Н. Василиадис Смерть до и после Христа Смерть была страшна до Христа Чтобы яснее показать результат триумфальной победы Богочеловека над смертью и адом, надо рассмотреть, как относились к смерти потомки Адама во времена Ветхого Завета. До Креста, Воскресения и телесного Вознесения Спасителя уже само имя смерти приводило людей в страх и трепет. Это было естественно. Ибо первозданный был осужден, так как Бог заповедал ему: »... Смертью умрешь» ( Быт.2:17 ), а отделение души от тела называлось не только смертью, «но и адом». Во многих местах Ветхого Завета преселение от этого мира называется «смертью и адом». 522 Например, Патриарх Иаков говорил своим детям, вернувшимся из Египта, кроме Симеона, задержанного Иосифом: «Нет, я не дам вам Вениамина, ибо, если с ним что-нибудь случится, то вы сведете старость мою с печалию во ад ( Быт.42:36–38 ). И пророк Исаия говорил: «И разшир ад душу свою и развéрзе уста своя, еже не престáти», чтобы принимать и непрерывно пожирать мертвых ( Ис.5:14 ). Царь и пророк Давид воспевает Бога за то, что Он спас душу его от глубин мрачного ада и от верной смерти ( Пс.85:13 ). Сколь ужасной была смерть до Христа, видно и из отношения к ней ветхозаветных праведников. Ибо «прежде боялись смерти не только грешники, но и святые люди, имевшие великое дерзновение пред Богом [...]. Лик смерти прежде был страшен, и все ужасались ее и трепетали». 523 Приведем конкретные примеры. Почему Боговидец Моисей, великий пророк, вождь и законодатель Израиля, бежал из Египта и отправился в пустыню? Из-за страха смерти, полагает Златоуст. 524 Тот же святой отец, восхваляя веру, мужество и добродетель праведного Авраама, восхищаясь его доверием к Богу и абсолютным послушанием, отмечает, что были моменты, когда этот человек, «друг Божий», робел перед страхом смерти. Он предпочел, как говорит святитель Иоанн Златоуст , солгать египтянам, что Сарра была ему не женой, а сестрой. Он предпочел предать Сарру на прелюбодеяние (хотя Бог в итоге сохранил ее от этого унижения), чтобы самому спастись от смерти! ( Быт.12:11–13 ). Святой отец возвращается к этому событию не для того, как он говорит, чтобы обвинить праведного, но чтобы показать душевное устроение даже и праведных той эпохи в отношении к смерти. Ибо, как он замечает, лицо смерти было еще ужасно, не были еще сокрушены «врата медная», ее ядовитое жало «еще не было притуплено». 525

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Разделы портала «Азбука веры» После смерти тела человек: Перестает существовать Продолжает существовать душой Перевоплощается в новое тело После выхода из тела душа: Переходит к страданию или блаженству Блуждает по земле до Страшного суда Души праведников и грешников находятся: В одном месте В разных местах Блаженство и мучение душ: Переживается немедленно во всей полноте Не является полным до воскресения тела Изменение участи души после смерти возможно благодаря: Покаянию Очищению огнем Чистилища Молитвам и добрым делам живых Невозможно После смерти в ад попадают Только некрещеные и нераскаянные грешники Все души, чье духовно-нравственное состояние не соответствует состоянию обитателей Царства Небесного Степени блаженства и наказания: Одинаковы Различны Мучения грешников будут: Только внутренними Внешними и внутренними Посмертное воздаяние человека определяется: Самим человеком Богом, на основании прожитой человеком жизни Человек продолжает существовать душой. 1) Слово Божие свидетельствует о том, что жизнь души продолжается после смерти тела ( Еккл.12:7 ; Прем.3:1 ). 2) Человек состоит из души и тела. Душа в отличии от тела – проста и неразложима на элементы. 3) Церковь учит, что души умерших продолжают существовать и пребывать в сознании после смерти тела (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 28). См. подробнее:  Тайная жизнь души после телесной смерти . Человек продолжает существовать душой. 1) Представление о перевоплощении душ противоречит библейскому учению о единственности человеческой жизни ( Евр.9:27 ). 2) Это лжеучение сталкивается с рядом неразрешимых проблем. 3) Церковь учит, что души умерших продолжают существовать после смерти тела и пребывать в сознании (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 28). См. подробнее:  Реинкарнация . Душа переходит к страданию или блаженству. 1) Слово Божие опровергает представление о посмертном блуждании душ ( Еккл.12:7 ; Лк.16:22-23 ). 2) Церковь учит, что души умерших, по выходе из тела, переходят к радости или страданию (Послание восточных патриархов, член 18).

http://azbyka.ru/quiz/chto-ozhidaet-chel...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма Собрание писем оптинского старца Анатолия (Зерцалова), ученика преп. Макария и Амвросия, современника старцев Антония, Моисея, Илариона, Иосифа. В письмах преп. Анатолия мы не найдем такого богатства содержания как у его учителя Амвросия. Но в них есть свои достоинства. Видевшие старца всегда отмечали его необыкновенною милость и сострадательность, даже нежность. С другой стороны преп. Анатолий знаменит как делатель молитвы Иисусовой. Эти черты, вместе с большой начитанностью  в Святых Отцах читатель найдет в письмах преп. Анатолия. Содержание 1 Предисловие к письмам преподобного Анатолия (Зерцалова) 2 Письма к А. Ф. 2.1 1. Принимай укоризны, как достойная их 2.2 2. Нужно надеяться не на свои добродетели, а на Божие милосердие и на крестную жертву Сына Божия 2.3 3. Болезнь полезна для души 2.4 4. Оставаясь наедине, упражняйся во Иисусовой молитве 2.5 5. Надо жить не по своей воле, а по Божией 2.6 6. Прежде чем украшать душу, надо ее очистить 2.7 7. Враг не простит полюбившим Иисусову молитву 2.8 8. Нужно смиряться, терпеть и молиться 2.9 9. Смерти полезно бояться, но не должно унывать 2.10 10. Надо служить Богу, не ожидая награды в этой жизни 2.11 11. Надо терпеть, ожидая воздаяния в будущей жизни 2.12 12. О порядке совместной работы 2.13 13. Надо пострадать со Христом, чтобы с Ним и прославиться 2.14 14. Наставление о молитве Иисусовой 2.15 15. О том же в день Рождества Христова 2.16 16. Надо терпеть скорби. 2.17 17. Без скуки прожить нельзя 2.18 18. Воскресший Христос всех воскрешает 2.19 19. Терпения надо просить у Бога. 2.20 20. О терпеливом переношении болезни 2.21 21. Еще о молитве Иисусовой 2.22 22. О терпении ради Родившагося Христа 3 Письма к Т. 3.1 23. Внутренний рай обретается терпением и смирением 3.2 24. Христианское совершенство достигается постепенно 3.3 25. Все надо делать с благословения 3.4 26. В каком разуме должно принимать ангельский образ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

  Богословие   О неправославном учении профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова Роман Вершилло   ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Проф. Осипов учит, что первородный грех не является грехом в обычном смысле слова 1.1 что такое грех 1.2 что такое наказание за грех 1.2.1 проф. Осипов учит о возникновении в человеке непорочных страстей 1.2.2 проф. Осипов учит о рассечении единого человеческого естества 1.3 проф. Осипов учит, что первородный грех - это не грех и не наказание за грех 1.4 что такое грех с православной точки зрения 1.5 что такое наказание за грех с православной точки зрения   2. проф. Осипов учит, что Иисус Христос " принял " на себя первородный грех 2.1 проф. Осипов неверно учит об усвоении грехов 2.2 проф. Осипов отождествляет первородный грех с " непорочными страстями " 2.3 проф. Осипов учит о не добровольном, а вынужденном законом падшего естества страдании Спасителя 2.4 как учит Православная Церковь об усвоении Христом человеческой природы 2.5 как учит Православная Церковь о тлении и смерти 2.6 как учит Православная Церковь о двух видах изменения 2.7 как учит Православная Церковь о двух видах страдания 2.8 как учит Православная Церковь об искажении природы 2.9 как учит Православная Церковь о двух видах смерти 2.10 как учит Православная Церковь о двух вечностях 2.11 как учит Православная Церковь о добровольном страдании Христовом 2.12 как учит Православная Церковь об усвоении Христом грехов рода человеческого   3. проф. Осипов учит, что Искупление рода человеческого состояло в том, что Христос изжил в Себе первородный грех 3.1 проф. Осипов учит, что спасение происходит внутри естества человеческого и по законам этого падшего естества 3.2 проф. Осипов неверно учит о победе над грехом 3.3 проф. Осипов учит, что свое спасение совершает каждый человек, преодолевая первородный грех 3.4 проф. Осипов неверно учит о прощении грехов 3.5 проф. Осипов уничтожает Православное учение о таинствах 3.5.1 проф. Осипов неверно учит о таинстве крещения 3.5.2 проф. Осипов неверно учит о таинстве причастия

http://moral.ru/Osipov.htm

Глава 12 1–17. Благочестивое направление первой части 40-летнего царствования Иоаса. 17–18. Нашествие на Иерусалим Азаила сирийского. 19–22. Смерть Иоаса. 4Цар.12:1 .  В седьмой год Ииуя воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Цивья, из Вирсавии. 4Цар.12:2 .  И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай; 4Цар.12:3 .  только высоты не были отменены; народ еще приносил жертвы и курения на высотах. 4Цар.12:4 .  И сказал Иоас священникам: все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро, вносимое за каждую душу по оценке, все серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, 4Цар.12:5 .  пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они поврежденное в храме, везде, где найдется повреждение. ( Евр. 1–6 ). Общие указания о 40-летнем царствовании Иоаса: относительная верность его Иегове не достигала желаемой высоты и чистоты культа, так как, подобно, напр., Асе ( 3Цар.15:14 ) Иоас не решался отменить служение Богу на высотах. Но и это относительное благочестие его продолжалось лишь, пока жив был и руководил Иоаса первосвященник Иодай (ст. 2, евр. 3). После же смерти Иодая Иоас всецело поддался влиянию языческой партии при дворе, допустил введение в Иудейском царстве прежнего идолослужения и был виновником мученической смерти Захарии, сына Иодая, в самом дворе храма ( 2Пар.24:17–22 ). Но первые шаги его правления направлены были к благоустроению церковной жизни, пришедшей в упадок в предшествующие царствования. Так, в видах поддержания благолепия храма, ограбленного Гофолией ( 2Пар.24:7 ), Иоас узаконил, чтобы священники все поступающие в храм денежные приношения употребляли на ремонт храма, именно: 1) подушный оклад от всякого еврея, достигшего 20 лет и поступающего в исчисление ( Исх.30:13 ); 2) выкупные деньги от лиц, посвященных святилищу, вместо действительной их службы при храме ( Исх.27:2 и сл.), равно и выкуп за первородных животных, принадлежащих Иегове; 3) жертвы усердия народа храму ( Исх.25:2 ; Исх.35:5,21 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 40). Вместе с тем царь потребовал от священников и левитов немедленно устроить для указанной цели всенародный сбор и для этого обойти все города иудейские ( 2Пар.24:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

     Спаситель сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31, 32). Т. е. Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что есть такие грехи, которые непосредственно ведут душу в вечную погибель – в ад. И это часто является синонимом слова «смерть», не в конкретном физиологическом смысле, но в смысле духовном. Если человек согрешает смертным грехом и не приносит плоды покаяния, то он убивает, мертвит собственную душу. Она попадает в ад после смерти, где предается вечным мучениям. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов также нам говорит о грехах смертных и не смертных: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16,17). Что же такое грех? Это нарушение разумной тварью, духами (сатаной и бесами), а также человеком Божественного закона. Есть и развернутые определения: 1. помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону, Божьим заповедям, повелениям, религиозно-обрядовым нормам; 2. первородный грех: порча человеческой природы, как по душе, так и по телу, в нравственном отношении проявляющаяся в том, что все потомки согрешивших прародителей (за исключением Господа Иисуса Христа) рождаются со склонностью ко злу, удобопреклонными к влиянию на них падших духов. Примечательно, что в переводе с греческого слово «грех» – это «непопадание в цель, промах». Отталкиваясь от этого понятия, так определяет грех преподобный Максим Исповедник: «Грех, отождествляемый со злом – есть неразумное движение естественных сил твари по ошибочному суждению к чему-либо помимо цели». Преподобный Исаак Сирин говорит о том же только другими словами: «Грех есть выпадение твари из чинного мира», т. е. движение помимо цели.

http://pravoslavie.ru/117790.html

монах Митрофан Часть первая. Смерть в отношении к бессмертию О смерти Происхождение слова и понятия «смерть» Слово и понятие смерть на земле в первый раз явилось в раю из уст Самого Бога, сказавшего нашим прародителям: «смертью умрете если вкусите» ( Быт.2:17 ). Явление смерти на земле Сколько времени жили в раю Адам и Ева – неизвестно. Злоба врага не замедлила. Все богословы согласны, что первый человек – высшее существо, подобие ангелам и даже подобие Божие, существо в высшей степени нравственное, безгрешное. Нынешний нравственный упадок, нравственный пессимистический прогресс или регресс есть следствие греха прародителей. О высшем совершенстве наших прародителей можно заключить уже из того, что не дано им было никаких заповедей, никаких нравственных законов, как нам, а только самая легчайшая заповедь. Вероятно, в душе человека уже были все главные законы духа; иначе и быть не может. Если человек поставлен царем всего видимого, значит он составлял венец творения Божия. Дух не тяготился плотью и прародитель не взывал, подобно ап. Павлу, избранному сосуду Святого Духа: «Кто избавит меня от тела смерти?» Но это нравственное падение, о котором вздыхает ап. Павел, развилось из падения Адама. С падением Адама явилась на земле смерть и души, и тела; «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» ( Рим.5:12 ) свидетельствует тот же ап. Павел. Так смерть сделалась достоянием наших прародителей, а, следовательно, и всего человечества. Кто не знает сего понятия и слова: «смерть»? И дикарю, и образованному она известна. Все человечество знает две истины: первую, что умрем, а другую – неизвестно когда. Определение смерти Как таинственно и непостижимо для ума происходит соединение души с телом в утробе матери, так равно таинственно опять бывает и разделение души от тела. Заповедано Богом, чтобы всякому человеку на каждый час быть готовому к смерти. Как общий удел человечества, как казнь за грехи, как казнь, а потому и страшна смерть и праведнику, и грешнику. Действие же таинства смерти одинаково для праведника и грешника. Повелевая быть готовым к смерти, Дух Святой открывает обстоятельства, при которых совершается переход в жизнь загробную как для праведника, так и для грешника. Смерть первого красна, а второго – люта. Сама действительность этих слов была открыта некоторым Угодникам для нашего назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

прот. Александр Прокопчук Одиннадцатая Глава В первом стихе одиннадцатой главы говорится о болезни Лазаря: «А был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее». Лазарь пока просто «человек из Вифании», из селения, где живут сёстры Мария и Марфа, которые уже известны читателю из Евангелия от Луки ( Лк 10:38 – 42 ), «Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен» (11:2). Второй стих указывает на событие, о котором евангелист Иоанн расскажет лишь в начале следующей главы, – помазание в Вифании (12:1 – 10). Сам Иисус объяснит его как преддверие его погребения. Таким образом, второй стих вводит тему смерти Иисуса Христа, которая соединяется во всём повествовании одиннадцатой главы с темой смерти и воскрешения Лазаря. Сообщение о смерти Лазаря Лазарь был братом Марии и Марфы. Оставшись в Вифании, они посылают сказать Иисусу о его болезни. Извещение не содержит имени Лазаря, сёстры указывают Иисусу на него как на того, кого Он любит: «Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен» (11:3). Мы не слышим просьбы прийти или даже просьбы об исцелении. В ответ Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез неё» (11:4). Итак, Господь сообщает пришедшим, что Лазарю не угрожает смерть, и остаётся «два дня на том месте, где был» (11:6). Четвёртый стих важен для нас ещё по двум причинам. Во–первых, Иисус открыто называет себя Сыном Божиим. Во–вторых, вторая половина стиха указывает на смерть, которая приведёт к славе Божией и благодаря которой Сын Божий будет прославлен. И у нас создаётся полное впечатление, что речь здесь идёт не столько о болезни Лазаря, сколько о будущей смерти Самого Иисуса Христа. «Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря» (11:5). И тем не менее смерть войдёт в их дом. Это та любовь, которая допускает смерть любимого для того, чтобы совершилось дело Божие. В этом ещё один прообраз смерти Иисуса Христа 147 . Путь в Вифанию По истечении двух дней Иисус обращается к ученикам: «Идем снова в Иудею» (11:7). Он не указывает на Вифанию как на конечную цель их путешествия; место не конкретизируется. Естественно, Иудея может вызвать у них единственную ассоциацию: «Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты Снова идешь туда?» (11:8). И это не только опасение за учителя, но и страх за собственную безопасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Свт. Иннокентий Херсонский.  Беседы на св. Четыредесятницу о смерти Источник: http://www.keliya.org ru ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6 26.12.2012 OOoFBTools-2012-12-26-15-40-16-567 1.0 СЛОВО О СМЕРТИ ВООБЩЕ Избрав предметом своим смерть, нам хотелось бы, братие мои, сего последнего врага нашего, как называется смерть в слове Божием, изобразить пред вами так, чтобы ветхий и плотский человек наш поражен был при сем всем ужасом, могущим произойти в нем от гроба и тления, и чтобы в то же время человек новый в нас и духовный, живущий верою и упованием, мог поднять при сем главу и найти для себя утешение в том самом, чего так трепещут плоть и кровь. То есть мы желали бы, чтобы в нас от размышления и собеседования о смерти осталось на всю жизнь два чувства: чувство спасительного страха, который бы служил нам в ограду от прелестей и соблазнов мирских, щитом против собственных страстей и похотей, и чувство упования христианского, которое возносило бы нас над теми, недостойными христианина, малодушием и отчаянием, с коими сретают смерть чада века сего, служители греха и плоти. Что же нам сделать для достижения сей сугубой цели? Повести ли вас тотчас в Эдем, к запрещенному древу, из коего произникла для нас смерть, где в первый раз прогремело для нас грозное слово суда и казни: земля ecu и в землю обратишися? Или возвести вас на Голгофу и поставить у подножия Креста Христова, где смерть наша попрана смертию Сына Божия, и где во всей силе начало сбываться утешительное воззвание Пророка: где ти, смерте, жало, где ти, аде, победа (Ос. 13, 14; 1 Кор. 15, 55)? Выйти ли тотчас с вами на кладбище к усопшим братиям нашим и молить их; да поведают нам тайну смерти, да вразумят, что ожидает каждого из нас в час скончания нашего? Или низойти прямо к собственному последнему одру нашему и показать, как Ангел смерти приближится и к нам, как душа наша должна будет разлучиться от тела, и мы пойдем в ту страну, из коей нет возврата? Не будет излишне, если мы сделаем все сие и осмотрим врага нашего со всех сторон, дабы видеть всю силу и все бессилие его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2429...

Смерть Готовиться же к кончине мы имеем заповедь от Самого Господа, глаголющего в Евангелии: Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ( Мф. 24, 44 ). Пишешь, что если начнешь готовиться и понудишь немощную плоть, то можешь слечь в постель. Но готовиться нужно душой, а не телом (2, ч. 3, с. 139). ...Много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном – о приготовлении себя к смерти (2, ч. 2, с. 187). ...Приготовление к смерти много может воспользовать душу 102 того, кто с верой и упованием ожидает своего исхода из этой жизни. Вам кажется, что заботливость о приготовлении к смерти делает вас менее способным ко всему доброму и необходимому. Но это несправедливо. Вам кажется так потому, что вы не вполне уверены в будущей своей участи. Но кто же может быть вполне уверен в этом, когда и совершенные, и угодники Божии, как, например, Арсений Великий и Агафон Великий, не без страха ожидали приближения часа смертного? Преподобномученик Петр Дамаскин говорит, что «спасение христианина обретается между страхом и надеждою, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаиваться» (2, ч. 1, с. 11–12). Внешнее... приготовление , как я думаю, должно вам начать с двух главных предметов: написать духовное завещание и принять Таинство Елеосвящения по предварительной исповеди и причащении (2, ч. 1, с. 12). ...Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление (1, ч. 1, с. 101). В страхе... наводимом слухом чумы, скажу. Если мы всегда будем в памяти содержать евангельское слово Господа: Будьте готовы на всякое время, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (см. Мф. 24, 44; 25, 13 ), тогда страх этот потеряет свою силу. Готовиться же к смерти всегда полезно... Только более всего старайся иметь мирный дух, предавая все и всех суду Божию (2, ч. 2, с. 189). ...Преподобный Марк Подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает не легкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолюбивой жизни, как сказано в 20-й главе о законе духовном: «Сластолюбивое сердце темницей и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце – дверь есть отверстая 103 » (2, ч. 3, с. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010