Апостол Христов дал заповедь оставлять дела человеческие будущему суду Христову: «темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь» (1Кор.4:5). Откуда же взял ты право осуждать другого? Какой пророк облек тебя этим правом? Един есть законоположник и судия — Господь Бог, творец и промыслитель наш; Его мы все; Им дан для всех закон; Ему принадлежит и право судить всех. Итак, ты присвояешь себе право Божие, похищаешь честь Божию. Как это дерзко! Как это нагло! Ближний — не подсудимый тебе, он брат твой; как брата, обязан ты любить его, защищать его, щадить его, а не язвить насмешкой и бранью. В обществе братском один брат учится от другого добру. Мы можем, мы должны изучать жизнь других, для собственного назидания: но это не то значит, что осуждать других. Смотри на душу брата, как на живую книгу; читай и изучай эту книгу. Но помни, что сочинитель этой книги — Всевышний, которого каждая мысль, каждое дело — предмет благоговейной хвалы и изумления для сонма ангелов. Страшись презирать то, что хранит Бог. Что касается до дел и жизни брата, повторяй в душе чаще: Судия над ним, как и надо мною, — Господь. «Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает... Ты кто еси судяй брата твоего? Вси бо предстанем судищу Христову» (Рим.14:4, 10). Как нам быть судьями ближняго? Душа наша может быть известна нам: а как знать нам, что в душе брата нашего? Мы судим других по наружности, и грубо ошибаемся. Фарисей судил и осуждал мытаря по званию его, а оказалось, что сердечное смирение мытаря перевесило все посты фарисея. Закхей был старшина мытарей, и народ роптал на Господа, яко ко грешному мужу вниде витати; а Закхей так оказался велик духом, что привлек благодать не только на себя, но на целый дом свой. Самый близкий и самый печальный пример ошибочного суждения людского представляет тебе, христианин, суждение иудеев и еллинов о кресте Спасителя твоего. Не соблазнялся ли этим крестом иудей, не насмехался ли над ним язычник, тогда как в кресте «Божия сила и Божия премудрость?» (1Кор.1:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2978...

Поучение 1-е в Неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея Поучение 2-е в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии Поучение в Неделю мясопустную. О Втором пришествии Христовом Поучение в Неделю сыропустную. Условие при вступлении в Святую Четыредесятницу Беседа в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к Таинству Исповеди Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства Поучение в пяток первой недели Великого поста. О теле человеческом Речь к братии по приобщении Святым Христовым Тайнам Слово в первую Неделю Великого поста. О Православии Поучение во вторую Неделю Великого поста. Значение поста для человека Поучение в третию Неделю Великого поста. О крестоношении Поучение в четвертую Неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в пятую Неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою Слово 1-е в Неделю Цветоносную Слово 2-е в Неделю Цветоносную Слово в Великий Четверток на Литургии. О Святых Христовых Тайнах Слово в Великий Пяток на вечерне Поучение в Неделю Антипасхи. О христианстве Поучение в Неделю жен-мироносиц, третию по Пасхе. О мертвости духа человеческого Поучение в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих Поучение в Неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Поучение в Неделю всех святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу Поучение в девятую Неделю. Бог – помощник человека в скорбях его Поучение во вторник одиннадцатой недели. На слова Спасителя «Вящшая закона: суд и милость и вера» Поучение на слова: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются» Поучение в дванадесятую Неделю. О спасении Беседа в тринадесятую Неделю. О причинеотступления человеков от Бога Беседа в двадесять вторую Неделю. О богаче и нищем

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Научимся из сего, братия, как вообще не думать о себе высоко, так в особенности не высокомудрствовать в молитве. Что тебе заглядываться на свои ничтожныя добродетели, когда надобно созерцать безконечныя совершенства Божии? Что тебе хвалить себя, когда надобно прославлять Бога? Если ты наслаждаешься сам собою: то конечно душа твоя не возжаждет к Богу; а потому и благодать Его не прийдет упоить тебя от тука дома Его потоком сладости Его. Фарисей в молитве не только хвалил себя, но и порицал других. «Несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь» ( Лк.18:11 ). Сих слов не оправдает и человек незлобивый и кроткий: как оправдает их Бог всеблагий, человеколюбивый, Котораго «щедроты на всех делех Его» ( Пс.144:9 )? Пред лицем Божиим ты укоряешь ближняго, как порочнаго, как преступника: но Бог имеет его под своим провидением, и милует; итак, в твоем укорении ближняго не скрывается ли дерзновенное укорение самого Бога, Который его милует? И какая тебе польза высматривать пороки ближняго? Ты не делаешься святым от того, что видишь его грешным; напротив того, твое око, которое Бог сотворил, и паки хочет сотворить чистым, сам делаешь лукавым. Ты ставишь «сего мытаря» между хищниками и неправедниками; но, может быть, сей низкий в глазах твоих Закхей, чрез час, каким-нибудь способом, поднимется выше, чтобы узреть Христа, и еще чрез час Христос о нем скажет, «яко и сей сын Авраамль есть» ( Лyk. XIX. 9 ). – Какими тогда глазами воззришь на того, котораго теперь порицаешь? Опасное, братия, искушение, без нужды разсматривать недостатки и грехи других людей, и прельщать себя мыслию, что мы не таковы, как они. – Точно, это значит прельщать самих себя. Глумясь над пороками ближних, мы нарушаем заповедь любви к ближним; оскорбляем Бога, их милующаго; оскверняем наш ум нечистыми представлениями; подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых; смрадом нечистых воспоминаний растлеваем благоухание молитвы; немирною совестию воспящаем сердце наше от восхождения горе; и, конечно, не достигнем оправдания от Того, Который рек: «не судите, да не судими будете» ( Мф.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В некоторых из рассматриваемых поучений великопостных есть признаки русского, или вообще славянского происхождения, и притом во времена близкие к началу христианства у племен славянских. Так в слове на 2 седмицу поста проповедник, высказав мысль, что пост четыредесятницы составляет десятину целого года, посвящаемую Богу, и предоставляя более разумным объяснить себе это отношение четыредесятницы к целому году, другим менее знакомым с христианством сам предлагает изъяснение, и говорит: «аз же детем и новопросвещенным скажю». Отсюда видно, что слово произнесено в такой стране, где проповедник между своими слушателями мог иметь довольно новокрещенных, которые имели нужду в особых наставлениях. В поучении на неделю о блудном сыне, изъясняя слова раскаивающегося сына: колико наемником отца моего избывают хлебы, проповедник в наемниках видит оглашенных, и говорит: «наемницы суть оглашении и анагности церковнии». Такое толкование, как увидим, он заимствовал с греческого, но прибавив к слову: оглашеннии, греческое слово: апагности, что значит чтецы, этим ясно показал, что недовольно был знаком с его значением. Можно еще указать на употребление проповедником приточной речи для убедительнейшего раскрытия своих мыслей 1 : способ изъяснения довольно часто встречающийся у наших древних проповедников, и соответствовавший потребностям первоначального умственного развития народа. Признавая слова великопостные произведением славянского проповедника, мы однако же должны допустить, что он имел у себя под рукою греческие поучения и толкования, и ими руководствовался в своих словах. Одни из рассматриваемых слов состоят собственно в объяснении евангельских чтений; другие содержат в себе христианское назидание не зависимо от дневных чтений. Знакомство с греческими поучениями видно в тех и других. Рассмотрим ближе их содержание и укажем, где можно, следы этого знакомства. В слове на неделю о мытаре и фарисее 2 проповедник раскрывает значение притчи евангельской. Черты того и другого лица, изображенного в притче, он применяет к каждому из нас. Человека два, – говорит он, это сердце и душа, в которых живет правда и грех . И правда высокоумием ниспадает, а грех истребляется смирением. Смиренное слово кающегося грешника берет верх над греховным делом. «Преможе слово делу», – говорит проповедник, заимствуя буквально это выражение у Златоустого 3 . Чтобы представить мысль притчи еще выразительнее, проповедник прибегает к новому сравнению: представляет мытаря и фарисея всадниками. «Два коньника быста мытарь и фарисей. Спряже фарисей два коня, да постигнет жизнь вечную: един конь добродетели и молитва , пост, милостыни; а другый конь гордость, величанье, осуженье. И запя гордость добродетели, и разбися законная колесница, и погибе самомнивый всадник» 4 . Такое сравнение не чуждо характера того общества, среди которого вправе мы представлять себе славянского проповедника, в первые времена христианства у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Но — Он показывает нам, что никакое око не в состоянии заметить в судах Его строгость излишнюю, но всегда может, всегда должно видеть, что суд Его одушевлен всею снисходительностию любви праведной. Видите, как осуждению Его предшествует внимательное рассмотрение дел, как замедляется приговор Его строгою поверкою дела с законом, как видно желание не отягчить, а облегчить участь виновного. Так поступает с нами грешными Господь наш! Так поступать должны и мы в отношении к другим. Так и поступает человек с совестию доброю, чистою, святою. Если и призовут его свидетельствовать о проступках другого: не иначе, как с неохотою, с сожалением станет он говорить о грехе другого: он будет говорить только о том, о чем спрашивают его, показывать будет только то, что знает он, что наверное видел, или наверное слышал; не только не допустит он до души и слов своих — досады, преувеличения, злости, но он страдать будет внутренно за другого, будет томиться желанием, чтобы не обвинен был обвиняемый. А ты, брат мой, как поступаешь, рассеевая пересуды и злословия? Ты говоришь о ближнем, когда никто тебя не спрашивает, обвиняешь его, когда никто тебя не вызывает на то; рассказываешь то, чего не знаешь, рассказываешь с гордою уверенностию в себе, тогда как эта уверенность — плод одной легкомысленности; говоришь всего чаще то, чего совсем не бывало, говоришь только то, что слышал, но не видел; и говоришь с язвительною злостию. Какая несправедливость черная! Если уже принял ты на себя, брат мой, дело судии над совестию другого: тебе надлежало бы подумать о законном производстве суда. А как поступаешь ты? Не выслушав ни свидетелей, ни сторон — защищающей и обвиняющей, без исследования, без очной ставки, не имея другого доказательства, кроме вестей и слухов, ты судишь так смело, осуждаешь так решительно. Одумайся. Ты говоришь: «мне сказано то и то, я ничего не выдумал». Пусть так! Но достойны ли веры лица, которых слова ты повторяешь? Можешь ли ты, положа руку на сердце, сказать: «они ничего не прибавили, они не обманулись, они не были обмануты, они никакою страстию не были заняты, когда говорили то и другое»? Можешь ли свидетельствовать все это пред Господом? Нет! Как же ты, жалкий человек, взялся быть судьею другого, когда не в состоянии ничего доказать на него? Но позволь спросить тебя, брат мой, кто дал тебе право быть судьею над другим? Господь Иисус прямо запрещает тебе судить ближнего: «не судите, да не судими будете» (Матф.7:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2978...

Рыльске. СПб., 1837; Святая четыредесятница, или Собр. поучений во св. четыредесятницу. СПб., 1838. 2 ч.; Слово в день восшествия благочестивейшего государя имп. Николая Павловича на всерос. престол. СПб., 1838; Слово в день Сретения Господня. СПб., 1838; Словесное млеко, или Собр. слов, произнесенных к курской пастве. СПб., 1839. 2 ч.; Собр. слов и бесед... к курской пастве. СПб., 1839; Беседа о целебной силе веры. СПб., 1843; Беседа в неделю Закхея. СПб., 1844; Духовное брашно, или Собр. поучений. СПб., 1846; Беседа в неделю мытаря и фарисея. СПб., 1847; Воскресные беседы. СПб., 1847; Поучения. СПб., 1852; Духовная вечеря, или Собр. поучительных слов. СПб., 1853; Слово в день сошествия Св. Духа. СПб., 1857; Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому//Курские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 7-11. Ист.: Макарий Оптинский, прп. Письма. Минск, 2002. С. 64-65; Игнатий (Брянчанинов), еп. Собр. соч. М., 2005. Т. 7: Избр. письма. С. 11-17; Филарет [Дроздов], свт. Письма к прп. Антонию, наместнику Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Серг. П., 2007. Ч. 1. С. 398. Лит.: Агнцев Д. И. История Рязанской ДС: (1724-1840). Рязань, 1889. С. 172, 205, 208; Владимир (Добролюбов), архим. Ист.-стат. описание Рязанского 3-кл. муж. Св.-Троицкого мон-ря. Рязань, 1890. С. 46; Сенаторский Н. П. Перенесение архиерейской кафедры из Белгорода в губернский г. Курск//Курские ЕВ. 1890. 50. С. 872; К биографии преосв. Илиодора, еп. Курского и Белоградского//Курские ЕВ. 1892. 4. Ч. неофиц. С. 52-57; К жизнеописанию Илиодора, архиеп. Курского и Белоградского//Там же. 18. Ч. неофиц. С. 251-254; Танков А. А. Высокопреосв. архиеп. Курский Илиодор: (Из истории управления его Курской епархией)//Там же. 1894. Ч. неофиц. 44, 49; 1895. 6; 1897. 17; Златоверхников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 5, 8-9, 45; Бугров Ю. А. История Курской епархии. Курск, 2003; Раздорский А. И. Церковно-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов.

http://pravenc.ru/text/389289.html

Разбор римского учения о видимом главенстве папы в Церкви на основании предания первых веков христианства до I Вселенского Собора. – СПб., 1856. Казань, 1871/См. отзыв: Церковный вестник. – СПб., 1891, 7. – С. 112. Биографические материалы. – Одесса, 1900. – Т. 1. Позитивная философия и сверхчувственное бытие (критика на критику чистого разума Канта): в 3 т. – СПб., 1875. – 1888. Ночь страстей и воскресения Христовых//Русский паломник. – 1895. 13. – С. 194–198. Беседа: «Есть ли что еретическое в латинской церкви?»//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 34, 35, 37, 38. Поучение при освящении здания общежития для учеников Одесской духовной семинарии//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1890, 41. – С. 1363. Поучение к воспитанникам учительской семинарии//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, 12. – С. 369. Слово в день Святой Пасхи//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891. 16–17. – С. 511. Беседа в неделю блудного сына при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина) по истечению пятидесятилетия по смерти его. – М., 1889. Последнее слово архипастыря к пастве 25 декабря 1890 г.//Церковные ведомости. – СПб., 1891. 1. – С. 12. Тысячелетний юбилей святого Мефодия первоучителя Славенского 6/IV-1885 г.//Православное обозрение. – М., 1885. июль. – С. 383. Беседа в день перенесения мощей святого князя Александра Невского в 100-летний юбилей г. Николаева//Православное обозрение. – М., 1890. сентябрь. – С. 3. Беседа в защиту Библии . Беседа в день празднования 100-летия завоевания г. Одессы (Хаджибея)//Православное обозрение. – М., 1889. сентябрь. – С. 115, 162. Слово в день мытаря и фарисея//Православное обозрение. – М., 1884. февраль. – С. 324. Воззвание к херсонской пастве//Православное обозрение. – М., 1886, январь. – С. 18. Речь по наречении во епископа Аксайского 30/VI-1871 г.//Православное обозрение. – М., 1871. июль. – С. 216. Прощальная речь в Казанской духовной академии//Православный собеседник. – Казань. 1871, июнь. – С. 189.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С другой стороны, для той же цели, как бы ассоциируя 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилон­ском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом» Неделя о мытаре и фарисее Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., зач.89-е), из ко­торой видим, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь примером мытаря указывает на истинное начало, основание покаяния и всякой добродетели – смирение, а примером фарисея – на главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели – гордость. Гордость разрывает связь, общение с Богом, обще­ние любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле, препятствует развитию добра в человеке. Об этом гово­рится и в песнопениях службы. «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество». Превосходный путь к прославлению показал Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы («до зрака раба»), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется (Там же, канон, песнь 4, тропарь 1). Поэтому в песнопениях Недели Церковь призывает отвергнуть (отринуть) высокохвальную гордыню и призывает приобретать, стяжевать высокотворное смирение и умиление (Там же, канон, песнь 3, тропарь 4 и песнь 4, тропарь 5 ) (Там же, с.189–191). Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю Евангельской притчей (Лк., зач.79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, в этом случае благодать исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения. «Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блуднаго сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению, Спасу душ наших» (Неделя о блудном сыне, вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

В неделю мытаря и фарисея Слово 14, 1-е. О смирении пред Богом Не помолимся фарисейски братие. Смирим ce бе пред Богом, мытарски зовуще: очисти ны, Боже, грешныя. Стихира 1-я в нед. М. и Ф. Св. церковь , руководительница наша на пути спасения, заранее приготовляя нас к душеспасительному поприщу святого Поста, прежде всего поставляет на стезю смирения, как на самый верный путь к тому, чтобы посредством покаяния идти за Подвигоположником нашим к совершенству. Представляя Спасителеву притчу о Мытаре и Фарисее, научает нас Мытаревой смиренной. и предостерегает от Фарисеевой высокомерной молитвы. Известно, кто были в Иудейском народе Фарисеи и Мытари. Фарисеи, составлявшие высшее сословие, были законоучители народа и занимали первые места в обществе; но были заражены лицемерием, старались блистать всеми наружными добродетелями, a внутренняя жизнь их была омрачаема всякого рода пороками. Мытари были откупщики народных податей. Содержа за дорогую плату народные подати на откупе у Римлян, в подданстве которых была тогда Иудея, как область покоренная, они и себе старались получить корысть: почему и почитались людьми неправедными, притеснителями, чуждыми страха Божия и человеколюбия. Надменный высоким мнением о своем благочестии Фарисей, пришедши в церковь для молитвы, хотя благодарил Бога в молитве за свои добродетели, но в тоже время превозносился ими пред людьми: несмь яко же прочии человецы; другие в глазах его были то хищники, то притеснители, то прелюбодеи, a на мытаря, позади его молившегося, он указывал, как на олицетворенное беззаконие. Между тем мытарь, действительно сознавая живо свои неправды пред Богом, в безмерном сокрушении несмея и глаз возвести горе, с преклоненным долу лицем и сердцем, в слезах и воздыханиях бил только себя в перси и в горьком чувстве своей греховности трепетно повторял одну краткую молитву: Боже! буди милостив мне грешнику. Что же? Мнимый праведник, оправдывавший самого себя, вышел из храма осужденным; a смиренный мытарь, уничиженный в очах фарисея, и еще более уничиженный в собственных глазах грешник, услышан был Богом и вышел прощенным, оправданным: Яко всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется. ( Лк. 18:14 ). Спаситель, притчею о мытаре и фарисее, научая нас не высокоглаголивой, не самооправдывающей, но умиленной и смиренной молитве, научает и вообще смирению пред Богом и человеками.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Д. Разное 1. В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ ИСТИННАЯ МОЛИТВА С егодня, дорогие отцы, братья и сёстры, св. Церковь , раскрывая перед нами «весну постную», весну нашей души, предложила нашему вниманию поучительную притчу Христа Спасителя о мытаре и фарисее. Всего три недели отделяют нас от св. Четыредесятницы – времени нашего душевного врачевания и устроения. В дни Великого Поста мы будем воспитываться здесь в св. храме в молитве, будем часто возносить ее ко Господу о прощении наших грехов и об оставлении прегрешений усопшим отцам и братиям нашим. И вот, чтобы мы знали, как нужно молиться, какая молитва доходит до Неба и какая бывает неугодна Богу, св. Церковь и дает нам два образа ее: молитву фарисея и молитву мытаря. Слово «мытарь» происходит от «мыто», что значит «пошлина». Это название давалось иудеями откупщикам и сборщикам податей. Так как мытари нередко исполняли свою должность недобросовестно, то возбуждали к себе ненависть у населения Палестины. Для иудеев того времени мытарь и грешник были синонимами. Фарисеи считались знатоками Закона и учителями иудейского народа. Они любили показать себя перед людьми строгими исполнителями законных обрядов: ходили в длинной широкой одежде с надписями из Священного Писания , несколько раз ежедневно совершали омовения. Милостыню они подавали с важностью; принимали постные лица, чтобы люди считали их благочестивыми. Вот с таким или подобным благочестием и пришел в храм упоминаемый в сегодняшнем Евангелии фарисей и, став на видном месте, начал молитву. Я знаю, Боже, – говорил он, – что заслужил Твое благоволение верным исполнением Закона. «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю», т.е. больше, чем велит Закон. Я превзошел Закон. «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» ( Лк. 18, 11–12 )... Сколько гордости, тщеславия в молитве этого знатока Закона! Тут и самохвальство, и превозношение, и жестокое осуждение других. Он услаждается своими наружными добродетелями и не видит своей духовной, внутренней пустоты. Он не чувствует, что пост и молитва – эти поистине великие добродетели – выполняются им не во славу Божию, а во славу свою, «чтобы показаться пред людьми» ( Мф. 6, 5 ), приобрести их уважение, получить известность. Он не видит, что та десятина, которую он жертвует, неугодна Богу, потому что приобретена нечестным путем. Фарисей не замечает в себе ничего плохого. Он и в храм-то пришел не для того, чтобы просить прощения у Бога, а чтобы похвалиться своими добродетелями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010