Священное Писание учит, что Крещение – это погребение со Христом и восстание для новой благодатной жизни, возможность которой достигается только благодатью Божиею. Во Христа верующие «обрезаны обрезанием Нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол. 2, 11–12 ). Таинство Святого Крещения «омывает, освящает иоправдывает человека ( 1Кор. 6, 11 ). Оно очищает его от оков первородного греха, вкропя» в его будущее благодатное семя новой жизни. Человек, не принявший этого Таинства, не может называть себя христианином в полном смысле этого слова. Некрещеный не может наследовать жизни будущего века. Итак, таинство Святого Крещения нужно совершать над всяким, приходящим в этот мир. Даже «великий реформатор» Мартин Лютер признавал необходимость крещения детей, полагая значение этого Таинства в отпущении Адамова греха. Но уже его последователи не стали утруждать себя и этим учением, чудом сохранившимся у Лютера на обломках католицизма. Сектанты не приемлют крещения детей, ведь, согласно их убеждению, дети не могут дать обещание доброй совести ( 1Петр. 3, 21 ), не могут иметь крепкой веры. Но отсюда они должны сделать печальный вывод о том, что их дети не спасутся, ибо «кто не будет веровать, осужден будет» ( Мр. 16, 16 ). Они забывают, что для искупления всех предал себя на смерть Сын Божий ( 1Тим. 2, 6 ). И Писание недвусмысленно говорит нам: «Покайтесь, да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» ( Деян. 2, 38 ). Не Господь ли во время земной Своей жизни обращался к родителям: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мр. 10, 14 ). Спаситель «благословлял их» ( Мр. 10, 16 ). Благодать Божия еще во чреве матери освятила пророка Иеремию. Иоанн Креститель исполнился Духа Святого еще в материнской утробе ( Лк. 1, 15 ). Как видим, детское сердце открыто для принятия Господа. Так, в третьей книге Маккавеев приведен эпизод, когда мать уговаривает своих детей принять мученическую смерть. Церковь знает множество примеров такой стойкости детей в вере, что может позавидовать любой взрослый.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

В опровержение слов Усова прежде всего нужно сказать то, что Усов неправду говорит, что апостолы были грубыми и страшными неверами, потому что они воскресению Христову поверили скоро и легко, так как колебались (но не неверили, а только колебались, не понимая в чём дело) очень недолго, что я и постараюсь доказать. А потом будет сказано о том, почему апостолы колебались, и не ждали в третий день Его воскресения, как мы в великую пятницу ждём через день пасхи? Чтобы правильно судить о том, что и как происходило при гробе Христовом по Его воскресении, для этого нужно подробно рассмотреть сказания о сем событии всех евангелистов, из которых каждый, рассказывая о событиях, случившихся по воскресении Христовом, добавлял что-нибудь новое, против сказания прочих евангелистов; так что только из сопоставления сказанного у всех евангелистов получается подробная история всех событий, случившихся по воскресении Христовом. Так, наприм., у евангелиста Иоанна есть то, чего нет у других евангелистов, и наоборот. «Сие умолча Марко, имже Матфею рекшу», читаем в Благовестнике. (Мр. л. 102). Кроме того, ещё нужно обратить внимание на то, что мироносицы не все одновременно ходили ко гробу, и что Мария Магдалина ходила туда не один раз. «Различна бо быша женам ко гробу прехождения, говорит Феофилакт, и когда убо с прочими женами Марии приходящи, когда же единой самой; имже и евангелиста, различная прехождения ин иные глаголюще, мнятся разглашати, первее убо о сем глаголем, яко ин приход глаголет Матфей, ин же приход глаголет Иоанн, и единые жены Магдалыни». (Благов. Иоан. л. 296; Мр. л. 102). Теперь расскажем события, происходившие по воскресении Христовом, из которых самое первое передано еванг. Иоанном; потому что, если бы рассказанное еванг. Матфеем случилось прежде, то Мария Магдалина не сказала бы апостолам и ангелам: «взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его», ( Иоан. 20:2 ), и не спрашивала бы вертоградаря: «Господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возму Его», ( Иоан. 20:15 ); а знала через ангелов о воскресении Христа. И еванг. Марк говорит ( Мр. 16:9 ), что Господь явился прежде Марии Магдалине о чём и рассказано у еванг. Иоанна. Вот его рассказ. В первый день недели Мария Магдалина, пришла ко гробу, когда ещё было темно, и увидев, что камень отвален от гроба, побежала к Петру и Иоанну и сказала им: взяли Господа и не знаю, где положили Его. Пётр с Иоанном тотчас побежали ко гробу и, войдя в пещеру, нашли в ней только одни пелены и платок, бывший у Него на голове, который лежал не с пеленами, но особо свитый на другом месте. ( Иоан. 20:1–9 ). Увидев всё это, апостолы поверили, что Христос воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Der Wortlaut der Deklaration, in: Patriarch Sergij i ego duchovnoe nasledstvo (Moskau 1947), S.59–63; deutsch, in: Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 155–161. Über die verschiedenen Reaktionen darauf, ebda. 161, 245. Werke: Die Wahrheit über die Religion in Rußland. Zürich 1941. Kvoprosu oprave Konstantinopol‘skogo Patriarcha na territoriju Zapadnoj Evropy. Iz poslanija ot 15.X.1931... Patriarchiju Fotiju II., in: Vest. Ekzarchata 5(1950)25–27. Otnošenie Cerkvi Christovoj komdelivšimsja ot nee obšestvam, in: Vest. Ekzarchata 19(1954)106–126. Le Christ a-t-il un Vicaire dans l’Eglise?, in: Vest. Ekzarchata 20(1954)213–219, Paris 1960. Le culte de la Mère de Dieu dans l’Eglise orthodoxe, ebda. 220–227. L’Eglise du Christ et les Communatutés dissidentes (avec introduction et notes de V. Lossky), in: Vest. Ekzarchata 21 (1955)9–32. Die Beziehung der Kirche Christi zu den Gemeinschaften, die sich von ihr getrennt haben, in: Kyrios 1(1960/61)159–186. Die Bedeutung der apostolischen Sukzession bei den heterodoxen Glaubensgemeinschaften, in: StdO 1962,6,26–34; 7,45–50. La signification de la succession apostolique dans l’hétérodoxie, in: Vest. Ekzarchata 42/43(1963)74–96. Otnošenie pravoslavnogo eloveka ksvoej Cerkvi i kinoslaviju, in: МР1967,1,63–69. L’attitude d’un orthodoxe envers son Eglise et envers l’hétérodoxie, in: Vest. Ekzarchata 62/64(1968)112–121. The Significance of Apostolic Successors in the Non-Orthodox Faiths, in: Diakonia 6(1971)147–162; 272–284. La question du Filioque, in: Istina 17(1972)290–292. Poitanie Boej Materi po razumu Svjatoj Pravoslavnoj Cerkvi, in: МР 1973,9,57–61; deutsch, in: StdO 1974,5,56–64. Voskçesenie Christovo v otliie ot voskresenija Lazarja, in: МР 1973,10,61–66. Ej, grjadi, Gospodi Iisuse! , in: МР 1973 ,12 ,32–33 . Von der Verehrung der Gottesmutter in der Orthodoxie, in: StdO 1974,5,56–64 (=МР1932,14/15,1–4). Résurrection du Christ et résurrection de Lazare. Paris o.J. 11 S. Der Wiederkunft Christi entgegen, in: StdO 1978,1,28–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Их безраздельная, от чистого сердца, преданность Господу Иисусу нашла в себе награду в том, что они первые из всего рода человеческого присоединились к ангельскому на небеси славословию Христова Воскресения. Мироносицы служили Господу и тогда, когда за Ним ходили толпы народа, воздавая Ему честь как великому Учителю и Чудотворцу, не оставили они Его и в крайнем унижении, поруганного, заушенного и преданного на позорную смерть. Они были свидетельницами и самых последних событий жизни Христа в Его земном состоянии: «Сидели прямо гробу» и «зряху где Его полагаху» ( Мф.27:61 ; Мр.15:47 ). Зато и первые светоносные лучи новой бессмертной жизни, возсиявшей от Христова гроба, озарили не апостолов, которые, казалось бы, были более подготовлены к тому, а мироносиц, которые о воскресении тогда и не думали и его не ожидали. Если бы ожидали, не пошли бы помазать тело Иисусово: «они все еще помышляли Его с мертвыми». Мало того, апостолы должны были о Воскресении Христовом узнать от мироносиц. Апостолы продолжали еще «плакать и рыдать» ( Мр.16:30 ) 87 об умершем, пока Мария Магдалина не возвестила им, что «Он жив есть и видел бысть от нея» ( Мр.16:11 ). Так чистое сердце, всецело преданное Господу, готовое ради Него все претерпеть, делается достойным и способным вместить в себе и несказанную радость Воскресения, «узреть правды солнце – Христа из гроба всем жизнь возсияюща» (канон). Да удостоит Господь и нас хоть отчасти пережить эту радость Воскресения Христова. Обильно «наслаждаясь светлого и спасительного пасхального торжества», пусть и наше сердце в своих тайниках уверенно скажет нам: воистину восстал Господь». Вот теперь скоро уже два года, как мы переживаем темень 88 и сень фашистского нашествия. Как будто «близится утро победы, но пока все еще ночь» ( Ис.21:12 ). Советские люди, самоотверженно, соревнуясь, друг с другом, и на фронтах, и в тылу сумели под руководством нашего Вождя нанести фашистам такой удар, что сами гитлеровские генералы заговорили о бесцельности дальше воевать, потому что поражение немцев неизбежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одиночные изображения Петра в восточной иконографии почти не встречаются, зато постоянны на Западе. Западное средневековье, видящее в Петре основоположника западной церкви, изображает его в папском облачении, а позже в тиаре… Древний атрибут Петра –пастырский посох с крестом – с начала 5-го века вытесняется ключами, обычно двумя ( от райских и адских врат)… В отличие от византийской и древнерусской иконографии, в основном ограничивающей себя при изображении деяний Петра и Павла пределами новозаветных эпизодов, западное искусство широко использует апокрифические мотивы, такие, как борьда Петра с Симоном магом, встреча с Христом в момент бегства из Рима…, распятие… Используются и новозаветные сюжеты: сон учеников и слезы раскаявшегося в отступничестве Петра…, освобождение Петра ангелом из темницы…, воскрешение Тавифы и др.» (Мифы народов мира, Энциклопедия. Т. 2. М., 1988. С. 308–309). 7 Висфаида (Дом рыбной ловли) ( Мф. 9, 21 ; Мр. 6, 45 ; Лк. 9, 10 ; Ин.1:44 ). Под этим именем в Священном Писании упоминаются два города в Иудее: • а) Один из них был расположен на восточном берегу Иордана, около места его впадения в Тивериадское озеро. За городом тянулась степь, или пустыня Вифсаидская, где пятью хлебами и двумя рыбами Господь напитал 5. 000 тысяч мужей, кроме же и детей ( мф. 15, 17–21); здесь же Он исцелил слепого ( Мр. 8, 22 ). Город этот иначе назывался Вифсаида –Юлия, в честь Юлии, дочери Августа Цезаря (+14 по Р. Хр.). Следы его находятся в развалинах местности Эт-тель, при впадении Иордана в Геннисаретское озеро. • б) другой город назывался Вифсаидою Галилейской и был расположен на северо-западе Галииейского озера около Капернаума и Хоразина ( Мф. 9, 21 ). Этот городок и был родиной апостолов Андрея, Петра и Филиппа ( Мр. 14, 70 ; ИН. 1, 44; 12, 21). Господь часто посещал этот город и сотворил здесь много чудес. В настоящее время на месте города – одни развалины (Никифор, архимандрит. Библейская энцилопедия. Труд и издание. М., 1891. Репринт. С. 128; См. также: Jerusalemer Bibel-Lexikon, herausgegeben von Kurt Hennig. Neuhausen –Stuttgart, 1990. S. 130).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

К л. 126 об. «Спите... а Иуда спешить предати мя иудеом»... – Ср.: Мф. 26, 44–46 ; Мр. 14, 41–42 ; Лк. 22, 45–46 . ...и пот с него лияше, яко капля крове. – Ср.: Лк. 22, 44 . «Не может сего ни Сын человеческий ведати, никтоже, токмо Отец». – О беседе Христа с учениками о конце света на Елеонской горе см.: Мф. 24, 3 и 36; Мр. 13, 3–4 и 32. К л. 127. ...вознесеся Христос на небо пред ученики своими. – Согласно евангельскому тексту (ср.: Мр. 16, 19 ; Лк. 24, 50–51 ), Христос, пробывший на земле после воскресения из мертвых сорок дней, повел своих учеников на Елеонскую гору, откуда вознесся на небо, завещав апостолам «идти по всему миру и проповедовать Евангелие». ...гроб сятыя мученицы Пелагии... – Пелагия – византийская святая (ум. 461); в молодости была блудницей, но, услышав проповедь о Христе, удалилась в Иерусалим, поселилась под видом инока на Елеонской горе, где жила до кончины в строгом воздержании и молитве. ...где праведный Лазарь умер и ту Господь воскресил его... – В Евангелии рассказывается, как на четвертый день после кончины Лазаря Христос воскресил его из мертвых ( Иоан. 11, 1–46 ). ... церковь Воскресения Христова друга Лазарева... – В Вифании, селении около Елеонской горы, где был дом Лазаря, ученика и друга Христа, в византийский период находились две церкви, которые были разрушены в раннем средневековье землетрясением и войнами. Церковь Воскресения, о которой упоминает русский паломник, – это, скорее всего, гробница Лазаря, расположенная в скальной пещере. В XVII в. католики построили каменную лестницу из 22 ступеней; она вела к гробнице, где совершались богослужения. ...и сестр его Марфы и Марии. – Марфа и Мария – сестры Лазаря, в доме которого в Вифании, по евангельскому преданию, любил бывать Христос. Различный характер сестер – практицизм Марфы и экзальтированность Марии – сделался типом поведения как отдельных христиан, так и церковных общин. К л. 127 об. «Друг наш Лазарь успе; идем и разбудим его!» – Иоан. 11, 11 . ...до реки Иордана, где Христос крестился... – См.: Иоан. 1, 26–31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утреня Утреня начинается по-пасхальному; но на Славу поется тропарь святого, на И ныне – богородичен 1-й гласа Потом – ектения великая. За ней – полиелейные псалмы. Величание. Малая ектения и возглас: Яко благословися имя твое. Седален святого 2. Слава, и ныне, богородичен. Чтение. Степенна – 1 антиф. 4 гласа. Вонмем. Премудрость. Прокимен святого. Господу помолимся. Господи, помилуй. Яко свят еси... Аминь. Всякое дыхание... И о сподобитися нам слышанию святаго евангелия... Господи, помилуй 3. Премудрость; прости, услышим святаго евангелия. Мир всем. И духови твоему. От N святаго евангелия чтение. Слава тебе. Господи, слава тебе. Вонмем. Евангелие святаго. Слава тебе, Господи, слава тебе. Воскресение Христово... 3. Слава, Молитвами страстотерпца... И ныне, Молитвами Богородицы... Посем – припев: Возвеселится праведник о Господе и уповает на него, и стихира святого: Днесь вселенная вся... Спаси, Боже, люди твоя... Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами... Канон Пасхи с ирмосом на 8, ирмос по 2, и канон святого 845 на 6. Катавасия – Пасхи, оба лика вместе. По 3 песни и ектении – кондак и икос Пасхи и чтение. По 6 песни и ектении – кондак и икос святого и чтение. Воскрес Иисус... 3. По 9 песни и ектении – светилен Пасхи. Слава – святого, И ныне – Пасхи. Всякое дыхание..., хвалитные псалмы и хвалитные стихиры воскресны 3, святого 3 и Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог... Слава – святого. И ныне, Воскресения день... Христос воскресе... 1 и еще Христос воскресе... 3 (см. мр. гл. 23 апр., Тип., л. 225 на об. и ср. Тип.. л. 354 на об.). Слава, тропарь святого. И ныне, богородичен 1-й гласа (ср. сказанное выше о вечерни на кануне 23 апр.). Ектении и отпуст так, как выше показано. Часы – пасхальные. На литургии Златоустого начало и антифоны – пасхальные. По входе – входное Пасхи (ср. 19 мр. благов. гл., л. 217). Христос воскресе 3 (мр. гл. 23 апр., Тип., л. 225 на об.). Тропарь святого. Слава, кондак его. И ныне – Пасхи. Вместо трисвятого – Елицы во Христа... Прокимен, апостол, аллилуиарий и причастен – прежде дне, потом святого. Вместо Достойно – Ангел вопияше... Светися, светися... Прочее – по-пасхальному. Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Obrašenie к uastnikam sessii Sovešatel " nogo komiteta prodoloenija rabot ChMK v Sofii, in: MP 1966,12,49 . Otvety na voprosy korrespondenta Agentstva Peati Novosti, in: MP 1967,1,4–5. Otvety na voprosy korrespondenta ital. gazety «Corriere della sera» v Moskve, in: MP 1967,3,2–3. Paschalnoe poslanie..., in: MP 1967,4,1. Poslanie к 40-letiju Patriaršich Prav. obšin v Finljandii, in: MP 1957,5,6. Re na prieme v est’ d-ra Ju.K. Blejka, in: MP 1967,5,8–9. Poslanie Predstojatel’ju Konstantinopol’skoj Cerkvi, in: MP 1967,6,3–4. Otvety na voprosy pol’skogo urnalista J. Stojnovskogo, in: MP 1967, 6,4–7. Obrašenie к uastnikam Zasedenija raboego komiteta ChMK in: MP 1967,8,3–4. Ob otnošenii к Mitropoli’emu okrugu v Amerike – Patr. Afinagoru, in: MP 1967,9,2. Poslanie s svjazi s 50-letiem Velikoj Oktjabr’skoj Soc. Revolucii, in: MP 1967,11,1–4. Rozdestvenskoe poslanie..., in: MP 1968,1,1–2. Obmen poslanijami.. Pape Pavlu VI., in: MP 1968,2,1–2. Paschal‘noe poslanie..., in: MP 1968,4,1–2. Obrašenie к III Vsechristianskomu Mirnomu Kongressu, in:MP 1968,5,1–2. Pis’mo d-ru I. Gromadke, in: MP 1968,5,5. Privestsvennoe slovo... vo vremja priema predstavitelej bogosl. Konsul’tacii Vsemirnogo Soveta Cerkvej, in: МР 1968,5,9. Poslanie predsedatelju Central’nogo Komiteta VSC g-nu M.M. Tomasu, in: MP 1968,10,1–2. Poslanie D-ru I. Gromadke, in: МР 1968,10,2. Rozdestvenskoe poslanie..., in: МР 1968,12,1. Otvetnoe poslanie Nikolaju VI Pape i Patriarchu Aleksandrijskomu i vsej Afriki, in: MP 1968,12,4. Interv’ju korrespondentu gazety «Golos Rodiny», in: MP 1969 ,2 ,2–3. V ustremlenii к sotrudniestvu i miru. Privetsvennoe slovo, in: MP 1969,2,39,40. Paschal’noe poslanie..., in: MP 1969,4,1–2. Poslanie v svjazi s poloeniem na Svjatoj Gore... g-nu G. Papadopulosu, in: MP 1969,5,2–3. Poslanie к prazdnovaniju 1100-letiju so dnja bl. koniny Sv. Ravnoap. Kirilla, in: MP 1969,6,1–2. Poslanie... Patr. Bolgarskomu Kirillu..., in: MP 1969,6,3–4 Poslanie Moskovskim Duchovnym Školam..., in: MP 1969,8,4.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О проповеди Иоанна Крестителя подробно рассказывают Евангелисты-синоптики ( Мф. 3:1–12 ; Мр. 1:4–8 ; Лк. 3:1–18 ). В том, что касается личности Крестителя и его проповеди, Евангелист Иоанн достаточно близок к синоптикам 84 . Как и они, он цитирует применительно к Предтече слова пророка Исаии: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» ( Мф. 3:3 ; Мр. 1:3 ; Лк. 3:4 ). Как и у синоптиков, Креститель в четвертом Евангелии говорит об Иисусе: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Мр. 1:7 ; Лк. 3:15 ; у Мф. 3:11  «понести обувь Его»). Слова из пророка Исаии ( Ис. 40:3 ), которые синоптики применяют к Крестителю, говоря о нем в третьем лице, в Евангелии от Иоанна вложены в уста самого Крестителя. Только в четвертом Евангелии Креститель говорит посланным: «я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» ( Ин. 1:26 ). Из этих слов можно заключить, что беседа происходит в присутствии Иисуса, Который в это время стоял в толпе. У синоптиков проповедь Крестителя об Иисусе происходит в Его отсутствие, и появляется Он на Иордане лишь для того, чтобы принять крещение от Иоанна. В рассматриваемом эпизоде впервые в Евангелии от Иоанна употреблен термин «иудеи» (ουδαοι), встречающийся в этом Евангелии в общей сложности около 71 раз 85 . В прямой речи Иисуса термин появляется четыре раза ( Ин. 4:22; 13:33; 18:20, 36 ). Все остальные случаи – авторский текст Евангелиста. Что означает термин «иудеи» в этом и последующих эпизодах четвертого Евангелия? При поверхностном подходе к тексту Евангелия от Иоанна может сложиться впечатление, что его автор представляет иудеев как большую и монолитную группу, не делая различий между иудеями Галилеи, Иудеи или Иерусалима 86 . При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что примерно в половине случаев термин «иудеи» в авторском тексте указывает на тех, кто находится в оппозиции к Иисусу 87 , то есть, прежде всего, на религиозных лидеров Израильского народа 88 . Они имеют прямую связь с Иерусалимским храмом, осуществляют духовную власть над Иудеей и имеют немало последователей, в том числе в Галилее 89 . У Иоанна термин «иудеи» становится обобщенным обозначением тех групп, которые авторы синоптических Евангелий называют словосочетаниями «книжники и фарисеи», «первосвященники и старейшины» (а иногда «первосвященники и старейшины и книжники», или «первосвященники и старейшины Иудейские») 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однако же они пробились до четвертой стражи 156 , а берега не достигли. В это время, когда они были посреди моря (Мф., Мр.), проплыли около 25 или 30 стадий 157 (Иоан.), они видят идущего по водам (и направляющего путь мимо них Мр. 6:48 ), Иисуса. Измученные борьбою с волнами и страхом за свою жизнь, они не верят своим глазам, считают это за призрак, и страх еще более объемлет их. Но И. Христос ободряет их Своим голосом. Здесь следует рассказ, принадлежащий одному ев. Матфею: о хождении ап. Петра по водам ( Мф.14:28–31 ). Оканчивают историю евангелисты различно. Прежде всего, по-видимому, противоречит ев. Иоанн евв. Матфею и Марку: по изображению последних, ученики приняли Иисуса (и Петра, Мф.) в лодку и ветер утих; Иоанн же говорит (6:21) «они хотели принять Его в лодку, и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли». Как будто здесь смысл такой: ученики (только было) хотели принять Иисуса в лодку, но (это оказалось ненужным) лодка пристала к берегу. Однако же, не необходимо дело представлять в таком виде. Хотели противополагается предыдущему их состоянию – страху, что они видят не Иисуса, а призрак; этот страх теперь прошел, и они хотели принять Его в лодку, тогда как прежде хотели бежать от Него. Тотчас противополагается их предыдущей очень продолжительной, но безуспешной борьбе с волнами, и не необходимо понимать это слово в том смысле, что И. Христу вовсе не пришлось проплыть несколько (оставалось 5–10 стадий), с учениками; это тотчас хочет сказать только, что пловцы теперь с Иисусом так же скоро достигли берега, как долго и безуспешно, напротив, прежде добивались сего. Что первые евв. Обозначили словами: и ветер утих, то же самое, лишь продолжая эту мысль, Иоанн хочет сказать словами: и тотчас лодка приплыла к берегу. Затем, по-видимому, противоречат друг другу евв. Матфей и Марк: первый говорит, что ученики поклонились Господу и исповедали Его Сыном Божиим, после того как уверились в чуде хождения И. Христа по водам; последний говорит ( Мр. 6:51–52 ), что сердце учеников было окаменено, что они не вразумились чудом над хлебами и теперь новому чуду лишь изумлялись и дивились.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010