Но вера в Церковь возлагает также на нас и важные обязанности. Мы должны именно быть всегда и беспрекословно послушными Церкви, не должны нарушать ее заповеди и установления, но должны чтить таковые. Члены каждого тела не могут подчиняться иным законам, кроме тех, которые действуют во всем теле, иначе они станут мертвыми членами и отпадут от тела. Так же точно и мы не должны подчиняться иным установлениям, кроме тех, которые действуют в Церкви. Господь говорил ученикам Своим: «Слушающий вас – Меня слушает, и отвергающийся вас – Меня отвергается». То же нужно сказать о важности Церкви Христовой. Кто слушает ее, тот слушает Самого Господа, и кто отвергается ее и не повинуется ей, тот отвергается от Самого Господа. Поэтому будем всегда послушны всем заповедям и уставам святой православной Церкви, помня строгий суд Господа на всех непокорных Церкви Его: «если и Церкви не послушает (кто), то да будет он тебе, как язычник и мытарь». На эту важную обязанность нашу указывает катехизис, когда на вопрос: «что значит веровать в Церковь ?», отвечает: «веровать в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной Главы ее, Господа Иисуса Христа». Что есть Церковь ? Как можно веровать в Церковь, когда вера есть уверенность в невидимом? Как можно доказать, что Церковь , будучи видимой, есть в то же время и невидима? Как можно доказать, что в ней пребывает всегда благодать Божия? Какое утешение доставляет нам вера в Церковь? Какую обязанность возлагает на нас эта вера? 8. Церковь есть едина Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Ин.17:21 . Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Еф.4:4 –6. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор.3:11 . Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны… стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Еф.4:1 –3.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но о чем же именно? – На этот вопрос он не дает никакого ответа. Очевидно, что он еще не придумал, как исказить эти евангельские места, это изречения Самого Спасителя, о Его намерении основать церковь и о предоставленном ей суде над согрешившими членами. Толстой требует, чтобы просто на слово поверили ему, что в этих изречениях Христос разумеет под словом « церковь » не церковь, а «что-то другое». Но он выпустил из виду, что в Евангелиях кроме самого слова « церковь » есть еще прямые указания на существенные признаки церкви, таковы: избрание апостолов, данная им власть учить и совершать таинства, производить суд ( Мф. 10:1 ; Марк. 3:33–14 ; Лук. 6:12–13 ; Мф. 28:19–20; 16:19; 18:17 ; Ин. 20:23 и др.). Толстой не обратил внимания своих читателей и на то, что кроме Евангелий, написанных апостолами, и во многих местах апостольских посланий ясно говорится о том, что церковь на земле основана именно Иисусом Христом, освящена Его страданиями и смертью. Вот важнейшие из этих изречений: «Иных Бог поставил в церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления» ( 1Кор. 12:28 ). В другом месте вместо слова Бог говорится Христос. «Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Ефес. 4:11–13 ). «Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Ефес. 5:25–27 ). В книгах Св. Писания Нового Завета слово « церковь » употреблено в 98 местах. И по Толстому выходит, что во всех этих местах под «церковью» нужно разуметь не церковь, а «что-то другое»... Толстой, по-видимому, не находит достаточного количества слов на русском языке для того, чтобы выразить всю свою враждебность к христианской церкви и потому обращается за помощью даже к Вольтеру, вместе с которым обзывает 111 церковь еще и французским словом – 1’infame (бесчестною).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

О. Непрерывность Церкви состоит в том, что Церковь Христова, как началась со дня со шествия Св. Духа, так существовала, существует и будет существовать, не прерываясь, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из рода в род до скончания века. В. Почему Церковь Христова не может прерваться? О. Потому, что Христос Спаситель сказал Апостолам, составившим первоначальную Церковь Его: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Если Христос Бог пребудет с Церковью во все дни, значит, она ни на один день не прервется. Так и Апостол Павел говорит: «Богу слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф.3:21 ). Значит, Церковь должна быть во все роды, то есть, всегда, когда люди будут на земле. В. Какое третье свойство Церкви Христовой? О. Третье свойство Церкви то, что она никогда сокрыться не может; Спаситель сказал: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» ( Мф.5:14 ). Не может и Церковь быть невидимой. В. Какое четвертое свойство Церкви Христовой? О. Четвертое свойство Церкви Христовой то, что она только одна. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою " – одну , а не много ( Мф.16:18 ). 3. Единая истинная Церковь и погибельные секты В. Из всех существующих теперь религий, какая единая истинная? О. Единая истинная вера или Церковь – Православная. В. Почему она одна истинна? О. Потому, что она одна основана Господом Иисусом Христом, и, как началась она в день сошествия Св. Духа, так и идет непрерывно, никогда не скрываясь, до наших дней, и будет она существовать до скончания века. Только одна Церковь Православная имеет свойства истинной Церкви Божией: только одна она сохранила истинную веру и имеет благодатное священноначалие, благодатные таинства и священнодействия. В. Почему же все другие веры, кроме Православия, не могут называться Церквами Божиими? О. Потому, что они не имеют свойств истинной Церкви Божией: они основаны не Христом, а людьми, появились много позже Православия, веруют лживо и не имеют благодати Духа Святого, поэтому они и называются ересями или сектами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Один единственный хлеб и одну единственную чашу преломляют и благословляют ученики Христовы. «Так как один хлеб, то мы многие одно тело» ( 1Кор. 10:17 ). Хлеб, о котором здесь идет речь, есть евхаристический хлеб, а мы многие означает у Павла христиан, собранных на Евхаристию, т. к. мысль об евхаристическом хлебе естественно вызывает мысль об Евхаристическом собрании, на котором хлеб преломляется. Это соответствие между евхаристическим хлебом и телом еще яснее выступает из другого места того же послания: «И вы тело Христово…» ( 1Кор. 12:27 ). «Сие есть тело Мое». Мы все или мы многие одно тело Христово, потому что один хлеб, от которого мы все причащаемся ( 1Кор. 10:17 ). Через хлеб и вино на Евхаристии мы становимся телом Христовым. Причащение создает «κοινωνα» ( 1Кор. 10:16 ), которая есть реальное «со-единение» с телом и кровью Христа. Реальность хлеба выявляет полную реальность тела Христова, а единство хлеба – один хлеб – выявляет единство тела. Через Евхаристию ученики, которые впервые соберутся на нее после Пятидесятницы будут «во Христе», т. к. они будут в Его теле, и Он будет в них, т. к. Его тело неотделимо от Него самого, а через Него они будут в Отце. «Да будут все одно, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас» ( Ин. 17:21 ). Земное «общество» Христа становится Его телом – оно становится Церковью . « Церковь Божия – во Христе», т. к. народ Божий собирается Богом «во Христе», а потому он принадлежит Богу так, как принадлежит Ему Христос. Отсюда следует тождественность Церкви и Евхаристии, и тождественность местной церкви и Церкви Божьей, являемой всякий раз в ее Евхаристическом собрании. В силу этой двойной тождественности члены местной церкви, собранные на Евхаристическом собрании, выявляют Церковь Божию. Члены местной церкви являются членами тела Христова, а собранные вместе на Евхаристическом собрании они – «Церковь Божия во Христе». Поэтому собираться вместе на Евхаристическое собрание означает собираться «в церковь». «Когда вы собираетесь в Церковь …» В Евхаристии Христос присутствует в полноте Своего тела – один хлеб и одна чаша, – но тело Его есть Церковь, Церковь там, где совершается Евхаристия, и где совершается Евхаристия, там – Церковь. Это есть основное положение евхаристической эклезиологии, раскрытое Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Однако дело освящения, совершенное Иисусом Христом чрез Его страдания, продолжается и ныне. Выше мы говорили уже, что только те люди могут спасительно пользоваться страданиями Спасителя к своему освящению, которые добровольно участвуют в страданиях сих посредством живой и сердечной веры, посредством таинств, в которых сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и посредством распинания плоти своей со страстями и похотями. Значит, для дальнейшего освящения человека прежде всего необходимо учение веры. И это учение даровано нам Иисусом Христом. Принимая всем сердцем это учение и поступая по нему, верующие в то же время освящаются и делаются чистыми от грехов. «Ибо, – говорится в катехизисе, – как ложное слово диавола, быв принято первыми человеками, сделалось в них семенем греха и смерти; так, напротив, истинное слово Христово, усердно приемлемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни». На это средство освящения Церкви указывает и Сам Господь в Своей первосвященнической молитве к Богу Отцу о верующих: «освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». Под истиною, которою должны освящаться верующие, разумеется здесь именно учение веры, преподанное Христом в Евангелии. Итак, Церковь есть свята также потому, что освящается через учение Иисуса Христа. Но Иисус Христос есть не только наш Учитель, но вместе и Первосвященник. По слову апостола, Он имеет священство непреходящее, почему «и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Из этих слов видно, что Иисус Христос всегда ходатайствует за нас пред Богом Отцом и этим ходатайством Он снова освящает Церковь Свою и очищает от всякого греха. Наконец, Господь освящает Церковь Свою через таинства. Через них именно Он подает всем верующим благодать Духа Святого, усвояющего им заслуги Его и освящающего их. Отсюда, где есть таинства, там есть и освящение, там и Святая Церковь ; где же таинств нет, там нет и освящения, там нет и Святой Церкви. Таким образом, на поставленный выше вопрос можно ответить так: Церковь свята потому, что освящена Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через таинства. Истину эту ясно выражает апостол в следующих словах: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Словами: «Христос предал Себя за нее (Церковь)» апостол выражает именно, что Церковь освящена Иисусом Христом через Его страдания, а словами: «очистив банею водною посредством слова» он указывает, что Церковь освящена Иисусом Христом посредством Таинства Крещения, в котором крещаемый троекратно погружается в воду с произношением слов: «во имя Отца, и Сына и Святого Духа» и очищается от всех грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Поэтому между ними была самая тесная связь, – особенно со стороны Небесной Церкви: мы даже и не представляем себе такой связи! А Батюшка ею жил! Можно даже дерзнуть сказать: Небесная Церковь был для него реальнее, чем земная! Не говорим уже о том, что ему было любезнее, милее, дороже... Стоит лишь вспомнить, как он читал в храме каноны: он даже не читал, а беседовал с Богом, Божьей Матерью, с сонмом святых! И беседовал с великой верой! Даже можно сказать: требовательно молил! Поэтому мы тоже выпишем немного о Церкви. Церковь всегда с Господом «Аз есмь лоза, – говорит Господь, – вы же рождие» ( Ин.15:5 ), то есть Церковь едина, Святая, Соборная и Апостольская. Потому-то, как свят Господь, так свята и Церковь ; как говорит Господь, «Я есмь путь и истина и живот» ( Ин.14:6 ), так и Церковь, потому что Церковь одно и то же с Господом, есть тело Его от плоти и костей Его (см.: Еф.5:30 ), или рождие Его, внедренное от Него – в лозу живую, и питающееся от Него и возрастающее в Нем – Церковь никогда не представляй отдельно от Господа Иисуса Христа, от Отца и Святого Духа». Кто в Церкви? «Позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне» ( 2Тим.2:19 ). Кто сущия Господа? Те, которые живут не для плоти и крови, но духом и умом Господа, которые борются со страстями и побеждают их, которые подвизаются за правду, которые горняя мудрствуют и горе зрят, и не долу; те, которые имеют непрестанно в сердце своем заповеди Господни и неуклонно им следуют, а если и падают по немощи и навыку, то сейчас и восстают; которые для Господа души свои полагают и умереть за Него и за правду и истину не отрицаются». Мы все – члены Церкви «Велико и достаточно тело Церкви Святой, коей глава Сам Иисус Христос. Помни, что ты в этом великом и досточтимом теле – ничтожный, немощный член, и что ты все получаешь от главы тела Церкви – Христа и одушевляешься Духом Его. Помни, что в теле Церкви есть миллионы членов сильных, получивших от Духа Святого великие и многоразличные дарования духовные, каждый по мере своего достоинства и приемлемости. Уважай в каждом христианине члена Христовой Церкви и храм Духа Святого – не почитай никого по гордости невеждою в истинах веры, лишенных дарования Духа: ибо «всяческая и во всех Христос» ( Кол.3:11 ), всем Господь внутренно являет Себя, всех просвещает по мере приемлемости каждого, всякому без лицеприятия и уделяет дары Свои. – И так говори в себе: я маленький член в великом досточестном теле Церкви. Я должен с любовью и уважением относится ко всем прочим членам, как к возлюбленным дорогим членам Христа Моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Поэтому рассказ о Евхаристии (от греческого слова «ευχαριστα» — благодарение) пойдет параллельно с рассказом о Церкви, о том, что она собой представляет и как Церковь и Евхаристия связаны друг с другом. Когда мы приступаем к святому крещению, во взрослом ли возрасте или в младенчестве, священник спрашивает у нас или у наших восприемников: «А веруешь ли ты Богу? Сочетался ли со Христом?» И мы отвечаем, что со Христом сочетались и веруем Ему, как Царю и Богу. Так мы присягаем служить Господу. Сразу после нашего ответа читается Символ веры, перечисляется то, во что именно мы веруем. В частности, в Символе веры есть и такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» . Это необходимо осмыслить: наряду с верой в Бога мы исповедуем и свою веру в Церковь. Ни в одной другой религиозной системе, кроме христианства, нет такого понятия — «вера в Церковь». По катехизису святителя Филарета Дроздова (1782/1783 — 1867), Церковь — это общество людей, объединенных единой верой и едиными обрядами. Впрочем, то же самое можно сказать о любом религиозном объединении, например, о мусульманском или иудаистском. К такому обществу можно принадлежать и заниматься исполнением обрядов, исходя из постулатов веры, но веровать в само это общество невозможно. Ни одно из них не является тем, чем становится Церковь для христиан. Так что же это такое — веровать в Церковь? Мы же не исповедуем обязанность посещать храм по воскресеньям и праздникам, не обещаем Богу держать пост, исповедоваться и причащаться. Церковь для христиан — это не только место, где они общаются с Богом, потому что с Ним можно общаться и дома, и в метро, и в лесу — в любом месте и в любое время. Веровать в Церковь — означает исповедовать, что она — есть Тело Христово, часть которой — мы с вами. Апостол Павел так пишет об этом: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12: 12–13) и добавляет: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12: 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Православный человек не мыслит спасение вне Церкви, а значит – вне Христа. У баптистов все иначе, и при ведении диспута с ними это надо знать. Для спасения, по баптистскому учению, необязательно принадлежать к какой-либо Церкви. Они об этом учат, опираясь на стих из Послания к Ефесянам, 2: 5, так: «Человек, мертвый по преступлениям и грехам, получает спасение через Иисуса Христа» – и добавляют от себя: «находясь вне церкви» . В другом месте: «Должны не забывать величайшую и драгоценнейшую истину, что спасает нас не Церковь (какая бы она ни была), а Христос, умерший за наши грехи на Голгофе» . В баптистском сознании Церковь отделяется от Христа. Церкви просто не существует, если мы не собрались в очередной кружок изучения Библии по принципу «двое-трое». Разошлись по домам – и нет Церкви; собрались – и снова есть. Фольклор какой-то. Играй, гармонь, получается. Объединяет нас собрание по вере во имя Христа – вот принцип и основание Церкви в инославном понимании. Зная их заблуждение в этом вопросе, рассмотрим, опираясь на Священное Писание, соответствует ли такая интерпретация библейских текстов учению о Церкви. Итак, в диспуте о Церкви приведем следующий текст: Евангелие от Матфея, 16: 18. Когда апостол Петр от лица всех апостолов исповедовал Христа: «Ты – Сын Бога Живаго», то Христос сказал ему: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Очень важные слова, которые необходимо объяснить: во-первых, слова «создам Церковь», и во-вторых – «врата ада не одолеют ее». Что значит «создам Церковь»? Христос говорит: «создам Церковь Мою», а не: «создам церкви Мои». Сказано в единственном числе: οικοδομσω μου την εκκλησαν – «создам Церковь Мою». Также и у апостола Павла находим такие слова: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 4–6). Иногда оппонент может с нами согласиться, что, мол, Христос действительно создал Церковь в апостольские времена, но она повредилась, отступив в угоду язычеству от чистоты Евангелия. Это неправда. Такое ложное утверждение о возможном повреждении Церкви рождается в результате ложного понимания природы Церкви. Церковь, по словам Христа, непобедима, а значит, и не повреждаема.

http://pravoslavie.ru/101544.html

Ради их злословилось самое православие, порицалась истина, возводилась клевета на Церковь Православную. Враги православия клеветали на Церковь Православную подобно тому, как некогда сатана клеветал перед Богом и Ангелами на праведного Иова, ибо когда Господь говорил об Иове, что он человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, то сатана говорил на это: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? ( Иов.1:9–11 ). Чтобы обнаружить клевету этого вечного врага правды, Господь подвергает праведника страшному испытанию. А последствием этого испытания было посрамление клеветавшего и вящшее прославление праведного. Нечто подобное нам видится и в настоящем положении Святой Православной Церкви. Не клеветали ли и на нее, что, не будь внешней силы закона, не поддерживай земная власть Церкви Православной, дайте свободу проповедникам сектантства, – и Церковь распадется, останутся от нее одни клочки, как выразился один из лжеучителей. И вот Церковь совлачается от всего, что, казалось, сплотило и объединило ее: она лишается всех внешних опор, она предоставляется самой себе. Вратам (силам) ада 83 – служителям исконного врага Церкви – дается свобода вредить ей всячески; сатана, древний клеветник, развязан. Горе живущим на земле, горе сынам Церкви! Что же? Не падет ли в самом деле этот столп, не разрушится ли Церковь и не останутся ли от нее только обломки? Было бы так, если бы Церковь была делом рук человеческих, если бы она действительно создалась человеками, хотя бы то столь сильными, как цари и правители, столь умными, как мудрые отцы и учители Церкви, и столь крепкими, как святые подвижники. Нет, Церковь – создание Божие, как и вселенная; она непоколебима, как и вселенная, ибо имеет обетование от Создавшего ее: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Итак, чада Церкви Православной, будем тверды, будем спокойны относительно судеб этой матери нашей. Она, подобно кораблю, обуревалась, волновалась и будет волноваться, но никогда не потонет, ибо ею управляет Божественный Кормчий. Нам нет пути отходить от нее куда-либо, как бы это ни было приманчиво, ибо в Церкви – истина, в ней – спасение, с нею – Христос. Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго, что Церковь – Твоя Невеста, Тобою искупленная, Тобою очищенная, и Ты благоволил сочетать ее с Собою навеки. Она – мать наша. О, даруй нам, Господи, пребывать в лоне ее во все дни жизни нашей, даже до последнего издыхания нашего! Речь, произнесенная пред панихидой о царе-освободителе по случаю пятидесятилетнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости, 18 февраля 1911 года

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Разве ты не видел, сколько раз Он утверждал твой потрясенный город? Тем более может Он оградить от потрясений Свою Церковь. Церковь выше земли, она превосходит даже небо. «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матф. 24:35). Какие слова? «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Если не веришь слову, то делам должен поверить. Сколькими тиранами воздвигались гонения на Церковь Божию? Сколько употреблялось ими мучений, крестов, сколько костров, печей, диких зверей, изощренных мечей? И они ничего не достигли. Где теперь те, которые делали это, и где те, которые мужественно перенесли все это. Теперь те подвергаются вечным мучениям, а эти ублажаются вечным весельем. Церковь превзошла своим блеском блеск солнца, а ее гонители объяты вечным мраком. Разве ты не знаешь, что [некогда] было только одиннадцать, и они не были побеждены? Теперь, когда вселенная наполнена множеством верующих, как они могут быть побеждены? «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». И несомненно так, потому, что для Бога церковь дороже неба. Не Церковь для неба, а небо для Церкви. Итак, прошу, пусть ничто не смущает вас из того, чему вы были свидетелями. Будем иметь пред глазами пример Петра: он ходил по водам, но усомнился и едва не погиб, не от сильных волн, но по слабости веры. Разве по человеческой воле мы пришли сюда, или человеком можем быть удалены отсюда? Это я говорю не из надменности или самохвальства, но чтобы укрепить сердца ваши, объятые смущением. Вспомните, как: «Потряслась и всколебалась земля» (Пс. 17:8), но город не был разрушен. Нечестивейший дьявол, как ты думаешь, что можешь одолеть Церковь, после того, как не мог разрушить и потрясенных стен? А Церковь не в стенах, но во множестве верующих. Как сильны вы, как непоколебимо вы стоите, связанные не жезлом, а верою! Но что я говорю о таком множестве? Одного верного ты не можешь одолеть. О, Дьявол, разве ты не знаешь, что причинили тебе мученики? Часто [на мучения] выходила девица нежного возраста, юных лет, и оказывалась крепче жезла; ты строгал ребра ее, но веры поколебать не мог.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010