Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна в Благовещенском соборе г. Биробиджана 15 сентября 2014 г. 20:27 15 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Благовещенском кафедральном соборе г. Биробиджана. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый Александр Аронович, глава Еврейской автономной области! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую и искренне радуюсь возможности вступить на землю Биробиджана с тем, чтобы увидеть вас и вместе с вами помолиться. Действительно, я придаю большое значение возрождению Дальнего Востока и как Патриарх обращаю особое внимание на возрождение церковной жизни, потому что Дальний Восток, как ни один регион нашей страны, пострадал в безбожное лихолетье. Все храмы были закрыты, священники репрессированы, даже памяти практически не оставалось, потому что уничтожались и внешние символы, напоминавшие о религиозной жизни, — спиливались поклонные кресты, разрушались храмы и часовни, — такая вот картина духовно выжженной земли… Постепенно, начиная с 90-х годов, Православие начало возрождаться. Не без трудностей, хотя Дальний Восток изобилует внутренним богатством. Край очень богат, но не все это богатство использовалось и используется должным образом, а потому и средств было немного — как на возрождение жизни людей, повышение их материального благополучия, так и на возрождение церковной жизни. Но, тем не менее, находились те, кто принимал участие в возрождении церковной жизни здесь, в Биробиджане, и Вы, владыка, упомянули одного из них, кто уже преставился ко Господу. Удивительным образом люди сплачивались, собирали средства, и Божии храмы стали восстанавливаться. Но вот что самое примечательное и самое удивительное. Казалось бы, уже несколько поколений людей родилось и прожило жизнь без всяких храмов и без всяких видимых знаков православной религиозности. Но как только стали строиться храмы, формироваться общины, они стали наполняться людьми, а это значит, что вера никогда не исчезала из сердец наших людей, и наши благочестивые бабушки, которые приносили в храм своих внуков и, нередко в тайне от партийных родителей, крестили их, сохранили веру.

http://patriarchia.ru/db/text/3743255.ht...

Яркая личность Григория Паламы затмевала всех его соратников, отмечает Г.М. Прохоров, и наиболее соответствовала этапу теоретического обоснования и диспутального утверждения исихастского учения. Как отмечает прот. Иоанн (Мейендорф): «вся история византийской мысли начиная с IX в. отмечена более или менее открытым противоборством между сторонниками светского гуманизма и монахами. В XIV в. это противоборство становится тем более ощутимым, что оба течения византийской мысли начинают развиваться с новой силой: дух Возрождения и традиционная монашеская аскетика становятся двумя полюсами, к которым тяготеют лучшие умственные силы и самые деятельные личности христианского Востока». Лидером теологического рационализма в Константинополе выступал в 1330х гг. ученый-богослов Варлаам Калабрийский (1290–1357). Грек по этнической принадлежности, он происходил из семейства, прочно укоренившегося на юге Италии, в области Калабрия, и звался в миру на итальянский манер Бернардо. Он был образован в области античной философии, высоко ценил Пифагора, Платона, Аристотеля и считал себя последователем Фомы Аквинского. Его перу принадлежали многие философские произведения, в частности, «Этика стоиков», «Логика». Кроме того, Варлаам занимался исследованиями в области математики, предлагая ввести буквенные обозначения величин в алгебраических вычислениях. Благодаря таланту красноречия ему удалось изрядно продвинуться при императорском дворе. Прот Иоанн (Мейендорф) отмечает, что «паламиты и антипаламиты согласно высмеивают его заносчивую манеру держаться. Никифор Григора, вступавший с ним в публичные диспуты на философские темы, изображает Варлаама в своем диалоге «Флорентий» хвастуном, единственная цель которого - подорвать доверие к другим философам. По словам Акиндина, Варлаам прибыл в Фессалонику, исполненный высокомерия, как если бы этот город совсем не знал культуры. Филофей Селимврийский, епископ-паламит, также написавший диалог, живописующий историю этого спора, изображает его не столько ересиархом, сколько честолюбцем» . Архиепископ Василий (Кривошеин) при этом характеризует Варлаама как « чуждого духовной жизни».

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/17/...

Следовательно, при всем своем воспитательном значении было слишком ограничено и временем и местом. Во-вторых, оно не заключало в себе полной истины, потому что было прообразом новозаветных событий и христианского богослужения. Оно живо было только этим преобразовательным смыслом и одушевлялось только верой в грядущее Искупление. Теперь же, когда это Искупление совершилось и спасение открыто для всех, богослужение ветхозаветное потеряло смысл, а новозаветное стало выражать самую истину в полном виде. В христианском богослужении мы прямо примыкаем к совершившемуся факту Искупления и (в Евхаристии) существенно соединяемся с самой Истиной, потому что «истина во Иисусе» ( Ефес.4:21 , ср. Ин.14:6 ). В-третьих, ветхозаветное богослужение целиком и в строгом смысле было делом закона, а не духа. Все ветхозаветные формы, начиная с учреждения жертв и священства и кончая последними мелочами, касающимися, напр., материала священных одежд, устройства дверей и столбов при храме, весьма точно были определены законом Божьим. Поэтому, насколько бы человек ни был праведен и благочестив, для него мало было одной молитвы «в духе» и не чрез нее собственно он входил в общение с Богом, а чрез установленные жертвы. Следовательно, ветхозаветное богослужение нельзя назвать вполне духовным. Христианское богослужение духовно в высшем и совершеннейшем смысле. Вся христианская жизнь от начала до конца есть жизнь благодатная. Начиная благодатным возрождением в крещении, она проходит и оканчивается под благодатным действием Св. Духа. «Вы не по плоти живете, а по духу, говорит ап. Павел, если только Дух Божий живет в вас» ( Рим.8:9 ). Поэтому и молитва , как высшее выражение христианской жизни, не есть дело одних усилий человека, а есть плод благодати. Сам человек плотский и нечистый не может дойти до такого высокого религиозного настроения, когда бы дух его действительно беседовал с Богом. Истинная молитва – это такое состояние, когда человек свободен от всяких мирских пристрастий и всей душой стремится к Господу Богу, Им одним дышит, Им только чувствует и мыслит.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

С особенной жертвенной любовью и участием чада Русской Православной Церкви и весь народ России относились к болгарам в мрачные времена турецкого ига. «Самое важное, в чем нуждался в это время болгарский народ, - говорит академик Н. С. Державин, — это была материальная и культурная поддержка монастырей, бывших для того времени культурно-просветительными очагами. Помимо щедрых денежных милостыней на болгарские монастыри и церкви, начиная с XVI в., в Болгарию идут из России в большом количестве славяно-российские рукописи и книги, преимущественно культурного характера, не дававшие угаснуть культурно-национальному сознанию болгарского народа и поддерживавшие его грамотность и просвещение. Этот русский книжный фонд явился богатым вкладом в сокровищницу болгарской национальной культуры и болгарского языка, которым болгарская литература жила, по крайней мере, до середины XIX века, а болгарский язык живет и по настоящий день... На русском культурном наследии в Болгарии вырастает, начиная с конца XVIII века, и широкое литературное движение возрождения» Болгары хорошо понимали и высоко ценили братскую помощь Православной России, почему вскоре после потери своей самостоятельности стали называть ее (с конца XV в.) «почтительным и приветливо-ласковым обращением «Дядо Иван», т.е. «Дедушка Иван». В этом обращении отложилась непреклонная ... вера болгарского народа в освободительную роль России» . Тяжелое экономическое положение Охридской Церкви понуждало ее предстоятелей неоднократно направляться в Россию в надежде получения милостыни. Некоторые из них брали с собой в путешествие большие свиты. Так, в 1586 г. посетил Россию архиепископ Гавриил в сопровождении двух митрополитов, нескольких архимандритов, архидиаконов и послушников. В годы борьбы православных болгар за восстановление автокефалии своей Церкви Русская Церковь сочувствовала их законным требованиям. Так, Святейший Русский Синод, отвечая на известительное послание Патриарха Иоакима II о его вторичном избрании на Константинопольский престол (1860-1863; 1873 — 1878), изъявил свою радость и не упустил случая отметить: «Тем-то и выше и многоценнее будут заслуги Вашего Святейшества пред Спасителем нашим Богом и пред всей Его Кафолической Церковью, если забывая все земные цели и имея в виду только славу Божию и вечное спасение ближних, если, одушевляясь истинно апостольской ревностью и апостольским самоотвержением и руководясь началами самой строгой христианской справедливости и любви, вы успеете, с помощью Всевышнего, победить эти трудности и водворить в церковных пределах ваших мир, тишину и взаимную братскую любовь между всеми христианами, православно, хотя и на разных языках, исповедующими одного и того же Триипостасного Бога.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

ЖМП 12 декабрь 2018 /  Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел: У нас есть лишь одна мечта — чтобы народ Украины был единым В этом году исполнилось 30 лет возобновления монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре. Дату празднования приурочили ко дню преподобного Антония Печерского — основателя обители. Напомним, что около 27 лет (с 1961 по 1988 год) в твердыни православия находился не только музей, но и организации, весьма далекие от религии. Предлагаем вашему вниманию интервью с наместником монастыря - митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом. PDF-bepcuя.   — Ваше Высокопреосвященство, оглядываясь назад, в год 30-летия возрождения обители, какие события вы считаете наиболее значимыми? Через что пришлось пройти за это время? — Я благодарю Бога за великую милость, которую Он мне дал, — жить в Успенской Киево-Печерской лавре и быть ее наместником, а лучше сказать — дворником в этом доме Божией Матери. Здесь, где жили и служили великие игумены и настоятели, начиная от преподобного Антония Печерского и до Блаженнейшего Мит­рополита Киевского и всея Украины Онуфрия. За все время существования святой обители в ее истории было разное: разрушение, поругание, она, подобно человеку, потерявшему свой дом, своих родных и близких, скорбела в минуты лихолетий. Она была растоптана и унижена человеческими грехами. Но, невзирая на все невзгоды, святая обитель, по молитвам преподобных отцов Киево-Печерских, благодаря Покрову Царицы Небесной, не потеряла своей славы и величия. После десятилетий крестного пути наступил тот благословенный день, когда открылись двери лавры для молитвы и возрождения монашеской жизни. Господь удостоил меня возглавить в 1994 году эту великую и воистину чудесную обитель. В моей жизни произошло самое значимое в человеческом понимании событие. Для поклонения верующим открылся доступ к святым мощам, чудотворным иконам, зазвучала молитва, начали совершаться первые службы, а самое главное — начала возрождаться монашеская жизнь. Сегодня в братии около 200 человек, и мы ни в чем не испытываем нужды, как это было при моем назначении наместником. А в начале братии было немного — около 20 человек. Проживала немногочисленная братия в трех комнатах, кое-как приспособленных под кельи, спали на досках, лежащих на кирпичах (не было ни кроватей, ни матрасов), еду приносили из Покровского монастыря. Сложность состояла в том, что мы получили полузаброшенные церкви и полуразрушенные корпуса, которые нужно было восстанавливать. Объем ремонтных работ был огромный, а с финансированием тогда было очень сложно. У нас не было ни облачений, ни чаш для Евхаристии, ни плащаниц, нам негде было жить. Братия увеличивалась — нам ­негде было молиться. Так проходило становление ­монашества после открытия лавры.

http://e-vestnik.ru/interviews/u_nas_est...

146 Wenger Antoine. Rome et Moscou. 1900–1950. Paris, 1987. В отношении его авторитетности как историка даже А. Юдин весьма осторожен. По его мнению, Венгер «несколько романтически оценивает многие обстоятельства тогдашней церковной ситуации в России». – Юдин А. «Я готов на любые жертвы...». – С. 34. Ср. От редакции//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). – С. 355. По правилам французского произношения фамилию Wenger следовало бы передавать как Ванже, однако по свидетельству его собеседников, сам автор Rome et Moscou предпочитает называть себя Венгер. 147 См., например, Монахиня Игнатия. Высоко-Петровский монастырь... – С. 117–123. Ср. характеристику собратий архипастыря, отраженную в следственных документах: «Иеромонах Герман, правая рука Варфоломея, резко отрицательно настроен к католичеству. Архимандрит Агафон, заместитель Варфоломея, крайний антикатолик. Игумен Митрофан, очень терпим к католичеству. Архимандрит Никита, антикатолик». – Юдин А. «Я готов на любые жертвы...». – С. 38. 164 Лучезарное явление преподобного Серафима стало своего рода наглядным подтверждением подлинности того «нового направления» церковного сознания, которое сосредоточилось преимущественно на жизни «внутреннего человека» во Христе, и по существу есть ни что иное как возрождение святоотеческого понимания призвания христианина. Начиная со второй половины XVIII в. такое возрождение охватило весь православный Восток. О его героях в монастырях Афона см. Иеромонах Василий (Кривошеин) . Афон в духовной жизни Православной Церкви//Архиепископ Василий (Кривошеин) . Богословские труды. 1952–1983 гг. Статьи, доклады, переводы. Нижний Новгород, 1996. – С. 56–61. На Руси деятелями этого движения, кроме преподобного Серафима, были по сути все герои книги монахини Игнатии. – Сост. 166 Монах Зосима (Верховский ; 1767-†1833) – дворянин, служил в Петербурге в гвардии, в 1786–1797 гг. подвизался в Коневском монастыре, затем – под г. Кузнецком (Тобольская губ.). Ок. 1820 г. вокруг старца собирается женская община, которая обосновывается в упраздненном Туринском монастыре Тобольской епархии, а с 1826 г. – в основанной им Троице-Одигитриевой пустыни под Москвой. – Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Задача Человека состоит не только в восстановлении своего первозданного Богочеловеческого состояния, но и Софийного преображения всего антропного слоя бытия. Организация общества как живого социального организма предполагает сообщество свободных личностей, собранных под водительством Церкви для выполнения богоданных установлений по исполнению предназначения человека на земле. В условиях кризисных перемен организация православного общества требует для принятия стратегических решений союза, собора, синархии, под духовным окормлением Патриарха, государственной Воли, экспертно-научного Ума и православно-народного Сердца (т.е. правительства, академии наук, народного самоуправления), при этом последнее слово всегда остается за Патриархом. Политика государства в условиях пандемии могла бы наконец стать христианской политикой, служащей соборным целям Православной Державы, в отношении с мировым сообществом враждебно настроенным к России и собиранию земель христианского мира в единое Союзное государство, начиная с «самопровозглашенных» государственных образований. Не исключено, что по мере собирания Русского Православного мира в его состав захотят войти в статусе ассоциированного членства и некоторые Православные страны Запада, такие как Сербия, Болгария и даже Православная Греция. Экономика Православной Державы, создаваемая в условиях чрезвычайной ситуации на базе отживших форм производственных отношений, предполагает государственное перепрофилирование промышленности на производство насущно-необходимых товаров народного потребления и создание собственных высокотехнологичных экологически чистых производств замкнутого цикла, с использованием собственных научно-технических разработок, а также мировых научных высокотехнологичных достижений. Стратегия государства на увеличение благосостояния народа и создание комфортной среды обитания предполагает равномерное расселение Православного люда по всей территории страны с использованием веками накопленного опыта ведения хозяйства при монастырях, например таких как Соловецкий, и современных попыток возрождения церковных приходов и хозяйственных общин при них, а также привлечения на родину некогда вынужденных переселенцев русских старобрядческих общин, рассеянных по всему миру, но сохранивших древние традиции Православной Руси.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/06/ideolo...

Расстояние от г. Кириллова – около 6 км. Место для обители было выбрано на высоком берегу реки Шексна, у подножия горы Маура, ставшей, впоследствии, природным памятником национального парка «Русский Север». Горицкий Воскресенский девичий монастырь известен тем, что был местом заточения царских жен и родственниц, а также подвергнутых опале знатных лиц. В настоящее время, Горицкому Воскресенскому девичьему монастырю принадлежат сохранившиеся здания: Воскресенского собора (церкви Вознесения, построенной в 1544 году); колокольни (XVII век), полностью перестроенной в XVIII веке; Троицкого собора (XIX век); Покровской церкви (1832 год); ограда с угловыми башенками и монашеские корпуса XIX - нач. XX веков. Главной монастырской церковью является Покровская, отреставрированная в 2003 году. Самой старой и недействующей церкви – Воскресенской - требуется значительная реставрация. Каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь находится в ограде с восточной стороны монастыря. Внутри монастыря есть еще Введенская церковь и монастырский водопровод в виде каменной часовни, колодца и деревянной часовни. Вода идет по трубам из источника, найденного недалеко от монастыря. Троицкий собор перенесен за монастырские пределы. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Начиная с 1990 года, в селе Горицы началось возрождение приходской жизни вокруг Введенского храма у стен монастыря. 6 октября 1999 года был открыт Воскресенский Горицкий женский монастырь. В 2000 году Введенская церковь была передана монастырю. В 2003 году главной монастырской церковью становится частично отреставрированный Покровский больничный храм. С 2016 года начинает действовать по праздникам обновленный Троицкий собор, в котором с 2018 года уже регулярно проводятся богослужения в летнее теплое время. Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище. Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына), расстрелян 30 октября того же года.

http://sobory.ru/article/?object=04074

Просветительское служение Церкви в современном мире: достижения и проблемы. Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на пленарном заседании XIX Рождественских чтений 27 января 2011 г. 12:07 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил с докладом «Просветительское служение Церкви в современном мире: достижения и проблемы» на пленарном заседании XIX Международных Рождественских образовательных чтений . Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры! В рамках Международных Рождественских образовательных чтений этого года обсуждается взаимодействие между Церковью и государством в сфере образования. В этом контексте заслуживают внимательного рассмотрения достижения и проблемы церковного просветительства в России за минувшую четверть столетия. Обращаясь к тому времени, когда начиналось православное возрождение ХХ века, а именно к периоду празднования 1000-летия Крещения Руси, вспоминаешь, насколько ограниченными были наши возможности и сколь грандиозны были задачи церковного строительства, подчас казавшиеся неохватными и трудноосуществимыми. Было необходимо преодолеть продолжавшуюся несколько десятилетий изоляцию от общества, возродить искусственно приостановленные традиционные формы социального служения, среди которых одним из важнейших является просветительское. Ради достижения этой цели трудилась в буквальном смысле вся Церковь, начиная с епископата и кончая рядовыми священнослужителями и прихожанами. Сегодня, в начале XXI века, когда Церковь живет в условиях свободы, будучи ничем не ограничена, мы можем уже говорить об имеющихся достижениях и в то же время различать существующие проблемы с тем, чтобы предпринимать шаги для их разрешения. Факты свидетельствуют о том, что служение Церкви востребовано обществом. И в первую очередь это относится к таким сферам нашей деятельности как просвещение и воспитание. Для многих стало совершенно очевидным, что борьбу за будущее России надо начинать с духовно-нравственного формирования подрастающего поколения.

http://patriarchia.ru/db/text/1394719.ht...

26 декабря исполняется 55 лет со дня архиерейской хиротонии митрополита Ювеналия. От имени духовенства, монашествующих и мирян Московской областной епархии с поздравлением к Его Высокопреосвященству обратился заместитель председателя Епархиального собрания епископ Видновский Тихон: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! В этом году исполняется 55 лет со дня Вашей архиерейской хиротонии. 26 декабря 1965 года приснопамятный митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) возложил на Вас руки, и Вы восприняли дар апостольского служения. Годы бегут, а Вы, дорогой владыка, продолжаете нести архипастырское служение в Церкви Христовой. Вы прошли путь от епископа Зарайского до митрополита Тульского и Белевского, а в 1977 году по благословению Священноначалия вступили на кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского. В те времена в Подмосковье было всего 132 храма. Многие святыни были разрушены, и Вам как опытному святителю на протяжении многих лет пришлось восстанавливать церковную жизнь во вверенном Вам уделе. С любовью и кротостью, в соработничестве с администрацией Московской области Вы стали возрождать порушенные святыни. В настоящее время в Московской епархии 1690 храмов, 323 часовни и 25 монастырей. Все это благодаря Вашим трудам. В 1989 году Вы возглавили Синодальную комиссию по канонизации святых . За одиннадцать лет, к Архиерейскому Собору 2000 года, Вы подготовили к канонизации 1800 новомучеников и исповедников, которые молятся за нас. На протяжении этих лет Вы были соработником и участником жизни Церкви Христовой и помощником наших Первосвятителей, начиная от Святейшего Патриарха Алексия I и до Святейшего Патриарха Кирилла. Ваше служение Церкви — особый пример для нас. Когда в 1990 году Вы начали возрождать Коломенскую духовную семинарию, многим казалось, что это протянется на многие годы. Но благодаря Вам произошло чудо: семинария была возрождена и сейчас является примером для наших духовных учебных заведений. За эти годы Вы рукоположили около тысячи священнослужителей, которые считают Вас своим духовным отцом. Дорогой владыка, разрешите к 55-летию Вашей архиерейской хиротонии преподнести Вам святой образ Матери Божией, чтобы Она была Заступницей и Покровительницей в Вашем служении Московской епархии на многая и благая лета!»

http://patriarchia.ru/db/text/5738646.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010