Счет часов называется восточным потому, что он употреблялся на Востоке. Этот счет различается от нашего тем, что по уставу сутки считаются от заката солнечного до заката другого дня, а не с полуночи, как мы считаем. Кроме того, по счету устава, сутки в продолжение целого года имеют одинаковое число часов для дня и для ночи, как бывает в дни равноденствия, когда день равен ночи, т. е. 12-ть часов имеет день и 12-ть часов в тот день имеет также ночь 283 . Этот счет часов употреблялся в землях, близких к экватору. Указание на этот счет часов дня по равноденствию можем видеть в словах Господа Спасителя: не дванадесять ли часов есть во дни ( Ин.11:9 ). В Типиконе (гл. 8) сказано: «Сей предел о литургии и о трапезе писася во странах Иерусалимских, и лепотственно быти тако везде в равнины (равноденствия) весненные и есенныя. В лете же и зиме в велицей России быти зде знамению (т. е. звону) по разсуждению времене, в лете долготы ради дне лепотственно продолжити, в зиме же за малость дне упредити, разсуждением настоятеля». В дни равноденствия захождение солнца бывает около 7-го часа вечера, нашего счисления времени, а восход солнца – около 7-го часа утра, нашего счисления времени. Итак, счет часов, который ведут в землях близких к экватору (от заката солнца и по равноденствию), разнится с нашим счетом (от полуночи) на 6-ть часов. У нас еще продолжаются часы вечера: 7-й, 8-й, 9-й, 10-й, 11-й, 12-й одного дня, а по уставу это часы уже другого дня; у нас 1-й час пополуночи, а по Уставу это есть 7-й час ночи; у нас 7-й час утра, но Уставу же это 1-й час дня; наш 1-й час пополудни есть по Уставу 7-й час дня. Это яснее можно видеть из следующей таблицы: О литургии (λειτουργα) в Служебнике сказано, что «время служения ее есть, по древнему обычаю, третий (по нашему 9-й) час дне. Но может ранее и позднее начатися и совершатися божественная литургия, аще потреба сицевая надлежать будет» (Извест. учит. в Служебн.) 287 . Так у нас и служится ранняя (обедня) литургия прежде 3-го, т. е. нашего 9-го, часа дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Утреня. Она следует непосредственно за полунощницею и должна оканчиваться с рассветом дня. Утро – лучшее время из целых суток для тела и души. Телесные силы, так усталые накануне, ожили и восстановились мирным сном. Свежее, бодрее, сильнее каждый чувствует себя. Оттого светло и отрадно на душе. Мысль чище, память яснее, одним словом, человек точно перерождается утром. Кому ж посвятить это лучшее время как не Тому, чей есть день и чья ночь, Кто подает нам и свет солнечный, и успокоивает нас благотворным сном под покровом ночи? Да, и мирный сон и здравое пробуждение дарует нам Он, Отец наш небесный, к Нему и нужно прежде всего обращаться в молитве, восставши от сна. Часы Час первый. С окончанием утрени восходит солнце и наступает день. Самый естественный долг благодарности требует посвятить начало Божьего дня Богу, освятить тем целый день, и с помощью Божией выйти после того на дела дневные. Кроме того, в этот час озлившиеся и ожесточенные враги нашего Спасителя, поспешили привести Его на беззаконный суд пред Пилатом; как же нам в этот самый час не обратиться к Нему с любовью и усердной молитвою за все понесенное Им ради спасения людей? Здесь нужно заметить, что расположение часов в прежние времена было не такое, какое теперь. Теперь первый час начинается сейчас после полуночи, так и считают часы до полудня. А прежде первый час начинался с началом дня; так и шел счет часов до вечера. Значит, первый час дня, по-тогдашнему, соответствует нашему теперешнему седьмому часу утра. Час третий. В третьем часу дня, или, по-нашему, в девятом утра, Господь предан был на распятие, биен и поруган, оплеван и заушен. В этот же час Святой Дух сошел на апостолов, когда они в день Пятидесятницы собрались для общей молитвы. Как естественно и в этот час благодарное воспоминание об искуплении рода человеческого и вместе молитвенное воззвание к Богу, чтобы благодать Святого Духа осветила и освятила и наши темные и нечистые помыслы и пожелания, и помогала нам во всех делах наших? Час шестой. В этот самый час, по-нашему в двенадцатый час дня, распят был Господь. Можно ли провести хоть один день без того, чтобы не вспомнить: и до чего может дойти злоба людей и до чего простирается любовь Божия к людям? Можно ли тому, кто называет себя христианином, не обращаться в каждый полдень с благодарной молитвой ко Христу Спасителю за Его крестные страдания в очищение грехов всего мира? Вот почему Церковь освятила и этот час молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Поклонение Господу Иисусу Христу. (в 12 час. дня) Поклонение Господу Иисусу Христу и часы Св. Иоанна Златоуста . IO-й час – Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми, по благодати Твоей, положити начало благое. 11-й час – Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. 12-й час – Господи, небес и земли, помяни мя грешного раба Твоего студного и нечистого, во Царствии Твоем. Аминь. Или Иисусову молитву 300 раз. Пятая часть Поклонение Всесвятом.у Духу. (в 3 часа пополудни) «Царю Небесный Утешителю....” Поклонение Богу Духу Всесвятому, молитва к Богу Духу Всесвятому и часы Св. Иоанна Златоуста . 13-й час – Господи, в покаянии приими мя. 14-й час – Господи, не остави мене. 15-й час – Господи, не введи мене в напасть. Или Иисусова молитва 300 раз. Шестая часть Поклонение Пресвятой Богородице (в 6 час. пополудни) «Не имамы иные помощи···» Поклонение Пресвятой Богородице, предание себя Божией Матери, ряд молитв к Ней и воззвания ко Господу Богу, взятые из Ефес.1–17–18 ; Сирах. гл.ХХШ; Иак.1.5–8 . Часы Св. Иоанна Златоуста . 16-й час – Господи, даждь ми мысль благу. 17-й час – Господи, даждь ми слезы, и память смертную и умиление. 18-й час – Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. Или Иисусова молитва 300 раз. Седьмая часть Вечерние молитвы (в 9 час.вечера) «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею – жертва вечерняя». Молитвы вечерние, начало приходное, молитвенное призывание святых, молитва Св. Василия Великого , исповедание грехов, молитва Св. Иоанна Дамаскина , молитва Честному Кресту , псалом 90 и Часы Иоанна Златоуста » 19-й час – Господи, даждь ми смирение, целомудрие и Послушание. 20-й час – Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. 21-й час – Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. Или Иисусова молитва 300 раз. Восьмая часть Полунощные молитвы (в 12 час. в полночь) «Полунощи востах – исповедатися Тебе (Господи) о судьбах правды Твоея». Полунощные молитвы, псалом 50, полунощная песнь ко Пресвятей Богородице, молитвы преп. Нила Сорского , молитва Св. Ефрема Сирина , воззвание ко Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

священник Николай Антонов 2. Порядок и изъяснение церковных служб 46. Церковные службы Как уже было сказано (§ 4), все церковные службы могут совершаться или по желанию отдельных лиц, или для целого христианского общества. Но не каждый из членов православной Церкви в состоянии бывает пригласить священнослужителя для совершения службы для себя, и общественное предназначение Храма Божиего и православной Церкви не было бы достигнуто, если бы совершение служб было поставлено в зависимость от желания отдельных лиц. Поэтому Церковь установила для совершения служб во храме определенное время, чтобы всякий молящийся мог прийти в храм и «пролить свою молитву ко Господу». Служб, предназначенных ныне Св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, «первый час», «третий час», «шестой час», «девятый час», обедня. Эти службы называются повседневными. 47. Что называется службой Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, отделов из Священного писания, песнопений и священных действий для выяснения какой-нибудь определенной идеи или мысли. Благодаря тому, что в каждой службе православного богослужения последовательно развивается определенная мысль, каждая церковная служба представляет стройное, законченное, художественное священное произведение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, песенных (вокальных) и созерцательных впечатлений создать в душе молящихся благочестивую настроенность, укрепить живую веру в Бога и подготовить православного христианина к восприятию Божественной благодати. Найти руководящую мысль (идею) каждой службы и установить связь с нею составных частей – есть один из моментов изучения богослужения. Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах «чином» или «последованием» службы. 48. Происхождение повседневных служб Названия повседневных служб указывают на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Напр. вечерня указывает на вечерний час, повечерие – на час, следующий за «вечерею» (т.е. за вечерней трапезой), полунощница – на полночь, утреня – на утренний час, обедня – на обеденный, т.е. полуденный, первый часпо-нашему значит 7-й час 49 утра, третий час – наш 9-й час утра, шестой час – наш 12-й час, девятый – наш третий час пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  12 апреля 1915 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна с поездом 8 в 9 час[ов] вечера отбыла до гор[ода] Ростов Ярославский, по прибытии на станцию Ростов в 3 час[а] 35 мин[ут] утра, где был вагон с Ее Императорским Высочеством отцеплен и поставлен на запасный путь. 13-го апреля в 8 час[ов] 40 мин[ут] утра вышла из вагона, на монастырских лошадях отправилась в Яковлевский за обедню. По окончании обедни в 11 час[ов] 10 мин[ут] утра прошла в монастырские покои, где пробыла 30 мин[ут]. Вышла, отправилась на вокзал в свой вагон, в 1 час 30 мин[ут] дня вышла из вагона и отправилась в лазарет имени о[тца] Иоанна Кронштадтского, где пробыла 50 минут. Вышла, отправилась в лазарет Селиванова по Покровке ул[ице], где пробыла 40 мин[ут]. Вышла, отправилась в Успенский собор, где прикладывалась к святыням. Через 10 мин[ут] вышла, отправилась в женский прошла в келью игуменьи, где пробыла 40 минут. Вышла, отправилась в церковь Благовещения, приложилась к святыням. Через 10 мин[ут] вышла, отправилась в мужскую гимназию Кекина, где пробыла 1 час 30 мин[ут]. Вышла, отправилась [в помещение] Российского союза [Красного Креста] по Ильинке ул[ице], где пробыла 50 мин[ут]. Вышла, отправилась в лазарет уездной земской управы по Введенской ул[ице], где пробыла 45 мин[ут]. Вышла, вторично отправилась в Яковлевский монастырь и прошла в монастырские покои, пробыла до 10 час[ов] 30 мин[ут] вечера. Вышла, на монастырских лошадях вернулась на вокзал в свой вагон. С поездом 9 в 2 час[а] 35 мин[ут] ночи изволила отбыть со станции Ростов Ярославский. В 9 час[ов] 35 мин[ут] утра прибыла в Москву на Ярославский вокзал. По выходе из вагона села в автомобиль и вернулась в обитель благополучно. Мордвинов, Гупайлович.   19 апреля 1915 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна в 9 часов 20 минут утра вышла в Покровский храм обители к обедне. По окончании в 11 час[ов] 40 минут утра вернулась в покои. В 12 час[ов] 30 минут дня выехала из обители на автомобиле, проследовала в село Всехсвятское на городское братское кладбище, где состоялись похороны сестры милосердия Шишмаревой. После похорон в 2 часа 10 минут дня выехали из кладбища и проследовали на Петроградское шоссе, дом 28 в лазарет Императорского Человеколюбивого общества для раненых воинов, где Ее Высочество посещали раненых воинов, [а также] Ремесленную школу. Пробыли 1 час 15 минут, откуда выехала в Кремль, пробыли 1 час 10 минут, откуда вернулись в обитель. В течение дня по охране благополучно. Коржецкий, Поляков, Мордвинов, Гупайлович, Чувикин, Угаров, Фадеев, Перепеч.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

вечера) – так бывает в будни. Большинство церковников посещают которую-нибудь одну обедню и таким образом в будни проводят в церкви 6 1/2 –7 часов, а в праздники до 10 и даже иногда до 12 часов в сутки. В праздники всенощная продолжается с 7 час. вечера до 12 и даже до 1 часа ночи, поздняя обедня – не менее 3 часов, обыкновенно около 4 час., и вечерня – 2 часа; утрени, конечно, не бывает. В среднем годовом выводе церковник Троицкого собора каждодневно проводит в церкви около 8 час. времени. Во всех прочих монастырских и скитских церквах служба гораздо короче: утреня 2 часа, обедня и вечерня по 1 1/2 часа . Все население монастыря поднимается в 3 часа утра. Не только все церковники, но и большинство рабочих монашествующих идут в церковь . Последние, простояв час и получив благословение от настоятеля, уходят пить чай или закусывать и с 5 час. утра приступают к работе. Вечером, по окончании работ они стоят часть вечерни, а после ужина выслушивают в трапезе вечерние молитвы на сон грядущий и, получив снова благословение от настоятеля, отправляются спать. Одни настоятели совсем не требовали от рабочих монашествующих посещения богослужений, а другие наоборот. В будни даровые трудники (кроме церковников) свободны от обязательного посещения богослужений. Рабочий день у рабочих монашествующих и даровых трудников считается 10 часов, а у наемных 11 часов. Но это вообще, в частности же работают то больше, то меньше, смотря по обстоятельствам и времени года – на сенокосе больше, зимою меньше. Да и счет рабочим часам не так строг и точен, как на фабриках: даровым трудникам позволяется уходить из мастерских пить свой чай, а летом, когда приходит пароход, масса даровых трудников сбегается поглазеть на приехавших богомольцев. Работают: зимой с 5 до 10 час. утра и с 11 час. дня до 4 час. пополудни; летом – с 5 до 8 час. утра, с 10 час. утра до 2 час. пополудни и с 3 до 6 час., вечера. Рабочие наемные оканчивают работу на час позже. В пропущенные часы принимают пищу и отдыхают (см. главу о питании).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) с известными часами дня, или 2) с днями седмицы, или, наконец, 3) с днями года. I. О суточном богослужении Перечень ежедневных церковных служб, их видоизменения и время их начала Всех служб церковных – девять: 9-й час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час и литургия (в те дни, когда по какой-либо нужде не бывает литургии, после 6-го часа совершается «Последование изобразительных»). 72 Так как в состав суточных служб входят службы кругов седмичного и годового, то вышепоименованные службы не всегда одинаково совершаются в разные дни седмицы и в разные дни года, но применительно к священным воспоминаниям кругов седмичного и годового они видоизменяются. Вследствие этого каждая служба, как это будет показано ниже, имеет свои виды, и соединение служб между собою не всегда бывает одинаково. Круг суточных церковных служб начинается с вечера, и этот вечер, а равно и следующая за ним ночь относятся к последующему, а не предыдущему дню; потому что при сотворении мира вечер предшествовал дню ( Быт.1:5 ). Так ветхозаветная Церковь располагала своё богослужение; следуя сему указанию и новозаветная Церковь начинает ряд ежедневных служб с вечера. Богослужение вечернее В состав этого богослужения входят: девятый час, вечерня и повечерие. Девятый час. По нашему счислению девятый час соответствует 4-му, 5-му и 6-му часам дня. 73 В этот час Господ Иисус Христос , вися на древе и возгласив, предал дух Свой Богу ( Мф.27:46–50 ). В воспоминание великих предсмертных страданий и смерти Спасителя и установлена служба 9-го часа. Заповедь совершать молитву в 9-й час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в постановлениях апостольских. Св. Василий Великий приписывает службе апостольское установление (сн. Деян.3:1 ). Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим , а тропари и молитва , ныне читаемые на девятом часе, принадлежат св. Василию Великому . Девятый час обыкновенно поётся пред вечернею 74 ; в навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами (царские часы); в Сырные среду и пяток (см. 544 стр. печатного оригинала) и в Великом посту совершаются вместе 3-й и 6-й, а затем следует 9-й час, после которого поются изобразительные и вечерня (см. 544 стр. печатного оригинала); такой же порядок совершения 9-го часа (но только отдельно от вечерни, которая «бывает в своё время») в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднство Сретения (Уст. 1 февр.). (См. 767–768 стр. печатного оригинала).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Бе же час третий. Это указание ев. Марка кажется не согласным со свидетельством ев. Иоанна, что шестой час был еще тогда, когда Христос был у Пилата, и Пилат употреблял последние усилия освободить Его (19, 14). Предварительно соглашения этих свидетельств, нужно установить наиболее вероятное время; какое было потребно для того чтобы, по утверждении Пилатом смертного приговора над Господом, воины могли привести Осужденного на Голгофу и там распять Его. Можно положить, что при величайшей поспешности врагов Христовых это совершилось в час времени. Теперь предположим, как наиболее вероятное, что приговор Христу с Лифостротона претории произнесен был по истечении 3-го часа по иудейскому, в 9 с небольшим часов утра по нашему времясчислению. Мог ли об этом времени евангелист Иоанн сказать, что это был час шестой? Мог; потому что после 8-го часа начиналась четверть дня, состоявшая собственно из трех часов (4-го, 5-го и 6-го), но называвшаяся у евреев, по своему последнему часу, 6-м часом. Далее. Распятие Иисуса Христа совершилось в 4 или в 412 часа по восточному, в 10 или в 10½ час по нашему времясчислению. Мог ли об этом времени ев. Марк сказать, что был час третий? Тоже мог; потому что 6-й час, в смысле второй четверти дня, еще не кончился, а истек только 3-й, или первая четверть дня, состоявшая из 1-го, 2-го и 3-го часов. Еванг. Марк, говоря: был час третий, – именно то и хочет сказать, что шести, второй четверти дня, далеко не было: так это было еще рано; а еванг. Иоанн, говоря, что уже в претории был час яко шестый, хочет сказать, что в препирательстве Пилата с народом прошел весь третий час, так что уже и шестой пошел: так это было не рано. Господь на кресте среди неописуемых страданий не был совершенно безмолвен. Он семь раз говорил с креста. Первый возглас Его был молитвою за распинателей, вторым разбойник удостоен был рая, третьим пресвятая Мать Его поручена была попечению апост. Иоанна, потом возглашено: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил? затем – жажду, далее – совершишася, и наконец в седьмой раз – Отче, руце твое предаю дух мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Если говорить более точно, часом славы Иисуса становится час (время) Его распятия и Воскресения. Все, что ему предшествует, есть ожидание и подготовка. Сам термин «час» (w(/ra), иногда заменяемый на kairo/j («время» ), многократно употребляется в Ин. Земное служение Иисуса по Ин. проходит под знаком ожидания «часа». Точнее, ожидание «часа» и его наступление — две примерно равные по объему части, на которые четко разделяется Ин. Вот как их принято условно называть: 1) «Книга знамений» (Ин. 1 — 11); 2) «Книга славы» (Ин. 12 — 21). И вот как распределяются цитаты, в которых используются термины «час» или «время»: Ожидание «часа» славы Наступление «часа» славы «... еще не пришел час Мой» (2, 4). «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (12, 23). «И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (7, 30). «Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (12, 27). «И никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его» (8, 20). «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу» (13, 1). «Мое время еще не настало...» (7, 6; ср. ст. 8) «Вот, наступает час, и настал уже...» (16, 32). «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (17, 1). Во вторую колонку можно было бы добавить и трогательное сравнение часа Иисуса с часом женщины, когда она рожает после долгого периода ожидания: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). Слова о наступлении ожидаемого «часа» славы Иисус произносит накануне Тайной Вечери, после которой и происходят события Голгофы и Воскресения. Таким образом, заключительные страстные дни входят в этот «час». Богослужение Православной Церкви не упустило столь важного момента. Первое из 12-ти страстных Евангелий (служба Святых Страстей Господних — Утреня Великой Пятницы) представляет собой прощальную беседу Иисуса с учениками на Тайной Вечере по Ин. Богослужение начинается словами:

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

  7–8 июня 1915 г. 7 июня в 8 час[ов] 35 м[инут] утра благополучно отбыла в г[ород] Петроград, по выходе из поезда на автомобиле отбыла в Мраморный дворец, через 10 минут отбыла на Петроградскую сторону в часовню Спасителя, где был отслужен молебен, после чего благополучно отбыла в Иоаанитский монастырь на Карповке, через 35 минут отбыла в Мраморный дворец. В 1 час 45 мин[ут] дня отбыла в Петропавловский собор, где шло заупокойное богослужение о великом князе Константине Константиновиче. Через один час отбыла в Аничский дворец. В 4 часа дня из Аничкова дворца отбыла на Царскосельский вокзал, откуда в 4 ч[аса] 20 мин[ут] дня благополучно отбыла в Царское Село в Александровский дворец. 8-го июня в 10 час[ов] 35 мин[ут] утра прибыла на Царскосельский вокзал вместе с Его Императорским Величеством государем императором и его семейством и отбыли благополучно в Петроград в Петропавловский собор, где были похороны великого князя Константина Константиновича. Церемония продолжалась 3 часа, после чего отбыли в Аничкинский дворец. В 3 ч[аса] 45 м[инут] отбыла вместе с государем и его семейством на Царскосельский вокзал, откуда благополучно отбыли в Царское Село в Александровский дворец. В 11 ч[асов] 15 м[инут] вечера с поездом отбыла на Гатчино и Тосно по Николаевской железной дороге. В 2 часа 25 мин[ут] благополучно прибыла в Москву на Курский вокзал. Кулаков, Горбачев.   11 июня 1915 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна в 8 час[ов] утра вышла в больничный храм обители к обедне. По окончании обедни в 9 час[ов] 45 м[инут] утра вернулась в покои. В 10 час[ов] 40 м[инут] утра пришла в обитель экскурсия галичан в числе 170 человек, где в Покровском храме был отслужен молебен, после чего некоторые лица из них представлялись великой княгине. В 1 час 50 мин[ут] дня выехала из обители на автомобиле в дом Олсуфьевой по Поварской на панихиду графа Олсуфьева, пробыла 40 минут, вышла, возвратилась в обитель. В 5 час[ов] 30 м[инут] дня приехал в обитель главноначальствующий над Москвой вместе с московским градоначальником, где пробыли 1 час, выехали из обители. В течение дня по охране благополучно. Мордвинов, Гупайлович, Поляков, Енченков, Фрир, Хватов, Егоренко.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010