Из документов известно, что основной объём строительных работ был выполнен в летние месяцы 1797 года. 29 сентября 1797 года был подан рапорт в духовную консисторию о завершении строительных работ. Констатируя факт завершения работ, заказчик находит неожиданное несоответствие построенной церкви проекту: «По прибытии моём в сказанной приход по свидетельстве оказалось, что означенная церковь хотя работою и совершена, но не в силу данного из духовной Консистории на строение той церкви плану, а в новом виде оная церковь устроена». Несмотря на большие отступления от проекта церкви, правящий архиепископ дал благословление на освящение храма. 16 апреля 1798 года престол пророка Илии был освящён, а на следующий день освятили и Успенский придельный престол. Сохранившийся к 1797 году старый иконостас, переживший две церкви, был установлен в новопостроенном храме. В облике храма доминирует монументальный высокий четверик, рубленный «в обло», завершающийся небольшим кубом с одной главой. Четыре стройные боковые главки размещены не на ребрах куба, как обычно, а на полицах. Кубоватому покрытию здесь отводится достаточно скромная композиционная роль. К основному объему примыкают равные ему по ширине прямоугольный двухчастный алтарь и трапезная так, что в плане все здание образует вытянутый прямоугольник. С западной стороны от церкви по продольной оси поставлена колокольня, первоначально соединенная c храмом висячим переходом, но позже объединенная с ним в одно здание. Над двухскатным покрытием алтаря расположена удлинённая узкая бочка, что соответствует местным традициям, существовавших в северо-восточном Обонежье в XVIII веке. Кубоватое покрытие храма, несомненно, появилось в результате влияния архитектурных традиций Поонежья. В 1811 году в храме был устроен зимний придел святителя Василия Великого и построена новая колокольня. Ильинская церковь в 1902 году претерпела изменения столь значительные, что, по утверждению А.В. Ополовникова, отличительной чертой её стала «крайняя степень искажения» облика. Обшивка тёсом срубов основного объёма, алтаря, трапезной и колокольни слила в единую глухую массу все элементы здания. Были уничтожены крытый висячий переход, соединявший колокольню и трапезную, а также два крыльца. Колокольня лишилась своего шатра — вместо него был поставлен приплюснутый купол со шпилем. Обновлён был и интерьер: старый тябловый иконостас заменили новым рамочным, утверждённым Олонецкой строительной и дорожной комиссией. Он представлял собой типичное эклектическое произведение второй половины XIX века. Были обшиты досками потолки и стены церкви.

http://sobory.ru/article/?object=22024

На южной стороне храма находилось круглое окно с деревянным теремком, кровля которого также была покрыта железом. На северной стороне существовало отверстие под крашенным навесом из листового железа. Фонарь на крестовых сводах - продолговатый, досчатый, восьмигранный, выкрашен по толстому полотну. На каждой грани по окну, с отверстием вверху. Кровля фонаря снизу немного выпуклая, а вверху – желобоватая. Крест деревянный, восьмиконечный, с малыми крестами по концам. Крест был обит жестью и выкрашен. В храме над каждым продолговатым окном есть другое меньшее окно. Своды храма также были сделаны из плиты. В алтаре располагались два окна больших с двумя малыми вверху. На месте среднего окна располагался запрестольный образ Господа… В средней части храма нижние большие окна освещают главный храм, а верхние, меньшие – придельный храм. В окнах вставлены железные решетки. Снаружи окон находятся плитные узкие отливы. Три двери, ведущие в храм, филенчатые, двойные, не обитые железом. Над каждой дверью полукруглые окна с решетками. Под колокольней находятся четыре пространных пролета. Через восточный пролет вход на паперть. Северный и южный пролеты заколочены досками и закрашены. Из паперти вход на колокольню. Крыльца сделаны из плиты. С паперти вход в придел святого Дмитрия. Паперть отделяется от храма стенкой, снизу деревянной филенчатой, а в середине – стеклянной. Стены храма. Своды стрельчатые, восьмигранные, потолок плоский. В алтаре, на южной стороне деревянный шкаф для ризницы, на северной – печь. Пол в храме плитяной. Иконостас прямой, с «тяблами», досчатый, внутри алтаря выкрашенный сырой краской, а в церкви – резной, вызолоченный. Иконостас состоит из шести тяблов (ярусов)… Иконы итальянской живописи, хорошей работы. Над царскими дверьми резная корона с крестом наверху и с Всевидящим Оком в сиянии. Другая, большая корона в третьей тябле над Образом Нерукотворного Спаса. Солея из плиты возвышается на две ступени и ограждается железной решеткой. Клиросы деревянные, выкрашенные зеленой краской. Купол украшен ликами ангелов, четырех евангелистов и святых: Николая Чудотворца, архидьякона Стефана и равноапостольной Феклы. Колокольня в пять ярусов, четырехгранная. В каждой грани по три пролета. В верхних пролетах повешены колокола.

http://sobory.ru/article/?object=03943

Орфинский В.П. Часовни в традиционной культуре карел//Народное зодчество. Петрозаводск: издательство ПетрГУ, 2004. С. 93—94. Важно отметить, что некогда северно–людиковские влияния распространялись не только на запад, но и на восток — в Заонежье. По предположению А.С. Герда, один из древних водно–волоковых путей из Прионежья к Шуньге шел через Мелой–губу Онежского озера, одноименная деревня на берегу которой была отмечена возведением в ней в 1693 г. Никольской часовни — двухкамерной разновысокой и равноширокой клетской постройки Строительство часовни и ее первая реконструкция датированы на основании надписи на тябле иконостаса. Судя по следам, первоначально храм имел волоковые окна, неотесанные в интерьере стены и простейший иконостас в виде полки для икон, но уже вскоре после постройки, в 1720 г., подвергся реконструкции, при которой была выполнена отеска стен, увеличены оконные проемы и устроен двухрядный тябловый иконостас без деисуса, генетически восходящий к одному из древних типов оформления алтарных преград церквей. По словам В.Г. Платонова со ссылкой на Э.С. Смирнову, в сохранении такого иконостаса в Мелой–губе можно усмотреть поздние отголоски новгородской культуры. И это не единственный случай «консервации» на восточной периферии бывшей метрополии Великого Новгорода храмостроительных традиций. Часовня Николая Чудотворца находится в маленькой карельской деревне, носящей название Мелойгуба. Эта деревня, возникшая в самом конце XVII века, ныне заброшена и пустует. Находится она на восточном берегу Уницкой губы Онежского озера. Часовня была построена в 1693 году, а в 1720 проведена ее реконструкция. Здание представляет собой два деревянных сруба, молельной комнаты и сеней, покрытых одной крышей. Прямо над сенями высится маленькая колокольня. С запада к часовне примыкает трапезная. В 1890-1895 годах была проведена еще одна реконструкция обветшавшего уже к тому моменту сооружения. Здание было заново обшито тесом, а с южной стороны построен еще один притвор. В настоящее время часовня заброшена и пустует.

http://sobory.ru/article/?object=11338

Тябловый иконостас главного престола и иконы местного ряда были современны постройке храма. Иконостас придела преподобных Зосимы и Савватия устроен в 1819 г., придела Покрова Пресв. Богородицы - ок. 1826 г. Оба они были вызолочены червонным золотом: 1-й только по резьбе, 2-й сплошь. В 40-50-х гг. XVIII в. на зап. стороне левого придела храма построена каменная хлебня, просуществовавшая до 1819 г., когда она была переведена в отдельный каменный флигель на сев. стороне обители. В 1799 г. вокруг Н. В. п. возведена каменная ограда с 4 башнями по углам и круглой башней, имевшей вид часовни, над св. воротами. К сер. XIX в. в Н. В. п. существовали также 2 каменных одноэтажных корпуса (настоятельские и братские кельи) и деревянный одноэтажный братский корпус, а за оградой имелся деревянный дом для паломников. 20-е гг. XX в.- 2018 г. После закрытия Н. В. п. братия создала иноческую трудовую коммуну «Божье Дело», в к-рую вступили мн. насельники Ниловой Столобенской пуст., в т. ч. схиигум. Михаил. Викарий Тверской епархии еп. Осташковский Гавриил (Абалымов) жил здесь после освобождения из тверской тюрьмы с кон. 1927 г. В 1929 г. коммуна была расформирована. В 30-40-х гг. XX в. все здания и др. сооружения Н. В. п. разрушены, в 1947 г. взорвана Троицкая ц., кирпич вывозили на баржах для использования в строительстве в соседних деревнях. Возобновление церковной жизни на о-ве преподобных Зосимы и Савватия произошло в 1996 г. Указом архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника; впосл. митрополит) от 18 июня 1996 г. настоятелем Троицкого храма «острова Божье Дело о. Вселуг» был определен свящ. Валентин Цвелёв. Тем же указом ему по совместительству поручена служба в ц. свт. Николая Чудотворца в дер. Волговерховье Осташковского р-на Тверской обл. (28 дек. 1999 там открыт Волговерховский во имя равноапостольной княгини Ольги женский монастырь ). Первоначально на острове был установлен деревянный крест, у которого совершались молебны, в 1996-1997 гг. существовала палаточная церковь, в которой проходили богослужения. В 1997 г. плотниками Вятской кустарной мастерской (рук. и архит. С. А. Селюнин) построена деревянная ц. Живоначальной Троицы - точная копия храма во имя ап. Андрея Первозванного на Б. Заяцком о-ве Соловецких о-вов. Т. о. была отмечена духовная связь между Н. В. п. и Соловецким в честь Преображения Господня мужским монастырем . В 1997 г. восстановлена традиция крестного хода вокруг острова 21 авг., в день перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В 1999 г. по инициативе прихода и движения «Славянские ключи» был организован крестный ход по 3 слав. рекам - Волге, Днепру и Зап. Двине, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. С 2000 г. ежегодно совершается крестный ход по Волге, от истока до границы Тверской обл. На острове построены дом для паломников и летняя трапезная.

http://pravenc.ru/text/2577881.html

2002 год — год начала украшения храмового комплекса. В 2000 году настало время делиться опытом реабилитации наркозависимых за пределами нашей епархии. Батюшка с докладом отправляется в Москву, в Данилов Монастырь, на конференцию, организованную Патриархией, где были представители 40 Епархий РПЦ. Строить храмы, центры, души... Как везде ему успеть? Прежде надо все придумать. «Дай, Боже, силы все мне одолеть». С 2002 года коллектив мастеров иконописно-реставрационной мастерской Св. Иоанна Дамаскина Александро-Невской Лавры по благословению наместника архимандрита Назария, приступил к комплексным работам по благоукрашению храмовых интерьеров прихода храма Коневской иконы Божией Матери в п. Саперное Ленинградской области. Совместно с настоятелем храма иереем Сергием Бельковым была сформирована последовательность и программа всех проектно-иконописных работ. В соответствии с программой, работы начались с проектирования убранства нижнего храма. В лаврской иконописной мастерской был выполнен проект иконостаса, алтарного и храмового убранства и составлена программа росписи стен (Д.Г.Мироненко). Все работы по росписи стен были распределены на три летних сезона. Летом того же года начато возведение каменного иконостаса, сооружение из натурального камня Престола, жертвенника и Горнего места в алтаре, каменного панихидного стола в северном приделе храма, установление каменных рам для всех настенных образов. В этот же сезон были исполнены первые росписи в алтаре и на восточных стенах северного и южного приделов храма, распятие и крещение, Царские врата для иконостаса, ростовой образ прп. Сергия Радонежского на западной стене храма. Дело в том, что 7 апреля 2002 г. в день Благовещения жребий указал освятить нижний храм в честь прп. Сергия, игумна Радонежского. Поэтому встречает и провожает всех приходящих в храм икона преподобного. Все настенные композиции написаны в технике цельнояичной темперы. Иконостас полностью закончен весной 2003 г., роспись стен — осенью 2004 г. В зимне-весенний период 2002-2003 года группой лаврских иконописцев был разработан проект тяблового иконостаса для верхнего храма Коневской иконы Божией Матери и начато возведение деревянной конструкции и резного декора этого иконостаса. Одновременно пишутся иконы для иконостаса верхнего храма. Для работы с иконостасом были привлечены не только лаврские иконописцы, но и Санкт-Петербургские.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Коневс...

в Кронштадте (1715-1717, не сохр.), ц. св. Пантелеимона в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) при дворце Меншикова (ок. 1725, не сохр.), соборов Преображенского в Ревеле (ныне Таллин; 1717-1719), Петропавловского (1722-1727; общий замысел, возможно, принадлежал Д. Трезини) и ц. Исаакия Далматского (1724-1727, не сохр.) в С.-Петербурге. Они кардинально отличаются от традиц. типа тяблового иконостаса, их динамичные композиции наделены чертами барочных католич. алтарей. Доминирующую роль в образе нового иконостаса играют не иконы, а решенная в духе барочной сценографии архитектурная декорация, варьирующая тему триумфальных врат. Новым было также включение в систему иконостаса скульптуры, количественно превышающей живописные изображения. Завершенный уже после смерти З. иконостас Петропавловского собора, над к-рым работали более 50 мастеров-резчиков, является одним из самых сложных и зрелищных произведений барокко в России. З. неоднократно занимался в Москве оформлением торжеств, посвященных победам в Северной войне и важным династическим событиям. Его следует считать автором концепции и, возможно, детальной разработки многочисленных триумфальных ворот (напр., Синодальные ворота, сооруженные «трудами школьных учителей» (1709), триумфальные ворота при дворе Меншикова (1709 и 1721), Синодальные ворота у Казанского собора (1721) и др.), богато декорированных аллегорической скульптурой и живописью. Облик нек-рых из них известен по гравюрам. В 1722 г. З. было поручено изготовить новый постамент с надписями и рисунками для ботика Петра I, хранителем которого он был определен. В 1724 г. З. участвовал в подготовке торжественного перенесения мощей св. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург. Под его рук. были изготовлены роскошные балдахин и ковчег, в наст. время известные только по описанию. Широкий спектр занятий З. характеризует его как разносторонне одаренного, активного человека, всецело задействованного в петровских преобразованиях и, видимо, ценимого царем за талант и деловые качества администратора.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Вот что говорит Темноборский об Иоанно-Богословском соборе: " Это громадное строение, имеющее в себе два этажа, поражает зрителя как своей типичностью постройки шестнадцатого века, как равно и тем замечательно хорошо сохранившимся древним видом, который бывает только у очень хорошо, основательно построенных древних зданий. Церковь Иоанна Богослова имеет вид двух четырёхугольников, из которых один, меньший, поставлен на другой. В южной стороне церкви помещается придел, по высоте средний между нижним и верхним четырёхугольниками; над ним возвышается купол на длинной и тонкой шее, украшенной характерным орнаментом наверху. Главный купол, имеющий оригинальную форму, лежит на толстом приземистом основании, шее, также наверху украшенной орнаментом характерного рисунка и имеющей в себе шесть узких окон... Алтарь, как и вообще во всех постройках псковских архитекторов, выступает тремя полукружиями, по высоте значительно меньшими, чем вся церковь. Все эти полукружия снабжены узкими и длинными окнами, находящимися довольно высоко над землёй, вследствие чего внутри церкви полумрак... Стены церкви обработаны типичными углублениями, что также является свидетельством того, что мастера были псковичи " . Итак, уже в этом деловитом описании Иоанно-Богословского собора звучит для нас приблизительная дата его постройки - XVI век. Годом закладки собора современные исследователи предлагают считать 1554 год. Строительство заняло три года, и в 1557 году соборный храм освятили, о чём сообщает единственная дошедшая до наших дней летописная запись XVI столетия, посвящённая Савво-Крыпецкой обители: " В лето 7065... Того же лета совершена бысть церковь в Крыпецком монастыре святого апостола и еуагелиста Иоанна Богослова игуменом Феоктистом каменна " . С самого начала Иоанно-Богословский собор отличался приличным убранством. Согласно свидетельству конца XVI века, в главном, собственно Богословском, храме собора был тябловый иконостас, " писанный на золоте " . Говорится также о медных паникадилах, литых, медных же, подсвечниках " немецкой работы " , изрядно украшенных иконах.

http://sobory.ru/article/?object=05401

Говорят, что чиновники нарочно садились на воза, чтобы показать свое презрение к тому, на чем сидели. Часовни и другие здания потом были сломаны на глазах раскольников. Местность опустела. После разорения обителей в «Списке населённых мест Олонецкой губернии» 1873 года упоминалось село Данилово (Даниловский скит, Даниловский погост) при реке Выге, Повенецкого уезда, с населением 74 человека. М.М. Пришвин , побывав в 1907 году на Выге , так описывал свои впечатления: «На месте когда-то цветущего городка теперь жалкое село-волость: в нем есть православная церковь, живут батюшка и диакон, писарь, старшина. Можно не обратить внимание на полуразрушенные ворота на берегу Выга, несколько раскольничьих могил на кладбище и несколько старых даниловских домов». Ныне Выгозеро и течение Нижнего Выга включено в систему Беломорско-Балтийского канала. От бывшего деревянного городка Выговского общежительства осталась только обширная поляна в деревне Данилово на берегу Верхнего Выга. По результатам последней переписи населения здесь проживают 5 человек. Недалеко от Данилова стоит полуразрушенная кладбищенская часовня бывшего Березовского скита. В последние два десятилетия бывшее Выговское общежительство стало местом паломничества староверов. В 1994 г. здесь, на месте бывшего кладбища на территории мужского общежительства, был восстановлен памятный крест выговским пустынножителям. В 1997 г. была зарегистрирована Выговская староверческая община, насчитывающая до 40 верующий из поселка Повенец и других мест. Источники информации: http://www.pravenc.ru/text/161059.html wikipedia Соборная часовня Богоявления Господня (она была построена в 1710-е годы) – большая постройка, состоявшая из двусветной моленной, обширной трапезной и сеней. Трапезная и сени имели единую кровлю и по два окна, располагавшихся на одном уровне с нижними окнами моленной. Моленная («певческая») имела окна в два уровня. Ее кровлю венчала главка с крестом, которая покоилась на небольшой «бочке» - традиционном элементе выговских храмов. Трапезная отделялась от часовни стеной. В стене были двери и два окна, закрывавшиеся ставнями. Высота моленной от пола до потолка составляла 4 сажени (8,5 м), ширина – почти 6 саженей (12,68 м). Утварь в 1739 году состояла из четырехрядного тяблового иконостаса, 40 мелких образов, 2 паникадил, 11 медных лампад и 27 книг. Рядом с часовней стояла большая колокольня, сруб которой – восьмерик на четверике - завершался ярусом звона под высоким шатром.

http://sobory.ru/article/?object=36214

До 1860 года нижний придел Благовещения находился в запустении, двери отсутствовали, а на земляном полу стоял скот. Тогда же храм и благоустроили: настлали деревянные полы, оштукатурили стены, переложили печи и сделали новые окна и двери. Запустение объясняется тем, что приход считался " станционным " , то есть служили там заштатные священники, содержать семью было практически не на что. В 1912 году деревня Пустынь состояла из 38 дворов. Среди духовенства известны священник Прокопий Иванов, бывший на приходе в конце XVIII-haчaлe XIX века, затем священник Иоанн Синозерский, умерший в 1846 году, иерей Иоанн Николаев, служивший в 1850-1854 годах. В 1884 году служил иерей Лаврентий Долоцкий. До 1933 года Троице-Благовещенская церковь была действующей, последним священником ее был Евгений Алексеевич Скородумов, умерший в конце 30-х годов XX века, сын иерея Алексея Антоновича Скородумова, рукоположенного в 1854 году. В том же году храм закрыли. В 1949 году церковь обмерял и обследовал инспектор по охране памятников архитектуры А К. Ведров, который поставил ее на учет как один из редких деревянных храмов. 3 августа 1960 года Троице-Благовещенская церковь сгорела. Вторая деревянная церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, холодная и с папертью, срублена была в 1682 году. На первом ее этаже имелся придел во имя святителя Николая с тябловым иконостасом. В верхний этаж храма вело крытое крыльцо с высоким всходом, соединенное с северной галереей. Храмовый образ церкви " Иоанн Богослов в молчании " был вложен в Синозерскую пустынь царским духовником, протопопом Меркурием Гавриловичем, уроженцем г. Устюжны. Будучи настоятелем Кремлевского Благовещенского собора, он заказал эту икону " на помин души родителей и своей " иконописцу Оружейной палаты Тихону Иванову Филатьеву в 1685 году. В 1852 году церковь отремонтировали, обшили тесом и покрасили. Позднее кровлю также перекрыли железом. В 1865 году вновь после ремонта освятили престол Иоанно-Богословской церкви. Освящение совершал благочинный священник Андрей Разумовский. Храм закрыли в 1933 году, отдав его (как и все другие здания) в ведение Устюженского музея местного края. В 1944 году он сгорел от удара молнии.

http://sobory.ru/article/?object=50992

Иконы двух верхних ярусов и “Спас” датируются по стилистическим признакам XVII веком. Анализ живописи не входит в задачи данной статьи, однако в общих чертах можно сказать, что это работа местных, северных, мастеров. По письму иконы ближе каргопольские традиции, доски сделаны из ели и обработаны без достаточной тщательности. В документах XVII века встречаются упоминания о каргопольских иконописцах, работавших на Двине. К тому же с. Сельцо – самое западное поселение Емецкого стана Двинской четверти в XVII веке, т.е. даже территориально оно близко Каргополью. Однако необходим дальнейший поиск для установления авторства живописи Воскресенской церкви. В целом построение рядов иконостаса каноническое. В состав деисусного чина включены только изображения апостолов с образом Вседержителя в варианте “Спас в силах”, что свидетельствует о московской традиции культовых интерьеров Подвинья. Над деисусным чином расположены иконы, включающие в себя два сюжетных ряда. На одной доске изображён внизу праздник, вверху – пророк, такое сочетание часто встречалось в Подвинье. В местном ряду иконы также, в основном, XVII века. Храмовый образ был написан в 1776 году по заказу настоятеля Крестного монастыря, о чём гласит надпись на обратной стороне. В этом же ряду помещена икона XIX века с изображением местных святых – Зосимы, Савватия и Антония Сийского. Документы, позволяющие точно датировать создание иконостаса Воскресенской церкви, а также назвать авторов, пока не найдены. Встречаются упоминания о том, иконостасы церкви и иконы современны постройке храма, т.е. в этом случае памятник может быть датирован 1662 годом. Но в описаниях XIX века отмечаются приколоченные «на стене прежние царские двери, писаны на красках», «в Георгиевском приделе приколочены прежние царские врата, писанные на красках». Это говорит о том, что сохранившийся до нашего времени остов иконостаса вторичен, до него в церкви был иконостас тябловый. Упоминавшийся антиминс 1763 года мог быть положен в церковь только после её освящения в этом году. Необходимость такая могла возникнуть после ремонта или каких-то иных работ. А так как других упоминаний об антиминсах, кроме 1898 года, появившегося здесь после основательного ремонта, нет, то можно с большой долей вероятности предположить, что реконструкция иконостаса в церкви проводилась около 1763 года и тогда же был изготовлен остов каркасной конструкции с золочёной резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=37425

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010