3. Музыкальное сопровождение Псалтири есть древнейшая библейская традиция. О музыке, звучавшей при пении священных гимнов, упоминается еще в Кн. Исход (15,20-21). К музыкальному сопровождению прибегали судьи, пророки, цари (напр., 1 Цар 10,5; 4 Цар 3,15). Царь Давид славился мастерской игрой на киноре (1 Цар 16,17-23). При Храме были созданы большие левитские хоры (2 Пар 29,25), которые пели под музыку. В самих псалмах есть призыв славить Господа пением и игрой на музыкальных инструментах (149,3). Под музыку пели либо отдельные певцы (солисты), либо хор, а иногда все молящиеся повторяли за ними заключительные слова гимна (Втор 27,15-26). Музыкальную паузу обозначали словом (слово это опущено в синодальном переводе). Среди инструментов библейской эпохи важнейшими были следующие: Кинора (русск. пер. гусли) — доска с вырезом посередине, на которую натягивались струны. Невела (русск. пер. псалтирь) — разновидность арфы. Цимбалы , или кимвалы, — род литавр. Трубы , обычно металлические, прямые. Шофар , или рог, изготовлявшийся из витого бараньего или козлиного рога; издавал высокий, протяжный звук, наподобие звука горна. Тимпаны — бубны, увешанные колокольцами или погремушками. Угаб (русск. пер. свирель) — род волынки с кожаным мешком, наполняемым воздухом. Эти и другие инструменты составляли оркестр ветхозаветного Храма. Их изображения сохранились на египетских и ассирийских памятниках. Псалмы исполнялись распевным речитативом — псалмодией , которая послужила прототипом для древнецерковного пения (см. Р. И. Грубер. Всеобщая история музыки. М., 1960, ч. 1, с. 84-88). 4. Надписания псалмов часто связаны с музыкальными особенностями храмового богослужения. Приведем несколько примеров: Слова «При появлении зари» (Пс 21) означают, что псалом поется на мелодию традиционной утренней песни. Слова «Начальнику хора» (Пс 18) — псалмы взяты из сборника, принадлежавшего руководителю храмовых музыкантов. Слова «Песнь восхождения» (Пс 119-133) — псалмы из сборника молитв, которые пели паломники, входя в Храм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

128 Слово «кафизма» значит «сидение» (происх. от греч. слова χαθιςω=кафтизо, сижу; ср. со словом кафедра – место для сидения). На основании такого значения долгое время думали, что во время чтения «кафизм» в древности дозволялось сидеть, на самом же деле было наоборот. В древности во время исполнения псалмов (большею частью через пение, а не чтение) молящиеся стояли (отсюда самые части псалтири назывались «стасиями» или стояниями (по слов. статьями). После псалмопения следовало чтение жития Святых или поучение, во время чего, действительно, разрешалось для подкрепления сил сидеть, что было естественно ввиду продолжительности (иногда более 5 часов) службы. 129 Таковы след. стихи: «Ты не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истление»… (пс. 15), «Боже мой, вонми ми, всякую мя оставил еси… Вси видящии поругаша мя…, покиваша главою… Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя… ископаша руце и нозе моя» (пс. 21), «Кто взыдет на гору Господа… Неповинен рукама и чист сердцем»… (23 пс.). 130 Относительно выноса Св. Евангелия замечается разнообразие практики: в некоторых местностях и церквах Евангелие выносится на середину храма после кафизм и там читается, а в некоторых местах оно читается в алтаре, а затем выносится на середину во время пения: «Воскресение Христово видевше»… 131 Степенными называются песнопения, которые составлены применительно к 15-ти псалмам (119133), называвшимся у евреев песнями степеней и певшимся на ступенях храма Иерусалимского двумя хорами левитов. В то же время «степенные антифоны» ведут молящих как бы по ступеням лестницы от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от бедствия в блаженный покой. 132 Кроме этих общих замечаний о каноне следует принять во внимание и следующие более частные: 1) В состав каждой песни канона положено включать стихи их ветхозаветных гимнов (см. § 13) в качестве особых припевов перед тропарями канона и в количестве, соответствующем характеру праздника. 2) Как и раньше было сказано (в § 63, пункт 10), на Утрени положено петь не только ирмосы в начале песней канона, но и в конце их; в таком случае повторные ирмосы, исполняемые иногда соединенными хорами или ликами певчих, называются катавасией (от греческого слова χαταβσια – схождение.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

118 Близок Ты, Господи. Для псалмопевца невидимый Господь ближе видимых врагов (ст. 150). 118:153–160 Эта строфа соответствует букве «реш». Преследуемый невзгодами, псалмопевец славит великую истину слова Божиего. 118 ибо я не забываю закона Твоего. Псалмопевец послушен Господу и Его закону и потому надеется, что Бог благословляет Его. С одной стороны, такая надежда может быть самонадеянной (грех, против которого предупреждает книга Иова), с другой иметь своим основанием веру в Господа. 118 Вступись в дело мое. Это выражение ассоциируется с судопроизводством. Псалмопевец просит Бога стать его защитником перед лицом преследующих его врагов. 118:161–168 Эта строфа соответствует букве «шин». Псалмопевец исповедует свою преданность Господу и Его закону. 118 Князья гонят меня. Т.е. сильные мира сего. безвинно. См. Пс. 37,20 . 118 я люблю их крепко. Повиновение закону для псалмопевца не тяжкая обязанность, а великая радость. 118:169–176 Эта строфа соответствует букве «тав». Псалмопевец молит Господа о том, чтобы Тот вразумил и спас его. 118 вразуми меня. В данном стихе прямо выражена одна из главных тем псалма желание псалмопевца разуметь волю Божию так, чтобы жить в послушании Ему. 118 избавь меня. Этот стих отражает другую важную тему псалма нужду псалмопевца в избавлении. 118 Да живет душа моя. Слово «душа» в Библии часто выступает синонимом слову «жизнь». Очевидно, слова псалмопевца следует понимать так: «Я буду жить». 118 как овца потерянная: взыщи раба Твоего. Псалмопевец взывает к Господу как к Пастырю и молится о спасении ( Пс. 22 ; Ин., гл. 10). Глава 119 Пс. 119 Данный псалом первый из пятнадцати песен восхождения ( Пс. 119–133 ), которые, согласно традиции, пелись паломниками, идущими на поклонение Господу в иерусалимский храм. Пс. 119 звучит от лица благочестивого человека, находящегося вдалеке от храма в окружении язычников (см. ком. к ст. 5). Нападки язычников и побуждают его обратиться к Господу. Заглавие. Песнь восхождения. См. Введение: Характерные особенности и темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

116 Основатель нововавилонского царства (625—605 гг.) 117 Принято чтение Thackeray " a. Niesë Ναβουκοδροσορω «L». Вавилонский царь, завоевавший Иудею и разрушивший Храм, царствовал в 605—562 гг. 118 Возм. имеются в виду события 4Цар 23.29; 4Цар 24.7, Иер 46.2 и след. 119 Это место испорчено. Для слов αναγκασας («принудив»), προσχαρισαμενος («потворствовав») и κατασκευαζειν («устраивать») издатели предлагают различные варианты. См. Giangrande G. Emendations to Josephus Flavins «Contia Apionem» Classical Quarterly 12 (1962) p. 108—117 Принято чтение Гутшмида — ανακαινισας «обновив», προσκαθιδρυσαμενος «присторив» и κατασκευαζειν . 120 См. описание Вавилона — Herod. I. 178—185. 121 Женой Навуходоносора была Амитис, дочь мидийского царя Киаксара. 122 Напр., Ктесий (у Диадора II, 7—8). 123 Мифическая царица Ассирии, с чьим именем связано утверждение ассирийского могущества, основание Вавилона и многие грандиозные сооружения. Геродот (I. 184), по-видимому, сообщает о другой Семирамиде. 124 Этот Филострат известен только благодаря Иосифу. Тж. Antiquit. X. 228. 125 Мегасфен был направлен Селевком I Никатором послом к индийскому царю Чандрагупте (ок. 300 г.). Собрал богатый материал и написал сочинение об Индии, дошедшее в отрывках. 126 Тж. Antiquit. X. 227. Об этих походах упоминает также Евсевий (Н.Е. IX. 41), что, впрочем, лишено всякого исторического основания. 127 Бирс Нимруд, недалеко от Вавилона, на западе от Евфрата. 128 Рассказ об участи Набоннида расходится с данными клинописных источников. 129 В соответствии с 4Цар 25.8 и Иер 52.12, разрушение Храма произошло на девятнадцатом году правления Навуходоносора. 130 Время пленения отсчитано от падения Седекии (587 г.) до разрешения Кира в 1-й год царствования (538 г.) — 49 лет. 131 Это указание относится к возобновлению прерванной работы по строительству Храма (1Езд 4.24), который был закончен только через 4 года (1Езд 6.15). 132 Этот отрывок, возможно, также позаимствован из Менандра Эфесского. 133 επι θωβαλου «L Lat». 134

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

50 . Псалом 150 прославляет человеколюбие Бога Вседержителя, и человек, яко разумное творение, прославляет Творца всей твари и превозносит Его во веки. Хвалят Бога святые, освященные в храме Духом Святым, умом и сердцем, языком и всеми чувствами: в псалтири и гуслях, в тимпане и лице, во струнах и органех. В новом завете христиане должны представить телеса свои в жертву живу, святу, благоугодну Богови, в словесное служение свое. Прославляет Бога человек очима, егда отвращает очи свои не видети суеты, да видит правоты. Песнословит Бога устнами и языком, удерживая язык свой от зла, да не глаголати льсти. Приносит хваление Богу руками, чужого не похищаяй, но простирая руки свои на подаяние Христа ради требующим. Совершает славу Богу ногами, уклоняясь от всякого пути лукавого. Прославляет Бога ушима, преклоняясь к слышанию Евангелия Святого и песнопения церковного. Славословит Бога сердцем, не уклоняя сердца своего в словеса лукавствия, но горя любовью к Богу непрестанно, по апостолу, всегда и везде взывая в сердце: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицы ради, помилуй нас». И человек, проводя такую добродетельную жизнь, бывает орган доброгласен, сладкопеснен и благоприятен, пребывая в Духе и истине – свете Христовом, прославляя Бога. 51 . В Псалтири – книге хвалений – 150 богодухновенных псалмов и особый 151 псалом. Есть 15 псалмов – песни степеней, со 119 по 133, и семь покаянных псалмов: 6, 31, 37, 50, 101, 129 и 142. Псалмы с 119 по 133 – каждый из этих 15 псалмов – имеет название песнь степеней. В них воспевается восхождение верующих во Христа Господа по степеням добродетелей, от силы в силу, от юдоли плачевной в тишину и покой небесного жилища. По преданию эти псалмы воспевались на пятнадцати ступенях при входе в храм Соломона: 119 псалом на первой, 120 на второй, 121 на третьей... 132 на четырнадцатой, а 133 на пятнадцатой ступени. В каждом псалме по внушению Духа Святаго воспеваются тайны Божии, благодеяния, промышление о мире и человеке, Божественная любовь, наипаче же извещается о пришествии Христа Спасителя на землю, о Его пречистых страстях, о милости к человеку, о воскресении, о созидании Церкви и о Царствии Божием – Иерусалиме Небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XII ГОМИЛЕТИКА наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОМИОНИЦА жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви ГОМИРЬЕ жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ преследование раннехрист. Церкви в I-IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос-вом ГОНОРИЙ († 653), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей - 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери) ГОНЧАРОВ Иосиф Семенович (1796 (1793?) - 1879 (1880?), атаман некрасовцев, старообрядческий деятель ГОР Чарлз (1853 - 1932), еп. англикан. Церкви, богослов, один из лидеров 2-го поколения англо-католич. движения Михаил Сергеевич (род. 1931), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг. 95-100 ГОРГОЛАИНИС во имя вмч. Георгия Победоносца муж. действующий мон-рь, Критской архиепископии К-польского Патриархата 100-101 101-104 104-106 106-107 107-108 108-112 112-113 113-118 118-119 119-120 ГОРНЕЕ МЕСТО особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной 120-122 ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел., в 9 км к юго-западу от Иерусалима 122-125 125-126 126-128 ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре 128-130 130-133 133-134 ГОРНЯК жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xii.html

ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова, обозначающего преимущественно место для отправления культа ВЫСОЦКИЙ ЧИН 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря 85-104 104-106 106-108 ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 109-111 ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец 111-112 112-113 113-115 «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г. 119-120 115-119 120-122 122-124 124-126 126-133 ВЭРАТЕК жен. мон-рь в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви 133-134 134-135 135-137 137-139 139-142 142-143 143-144 144-146 ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у. 146-147 147-148 148-164 164-165 ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 165-166 ВЯЧЕСЛАВ Александрович Инфантов (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 и 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ Луканин († 1918) диак., сщмч. (пам. 3 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 166-168 168-169 170-171 171-172 ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель

http://pravenc.ru/vol/x.html

1820 года августа 15-го дня. 115) Атласный желтый – во храм Спиридона Епископа, Тримифийского чудотворца. 1820 года августа 26-го дня. 116) Атласный голубой – во храм Архистратига Михаила в Михайловском погосте. Подпись у всех антиминсов таже и там же. Священнодействованные преосвященным Владимиром Епископом, Ревельским, 1822 года января в 14-й день – 117) Атласный желтый – во храм Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. 118) Атласный желтый; храм не означен. 119) Атласный желтый – во храм Входа Господня во Иерусалим. 120) Атласный белый – во храм Архистратига Михаила в погосте Щепце. 121) Атласный желтый – во храм святого Пророка Илии. 122) Атласные белые; храм не означен. 123) Атласные белые; храм не означен. 124) Атласный желтый; храм не означен. На обороте написано: «Из церкви домовой графа Шереметева 2-го апреля 1840 года». 125) Атласный белый; храм не означен. 126) Атласный желтый; храм ве означен. Подпись у всех сих антиминсов на обороте вверху: «Божиею милостию смиренный Серафим, Митрополит Новгородский и С. Петербургский». 127) Атласный белый; храм не означен. Подпись под рисунком: «Смиренный Серафим, Митрополит Новгородский и С. Петербургский». 128) Атласный желтый – во храм Воскресения Христова. Священнодействован преосвященным Ионою, Архиепископом Тверским в богоспасаемом граде Царском селе, 1822 года апреля 2-го дня. Подпись внизу рисунка: «Смиренный Иона, Архиепископ Тверский и Кашинский». Священнодействованные преосвященным Серафимом, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским, 1822г. мая в 18-й день – 129) Атласный желтый – во храм Сошествия святого Духа в Александро-Невской лавре. На обороте написано: «1834 года августа 24-го. Из Лаврской церкви Сошествия Св. Духа перво-освященный святой антиминс». 130) Атласный желтый; во храм святыя Троицы. Внизу написано: «Получен 1824 года апреля 22-го дня». 131) Атласный желтый; храм не означен. 132) Атласный желтый – во храм святого Спиридона. 133) Атласный белый; храм не означен. 134) Атласный белый; храм не означен. На левой стороне написано: «1840 года февраля 12-го. Из Валаамского монастыря из скита». Подпись на всех антиминсах на обороте вверху: «Божиею милостию смиренный Серафим, Митрополит Новгородский и С. Петербургский».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

107. И над святая его свышше. Под «святая», согласно еврейскому тексту, нужно разуметь шесты, которые неподвижно оставались при ковчеге. Направление шестов было от севера к югу. 108. Облак исполни дом. Это облако, наполнившее храм, подобное тому, которое наполнило скинию при освящении ее (Исх. 40, 34–35) и которое служило знаком таинственного присутствия Господа. 109. Р.Б. 35, 1. 110. Георгий IX в. сначала хартофилакс храма св. Софии Константинопольской, потом митрополит Никомидийский, друг патр. Фотия; написал еще каноны мытаря, Зачатию, предпразднства Сретения и Благовещения, на 31 авг., 31 июля и нек. святым. 111. Р.Б. 48, 56 ср. 54. 112. вышнее небо, звездное в противоположность низшему – «облакам»: вся природа. 113. сообразно природе своей. 114. Р.Б. 53, 116; ср. 48, 53. 115. Р.Б. 60, 169-а. 116. μεγαλεος – величественный; τ – великия дела; в Н.З. 117. Дела эти касаются нас. 118. Иез. 44, 1 и д. 119. ποκυω – рождать; поздн. сл. 120. след. чудесно. 121. второе усиливает первое. 122. φιερω – освящать, собств.: выделять – посвящением, очищать, отвращать умилостивительной жертвой; поздн.: посвящать. 123. κατοχησις – поселение, местопребывание, жилище. 124. προσφορ – приношение; у LXX – бескровная жертва. 125. Р.Б. 48, 57. 126. гр. «говорит». 127. ποφρω – относить, уводить. 128. Пс. 44, 15. 129. σω – внутрь (о движении). 130. νδον – внутри (о пребывании). 131. Так называлась собственно крышка ковчега завета, так как чрез кропленье на нее кровью подавалось наиболее совершенное очищение грехов; но здесь это слово в широком смысле всего храма – с целью обозначить очистительное влияние его на каждого пребывающего в нем. 132. Насколько трудно было приготовить жилище для такого обитания. 133. В.К. 85. 553. 134. πανηγυρζω – образовать собрание, праздновать народный праздник; сильнее, чем дальнейшее выражение. 135. греч.: люди. 136. γκωμιζω – прославлять, хвалить; γχμιον – хвалебная песнь, похвальное слово (собственно, что пели на κμος – процессии в честь Вакха или победителя на играх).

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

Давид, автор многочисленных псалмов, хотя и употреблял эти жесткие выражения, однако сам показывал много раз великодушие и любовь к своим врагам. Хотя в его жизни были и жестокие моменты, за что Господь прямо сказал, что он хотя и велик перед Богом, но слишком много на нем невинно пролитой крови и он не построит Ему Храм. Было много случаев, когда он мог не проливать эту кровь. Не надо забывать, что это жестокий мир Ветхого Завета. Все люди, которые писали псалмы, безусловно принадлежат к миру ветхозаветного человечества. Поэтому все, что присуще человеку ветхому, к нам не имеет отношения. В Евангелии от Матфея Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа», когда ученики просили извести огонь, как извел его Илия. Особый признак — это восхваление блаженства в Псалтири; они в изобилии присутствуют в этой книге. Действительно, один из самых прекрасных псалмов, которые все любят: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1, 1). Псалмы можно сгруппировать по разной тематике. Мессианские псалмы — 15,21,23,39,67, 68,117. Покаянные псалмы — 6,31,50,101,142 и ряд других. Псалмы хвалебные, или псалмы Аллилуйя — 105,110,111,112,116 и много других. Учительные псалмы — 1,5,7,14, 49, 93,100. Псалмы странствия, или восхождения — 119, 133. Они так называются, т.к. эти псалмы читали священники, входя в Иерусалимский храм, поднимаясь со ступени на ступень. Ступени были очень и очень значительными, большими и их было не просто перешагнуть. При вхождении во храм Божией Матери не случайно упоминается, как трехлетняя девочка сама вошла в храм — это было чудом. Ребенок без посторонней помощи войти туда не мог. Есть еще псалмы, так называемые псалмы чистой молитвы. Их и можно читать, как молитву. Это 16, 85,89,101,141 псалмы. Царские псалмы — с 91 по 99 псалом. Есть псалмы общей молитвы, в которых написано молиться вместе, сообща, всем собранием — это 3,15,40,53,55,60 и ряд других. Есть особые псалмы, которые читались при восходе солнца — утренние псалмы — 3,15,56, 62, и после заката — вечерние — 4,8,142. Есть псалмы «негодующие», где выражены ропот, негодование и другие подобные чувства — это псалмы 2,15,39,96,109 и др. И псалмы исторические, которые повествуют об истории израильского народа, тех или иных событиях — это псалмы 77,104,105.

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010