Причем, в мягком варианте считают, что Она была хороша до 5-го века и возродилась в 16-м веке с появлением Лютера; в более жестком варианте считают, что Церковь отступила уже во втором веке после смерти Апостолов и ожила с появлением конкретно той деноминации, к которой принадлежит человек, размышляющий об этом, (т.е. баптисты думают, что Церковь возродилась с их появлением; харизматы думают, что после выхода Ледяева из баптизма; адвентисты считают, что Церковь возродилась с появлением учения Елены Уайт и т.д.) Но все протестанты уверены в том, что на время Церковь отступала, а потом опять возродилась, и период отступления длился как минимум 1000 лет, с 5-го по 16-й век. Рогозин пишет, что Церковь в пятом веке уже находилась в состоянии духовного отступничества, и что в этом состоянии отступничества церковь пребывает до сегодняшнего дня. 123 Вот еще одно вполне конкретное утверждение: «Истинная Церковь была уничтожена язычеством» 124 . А теперь давайте это просто сравним с тем, что говорит Библия о возможности Церкви отступить или быть уничтоженной язычеством. В Мф. 16:18 Христос говорит Петру: «...Ты, Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее». Как же мы говорим, что «Церковь была уничтожена язычеством»? Ведь язычество и есть врата ада, а Христос говорил, что они не могут уничтожить Его Церкви. Не могут, потому что Христос с Ней, а «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» (Мф. 12:29), «а Христос - как Сын в доме Его, дом же его - мы (Церковь)» (Евр. 3:6). А разве сатана сильнее Христа, что смог расхитить и уничтожить Церковь на 1000 лет? В этом и проявляется неверие протестантов в Церковь, в Ее торжество над адом. Кроме этого, Христос, обращаясь к ученикам перед вознесением, пообещал: «Се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:28). Т.е. не может быть и дня, когда Христос не был бы со своей Церковью, не то что 1000 лет. А как же Христос мог пребывать в Церкви, отступившей и ставшей языческой? Ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский, дает такое определение Церкви: «Церковь — от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия для вечной жизни и спасения». При всей правильности этого определения следует всё же отметить, что оно не является полным и исчерпывающим. Ибо Церковь — это не просто общество людей, объединенных одной верой, словно одной идеологией. Церковь — это не только совокупность иерархии и мирян, придерживающихся определенных жизненных принципов и участвующих в богослужении и таинствах, хотя она и не может существовать без вероучения, богослужения, таинств и соборности. Церковь — это новая жизнь обновленного человечества со Христом и во Христе, движимая Духом Святым; это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого именует Своими детьми, тех, кто избрал Его своим Спасителем. Церковь в существе своем есть богочеловеческий организм, ибо она принадлежит и Божественному, и человеческому миру. Все живущие на земле христиане, ведущие непрестанную борьбу за свое спасение против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12), составляют «Церковь воинствующую», в незримом и тесном единстве с которой пребывает небесная Церковь торжествующая (Евр. 12:23), состоящая из Ангелов, всех святых во главе с Богородицей и всех людей, скончавшихся в вере и благочестии. Церковь воинствующая и Церковь торжествующая составляют единый организм, который апостол Павел назвал Телом Христовым: Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом… И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12:13, 27). Господь Иисус Христос — Глава Тела Церкви. Бог Отец всё покорил под ноги Его (Христа) и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф. 1:22–23; 5:23; Кол. 1:18). Через таинства, в особенности через причастие Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, мы соединяемся со Христом и становимся в Нем одним телом: Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:17). Церковь есть евхаристическое тело Христа: Евхаристия соединяет нас с Ним и друг с другом. И чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг другу, чем полнее любовь ко Христу, тем сильнее любовь к ближнему. Воссоединяясь с Богом через жизнь в таинствах, мы воссоединяемся друг с другом, преодолевая нашу обычную разобщенность и отчужденность, становимся членами невидимого организма, связанными между собой узами любви. «Где истинная Церковь, там и истинная Евхаристия, где истинная Евхаристия, там и истинная Церковь»,— писал священномученик Игнатий Богоносец.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Так будет замкнут круг истории Церкви: первая Тайная вечеря в Иерусалиме и последняя здесь. В самый глухой и темный час истории последние христиане вместят в себе все, что было в великой Церкви Христовой. Семя Божие прорастает в сердцах, Церковь растет в людях, а не в теократической организации папства, и количество не определяет ее бытия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ) – там Церковь святая и апостольская. «Где Иисус Христос , там и Вселенская Церковь» 241 , – говорит святой Игнатий Богоносец . Среди толпы распинателей на Голгофе только несколько человек составляли Церковь верных: Богоматерь, апостол Церкви Иоанн и две мироносицы. Такою и является, такою и познается Церковь во все времена истории – много ли святых будет в ее лоне или мало. Ибо она есть Церковь стояния у Креста. «Вознесена Тя видевши Церковь на кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи» 242 . И в этом стоянии ее – и непобедимость, и великий покой. «Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» 243 . Послесловие «Невеста Христова – Церковь верных и душа каждого из нас… получает от жениха Христа… обручение Духа» 244 , – пишет преподобный Симеон Новый Богослов . Только получая «обручение Духа» – благодать Божию, человек входит в святую и апостольскую и Вселенскую Церковь . Благодать же стяжается в подвиге. Поэтому подвиг есть врата в Церковь , а благодать Церкви – основание покаянного подвига. Нет иных врат в Церковь, кроме как через личный крест, так как в стяжании благодати нет у нас никаких прав: ни потомственных, ни юридических, а только узкий путь да надежда на милость Божию, живущая в нас как некий луч, радостный и зовущий. Путь подвига и благодати завещан нам Отцами, опытно по нему прошедшими. Это есть путь смиренного делания, так как «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 245 . Жизнь в благодати открывает жизнь в святой Церкви, устремляя человека в его любви к святыне Божией в делах, словах и мыслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

  1. Претензии Константинопольского Патриарха на первенство власти над Вселенской Церковью   Церковь учреждена на земле Самим Господом Иисусом Христом. Она есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. Церковь не является обычным человеческим сообществом, в ней присутствует и действует Святой Дух. Церковь представляет собой богочеловеческий организм, мистическое Тело Христово, как говорит об этом апостол Павел: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах… и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:3, 22–23). Образ тела указывает на единство всех членов Церкви под единым Главой — Господом Иисусом Христом (см. Кол. 1, 18). Цель Церкви — спасение людей и всего мира. Спасение может быть обретено только в Церкви Христовой. По слову священномученика Киприана Карфагенского, «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Символ веры указывает на четыре существенных свойства Церкви: единственность, святость, соборность и апостольство. Церковь одна, потому что Бог один. Церковь единственна и едина, потому что она объединяет верующих единством веры, Крещения, дара Святого Духа и евхаристического приобщения Господу Иисусу Христу. Церковь неделима: «Где Христос, там и Церковь» , «Где Дух Святой, там и Церковь» . Церковь свята, потому что свят ее Глава — Иисус Христос. Члены Церкви приобщаются к Его святости. Церковь соборна (кафолична), поскольку она распространена по всему миру, открыта для верующих вне зависимости от времени, места, происхождения и социального положения желающих вступить в нее. Соборность Церкви отражается и в общении между Поместными Церквами, образующими Вселенскую Церковь. Епископы Поместных Церквей, несмотря на разницу занимаемых положений, равны между собой как возведенные в одну и ту же степень священства. Поскольку каждый епископ получил от Святого Духа равную с другими епископами благодать, то и достоинство всех епископов равное: «Епископ первого престола да не именуется экзархом священников или верховным священником» (48 правило Карфагенского Собора). Усвоение какому-либо епископу особой значимости в сакраментальном или богословском отношении является искажением соборности.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Анализируя употребление слова κκλησα у апостола Павла, не могу не указать некоторые выражения, часто приводимые для того, чтобы доказать, что апостол Павел допускал существование – независимо от местных церквей – одной внешне – вселенской 261 церкви или Церкви вообще. «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» ( Гал. 1:13 ). «Ибо я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор. 10: 32 ). Апостол Павел преследовал местные церкви в Иудее, но он мог сказать, что преследовал Церковь Божию, поскольку в каждой из местных церквей Церковь Божия присутствовала. В сознании апостола Павла Церковь Божия была неразрывно связана с ее проявлениями в местных церквях. Увещевая Коринфян не подавать соблазна Церкви Божией, он имел в виду местные церкви, существующие конкретным образом в данный момент. Если бы апостол Павел имел в виду Церковь Божию независимо от ее проявлений в местных церквях, смысл увещания апостола Павла был бы утрачен, поскольку никто не может быть причиной соблазна для Христа. По этой же причине апостол Павел мог сказать, что он гнал Церковь Божию, ибо в местных церквях, преследуемых им, существовала Церковь Божия. Говоря в Гал. 1:13 и 1Кор. 15: 9 о Церкви Божией, он имел в виду палестинские церкви, в частности Иерусалимскую. Имеем ли мы право, исходя из этого, предполагать, что для апостола Павла «Церковь Божия» была Иерусалимская церковь, а все другие местные церкви были лишь ее продолжением в пространстве? Если это предположение справедливо, это означало бы, что идея вселенской церкви не была чужда апостолу Павлу 262 . В действительности в писаниях апостола Павла мы не находим никаких данных, которые послужили бы основой для такого учения о Церкви. Христиане Иерусалима могли считать себя Церковью Божией и рассматривать другие церкви как общины, зависящие от нее и только в ней существующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Здесь «Господи» адресовано Отцу, «Владыко» – Сыну, Святый» – Святому Духу. Апостол Петр. Энкаустическая икона. Египет. 6 век Создание Церкви В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как однажды Иисус спросил Своих учеников: «За кого почитают Меня люди?» Ученики ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Иисус спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Тогда Иисус сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:13–18 ). Этот рассказ получил различное толкование в христианских Церквах Востока и Запада. На Западе подчеркивалась роль Петра как главы апостольской общины, как наместника Христа на земле, передавшего свое первенство епископам Рима. На Востоке получило распространение иное толкование: Церковь основана на вере в Божество Иисуса Христа, исповеданием которой были слова Петра. Сам апостол Петр в своем послании настаивает на том, что краеугольным камнем Церкви является не он, а Христос ( 1Пет.2:4 ). Для чего нужна Церковь ? Церковь нужна прежде всего для того, чтобы вести людей к Богу, открывая им Небесного Отца, соединяя их со Христом, питая их благодатью Святого Духа. Церковь раскрывает перед нами глубину и красоту Евангелия, помогает нам воплощать в жизнь заповеди Спасителя. Через Крещение, Евхаристию и другие Таинства Церковь приобщает нас к Царствию Небесному, делая его реальностью нашей жизни. Благодаря Церкви это Царствие, подобно зерну горчичному, прорастает в нас, превращаясь в могучее дерево ( Мф.13:31–32 ); подобно закваске в тесте ( Мф.13:33 ), оно наполняет нашу жизнь содержанием и смыслом. Не случайно Церковь называют «небом на земле». Церковь нужна, чтобы благодатью и силой Божией изменять людей к лучшему. Многие приходят в Церковь духовно опустошенными, отчаявшимися, не способными к полноценной человеческой жизни. Постепенно благодаря участию в богослужении, молитве, Причащению и другим Таинствам они меняются. Церковь помогает людям приобщаться к живому Богу, преодолевать пропасть, отделяющую их от Него. Церковь зажигает сердца людей тем огнем, который способен вдохновить их на добрые дела и творческие свершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одинаковы ли они меж собой? – Они родственны, поэтому и называются Церквами-сестрами. Кроме того, Русская и балканские Церкви называют Константинопольскую Церковь Матерью, потому что приняли христианство от Царьграда. Кто управляет Восточной Православной Церковью ? – Вселенский Собор, который состоит из представителей всех самостоятельных Церквей-сестер. Кто возглавляет поместные Церкви? – Патриарх, Митрополит или Архиепископ с Собором епископов. Может ли человек спастись без Церкви? – Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела. Почему Церковь называют святой? – Потому, что она освящена святостью ее Основателя, Иисуса Христа, Его святым Словом, делами, жертвой и страданиями с единственной целью – спасти людей и привести их к святости. Кроме того, Церковь дала и постоянно дает множество новых святых и еще больше мучеников. Как в Библии говорится о святости Церкви? – Вот один пример: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Порочат ли Церковь грешники, принадлежащие к Ней? – Грешники порочат себя, а не всю Церковь , как дым из трубы не может загрязнить весь воздух земли. Помогает ли Церковь грешникам исправиться? – Очень помогает. Это и есть весьма важная задача Церкви – очищение грешников от их грехов, чтобы сделать их праведными членами святой семьи Божией. Что делает Церковь с грешниками, упорно отказывающимися прийти на покаяние? – Нераскаянных грешников Церковь отсекает от своего тела, как мертвые члены. Господь говорил так: если согрешивший «церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник» ( Мф.18:17 ). Почему Церковь зовется Вселенской? – Потому, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Воскресший Господь направил Своих апостолов учить все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Понятие о Церкви Христовой Господь Иисус Христос основал Церковь чтобы приобщить нас к плодам Искупления. Слово «церковь (греч. – экклисия — собрание)» происходит от глагола «созывать». В христианстве под Церковью понимается собрание людей, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших ему, составляю­щих «род избранный» (1 Пт. 2, 9). Иными словами, Церковь – это от Бога установленное общество людей, объединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами и соединённых со Христом как с Единым Главой. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить Её; повиноваться Её учению и заповедям, в уверенности, что в ней пребывает, действует, учит и управляет благодать Христова. Церковь это богочеловеческий организм, тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами – все верующие во Христа и соединенные с Ним как со своей Главой. «И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12, 27 ). Основав Церковь, Гос­подь реально пребывает в ней. При этом Святой Дух помогает расти ее членам, присоединяя верующих к Церкви и оживотворяя их. Благодать Божия пребывает в Церкви до скончания века: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют её» — сказал Сам Христос ( Мф. 16, 18 ). Тема 31. О свойствах Церкви В Символе веры указаны четыре свойства Церкви: единство, святость, собор­ность и апостольство. Единство Церкви Сам Господь основал только количественно од­ну Церковь: «Я создам Церковь Мою…» ( Мф. 16, 18 ) Ап. Павел: «мы многие составляем одно тело во Христе…» ( Рим. 12, 5 ). Однако, Церковь не просто одна, а едина. Единство Церкви налагает на нас обязанность блюсти (сохранять) единение духа в союзе мира ( Еф. 4, 3 ) и имеет свои внешние проявления: Святость Церкви Святость – означает Освящение и святость людей была целью служения Господа Иисуса Христа: «Освяти их истиною Твоею – молится Христос Богу-Отцу, за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин. 17, 17-19 ). В то же время Церковь это собрание не безгрешных, но освящаемых. Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покаяния, через которое грешники примиряются и соединяются с Ней: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи ве­рен и праведен, простит нам грехи наши и очис­тит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1, 9 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Православная Церковь не держится заблуждений, появившихся со времен Монтанистов, которые учили, что к Церкви принадлежать только праведники. Православная Церковь всегда учила и учит, что сравнительное несовершенство некоторых членов Церкви Христовой не препятствует им находиться в ней. И по слову Писания поступает Церковь в этом случае. Православная Церковь свято разумеет притчу Спасителя о плевелах, в которой Он изображает ответ господина на вопрос рабов: хочешь ли, мы пойдем выберем их (т.е, плевелы)? – в следующих словах: он же рече (им): ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу («чтобы вы, выбирая плевелы, не выдергали вместе с ними пшеницы» Мф. 13:28–29). Т.е. Церковь сознает, что Господь Иисус сравнивает ее с полем, где вместе с пшеницей растут и плевелы, которых не исторгают, пока не наступила жатва. Православная Церковь не забывает также притчу Спасителя о неводе, вверженном в море и извлекающим оттоле хорошие и худые рыбы ( Мф. 13:47 ), и о вечери, в которой принимают участие и недостойные (Мф. 22:2, 13). Православная Церковь свято разумеет и слова Апостола, который говорит: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ( 2Тим. 2:20 ). Знает Православная Церковь и то, что в коринфской церкви существовал один из величайших грешников, пока Апостол не повелел отлучить его, предав его сатане в изнемождение плоти, да дух спасется ( 1Кор. 5:5 ). Но, несмотря на то, что к Церкви Христовой, по свидетельству Писания, принадлежат и грешники, она, по учению того же слови Божия, есть святая. Писание говорит, что Христос для того и предал Себя на смерть, чтобы омыть людей кровью Своею от грехов: Христос возлюбил Церковь , пишет Апостол к Ефесянам, и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова: чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:25–27 ). Христос с тем учил и пострадал, чтобы Церковь Его, освятясь Его учением и жизнью, не жила более для греха, а для Бога: вы род избранный, говорит Апостол Петр о христианах, вы царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет ( 1Петр. 2:9 ); а Св. Павел пишет: разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 )? И Сам Спаситель молился к Отцу Своему о верующих: освяти их истиной Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиной ( Ин. 17:17, 19 ). Короче: Церковь , как говорит нам Катехизис, называется в Писании  святой «потому, что она освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез Таинства , в которых сообщается нам благодать Духа Святого. Из свидетельств священного Писания в Катехизисе приводятся слова Апостола Павла ( Еф. 5:25–27 ) и Самого Иисуса Христа ( Ин. 17:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Скачать epub pdf ЦЕРКОВЬ «Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин. 17, 21–23 ). Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь , которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский ( 113, 439 ). Епископство одно, и каждый из священнослужителей может сделаться его участником. Церковь также одна, хотя члены ее с распространением веры сделались очень многочисленны: как лучей много, но солнце одно; ветвей на дереве много, а дерево одно, разросшееся от корня; или хотя из одного источника течет много потоков и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала – он не может существовать сам по себе; отломи ветвь от дерева – отломленная уже не может расти; пресеки ручей, текущий из источника, он иссохнет. Равным образом Церковь , сияющая светом Господним, хотя по всей земле распространяет свои лучи, но однако светило, разливающее всюду свой свет, одно, и единство тела этим не нарушается. Обремененные плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки ее текут по широкому пространству; при всем том постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная духовным плодотворением. Священномученик Киприан Карфагенский ( 113, 439 ). Поскольку название церкви употребляется в различных смыслах... и так как по праву и поистине можно назвать церковью лукавые сборища еретиков, то есть маркионитов, манихеев и других, то Символ веры в предосторожность теперь и учит тебя так: «Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », чтобы ты этих скверных сборищ избегал, а пребывал в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился... Не спрашивай просто: где Церковь ? но: где Вселенская Церковь? Ибо это, собственно, и есть имя Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, невесты Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия ( 113, 440 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010