Святая Святых — это закрытая от посторонних взоров часть скинии. Когда скинию ставили, Святая Святых была на западе. Там ничего не было, кроме ковчега Завета — ларца, где хранились скрижали, на которых были начертаны данные Богом 10 заповедей. Этот ковчег был символом присутствия Бога посреди людей. Господь давал видимый знак Своего присутствия в святейшем отделении скинии: там была шехина — светоносное облако (Лев 16:2). Когда царь Соломон (X век до Рождества Христова) построил в Иерусалиме храм, планировка его была подобной планировке древней скинии. Для Святая Святых было отведено западное помещение храма — давир (3 Цар 6:16). В это отделение также положили предметы, напоминающие о чудесах, явленных Богом Израилю: золотой сосуд, где хранилась манна — пища, которую Бог послал евреям в пустыне; жезл Аарона, брата Моисея, — посох из миндального дерева, вопреки законам природы расцветший (Евр 9:4–5). В 587 году до Р. Х. храм разрушили вавилоняне, а следы ковчега и прочих священных предметов были утеряны. Однако в восстановленном после вавилонского плена храме была выделена Святая Святых, правда лишенная находящихся здесь ранее святынь. В Святая Святых имел право входить только первосвященник из рода Аарона, прародителя всех израильских священников. Единственный раз в году, когда ему позволялось это делать, — был День Очищения (Йом-Кипур). Туда первосвященник входил с кровью жертвенных тельца и козла, чтобы окропить ими крышку ковчега в знак искупления грехов народа (Лев 16). Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям: За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых … а во вторую [скинию входил. — Прим. авт. ] однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа (Евр 9:3–7). Одновременно апостол Павел говорит, что на самом деле кровь жертвенных животных не очищала грехи: Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенн ыми приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр 10:1–4).

http://foma.ru/svjataja-svjatyh.html

Тогда Иосия направился к Иерусалимскому храму, куда были созваны «все Иудеи и все жители Иерусалима, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочёл вслух все слова книги завета, найденной в доме Господнем. Потом стал царь на возвышенное место, и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет». Этот завет соблюдался народом во все дни жизни Иосии: «И во все дни жизни его они не отступали от Господа, Бога отцов своих» ( 2Пар.34:33 ). Вслед за этим торжественным актом последовало уничтожение языческих культов по всей Иудее; то же самое Иосия совершил и в северной Палестине. Разорялись древние ассирийские святилища, а в северной Палестине были истреблены и все жрецы при этих святилищах, служившие «на высотах». Повсеместно разрушались жертвенники Ваалу, истуканы Астарты [Астарта (Аштарт) – богиня плодородия. Женщина, отдававшаяся многим мужчинам, тем самым прославляла культ богини плодородия Астарты, связанный с проституцией. – Авт.] и посвящённые идолам сосуды. Был разрушен первый языческий жертвенник, сделанный Иеровоамом I, которым ввёл он Израиль в грех . Ужасный обычай приносить в жертву детей был строго запрещён. Жертвоприношения были окончательно запрещены где бы то ни было, кроме Иерусалимского храма (этот запрет соблюдался даже евреями, угнанными в Вавилонский плен). Подвергнув таким образом очищению всю страну, Иосия созвал народ в Иерусалим на праздник опресноков – Пасху, согласно постановлению новооткрытого закона. Этот праздник иудеи не праздновали уже от дней судей ( 4Цар.23:22 ). Произошло это знаменательное событие в 18-й год царствования Иосии (622), в 14-й день первого месяца ( 2Пар.35:1:19 ). Царь подарил народу 30 тыс. молодых козлят и ягнят и 3000 волов для принесения жертв всесожжения. Иосия совершил Пасху с такой торжественностью, с какой она уже не совершалась до самого падения Иудейского царства. Праздник проходил в реконструированном храме, который стал своеобразным памятником благочестию царя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Требование знака (σημεον) у Иоанна Богослова близко по смыслу с требованием права (ξουσα) у синоптиков и является, по-видимому, просьбой о предъявлении «удостоверения личности» 173 . По мнению как древних, так и новых церковных толкователей, вопрос оппонентов Иисуса Христа был компрометирующим. Епископ Михаил (Лузин) , резюмируя мнения церковных экзегетов, пишет: «Вероятно, они (оппоненты. – Авт.) хотели уловить Его в слове, чтобы, если Он скажет, что властью, от Бога данною, – обвинить Его в богохульстве, в присвоении власти, не принадлежащей Ему; а если скажет, что властью своею, – оклеветать Его как возмутителя и человека, самовольно действующего» 174 . Вопрос о власти Господа Иисуса Христа сейчас понимается как вопрос о Божественной легитимности. Иногда интересен не сам вывод, а процесс прихода к нему. Оппоненты спрашивают: Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? ( Мк.11:28 ). Прямо в тексте Евангелий не говорится о Божественной власти, слово «эксусия» применялось в разных контекстах, в том числе и в политическом. О том, что подразумевается власть от Бога, видно из встречного вопроса Христа: Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне ( Мк.11:29–30 ). Христос, вероятно, зеркально задает вопрос, акцентируя на словах с небес и от человеков, что в действительности значит спросить: крещение Иоанна установлено Богом или самим Иоанном? Оппоненты попали в трудную ситуацию, когда нужно было признать крещение Иоанна от Бога или не от Бога. В Евангелии от Иоанна Иисус Христос на требование знака предлагает разрушить Иерусалимский храм и обещает его восстановить за три дня. Иоанн Богослов поясняет, что Иисус подразумевал Свою Крестную смерть, но это ученики поняли уже после Воскресения. Остаётся предположить, как это предложение восприняли оппоненты Господа. Само разрушение храма для подтверждения легитимности Иисуса как Мессии выглядело неисполнимо, поскольку храм оставался национальной святыней всего еврейского народа. Подобным предложением Господь Иисус Христос ушёл от ответа, подобно тому, как в синоптических Евангелиях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же говорит христианство (Православие)? Богу было угодно, чтобы в основе любых взаимоотношений была положена иерархия, определенная субординация. Это соподчинение присутствует и в ангельском мире, оно есть и в мире материальном. Так одни ангелы передают повеления Божии более низшим чинам ангелов, те же в свою очередь доносят их до людей: «Я вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем» ( Зах.2:3,4 ). Но кроме соподчиненное существует и другое явление – равноправие при разное призваний. Именно так было до грехопадения. Богом были созданы два существа – мужчина и женщина – не только одной природы и одного достоинства, но и имеющие равные права на обладание и владычество этам миром: «и да владычествуют они... (не он, т.е. только мужчина – авт.) над всею землею» ( Быт.1:26 ). Но при общем достоинстве у каждого из них было свое призвание в жизни. Первоначальное призвание Адама было хранить и возделывать рай ( Быт.2:15 ), куда он был помещен Богом. Что же касается женщины, то она была задумана, как помощница своему мужу: «Я сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). Причем понятое «помощник» «в сфере религиозного сознания не означает какой – либо подчиненное или порабощения. Помощница в здравом понимании ассоциируется с сотрудницей, которая с любовью участвует в общем деле» 261 . Помощник – это не значит «второстепенный», «ниже находящийся», а как раз наоборот, тот, кто обладает большим опытом, знаниями, возможностями, ввиду чего и может оказать помощь. Подтверждением этому служит тот факт, что Помощником мы именуем самого Бога. Причем мусульмане также называют Аллаха помощником: «Аллах – ваш Покровитель и Помощник. Не бойтесь врагов! Аллах – самый лучший Помощник!» (К.3:150); «Мой Помощник и Покровитель против вас – Аллах, который ниспослал мне Коран» (К.7:196). (Также К.3:173; 4:45.123; 6:127; 8:64; 16:110,128 и т.д.) Женщина не только участвует в общем деле с Адамом , но и полностью соответственна ему, т.е. разделяет с ним общую ответственность. Наличие одинаковой степени ответственности может присутствовать только в случае абсолютного равноправия по всем показателям. Так и было до грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Это – о видах «работ». Теперь – о том, с каким настроением надо браться за «работу», как относиться друг ко другу: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите…» ( Рим.12:10-11 ). А если посетит скорбь? «…утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим.12:12 ). Как относиться к нуждающимся, «малоимущим»? «В нуждах святых принимайте участие («святыми» в данном случае апостол называет иерусалимских христиан, находившихся тогда в крайней нужде – авт.), ревнуйте о странноприимстве» ( Рим.12:13 ). А если кто-то мне будет чинить обиды, несправедливо гнать и злословить меня? «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.,. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12; 14, 17,21 ). Что делать при виде чужой радости и чужого горя? «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). A y нас-то, грешников, часто происходит совсем наоборот: видим мы плачущего – злорадствуем («злу радуемся»): так ему и надо, «поделом вору мука…» А видим, счастлив человек – вползает в душу змея зависти, зложелательства; кто-то даже афоризм такой сочинил: «есть люди, которые чувствуют себя плохо, когда другому хорошо». Как нам относиться к «внешним», не церковным людям? «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим.12:18 ). Всех «неожиданностей» в жизни, конечно, не предусмотришь, но для основных жизненных ситуаций инструкция дана обстоятельная. «Тамо гади, ихже несть числа» Да, «работа» не всегда бывает легкой и приятной – на то она и работа. Будут еще впереди и скорби, и искушения, и уныние, тяжелейшая борьба с «внутренним врагом» – и не только победы в этой борьбе, но и поражения, и падения… Все еще будет впереди. Жизнь – не тихая, ласковая, светлоструйная реченька. Жизнь – «море великое и пространное, тамо гади их же несть числа», тамо не только штиль да ясно солнышко, но и штормы, и бури, и ветры ураганные. Жизнь порой в такие водовороты закручивает, что голова идет кругом.

http://azbyka.ru/u-poroga-vechnosti

Париж: YMCA, 1972. Хебблетуэй Ж. Будущее апологетики. — «Логос». Париж — Брюссель. 1973. Ном. 9-10 (авт. — католич. богослов). Цельное знание: Современные течения религиозно-философской мысли во Франции. Пг., 1915 (Сб. статей). Чиж Вл. Психология наших праведников. — «Вопросы философии и психологии». Кн. 85. 1906. Шестов Л. Афины и Иерусалим. Париж: YMCA, 1951 (авт. — религиозн.философ-иррационалист). Его же. Умозрение и Откровение. Париж: YMCA, 1965. Его же. Sola Fide — Только верой. Париж: YMCA, 1967. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Пер. с нем. Предисловие С. Л. Франка. М., 1911 (авт. — основоположник либерального протестантизма). Шмитц И. Краткая апологетика/Пер. с нем. СПб., 1910. Шредер Л. Сущность и начало религии, ее корни и их развитие/Пер. с нем. Серг. Пос., 1909 (авт. — австрийск. историк культуры). Штейнер Р. Как достигнуть познания высших миров/Пер. с нем. М., 1918 (авт. — основатель гностич. секты антропософов). Его же. Мистика/Пер, с нем. М., 1917. Эбрард Г. Апологетика/Пер. с нем. СПб., 1880 (авт. — протест. богослов). Эйкен Р. Основные проблемы современной философии религии/Пер. с нем. СПб., 1910 (авт. — внеконфессиональн. философ религии). Эрн Вл. Борьба за Логос. М., 1911 (авт. — правосл. мыслитель-публицист) Его же. Основной характер русской философской мысли и метод ее изучения. — В кн.: Вл. Эрн, Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912. Ямпольский С. Опыт синтетической апологетики. Т. 1-5, М., 1969 (Рукопись: авт. — математик и богослов).   3. РЕЛИГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Антамонов Ю. Г. Размышления об эволюции материи. М., 1970 (авт. — советский ученый). Баллярд Ф. Чудеса неверия/Пер. с англ. СПб., 1910 (авт. — методистск. пастор и богослов). Берг Л. С. Труды по теории эволюции. Л., 1977 (авт. — русск, биолог). Бергсон А. Творческая эволюция/Пер. с фр. М., 1914 (авт. — философ-интуитивист). Бор Н. Атомная физика и человеческое познание/Пер. с англ. М., 1961 (авт. — датск. физик– ядерник). Борн М. Физика в жизни моего поколения/Пер. с англ., нем., фр. М., 1961 (авт. — нем. физик).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

С теми же чувствами, как Неемия после плена Вавилонского объезжал вокруг обрушенных стен Иерусалима, мы обозревали обрушенные стены Кремля. Наполеон хотел бы всю местность ненавистной ему Москвы, сделавшуюся гробницею его славы, вспахать и посыпать солью, как сделал Адриан с Иерусалимом, и изгладить ее имя с лица земли. Но Иерусалим остался святынею мира, а обновленная новым блеском Москва осталась святынею России. Павловск, 8-го сентября 1868 г. 2 В прекрасную августовскую ночь Смоленск представлял французам такое же зрелище, какое представляет жителю Неаполя извержение Везувия (фр.). 3 Михайловский-Данилевский и Богданович в истории Отечественной войны посвятили особые главы этому предмету, но они не исчерпали еще все источники. (Прим. авт.). 12 Ростопчин в полной своей отваге захотел лучше сжечь Москву, чем принять нас в ней. Мы вежливее его, и каждый из нас, я ручаюсь, сгорает желанием его увидеть (фр.). И это происходило после того, как он написал свою странную брошюру «La verite sur 1 " ncendie de Moscou». Никто ему в том не поверил. (Прим. авт.) 15 Г[осподин] Липранди, участник в Бородинской битве, в своем замечательном труде: «Кому и в какой степени принадлежит честь Бородинского дня» делает вывод выписками исключительно из иностранных писателей в нашу пользу. (Прим. авт.) 16 Начальник французской артиллерии Ларибосьер доносил, что в этот день выпущено 60000 пушечных зарядов и 1400000 патронов, что составляет 100 пушечных и 2300 ружейных выстрелов в минуту. (Прим. авт.) 18 Эта Д. Н. Лопухина была женщина достопамятная. На свои средства она воспитывала множество молодых своих родственников и бедных девиц. Ее совершенно частное учебное заведение существовало много лет сряду. (Прим. авт.) 20 «Вы русский?» – «Да».–«Вы, кажется, сильно пострадали?..»(.....) «Не нуждаетесь ли вы в чем-нибудь?> – «Я умираю от жажды» (фр.). 22 «В каком войске вы находитесь?» – «Я офицер гвардейской артиллерии». – «Вы ранены в большом сражении?» – «Да, генерал».– «Когда вам делали первую перевязку?» – «Ее вовсе не делали». – «Как, со времени большого сражения?» – «Да, генерал» (фр.). 26 «Москва более не существует для нас: все пожрано пламенем. (......)(для вас(.....) а не для нас) (фр.). 28 Ничего не могу сказать вам о вашей армии, потому что мы не знаем, что с нею сталось, и мы ее разыскиваем (фр.). 33 Господа, до сих пор вы были нашими пленниками, скоро мы будем вашими. Вам, конечно, нельзя на нас пожаловаться, позвольте же надеяться на взаимство (фр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/v...

2. В Иерусалиме Наследник Цесаревич предполагает остановиться в новом здании подворья Православного Палестинского Общества. Желательно было бы иметь разрешение из Константинополя на посещение в Хевроне гробницы патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. 3. В Индии Наследник Цесаревич предполагает проехать сухим путем от Бомбея до Калькутты, назначая на эту поездку месяц времени. При этом предполагается посетить из Бомбея: Насик (Nasik), Эллору и Аянту близь Аурунгабада (Палигану (Palithana) (зачеркнуто карандашом. - Авт.). По дороге из Бомбея в Агру: Ахмедабад, Абу (mt. Abu), Удайпур (Oudeypore), Читтор (Chittore), Аджмир (Ajmere), озеро Пушкар (Poochkur), Джайпур (Jeypore), Амбир (Amber), Альвар (Alwur), Баратпур (Bhurtpore), Диг (Dig или Deeg) (Л. 2 об.), Говердан (Goverdan), Матра (Muttra), Биндробан (Bindrabund), Hatras (Хатрас. - Авт.), Агра, Гувалер (Guvalur), Дели (Delhi), Бенарес, Дарджилин (Darjieling), Калькутта. - Эскадра, приняв наследника Цесаревича в Калькутте в двадцатых числах января 1891 года, идет в Мадрас, с остановкою в этом порте на три дня, а оттуда в Коломбо, где остается также три дня. Таким образом, все пребывание в Индии продолжается, по приблизительному расчету, с 19 декабря 1890 года до первых чисел февраля 1891 г. 4. Дальнейшее плавание: из Коломбо в Батавию с остановкою в этом городе на пять дней, далее - в Сингапур с остановкою на два дня, в Бангкоке с остановкою на три дня, в Сайгоне с остановкою на три дня, в Манилу с остановкою на три дня и оттуда в Гонг-Конг (совр. Гонконг. - Авт.). Приход в этот последний пункт состоится приблизительно в конце марта 1891 г. 5. В Китае путешествие продолжается до первых чисел мая по следующему маршруту: Гонг-Конг с поездкою в Макао и Кантон Фу-чжау, Шанхай, Нанкин, Ханькоу, от Ханькоу до устья реки Вузунга, Чефу, порт Артур, а оттуда в Нагасаки. На путешествие по Японии назначается около 25 дней в мае 1891 г. Предполагается посетить: Нагасаки (Обами, Имари), Кагосима, Кобе (Хиого), Осака, Киото, Токио (Хакопе, Камакура, Атами). Из Токио сухим путем в Ниигату с осмотром Никко. Из Ниигаты во Владивосток, с заходом в порт Лазарева, в Корее.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/07/ru...

Урбанизация территории совр. М. (левобережье Куры), согласно сведениям «Обращения Грузии», происходила в течение II-I вв. до Р. Х.: процесс начался в правление 8-го картлийского царя Братмана («в Мцхете положено было начало городу») и закончился при 11-м царе Роке («совершенно окончил Мцхету») (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 82; То же. 1989. С. 24). К нач. IV в. центром городской жизни Большой М. являлась ее левобережная часть. Повествуя о деятельности просветительницы Грузии св. равноап. Нины в М., арм. историк V в. Мовсес Хоренаци дважды подчеркнул, что город лежал напротив «изображения громовержца Арамазда (Армаза.- Авт.)», «по ту сторону могучей реки (Куры.- Авт.)». Также Хоренаци привел интересную деталь: жители М. поклонялись Армазу «ежедневно на рассвете, каждый с кровли своего дома... Если же кто хотел принести жертву, то переправлялся через реку и совершал жертвоприношение перед храмом» ( Мовсес Хоренаци. 1984. С. 171). В «Географии» другого арм. историка Анании Ширакаци (VII в.) также названа М., а Армазцихе не упоминается (Geography of Ananias. 1992. P. 57, 57A). Подходы к Большой М. были хорошо защищены мощными крепостями Гартискари и Бебрисцихе (с севера), Цихедиди и Саркине (с запада), Накулбакеви и Земо-Авчала (с юга-востока). Интересным фактом является «укрепление (крепостных) стен» Армазской крепости, произведенное римлянами для царя иберов Митридата, «друга Цезаря и друга римлян», о чем говорит датируемая 75 г. греч. надпись Веспасиана, Тита и Домициана, найденная в 1867 г. на правом берегу Куры в местности Накулбакеви ( Каухчишвили. 2004. С. 251-252). М., как и мн. города М. Азии, отличалась этнической пестротой. Основное население составляли грузины. Они считались слугами божества Армази. После Крещения Картли христ. население М. стало слугами Светицховели - главного храма Картлийской Церкви. Самую значительную негруз. диаспору составляли евреи. Согласно сообщениям источников, включенных в свод груз. летописей «Картлис Цховреба» , появление евреев в Картли связывалось со взятием Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором (586 г.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Иссоп – особая трава, которой кропили во время жертвоприношения. Будут построены стены Иерусалима (нового Иерусалима – прим. авт.). Тогда благоволишь принять жертву правды (Христа – прим. авт.) Молитвы против нападения злых духов Мы знаем, что христиане – воины Царя Небесного, сражающиеся не с плотью и кровью, а с началами, властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесной ( Еф. 6, 12 ). Главным же нашим оружием является являются молитва и знамение Честного Креста. Самой распространенной молитвой, направленной против диавола, является 90-й псалом. Он показывает, как нам должно надеяться на Бога, но при этом не стоит думать, что само прочтение или написание этого текста (или его ношение при себе) спасает человека. Ведь именно этот псалом цитировал сатана, искушая Христа ( Мф. 4, 6 ). Лишь Сам Творец способен защитить нас от древнего врага людей, если мы, как и учит нас этот псалом, стремимся всегда жить под Его защитой. Псалом 90 «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010