Слава: 94. Хвалебная песнь. Давида. Не надписан у Евреев.    Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Предстанем пред лицем Его во исповедании и во псалмах воскликнем Ему, Ибо Бог – велик Господь и Царь велик по всей земле, В руке Его все концы земли, и вершины гор Его же, Ибо Его – море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали. Приидите, поклонимся и припадем к Нему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас. Ибо Он есть Бог наш, а мы – народ пажити Его и овцы руки Его. Ныне, если голос Его услышите, Не ожесточайте сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли в день искушения в пустыне, Где (говорит Господь) “искушали Меня отцы ваши, искушали Меня и видели дела Мои. Сорок лет Я негодовал на род тот и сказал: всегда заблуждаются сердцем, а сами не познали путей Моих. Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”. 95. Хвалебная песнь Давида. Когда строился дом, после пленения. Не надписан у Евреев.    Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля! Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его. Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его. Ибо велик Господь и весьма славен, страшен для всех богов. Ибо все боги язычников – бесы, а Господь небеса сотворил. Исповедание и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его. Принесите Господу, отчизны народов, воздайте Господу славу и честь! Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его. Поклонитесь Господу во дворе святом Его. Да подвижется от лица Его вся земля! Скажите народам, что Господь воцарился и утвердил вселенную, которая не подвижется, будет Он судить народы по правде. Да возвеселятся небеса и да радуется земля, да придет в движение море и что наполняет его! Возрадуются поля и все, что на них, тогда возрадуются все деревья дубравные От лица Господа, ибо Он грядет, ибо Он грядет судить землю, судить вселенную по правде и народы по истине Своей. 96. Псалом Давида. Когда земля его устроялась. Не надписан у Евреев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Слава: «Даруй мне, Боже, слезы, как некогда даровал Ты грешнице, и ими удостой меня омочить Твои ноги, отвратившие меня от ложного пути, и принести Тебе вместо благоуханного мира непорочную жизнь, моим покаянием обновляемую, чтобы и я услышал желаемый Твой призыв: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром».     И ныне: (Богородичен): «Имея непостыдную надежду на Тебя, Богородица, спасусь; и, найдя покровительство Твое, Пречистая, не убоюсь: противостану и поборю врагов моих, облекшись, как броней, одним Твоим покровительством и всесильной Твоей помощью и, молясь, взываю к Тебе: «Спаси меня, Владычица, Твоими молитвами и силою воплотившегося от Тебя Сына Божия восстанови меня от мрачного сна на Твое славословие».    «Господи помилуй» (40 раз). Слава и ныне. «Честнейшую Херувимов…. «Именем Господним благослови, отче».    Священник: «По молитвам святых отцев наших…».     Молитва Василия Великого. «Господи, Господи, защитивший нас от всяких стрел, летающих днем, защити и от всего, происходящего во тьме. Прийми, как жертву вечернюю, поднятие наших рук и сподоби нас безупречно пройти ночной путь без искушения от зла. Избавь нас от всякого смущения и боязни, внушаемых нам диаволом. Даруй душам нашим умиление помыслам нашим заботу об испытании на страшном и праведном Твоем суде. Пригвозди плоть нашу к страху пред Тобою и умертви наши земные члены, чтобы мы в спокойном сне просвещались созерцанием изъявлений Твоей воли. Удали от нас всякое непристойное сновидение и пагубную похоть. Подними нас в час молитвы утвержденными в вере и преуспевающими в заповедях Твоих, благоволением и милостью Единородного Твоего Сына, с Которым Ты благословен и с Пресвятым Милостивым и Дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков, Аминь».    «Приидите поклонимся…» (Трижды с поклонами).    50 псалом (см. 3 час) и 101: «Господи, услышь молитву мою и вопль мой да приидет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня, ибо исчезли, как дым, дни мои и кости мои обожжены, как головня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Потому прекрасно сказал Господь: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и следуй за Мною. Ибо умершие и погребенные о Христе не должны, как живущие, снова помышлять о мире: «не прикасайся», — сказано — не вкушай; «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому. Глава 11. Убеждает не откладывать покаяния    Когда бы не было покаяния, то все бы откладывали до старости благодать крещения. Но лучше иметь, что шить, нежели не иметь, чем одеться: и как однажды пришитое обновляется, так часто шитое расшивается.    Откладывающих покаяние сам Господь довольно увещал, говоря: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Не знаем, в который час придет вор, не знаем, не в эту ли ночь исторгнут душу нашу. Бог по преступлении Адама тотчас изгнал его из рая, удалил его от сладостей, чтобы принес он покаяние; и Адам тотчас одел одежду кожаную, а не шелковую.    Зачем откладывать? Или чтобы сотворить многочисленные прегрешения? Для того ль ты зол, что Бог благ, и презираешь богатство благости Его и долготерпения? Но благость Божия тем более должна тебя побудить к покаянию. И для того святой Давид ко всем взывает: Приидите! поклонимся и припадем, преклоним колени пред линем Господа, творца нашего. О грешнике же, без покаяния умершем, имеешь самого его плачущего и говорящего: Сын мои, Авессалом! сын мой, сын мой Авессадом. Ибо кто совсем умер, тот без всякого исключения оплакивается.    А о тех, которые, странствуя от отеческих границ, предписанных законом Моисеевым, впали в прегрешения, слышишь вопиющего пророка: При реках Вавилона, там сидели мы, и плакали, когда вспоминали о Сионе. Этими словами означает Пророк, что падшие должны покаяться в настоящем времени, вспоминая пример тех, которые за грех отведены в плен.    Ничто так не болезненно для грешника, как вспоминать, откуда падение его было: ибо от прекрасного познания, то есть познания Бога, отвлек мысль свою к телесным и земным.    Так скрылся Адам, познав присутствие Бога, и Господь воззвал к нему: [Адам,] где ты?, то есть почему скрываешься? Почему убегаешь Того, Кого видеть желал? Столь-то строга совесть, что без судьи сама себя наказывает и желает скрыть себя, хотя перед Богом обнажена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Создатель ( Откр.2:10 ). Чем усерднее мы служим Богу, тем больше получаем пользы, необходимой для нас самих. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если Бог, Сотворивший нас в начале, без всякого с нашей стороны доброго дела, тотчас же даровал нам столько благ, то чего не дарует Он потерпевшим за Него и понесшим труды и подвиги?» Подвизаясь Великим постом в молитвенных подвигах, воздержании, бдении, совершении дел милосердия, не будем думать, что тем самым мы угождаем Богу. Да, Творцу угодны понесенные нами труды. Но, стремясь осуществить их, мы прежде всего обретаем спасение и подаем благодатный пример другим людям. Преподобный Исаак Сирин поучает: «Потерпи трудность подвига, в который ты введен для испытания, чтобы принять венец от Бога и упокоиться по исходе из мира сего». Аминь. Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. ( Гал.6:14 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Христе братья и сестры! Животворящий Крест Господень сопутствует христианину во все дни его земной жизни. Крест увенчивает купола наших храмов, крест мы носим на груди, крестным знамением осеняем себя при молитве, да и над могилами удостоившихся христианского погребения возвышается крест – знак надежды на воскресение к жизни вечной. «Приидите вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство», – воспевает Святая Церковь. Впитав в себя пречистую кровь Спасителя, крест Господень приобрел способность оживотворять, уподобился райскому древу жизни. От одного прикосновения к честному кресту Господню воскресали мертвые. Хранящие в этом мире верность Кресту Христову сподобятся вечной жизни в Царствии Небесном. Во времена языческие и ветхозаветные крест вызывал у людей лишь ужас. Ибо человеческая жестокость измыслила казнь через распятие на кресте как кару самую позорную и мучительную, предназначенную для совершивших тягчайшие преступления. И эту-то страшную смерть избрал для Себя безгрешный Сын Божий, подвигом Своим величайшим искупивший человечество от рабства греху.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В других церковных песнопениях подчеркивается созидательная сила Креста, восстанавливающая извечный замысл Божий о человеке, нарушенный грехопадением Адама: «Приидите, все языцы, благословенному древу поклонимся, имже бысть вечная правда; праотца бо Адама прельстивый древом, крестом прельщается и падает низвержен падением странным, мучительством одержавый царское здание; кровию Божиею яд змиев отмывается, и клятва разрушися осуждения праведнаго, неправедным судом Праведнику осуждену бывшу. Древом бо подобаше древо исцелити и страстию Безстрастнаго, яже на древе, разрешити ти страсти осужденнаго. Но слава, Христе Царю, еже о нас Твоему мудрому смотрению, имже спасл еси всех, яко Благ и Человеколюбец!» (Праздник Воздвижения Креста, «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах»). В этой стихире с замечательной полнотой дан синтез святоотеческого учения об искуплении, соответствующего во всем Священному Писанию . В основе учения лежит понятие вечной правды Божией, понимаемой, однако, не в юридическом смысле удовлетворения оскорбленного величия Божия соответствующей вине жертвой, а в смысле восстановления разрушенного соответствующим действием Сына Божия («Древом бо подобаше древо исцелити, кровию Божиею яд змиев отмывается…» и т.д.). Слово Божие свидетельствует, что Бог отдал Сына Своего на Крестную смерть ради спасения мира: «Господь возложил на Него грехи всех нас… Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» ( Ис. 53:6, 10 ). Или, как говорит Сам Христос: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Таким образом, не требование отвлеченной справедливости, и тем более не удовлетворение оскорбленного величия Бога, но одна любовь Божия является движущей силой непостижимой тайны добровольной Крестной Жертвы воплощенного Сына Божия во имя спасения мира. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Рим. 5:8–9 ). В тайне Креста, по словам митрополита Московского Филарета, выразилась «любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа Святого, торжествующая силою крестною. Так бо возлюбил Бог мир» (Слово в Великий Пяток).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В Послании к Евреям говорится, что Крестная жертва Христа является началом Его прославления: Христос, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога ( Евр. 10:12 ). Или: «Вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия» ( Евр. 12:2 ). Крестная смерть Христова, являясь предпосылкой Его Воскресения, дорогой к нему, неразрывно связана с Воскресением и не мыслится без него. Этому учит нас Сам Христос: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12:24 ). И в благочестии Православной Церкви почитание Креста неотделимо от прославления Воскресения: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» В Воскресении раскрывается радостнотворная сила Креста. «Приидите, вси вернии, – поем мы за каждой воскресной утреней, – поклонимся святому Христову Воскресению. Се бо прииде Крестом радость всему миру». В Воскресении спасительное дело Христово. Его победа над смертию и адом активны и действенны, и поэтому Воскресение Христово есть высший этап Богочеловеческого домостроительства, начинаемого Воплощением и завершенного Вознесением. Правда, уже на Кресте Христос сказал: Совершилось! (см. Ин. 19:30 ), но ведь для Него предстоящие смерть и воскресение составляли единое спасительное дело. Вот почему Воскресение – важнейшая часть спасительной миссии Христа стала главным содержанием апостольской проповеди , той, по выражению митрополита Московского Филарета, вечной новостью, которую они провозглашали, а Церковь вслед за ними возвещает миру. «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию», – пишет святой апостол Павел Коринфянам ( 1Кор. 15:3–4 ). И в ареопаге апостол Павел проповедовал афинянам «Иисуса и Воскресение» ( Деян. 17:18 ). Но и Сам Господь свидетельствовал о Себе: «Я есмь Первый и Последний и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти» ( Откр. 1:17–18 ). Без веры в Воскресение Христа, Победителя смерти и ада, христианство превращается в бессмыслицу и обман. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщета, тщетна и вера ваша… вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15:14, 17 ), – свидетельствует святой апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты давал пищу им в свое время. Даешь им, приемлют; отверзаешь руку Твою, насыщаются благом. Сокроешь лице Твое, смущаются; возьмешь от них дух, умирают, и в прах свой возвращаются. Иегова Господи наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Ты вознес величие Твое превыше небес. В устах юных и грудных детей Ты устрояешь себе хвалу. Когда взираю на небеса Твои, дела Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его. Да будет Господу Богу слава во веки! Буду петь Господу во всю жизнь мою. Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его! Пойте Ему! Бряцайте Ему, повествуйте о всех чудесах Его, хвалитесь именем Его святым» ( )! Вот к каким размышлениям приходил св. Давид, при рассматривании сотворенного дивной десницей Божией! К славословию имени Божия должны приходить и мы, при рассматривании всего сотворённого Господом. При взирании на сотворенное Богом и поражаясь величием Сотворшего, мы, сверх сего, еще живо представляя себе милость и любовь Божию в воплощении и страдании Бого-человека, с каким трепетом, с каким благоговением, с каким умилением должны величать и прославлять имя Божие! «Приидите же христиане, поклонимся, падем, приклоним колена пред лицем Господа, сотворшего нас» ( Пс.94:6 ), и будем умолять Его, чтобы Он сам научил нас достойно прославлять всюду великое имя Свое, чтобы раскрыл наше разумение яснее видеть на всем и на нас самих дивные дела премудрости Своей и благости. Вот это первое, о чем мы должны просить Господа словами молитвы: «да святится имя Твое» ! Много на свете есть христиан, но в числе христиан много таких, которые не составляют одной семьи у святой матери церкви православной, но уклонившись из ее святых объятий и вымыслив себе нечто отдельное в христианском вероучении, основали отдельные вероисповедания; или иные, исказив по своему, обряды церкви православной, впали в душепагубный раскол; кроме сего есть на земле весьма много и таких народов, которые вовсе не знают истинного Бога, но по своей дикости и неразумию, поклоняются самодельным истуканам, признавая их за Бога, Творца своего; иные же, веруя в Бога Небесного не веруют в возлюбленного Сына Его, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, – таковы народ, рассеянный за грехи отцов своих, по всему лицу земли, Евреи и поклонники Магомета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Господь, по слову апостольскому, не далеко от каждого из нас ( Деян.17:27 ), близко ( Фил.4:5 ). Им мы живем и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Но почему же многие не ощущают близость к себе Господа? Почему они не слышат Его Божественного гласа? Почему они всё случающееся в жизни объясняют простым стечением обстоятельств? По причине своей духовной неспособности. Обращённые и наклоненные к земле ничего другого, кроме земли, не видят и не могут увидеть. Чтобы чувствовать присутствие Божие нужно иметь живую и чистую веру, которая, как учит нас Священное Писание и Святая Церковь , есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр.11:1 ), «как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем» (Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Киев, 1914. С. 4). Нужно также очистить свою совесть покаянием, удалить из сердца тернии грехов, зла и заполнить его святыми чувствами, молитвой, добром – уготовать в нём обитель для Спасителя. Не Сам Господь уходит от нас, а наши грехи удаляют Его от нас. Дорогие отцы, братья и сестры! Если мы желаем, чтобы Господь наш Иисус Христос неразлучно был с нами, утешал бы нас и радовал Своим пребыванием, то и нам нужно не отступать от Него, ни умом, ни сердцем, не уходить от Него никакими путями, но стремиться к Нему живой верой и крепкой любовью. Пребудьте во мне, – обращается ко всем нам Сам Господь, –и Я в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам ( Ин.15:4,7 ). Приидите, поклонимся и припадем ко Христу Спасителю нашему, припадём к Нему с благоговейным трепетом и сыновней любовью! Аминь. Сошествие Святого Духа на апостолов (Монахиня Иулиания (Соколова) Пятидесятница 1 . Значение праздника. День Пятидесятницы – это Троицын день, праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов и вместе с тем во славу Пресвятой Троицы. Велик и светел этот день. Торжественно и радостно празднует его Святая Церковь . И как ей не ликовать сегодня?! Сама она как Божие строение, имея основание для своего бытия в лице Самого Спасителя ( 1Кор.3:11 ), создаётся именно Духом Святым. Им крещаются и посвящаются первые архипастыри – апостолы, от которых преемственно передаётся в Православной Церкви до сих пор благодать священства. Духом Святым окончательно открыты и уяснены апостолам тайны Царствия Божия и все содержание нашей христианской веры, наших уставов и учреждений. Тем же Духом Святым сообщается спасительное действие церковным таинствам. Им даруются все силы к благочестию, к спасительной жизни. Им побеждаются языки, народы и приводятся в послушание вере. Им хранился и будет вечно храниться неповреждённым залог нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

...Если бы кто покланялся знамению креста, не имеющему надписания имени Христова, то такой, может быть, справедливо был бы порицаем, как делающий нечто сверх должного, но когда пред именем Иисуса Христа преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, – а это поклоняемое имя носит на себе Крест, – то какое безумие не преклонить колена пред Крестом Христовым?! Но мы, вместе с коленами склоняя и сердце; приидите, поклонимся вместе с псалмопевцем и пророком Давидом месту идеже стоясте нозе Его ( Пс. 131, 7 ) и где простерлись всеобъемлющие руки, и где ради нас было мучительно распростерто живоначальное тело, – и, поклонившись в вере и целовав, почерпнем и сохраним обильное освящение оттуда, дабы в преславном будущем пришествии Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, видя его (Крест – знамение Сына Человеческого) предшествующим во славе, нам возрадоваться и возвеселиться радостью непрестанной, получив стояние одесную, и услышав слова, и улучив благословение обетованного блаженства, во славу, плотию распятого ради нас, Сына Божиего (свт. Григорий Палама , 26, 119–120). ...Не образу только Христа Господа поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над диаволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепещут и бегут, когда видят его изображаемым. Образ сей, и прежде появления первообраза, был высоко прославлен в пророках и явил великие и дивные чудеса, и во Второе Пришествие распеншегося на нем Господа Иисуса Христа, имеющего приити судить живых и мертвых, предыдет пред Ним, яко страшное и великое знамение Его силы и славы. Славь же его ныне, чтоб тогда с дерзновением воззреть на него и спрославиться с ним (свт. Григорий Палама , 93, 307–308). Взирая на крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь неба и внидешь в него в преславном торжестве (прп. Никодим Святогорец , 70, 95).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И воздав поклонение Престолу и поцеловав его, а также св. Евангелие и Крест, облачаются в священнические одежды, делая знамение креста, целуя их, произносят над каждою: «Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами святых отцев наших, помилуй нас». Диакон, выйдя на амвон и поклонившись трижды, говорит: «Благослови, владыка». Священник: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». «Приидите поклонимся»..... И предначинательный 103 пс. Диакон произносит великую ектению. Все здесь упоминаемые ектении смотри в Литургии св. Иоанна Златоустог о. Молитва I -го Антифона Священник: «Господи Щедрый и Милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, услышь молитву нашу и внемли голосу моления нашего; сотвори с нами знамение ко благу, приведи нас на путь Твой, чтобы ходить в истине Твоей; возвесели сердца наши, чтобы бояться Святого Имени Твоего; Ибо Ты велик и творишь чудеса; Ты – Единый Бог и нет подобного Тебе между богами, Господи, сильный в милости и благий в крепости, чтобы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на Святое Имя Твое». Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Чтец читает первую статью из 18 кафизмы (пс. 114–123.). Малая ектения Молитва второго Антифона Священник: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших, руководя нас к пристанищу воли Твоей; Просвети очи сердец наших к познанию Твоей истины, и даруй нам остальное время настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих». «Ибо Твоя Держава и Твое Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: »Аминь». Чтец: читает вторую статью кафизмы (пс. 124–128.). Малая ектения Молитва третьего Антифона Священник: «Господи Боже наш, помяни нас грешных и недостойных рабов Твоих, когда мы призываем святое и поклоняемое Имя Твое, и не посрами нас в ожидании милости Твоей, но даруй нам, Боже, все просимое ко спасению, и сподоби нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего, и исполнять во всем волю Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010