. когда промыслительно он претерпевает ослабление и даже удаление первой благодати. В этом неизбежном ослаблении есть глубокий смысл: дать человеку проявить свою свободу и верность Богу».

http://azbyka.ru/bogoostavlennost

81 . О девстве 82 . О покаянии 83 . Слово о покаянии 84 . О покаянии и терпении 85 . О терпении и сокрушении слово поучительное 86 . О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия 87 . Вопросы и ответы 88 . О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве 89 . Слово о воскресении мертвых 90 . Об утверждающих, что нет воскресения 91 . На пришествие Господне 1 92 . На пришествие Господне 2 93 . Слово о суде и воскресении 94 . О монахах 95 . О втором Господнем пришествии и о покаянии 96 . О покаянии 97 . Поучение о безмолвии 98 . О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное 99 . О Лоте и о приведении себя в безопасность 100 . Слово о святом Пророке Илие 101 . Слово о страданиях Спасителя 102 . Похвальное слово мученикам 103 . О подвижнике Иулиане 104 . Слово на почивших о Христе . 105 . Наставление братиям 106 . На слова сказанные Господом: в мире сем скорбни будете ( Иоан 16, 33 ), и о том, что человеку должно быть совершенным 107 . О вооружении монаху 108 . Слово о суете жизни и о покаянии 109 . Слово к отрекающимся от мира 110 . Наставление монахам 111 . Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день нашествия из сей жизни 112 . О необходимости бороться со врагом нашего спасения . – 113 . О том, что монах не должен заботиться об одеждах 114 . О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело 115 . О воскресении мертвых 116 . Размышление о страшном суде 117 . Слово о внушениях ненавистника добру демона 118 . Слово душеполезное 119 . Слово о покаянии и сокрушении 120 . Слово о покаянии, суде и разлучении души с телом 121 . Против исследователей естества Сына Божия 122 . О добродетелях и страстях 123 . Различные виды Божия Промысла 124 . О свободе нашей и о том, что человек создан свободным 125 . О смиренномудрии 126 . Огласительное слово об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием 127 . О преспеянии в добродетели – 128 . О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/so...

VIII. О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой Для спасения человека грешника нужны с его стороны, кроме желания спастись, искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и добрые дела, как свидетельство его веры, а со стороны Бога нужно ниспослание на человека Его спасающей благодати. Что же такое благодать Божия? «Благодатью» называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь видимый мир и человека и направляющая их к конечной цели их бытия. Она имеет различные виды: есть, например, благодать «промыслительная», которая управляет жизнью и движением всего мира, сохраняя его от саморазрушения и уничтожения. Если бы Господь на одну минуту или секунду, на одно лишь мгновение отнял от мира Свою промыслительную благодать, весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа ( Пс.64:103:138 ): Бог «Сам даёт всему жизнь, дыхание и всё... ибо мы Им живём, и движемся, и существуем» ( Деян.17:24–28 ). Дух Святой в Церкви Христовой и проявляет Свою благодать на верующих в таинствах веры. Если бы кто просил нас показать от Слова Божия, откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой, мы должны прочитать из Евангелия от Иоанна Ин.14:16–17 : «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет». Из Деян.1:4–5 : «Собрав их, Он (Иисус) повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:4–5 ). На вопрос: когда же это обетование исполнилось на апостолах? ответим: «При наступлении Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:1–4 ). Из той же главы видно, что Дух Святой пребывает и в других членах Церкви, кроме апостолов:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2. Таким образом в общем понятии о Промысле Божием различаются три частных его действия: сохранение тварей, содействие или вспомоществование им и управление ими. Сохранение тварей есть такое действие Божие, которым Всемогущий содержит в бытие как весь мир, так и все частные существа, в нем находящиеся, с их силами, законами и деятельностью. Содействие или вспомоществование тварям – такое действие Божие, которым Всеблагий, предоставляя им пользоваться собственными силами и законами, вместе с тем оказывает им и Свою помощь и подкрепляет во время их деятельности. Это особенно ощутительно по отношению к тварям разумно-свободным, которые постоянно нуждаются в благодати Божией для преспеяния в жизни духовной. Впрочем, по отношению к нравственным существам, действительное содействие Божие бывает только тогда, когда они свободно избирают и творят добро; во всех же тех случаях, когда они, по своей воле, избирают и творят зло, бывает одно только попущение Божие, а отнюдь не содействие: потому что Бог творить зла не может, а лишить свободы нравственные существа, которую Сам же даровал им, не хочет. Наконец, управление тварями есть такое действие Божие, которым безконечно-Премудрый направляет их, со всею их жизнью и деятельностью, к предназначенным им целям, исправляя и обращая, по возможности, самые худые дела к добрым последствиям. Из этого видно, что все означенные действия промысла Божия различны между собою. Сохранение обнимает и бытие тварей, и их силы, и деятельность: содействие относится собственно к силам; управление – к силам и действиям тварей. Сохраняет Бог все существа мира ; содействует одним добрым, а злым только попущает их злую деятельность; управляет также всеми. 3. Промысл Божий обыкновенно разделяется на два вида: на Промысл общий и Промысл частный. Общий Промысл объемлет весь мир вообще, а также роды и виды существ; частный простирается на самые частные существа мира и каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались – и православная Церковь , веруя, что Бог «от малаго до великаго знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 29), очевидно, допускает оба эти вида Промысла. § 39. Действительность Промысла Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В сем случае сказанное о предмете ветхозаветном непосредственно относится к сему самому предмету, а посредственно – к другому. Напр. Евангелист Матфей относит слова Пророка, сказанные о народе израильском: от Египта воззвах сына Моего, к лицу Иисуса Христа ( Мф.2:15 ); след. указанное Пророком событие, случившееся с народом Божиим, имеет смысл прообразовательный. Замечательно, что указанное место приводится здесь, как пророчество, и словами: да сбудется, Евангелист показывает особенное намерение Промысла – предызобразить сим происшествием другое, позднейшее по времени. То же должно сказать о словах Евангелиста Иоанна: быша сия, да сбудется Писание: кость не сокрушится от него ( Ин.19:36 ). Сии слова читаются Исх.12:10 , где предписывается народу не сокрушать костей пасхальнаго агнца; а Евангелист относит оные к Иисусу Христу: из сего должно заключить, что агнец пасхальный предызображал Иисуса Христа. 3) Когда Писание дает прообразовательное значение какому-либо целому, или роду вещей; тогда должно искать прообразовательного смысла и в таких местах Писания, где говорится о видах или частях того рода, или целого, имеющего типический характер. Напр. название закона обрядового сению вещей новозаветных ( Евр.10:1 ) дает право заключать, что различные виды обрядов, жертвы, очищения, омовения и все богослужение, священные лица, места и времена были прообразами новозаветной Церкви. Сам Апостол утверждает важность сего правила, когда приписывает прообразовательное значение различным богослужебным действиям и предметам Церкви ветхозаветной ( Евр.13:11–12, 9:7, 12, 10:20 ). Из всех сих прямых и непрямых указаний и свидетельств Нового Завета ясно открывается, что прообразования действительно были в Ветхом Завете, и что типический смысл есть подлинный смысл Священного Писания , имеющий происхождение от Духа Божия. в) После слова Божия, согласие всей Церкви христианской утверждает действительность прообразований. Отцы Церкви всех веков в своих писаниях объясняют многие места Св. Писания Ветхого Завета в смысле прообразовательном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

3) Самоубийство Если противно природе убийство другого, то еще противнее убивать человеку себя, и ставить себя ниже животного, которое, руководствуясь инстинктом самосохранения, не лишает себя жизни при самых сильных мучениях. Кроме того, преступность самоубийства видна из того, что оно, по большей части, основывается на гордости, по которой он стыдится перед другими своего униженного состояния, или бывает следствием отчаяния, по которому, не видя для себя сам исхода из своего несчастного положения, теряет всякую надежду на промысел Божий, и, таким образом, является чуждым всяких религиозных и нравственных воззрений, и грешит против Духа Святого, лишая себя надежды на прощение не только в настоящей, но и в будущей жизни ( Мф.12:32 ). Почему и церковь лишает таких самоубийц христианского погребения и поминовения в своих молитвах (пр. Патр. Тим.14). Самоубийство, подобно убийству другого, не всегда бывает прямое и непосредственное; человек может убивать себя медленно и постепенно. Такому самоубийству содействует страсть к пьянству и невоздержанная и развратная жизнь. То и другое, как яд, разъедают организм человека, и, притупляя душевные способности 25 лишают его и силы телесной. Многочисленные опыты из жизни вполне подтверждают сказанное нами. Спаситель, в своем наставлении Апостолам, отправлявшимся на дело проповеди учения Его, сказал: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а более бойтесь того, кто может и душу, и тело ввергнуть в геенну огненную» ( Мф.10:28 ). Наглядным доказательством этого служит грех против седьмой заповеди. Блудник, согрешая против своего тела, по слову Апостола ( 1Кор.6:18 ), еще более грешит против своей души. По различному состоянию нарушающих седьмую заповедь, прелюбодейство имеет следующие виды: 1) Нарушение девственного целомудрия; 2) Нарушение супружеского целомудрия или верности; 3) Нарушение родственного целомудрия или родственных отношений любви. Все эти грехи преступны перед Богом, и есть мерзость в очах Божиих ( Еф.5:3 ). Кроме нарушений основной заповеди о любви к ближнему, они нарушают высокую общечеловеческую 26 добродетель – целомудрие, и заключают в себе многоразличные пороки и печальная следствия (самоубийство, убийство, разводы и т.п.). прелюбодейство есть выражение грубого, животного инстинкта (влечения) или плотской, чувственной жизни, и попирает в человеке все высшие, священные стремления души его. Св. Апостол Павел очень ясно изобразил это в следующих словах: «бегайте блуда: всякий грех какой делает человек, вне тела, а блудник грешит против своего тела, тело не для блуда, а для Господа, не обманывайтесь: блудники царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9, 13:16:18 ). И опыт показывает, сколько несчастных бывает жертв вследствие этого порока. Множество семейных раздоров, бедствий и несчастий детей, – самые институты вовлеченных в эту страсть жертв, возбуждающие всеобщее отвращение, есть жалкие и гибельные плоды прелюбодейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Такую веру и надежду выражает и другой первоверховный Апостол, Павел, называющий эту славу «венцом правды» ( 2Тим.4:8 ). Сей венец Петр обещает всем пресвитерам, а Павел говорит, что он уготован и всем любящим Господа. Руководительство и управление членами Церкви под образом стада – обычное представление в Писании; обычные также указываются здесь и требования от духовных пастырей, т. е. постоянство смотрения, полнейшая любовь к делу, чуждая всякого вида корысти и, наконец, желание быть примером в добре другим, а не честолюбие, срвн. ( Иер.3:15 ); ( Иез.34:2–9 ); ( Ин.10:11 ); ( Деян.20:28 ). В первом требовании надзора (πισκοποντες) можно видеть указание на епископский надзор за всеми и во всех отношениях; прочие же требования относятся одинаково как к епископам, так и к пресвитерам. Особенно резко выражается Апостол о корыстолюбии, как положительно нетерпимом в служителях Церкви. Одержимые им – не пастыри, а наемники и даже волки, которые не пасут стада, а разгоняют его. «Они хотят питаться от овец молоком и пользоваться волною, а не заботиться о них», говорил о корыстолюбивых пастырях пророк Иезекииль. Только от благовествования и служения церковного ( Мф.10:10 ); ( 1Кор.9:14 ) могут пользоваться служители Церкви; но высшая их награда – венец славы небесной. 690 Определив обязанности высших лиц, Апостол указывает потом в смирении основное свойство жизни для всех вообще членов Церкви. И в видах особенного возбуждения смирения приводит древнее изречение ( Притч.3:34 ) об особенном благоволении Божием к смиренным. 691 В смирении же указывается важнейшее оружие против современных тяжелых, но скоропреходящих обстоятельств, имеющих разрешиться торжеством христианства, почему Апостол советует возложить всю печаль свою на Промыслителя, не унывая и не предаваясь нравственному расслаблению и беспечности, так как исконный враг, в различные времена принимающий разные виды и теперь наводящий на христиан ужас, как голодный или, вернее, раздраженный лев, всегда ищет для себя жертв, отстающих от стада Божия, по беспечности пастырей или вследствие заблуждения отдельных овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

она даруется нам вследствие искупительного подвига Иисуса Христа; Бог усвояет нам плоды искупительного подвига таинственным благодатным действием на нашу природу; благодать действует совместно с естественными силами и способностями человеческой природы и не может рассматриваться как магическое дополнение к способностям и дарованиям человека; благодать не изменяет самой природы (сущности) человека, но преображает способ ее существования. 2.3. Виды благодати Стремление «классифицировать» благодать по видам несвойственно богословию Восточной Церкви. У восточных отцов мы не находим попыток такой классификации 1143 . Однако, хотя эта классификация не имеет основания в древнем Предании Восточной Церкви, тем не менее она может быть весьма полезной, т. к. позволяет лучше понять смысл богословских споров между католиками и протестантами, имевших место на Западе в эпоху Реформации. Она также полезна в полемике с католицизмом, протестантизмом и светским гуманизмом. Можно выделить два основных вида благодати: благодать всеобщую и благодать церковную 1144 . 2.3.1. Всеобщая благодать Всеобщую благодать в богословской литературе часто называют «благодатью предваряющей», или «благодатью просвещающей». В «Послании Восточных Патриархов о православной вере» (3-й член) об этой благодати сказано, что она «подобна свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит, споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей... доставляет [им] познание Божественной истины... и учит делать добро, угодное Богу...» 1145 . Предваряющая, или всеобщая, благодать действует через общий Промысл Божий, поэтому иногда ее называют промыслительной благодатью. Сами понятия Промысла Божия и предваряющей благодати достаточно трудно разделить, т. к. предваряющая благодать есть частный аспект Промысла Божия. Под предваряющей благодатью понимается благодать Бога как Искупителя и Освятителя, которая через различные орудия (чтение слова Божия, христианскую проповедь, христианскую среду, определенные обстоятельства жизни, чудеса и т. п.), совместно с действием естественных сил человека (разум, совесть, свободная воля), призывает и влечет ко спасению во Христе и действие которой предшествует человеческой свободе. Отсюда и название «предваряющая».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Если же угодно, к простому слову сему, как золотую печать, приложим учение об образе и подобии Божием. Разумное и словесное живое существо — человек, как достойнейший из всех тварей Божиих, один создан по образу и подобию Божию. И имеющим в себе образ Божий называется всякий человек по достоинству ума, и по достоинству или по неуловимости души. Что же такое образ Божий? Это невидимость, бессмертие, свобода, а также владычественность, сила чадорождения, назидательность. Что такое подобие Божие? Подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью, делами богоименитыми и богоподражательными, то есть соразмерно с тем, что человеколюбиво расположен к единородным, милосердствует, милует и любит подобных себе рабов, оказывает всякое сердоболие и сострадание. Ибо Христос Бог наш говорит: Будите… милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6:36). Образ Божий имеет всякий человек, потому что нераскаянна… дарования Божия (Рим. 11:29); подобие же Божие имеют редкие, и то одни добродетельные и святые, сколько возможно человеку, подражающие в благости Богу. Его всеблагого человеколюбия да сподобимся и мы, благоугодив Ему добрыми делами, и став подражателями от века благоугодивших Христу, потому что Ему свойственна милость, и Ему подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.   Различные виды Божия Промысла Все от Бога, — и благое, и скорбное, и недостойное; но одно — по благоволению, другое — по домостроительству, третье — по попущению. И по благоволению, — когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, — когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, — когда и вразумляемые не обращаемся. Бог благоволил, чтобы человек спасся, как и Ангелы взывали, говоря: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14). Опять домостроительно Бог вразумляет нас согрешающих, чтобы не были мы с миром осуждены, как говорит апостол: Судими же, от Бога наказуемся, да не с миром осудимся (1 Кор. 11:32). И несть зло во граде, еже Господь не сотвори (Ам. 3:6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от греха тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе, как написано: ослепи Бог очи их и окаменил есть сердца их (Ин. 12:40); и: предаде их… в неискусен ум, то есть попустил их свободе творити неподобная (Рим. 1:28); также: ожесточая ожесточу сердце фараоново (Ис. 4:21), то есть попущу ожесточиться за непокорность его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

541 . Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни. С. 77–80. [Т. III. С. 355–358.] TLG 4138/74. Sermo de habenda semper in mente die exitus vitae [Sp.] 644 . CPG 4035. 542 . О необходимости бороться с врагом нашего спасения. С. 80–81. [T. III. С. 358.] Fragmenta paraenetica 1. TLG 4138/131. . CPG 4036. 543 . О том, что монах не должен заботиться об одеждах. С. 81–82. [T. III. С. 358–359.] Fragmenta paraenetica 2. TLG 4138/131. . CPG 4037. 544 . О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело. С. 82–85. [T. III. С. 359–361.] Fragmenta paraenetica 3. TLG 4138/131. . CPG 4038. —323— 545 . О воскресении мертвых. С. 85–86. [T. III. С. 361–362] 645 . . CPG 4039. 546 . Размышление о страшном суде. С. 86–87. [T. III. С. 362–363.] TLG 4138/5 (Р. 148:10–150:2) 646 . Sermo asceticus. CPG 3909. 547 . Слово о внушениях ненавистника добра, демона. С. 87–91. [T. III. С. 363–366.] TLG 4138/101. Sermo de operatione peruersi daemonis. CPG 4040. 548 . Слово душеполезное. С. 92–96. [T. III. С. 366–377.] TLG 4138/77. Sermo animae utilis. CPG 4041. 549 . Слово о покаянии и сокрушении. С. 97–99. [Т. III. С. 377–379.] TLG 4138/78. De paenitentia et compunctione. CPG 4042. 550 . Слово о покаянии, суде и разлучении души с телом. С. 99–106. [T. III. С. 379–384.] TLG 4138/61. Sermo de paenitentia et iudicio et separatione animae et corporis. CPG 4044. 551 . Против исследователей естества Сына Божия. С. 106–116. [T. III. С. 384–385.] TLG 4138/126. De iis, qui filii Dei naturam scrutantur. CPG 4054. 552 . О добродетелях и страстях. С. 116–129. [Т. III. С. 385–395.] TLG 4138/106. De virtutibus et passionibus. CPG 4055. 553 . Различные виды промысла Божия. С. 129–130. [T. III. С. 395–396.] TLG 4138/108. Modi Dei prouidentiae. CPG 4055 647 . 554 . О свободе нашей и о том. что человек создан свободным. С. 130–131. [T. III. С. 396–397.] TLG 4138/109. De nostra libertate et quod liber factus est homo. CPG 4055 648 . 555 . О смиренномудрии. С. 131–132. [T. III. С. 397.] TLG 4138/110. De humilitate. CPG 4055 649 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010