В следующем 1694 году царь в грамотах, как гетману Малороссии, так и преосвященному Феодосию писал одно и тоже, именно, что он будет иметь его, Феодосия, в такой же царской своей милости, какою пользовался преставльшийся предместник его преосвященный Лазарь. Патриарх Адриан в грамоте своей объяснил Гетману, что рукоположение Феодосия Углицкого в архиепископа Черниговского еще при жизни архиепископа Лазаря устроено промыслом всеблагого Бога во благо Черниговской епархии; преосвященному же Феодосию патриарх прислал ставленную грамоту, и, сверх того, увещанье всесовершенно управлять людьми Божиими. Оставшись единоличным архипастырем Черниговским после смерти своего благодетеля, престарелого архиепископа Лазаря, святитель Феодосий проявил отеческую заботливость о своих пасомых, снисходительность к нуждам каждого, святость жизни, любовь к подвижничеству, христианское милосердие, суд не только справедливый, но и всегда милостивый. В особенности же он заботился об усилении в пастве любви к подвижничеству, и старался не только поддерживать существовавшие монастыри, но и основывать новыя обители. Так, в самом начале своего самостоятельного управления епархией 31 октября 1693 года он дал в благословение одной благочестивой вдове Стародубского полковника Марии Сулимовой грамоту на построение девичьего монастыря на х. Печениках, отчего монастырь впоследствии получил название Печеницкого и, когда храм был окончен, архипастырь сам освятил его в честь Успения Богоматери. В сдедующем году по благословению преосвященного Феодосия, основан был другой монастырь в двух верстах от Любеча. В 1695 г. святителем Феодосием освящен летний храм в честь Пресвятой Троицы в Черниговском Троицком монастыре, а затем Рождество-Богородичная церковь в 35 верстах от Чернигова. Еще при жизни святитель Феодосий подобно блаженному Лазарю пожелал иметь себе преемника в лице архимандрита Елецкого монастыря и с этой целью, вызвав к себе в Чернигов из Свенского монастыря Орловской губернии известного ему наместника Иоанна Максимовича , посвятил его в архимандриты. Недолго сиял на Черниговской кафедре святитель Феодосий. Созрев в жизни духовной, он скончался 5 Февраля 1696 г. и погребён в Борисоглебском соборе в Чернигове.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но не долго судил Господь двум великим, знаменитым столпам православия вместе стоять на страже паствы черниговской. 3 сентября 1693-го года великий старец-архипастырь тихо и мирно скончался после 36-летного управления черниговскою епархиею. Святитель Феодосий торжественно похоронил его, совместно со всем черниговским и из других мест прибывшим духовенством в Черниговском Борисоглебском кафедральном соборе, за левым клиросом. Прежде, чем уведомить царя и патриарха о кончине преосвященного Лазаря, святитель Феодосий отправился к гетману Малороссии известить его о печальном событии. Вместе с ним он отправил иеромонаха Пахомия и некоторых других лиц в Москву с донесением царю и патриарху о кончине и погребении преосвященного Лазаря, причем гетман писал, что он имел сетование и печаль о преставлении Лазаря, а ныне находит утешение и отраду, что, по кончине его, в неотложном времени тот архиерейский престол восприял преосвященный Феодосий Углицкий, который своими добродетелями может украсить церковь и искусным благорассмотрением устроить дела правления церковного. В ответ царь писал, что он будет оказывать Феодосию такую же царскую милость, какою пользовался преосвященный Лазарь; патриарх же писал гетману, что рукоположение архиепископа Феодосия при жизни архиепископа Лазаря он относит к особенному Промыслу Божию, благодеющему черниговской пастве, и просил гетмана, как сына Церкви, помогать преосвященному Феодосию в его заботах о святой Церкви. В то же время патриарх прислал «напрестольную» грамоту для окончательного утверждения святителя Феодосия на черниговской кафедре в качестве самостоятельного архипастыря, где, между прочим, отзывается о нем, как о муже добродетельном, с юных лет украшенном иноческим житием в добродетелях и искусном в управлении честными обителями, полном страха Божия и разумения духовного, любителе премудрости, усерднейшем радетеле церковного благолепия, вполне по справедливости заслужившем управление домом и епархией черниговской. Оставшись единоличным архипастырем черниговским, святитель Феодосий с отеческою ревностью заботился о благосостоянии своей паствы, причем еще более, чем прежде, проявлял, воочию всех, святость жизни, искреннюю любовь к подвижничеству, христианское милосердие и любовь ко всем обращавшимся к нему. Своими добрыми делами и христианскими добродетелями он светил не только для паствы черниговской, но и далеко за пределами ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Там же, кн. 3–4, стр. 619–624. Отдельных оттисков не было. 12 . – Кто автор «Увета духовного?» (К истории полемики против раскола). (Доказывается, что не патр. Иоаким, а Афанасий архиепископ Холмогорский). Там же, кн. 7–8, стр. 163–177. Отдельных оттисков не было. 13 . – Материалы для истории Русской церкви. (Список с грамоты настольной Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому о избрании и рукоположении его на степень архиерейства. Сентябрь 1693 г. Из «Российских духовных дел» Московского Архива Министерства Иностранных Дел). Там же, кн. 7–8, стр. 302–304. Отдельных оттисков не было. Получено гонорара за эту и другие статьи из Редакции «Христианского Чтения» 62 рубля. 14 . – Указатель к «Сведению о Славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой духовной Семинарии» в 1747 году, составл. архим. Леонидом. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских, 1886 г., кн. III, стр. I–VIII+1–27 и в приложении к означенному труду архим. Леонида. 15 . – Историко-юридические акты переходной эпохи XVII–XVIII веков, собранные К. П. Победоносцевым . Чтения в Императ. Обществе Истории и Древностей Российских 1886 г., кн. III, стр. 1–160; кн. IV, стр. 161–294+I–VI (Предисловие). Отдельно М. 1887 г. Приготовлены к печати и напечатаны под наблюдением С. А. Б–ва. Ему же принадлежит Предисловие к ним. 16 . – Челобитная патриарха Иосифа и всего освящённого собора на протопопа Стефана Вонифатьева – сообщена Редактору «Братского Слова» Н. И. Субботину и им напечатана в Братском Слове за 1886 г., 17, стр. 492–493. По окончании курса наук в Московской духовной Академии со степенью кандидата (1886 г. июля 14), приказом по Министерству Иностранных Дел от 23 декабря 1886 г., за 12, определён на службу в ведомство сего Министерства с прикомандированием к Московскому Главному Архиву онаго с 10 декабря 1886 г. 1887 г. 17 . – Отзыв о труде К. П. Победоносцева : «Историко-юридические акты переходной эпохи XVII–XVIII вв.» (см. выше 15). (Подписано: С. Алексеев). Московские Ведомости 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Измученный Иоанн отправился в «страны Киевские» 47 и пришел в Площанскую пустынь Орловской губернии 48 . С 1741 по 1746 годы начальствовал в ней иеромонах Иоасаф 49 . Он был учеником и преемником возобновителя пустыни иеромонаха Тихона и по его просьбе возвратился сюда из Брянских лесов, чтобы по прежнему разделять с ним скорби и помогать ему в трудах 50 . Чтобы полней представить себе ту подвижническую среду, в которую влился теперь Иоанн Ушаков, подробней остановимся на личности принявшего в его судьбе участие Площанского настоятеля. Отец Иоасаф родился в Кашире в 1693 или 1694–м году (исходя из того расчета, что он скончался в 1766 году на 74–м году своей жизни) 51 и тоже принадлежал к дворянскому званию. К 1746–му году, на который приходится его знакомство с Ушаковым, отцу Иоасафу было немногим более пятидесяти лет. Так же как Иоанн, он был высокого роста, сухощав, нос имел прямой, глаза серые, волосы на голове и бороде небольшие, светло–русые с проседью 52 . Начало подвижнической жизни он полагал в Одрином монастыре, где и был пострижен в монашество в возрасте 23 или 24 лет 53 . Будучи учеником отца Тихона, он последовал за ним в Борщевскую пустынь и здесь был рукоположен в иеромонаха. Когда же эту пустынь соединили с Площанской, и отец Тихон сделался строителем последней, отец Иоасаф перешел сюда следом за ним. Став после отца Тихона строителем, он деятельно занялся построением новой каменной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом Святителя Николая, по правую сторону; церковь была окончена и освящена при нем в 1746 году. В то же время заложил новую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вместо деревянного трапезного корпуса, он выстроил новый каменный, более пространный, и поместил в нем, кроме трапезы, поварню, хлебню и несколько братских келий; обнес монастырь деревянной стеной. Не оставил отец Иоасаф без внимания и ризницу: прибавил в нее риз и все необходимое к священнодействию. А библиотеку пополнил разными служебными и назидательными книгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ архиеп. Охридский (VI) в 1691-1693 гг. Родом из Тырнова. 14 апр. 1691 г. в Охриде как митрополит Новопатарский отслужил панихиду над могилой Охридского архиеп. Зосимы I вместе с бывш. архиеп. Охридским (V), проедром Пелагонийским Григорием . 12 июня Григорий (V) как действующий глава архиепископии подписал акт об обращении ц. св. Параскевы в г. Кавая (совр. Албания) в метохию, а 9 авг. 1691 г. в ц. Св. Софии в Охриде Г. был интронизован на Охридскую кафедру. Как предполагает И. Снегаров, Г. стремился стать главой архиепископии и убедил архиеп. Григория оставить кафедру в силу почтенного возраста, пообещав добиваться автокефалии Болгарской Церкви и расширения ее границ ( Снегаров. С. 126). В 1693 г. за выкуп передал кафедру Игнатию, еп. Белградскому (утвержден Св. Синодом 13 авг. 1693). Митр. Сисанийский Зосима (буд. архиеп. Охридский Зосима II ) подозревал Г. в сговоре с тур. властями и в стремлении вернуть себе кафедру. По его инициативе 7 апр. 1695 г. на Церковно-народном Соборе в Охриде Г. был лишен архиерейского и священнического сана «за рукоположение недостойных лиц и умышленное расстройство церковных дел». Лит.: Gelzer H. Der Patriarchat von Achrida. Lpz., 1902. S. 47, 49-50, 54, 61, 64-65, 94; Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия отъ падането и подъ турците до нейното унищожение: 1394-1767. София, 1932. С. 125-131, 200, 203-204, 575. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166613.html

13. А в эти дни в числе наших пресвитеров оказался некто, отравленный ядом лжеучения саддукеев 1691 , говоривший, что воскресения из мертвых не будет. А когда мы утверждали, что это предсказано в Священном Писании и доказано учением апостолов, он ответил: «Известно, что об этом сказано много. Но мы не уверены, так это или нет, тем более что Господь, разгневавшись, сказал первому человеку, сотворенному им святой рукой: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» 1692 . Что вы на это ответите, вы, которые предсказываете грядущее воскресение? Ведь божество не обещает, что человек, который превратился в прах, вновь воскреснет». А я ему в ответ: «Полагаю, что всякому католику ведомо сказанное об этом самим Господом и нашим Искупителем и патриархами. Ибо в книге Бытия записано, что когда умирали патриархи, Господь говорил: «Ты умрешь в доброй старости и приложишься к народу своему» 1693 . А Каину сказал: «Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли» 1694 . Отсюда ясно, что души, после того как они покидают тело, живут и с нетерпением ожидают грядущего воскресения. И Иовом написано, что он воскреснет при воскресении из мертвых 1695 . И пророк Давид, хотя я он говорит от лица Господа, предвидя воскресение, сказал: «Разве тот, кто спит, не должен воскреснуть?» 1696 . То есть кто будет сражен сном смерти, неужели ему не выпадет на долю воскресение? И Исайя учит, что восстанут мертвые из могил 1697 . И когда пророк Иезекииль говорит, что после того как «кости сухие» 1698 покроются кожей, укрепятся жилами, облекутся плотию, оживятся дыханием, и человек снова будет живым, то он весьма ясно говорит о грядущем воскресении. Кроме того, очевидным доказательством воскресения было и то, что когда угасшее тело одного покойного коснулось костей Елисея, оно благодаря его чудодейственной силе вновь ожило 1699 . Это доказало и воскресение самого Господа, который является «первенцем из мертвых» 1700 , который смертью смерть попрал и погребением своим вновь даровал жизнь мертвым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

В виду усиливающейся таким образом опасности для нравственного состояния только что начинавшегося возрождаться Израиля, конечно, как нельзя более уместно и нужно было возможно-частое напоминание о том, что только надежда на Господа и благоговейное хранение закона Его могут служить опорою благоденствия и ручательством за безопасность от врагов, что Господь не допустить верных рабов своих оставаться в угнетении и рабстве, но как прежде неоднократно являлся их защитником и покровителем, так и ныне ниспошлет им Свою помощь и благословение, между тем как беззаконные и все враги Сиона подвергнутся заслуженному наказанию. – Все эти и подобные мысли составляли один из главных предметов наставлений после-пленных пророков Аггея 1689 , Захарии 1690 и Малахии 1691 ; к раскрытию их в народе и словом и делом стремились и тогдашние руководители Израиля Ездра и Неемия 1692 : очень естественно, конечно, было ожидать выражения их и в песнях тогдашних псалмопевцев; а в числе рассматриваемых нами песней восхождения псалмы: 124-й, 127 и 128-й и составляют именно краткое, но сильное выражение такого рода мыслей 1693 . «Надеющийся на Господа, поучает Пс. 124 -й, как гора Сион, не подвигнется. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и во век. Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. А совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие (ст. 1–3 и 5)». В противоположность же с ожидаемым здесь наказанием нечестивых и чтобы представить сильнейшие побуждение к благочестию и упованию на Господа, в Пс. 127 -м псалмопевец живыми красками рисует пред глазами Израильтян прекрасную, идиллическую картину семейного счастья праведника. «Блажен всяк боящийся Господа, ходящий путями Его. Ты будешь есть от трудов рук твоих; жена твоя как плодовитая лоза в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Благословит тебя Господь с Сиона и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Где только одна лилия, где одно тело сохраняется чистым, а дух отдается грехам, там не ищи пшеницы Христа, и не только стога, но даже и единого зерна Его благодати. Именно на это обращает внимание один из учителей: «Не говорит Писание: «Стог в лилии, но – среди лилий, ввиду двух лилий девства – одного, который внутри, в намерениях духа, а другого, который вне тела и означает нерастление». Лилия внешняя без лилии внутренней – ничто, ибо без произволения духа суетно нерастление тела. Так поучившись разуму от Мудрой Девы, мы берем с первой бразды или части Ее жития колос Ее и держим его в руке нашей незабвенной памяти до тех пор, пока не соберем другие колосья и не сделаем из них целого снопа. С первой бразды пресвятого Богородичного жития переступим на другую, которая находится под кровом Иосифовым, в доме Иосифа. Начинается она от храма Соломонова, а окончание ее в вифлеемском вертепе, у нивы Соломин, вифлеемской жительницы. Эта бразда, родившая достойный высокой добродетели Марииной колос, начинается по своему названию со второй буквы в преблагословенном Ее имени – А: «Агница Христова». Так величают Ее святой Герман и святой Георгий Никомидийский в своих словах, а в особенности святой Иоанн Дамаскин в сороковом слове на Рождество Ее, где он говорит так: «Ты Агница, из Которой Пастырь облекся во овцу, и раздираешь и умертвляешь ветхие одежды». И в акафисте читаем: «Радуйся, Агница, Агнца Божия рождшая». Но Пречистая Дева! Ты достойна наименования не бессловесных, но словесных и разумных тварей. Ты достойна того, чтобы Тебя все церковные учителя, собравшись вместе, величали единым Ангелом, который выше всех других Ангелов, Царицею всех Ангелов, как Херувимов честнейшую, Серафимов славнейшую. Поистине, достойна, но когда Ее Агницей величают, то этим лучше всего показывают Ее достоинство и объясняют Ее царственную корону, Ее превосходство над Ангелами. Как только произносятся устами эти слова: «Агница, Агнца рождшая», – тотчас же приходит на мысль крепость и сила, и слава, и царство Агнца, о чем и святой Богослов говорит: «Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр. 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Говорят, что лев над всеми зверями царь, и сильные медведи, и лютые леопарды трепещут пред его силой. Но сидящий на престоле Агнец не только над зверями, но и над всеми созданиями, которые на небе, и на земле, и под землей, царствует. Ангелы и люди Ему кланяются, и всякая тварь Ему повинуется. Откуда же у Агнца такая сила, откуда всемогущая власть? Порасспросим у святого Иринея, о том же вопросе беседующего так: «Никто другой не мог разогнуть книгу Отчую и видеть ее, кроме Агнца закланного, потому что «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет. 2:22 )». Также мы знаем и то, что Агнца на столь высокое царское достоинство возвысило то, что «Он не сделал никакого греха». Само Его незлобие делает Его Царем, и всякое создание на небе или на земле с нижайшим поклоном расстилается у ног Его, ибо «Он не сделал никакого греха». Когда вышеупомянутые Святые Отцы Пречистую и Преблагословенную Деву величают Агницей, и все сотворенное изъявляет Ей подданство, Небо готовит Ей царскую корону из звезд, светлую солнечную порфиру, прекрасное подножие из месяца. И вы, Херувимы, будьте Ей престолом, и вы, Серафимы, служите Ей рабски, как монархине. Все Ангелы, отдайте Ей должный поклон, как Царице своей, и все создание пусть придет, припадет, поклонится Ей, говоря: «Благословение, честь и слава Пречистой и Преблагословенной Деве Марии, ибо Она Агница, ибо Она незлобива, ибо Она греха не совершила, ибо лести не было во устах Ее». Само Ее агничество делает Ее всесильной Владычицей, самое незлобие Ее венчает Ее царством, и назвать Ее Агницей означает то же, что и назвать Царицей Ангелов. Через незлобие освящается корона вечного царства. Эта Непорочная Агница, из храма Соломонова введенная в дом праведного мужа, святого Иосифа, обратила на Себя очи Бога Отца, говорящего: «На кого посмотрю, только на кроткого и смиренного, и трепещущего слов Моих» ( Ис. 66:2 ). Уподобилась Она Богу Сыну, говорящему: «Пленила Ты нас, Сестра наша, Невеста; пленила нас одним взглядом очей Твоих» ( Песн. 4:9 ), – то есть в чистоте Твоей, в которой как в чистом оке, нет и порошинки. Это светлое око – чистая совесть, на которую взирает Бог, ибо «человек смотрит на лицо, а Бог смотрит на сердце» ( 1Цар. 16:7 ) на совесть. Приблизилась эта Незлобивая Агница и к Богу Духу Святому, говорящему: «Незлобивые и праведные объединились со Мною, а соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( Пс. 24:21 ; 1Кор. 6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Напомним, еще что Апостол Павел, говоря в Антиохийской синагоге о Господе Иисусе, в Котором исполнились обетования, дарованные Израилю, и Которого Господь воскресил из мертвых, приводит, во-первых, слова 2-го Псалма: „Ты Сын мой“ (ст. 7), а во-вторых приводит слова стиха 3-го читаемой нами 55-й главы Исаии, поясняя, что это место пророка, совокупно с пророчеством Пс. 15:10 , получило исполнение в воскресении Господа нашего Иисуса Христа ( Деян. 13:32–37 ), ибо, говорит он: „Давид приложился к отцам своим и увидел тление, а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления“. Вслед за словами 3-го стиха: „и дам вам завет вечный неизменные милости, обещанные Давиду“, пророк указывает в Ком и как исполнится это обещание. 4 . Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 . Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал; и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Слова Господа в стихах 4 и 5 обращены к Израилю, но обетование даруется для всех народов и все народы поспешат к Сиону, потому что из среды Иуды „изыдет вождь, который упасет народ Мой Израиля“ ( Мф. 2:6 цит. из пр. Михея Мих. 5:2 ); и „спасение от Иудеев“ ( Ин. 4:22 ); наконец Господь сказал по воскресении: „дана Мне всякая власть на небе и на земле“ ( Мф. 28:18 ). „Он“ , – Которого Господь даровал „свидетелем для народов“ и „вождем и наставником их“, сказал Пилату: „Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего“ ( Ин. 18:37 ) 1689 . Мы не раз видели при изучении и пророка Исаии 1690 , и Евангелия от Иоанна 1691 , что не одному Израилю, а всему человечеству дарован будет Спаситель и вождь и наставник. (Ср. Исаии XLII, 6 и прим.) 1692 . Но призвание всего мира по ст. 5 происходит через народ обетования 1693 , ибо среди его избраны Апостолы, посланные „проповедать всему миру“. Израиль прославлен тем, что среди его родился Спаситель, что имя Господне прославилось по всей земле сынами народа его, что пророки Израиля были провозвестниками судеб Божиих, и что он и доселе, хотя невольный по упорству своему, но вечный свидетель совершившагося над ним гнева Божия за то, что он „не принял пришедшего к своим“. ( Ин. 1:11 ) во исполнение древнего пророчества, произнесенного от имени Божия Амосом: „Так говорит Господь: только вас призвал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши“, ( Ам. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010