254 . Дело «О возведении преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, на степень доктора богословия». ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 171. Отд. 1. Ст. 3. Ед. хр, 311, JI. 10. 255 . Федотов Г. Н. Святые древней Руси. Париж, 1931. С. 264–265. 256 . Некролог об епископе Феофане//Странник. 1894. Т. 1. С. 196–197, 590–594. 257 . Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский, как нравоучитель//Русский паломник. 1894. Январь. С. 49–51, 66–68; Февраль. С. 82–84, 99–100,114–115,130. 258 . Преосвященный Феофан как писатель–богослов//Церковный вестник. 1894. С. 51–53,83–85. 259 . Собрание мнений и отзывов митрополита Московского и Коломенского Филарета по учебным и церковно–государственным вопросам, изданное преосвященным Саввою, архиепископом Тверским. СПб., 1887. Том дополнительный. С. 102. 260 . Сопроводительное слово митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха Средней Европы// Георгий Тертышников . На пути к Богу. Жизнь и учение старца Феофана. Лейпциг, изд–во св. Бенно. 1978 (нем. яз.). С. 3–4. 261 . Фмринский Н. И., свящ. Прощание с паствою и отъезд преосвященного Феофана из Владимира//Владимирские епархиальные ведомости. 1866. Август. 16. Неоф. часть. 262 . Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1939. 263 . Хитрое М. И., прот. Преосвященный Феофан Затворник Вышенский . Изд. 2–е. М., 1905. 264 . Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле//Православный палестинский сборник. СПб., 1881. Т. 1. Вып. 1. 265 . Чему научает нас преосвященный Феофан Затворник . Слово, произнесенное преосвященным Александром, епископом Тамбовским и Шацким, по случаю полугодичного поминовения епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни//Душеполезное чтение. 1894. Ч. 3. С. 67. 266 . Чистовт КА. С. – Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858–1888 гг.). СПб., 1889. С. 11. 267 . Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000–летия Крещения Руси. Троице–Сергиева Лавра. 6–9 июня 1988 г. М., 1989. Читать далее Источник: Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении/Архим. Георгий (Тертышников). - Москва : Правило веры, 1999. - 568, с., л. ил., цв. ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

[xxii]Дeлo “О возведении…”. — Л. 5. [xxiii]Taм же. — Л. 6. [xxiv] Епископ Феофан. Путь ко спасению. — С. 27. [xxv] Епископ Феофан. Мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. Изд. 2-е. М., 1894. — С. 38. [xxvi]Npeocbящehhый Феофан как писатель-богослов//Церковный вестник. 1894. 4. — Сс. 51–52. [xxvii]Conpoboдumeльhoe слово митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха Средней Европы//На пути к Богу. Жизнь и учение старца Феофана. Иеромонах Георгий (Тертышников). Лейпциг, 1978. — С. 3 (нем. яз.). [xxviii]Kahohuзaцuя святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси, Троице-Сергиева Лавра 6–9 июня 1988 г. М., 1988. — С. 162. [xxix]Peлuruoзho-эmuчeckaя энциклопедия. Т. 6. Афины, 1965. — С. 732 (греч. яз.). [xxx] Архимандрит Георгий (Тертышников) . Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника, епископа Владимирского и Суздальского. К 100-летию со дня преставления святителя Феофана Затворника. Изд-во “Православный Пчель­ник”. Фессалоника. Греция, 1994. 182 с. [xxxi] Священник Ян Прышмонт. Епископ Феофан, русский православный писатель по нравственному богословию//Богословские труды. Варшава, 1978. — С. 211 (нем. яз.). [xxxii]Pycckue писатели 1800-1917. Библиографический словарь. Т. 1. Изд-во “Энциклопедия”. 1989. — Сс. 590–591. [xxxiii]Bыcmynлehue митрополита Алексия//Журнал Московской Патриархии, 1989. 9. — С. 6. [xxxiv]Дenymamckaя программа Святейшего Патриарха Пимена//Журнал Московской Патриархии. 1989. 7. — Сс. 5–6. Журнал «Альфа и Омега», 2 (13), 1997 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 января, 2019 29 июня, 2015 6 декабря, 2014 29 марта, 2013 10 августа, 2012

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

Лебедев Иван Алексеевич (1846–1916), историк и общественный деятель, магистр русской истории (1878), преподаватель географии и истории в 5-й московской мужской гимназии, зав. городскими уч-щами, член Московской городской управы (1883), товарищ московского городского головы (1898–1905); Левенсон Александр Александрович, владелец «Тов-ва скоропечатни А. А. Левенсон» в Москве; Леденцовы, знакомые М. М. Богословского ; Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 1716)), немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед, основатель и первый президент (с 1700) Бранденбургского научного об-ва (позднее – Берлинская АН); Лейст Эрнест Егорович (1852–1918), геофизик, доктор философии (Лейпциг, 1889), магистр (1897), доктор (1899) физической географии. Профессор (1899–1918), заслуженный профессор (1918), секретарь (1903–1911), основатель кафедры физической географии и метеорологии (1910–1911) физико-математического ф-та, помощник ректора (1911–1917) М.у., инициатор создания при Московском ун-те Физико-географического ин-та с метеорологической обсерваторией (1910). Профессор МВЖК (с 1902), член и организатор Московского метеорологического об-ва (1918); Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924), деятель российского и международного революционного движения. Вождь большевистской партии. Основатель Советского гос-ва. Теоретик марксизма; Ленсдаун Генри (Петти-Фитцморис) (1845–1927), лорд, английский политический деятель, ген.-губернатор Канады (1883–1888), вице-король Индии (1888–1894). Консерватор, лидер консерваторов в кабинете Асквита (1908–1916); Ленский (наст. фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847–1908), актер и режиссер Малого театра, театральный педагог; Леонов Николай Иванович (1894–1971), в 1915 студент историко-филологического ф-та М. у., позже географ, профессор Ферганского ун-та; Леонтович Федор Иванович (1833–1910), историк русского права, магистр (1863), доктор (1868) государственного права. И. д. адъюнкта Ришельевского лицея в Одессе (1861–1863), преподаватель (1860–1861), приват-доцент (1863–1865) ун-та Св. Владимира в Киеве. Доцент (1865–1868), профессор (с 1868), заслуженный профессор (1888), декан юридического ф-та (1878–1881), проректор (1881–1884), ректор (1869–1877) Новороссийского ун-та. Директор Одесского коммерческого уч-ща (1884–1891), зав. кафедрой истории русского права Варшавского ун-та (1892–1902);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Самая большая часть трудов по изучению Библии, изданных в настоящее время в Германии, стране, где больше всего изучают ее, к несчастию, проникнута неверием, но Бог будет содействовать торжеству Своего слова чрез самые усилия тех, которые на него нападают. 665 Полная история иудейского экзегеса написана Давидом Касселем (Cassell), Lehrbuch der jüdischen Geschichte und Litieratur, in-8°, Лейпциг, 1879. См. также I. Winter и Wünscbe, Die Jüdische Litieratur seit Abschloss des Kanons, 3 in-8°, 1891–1894; L. Wogue, Histoire de la Bible et de l’exégse biblique (y иудеев) jusqu’à nos jours, in-8°, Paris,. 1881; G. Karpeles, Geschichte der jüdischen Litieratur, 2 in-8°, Берлин, 1886; M. H. Friedländer, Geschichstbilder aus der nachtalmudischen Zeit, 4 in-8°, Brünn, 1880–1887. 666 См. в Mélanges bibliques: La Cosmologie d " apres les Pres de l’Eglise, 2 ed, 1889, p. 22–27. – Сл. J. Biet, Essai historique et critique sur l’école juive d’Alexandrie, in-4°, Paris, 1854, Ed. Herriot, Philon le Juif, in-8°, Париж, 1898, стр. 307–325; J. Winter и Wünsche, Geschishte der Jüdisch-hellenischen Literatur, in-8°, 1894–1896. [Русская литература o Филоне: анонимная статья: „Филон александрийский и его миросозерцание“, Дух. Вестн., 1865, II; М. И. Каринского, „Египетские иудеи“, Христ. Чт., 1870, сентябрь; Д. В. Гусева, „Учение о Боге и доказательство бытия Божия в системе Филона“, Прав. Собеседн., 1881, III.; исследование проф. М. Д. Муретова „Учение о Логосе у Филона александрийского и у Иоанна Богослова“, Москва, 1885; его же: „Философия Филона александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе“, М. 1885; кн. C. Н. Трубецкого, „Учение о Логосе в его истории“, Москва, 1900; проф. Н. Н. Глубоковского , „св. Апостол Павел и Филон александрийский“, Христиан. Чтение, 1902, январь, стр. 65–96; февраль, стр. 165–230. Пер.]. 668 Maschmah, от schäma, „то что слышат, буква“; midrasch, от darasch, „то что изыскивают, комментарий“. 669 „Hagada, narratio, enarratio, historia jucunda et subtilis, discursus historicus aut theologicus de aliquo loco Scripturae jucundus, animum lectoris attrahens“. Buxtorf. Lexicon talmudicum, ed Fisher, p. 658. По другнм hagada значит: „говорят“, потому что назидательные трактаты, которые она передает, состоят почти всегда из. цитат: „Равви такой-то сказал, и т. п.“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

474 Запрещено было включать что бы то ни было в текст буквами, сходными с буквами текста, во избежание всякого смешения между словом человеческим и словом Божиим; но примечания были прямо позволены, так же как и краткие ссылки и варианты. Praef. Vulg., in fine. – См. Lucas Brugensis, Romanae correctionis in latinis Bibliis jussu Sixti V recognitis loca insigniora, in-12, Антверпен, 1603; Венеция, 1735; важная работа по части критики текста Вульгаты. 475 О древнейших печатных Библиях см. W. A. Copinger, Incunabula biblica or the first half Centurg of the Latin Bible, in-f°, Лондон, 1892. Первою печатною Библиею была Библия Иоанна Гутенберга, в Майнце, в 2 томах in folio, в 2 столбца из 42 строк. Том I, содержащий Ветхий Завет, был напечатан в 1450 г., а том II, содержащий Новый Завет, был окончен в 1455 г. R. С. Hawkins, Titles of the first books from the earliest Presses, in-4°, Нью-Йорк, p. I. Эта Библия есть первая книга, напечатанная подвижными буквами. 476 Biblia sacra Vulgatae editiords Sixti V et Clementis VIII P. P. M., jussu recognita atque edita, in-4°, Рим, 1861. Typis Congregationis de propaganda fide (Paris, Roger et Chernoviz). 477 Эта последняя Библия была напечатана красными строками и с обозначением в примечаниях на полях содержания каждой строки, как показывает заглавие: Biblia sacra juxta Vulgatae exemplaria et correctoria romana denuo edidit, divisionibus logicis analysique continua sensum illustrantibus ornavit A. C. Fillion, in-8°, Париж, 1887, 4-е изд., 1897. 480 О коптских переводах можно читать: Assemani, Codices Bibliothecae Vaticanae, y Мая (Mai), Scriptorum veterum nova collectio, V, Рим, 1831; Gregory, Versiones orientales aegyptiacae. Novum Testamentum, t. III, Prolegomena, Лейпциг, 1894; H. Hyvernat, Album de paleographie copte, in-f°, Paris et Rome, 1888; Scrivener, A plain Introduction to the criticism of the New Testament, 4-е изд., т. II, гл. IV, Лондон, 1894. – Русская литература: проф.-прот. В. Г. Рождественского , „Историческое обозрение свящ. книг Нового Завета“, стр. 145–149; проф. Π. А. Юнгерова, „Общее историко-критич. введ. в свящ. ветхозаветные книги“, стр. 458–462. Пр. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Перевод с древнесирийского (арамейского) языка архимандрита Пимена 213 Предисловие переводчика Раббула, епископ Едесский, оставил о себе в истории светлую память. Он был приверженцем святителя Кирилла Александрийского , которому помогал в борьбе с несторианствам. За время от своего обращения из язычества он заявил о себе высоким подвижничеством и миссионерством, любовью к духовному просвещению и смелым свидетельствованием об истине Православия. Епископствовал он с 412 по 435 год. Житие этого труженика веры и просвещения заслуживает внимания лиц, ищущих назидательного чтения, и представляет собою также интересную часть церковной истории и истории сирийского монашества. Перевод Жития сделан с издания Павла Беджана (Акты мучеников и святых (398–470). Т. IV. Лейпциг. 1894). В объеме сего заключаются и некоторые памятники письменной деятельности самого Раббулы. Цифрами (в круглых скобках) отмечается здесь начало страницы подлинника. Братие! По ревности любви Христовой создаем пред вашею любовью посредством писаний образ превосходных дел епископа Раббулы, похвалы нашего города, чтобы он был для нас и для всех родов воодушевляющим знамением, чтобы нам подражать его добрым делам. Он на поприще праведности явился храбрым, и в жестокой борьбе с началами (чин ангелов злых) оказался победителем, и мудростью своею одолел хитрость диавола, и открыто презрел мир и его похоти, воинственно попрал силу противника, тело и страсти свои победил своим терпением, в состязании победил ненавидевшего его сатану, а тех, кого последний прельстил, обратил к истине; хитрые обольщения сладостных возбуждений греха победил острием своего терпения. Он тот, который помогал людям словами и приносил им пользу своими делами, и Ангелов возвеселил, и привел их в удивление своим постоянством, и Господа своего прославлял и величал своею верою, и душею своею обрел и получил спасение. И почивал в нем Дух Божий в течение всей его жизни, пока не поднял он венца праведности за все подвиги своего смирения, когда, наконец, он удостоился от Бога желаемых им небесных благ. Итак, подобает нам этому славному своими именами по достоинству начертать вожделенное воспоминание, чтобы для нас и для всех веков образ его славных дел был воодушевляющим знамением, чтобы мы подражали в них ему, как и добродетельным и славным своими именами отцам. Они и в Ветхом и в Новом Завете возвышают образы своих добродетелей, как врачевства писаний, которые воплощены в Священном Писании .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

25 Епископ Феофан. Мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. Изд. 2-е. М., 1894. — С. 38. 27 Сопроводительное слово митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха Средней Европы//На пути к Богу. Жизнь и учение старца Феофана. Иеромонах Георгий (Тертышников). Лейпциг, 1978. — С. 3 (нем. яз.). 28 Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси, Троице-Сергиева Лавра 6–9 июня 1988 г. М., 1988. — С. 162. 30 Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника, епископа Владимирского и Суздальского. К 100-летию со дня преставления святителя Феофана Затворника. Изд-во “Православный Пчель­ник”. Фессалоника. Греция, 1994. 182 с. 31 Священник Ян Прышмонт. Епископ Феофан, русский православный писатель по нравственному богословию//Богословские труды. Варшава, 1978. — С. 211 (нем. яз.). 32 Русские писатели 1800-1917. Библиографический словарь. Т. 1. Изд-во “Энциклопедия”. 1989. — Сс. 590–591. 34 Депутатская программа Святейшего Патриарха Пимена//Журнал Московской Патриархии. 1989. 7. — Сс. 5–6. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

Н. М. Данилин. Фотография. 40-е гг. XX в. у мальчика обнаружили красивый голос и большие муз. способности. Несмотря на упущенный возраст для поступления его приняли в Синодальный хор и во 2-й класс Синодального училища церковного пения . В хоре Д. пел до 1894 г., курс обучения в уч-ще завершил в 1897 г. со званием регента и учителя церковного пения. Муз. и специальные предметы Д. изучал под рук. В. С. Орлова (к-рый оказал на Д. в эти годы наибольшее влияние), А. Д. Кастальского , А. Г. Полуэктова , Н. С. Кленовского , С. Н. Кругликова , А. Н. Корещенко и свящ. Василия Металлова . В дальнейшем учился в Музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва в классе специального фортепиано проф. С. М. Ремезова (1904-1907), занимался также в специальных теоретических классах проф. Корещенко. По предложению Орлова в 1902-1904 гг. исполнял обязанности помощника регента Синодального хора, в 1907-1910 гг. являлся старшим помощником регента Синодального хора Кастальского. Назначенный в февр. 1910 г. регентом Синодального хора, Д. занимал этот пост до роспуска хора в 1918 г. С приходом Д. хор достиг, как во времена Орлова, положения лучшего профессионального церковного хора Москвы. С именем Д. связаны первые исполнения написанных для церкви Литургии св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощного бдения (1915) С. В. Рахманинова , прозвучавших под его упр. в Москве, С.-Петербурге, Курске и за границей. При Д. репертуар Синодального хора составляли близкие ему по духу и темпераменту сочинения московских композиторов, прежде всего Кастальского. Постоянно исполнялись сочинения Рахманинова, П. Г. Чеснокова , В. С. Калинникова , А. Т. Гречанинова , К. Н. Шведова , меньше - М. М. Ипполитова-Иванова , А. В. Никольского , Н. С. Голованова и отдельные произведения прот. Петра Турчанинова , А. Ф. Львова , Г. Ф. Львовского , П. И. Чайковского . С Д. Синодальный хор трижды выезжал в Европу: в 1911 г. на концерты в Рим, Флоренцию, Вену и Дрезден, в 1912 и 1913 гг. на освящение правосл. храмов в Ниццу и Лейпциг. Пение Синодального хора отличали мастерство, глубина и законченность исполнения, особая красота и мягкость звучания детских голосов, завораживающее звучание низких басов. Последнее выступление хора под упр. Д. состоялось в июне 1917 г. в Москве. 21 нояб. 1917 г. Синодальный хор с регентами Д. и Головановым принял участие в интронизации Патриарха Тихона , проходившей в Успенском соборе Московского Кремля. Последняя служба в Успенском соборе с участием Синодального хора прошла на Пасху 1918 г.

http://pravenc.ru/text/171325.html

Письмо архимандрита Феофана к К. С. Сербиновичу свидетельствует о том, что в апреле 1857 г. им были переданы в дар библиотеке халкинской богословской школы восемь книг: архимандрита Макария (Булгакова) пятитомное «Православно-догматическое богословие» (СПб., 1849–1853) и «История русского раскола, известного под именем старообрядства» (СПб., 1855); труды архиепископа Антония (Амфитеатрова) «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви» (Киев, 1848) и «Пастырское богословие. Ч. 1» (Киев, 1851). 99 В июне 1894 г. Троицкий монастырь и здание богословской школы были разрушены землетрясением. Сохранился только храм XVII в. Восстановлением руководил архитектор Петриклос Фотиадис. Деревянное строение заменили каменным – той же планировки, но с укороченными боковыми крыльями; так что алтарная часть церкви, некогда размещавшейся «посреди двора», выступает за границы прямоугольного пространства. Перед ней – просторная лужайка на месте старой каменной библиотеки, от которой сохранился лишь фундамент под слоем дёрна. У алтаря – могилы; на одной из плит высечено имя Илии Танталидиса. Библиотека переехала в основное здание богословской школы. В книжных фондах халкинской школы нами выявлено издание 1847 г. на русском языке. Без переплёта, перевязанное бечёвкой, оно хранится в бумажном конверте формата А4. В верхней части титульного листа – написанный чернилами перевод заглавия на греческий язык. Это «Введение в православное богословие. Сочинение архимандрита Макария, инспектора и профессора богословских наук в Санкт Петербургской духовной академии» (СПб.: В типографии Е. Фишера, 1847). За него автор был удостоен учёной степени доктора богословия. Докторская диссертация преосвященного Макария (Булгакова) по справедливости признана лучшим и наиболее полным изложением право славного догматического богословия и вскоре после выхода в свет была переведена на иностранные языки. Очевидная забота архимандрита Феофана о богословской школе на острове Халки была продиктована заинтересованностью в судьбах её выпускников, в числе которых «бывают желающие большего усовершенствования». 100 Известно, что архимандрит Феофан располагал списком окончивших курс Халкинской богословской школы «с показанием, где они теперь находятся». 101 «Имеющие средства едут даже в Лейпциг... И что услышат там? Из оканчивающих курс в сем году двух иерусалимитов принять в наши академии будет просить Иерусалимский патриарх. Сам слышал от не оканчивающих, что желали бы по окончании ехать в Россию. Нельзя ли предложить Вселенскому патриарху от лица Всероссийского Синода, чтоб по окончании курса в богословском училище посылали всех или по выбору в Россию, без особенных прошений и переписок? Это тем удобнее, что оканчивающих бывает немного. Только с обязательством, чтоб из русских академий прямо поехали к Патриарху в его распоряжение, а не шатались по России без дела. Таким объявлением воли Святейшего Синода будет поддерживаться расположение греков к нам». 102

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

    С. К. Смирнов, Историн Моск. Сл. Гр. Лат. Академии, М. 1855;     И. А. Чистович, Новгородский митр. Иов, «Странник», 1861, 2;     Ε. Μ. Прилежаев, Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху, Хр. Чтен. 1877, Март-Апр.    Срв. М. Сменцовский, Братья Лихуды, 1899 (и в приложении: Церк.-историч. материалы, 1899);    рец. Каптерева, в Отчете о 44-м присуждены Увар. премии, 1904; срв. и А. Никольский, Житие преп. Варлаама Хутынского лихудиевой редакции, Вестн. Αрх. и Истории, изд. И. Арх. Инст., В. XXI, 1911;     И. Яхонтов, Иерод. Дамаскин, р. полемист XVII в.; 1884;     П. Образцов, Арх. Гавриил Домецкий и иерод. Дамаскин, Дух. Бес. 1865, I;     С. Браиловский, Ф. И. Поликарпов-Орлов, директор Москов. типографии, ЖМНПр., 1894, 9, 10, 11.    Срв. И. Забелин, Первое водворение в Москве гре­ко-латинской и западно-европейской науки, «Чтения», 1886, IV. IV. Петербургский переворот.1. Смысл церковной реформы Петра Великого.2. Программа Русской реформации.    П. В. Верховский, Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент, т. 1 и II, Ростов нД. 1916; во введении подробный разбор литературы;    срв. его же, Очерки по истории р. Церкви в XVIII и XIX ст., в. I, Варш. 1912;     Е. Ф. Шмурло, Петр В. в оценке современников и потомства, вып. I, XVIII в, СПБ. 1912 (из ЖМНПр. 1911 и 1912).    О пафосе «полицейского» государства см. У М. М. Богословского, Областная реформа Петра Вел., 1902, введение.    Срв. и Μ. Φ. Владимирский-Буданов, Государство и народное образование в России в XVIII в., 1874;    прот. А. М. Иванцов-Платонов, О русском церк. управлении, «Русь» 1882 и отд., как приложение к 27 «Русского Труда», изд. С. О. Шараповым. 1898.    Отзыв Пушкина о реформе Петра Великого, «Выписки для истории Петра Великого» (1834), Венгеровское издание, т. V, с. 279, 959. 3. «Реформаторство» Феофана Прокоповича и борьба против протестанства.   Богосл. лекции Феофана были изданы только не скоро после его смерти, хотя в рукописных копиях они были в обращении и раньше.    Полное издание С. Миславского. Лейпциг, 1782—1784; 3-ий том не принадлежит Феофану; 2 изд. 1792 года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010