Законы мыслились внутренним стержнем государства и связывались с полубожественным, культурным героем древности и основателем Вечного города – Ромулом. Закон, столь важный для бытия греко-римской цивилизации, получал божественное происхождение, поскольку его источником становились священные события древности, происходившие по воле богов. Мифология оправдывала и экспансионный характер развития римского государства, при этом расширение влияния касалось не только территорий, но и культурных и религиозных сфер. Это доказывает история с сабинянами, приведшая к союзу двух народов с единым государством и общей религией. Впоследствии усвоение римским культом новых божеств, отождествление их с римскими получило характер нормы. Готовность к восприятию новых религиозных символов, идей и образов наряду с философскими учениями послужила приуготовительным средством для принятия греко-римским миром христианского благовестия. Литература: 1 . Дионисий Галикарнасский. Римские древности. М.: Рубежи XXI век, 2005. 2 . Зелинский Ф.Ф. История античных религий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 3 . Иллюстрированная история религий: в 2 т./под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. T. II. Гл. Римляне. Репринт. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992. 4 . Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2 т. М.: Правда, 1994. 5 . Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М.: Художественная литература, 1977. 6 . Тит Ливий. История Рима от основания города: в 3 т. Т. I, II. М.: Наука, 1989–1993. 7 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. T. II. М.: Академический проект, 2008. 634 Иллюстрированная история религий: в 2 т./под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссея. T. II. Репринт. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992. 635 Ср. с ритуалом ашвамедха; см. гл. XX. Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад. 637 Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном – финикийской колонией. Пунами (poeni) древние римляне называли жителей Карфагена. Истории известны три Пунические войны: последняя завершилась в 146 г. до н. э. полным разрушением Карфагена.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1991 W. Karl, Beiträge zum Verständnis des Apostels Paulus, S. 16–17. 30. 37 f. и др. Для протестантского понимания Павлова учения в смысле «der Allgonugsamkeit des Glaubens» см. еще Prof. O. Kirn, Art. «Glaube» в «Realencyklopädie» von Prof. A. Hauck VI 3 (Lpzg 1899), S. 676. 1992 На указанных мыслях целиком построено все сочинение Paul Wernle, Der Christ und die Sünde bei Paulus, Freiburg i. B. und Leipzig 1897; см. – в частности – стрн. 15. 29. 30–31. 42–43. 45. 49. 54–55. 62–63. 69–70. 72. 84. 89. 90. 97. 102. 103–105. 109. 111. 113. 114–115. 119. 123. 126–127. 1993 См. Orello Cone, Paul, р. 279. 457: «The exclusion from his (of Paul) eschatological scheme of the generations of men who have lived, or may live after the time of the expected «day of Lord», which he believed would denote the close of the human historical course of affairs, is of importance with reference to the value of his eschatology for Christian theology. The attempt to find in it a doctrine of «the last things» applicable to all men of all the ages of human existence on the earth must evidently he abortive». 1994 Это констатирует и Erich von Schrenck (Die johauneische Anschauung vom «Leben», S. 43. 47), a Rev. Principal A. Robertson утверждает, что даже в самом отрицании обязательности ветхозаветного закона Апостол стремился к обеспечению морали, так как «чрез отказ от греха люди eo ipso становятся рабами праведности, рабами Бога», при чем христианский индивидуализм гарантируется «спиритуализмом», где всякое злоупотребление было бы лишением духовности и отпадением от благодати (Studies in the Epistle to the Romans. 3. Christian Ethics and the Spirit в «The Expositor» 1899, V, p. 346–347. 354–355). Посему и успех был фактически незыблем, как отмечает Rev. John Watson (The Doctrines of Grace. 3. Forgiveness ibid. V, p. 332): «Теология дней Христовых привыкла трактовать прощение в смысле отплаты за известные дела, – и результатом были лицемерие в жизни и ожесточение сердец. Иисус обыкновенно говорил: «отпускаются грехи твои, иди в мире» безнадежно греховному народу, а в результате получалась святость. Римские философы регламентировали все условия и отношения доброго жития, но отсюда являлась изумительная испорченность римского общества; св. Павел всюду проповедовал только благодать Божию, между тем в результате оказалось спасение падшего мира». Однако благовестник чужд всякого эвдемонического самодовольства. «Имея за собою такое прошлое, будучи столь почтенным сам по себе и как иудей и как христианин, почтеннейший из фарисеев и благостнейший из Апостолов, – св. Павел забывает свои подвиги и успехи и в наставлениях своему сыну Тимофею вспоминает лишь свои грехи» (J. Watson, The Doctrines of Grace. 2. Repetence ibid. 1899, ІV, p. 245), конечно, по сравнению с идеалом и ради наиполнейшего его осуществления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

594 «Поэтому будет гораздо лучше, если он не будет забывать, что в каждом человеке есть Бог, или прямой Луч Абсолюта, Небесный Луч Единого, и что его «Бог» в нем самом, а не вне его» (Блаватская Е. П. Комментарии к «Тайной Доктрине». с. 69). 601 Письмо Е. И. Рерих В. К. Рериху от 30.3.35.//Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. 2–3, 1994–1999. М., 1997, с. 287 609 Поскольку традиция умной внутренней монашеской молитвы не умерла, у нас есть возможность узнать от ее представителя, что именно православный молитвенник думает о теософии: Идея безличностного божества «исходит от тех, кто боится личной встречи с Богом, потому что Он непременно взыщет с каждого. А те, кто встречался с Богом внеличностно, лишь тешит свое самолюбие. К тому же приводит и медитация в дзен-буддизме, она «умиряет» душу. Но если душа ваша покойна и не рвется к Богу, то вы обманетесь, думая, что встретили Его. В этом и проявляется духовная незрелость. Но случись вашей душе возгореться, вы в конце концов порвете все путы» (иером. Серафим (Роуз) . Цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 43). 610 «Ибо Ты дал нам предвкусить спасительное милосердие, сказав: Мир милостию устроится – mundus per gratiam aedificabitur» – преп. Ефрем Сирин . Впрочем, старший современник преп. Ефрема Афраат Персиянин приводил те же слова, относя их к некоему «Пророку» (см. Таубе М. А. Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа. Ч.2. Вероятные изречения Иисуса Христа в древней апокрифической письменности. Париж, 1949, с.12). Поскольку Мяло ценит Мережковского, привожу эту аграфу в его переводе (не вполне точном). 611 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 59. Ср.: «Настал час указать, что Величайший Бог – это Бог непреложного Закона, Бог Справедливого воздаяния, но не произвола в Милосердии» (Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 2, с. 260.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Скачать epub pdf 1. Кумранские рукописи (и другие рукописи, найденные около Мертвого моря, в районе вади-Мураббаат) Первые 7 почти целых рукописей попали к ученым в 1947 г. через бедуинов, затем в 1948–1952 гг. было найдено исследователями или куплено у бедуинов около 25 тыс. фрагментарных обрывков рукописей, из которых к настоящему времени восстановлены почти 1 тыс. текстов. Рукописи были найдены в 11 пещерах на разном расстоянии от развалин поселения Кумран к северо-западу от Мертвого моря. Вероятнее всего, рукописи были спрятаны во время первого антиримского восстания (66–71 гг.). Лица, спрятавшие рукописи, заворачивали их в льняную ткань и помещали в запечатываемые сосуды. Манускрипты датируются от середины III в. до Р. Х. до середины I в. по Р. Х. Большинство текстов – на древнееврейском, ряд – на арамейском, некоторые на греческом языке; преимущественно – на пергамене и редко – на папирусе. Замечательное исключение – бронзовый свиток. Около четверти текстов – библейские, остальные носят религиозный характер. Находки в Кумране подтверждают: входящие в Ветхий Завет книги действительно древние, это не позднейшая компиляция (такие мнения неоднократно звучали). Кроме того, теперь стало понятно, что масоретский вариант еврейского текста не единственный, а древнегреческий перевод семидесяти толковников (или Септуагинта, с которого сделан, например, славянский перевод), содержит подлинные чтения одного из древних вариантов. 2. Стела из Тель-Дана Три фрагмента стелы были найдены в Тель-Дане А. Бираном в 1993–1994 гг. Стела датируется 2-ой половиной IX в. или началом VIII в. до Р. Х. и была воздвигнута как триумфальная надпись неким сирийским царем (вероятно – Хазаэлем) в честь победы над израильским и иудейским царями. При упоминании последнего использован титул «царь дома Давидова», что подтверждает историчность давидовой династии. 3. Свитки-амулеты с благословениями Два небольших серебряных свитка (2,7 x 9,7 см и 1,1 x 3,9 см), использовавшиеся как амулеты, были найдены в 1979 г. Г. Баркаем в одной из гробниц в Иерусалиме. Одна из пластин содержит текст, близкий к тексту Ааронова (священнического) благословения: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ 6: 24–26). Другая – текст, практически совпадающий с текстом Второзакония: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог , Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов ( Втор 7: 9 ). Датируются 600 г. до Р. Х. и свидетельствуют о широком использования текстов Пяти­книжия в VII в. до Р. Х. 4. Керамический осколок, найденный в Хирбет Кейафе

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

130 По поводу этого возражения см.: Wynn М. Some Reflections on Richard Swinburne’s Argument from Design II Religious Studies, 1993, vol. 29, p. 325–335. 131 Кант понимал, что в той мере, в которой «физико-теологическое доказательство» (как он называл телеологический аргумент) работает, оно указывает на одно божество, а не на многих. На эту часть доказательства его критика не распространялась. «Единство этой причины можно вывести из единства взаимного отношения частей мира (как звеньев искусного строения) во всем, что доступно нашему наблюдению, с достоверностью, а в том, что выходит за пределы наблюдения, с вероятностью, согласно всем правилам аналогии» (Кант И. Сочинения: В 8 т. Т. 3. М., 1994. С. 466–467). 133 Если это так, то, разумеется, традиционное онтологическое доказательство (см. примеч. 5 на с. 47), нацеленное на обоснование того, что Бог существует в силу логической необходимости, совершенно неудовлетворительно. Кант критикует космологическое доказательство за то, что это скрытое онтологическое доказательство. Его критика успешна только в том случае, если мы допускаем, что необходимое существо, которое предполагает космологический аргумент, является логически необходимым (см.: Кант К «Критика чистого разума», разд. «Идеал чистого разума»). Подробное обсуждение кантовской критики космологического доказательства см.: Bennett J. Kant’s Dialectic. Cambridge, 1974 (гл. 11 и примечания к ней). Кант отмечал, что любая необходимость является также и логической необходимостью, или, в более широком смысле, необходимостью для человеческого мышления. В любом случае, согласно Канту, в вещах нет необходимости, она есть лишь в наших мыслях о них («Эта необходимость... должна была находиться в моем разуме только как формальное условие мышления, а не как содержательное и субстанциальное условие существования» (Кант И. Указ. соч. Т. 3. С. 470). Это еще один общий принцип кантовской философии, который он привнес в философию религии, и который нанес ущерб его трактовке последней.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

рыбаки обратились за помощью к правительству. Брит. военные суда снова появились в зоне рыбной ловли, и ситуация стала столь напряженной, что потребовалось вмешательство Генерального секретаря НАТО. При активном давлении руководства НАТО стороны пришли к новому соглашению, по к-рому для англичан выделялось неск. участков внутри 92-километровой зоны; годовой улов их траулеров не должен был превышать 130 тыс. т. В нояб. 1975 г., при 3-м Президенте И. Кристиане Эльдьяурне (1968-1980, переизбирался в 1972 и 1976 в связи с отсутствием др. кандидатов), срок действия соглашения истек, границы рыболовной зоны И. в очередной раз расширились до 370 км. 3-я тресковая война носила особенно ожесточенный характер, имелись многочисленные случаи тарана судов. В февр. 1976 г. И. разорвала дипломатические отношения с Великобританией (восстановлены в июне того же года). Ввиду угрозы закрытия базы НАТО в Кеблавике Великобритания была вынуждена пойти на уступки и признать новые границы рыболовной зоны И., что отрицательно сказалось на положении сев. англ. портов. В 1980 г. Президентом И. стала Вигдис Финнбогадоухтир, женщина, впервые в мире избранная на пост конституционного главы гос-ва (переизбиралась в 1984, 1988, 1992). В 1986 г. в Рейкьявике прошла встреча Президента США Р. Рейгана и Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва. В 1993 г. был введен мораторий на китобойные промыслы (снят в 1999); в 2002 г. И. стала членом Международной китобойной комиссии. В 1994 г. И. вошла в Европейское экономическое пространство, в 2001 г.- в зону Шенгенского соглашения. В 1996 г. президентом был избран Олафур Рагнар Гримссон (переизбирался в 2000 и 2004; в 2008 сохранил власть из-за несостоявшихся выборов). Заключались межгос. соглашения, регулирующие рыбную ловлю, в т. ч. Соглашение о нек-рых аспектах рыбного промысла между И., Норвегией и Россией в мае 1999 г. Подписание этого соглашения способствовало разрешению проблемы неконтролируемого лова трески исландцами в открытой части Баренцева м.

http://pravenc.ru/text/674979.html

- " Советская евгеника " , 1, 1991, с. 3-31. Акифьев А.П. Гены, человек, общество. М. 1993, с. 8. Там же, с. 35. Там же, с. 53. Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1990, с. 108. Достоевский Ф.М. ПСС в 30-ти томах. Л. 1980, т. 20, с. 172. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. М. 1995, с. 74. Там же, с. 73. Харакас С. Православие и биоэтика. - " Человек " , 2, 1994, с. 100. 4.4. Этические проблемы сексологии и сексопатологии Постановка проблемы В 80-х годах XX века среди медицинских дисциплин прочное место занимают сексопатология и сексология. Их формирование было обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, развитием медицинского знания - физиологии половых систем, психоаналитической медицины, эндокринологии и нейроэндокринологии, медицинской генетики. Во-вторых, принципиальными изменениями в морально-мировоззренческих ориентациях европейской культуры последнего столетия. Сексопатолог К. Имелинский пишет: " Длительное неприятие сексуальности человека и понимание ее как " чего-то непристойного " тормозили изучение этой сферы человеческой жизни, а так же приводили к появлению многочисленных ошибочных взглядов, предрассудков и фиктивных суждений " [ 1 ]. Переход от " неприятия " , " угнетения " сексуальности к ее " освобождению " - не только условие возникновения и существования сексопатологии, но и одно из ее теоретических оснований. Основной принцип современной сексологии - принцип индивидуальных различий - базируется на признании относительности " нормативных " границ сексуального поведения. Альфред Кинзи, которого называют Колумбом сексологии, на основании огромного фактического материала констатировал существование широчайшего диапазона индивидуальных проявлений сексуальности человека. " Вариативный размах крайних проявлений сексуальности определяется цифрой 1:45000 " [ 2 ]. Это означает, что " нормальное развитие человека характеризуется, в частности, многообразием индивидуальных способов достижения сексуального наслаждения, причем пути его разнообразны не только относительно проявлений, но и относительно влияний многочисленных факторов, которые не всегда осознаются человеком " [ 3 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2204...

В 1999 г. Евангелистская ассоциация объявила о дискриминации по причине отказа правительства предоставить ей статус «признанной» отдельно от признанной в 1831 г. протестант. конфессии. Нерелиг. философские орг-ции (libres penseurs) являются 7-й признанной «религиозной общностью»: их организационная структура - Центральный совет нерелиг. философских общин Б. получает средства и имеет привилегии, равные тем, что имеют 6 признанных гос-вом религий и конфессий. По данным правительства, такие орг-ции объединяют 12% населения. Правительство Б. предпринимает действия против групп, к-рые рассматриваются как «секты, причиняющие вред». В 1997 г. парламентская комиссия, созданная правительством для выработки мер по противодействию потенциальным опасностям со стороны сект, опубликовала отчет, в к-ром секты были подразделены на 2 категории. Ко 2-й категории относятся сектантские орг-ции, приносящие вред, они определены как «группы, имеющие или претендующие на философскую или религиозную цель, но чья практика нарушает закон и приносит вред индивидам или обществу или наносит ущерб человеческому достоинству». К отчету был приложен список из 189 сектантских орг-ций, ни одна из к-рых не характеризовалась как «приносящая вред». В мае 1998 г. парламент принял закон о создании Информационного центра по вопросам сектантских орг-ций, приносящих вред. Центр начал сбор информации по широкому кругу религ. и философских групп. В дек. 1998 г. парламент принял закон, обязывающий службу гос. безопасности Б. рассматривать приносящие вред сектантские орг-ции как представляющие потенциальную опасность для гос-ва. Лит.: Бродель Ф. Время мир. М., 1992. Т. 3. С. 92-94, 136-155; История Европы. T. 2. М., 1992; Т. 3. М., 1993. С. 58-68, 364-384; Т. 4. М., 1994. С. 191-217; Пиренн А. Средневековые города Бельгии. СПб., 2001; Δπτυχα 2002. Σ. 1288-1294; Religion by Location//www.adherents.com/adhloc/Wh_34.html; Federation Evangelique Francophone de ERUB Notice Evangelisch-Lutherse Kerk//http://users. skynet.be/lutherse.kerk/[Электр. ресурсы].

http://pravenc.ru/text/77978.html

Варзанова Т. Религиозность в Москве. По данным социологических опросов 1993-1996 гг.//Русская мысль, 3.7.1997. 39 Т. Варзанова. Во что верят прихожане? Религиозное сознание современных верующих.//Русская Мысль 4.9.97. 40 Увы, большинству «образованной» публики второй noлobuhыXIX века было присуще «воззрение на Православие как на la pravoslavie, состоящее из нескольких неприличных анекдотов об отношении священника к народу, того, что народ поклоняется доскам, да в посту ест капусту и редьку» (прот. Философ Орнатский. О православии русского народа//Ф. М. Достоевский и Православие. М., 1997, с. 57). 41 цит. по: Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994, с. 386. 42 Даже оккультисты начинают высказывать обеспокоенность массовостью контактерских опытов: «„Количество известных Учителей, опубликованных Каналов с ними, и даже портретных фотографий Высочайших Сущностей в последнее время значительно увеличилось. Кажется, весь Духовный Мир только стоит и, затаив дыхание, ждёт, когда же человек соизволит обратить на него внимание. Что же происходит? „Спрос рождает предложение“. И вот подсознание человека, выполняя индивидуальный или социальный заказ на контакт с Учителем, формирует облик Учителя в соответствии с идеальным образом из сознания. Для того, чтобы убедить, используются знания человека, а также информацию из коллективного бессознательного. Полученная таким образом модель легко удовлетворяет религиозные потребности и даёт приятное чувство собственной избранности и исключительности. Усугубляют положение обитатели нижних уровней астрального мира. Они любят наряжаться в чужие наряды, представляясь Иисусом Христом, Богоматерью, инопланетянином, Учителем Эль Мория и т. п.“ (Ерошенков М. Г. Балаев В. В. Введение в современную магию. М., Диалог-МГУ, 1998, с. 143). 43 Летом 2001 г по опросу ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) раз в год причащается 9 процентов жителей российской провинции и 12 процентов москвичей. Несколько раз в год – 5 процентов жителей провинции и 6 процентов москвичей; раз в месяц – 1 процент россиян и 3 процента москвичей (то есть в три раза больше!). Раз в месяц посещают храм 3 процента не-москвичей и 7 процентов столичных жителей. Несколько раз в год – соответственно 17 процентов и 26. (см. Россия и москвичи о религии//Вечерняя Москва. 23 августа 2001 г.). 44

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Ингушетия - офиц. название с 1992], субъект РФ. Территория - 3,6 тыс. кв. км. Столица - Магас (ингуш.- город солнца). География. И. расположена на сев. склонах Б. Кавказского хребта, в центральной его части. Делится на 3 природные почвенно-климатические зоны: степь с черноземными почвами, занимающую сев. часть республики; лесостепь с преобладанием среднемощных черноземов, занимающую юж. часть; горно-луговую зону с соответствующими почвами. Протяженность Кавказских гор на территории И.- ок. 150 км. С юга на север республику пересекают реки Терек и Асса, а с запада на восток - Сунжа. Климат континентальный. И. граничит с Грузией, Чечнёй, Сев. Осетией. Входит в состав Южного федерального окр. Население По данным Госкомстата РФ (2008), в И. проживает ок. 530 тыс. чел., представители 71 национальности, среди них: ингуши - 83%, чеченцы - 11,2, русские - 4,0 и другие - 1,8%. Название республики происходит от наименования населения (ингуши - от названия с. Ангушт) с прибавлением груз. суффикса -ети, означающего «место, где живут». Самоназвание народа - «галгаи» (rIaлrIaй). Административное устройство И. включает 4 района, 4 города (число жителей на 1 янв. 2002, тыс. чел.): Назрань (132,2), Малгобек (44), Карабулак (34), Магас (0,3), 48 сельских адм. единиц. Система органов гос. власти определяется Конституцией Республики Ингушетии 1994 г. Религия Подавляющее большинство населения И. мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. В республике (по данным Духовного управления мусульман И.) функционируют 148 мечетей, 29 религиозно-образовательных учреждений, 28 медресе и Исламский ин-т (с 1993). Исповедуется также христианство. На территории И. действуют 3 прихода Ставропольской и Владикавказской епархии РПЦ: в ст-цах Орджоникидзевской, Троицкой, в г. Карабулаке. История Древнейшие археологические памятники на территории совр. И. (близ сел Плиево, Гамурзиево) относят к среднему палеолиту (мустье).

http://pravenc.ru/text/389549.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010