также Иоан. 3:34 . Лк.4:1 . И паралл.). Наконец, на основании раскрытия ап. Павлом значения крещения погружения в воде, как образа смерти и погребения, некоторые толкователи думают, что Христос, погружаясь в воде от Иоанна, этим самым выразил внутреннее добровольное решение воли Своей продолжить путь уничижения, на который Он с самого начала явления Своего в мире вступил до предания Себя на смерть за грехи людей. Мф.3:16–17 . Мр. 1:10–11 . Лк.3:21–22 . Чудесные события, сопровождавшие крещение И. Христа, были следующие: 1) отверстие небес, 2) сошествие на крестившегося Господа Духа Святого в телесном, чувственно наблюдаемом виде голубя и 3) глас Бога Отца, свидетельствовавший, что Крестившийся есть Сын Его, на Котором почиет вся Его любовь, все Его благоволение. Из описания первых трех евангелистов крещения Господа не видно, чтобы эти события доступны были наблюдению кого-либо, кроме Самого Иисуса, потому что лицо, о котором идет речь в их описаниях и к которому поэтому грамматически относятся выражения: отверзошася Ему небеса и виде Духа Божия (Мф.), и абие, восходя от воды, виде разводящася небеса и Духа яко голубя сходящего нане (Мр.), – есть И. Христос (у ев. Луки речь идет безотносительно к кому-либо). Но сам Креститель впоследствии свидетельствовал, что он был удостоен видения этих событий ( Иоан. 1:31 и др.) Что касается народа, в это время окружавшего Иоанна, то из этих же слов Крестителя можно заключить, что с окружавшими его было в этом случае то же, что со спутниками ап. Павла при его чудесном обращении ( Деян.9:7 ). Как важен был этот момент в жизни Спасителя, на это указывает то, что Он, по рассказу евангелиста Луки, выходя из воды, молился. И во время общественного служения Своего И. Христос в важнейших моментах Своей жизни обращался к молитвенному собеседованию с Своим небесным Отцом: так, пред избранием 12 апостолов ( Лк.6:12 ), во время преображения на Фаворе (9:28:29), в саду Гефсиманском пред началом Своих страданий. 20. Искушение Иисуса Христа в пустыне от дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

В ту церковь введена бысть Пресвятая Богородица трию лет... питана бысть от ангела хлъбом небесным двоюнадесяти лет. – Богородица с четвертого года своей жизни, по обету родителей Иоакима и Анны, была отдана на воспитание в Иерусалимский храм как ребенок, посвященный Богу. Сведения о детстве Богородицы могли быть взяты автором «Хождения» из апокрифического Первоевангелия Иакова. Вифания – селение, лежащее за Елеонской горой на дороге от Иерихона к Иерусалиму; здесь, по преданию, жило семейство Лазаря и его сестер Марфы и Марии, у которых любил бывать Христос. Дети же еврейския... пояху до церкви: «Благословен гряды во имя Господне! Осанна в вышних, цар Израилев!» – О торжественном въезде Иисуса Христа в Иерусалим и о том, как встречал его народ, рассказано в Евангелии ( Мф. 21, 7–9 ; Мр. 11, 7–10 ; Лк. 19, 35–38 ). К л. 123. ...изгна Господь наш торжников... рене им: «Не творите дому Отца моего дому купленого. Дом молитве – дом Отца моего». – Об изгнании Христом торжников (торговцев) из храма см.: Мф. 21, 12–13 ; Мр. 11, 15–17 ; Лк. 19, 45–46 ; Иоан. 2, 13–16 . Мерило праведное – весы для «взвешивания душ», которые вместе с другими раритетами: щитом Магомета, знаменем и мечом пророка Али, копьем Давида, подлинником Корана, седлом кобылицы Эль-Борак – хранились в мечети Омара, построенной на месте храма Соломона (см. коммент. к л. 104 об.). ...разорена вся до основания Титом, царем Римским... – Тит Флавий Веспасиан (39–81) – римский император из династии Флавиев (79–81). Во время правления Нерона Тит Флавий командовал римскими войсками в Палестине, взял штурмом и разрушил Иерусалим (70). В память об этом событии в Риме была воздвигнута Триумфальная арка – арка Тита. К л. 123 об. Сафьяны – мягкие, специальной выделки козьи или овечьи кожи, окрашенные в яркий цвет. ...поток Кедрской... – Речь идет о долине Иосафата с дождевым потоком Кедрон, находящейся к северо-востоку от Иерусалима и спускающейся в виде глубокого и пустынного ущелья к Мертвому морю. По пророчеству Иоиля, здесь будет проходить Страшный суд ( Иоил. 3, 2 и 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не вдаваясь в подробный анализ христианского понимания темы избрания и предопределения к спасению, напомним, что в Ветхом Завете Бог говорит Моисею: «Кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею» ( Исх. 33:19 ). Толкуя эти слова, апостол Павел пишет: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего... Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» ( Рим. 9:16, 18 ). Именно Бог в Священном Писании представлен как главный инициатор спасения и милости, изливающейся на человека, так же как именно от Бога исходят наказания и кары. Ветхий Завет наполнен рассказами о милостях Божиих, изливающихся на праведников, и суровых карах, в том числе массовых, которыми наказываются грешники. Новый Завет знаменует собой излияние милости Божией на людей, происходящее по инициативе Бога. Эта милость, однако, не изливается на тех, кто противится воле Божией. Для каждого конкретного человека условием принятия дара спасения является вера. Спасение происходит не в массовом, а в индивидуальном порядке, и оно не может произойти вопреки воле человека. Иисус очень часто Сам берет инициативу в Свои руки. Из тех, кто за Ним следовал, Он избирает двенадцать учеников. Об этом избрании в Евангелии от Марка говорится: «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать...» ( Мр. 3:13–14 ). Одну группу Он выделяет из общей толпы последователей и берет с Собой на гору. Из этой группы Он выделяет еще одну: тех, которых избирает, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» ( Мр. 3:14–15 ). Не всех Своих последователей Он в равной мере наделяет этой властью, а только тех, «кого Сам хотел». В данном случае Иисус также проявляет инициативу и Сам предлагает расслабленному неожиданный дар – исцеление после тридцати восьми лет тяжкой болезни. Расслабленный еще не понимает, о чем идет речь, и начинает жаловаться на жизнь, излагать свои обстоятельства. Ключевыми в его монологе являются слова: «Не имею человека». Люди зависимы один от другого, и когда одному плохо, другой приходит на помощь. Но этот человек слишком долго пролежал без движения, слишком давно выпал из обычной жизни: не осталось никого, кто мог бы сидеть с ним и терпеливо ждать, пока возмутится вода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

з) 13–15. Если же какой дом или целый город не примет их, то они должны, выходя, отрясть прах от ног своих, «во свидетельство на них» (Мр., Лк.), что между нераскаянными жителями и проповедниками спасения отсель нет ничего общего, последние вовсе прекращают свой спасительный призыв и действие на них, и теперь они одни подлежат ответственности и осуждению за свое неверие ( Деян.18:6 ). Осуждению же они подлежат большему, нежели Содом и Гоморра. Вторая часть. 16. В общем, определяя то положение, какое займут апостолы в мире, как проповедники Христа, Иисус Христос называет их овцами, а мир изображает наполненным волками, среди которых апостолам и придется действовать. Отсюда общее наставление: быть мудрым, яко змия (единствен. Число напоминает Быт. 3:1 ) и незлобливыми, как голуби. В частности: а) 17–18. Остерегаться вообще людей, не без разбора ко всем и каждому доверчиво обращаться с проповедью Евангелия, чтобы напрасно не повергать себя опасности гонений.(Во свидетельство им и языком ср. 24;14). б) 19–20. Однакоже не беспокоиться, когда будут предавать суду, о том, как или что сказать; ответ будет держать Сам Дух Святый, Который будет обитать в них ( Иоан. 14:16–17 ). в) 21–22. Предательство же будет действовать сильно: проповедь Евангелия произведет такую ненависть и злобу между людьми, что даже узы кровного родства не в силах ослабить вражду неверующих к верующим. Претерпевый же до конца всех мучений, которым его подвергнут за имя Христово, и даже, если придется до конца своей жизни, – той спасен будет (24:13. Мр. 13:13 ). г) 23. Однако, если возможно, следует избегать мучений. Аминь бо глаголю вам: не имати скончати грады израилевы, дóндеже приидет Сын человеческий. Они, следовательно, должны уклоняться от преследователей не из-за страха мучений или смерти, но с целью успеть обойти все города Палестины до пришествия Сына человеческого, т.е. до открытия церкви Христовой, до пришествия Христа в царствии Своем (16–28). Речь, очевидно, о путешествиях апостолов при земной жизни Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Три Евангелиста-синоптика повествуют о том, как Иисус крестился от Иоанна и как на Него сошел Святой Дух в виде голубя ( Мф. 3:13–17 ; Мр. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ). В повествовании Иоанна этот эпизод опущен, как и рассказ об искушении от диавола в пустыне ( Мф. 4:1–11 ; Мр. 1:12–13 ; Лк. 4:1–13 ). Вместо этого он сначала рассказывает о том, как Иоанн ответил посланным к нему иудеям: «Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» ( Ин. 1:26 ); из чего можно заключить, что беседа происходит в присутствии Иисуса, незаметно стоящего в толпе. Затем Евангелист рассказывает о встрече Иисуса с Иоанном на берегу Иордана «на другой день» ( Ин. 1:29 ) и далее еще об одной встрече, которая происходит «на другой день» ( Ин. 1:35 ). Гармонизовать эти описания с повествованиями синоптиков можно только одним способом – если предположить, что события на берегу Иордана, описанные в Евангелии от Иоанна, происходили уже после того, как Иисус вернулся из пустыни. Это значит, что из пустыни Иисус не пошел сразу в Галилею, а вернулся сначала к Иоанну. В этом случае становится понятно, почему Иоанн Креститель в Евангелии от Иоанна говорит о событии крещения Иисуса в прошедшем времени. Выражение «о Котором я сказал» тоже указывает на некий момент в прошлом. Дважды произнесенные Иоанном слова «я не знал Его» свидетельствует о том, что до первого появления Иисуса на берегу Иордана они не были знакомы, несмотря на то, что, согласно Луке, их матери были родственницами ( Лк. 1:36 ). Слова «я видел Духа», опять же, звучат как воспоминание о событии, имевшем место когда-то раньше. Эти слова не могут быть произнесены в самый момент крещения Иисуса: они адресованы уже новой толпе людей – тем, кто не были свидетелями этого события. Креститель в Евангелии от Иоанна не упоминает о самом событии крещения, но из сопоставления этого рассказа с историей, изложенной синоптиками, можно заключить, что Иоанн увидел Духа Божия, сходившего на Иисуса, сразу после того, как Иисус, приняв крещение, вышел из вод Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Особая же еще близость Марии отмечена упоминанием (11:2) о том, что это она помазала ноги Спасителя, притом это приводится даже ранее самого повествования о том в Евангелии (12:1–3). Рассказы о помазании Господа миром в Вифании в доме Симона прокаженного по Мф. 26:6, 7 и Мр. 14:3 же надо отнести и помазание Христа женою грешницей в доме Симона фарисея Лк. 7:37–50 ) неизменно отличаются особой пленительностью и трогательностью, однако ни у кого из синоптиков не говорится о личной дружбе, соединявшей Господа с помазавшей Его Марией. Последняя может быть отожествлена с Марией Магдалиной, причем ее встреча с Воскресшим опять-таки поведана лишь в Четвертом Евангелии (20:1, 12–18). Ср., впрочем, Мр. 16:1–8 , Мф. 28:1 , Лк. 24:1–10 . Краткость и сухость синоптиков заставляют еще сильнее чувствовать исключительную теплоту и существенность рассказа возлюбленного ученика: здесь Мария дважды, сначала от ангелов, затем и от самого Христа, слышит: жено ! т. е. то торжественное обращение, которое из уст Спасителя во всей его значительности было обращено к Преев. Богородице, притом дважды: на брачной вечери в Кане Галилейской и с креста. Мария, таким образом, здесь является представительницей Церкви в женском ее естестве, наряду и вместе с Богоматерью, (хотя, конечно, не в той же силе). Однако Христос после этого сверхличного, но постольку и не-личного жено , обращается к ней с ее личным именем: Мария , на которое она и отзывается со всей пламенной силой любящего сердца. Эти черты повествования Иоанна уже сразу вводят в атмосферу того исключительного личного потрясения, в котором, вместе с близкими Лазаря, находился и сам Учитель. И эта напряженность как бы еще поддерживается преднамеренной Его неторопливостью, с которой Он откладывает Свой путь в Вифанию до тех пор, пока не наступает ведомая Прозорливцу смерть Лазаря (11:14); лишь тогда Он идет туда. Но ранее свидетельствует, что «эта болезнь не ко смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Человеческий» (11:4), – и «радуюсь за вас» – прибавляет Господь, обращаясь к Своим ученикам, «что Меня не было там, дабы вы уверовали» (11:15). «Слава» и прославление в данном контексте относятся не к явлению Божественной Софии (как это разумеется в прощальной беседе), но лишь к человеческому прославлению и постижению Христа со стороны Его учеников: «дабы вы уверовали». Далее следует описание встречи Христа с обеими сестрами, происходящей также в атмосфере растущего напряжения и скорбного волнения. Обе сестры, сначала Марфа, а затем Мария, говорят одно и то же: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (11:32). Вера их не потрясена и не нуждается в укреплении: «но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь, даст Тебе Бог» (11:22). Однако и она пребывает в недоумении, отчего же этого не свершилось, и почему при этом отсутствует Друг и Учитель. В ответ Марии Господь сразу раскрывает всю силу и значение предстоящего знамения, как грядущего всеобщего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Позвольте мне заключить слово одним повествованием. Какой-то олень был слеп на один глаз. Однажды он пасся на морском берегу и так размышлял: «вот я с одной стороны имею землю, а с другой – море. Поэтому со стороны суши, откуда могут прийти охотники, я буду иметь здоровый глаз, чтобы увидеть (их), а со стороны моря (ничего) не боюсь и к нему повернусь слепым (глазом)». Но вот около того места плыли на лодке какие-то рыбаки, увидали оленя и, бросив копье, убили его. «Горе мне, – сказал олень, умирая, – смерть пришла (ко мне) не с той стороны, откуда я ее ждал, а с той, которой я (совсем) не боялся». Эта повесть означает, что я жду одного, а меня постигает другое; я боюсь этой стороны, а рана приходит с той; опасаюсь естественной, а приходит внезапная смерть. Если я благоразумный человек и верующий христианин, что я должен сделать? Обезопасить себя, чтобы не бояться никакой стороны. Чем? – Исповедью. Когда же? – Как можно скорее. 13. Слово в 5-ю неделю поста. О чем должно молиться Не веста, чесо просита. ( Мр.10 :З8) Когда тщеславие и честолюбие волнуют, колеблют, перепутывают все дела у вельмож и великих людей, в чертогах царей и властителей, в этом нет ничего удивительного, ибо мы знаем, что страсть властолюбия свойственна людям мира. Весте, говорит Христос, яко мнящийся владети языки, соодолевают им, и велицыи их обладают ими ( Мр.10:42 ). Но чтобы это слышалось среди Апостолов, то есть лиц священных, раз навсегда отрекшихся от мира, – в училище Христовом – училище бедности и смиренномудрия, – это такое явление, которого не смогли вынести и сами Апостолы, начавшие негодовати. И на кого? – На Иакова и Иоанна, своих соучеников! Иаков и Иоанн, два сына Зеведея, скромного, неродовитого и бедного человека из Иерусалима, рыбаки по ремеслу, очень бедные по состоянию, стали мечтать о царстве. Услышав слова Христовы: се восходим во Иерусалим, они подумали, что Он идет туда воцариться. Сперва послали с ходатайством свою мать, а потом явились и сами. Учителю, сказали они, хощева, да еже аще просива, сотвориши нама (35 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

По исследованиям археологов 18 , περον-ом (евр. ) называлось особое помещение, «обитель» ( Лк.22:11 ), устраиваемое в верхней части дома непосредственно на плоской кровле, нечто вроде мезонина или мансарды 19 . Такие сооружения бывали только в зажиточных домах 20 и могли представлять из себя значительных размеров комнату. В частности относительно горницы (νγεον), в которой Господь Иисус Христос совершил тайную вечерю, Евангелисты прямо свидетельствуют ( Мк.14:15 ; Лк.22:12 ), что она была μγα и στρωμνον, «большая и устланная» 21 , а дом, в котором было значительное (κανο) собрание верующих в ночь освобождения Ап. Петра из темницы ( Деян.12:12 ), дом Марии, матери Иоанна Марка, был, надо думать, весьма большой и богатый: он имел особое входное помещение πυ λ ν (ср. προαλιον – Мр.14:68 ; Мф.26:71 ) – нечто в роде вестибюля, или швейцарской 22 ), где находилась служанка – привратниц 23 ; между тем с пилоном, или проавлионом представляются в Библии только такие дома, как, напр. дом приточного богача ( Лк.16:20 ), или дом первосвященника ( Мр.14:68 ; Мф.25:71 ). В подобного рода домах могла найтись комната для стадвадцати человек; таким домам естественно занимать и видное положение в город на большой улице или на площади 24 , где могла собраться более, чем трёхтысячная толпа. Был-ли дом Иоанна Марка местом и тайной вечери, и событий начального периода апостольской истории ( Деян.1–2 гл.), сказать довольно трудно. Правда, в то время нельзя предположить многих богатых домов, которые охотно открывали бы свои двери для христианских собраний 25 ; кроме того дом Иоанна Марка позднее представляется обычным, заведомым местом церковных собраний 26 ; наконец, некоторые события евангельской истории находят для себя наилучшее объяснение при предположения, что тайная вечеря была в доме именно св. Марка 27 . Эти соображения наводят на мысль об отождествлении указанных домов; но нельзя упускать из виду и того обстоятельства, что начало апостольской истории отделяется от событий 12 гл. Деяний, быть может, целым десятилетием. Как бы то ни было приведённые выше параллели свидетельствуют, что Апостолы могли находить для своих собраний обширные помещения ещё со времени тайной вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

11.                       Арефа(Митренин), присп .: Окт. 24 12.                       Арсений(Дмитриев), прмч .: Н. 20 13.                       Арсений Коневский, прп.: Ин. 12 14.                       БорисОрнатский , мч. М. 31 15.                       Василий Канделябров , сщмч.: Н.20 16.                       Вениамин (Казанский) Петроградский, митр., сщмч .: Ил. 31 17.                       Викторин Добронравов, сщмч .: Д. 15 18.                       Владимир Лозина-Лозинский, сщмч,: Д. 13 19.                       Владимир Пищулин, сщмч.: Ян. 28 20.                       Григорий (Лебедев), Шлиссельбургский, еп., сщмч .: С. 4 21.                       Григорий Поспелов, сщмч.: Мр. 13 22.                       Григорий Сербаринов, сщмч.: Д. 26 23.                       Екатерина Арская, мц .: Д. 4 24.                       Елисавета, вел. кн., прмч .: Ил. 5 25.                       Емелиан Панасевич, сщмч,: Н. 20 26.                       Игнатий (Брянчанинов), Кавказский, еп.: Ап. 30 27.                       Иларион(Троицкий), Верейский, архиеп., сщмч .: Ил. 11, Д. 15 28.                       Иоанн Ковшаров, мч.: Ил. 31 29.                       Иоанн Кочуров, сщмч.: Окт. 31 30.                       Иоанн Кронштадтский, прав.: Ин. 1, Д. 20 31.                       Иоанн Сарв, сщмч.: Н. 20 32.                       Иоанн Стеблин-Каменский, сщмч.: Ил. 20 33.                       Иоанникия (Кожевникова), прмц.: Н. 20 34.                       Карп Эльб, сщмч.: С. 11 35.                       Кира Оболенская, мц. : Д. 4 36.                       Кирилл (Смирнов) Казанский, митр., сщмч.: Н. 7 37.                       Ксения Петербургская, Христа ради юродивая: Ян. 24; М, 24 38.                       Лев (Егоров), прмч .: С. 7 39.                       Макарий Римлянин, Новгородский, прп.: Ян. 19 40.                       Мария Лелянова, прмц.: Ап. 4 41.                       Мария, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 42.                       Мартирий Зеленецкий, прп.: Мр. 1; Н. 11

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

В данном же поврежденном состоянии – это лишь цель, которую надо достичь с Божией помощью, но и при личном усилии. Апостол Петр так суммирует содержание христианской жизни: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4:1). Здесь преодоление греха поставлено в прямую зависимость от добровольного распятия плоти с ее страстями и похотями (Гал. 5:24). В сущности все сводится к очень элементарной истине, что по причине греховной поврежденности душа и тело человека находятся в конфликте: когда тело пресыщается, тогда духовные силы человека притупляются и слабеют, и, наоборот, когда человек добровольным воздержанием ослабляет тело, тогда его духовные силы просыпаются и начинают расцветать. Лучшие мыслители издревле установили, что всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва – немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас; чем больше мы теряем, тем больше приобретаем. Вот почему главной темой Священного Писания является побуждение к подвигу. Сама жизнь христианина уподобляется несению креста вслед Христу: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мт 10:38). На вопрос учеников, многие ли спасутся, Господь ответил: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук. 13:24). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мт 11:12, смотри также Лк 13:22—30; Мр 8:34—38; Лк 14:25—27; Ин 12:25—26). «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мт 6:19—34). И это не только в известные моменты жизни, но должно стать образом жизни: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими» (Лук. 12:32—35, Мр 13:33—37). «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11). Однако, говоря о необходимости подвига, надо помнить, что в христианстве важно не одухотворение само по себе, а уподобление Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010