В 1734 г. Бенгель опубликовал в Тюбингене новое издание греческого текста Нового Завета в красивом томе ин кватро (в четвертую часть листа). Он не рискнул исправлять традиционный Textus Receptus согласно собственным убеждениям, но применил свое правило (за исключением 19 мест из Книги Откровения): печатать только те разночтения, которые содержались в более ранних изданиях. На полях он тем не менее указал на значимые, с его точки зрения, разночтения, расположив их по следующим категориям: a оригинальные чтения; b чтения, которые более верны, чем напечатанные; g чтения равноценны напечатанным; d чтения менее правильны, чем напечатанные; s чтения необходимо исключить ввиду их неправильности. Бенгель также попытался стандартизировать пунктуацию Нового Завета и разделить весь текст на абзацы – позднее ученые заимствовали это новшество. Большая половина изданного тома содержала три экскурса, в которых Бенгель изложил и обосновал свои текстологические принципы, включил аппарат Милла и свои собственные материалы из 12 других рукописей 154 . Хотя Бенгель был человеком, чье личное благочестие, добропорядочная жизнь (он также заведовал сиротским приютом в Галле) и ортодоксальность веры были общеизвестны (он был суперинтендантом церкви евангелистов в Вюртемберге), его считали врагом Священного Писания. Столь многие ученые исказили его побуждения и осудили его издания, что автор вынужден был опубликовать на немецком языке, а затем на латинском, статью «В защиту Нового Завета». После смерти Бенгеля его зять, Филипп Давид Бурк (Philip David Burk), опубликовал в 1763 г. дополненное издание apparatus criticus вместе с несколькими короткими памфлетами, которые Бенгель написал в защиту своих, понятных немногим, взглядов о методах воссоздания древнейшей формы текста Нового Завета. Среди тех, кто сравнивал между собой рукописи для собрания Бентли, был Иоганн Якоб Веттштейн (Johann Jacob Wettstein) (1693–1754), житель Базеля. Он рано почувствовал вкус к изучению текстов. Двадцати лет Веттштейн был рукоположен в церковнослужители и тогда же приступил к изучению разночтений Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

С другой стороны, Маркелл был жив, и продолжавшаяся связь с ним старшего поколения никейцев будила в душе восточных невольные сомнения в правильности их учения об одной сущности или ипостаси прождала старые опасения пред савеллианством. В одном письме Василий горько жалуется на то, что западные многократно «сверху и снизу ( νω χαι» χατω)» анафематствовали Ария, а о Маркелле все еще не произнесли определенного суждения. Каппадокийцы сами глубоко понимали эту разницу, отделявшую их от Запада и старшего поколения никейцев 1693 . «Когда мы, – пишет Григорий Богослов , – благочестиво у потребляем речения: одна сущность и три ипостаси, первым означая природу Божества а вторым свойства трех ипостасей, а западные ( παρα» το ς Ιτα " λοις), по бедности своего языка и по недостатку наименований, не могут различать сущности и ипостаси и потому заменяют слово ипостаси словом лица, чтобы не подать повода думать, что они признают три сущности, то что же еще из этого получается? Нечто весьма достойное сожаления... Произошло то, что в выражении: три лица открыт савеллианизм, а в выражении три ипостаси- арианизм. А по мере того, как с каждым днем присоединялось еще нечто огорчительное, настает опасность, что вместе с слогами расторгнутся и концы вселенной» 1694 . И действительно, недоразумения между Востоком и Западом не ограничивались одной теологией. Сам Василий хорошо понимал, что прошлое новоникейцев за очень немногими исключениями, как в глазах самого Афанасия, так и в суждении Запада было не совсем чисто 1695 . Они были преемниками тех людей, которые участвовали в изгнании Афанасия и других никейцев и веру, изложенную в Никее, старались заменить своими изложениями. Лишь долгий и трудный исторический опыт научил их, – и то не всех, – глубже ценить исключительную важность единосушия для выражения церковного учения о Св. Троице. Значительная часть их находилась в общении с омиями и рукоположена была Акакием, некоторые из них значились в списках лампсакского собора и его антиникейских решениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Кассиан Ребчинский – игумен в 1689 году. Евфимий Моравский – игумен в 1690 году. Иннокентий Ягельницкий – избран в игумены 20 августа 1693 года. Братия дали ему подписку, что будут ему оказывать, как отцу и покровителю своему, полное послушание и повиновение. В этой подписке упоминается между прочим и то, что они упросили его принять над ними начальство и быть владыкой сему святому месту, – что выбор этот произведен ими в братской трапезе, в присутствии самого Ягельницкого. – что в число избирателей входили и меньшие братия и даже послушники, кроме тех из братий, которые в обители считались тогда раскольниками и крамольниками (кроме тих раскольников и крамольников, которые на местцу св. бунтуются). Кто же были эти раскольники, крапольники и бунтовщики? В последствии оказывается, что ими были самые избиратели. По преклонности к унии, они выходили из повиновения православному Луцкому епископу Афанасию Шумлянскому, и в избираемом Ягельницком надеялись видеть поборника унии и орудие своим страстям. Для иноков твердых в православии (bene sentientes – как говорится в дальнейшем процессе этого дела) не подписавших этого выбора казалось странным, что в игумены избирается двоеженец; каковым был Иннокентий Ягельницкий, который скрыл о своем двоеженстве пред рукоположением во священство. Не менее странным казалось для них и то, что до управления православной обителью допускается тот, о ком сделалось известно, что он долго находился в плену у турок, получил навык к басурманским обычаям и говорил свободно по-турецки. По поводу сего выбора, единство между братией исчезло: она разделилась на партии, одна другой враждебные, возникли несогласия и распри; нашлись такие, которые в глаза говорили Ягельницкому: «ты насильственно сделался игуменом, другие этому были противны, – ты двоеженец, ты басурман» 33 . Вскоре Ягельницкий действительно не оправдал своего избрания. Он и единомышленники его стали расхищать монастырское достояние, стали предаваться своеволию, разгульной жизни, пьянству и всякого рода бесчинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Сведения Евфимий, епископ рукоположен после 1448 по 1465 бежал в Москву, оставив кафедру от притеснения за веру, епископ Суздальский и Тарусский Феофан (Феодор), епископ управлял с 1465 до 1473 с 1483 епископ Суздальский и Тарусский Нектарий, епископ упоминается до 1499 неизвестно Иона, епископ упоминается в 1499–1500 после занятия Чернигова русскими войсками отправлен в Москву в плен; неизвестно Кафедра была закрыта, правление ею перешло к униатам. Черниговская и Новгород-Северская Восстановлена в 1648 году. Кафедра в Чернигове Имена Сведения Зосима (Прокопович), епископ рукоположен Лазарь (Баранович), епископ рукоположен и поставлен местоблюстителем Киевской митрополии с 08.03.1657 архиепископ с 08.09.1667 по 1692 уволен на покой; 03.09.1693 Феодосий (Углицкий), свт. архиепископ рукоположен с 11.09.1692 06.02.1696 рукоположен с 10.01.1697 по 11.03.1711 митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (Стаховский), архиепископ рукоположен с 20.09.1713 по декабрь 1721 митрополит Тобольский и Сибирский Иродион (Жураковский), архиепископ рукоположен с 03.05.1722 по 1734 на покое; 18.09.1735 Иларион (Рогалевский), архиепископ бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 29.03.1735 по 02.05.1738 на покое; 1738 (1739, 1742) Никодим (Скребницкий), епископ рукоположен с 06.12.1738 по 29.05.1740 митрополит Сибирский и Тобольский, отказался; с 01.09.1742 – епископ Санкт-Петербургский Антоний (Черновский), митрополит бывший митрополит Сочавский (Болгария) с 29.05.1740 по 06.09.1742 митрополит Белгородский и Обоянский Амвросий (Дубневич), епископ рукоположен с 08.09.1742 23.02.1750 Ираклий (Комаровский), епископ рукоположен с 08.09.1752 по 19.10.1761 на покое; 26.10.1765 Кирилл (Ляшевицкий), епископ бывший епископ Воронежский и Елецкий с 19.10.1761 14.05.1770 Феофил (Игнатович), епископ рукоположен с 17.10.1770 по 1785 переименован епископ Черниговский и Нежинский Черниговская и Нежинская С марта 1785 года Имена Сведения Феофил (Игнатович), епископ бывший епископ Черниговский и Новгород-Северский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Восстановлена в 1648 году Кафедра в Чернигове Зосима (Прокопович) епископ, рукоположен Лазарь (Баранович) епископ, рукоположен и поставлен местоблюстителем Киевской митрополии, с 8.03.1657 архиепископ с 8.09.1667 по 1692 уволен на покой; † 3.09.1693 Феодосий (Углицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 11.09.1692 † 6.02.1696 Иоанн (Максимович) архиепископ, свт., рукоположен с 10.01.1697 по 11.03.1711 митр. Тобольский и Сибирский Антоний (Стаховский) архиепископ, рукоположен с 20.09.1713 по декабрь 1721 митр. Тобольский и Сибирский Иродион (Жураковский) архиепископ, рукоположен с 3.05.1722 по 1734 на покое; † 18.09.1735 Иларион (Рогалевский) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 29.03.1735 по 2.05.1738 на покое; † 1738 (1739, 1742) Никодим (Скребницкий) епископ, рукоположен с 6.12.1738 по 29.05.1740 митр. Сибирский и Тобольский, отказался; с 1.09.1742 еп. Санкт-Петербургский Антоний (Черновский) митрополит, бывший митр. Сочавский (Болгария) с 29.05.1740 по 6.09.1742 митр. Белгородский и Обоянский Амвросий (Дубневич) епископ, рукоположен с 8.09.1742 † 23.02.1750 Ираклий (Комаровский) епископ, рукоположен с 8.09.1752 по 19.10.1761 на покое; † 26.10.1765 Кирилл (Ляшевицкий) епископ, бывший еп. Воронежский и Елецкий с 19.10.1761 † 14.05.1770 Феофил (Игнатович) епископ, рукоположен с 17.10.1770 по 1785 переименован еп. Черниговский и Нежинский Черниговская и Нежинская С марта 1785 года Феофил (Игнатович) епископ, бывший еп. Черниговский и Новгород-Северский † 27.09.1788 Иерофей (Малицкий) епископ, рукоположен с 6.12.1788 по 1.04.1796 митр. Киевский и Галицкий Виктор (Садковский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Волынский Черниговский с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Малороссийский Малороссийская Черниговская С 16 октября 1799 года Виктор (Садковский) архиепископ, бывший архиеп. Черниговский и Нежинский с 16.10.1799 † 11.11.1803 Черниговская и Нежинская С 4 декабря 1803 года Михаил (Десницкий) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Список с грамоты настольной Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому о избрании и рукоположении его на степень архиерейства. – Сентябрь 1693 г. (Из «Российских духовных» дел Моск. арх. мин. иностр. дел – Кар. 9). Настольная грамота, данная Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому (от сент. 1693 года) сообщает несколько интересных данных, касающихся церковной истории конца XVII века. Из неё оказывается, что по желанию и прошению благочестивейшего великого государя царя Теодора Алексеевича степени архиерейской в 7189 году (1680–1681) из нижних были подвышены и, между прочим, тогда же было решено вятской епископии быть архиепископиею, так как г. Вятка и Великая Перм – „многонародный суть“, и по благословению патриарха Иоакима вятский епископ Иона еще в 7190 году (1681–1682) „восповествовался архиепископом вятским и великопермским“. В этой настольной грамоте патриарха Адриана архиепископу Ионе подробно излагаются права и обязанности как пастыря, так и паствы. Список з грамоты по сему переводу, дана настольная грамота Ионе архиепископу Вятскому и Великоперскому. Владыка и вседержавный творец небесных и земных и новоизраильтов монарха – Иисус Христос Бог человеколюбивый, благоволением Бога Отца и содейством Бога всесвятаго Духа, вручив нашей мерности восточной православной веры церкве католической полноту христиан во всем обладании российского царствия, яко корабль мирную ладью да стижем, особнейший о ней промысл и пред закониями поданными из начала ту возспасаем; и благоволи убо указ сей в страсе к нему любленый нашей мерности сотворити, – по Петру верховнейшему апостолов верху–паствовать нам повелев вернейшую паству сицевыми глаголы: аще любишимя, паси овцы моя, их же драгою ценою животворивой крове своей искупи от клятвы законной. О ней же мерность наша, по завещанию его, паче всего пред делательнейшее и притщательньшее иметь попечение, присно же прирадетельствуя всюду насмотрствует, да соблюдается его мощию добрейшая паства нам вверенная всякой напасти же и озлобления вышши и ниже коему либо вреду или нищетв да подстает, яко сам всеблагий Бог чрез (богоглаголива) Иезекииля пророка вещаний (иметь из рук пастырей овец своих взыскивати): овец моих из рук взыщу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Согласное и мирное правление двух архиепископов было весьма приятно и радостно для всей Черниговской паствы. Рукоположение св. Феодосия Углицкого при жизни архиепископа Лазаря Барановича есть едва ли не единственное событие в истории российской иерархии ΧVΙΙ в., по крайней мере, оно единственное в истории иерархии Черниговской. Неоднократно Черниговская паства по кончине одного иерарха долгое время оставалась без пастырей: теперь же она в одно и то же время увидела у себя двух архиепископов. И паства Черниговская только радовалась теперь, видя двух иерархов, правящих епархией в полном согласии и любви между собою, служащих вместе у престола Господня и единодушно молящихся о мире всего мира. Кто из присутствовавших в то время в храме не приходил в особое сердечное умиление, взирая, как два архиепископа, украшенные христианскими добродетелями и глубоко всеми чтимые, воздевают руки горе и воссылают пламенные молитвы к живущему во свете неприступном – Царю царствующих и Господу господствующих!.. И это было не в столице какой-либо и не в многолюдном городе, а в убогом и малолюдном Чернигове, разоренном свирепыми неприятелями, которые не раз, влекомые жаждою добычи, из края в край проходили всю Черниговскую епархию с огнем и мечем, истребляя и опустошая все, что ни попадалось им на пути... По истине величественна и трогательна была для Черниговской паствы картина двух служащих архиепископов. Об этом чувстве умиления, охватившем православных Черниговцев по случаю совместного служения двух архиепископов 28-го января 1693 года в день рождения царевны Анны Иоанновны, черниговские воеводы даже доносили в Москву. Но недолго судил Господь двум святителям – Лазарю и Феодосию вместе стоять на страже паствы Черниговской. Великий светильник Церкви русской, маститый архипастырь Лазарь, ослабленный глубокою старостью и болезнями, постепенно угасал. Наконец, 3-го сентября 1693 г. Черниговская паства должна была лишиться одного из своих любимых архипастырей: престарелый архиепископ Лазарь, этот «великий столп церковный», по выражению св. Димитрия Ростовского , после 36-летнего управления епархией, тихо и мирно скончался. Горько оплакивала почившего архипастыря вся Черниговская паства во главе с оставшимся святителем Феодосием. Св. Феодосий, глубоко опечаленный потерею своего собрата и покровителя, совместно с Черниговским и из других мест прибывшим многочисленным духовенством, совершил над ним трогательный чин погребения в Черниговском Борисо-Глебском кафедральном соборе. Надгробная доска с надписью «Лазарь Баранович», находящаяся за левым клиросом, и теперь указывает место блаженного упокоения знаменитого иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНИАМИН (САХНОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Вениамин (Сахновский) Вениамин (Сахновский) ( 1693 - 1743 ), епископ Воронежский и Елецкий . Родился в 1693 году в семье сербского протоиерея города Коссова . В Валахии Вениамин провел большую часть своей юности. Он учился в местных латинских школах, хорошо знал валашский язык и даже делал переводы текстов на славянский. Был знаком с Пахомием (Шпаковским) , будущим Воронежским митрополитом. Узнав, что Пахомий пастырствует в Воронеже , Вениамин тайно бежал из родительского дома и явился к архиерею. Митрополит принял его, постриг в 1718 году в монахи , рукоположил в иеродиакона для архиерейского дома. В январе 1722 года Вениамин просил Синод отпустить его обратно в Валахию. Он ссылался на свое обещание, данное во время пострига, жить в валашском Бесериканском Благовещенском монастыре . Пахомий, который некогда был настоятелем этой обители, не препятствовал отъезду Вениамина. Однако Синод принял решение отправить воронежского иеромонаха служить на флот. В Александро-Невской Лавре , иноки которой священнодействовали на кораблях Кронштадтской и Ревельской эскадр, серб сблизился с обер-иеромонахом Рафаилом (Заборовским) , личным другом Феофана (Прокоповича) , содействовавшим стремительному его возвышению. Сначала Вениамин был определен на фрегат “Сант-Яков”. В 1725 году был отправлен “за море” на фрегате “Амстердам-Галей”, а по окончании кампании уволен “на зиму” в монастырь. Иеромонах Вениамин назывался кандидатом в советники Синода или на вакантную архиерейскую кафедру, в том числе и на Воронеж. 8 июля 1726 года, по настоянию епископа Псковского Рафаила (Заборовского), впоследствии митрополита Киевского и Галицкого, Вениамин назначается архимандритом Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии. В 1728 году он сопровождал своего архиерея в Петербург для погребения цесаревны Анны Петровны. При этом в свите Рафаила отсутствовали настоятели таких крупных псковских монастырей, как Печерский и Спасо-Елиазаров.

http://drevo-info.ru/articles/13492.html

†10.05.1663 Иосиф (Нелюбович-Тукзльский), митрополит, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1663 до июня 1664 схвачен и заточен в Мариенбурге до 1667 Афанасий (Желиборский) епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский с 1664 по 1665 временно администрировал Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 1664 по 1668 сослан в монастырь, бежал в Киев, а затем в Москву †неизвест. Иосиф (Нелюбович-Тукзльский), митрополит, повторно с 1668 по 1669 избран и утвержден Константинопольским патриархом, экзарх не был принят †26.07.1676 Лазарь (Баранович) архиепископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (третий раз) с 1669 по 1676 еп. Черниговский и Новгород-Северский Антоний (Винницкий) митрополит, бывший еп. Перемышльский, с 1676 утвержден Константинопольским патриархом, экзарх Константинопольского трона в 1679 †26.11.1679 Лазарь (Баранович) архиепископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (четвертый раз) с 1679 по 1685 еп. Черниговский и Новгород-Северский †03.09.1693 Киевская, Галицкая и всея Малыя России (в составе Московской патриархии) Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), митрополит, бывший еп. Луцкий и Острожский, возведен c 8.11.1685 избран 8.07.1685 †6.04.1690 Варлаам (Ясинский) митрополит, рукоположен c 31.08.1690 †22.08.1707 Иоасаф (Кроковский) митрополит, рукоположен с 15.08.1708 †1.07.1718 Кирилл (Шумлянский) епископ Переяславский. викарий Киевской митрополии с 1718 по 1722 временно управлял Варлаам (Вонатович) архиепископ, рукоположен с 14.05.1722 по 20.11.1730 лишен сана и сослан в Белозерский монастырь, в 1741 восстановлен в архиепископском сане †17.01.1751 Рафаил (Заборовский) архиепископ, бывший еп. Псковский и Изборский с 13.04.1731 митрополит с 11.06.1743 †22.10.1747 Тимофей (Щербацкий) митрополит, рукоположен с 10.03.1748 по 22.10.1757 митр. Московский и Севский Арсений (Могилянский) митрополит, бывший архиеп. Переяславский и Дмитровский с 22.10.1757 по 2.04.1767

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кроме этой церкви, здесь, по свидетельству очевидцев, была еще помещичья церковь св. Троицы, каменная, стоявшая на месте нынешней колокольни. Она была построена помещиком Иваном Стефановым Хвостовым в начале нынешнего столетия. Но судьба церкви была несчастна. Сильный ветер сорвал главный купол с нее, а преемники Хвостова, или по нерадению, или по недостатку средств, не восстановляли ее; в 1821 году она сгорела от неосторожности жены священника Иоанна Игнатьева; вместе с церковью, обгорели домы священника и дьячка и колокольня. Настоящий храм однопрестольный, во имя Преображения Господня. Антиминс его освящен митр. Гавриилом в 1778 г. В 1861 г. храм сделан теплым, на средства кн. Салтыкова, но, вследствие сырости, печи выломаны. В церкви замечательна икона Преображения, бывшая, как видно по надписи на ней, когда-то местною в иконостасе. Но так как величина иконы не соответствует размерам мест нынешнего иконостаса, то она, вероятно, взята из иконостаса прежней деревянной церкви и, следовательно, принадлежит к прошлому веку, или к началу нынешнего. Иконостас поновлен иконописцем Выскатской волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса имеют характер древности. Из сосудов замечателен оловянный из богослужебных книг – Октоих 1694 года, Евангелие 1693 года и Апостол 1775 г., изданные в Москве. Из документов церковных замечательны: 1) исковое дело копорского полка полковника Ивана Стефанова, сына Хвостова, о даровании прибужскому причту выписи из писцовых книг, сохранившееся в половину; 2) межевые книги и план на пашню и сенные покосы, межевания землемера секунд-майора Матвея Копьева 1783 года; 3) план и фасад на бывшую Троицкую церковь , составленный гдовским уездным землемером Ильею Ивановым; 4) план и фасад нынешнего храма, составленный в 1860 г. архитектором Лоренцом. Причт до 1754 г. состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни; потом учрежден диакон; первым диаконом был Илья Иванов, сын свящ. Ивана Григорьева; потом служил Андрей Анисимов, рукоположенный митрополитом Серафимом 1822 года, августа 9 дня. Из священников известны: Яков Мартынов (1628 г.) и Андрей Щелкалов (1753 г.), Амос (1768 г.), Иоанн Данилов (1780 г.); в метрической книге 1783 г. указан Иоанн Григорьев; место его занял сын его Игнатий Иоаннов, бывший учителем в Новгородском духовном училище и носивший, в светском звании, шпагу „за усердие”. В 1830 г. он был, за старостью лет, уволен и чрез 5 лет умер в Рудницком погосте; его заменил окончивший курс в Петербургской духовной семинарии Петр Андреев, рукоположенный епископом Никанором 1831 г., июня 11 дня. При нем разрушена Троицкая церковь и из остатков ее выстроена колокольня. По переводе Андреева, чрез 5 лет, в Таицы, поступил сюда Василий Иоаннов Кедров, умерший 1858 года, ноября 10 дня. При нем уничтожена диаконская вакансия, церковь отнесена к 4-му классу, храм огражден оградою, поновлен иконостас и в погосте заведена школа. По смерти его, занял Иоанн Григорьев Добронравин, служащий доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010