Ал. еда убо придет. 10 Не пис. ли рече (греч. επεν и λγει) др.: убо ни... не кънигы ли рекошя. – племени. Вифл. веси в одних, др.: Виф. градьца, града – придет Х., грядет Х., приходит Ал.: ни ли... кде... Х. придет, соотв. греч. вар 12 Убо – нов. вм. древн.: же. Сав. оп. в народе. Ал.: в народе бысть соотв. греч. вар. Слав.: Его ради. 13 Назовём из них главнейшие: „Что есть истина?“ (Лейпциг 1893 и т. I-й, СПб. 1901); „Хлеб насущный“ (Москва 1882 и т. III. СПб. 1902); „Трудовое Братство и его школы“ СПб. 1900); „Благовест Библейский“ (т. II, СПб. 1901); „Слова, исшедшие из уст Божиих. Мысли рядового христианина о жизненном значении их“, 1–3 вып. Вып. I: „Молитва Господня“ (Лейпциг 1893 и т. II); вып. 2: „Пятая глава Евангелия от Матфея“ (Лейпциг 1893 и т. II); вып. 3: „Десятая глава Евангелия от Матфея“ (Лейпциг 1893 и т. II); „Христианское мировоззрение“ (Берлин 1894 и т. II); „Христианская гармония духа“ (в т. II, первонач. в журнале Вопросы философии и психологии за 1892); „Трудовые братства. Могут ли дольше обходится без них церковь и христианское государство и как осуществить их?“ (Лейпциг 1893 и т. III); „Братские союзы в учебных заведениях средних, высших и низших. Могут ли долее обходиться без них церковь и государство и как осуществить их?“ (Лейпциг 1893 и т. III); „К лучшему будущему“ (в т. III, а первонач. в книжках ж. Неделя за 1899 г.); „Воздвиженская школа – колыбель Трудового Братства“ СПб. 1895 (т. IV, СПб. 1903); „Беседы о Трудовом Братстве“ (т. IV). Цена I–IV т. по 1 р. 50 к. за том. Выписывая от автора наложенным платежом (Блюститель Крестовоздвиженского Братства Николай Николаевич Неплюев , Янполь Черниговский), сельские священники, сельские учителя и учительницы, ученики и ученицы учебных заведений и вообще все люди несостоятельные могут не платить за пересылку. 29 К характеристике III, 14, 32; Христ. миросоз. 34–37 и д.; III, 15–16, 55, 55–56; IV, 16, 87; 13, 55, 87–88, 93, 95, 97, 82–84, 101–102, 103–105: II, 335, 336, 343–345; Трудовое Братство 7; III, 47; IV, 78, 80 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Глубокоуважаемый Степан Васильевич! С искренней благодарностью принимаю Ваше любезное приглашение. Тронут очень Вашим вниманием. Пользуясь Вашим разрешением, позволю себе прийти в пятницу вместе с художником Мих[аилом] Васильевичем Нестеровым, большим почитателем серьезной, особенно духовной музыки. Еще раз примите мою признательность за столь любезное внимание. Желаю Вам успеха и здоровья. Искренно и глубоко Вас почитающий В. Васнецов» (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 125). 316 Имеется в виду работа В.И. Шервуда «Опыт исследования законов (живопись, скульптура, архитектура, орнаментика)», опубликованная в 7–12 «Русского обозрения» за 1894/95 годы (имеется отдельный оттиск). В числе прочего автор выражает мысль о пользе создания школы церковного искусства под руководством В.М. Васнецова. 317 Теория древнерусского народного стихосложения изложена П.Д. Голохвастовым в его работе «Законы стиха русского народного и нашего литературного» (СПб., 1885). Смоленский, несомненно, был знаком с трудами Э. Праута «Музыкальная форма» (М., 1900), Г. Римана «Систематическое учение о модуляции как основе учения о музыкальных формах» (М.; Лейпциг, 1898). Перевод книги Праута был сделан С.Л. Толстым при помощи С.И. Танеева. 318 О композиции упомянутой стихиры Смоленский пишет в статье «О собрании…» (см. второй том). Сохранилась также рабочая тетрадь в 145 листов (из них 51 чистый) и отдельные листы с ритмическими записями, чертежами, фотографиями, нотными примерами и словесными текстами (ОР РНБ, ф. 816 (Финдейзен), оп. 3, ед. хр. 2644, 2645). 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 319 В архиве Смоленского сохранилась оставшаяся не изданной статья памяти Сергея Андреевича Комарова и материалы к ней (РГНА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 23, л. 17–33). 320 Печальна была судьба этого ректора, архимандрита Павла, после его епископства в должности викарного Тверской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Лейпциг – Константинополь – снова Лейпциг. Ученая и издательская деятельность Иеромонах Никифор приехал в Лейпциг после мая 1765 года 29 . Здесь в то время проживали многие греки, прибывшие для совершенствования своего образования. В Лейпциге была православная церковь , и на университетских скамьях можно было видеть греков в монашеском одеянии. В Лейпцигском университете в 1763–1770 гг. знакомился с науками запада и знаменитый старший соотечественник Феотокиса Евгений Вульгарис. Никифор занимается здесь издательскими трудами и посещает уроки физики в научной лаборатории Иоанна Генриха Винглера 30 . Издав в свет «Поучительные слова на святую Четыредесятницу» (1766 г.) и составленный им учебник физики в двух томах (1766–1767 гг.) 31 , он направляется в Константинополь 32 . В это время правительство Керкиры решило восстановить школу, пришедшую после отъезда иеромонаха Никифора в полный упадок, и приглашало его вернуться на родину, чтобы вновь преподавать в ней. В мае 1767 года, из Константинополя, Феотокис ответил им отказом: он советовал правителям избрать на предлагаемую ему должность другое лицо – впрочем, подавая надежду, что с течением времени и сам сможет «оставить какую-нибудь незначительную должность» и послужить «столь великому делу». А в тот момент он предполагал о себе иное... «Желая видеть от юности моея монастыри горы Афонской, – пишет Феотокис, – приехал [я] в Константинополь, дабы оттуда ехать в Афон, но тщетно». Тщетно – потому что в Константинополе он был удержан князем Григорием Гикасом 33 . Гикас был любителем просвещения и собирателем рукописей; в то время он состоял в должности великого драгомана 34  при дворце. С князем, известным ранее Никифору лишь по письмам, теперь его связали узы тесной дружбы. В его доме ученый иеромонах был тепло принят и прожил около года, обучая наукам сына князя Григория. Занимаясь в его богатой библиотеке, он нашел рукопись, содержащую святоотеческие толкования на книги Ветхого Завета, «Цепь толковников», переписал ее и начал готовить к изданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

1900 год – 1 за январь 1900 г. (с. 40) – упоминается журнал «Слово Правды», издаваемый с 1896 г. в Румынии, в Браиле, – 1 за январь 1900 г. (с. 55–60), «Сношения старообрядческого лже-архиепископа Иоанна Картушина с донскими старообрядцами и инструкция раскольничьм благочинным» (упомин. К.А. Перетрухин, неск.разбыл на Дону – М.Б.), – 1 за январь 1900 г. (с. 137–145), Э.О. «Раскол старообрядчества в 1899 г.», – 1 за январь 1900 г. (с. 145–152), Алексей В-в «Московский раскол», – 2 за февраль 1900 г. (с. с. 249–264), «Разъезды раскольничьего лжеархиепископа Иоанна Картушина с его «миссионерами» по югу России и беседы с ними» (о К.А. Перетрухине – М.Б.), – 3 за март (с. 360 – 376) и 4 за апрель (с. 535 – 542) 1900 г., Проф. Н. Ивановск ий «Внутреннее устройство секты странников или бегунов» (Две публичные лекции, читанные 12 и 19 декабря, в пользу Братства св. Гурия), – 4 за апрель 1900 г. (с. 526), «Свободные раскольничьи браки», – 4 за апрель 1900 г. (с. 549 – 560), Миссионер Ф. Круглов «Московская Федосеевщина в последние 30–40 лет», – 4 за апрель 1900 г. (с. 605–618), А. В-ов и Ив. Чередников «Современный раскол» (есть о Ф. Мельникове), – 5 за май 1900 г. (с. 696–720) и 7–8 за июль-август 1900 г. (с. 53–72), Проф. Н. Ивановск ий «Внутреннее устройство секты странников или бегунов» (Две публичные лекции, читанные 12 и 19 декабря, в пользу Братства св. Гурия) (продолжение), – 6 за июнь 1900 г. (с. 888–889), «Современный раскол» (есть о Швецове, Перетрухине и Ф.Мельникове – М.Б.), – 7–8 за июль-август 1900 г. (с. 121–124), Свящ. В. Ст-в «Что такое четки или лестовки? История их происхождения», – 7–8 за июль-август 1900 г. (с. 152–160), Свящ. И. Рябухин «Современный раскол. Отец и дети Мельниковы и их пропагандистская деятельность. Осуждение Вас. и обвинение Фед. Мельниковых», – 9 за сентябрь и 10 за октябрь 1900 г. (с. 226–240 и с. 259–279), Проф. Н. Ивановск ий «Внутреннее устройство секты странников или бегунов» (Две публичные лекции, читанные 12 и 19 декабря, в пользу Братства св. Гурия) (продолжение),

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

мест. Вып. 4-й. Почаевская Успенская Лавра. Одесса, 1894. 8 д. 66 стр. Одесса за сто лет. Исторический очерк и путеводитель. Одесса 1894. 8 д. 135 + 384 + 192 стр. Ц. 60 к. Одесса 1794–1894. Вып. 1-й. Одесса 1894. 4 д. LXXX + 352 стр. Ольховский Г. Был ли св. апостол Петр князем апостолов? Варшава, 1894. 8 д. 43 стр. Ц. 40 к. с пер. – Холмский кафедральный Рождество-Богородицкий собор от начала его существования до введения унии на соборе в Бресте (1001–1596 гг.) Ц. с пер. 40 к. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства Юстиции. Кн. 9-я Москва, 1894. 8 д. VII + 361 + 161 стр. Ц. 3 руб. —335— Историческо-статистическое описание Харьковского кафедрального Успенского собора. Харьков, 1894. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Издан. 2-е Москва, 1894. 8 д. 81 стр. Острогорский Виктор. Двадцать биографий образцовых русских писателей. С портретами. Для чтения юношества. Издан. 4-е. СПБ. 1894. 8 д. II + 176 стр. Ц. 50 к. – Из мира великих преданий. Рассказы для юношества с рисунками Кившечко и Панова Издан. 5-е Москва, 1894. 8 д. IV + 252 стр. Ц. 1 р. Острогорский М. Хронология всеобщей и русской истории. Средняя история. Издан. 14-е. СПБ., 1894. 4 д. 20 стр. Ц. 25 к. Павлович А. Христианская церковь в римской империи в первые века. СПБ., 1894. Ц. 60 к. Палестина и Синай. Т. I вып. 3-й. СПБ., 1894. 12 д. VI + 176 стр. Память пятисотлетия преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России Чудотворца, жизнь и подвиги его, с приложением описания крестного хода в Троице-Сергиеву Лавру в 1892 г. С 13 рисунками. Москва, 1894. 16 д. 108 стр. Петровский С., свящ. К столетнему юбилею Одессы. Одесский кафедральный Преображенский собор. Исторический очерк с приложением 4 фототиптй. Одесса, 1854 8 д. IV + 123 стр. Ц. 1 р. Петров Андр. Пятидесятилетие научной разработки славянских источников для биографии Кирилла и Мефодия. (1843–1893). Москва, 1894. 8 д. 56 стр. Писарев С. Смоленск и его история.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но главным событием этого периода стала поездка хора осенью 1913 года в Лейпциг на освящение русского православного храма-памятника. Хор ехал в составе сорока двух певцов. Я имел счастье участвовать в этой поездке, и впечатления детства, как это часто бывает, глубоко врезались в мою память. Кроме церковных служб, предполагались также концерты в Берлине и Варшаве. Помимо Данилина, в поездку отправился и помощник регента Голованов. Официально Николай Семенович ехал в качестве воспитателя и в дороге безотлучно находился с нами, мальчиками. Поездку возглавлял Ф. П. Степанов, нас сопровождал врач И. П. Рождественский. Мы ехали поездом, а заранее багажом были отправлены в Лейпциг сундуки с «парадами» – нашими праздничными, голубыми с золотым кантом, кафтанами, изготовленными по рисунку В. М. Васнецова. Хор прибыл вовремя, а вот сундуки запоздали. Из-за этого казуса хор не смог принять участие в церемонии переноса праха русских воинов, погибших под Лейпцигом в «Битве народов», из лютеранской церкви в новый православный храм-памятник. Мы приехали в Лейпциг к вечеру и, разместившись, за ужином встретились с нашим любимым протодьяконом Успенского собора Константином Васильевичем Розовым. Эта встреча сразу всех успокоила и обнадежила. Розов был одет в костюм, которого мы раньше на нем не видали: долгополый сюртук и цилиндр, и одежда подчеркивала его очень высокий рост и могучую фигуру. О том, как поражала иностранцев внешность Розова, пишет в своих воспоминаниях протопресвитер Армии и Флота о. Георгий Шавельский – ему-то и принадлежала инициатива пригласить на торжества в Лейпциг Синодальный хор и Розова. Самого о. Георгия мы тоже знали раньше: он однажды сослужил в Успенском соборе на молебне и всем запомнился. Он был высокий, темноволосый, в золотых очках; служил стройно, неспешно. На следующий день состоялось освящение храма во имя Воскресения Христова. Литургию мы пропели, как всегда, спокойно, не отклоняясь от устава Успенского собора, словно не уезжали из Москвы. В тот же день была всенощная, по окончании которой к иконостасу подошел великий князь Кирилл Владимирович с адъютантами. Приложившись к иконе, он направился к нам, поздоровался за руку с Данилиным и спросил, сколько лет тот руководит Синодальным хором. Получив ответ: «Два года», великий князь заметил, что хор звучит прекрасно, лучше, чем Придворная капелла. Певчих Синодального хора редко хвалили «в лицо», так уж было заведено, и потому похвала персоны, возглавляющей Лейпцигские торжества, была нам очень приятна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, совершенно уничтожен вид на кафедральную церковь святителя Николая — её заслоняет абсолютно не вписывающийся в архитектурный ансамбль социалистический бетонный куб. Прямо за церковью Святителя высится безобразный небоскрёб с “украшением” на крыше, похожим на только что выдернутый зуб… в общем, старый Лейпциг размыт и опошлен современным строительством. Но не только строительством. У меня создалось впечатление, что Лейпциг “потерял себя”: он стремится быть усреднённым европейским городом, а достигается это за счёт отказа от своих корней. В гостинице я стал узнавать, где находится издательство “Брайткопф и Гертель”. Любой музыкант знает эти имена: это существующее с 1719 года самое лучшее в мире и самое знаменитое нотное и музыкальное издательство. Мне хотелось посетить его. Так вот, в Лейпциге его больше нет. Дама в рецепции даже и не понимала, о чём я её спрашиваю… но ведь это национальное достояние! Лейпциг, получается, отказывается от него. И это не единичное явление. Мне пришлось, посещая фестиваль Баха, убедиться в том, что деградирует и качество музыкального исполнительства, ещё каких-то тридцать лет назад бывшего эталонным. Да и в атмосфере города чувствуется какая-то… бессмысленность, что ли. Я пытался вообразить себе, восстановить для себя строгую христоцентричность баховской эпохи, когда Лейпциг был городом мастеров, книгоиздателей и музыкантов — и не мог. От традиционного Лейпцига осталась одна торговля — улицы заполнены праздным народом, перетекающим из одного магазина в другой. Уже и нет того доброжелательства, которое окутывает человека в Дрездене, — мне приходилось даже сталкиваться с привычными для русского человека, но несколько неожиданными в Германии случаями хамства со стороны разного рода обслуживающего персонала. В Лейпциге я ясно чувствовал, что Европа действительно теряет себя, и это было очень обидно… Расположившись в отеле и подивившись исчезновению издательства “Брайткопф”, я направил свои стопы в церковь святого Фомы (Thomaskirche); там в алтаре похоронен И. С. Бах. Вообще-то у лютеран не принято хоронить в алтаре, но для Баха сделано исключение. Томаскирхе поистине прекрасна; ей девятьсот лет, она не раз перестраивалась, но перестройки не повредили её суровой готической красоте; последняя реставрация, проведённая в 2000 году, удачно подчеркнула именно “готичес­кую составляющую” церкви. Могила Баха усыпана цветами; ему же посвящён один из витражей южной галереи. В церкви два органа; один, XIX века, стоит на своём месте, над западными дверями, а другой — посередине северной галереи, напротив кафедры проповедника. Этот орган, построенный по образцу баховского времени, перенесён из уже упоминавшейся мною снесенной церкви святого Павла. К сожалению, “оригиналь­ных” органов не сохранилось — они или перестраивались в XIX веке сообразно с “новыми” вкусами слушателей, или пошли на снаряды во время Второй мировой войны.

http://pravmir.ru/putevyie-zametki/

Княжеская местность и храм князей в Смоленске. СПБ, 1894. 8 д. 295 + IV стр. Ц. 2 р. Поддубный И. Русская земля. Сборник для народного чтения. Северный край. (Приходская библиотека). Москва 1894. 8 д. 234 стр. и 1 карта. Покровский Н.В., проф. Очерки памятников православной иконографии и искусства. СПБ., 1894. Вып. 1 и 2. С 150 рисунками. Ц. 4 р. с пер. Полевой П. Краткое учебное руководство по русской истории, с картинами и картами в тексте, применит. к программе церк.-приходск. школ, СПБ., 1894. 8 д. 95 стр. Ц. 30 к. Порфирий Успенский , епископ. Книга бытия моего. Дневник и автобиографические записки. Часть I: 1841–1844 годы. Издан. Акад. Наук и Правосл. Палестинского Общества. Под редакц. П. А. Сырку. СПБ., 1894. 8 д. XIII + 574 стр. Ц. 5 р. Поселянин Е. Повесть о том, как чудом Божием строилась русская земля. Издан. 3-е, Москва, 1894. 8 д. 128 стр. Ц. 35 к. Пособие при чтении и изучении Библии в семье и школе. Вып. II. Библейская география и топография. Геология и минералогия библейских стран. Труд и издан. архим. Никифора. Москва, 1894. 8 д. 99 стр. Путешествие Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича в 1890–91 гг. Два чтения. СПБ., 1894, 8 д. 56 стр. Ц. 15 к. Путинцев Мих., прот. Сказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия. Издан. 2-е. Москва, 1894. 8 д. 38 стр. Пшеничков Μ. Ф. Исторические очерки. Крещение Руси, присоединение —336— Новгорода и жизнедеятельность преп. Сергия. Казань, 1894. 8 д. 35 стр. Ц. 20 к. Певцов В., свящ. О святой Земле. Чтение для народа. Издан. 3-е. СПБ., 1894. 8 д. 22 + 16 стр. Рассказы из русской истории. СПБ. 1894. 8 д. 75 стр. Ц. 15 к. Родосский Алексей . Описание 432 рукописей, принадлежащих С.-Петербургской Духовной Академии и составляющих ее первое по времени собрание. СПБ., 1894. 8 д. 427 стр. Ц. 2 р. с пер. Розанов В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. СПБ., 1894. Ц. 1 р. 50 к. Рубинштейн С.Ф. Хронологический указатель указов и правительственных распоряжений по губерниям Западной России, Белоруссии и Малороссии за 240 лет, с 1652 по 1892 год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1899 66. Анисимов В. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Изд. 3-е, испр. и доп. Одесса, изд. Е. И. Фесенко, 1899. 72 с.; портр. 67. Баженов Н. А. Кронштадтское реальное училище. Двадцатипятилетие Кронштадтского реального училища (1873–1898). Кронштадт, 1899. 68. Нарцизова А. Путешествие отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, пастыря Кронштадтского, в Суру Архангельской губернии. Ярославль, 1899. 50 с. 1900 69. Абрамов H. Р. Посвящаю неутомимому труженику и молитвеннику человечества отцу Иоанну Ильичу Сергиеву (Кронштадтскому) в день его Ангела, 19 октября 1900 года. СПб., 1900. 2 с. 70. Биография почившей старицы Прасковьи Ивановны Ковригиной в г. Кронштадте. СПб., 1900. 16 с.; портр. 71. Борис, епископ. Речь при закладке храма, сооруженного о. протоиереем Иоанном Ильичом Сергиевым при Сурском женском подворье в С.-Петербурге, 16 сентября 1900 года.//Извлечение из журн. «Церковный Вестник» за 1900 г. СПб., 1900. 4 с. 72. Иванов Д. А. Благодушнейшему из смертных, отцу Иоанну (Кронштадтскому) в день юбилея. СПб., 1900. 73. Сорокалетие служения протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1900. 74. Стихотворения, посвященные настоятелю Кронштадтского Андреевского собора протоиерею о.Иоанну Ильичу Сергиеву в день юбилея 45-летнего служения в священническом сане. СПб., 1900. 75. Таисия, Леушинская игумения. Сурская женская обитель во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на родине о. протоиерея Иоанна Сергиева. СПб., 40 с. Изд. 2-е – СПб., 1901. 76. Таисия/Солопова М. В./, игумения. Начало Сурской женской обители. (На родине о. Иоанна Кронштадтского .) СПб., 1900. 8 с. 77. Ш[ауман] П. П. Пребывание протоиерея о.Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского на родине в селе Суре Архангельской губернии. Освящение Сурской Иоанно-Богословской общины 20 июня 1900. Кронштадт, тип. газ. «Котлин», 1900. 32 с.; ил. 1901 78. Епифанов П. Л. Речь П. Л. Епифанова отцу Иоанну Кронштадтскому в день исполнившейся 45-летней годовщины его пастырской и проповеднической деятельности, 14 декабря 1900 года. СПб., 1901. 8 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Архиепископ Никифор своими пастырскими доблестями много утешил Церковь и, быть может, был одним из тех пастырей, которые отвратили ее от падения среди века строптивого и развращенного. Труды: Толкование воскресных Евангелий (на греческом языке): в 2 ч. – М., 1796, в русском переводе. – М., 1805. Толкование воскресных чтений из апостола (на греческом языке). – М., 1800. в русском переводе. – М., 1819. Свод 51 толковника на первые 8 книг Священного Писания Ветхого Завета и на книги Царств (на греческом языке): в 2 т. – Лейпциг, 1772–1773. Поучительные слова на Четыредесятницу и несколько речей (на греческом языке). – 1766. Речь императрице при посвящении во епископа. – СПб., 1799. Четыре слова огласительные к монахине, в день облечения ее в ангельский образ. – М., 1809. Окружное послание к старообрядцам Словенской епархии. – 1780. Ответы на Соловецкую челобитную, присланную бахмутскими раскольниками. Ответы на 15 вопросов киргизских раскольников и рассуждение о святом мире. – М., 1800. Грамоты к раскольникам//Астраханские епархиальные ведомости. – 1845, 8. О насилии католиков и о том, кто суть раскольники (схизматики) и униаты (на греческом языке). – Галле. 1775. Физика (на греческом языке): в 2 ч. – Лейпциг. 1766, 1767. Курс чистой математики: в 3 ч. – М., 1798, 1799, 1800. Сочинения Исаака Сирина (на греческом языке). – Лейпциг, 1770. Литература: Саввинский И. Исторические записки об Астраханской епархии. – Астрахань, 1903. Соловьев М. М. Никифор Феотоки//Труды Киевской духовной академии. – 1894, кн. 3. Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря. – Киев. Грановский А. Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем. – Полтава, 1901. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – T. 2. Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская//Чтения в Обществе истории и древностей Российских. – М., 1848, 8. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 311, 487.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010