Существует мнение, что хлысты причащались иногда грудью девицы (богородицы) и телом и кровью младенцев (христосиков). Факт этот некоторыми оспаривается; несомненно одно: если и бывало что-нибудь подобное, то как редкое, исключительное явление. Обыкновенно же причащаются сектанты хлебом и водой, иногда квасом, а иногда изюмом или виноградом. Изуверные действа причащения грудью «богородицы», или телом и кровью «христосиков», во всяком случае, отошли в область преданий. 1 Соборник есть сборник поучений разных отцов и учителей церкви, расположенных в порядке Триоди, т. е. начиная с поучения в неделю мытаря и фарисея. Напечатан в 1646 году. 2 Строго говоря, перстосложение, на Стоглавом соборе утверждённое и старообрядцами употребляемое, должно называть трёх – и двуперстным, или пятиперстным, так как в нём даётся значение всем пяти перстам, и о трёх перстах – большом и двух малых, выражающих учение о единосущей Св. Троице, говорится прежде, чем о двух перстах. Но мы называем это сложение двуперстным, как то принято. 3 Против этой последней мысли раскольники возражают то, что Феодоритово слово учит как креститься, так и благословлять, а тремя перстами никогда не благословляли. Но здесь может разуметься благословление не священника, а просто мирянина. 4 В издании Стоглава Кожанчиковым это место извращено, очевидно, в угоду раскольникам. За верность чтения казанского издания Стоглава ручаются множество рукописей и ясность в самом изложении. 5 Исключение в некотором роде может быть сделано по отношению к незначительной отрасли явившихся в последнее время беспоповцев-рационалистов. См. Ист. раск. стр. 126–127, изд. 6. Но относительно их должны быть употребляемы и иные полемические приёмы, так как авторитета отеческих писаний они не признают. 7 В Толковом Апостоле помещены толкования на послания апостольские, принадлежащие разным церковным учителям, преимущественно св. Златоусту. Напечатан единственный раз в Почаевской типографии, в 1784 г. 8 В виду такого же смешения разных понятий, – особенно когда чувствуют своё бессилие доказать бытие антихриста, беспоповцы начинают говорить о каком-то особом «отступлении», имеющим быть пред временами последнего антихриста, и при этом ссылаются на одно место в Кирилловой книге, где говорится, что сначала явится отступление, а потом придёт антихрист (л. 15). Но в Кирилловой книге здесь – очевидная ошибка. Место это составляет пояснение слов апостола Павла из 2 посл. к Фессалоникийцам (зач. 575), но отступлением там, по объяснению св. Златоуста, и называется самый антихрист (бес. на 14 посл. стр. 2333), а не какое-то прежде него имеющее произойти «отступление». При том, означенная попытка отделить понятия «отступление» и «антихрист» и для самих беспоповцев не полезна, потому что тогда им прямо пришлось бы отказаться от учения о наступлении царства антихриста, и нечем было бы оправдывать своё безъиерархическое состояние. Посему означенное мнение беспоповцами приводится весьма редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

л. 518. Послесловие: Написана бысть сия книга Златоуст с мытаря и фарисея рабом Божиим Власьем Остафьевым сыном и свершена на память св. Иева праведного мес. мая 6 день лета 706З (1557). И кто начнет сию книгу святые словеса прочитати, и вы, господья мои, не поревнуйте моему грешному худоумью, где будет ся описах и не исправих и недосмотрих, и вы Бога ради исправьте, как вас Бог вразумить, и св. Апостоли, и Пррроци, и Мученици и вси Святии. Богу нашему слава и ныне и присно и во веки веком, аминь. 144. (1906). Иоанна Златоустог о и других поучения, полууст , переходящий в скоропись, исх. XVI века, в четверть, 291 лист. Слова недельные, числом 67. л. 1. Починай чести неделя 1 по всех Святых, како жити крестьянином. Нач. Аз убо, друзи и братие, надеяхся всякую неделю более собрати людей на послушание божественных словес. Кирилла туровского ; на конце полнее, чем под 142 л. 224. См. Рукописи гр. Уварова т. 2, вып. 1 стр. 77 под чертой. л. 6 об. Неделя 2. Слово Иоанна Златоустаг о о крестьанстве. Нач. Слышите убо, мнози убо слытием крестьане, а обычаи и делы аки невернии. л. 9 об. Неделя 3. Слово из Евангелия от Луки, о богатом и о Лазаря. Нач. О богатом Лазорева притча всем нам на пользу, богатым и убогим. л. 14. Неделя 4. Слово св. Матфея евангелиста. Нач. Рече Господь: блажении нищи духом, яко тех есть царство небесное. л. 15 об. Неделя 5. Поучение Иоанна Златоустаг о, да престанем от грех . Нач. Многу печаль в сердце своем вижю вас ради чада. См. 142 л. 23. л. 19 об. Неделя 6. Слово Иоанна Златоустаг о о среде и о пятнице. Нач. Братие, приспе ныне время доброго исповедания и поспеха еже к Богу. л. 24. Неделя 7. Ангелова повесть, еже поведа св. Василий. Нач. Слово от господа ангел поведа верным, иже страха Божиа не имут. л. 25 об. В тойже день. Слово св. Григория Богослова . Нач. Первого закона обычай имейте, празднующе нового и благодатнаго, а не многотрапезнаго, ни пивнаго, ни игорь составити, яко невернии. л. 27. Неделя 8. Слово глаголаное прор. Аггеем. Нач. Глаголано есть и написано: емуже хощю дам. См. 142 л. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

На Пасхальной седмице кафизмы Псалтири совсем не читаются. Таблица распределения кафизм в течение всего года. 1,3 и 5 периоды 2 и 4 периоды 6 и 8 периоды 7 период 7 период, если в четверток 5 седмицы случится Благовещение 9 период На утрени На вечерни На утрени На вечерни На утрени На 1 часе На часах 3, 6, и 9 На вечерни На утрени На 1 часе На часах 3, 6, и 9 На вечерни На утрени На 1 часе На часах 3, 6, и 9 На вечерни На утрени На 1 часе На часах 3, 6, и 9 На вечерни В воскресенье 2,3, 17, а в 5 вместо 17 каф. полиелей и 136 пс. Во 2-й: 2, 3 и полиелей. В 4-й: 2, 3 и полиелей, либо 17 2, 3, 17 2, 3, 17 2, 3, 17 2, 3 и полиелей понедельник 8, 9, 10 вторник 10, 11, 12 14, 15, 16 11, 12, 13 15, 16, 18 13, 14, 15 9, 10, 11 12, 13– 10, 11, 12 19, 20, 1 20, 1, 2 19, 20, 1 14, 15, 16 19, 20 – четверток 10, 11, 12 9, 10, 11 10, 11, 12 13, 14, 15 13, 14, 15 13, 14, 15 субботу Глава 36. О назидательных чтениях на утрени и других службах В начальных главах Типикона (2, 3 и дал.), излагающих общий богослужебный устав, а также в 48, 49 и 50, на утрени и всенощном бдении очень часто предписываются так называемые чтения, а именно: 1) после благословения хлебов во время их раздаяния, 2) после первой рядовой кафизмы, 3) после второй рядовой кафизмы, 4) после полиелейных псалмов, 5) после 3-й песни канона, 6) после 6-й песни канона. Что именно надобно читать, это нередко указывается в последовании того или другого дня. Представим примеры. 1) После благословения хлебов. В неделю Сыропустную «чтем слово Иоанна Златоустог о на изгнание Адама» (Тип., л. 305). 2 и 3) После рядовых кафизм. В неделю Мытаря и Фарисея «чтение в толкованиих Евангелиа Луки настоящаго дне: Человека два внидоста в церковь , и прочая словеса торжественная» (Тип., л. 296); в неделю Блудного «чтение в толкованиих, Евангелие Луки: притчи о блудном сыне, и прочая торжественная словеса» (Тип., л. 297 на об.); в неделю Мясопустную «чтения в толкованиих Евангелиа Матфеа, его же начало: Страшен есть день он» (Тип., л. 300); в четверток 5 седмицы Великого поста «чтем житие преподобныя Марии, на две статии» (Тип. л. 328 на об.); 24 февраля, в день Обретения главы Предтечи, «чтение Предтечи» (Тип., л. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

375 XV в. Тр-С. Л. 147, Солов. Б-ки 184; XV–XVI в. Солов. Б-ки 185; XVI в. Тр.-С. Л. 147, 148, 149 и 150; XVII в. Солов. Б-ки 186. 377 «Златоуст» Рум. Муз. 181 (пис. в 1523 г.), л. 69 и «Измарагд» Синод. Б-ки 230 (1518 г.), л. 73 об.; также лл. 117 об. и 297. Ср. В. Яковлева, к литературной истории древне-русских сборников, стр. 156–159. 378 Напр., в «Торжественниках» Солов. Б-ки 365 (XVI в.), л. 6 и 363 (XVII в.), л. 1 положено то же поучение, что и в «Златоусте» Тр.-С. Л. исх. XIV в. 9, л. 1; в «Торжественнике» Солов. Б-ки 363 слову на л. 11 об. соответствует слово на л. 2 об. в том же «Златоусте» Тр.-С. Л. Ср. вышеупомянутую рецензию проф. В. Малиника: извлечение и пр., стр. 358. 379 См., напр., «Измарагд» Рум. Муз. XIV в. 186, л. 30–34 об., где находятся два наших поучения: в нед. мытаря и фарисея и в нед. о блудном сыне; «Измарагд» Тр.-С. Л. XVI в. 204, л. 277–387, где находятся пять наших поучений на воскресные дни великого поста; сборник XIV в. Тр.-С. Л. 39, л. 25–51 об. (поучения на воскр. дни первых пяти недель вел. поста). Ср. Сборник XV в. Рум. Муз. 406 с «Златоустом» Синод. Б-ки XVII в. 231: в том и другом находятся поучения на Четыредесятницу, но на промежуточные дни (почти все) в обоих сборниках положены совершенно различные статьи. 386 Рецензия на сочинение проф. Н. И. Петрова «Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Вып. I», помещенная в «Извлечениях из протоколов Совета Киевской Духовной Академии за 1889–90 учебн. год». Киев, 1891, стр. 354–359. 390 На воскресенье шестой недели в этом сборнике (л. 32 об.) как и в Златой Цепи (л. 119 об.) положено уже известное слово «Велика и ветха сокровища...», приписываемое в первой рукописи Кириллу Туровскому , а второй – Антиоху Иерусалимскому и напечатанное в собрании сочинений Туровского святителя (по изд. Калайдовича, стр. 3–9, по изд. акад. М. И. Сухомлинова стр. 3–10; в нашем изд. «Памятников» вып. I, стр. 126). В других списках «Златоуста» назначается, впрочем, на этот день другое поучение: напр. в 406 Рум. Муз. (л. 199) «Слово св. Афанасия Александрийского ; Страшна взлюблении тайна...»; в 179 Царск. (л. 167) «Поучение Иоанна Златоустаг о. Яко пучину моря постное се время преидохом...»; в 535 Унд. (л. 19 об.) «Слово Иоанна Златоустаг о: Тяжелая нужда есть изрещи к вашей любви, братии...» и т. п. Таким образом, поучение на эту неделю, как и на следующие, уже не входит в состав представляемой ниже группы церковных поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Романов, И. К., прот. Поучения (80 г.) Отд. 11. 137–158. Бухарев, священ. Беседы на воскр. литург. еванг. чт. 218–223. Кириллов и свящ. Григорьев. Святоотеческие наставл. на воскресн. дни всего года. (92 г.). 167–171. Кудрицкий. Внебогослужебн. беседы (95 г.). 1–13. Дъяченко. Ежедневн. поучения в слове Божьем, т. I. 521–530. Толкование на притчу о Мытаре и Фарисее. Изд. Ова распр. полезн. книг. М. 1879 г. На Апостол: Димитрий, арх. Херсонский. С. IV. 68–77. Евсевий, арх. Могилевский. Беседы на воскр. апост. чтения (67 г.), ч. 2. Полисадов, И. прот. т. I. 356–369. «Воскресное Чтение» 1890 г., февраль Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Служба в неделю Мытаря и Фарисея. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. ибо начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Здесь он, может, и прав был, так как, видим, в самом деле не был ни грабителем, ни обидчиком, ни прелюбодеем; но он хвалился этим, и за это осуждается. А в особенности осуждается за то, что дальше сказал: «…или как этот мытарь…», который тут же стоял. Откуда фарисей мог знать: кто выше пред Богом – этот мытарь или он сам? А он осудил мытаря и дальше продолжал хвалиться своими мнимыми добродетелями: «… Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Совсем другой была молитва мытаря. Она было очень краткой, он говорил: «Боже! милостив буди мне, грешному», но настроение этой молитвы было совершенно другое, чем у фарисея, – исполнено смирения. Он даже не смел возвести свои глаза на небо. А главное, эта молитва была исполнена чувством сокрушения. Это чувство самое необходимое при нашем покаянии. Можно даже не вполне знать своих грехов, но нужно сокрушаться пред Богом и сознавать, что ты не только несовершенен, но и грешен. Вот это смирение и предлагается нам как средство приближения к Богу, почему Христос и говорит, что «возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя – возвысится» ( Лк.18:14 ). Аминь. Слово в Неделю о блудном сыне 14 февраля 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Притча о блудном сыне, которую сказал Господь наш Иисус Христос ( Лк.15:11–23 ), символически определяет нам, в чем заключается человеческое счастье. Блудный сын вернулся к отцу. То, что делает отец, многосторонне показывает, в чем состоит счастье. А что он делает? Обнимает его. Сын находится в объятиях отчих. Отец надевает на него лучшую одежду и дает перстень на руку его. Он попросил принести сапоги и обуть его босые, израненные ноги. Все это символы того, что счастье – есть жизнь с Богом и что счастье разностороннее. Но до сих пор мы видели состояние только одного человека, а дальше увидим, что это счастье распространяется и на окружающих. Отец говорит: «Приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться!» ( Лк.15:23 ). Начинается пиршество. На этом пиршестве раздаются звуки музыки и песен. Все это символы; символы того счастья, которое переживает человек, вернувшийся к Богу; счастья, которое захватывает не только его одного, но и многих, многих окружающих.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Если кто окажется добрым рабом, Господь покажет того подлинно сыном Своим, и тогда исполнится на нем слово пророка: " Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы " (Пс.81:6). Блаженны удостоившиеся такой почести. Блаженны постаравшиеся избежать порока. Блаженны приобретшие этим рабством свободу и со свободою, для которой искупил нас Христос, взывающие: станем, держа крест, на котором был распят Христос! Воскликнем ко Христу: пастырь добрый, прими нас как одну из погибших овец; испытай нас в помышлениях сердец наших и, если найдешь нас заблудившимися и готовыми попасть в руки врага, собери нас в стадо Твое. Сочти нас драхмою единою и обрати нас, приблизив к огню Твоего Божества, и, нашедши, возрадуйся со свя­тыми и ангелами, соприсутствующими Твоему чистому Божеству. Прими нас, как мытаря, чтобы мы, молясь, восприняли смиренномудрие и отказались от гордости, чтобы совлекли с себя мать греха – высокомудрие и облекли началом покаяния – скромностью. Сбросим с себя ветхого человека с делами его и облечемся в нового с делами его и благодатью его. Молясь, восплачем от глубины сердца, чтобы про­гнать врага нашего в глубину пещи геенской. Ведь, когда ты стенаешь, он подвергается ударам; когда ты ударяешь себя в грудь, он получает раны; когда ты принимаешь удары, он подвергается казни. Так и мытарь, ударяя в грудь себя, бил не себя, а фарисея, и обличил его помышление, которое производило в нем дым превозношения. " Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю " (Лк.18:11-12). Фа­рисей, ты потерял свою награду за хвастливость! Получил за это жребий осуждения. Ты говоришь: " не таков, как прочие люди " . Да, был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным чрез приобщение к гордости; был человеком, как носящий в себе образ Божий, и стал зверем, преисполнившись тщеславием. Он вынес себя за черту человеческой природы, придал своему телу иное происхождение, признал себя выше всех земных вещей, вообразил больше всякого пророка и патриарха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Какое евангелие о мытаре и фарисее, или 33 недели по пятидесятнице? Притча о мытаре и фарисее, научающая, как должно каяться во грехах. Отчего и название недели этой неделей о мытаре и фарисее. Лук. 18, 10–14 . Зач. 89 10 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. 12 Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешному! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысит. Ст. 10. Кто такие были фарисей и мытарь? Мытарь, это – сборщик податей у евреев (см. объясн. евангелие 32 нед.). Фарисей. Между иудеями были некоторые особенные люди, называвшиеся фарисеями. Само слово «Фарисей» с еврейского означало человека особенного: так как фарисеи отличались от прочих иудеев, напр., строгим исполнением закона, преимущественно наружных его обрядов, как-то: идя, он шептал всегда молитвы, подавали милостыню, соблюдали посты, не раз в день совершали омовения, за что ото многих почитались за праведников, хотя в сущности по большой части были лицемеры, делали добро, чтобы их прославляли другие, были и горды, и сварливы. Они и ходили в особенной одежде, длинной и широкой, испещренной нашивками с надписями из священного писания. Ст. 11–14. Как молились фарисей и мытарь, пришед в храм, и каковы были плоды молитвы их? По гордости своей, с хвалою себе и унижением других, молится фарисей так: я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю. Даю десятую часть – у евреев был закон давать Господу, т. е. в храм, на содержание храма и служителей его: священников и левитов, десятую часть из полевых плодов и скота ( Лев. 27, 30 . Числ. 18, 21 ). За таковую недостойную молитву, при том еще при своей не истинной добродетельной, фарисейской жизни, фарисей и был осужден Богом. Мытарь молился совершенно иначе: он не видел в себе ни одной добродетели, прямо сознавал себя великим грешником, и стоял вдали, у порога церковного, позади всех. почитая себя недостойным приближаться к святому месту в храме, не смеял поднять глаз на небо, а смотрел на землю, в знак скорби, ударял себя руками в грудь и просил себе милости Божией, просил не взыскивать с него за грехи его, говоря: Боже, будь милостив ко мне, грешнику! И был помилован и прощен., О плодах молитвы мытаря и фарисея сказано, что сей т. е. мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, т. е. фарисей. Это не означает того, чтобы и фарисей пошел оправданным, только менее, чем мытарь; но – что он пошел вовсе не оправданным. (Толк. еванг. Михаила).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Такие слова и такое чтение полезных слов укрепляет и направляет нас в такие напряженные переходные моменты, или моменты большого или малого изменения. Наши малые изменения – это когда мы, например, встаем из постели утром, а большие изменения – когда мы вступаем в законный брак, например. Мы можем совершать их неуклюже, и они могут нас сбивать с толку, если мы их будем сопровождать их должным образом, нужным нам укреплением – Божьим словом и Божьей помощью. Если мы несознательно совершаем наши переходы, то мы можем незаметно наполняться с каждым годом неким экзистенциальным страхом. Особенно, если нашу постоянно изменчивую жизнь мы сопровождаем не целенаправленным, не осмысленным чтением (например, той изобильной информацией, которая постоянно предлагается нам в социальных сетях или в остальном интернете), то чтение всякой всячины незаметно нас обременяет или даже приводит к полной дезориентации. Потому что каждое слово имеет свою силу, так что прочитаем сейчас вместе притчу о мытаре и фарисее из Евангелия (Лук. 18:10-14), потом вместе подумаем о том, что она нам говорит о правильном переходе к Великому посту. Эту притчу о мытаре и фарисее Господь рассказывает в 18 главе Евангелия от Луки: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. По-моему, тут всё понятно. Господь нам показывает на примере молитвы мытаря, как следует молиться и вообще вести себя, а на примере молитвы фарисея – как не следует молиться. Но как именно молился фарисей? Он сравнивает себя с другими, с прочими людьми. Этим самым неуместным сравнением лишает себя оправдания. Он лишается приобщения к Богу, к правде Божией.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Слово 5-е. В неделю мытаря и фарисея Сниде сей оправдан в дом свой паче онаго. Лк.18:14 . Ныне чтенное Евангелие. Ежели есть что всего дивнее во свете, Слушатели! то оно есть дело избрания Божия в человеках, которым Он иных избирает, других отвергает; иных в любовь приемлет, от других лице Свое отвращает. Я не буду вам теперь воспоминать, как Бог Иакова возлюбил, Исава же возненавидел еще прежде, нежели они оба на свет вышли 111 : не буду пред очи представлять ваши, и как Бог Саула, минув всех других знатнейших поколений мужей во Израиле, из самого последнего дому Кисова на царский возвел престол, или как Давида предпочел пред большими братьями его; один вам нынешний Евангельский привожу пример. Взгляните вы на поминаемых в сию неделю Мытаря и Фарисея, и подумайте, кто был Мытарь, и кто Фарисей. Фарисей не только по громкому своему имени, но и по житию, как кажется, был весьма от других человек отменный; он не был хищник, не был прелюбодей, не был неправеден, буде ли только можно поверить его словам: несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодеи 112 . Он сверх сего был еще великий постник: пощуся два краты в субботу; был и человек щедроподатливый: десятину отдаю всего, елико притяжу 113 . Мытарь же что? Он и по самому имени своему мерзкий, и всеми ненавидимый был человек. Он, как обыкновенно такова имени людям, ссорился, грабил, обижал, кто ему ни попадался; словом, он был великий грешник, как сам после исповедал пред Богом. Ну ж убо теперь произнесите ваши Мнения, Слушатели! который бы из сих двух лиц по справедливости достоин был избрания Божия? Я уповаю, все вы единогласно со мною скажете, что на Фарисея упасть бы, кажется, надлежало сему жребию, как на человека праведника; а Мытарю грешнику кое участие с праведнейшим Богом? Далече от грешник спасение 114 , сам скипетроносный говорит Пророк. Сие наше общее мнение: но не таково Божие. Суд Божий противное сему в тайном и неприступном умы нашими кабинете Своем составляет определение; приемлет Он Мытаря грешника, отвергает Фарисея со всею его правдою: сниде сей, объявляет единосущное Слово Его, оправдан в дом свой паче оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010