Псков. Церковь Константина и Елены. Автор: Valensienne Снято: 18 февраля 2012 Добавлено: 17 июня 2012 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Церковь Константина и Елены. 16–19 вв. Церковь в бывшей Царевой слободе, живописно возвышающаяся в излучине реки Псковы. По преданию, князь Довмонт (1266–1299 гг.), любимый всем Псковом, принес в нее иконостас на своих плечах из Никитской церкви, что стояла у Рыбницких ворот. Типичная посадская церковь Пскова 16 века: четырехстолпная, трехапсидная, с конструкцией повышенных подпружных арок в интерьере. Придел с юга во имя Св. мученика Власия, поставлен в18–19 вв. На небольшом расстоянии с запада от храма центральный вход фланкирует двухярусная колокольня (19 век). Декор: лопатки на четверике, поребрик и бегунец, к которым на барабане добавлены «керамические, покрытые зеленой поливой «кокошники» — деталь, характерная для псковской архитектуры 16 века» (Ю. П. Спегальский). В конце 90-х гг. двадцатого века церковь передана Псковской епархии. Действующая. «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко. Церковь Константина и Елены находится в восточной части г. Пскова на Запсковье. Расположена на правом крутом берегу р. Псковы. Летописных сведений о церкви нет. Полное название этого храма звучит как церковь Святых Равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Есть предположение, что основана она в 1681 году, по крайней мере, так гласит надпись на одной из храмовых икон. В писцовой книге конца XVI в. упоминается церковь «… царя Константина изо Пскова с Песку…». Первое известное нам краткое описание церкви относится к 1763 г. Церковь значится во имя святых царя Константина и Елены «... из-за Петровских ворот... каменная, крыта тесом, ветха, глава дощатая обита чешуей...». Имела в это время четырехъярусный тябловый иконостас. Колокольня была каменной с двумя небольшими колоколами. По штатам 1764 г. положена с окладным жалованием. Клировые ведомости с начала XIX в. фиксируют бедность прихода и постепенное обветшание церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01935

Успенская Слобода. Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Соборный храм древнего Галичского Успенского монастыря на протяжении веков был средоточием жизни обители: все здешние важнейшие события так или иначе происходили в нём или рядом с ним. Сама же обитель уже в XVI веке получила поистине всероссийскую известность - во многом благодаря подвигам преподобного Паисия Галичского, по кончине погребённого в Успенском соборе, и пребывавшей в стенах храма чудотворной Овиновской иконе Божией Матери. Строительная история Успенского собора не завершилась с освящением храма в 1646 году. Первоначальный четверик с устроенными с трёх сторон входами, которые украсили характерные для этой эпохи порталы, вскоре оброс пристройками: с запада появился притвор, с юга - паперть с ризницей, а в юго-западном углу выросла приземистая, не выше самого храма, колокольня. Вот что пишет о ней в своей книге " На земле древнего Галича " искусствовед А.А. Тиц: " Устойчивый прямоугольный объём звонницы спрятался за широкой спиной храма, и только небольшой конус каменного шатра возвышается рядом с цилиндром барабана. Есть все основания считать, что в Паисиевом монастыре сохранился один из древнейших образцов шатровой колокольни, возможно конца XVI века. Архаические формы этого сооружения легко ассоциируются с замечательной Успенской церковью-колокольней на Кубенском озере, чей силуэт дополнил в 1543-1549 годах красу водного простора " . Это наблюдение, за исключением неверной датировки, весьма любопытно. С окончанием и освящением в конце XVII века каменной Троицкой церкви два монастырских храма были соединены переходами. В монастырской описи 1702 года находим сообщение о том, что в Успенском соборе устроен пятиярусный тябловый иконостас, а царские врата придела святителя Леонтия представляют собой не что иное, как царские врата из иконостаса деревянного предшесвенника каменного храма. После секуляризации Паисиево-Галичский монастырь оставался средоточием духовной жизни Галича. Во второй половине XVIII века Успенский собор дважды ремонтировался: в 1776-1777 годах восстанавливали повреждённую ураганом его центральную главу и белили стены, а в 1795 году растёсывали окна и украшали лепниной интерьер. В конце 1830-х годов на месте сломанной южной паперти возвели придел преподобного Паисия Галичского - разумеется, в ампирных формах. Предполагается, что тогда же позакомарное покрытие было заменено более функциональной четырёхскатной крышей и в храме установили новый иконостас. Далее в истории монастыря произошёл трагический сюжет, хронологически приходящийся на советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=05169

Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Усадебная Спасская церковь сооружена из кирпича в 1881-1882 гг. П.М. Самариным но эскизу В. Васнецова. По его же проекту в 1892 г. западный угол паперти был перестроен в часовню над могилой сына Мамонтова - Андрея. Здесь же в 1918 г. погребен С.И. Мамонтов. Художественные формы здания навеяны московско-новгородским зодчеством, резной белокаменный декор создан под влиянием владимиро-суздальских орнаментальных мотивов. Бесстолпный одноглавый храм с тремя апсидами разной высоты и звонницей на западной стене перекрыт сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. К северной стене примыкают паперть и часовня. Вычурные формы последней, заимствованные отчасти у деревянного зодчества, отличные от архитектуры церкви, предвосхищают появление неорусского стиля; фасады щедро украшены цветной майоликой. В скупом наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие помимо Васнецова Поленов, Репин, Врубель, Антокольский и члены семьи Мамонтовых. Ими выполнен двухъярусный тябловый иконостас с иконами, киоты и роспись оконных амбразур и люнетов, бетонный пол с мозаичным орнаментом. Впоследствии забеленная живопись и элементы декора памятника реставрированы в 1970-х гг. под руководством Г.Е. Духаниной. http://spasa-abramtsevo.cerkov.ru/ «В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова. В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».

http://sobory.ru/article/?object=00084

Москва. Церковь Николая Чудотворца. Николая Чудотворца в Никольском-Колчеве, церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км. Калужского шоссе. Исторических данных о Никольской церкви, находящейся в этом селе, пока немного. Известно, что храм был построен в 1692 году владельцем села стольником Феодором Ивановичем Потемкиным, погибшем в Азовском походе Петра I. Бесстолповый, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII века, и является малоизвестным и недооцененным архитектурным шедевром. Архитектуру храма отличает изумительное совершенство пропорций (без колокольни) при простоте и скромности украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII века. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились в храме голосники – вмурованные в своде горшки для улучшения акустики – и древний тип оконных рам с методом их крепления. Сохранился в храме и тябловый иконостас XVII века. Согласно некоторым рассказам одной из наиболее чтимых святынь храма была ростовая икона мучеников Косьмы и Дамиана, а в трапезной был устроен в их честь придел, в котором служили зимой. В эпоху гонений на веру Христову Никольскую церковь постигла общая печальная участь большинства храмов русской земли. В 1937 году был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 году. С тех пор храм был закрыт, и только лишь изредка в нем совершались отпевания. Большой колокол на колокольне был разломлен на куски. Кирпично-кованная ограда была сломана и использована, вместе с остатками разрушенного храма в с. Чириково, при строительстве моста через реку Пахру. Однако полному разорению в те годы храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялся интерьер, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева и другие церкви Подмосковья. Какое-то время храм использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=06475

Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. 1896 г. (Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муром Владимирской обл. Основан в 1643 г. состоятельным муромским купцом Т. Б. Цветновым (по прозвищу Богдан Цветной) на месте деревянной церкви. По легенде, в кон. XI в. на «старом вышнем городище» по приказу кн. Константина (см. ст. Константин , Михаил и Феодор ), крестившего население Муромской земли, был поставлен деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба (Повесть о водворении христианства. 1860. С. 231). Борисоглебская ц. упомянута в Житии свт. Василия, еп. Рязанского (СИСПРЦ. С. 49). Впоследствии на этом месте возвели деревянную ц. во имя Св. Троицы. Историк-краевед А. А. Титов предполагал, что 1-й Троицкий храм был построен св. блгв. кн. Константином в кон. XI в. ( Титов. 1902. С. 51). Однако в самом раннем сохранившемся описании Мурома - Выписи из писцовых книг 1566 г.- Троицкая ц. не упоминается. Нет о ней сведений и в описании города 1573/74 г. ( Кучкин. 1969). Вероятно, деревянная Троицкая ц. была возведена в посл. четв. XVI - нач. XVII в. Первое упоминание о ней относится к 1623/24 г. (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 64 об.- 68). Двухэтажная Троицкая ц. с шатровым верхом и с папертью стояла «супротив» муромского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря , названа «ружной», т. е. получавшей «государево жалование» по 3 р. в год. По описанию глава и крест были обиты белым железом. В основном объеме храма (в документах он назван большой церковью) на 2-м этаже имелся престол во имя святых князей Бориса и Глеба. Вероятно, этот придел был сооружен в память упраздненной к нач. XVII в. одноименной церкви. В нем имелись иконы в богатых окладах, украшенных серебряной басмой с чеканными и резными венцами: образ Св. Троицы, иконы Божией Матери «Одигитрия», Благовещения Пресв. Богородицы, Трех святителей, свт. Николая Чудотворца, святых Бориса и Глеба, вмц. Параскевы Пятницы. Тябловый иконостас («да в тябле деисус и праздники и апостолы и пророки»), а также царские врата, столбцы и сени были «на празелени». Напрестольный крест был обложен серебром. В храме хранились оловянные церковные сосуды, блюдца, потир, 15 печатных книг и 2 рукописные. На 1-м этаже при Троицком престоле были освящены приделы во имя Трех святителей и вмц. Параскевы Пятницы. Здесь находились иконы, написанные «на празелени», с басменными венцами: Божией Матери «Одигитрия», Трех святителей, вмц. Параскевы Пятницы. В тябловом иконостасе, состоявшем из Деисуса, находилось 7 икон, также написанных «на празелени».

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Невский Парклесхоз. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Оригинал сгорел в 1962 г. в Анхимовском Погосте близ Вытегры. В Невском лесопарке - копия, первое здание из предполагающегося собрания копий утраченных памятников. Деревянная Покровская церковь была торжественно заложена 14 ноября 2003г. митрополитом СПб и Ладожским Владимиром (Котляровым) и построена по образцу одноименной церкви Вытегорского погоста Олонецкой губ., 1708г. постройки, сгоревшей в 1963г. Проект храма выполнен известным архитектором Александром Викторовичем Ополовниковым, производившим в свое время обмер Вытегорской церкви. Освящение церкви, приписанной к Софийскому собору в Царском Селе, полным чином запланировано на престольный праздник 14 Октября 2007г. Подробнее об истории храма Вытегорского погоста и об этапах строительства храма в Невском лесхозе можно узнать на специально созданном сайте http://www.bogoslovka.ru. Двадцатипятиглавая Покровская церковь построена в 1708 году на Вытегорском погосте Олонецкой губернии, на месте упразднённого к тому времени Покровского женского монастыря (ныне село Анхимово Вытегорского района Вологодской области). По преданию, проект храма сделан Петром I, во время его поездки на волок между Волжским и Балтийским бассейнами (Мариинская водная система на этом месте построена спустя 100 лет, в 1810 году и реконструирована в Волго-Балт в 1964 году). В 1950-х гг. Покровский храм был обмерен группой архитекторов во главе с А. В. Ополовниковым, а вскоре, в 1963 году, он сгорел. В посёлке Невский Парклесхоз, находящийся на правом берегу реки Невы, в 19 км на юго-восток от центра Санкт-Петербурга, с 2003 по 2007 гг., т.е. спустя 300 лет с момента постройки оригинала, была построена копия этой церкви. При строительстве активное участие принимала архитектор Елена Александровна Ополовникова - дочь известного зодчего. Двухъярусный восьмерик храма под крещатой бочкой и четырьмя прирубами рублен " в обло " . Каждый прируб этой церкви покрыт двумя совмещёнными бочками, поставленными одна над другой, и обе несут на своих коньках по одной главе. Из этих глав и бочек складываются два нижних яруса композиции. Третий ярус также состоит из восьми бочек, завершающих каждую грань восьмерика. Четвёртый ярус образовывает крещатая бочка, поставленная на малый восьмерик и несущая на своих коньках четыре главы. И самый последний, пятый ярус создаёт центральная глава - самая верхняя и большая, венчающая всю композицию храма. Кроме этого, три главы поставлены на коньки бочек над алтарными прирубами. К трапезной примыкает крыльцо с двумя лестничными маршами. В интерьере храма воссозданы " небо " и тябловый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=06375

Пияла. Храмовый комплекс церквей Климента, Папы Римского, и Вознесения Господня с колокольней. /// Объект утрачен Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1651 и 1700. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Онежский район, Чекуевское МО, село Пияла Координаты: 63.43338, 39.071728 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник архитектуры деревянного зодчества федерального значения погост Пияла XVII века в селе Пияла Онежского района, Архангельской области Первые упоминания о Пияльской волости известные нам на сегодня из сохранившихся источников относятся к середине XVI века, «Сотная с каргопольских книг писма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищами лета 7-семь десятого (1562 г.)». К середине XVII века из дозорной Переписной книги г.Каргополя и Каргопольского уезда 1648 г. в Пияле уже существовал погост: «Волость Пияла и с Ковкулою, а в ней на погосте церковь Климента Папы римского, строение приходских людей. Да на погосте ж…». В 1651 году на погосте возводится холодный крестообразный в плане шатровый храм Вознесения, с приделами в честь Флора и Лавра и Рождества Богородицы. В XVIII веке проводится реконструкция, коснувшаяся, в основном, внутренней планировки храма и галереи. В 1685 году строится теплая пятиглавая церковь Климента Папы римского, возведенная в замен утраченной или пришедшей в негодность по ветхости или функциональности предшествовавшей одноименной церкви. К концу XVII века на погосте устанавливается шатровая колокольня шестерик на шестерике. Судьба Пияльского погоста характерен почти для всех памятников деревянного зодчества Русского Севера, перестроенных в период обновлений в конце XIX века. В 1883 г. ремонтируется Климентовская церковь, в 1890 г. Вознесенская. Все срубы погоста с фасада и внутри был обшиты тесом и выкрашены, было убрано висящее гульбище и рундук у шатрового храма, старый тябловый иконостас заменили новым каркасным, а пространство храма перекрыли расписным «небом». Изменены все уровни конфигурации и конструкции полов и потолков, полностью перестроены все оконные и дверные косящатые проемы. Все покрытия завершений и бочка апсидных прирубов и куб с крещатой бочкой основного храма заменены с теса гонта и лемеха на листовой металл, устранен лемех и с шей всех глав упрощена конфигурация декоративных кокошников. Утрачены все первоначальные элементы декоративного убранства памятников.

http://sobory.ru/article/?object=38507

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Святотроицкая Карта и ближайшие объекты Церковь Троицкая сооружена 1763-65 гг. в усадьбе М.А. Ахлестышева. Стояла в липовом парке, от которого остались отдельные деревья. В 1894-1895 гг. по проекту А.А. Латкова перестроена расширенная приделами трапезная, к колокольне примкнули ризница и сторожка. На основании предложений М.А. Аладьина к 1901 г. капитально перестроена отремонтирована колокольня с заменой верхнего яруса и характера завершения. Кирпичное здание с трехчастной осевой композицией типологически не выходит за пределы традиционной схемы. Общий характер архитектуры, пропорции и проработка деталей выдают деятельность провинциальной артели, еще не освоившей художественных принципов барокко. Бесстолпный трехсветный четверик храма перекрыт глухим лотковым сводом и увенчан миниатюрным барабаном главы. Наружный объем членится карнизами на три яруса, углы крепуются лопатками,нижние из которых рустованы. Обработка фасадов наличниками стиля барокко изменена в 19 в., когда здание было оштукатурено. Однако в местах обнажения кладки виден характерный, несколько упращенный рисунок срубленных оконных и дверных обрамлений с треугольными и лучковыми фронтончиками. Влияние приемов барокко сказалось и в прямоугольной конфигурации алтаря. Трапезная храма при перестройке была повышена и перекрыта парусным сводом, ее продольные, смежные с приделами стены заменены крупными арками. В уцелевшей западной стене, на которую частично опирается колокольня, находится лестница звонаря. Столп колокольни из четырех квадратных в сечении ярусов обработан сдвоенными пилястрами и покрыт небольшим стропильным шатром. Последний в совокупности с поздними боковыми приделами вносит в архитектуру памятника элементы эклектики. Интерьеры церкви обновлены в 2000-х гг. Стены украшены живописью, полы настланы керамической плиткой, поставлен тябловый трехъярусный иконостас. Памятники Архитектуры Московской области. Выпуск 4. Москва ГУП МО " МОК центр " 2009 Судьба села Троицкое, расположившегося на Москве-реке напротив села Михайловское, неразрывно связана с его историей. Близ села Михайловское, в 300-400 м от него, издревна существовал Троицкий погост. Поселение там возникло еще в домонгольское время (XII-XIII вв.). По описанию 1676 г., при дворцовом селе Михайловское находилась деревня Гришаково, пожалованная в 1702 г. вместе с селом графу Гавриилу Ивановичу Головкину. По духовному завещанию 1729 г. Г.И. Головкин отказал с. Михайловское своему сыну Ивану, а деревни по другую сторону реки другому сыну — Михаилу, с тем, чтобы в Гришаково был перенесен престол из ветхой церкви на погосте.

http://sobory.ru/article/?object=06776

Андреевское. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Андрея Стратилата , Николая Чудотворца Год постройки:между приблизительно 1801 и 1899. Адрес: Калужская обл., Ферзиковский р-н, с.Андреевское Координаты: 54.628712, 36.505507 Проезд:Выезд из Калуги через Ястребовку, ближе к селу - грейдер. Внимание: показанная на картах отсыпная дорога со стороны Желябужского для обычного автомобиля негодная! Пешком 2 км на север от о.п. 185 км ж/д Вязьма - Ряжск. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм в честь Благовещения Божией Матери, с. Андреевское С приделами в честь св. мч. Андрея Стратилата и свт. Николая Чудотворца. Построена помещицей Муромцевой. При церкви имелась земская школа и библиотека. Вокруг церкви была чугунная ограда на каменных столбах с въездными и выездными воротами для лошадей. Около церкви находилось кладбище, где хоронили ее служителей. Колокольня была с несколькими колоколами большими и малыми. Рядом с церковью стоял дом священника и дом для приезжающих. Действовала церковь до 30-х годов. Во время образования колхоза церковь разрушили . Сначала устроили мельницу, потом мастерскую. Во время ВОВ храм был разрушен окончательно. Остались от него 4 стены, на которые поставили односкатную крышу, на дверь повесили замок. Колхозники устроили там склад ГСМ. ф.33, оп.2, д.1348, л.283. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Кирпичная церковь Благовещения с деревянной колокольней была построена помещицей Марией Муромцевой предположительно во 2-й половине XVIII в.: до 1778 г. Приделы в трапезной: Андрея Стратилата и Николая Чудотворца. Стиль - классицизм. Основной квадратный в плане двусветный объем завершался одной главой. Алтарь был полукруглым в плане; прямоугольную трапезную в 1836 г. расширили. Колокольня, первоначально деревянная, из кирпича построена в 1844 г., с высоким шпилем. В 1887 г. в храме был старый тябловый в 5 ярусов главный иконостас, замененный к 1891 г. на новый в 3 яруса, с колоннами, украшенный резьбой на алом поле. Все интерьеры были расписаны.

http://sobory.ru/article/?object=17903

В Грозном совершено освящение обновленного храма святого Архистратига Божия Михаила 27 апреля 2009 г. 09:44 26 апреля архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил чин освящения обновленного Михаило-Архангельского храма в столице Чеченской Республики городе Грозном. Храм был построен в 1892 году. В период антирелигиозных гонений в двадцатые-тридцатые годы на территории Чечено-Ингушской АССР были закрыты и в большинстве разрушены все православные храмы. После Великой Отечественной войны богослужения в Михаило-Архангельском храме возобновились. В ходе боевых действий зимой 1994-1995 годов храму был нанесен значительный ущерб, усугубленный впоследствии. В конце 2004 года началось восстановление Михаило-Архангельского храма. К весне 2006 года на храм водрузили купола и кресты, начались отделочные работы. Богослужения совершаются здесь с осени 2006 года. Год назад при содействии республиканских властей и Общественного фонда имени А. Кадырова был начат капитальный ремонт храма, установлен тябловый иконостас, затем храм был расписан ставропольскими иконописцами под руководством Вячеслава Пахомова. На освящении обновленного храма присутствовали заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин, президент Чеченской республики Рамзан Кадыров, председатель правительства Чечни Одес Байсултанов, муфтий Чечни Султан Мирзаев, атаман Терского казачьего войска, депутат Государственной Думы Ставропольского края Василий Бондарев и другие официальные лица. Также присутствовали казаки-терцы. По завершении освящения храма и воскресного богослужения архиепископ Феофан передал слова благодарности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в адрес руководства республики. «Мира и согласия чеченскому народу. Хочу выразить благодарность Президенту Чеченской Республики Рамзану Кадырову — за вновь отстроенный реконструированный красивый храм. Поздравляю весь чеченский народ с величайшим событием — отменой контртеррористической операции. Храните мир и согласие на территории ЧР. Ни автоматы, ни взрывчатки не смогут принести счастье. Счастье заключается в мирном созидательном труде», — подчеркивается в послании.

http://patriarchia.ru/db/text/629840.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010