О чистейшая чета разумных горлиц – Иоаким и Анна! Соблюдая предписываемую законом природы непорочность, вы удостоились того, что выше сил природы. Вы родили миру неискусомужную Матерь Божию; провождая жизнь благочестивую и праведную в естестве человеческом, родили ныне дщерь высшую Ангелов, Владычищу Ангелов. О дщерь благолепнейшая и сладчайшая! О лилия, среди изсохших стеблей возросшая от благороднейшего царского корня Давидова! Чрез Тебя царство обогатилось священством. Чрез Тебя соделалось пременение закона и открылся сокровенный под письменем дух его, когда священническое достоинство из колена Левиина перешло в Давидово. О роза, от терний Иудейских процветшая и своим божественным благоуханием все исполнившая! О дщерь Адамова и Матерь Божия! Блаженны чресла и чрево, из которых Ты произошла! Блаженны руки, носившия Тебя, и уста, наслаждавшияся Твоими чистейшими лобзаниями, – уста одних только родителей, чтобы Ты всегда и во всем пребыла Девою. Ныне начало спасения миру. Воскликните Господеви вся земля, воспойте, возрадуйтесь и вострубите! Возвысьте глас свой, возвысьте, – не бойтесь! ибо родилась нам Матерь Божия в святом дворе овчем, от которой благоизволил родиться Агнец Божий, вземлющий грех мира. Взыграйте горы – существа разумные, стремящияся на высоту духовного созерцания! Раждается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору, – величие Ангелов и человеков, от которой без рук телесным образом благоизволил отсечься краеугольный камень – Христос, едина ипостась, соединяющая в себе различные естества – Божеское и человеческое, и созидающая Ангелов и человеков, язычников и плотского Израиля, в единого духовного Израиля: «гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная: гора, юже благоволи Бог жити в Ней» ( Пс. 67, 16–17 ); колесница Божия тмами тем тысяча гобзующих благодатию божественною, то есть, Херувимов и Серафимов; верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огн, но светлое блистание всесвятого Духа. Там слово Божие на каменных досках начертало закон Духом, как бы перстом своим, а здесь само Слово Божие воплотилось от Духа Святого и девственных кровей и дало само Себя нашему естеству действительнейшим врачевством спасения. Там манна, здесь услаждающий манну. Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного вещества всякого рода и прежде нее бывшая скиния праотца Авраама, – да поклонится одушевленной и умной Скинии Божией! Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный отвсюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее! Все это потому только важно было, что прообразовало скинию духовную, так как тень истинного первообраза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

О чистейшая чета разумных горлиц – Иоаким и Анна! Соблюдая предписываемую законом природы непорочность, вы удостоились того, что выше сил природы. Вы родили миру неискусомужную Матерь Божию; провождая жизнь благочестивую и праведную в естестве человеческом, родили ныне дщерь высшую Ангелов, Владычицу Ангелов. О дщерь благолепнейшая и сладчайшая! О лилия, среди иссохших стеблей возросшая от благороднейшего царского корня Давидова! Чрез Тебя царство обогатилось священством. Чрез Тебя соделалось пременение закона и открылся сокровенный под письменем дух его, когда священническое достоинство из колена Левиина перешло в Давидово. О роза, от терний иудейских процветшая и своим Божественным благоуханием все исполнившая! О дщерь Адамова и Матерь Божия! Блаженны чресла и чрево, из которых Ты произошла! Блаженны руки, носившие Тебя, и уста, наслаждавшиеся Твоими чистейшими лобзаниями, – уста одних только родителей, чтобы Ты всегда и во всем пребыла Девою. Ныне начало спасения миру. Воскликните Господеви вся земля, воспойте, возрадуйтесь и вострубите! Возвысьте глас свой, возвысьте – не бойтесь! Ибо родилась нам Матерь Божия во святом дворе овчем, от Которой благоизволил родиться Агнец Божий, вземлющий грехи мира. Взыграйте горы – существа разумные, стремящиеся на высоту духовного созерцания! Рождается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору, – величие Ангелов и человеков, от которой без рук телесным образом благоизволил отсечься краеугольный Камень – Христос, едина ипостась, соединяющая в себе различные естества – Божеское и человеческое, и созидающая Ангелов и человеков, язычников и плотского Израиля, в единого духовного Израиля: гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная: гора, юже благоволи Бог жити в ней, колесница Божия тмами тем, тысяща горбующих ( Пс. 67:16–18 ) благодатию Божественною, то есть, Херувимов и Серафимов; верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огнь, но светлое блистание Всесвятого Духа. Там слово Божие на каменных досках начертано закон Духом, как бы перстом своим; а здесь Само Слово Божие воплотилось от Духа Святого и девственных кровей и дало само Себя нашему естеству действительнейшим врачевством спасения. Там – манна; здесь – услаждающий манну. Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного вещества всякого рода и прежде нее бывшая скиния праотца Авраама, – да поклонится одушевленной и умной Скинии Божией! Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный отвсюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее! Все это было важно только потому, что прообразовало скинию духовную, так как тень истинного первообраза.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

41 . Иисус Христос как Пророк возвестил тайну спасения, и как Первосвященник искупил нас на кресте от греха, и как Царь вечный по Божеству помазан Духом Святым в Царя и по человечеству в самом воплощении, о чем взывает Исаия: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века ( Ис.9:67 ). 42 . Понеже бо человеком смерть бысть, и о Адаме вси умирают, и Человеком Христом Мессией воскресение мертвых ( 1Кор.15:2122 ). 43 . Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобном Твоему видети истления ( Пс.15:10 ). А вознесением Своим на небеса Иисус Христос отверз для всех верующих в Него Царство Небесное, ибо возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех ( Пс.67:19 ). 44 . Первое слово о Пресвятой Деве Богородице было в раю: Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим, и между семенем Тоя: Той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши Его пяту ( Быт.3:15 ). 45 . А в 44-м псалме воспевается слава великого Царя Христа Бога и Царицы неба и земли Богородицы: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю Девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев ( Пс.44:1011; 1416 ). 46 . И Церковь воспевает: «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи, величия Тебе сотворшему; предста Царица одесную Тебе». «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея; ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яко заченши Создателя Твоего». 47 . В 67-м псалме воспевается Богородица как гора высокого духовного созерцания, орошенная благодатью Духа Святого: Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней ( Пс.67:1617 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Пс.67:15. Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне.    Здесь Давид предсказывает сошествие Святаго Духа в день Пятидесятницы. Указывает и место, где это будет: «в Селмоне», т.е. в Иерусалиме. После этого Всемогущий «разнствит» (разошлет) апостолов с евангельской проповедью по всей земле (Феодорит). Пс.67:16. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная.     «Гора» — Церковь святая, «утучненная» и «усыренная» благодатью Святаго Духа. «Гора» и Пресвятая Богородица разумеется, ибо «благоволи Бог вселитися и жити в Ней» (Афанасий, Феодорит). Пс.67:17. Вскую непщуете горы усыренныя; гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца.    Это обращение к иудеям и еретическим церквам: для чего кичитесь, состязаясь и равняя себя с «Горою», которую Бог соделал Своею обителью? (Феодорит). Пс.67:18. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем.     «Колесницами» Божьими называет души святых. Колесниц Божиих «тьмы», тысячи «тысящ». Ими правит Тот Самый «Господь Бог», Который являлся и на «Синае» (Феодорит). Пс.67:19. Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися.    Что значит: «пленил еси плен»? — То, что по преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили во ад, ибо рай был заключен. Когда же Христос «восшел на высоту» святого и животворящего Креста, то Он Своею Кровию избавил нас из плена, т.е. обратно «пленил» нас, победив и низложив пленившего нас врага — диавола. «Приял еси даяния в человецех» — дал дары человекам (см. Еф. 4:8), так что и «непокаряющиеся» могут обитать у Господа; «единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова» (Еф. 4:7) (Дорофей). Пс.67:20. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших.    Показав такое человеколюбие, Ты, Господи, достоин всегда быть воспеваемым (Феодорит). Пс.67:21. Бог наш, Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная.     «Господь» отверз нам неисходную темницу смерти — «исходища смертная» (см. Ис. 45:2) и Своею смертью Он должен был спасти людей. Такова-то жизнь смертных, что Господь не иначе исшел от нее, как только смертью (Августин).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.67:12. Господь даст глагол благовествующим силою многою.    Сам даст глагол святым Своим Апостолам, чтобы могли они проповедовать евангелие. А это подобно сказанному: «не пецытеся, что речете, или что возглаголете: дастбося вам в той час, что речете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца Моего глаголяй в вас» (Мф. 10:19-20). А сказанное: «силою многою» — должно понимать в связи с словами: «Господь даст глагол», но не с словом: «благовествующим», как думали некоторые. Ибо выражает ту мысль, что Бог с великою силою дает глагол благовествующим, то есть: намеревающимся возвестить нам блага наши Тот же подает и слово, Кто подает случай к благовествованию. Пс.67:13. Царь сил возлюбленнаго.    Сам Господь дал глагол таинникам, потому что Он есть Царь возлюбленного народа, Он же и сила его. Красотою дому разделити корысти.   «Дом» — уверовавшие во Христа, «красота дома» — святые Его ученики и Апостолы. Посему говорит, что красоте дома, то есть Евангелистам, дает глагол, чтобы «разделити корысти», т.е. привлечь язычников к вере и расхитить корысти у сатаны. Пс.67:14. Аще поспите посреде предел...    Речь эта обращена к святым Апостолам. Если, говорит, приимут вас пределы («пределами» же называет уверовавших из двух народов), и потому, если упокоитесь в них, то даны будут им «криле голубине» с позлащенными «междорамиями». Разумеет же, что приявшие святых Апостолов сподобятся Духа Святого. Междорамия же голубиные называет позлащенными, потому что умы приявших соделает многоценными, т.е. мудрыми. Пс.67:15. Внегда разнствит Небесный цари на ней.   Царями именует Апостолов, которые стали правителями Его достояния. «Оснежатся» же сказано вместо «очистятся», а «в Селмоне» толкуется: «в воздаяти». Посему говорит, что приявшие святых Апостолов в воздаяние или в награду за приятие от небесного Царя примут очищение грехов. Пс.67:16. Гора Божия гора тучная.   «Горою» именует Церковь, называет же ее «тучною», потому что души принадлежащих ей соделывает упитанными и умащенными. Гора усыренная, гора тучная. Пс.67:17. Вскую непщуете горы усыренныя?    «Усыренное» значит напитанное млеком, то есть, простым словом учения, по сказанному: «млеком вы напоих, а не брашном» (1 Кор. 3:2). Посему упрекает предполагающих, что и еретические церкви могут быть усыренными, потому что нет в них ничего, что могло бы воспитать для духовного состояния. Поэтому, «вскую непщуете», будто бы вне Церкви есть иные усыренные горы, а не одна паче сия гора, «юже благоволи Бог жити в ней?» А что живет Он в Церкви, это явствует из сказанного Им самим: «зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

(13). Царь сил возлюбленнаго. Сам Господь дал глагол таинникам, потому что Он есть Царь возлюбленного народа, Он же и сила его. Красотою дому разделити корысти. Дом – уверовавшие во Христа, красота дома – святые Его ученики и апостолы. Посему говорит, что красоте дома, т. е. евангелистам, дает глагол, чтобы разделити корысти, т. е. привлечь язычников к вере и расхитить корысти у сатаны. (14). Аще поспите посреде предел. Речь эта обращена к святым апостолам. Если, говорит, приимут вас пределы (пределами же называет уверовавших из двух народов), и потому, если упокоитесь в них, то даны будут им криле голубине с позлащенными междорамеями. Разумеет же, что приявшие святых апостолов сподобятся Духа Святого. Междорамия же голубиные называет позлащенными, потому что умы приявших соделает многоценными, т. е. мудрыми. (15). Внегда разнствит Небесный цари на ней. Царями именует апостолов, которые стали правителями Его достояния. Оснежатся же сказано вместо «очистятся», а в Селмоне толкуется: в воздаяти. Посему говорит, что приявшие святых апостолов в воздаяние или в награду за приятие от Небесного Царя примут очищение грехов. (16). Гора Божия, гора тучная. Горою именует Церковь, называет же ее тучною, потому что души принадлежащих ей соделывает упитанными и умащенными. Гора усыренная, гора тучная. (17). Вскую непщуете горы усыренныя? Усыренное значит напитанное млеком, т. е. простым словом учения, по сказанному: млеком вы напоих, а не брашном (1 Кор. 3, 2). Посему упрекает предполагающих, что и еретические церкви могут быть усыренными, потому что нет в них ничего, что могло бы воспитать для духовного состояния. Поэтому, вскую непщуете, будто бы вне Церкви есть иные усыренные горы, а не одна паче сия гора, юже благоволи Бог жити в ней? А что живет Он в Церкви, это явствует из сказанного Им Самим: зде вселюся, яко изволих и (Пс. 131, 14). (18). Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих. Колесницею Божией называет Небесные и Умные Силы, которые носят на себе Бога. Это подобно сказанному: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7, 10). Они же суть и гобзующие, или радующиеся, потому что избавлены от греха. Посему носимый тьмами на сей колеснице есть тот же Господь, Который и на святой горе Синае дал закон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии. Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады. Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним. Да смятутся от лица Его, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева. Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему и изнеможе, Ты же совершил еси е. Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. Господь даст глагол благовествующым силою многою. Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем. Возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная. Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес твоих, от враг от него. Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем, предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли. Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки, се даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/polunoshh...

Въ мд-мь 1191 рече: «Слышы, дъщи, и вижь, и приклони хо и забуди люди тво и домъ отца въсхощеть царь доброт ко то Богъ твой, и поклонишис лицю помолтьс богатии (л.195г) О въведении въ церковь рече: «Приведутьс царю Двы по ней, и ближн приведутьс въ веселии радости, приведутьс въ церковь свтую». В з-мь рече: «Гора Божи гора тучна, гора сырена, гора, юже благоволи Богъ жити на ней, ибо Господь въселитьс до конца». О цловании же Богородичин съ Елисавефью, пакы повтор, рече въ пд-мь: «Милость и истина сртостас, правда и миръ облобызастас, истина земл воси, а правда съ небеси приниче». Истина бо Предтеча, понеже б истина проповдникъ, иже въ ложеснхъ сы матернихъ позна Владыку, тъ земл воси, отцемь въсинъ, а матерью Елисавефию роженъ. Правда же Богъ, пречисты Двица по благовщению родис, безначаленъ безначалнаго Отца, свтъ свта, Богъ истиненъ Бога исти(л.196а)ньна, роженъ токмо по плоти, а не створенъ, присносущенъ Отцю и Свтому Духу преже всхъ вкъ. В 44-м он сказал: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего. Возжелает Царь красоты твоей, ибо Он Бог твой, и ты поклонись Ему, [и] богатые люди будут умолять лице твоё» ( Пс. 44:11–13 ). О введении Её во храм он сказал: «За нею ведутся к царю девы, подруги её приводятся с весельем и ликованьем, входят в храм святой» ( Пс. 44:15–16 ). В 67-м он сказал: «Гора Божия – гора плодоносная, гора тучная, гора, на которой Бог благоволил жить, ибо Господь будет обитать вечно» ( Пс. 67:16–17 ). О приветствии Богородицей Елизаветы он ещё раз повторил в 84-м: «Милость и истина встретились, правда и мир облобызались; истина возссияла из земли, и правда приникла с Небес» ( Пс. 84:11–12 ). Истина – это Предтеча, ибо он был проповедником истины, ибо он, будучи в утробе матери, узнал своего Владыку, – он «воссиял от земли»: через отца Захарию он возник, а рождён матерью Елизаветой. Правда же – это Христос Бог: Он родился от Пречистой Девы после благовещения, безначальный от безначального Отца, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рождённый только по плоти, но не сотворённый, единосущный Отцу и Святому Духу прежде всех веков 1192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Седмьдесять толковников, конечно, принимали за одно со словом (Быт.49:14) и потому дали оному значение пределов. Но у Иезекииля слово значит наставлять коноб (Иез.24:3), и - два ряда камней, на которые коноб наставляется (см.: Иез.40:43). обыкновенно значит голубь. Тирин думает, что голубица есть символ Вавилонского царства, принятый в память Семирамиды, и в сем знаменовании принимает слово у Иеремии (см.: Иер.25:38; 46:16; 50:16). Но по мнению других оно значит в сих местах озлобляющаго, как и у Софонии (Соф.3:1). Феодотион предлагает: В тени, но большая часть толковников принимают сие имя за собственное горы Селмон, лежащей среди земли обетованной, близ Сихема (Суд.9:48). Абен-Езра описывает ее белеющею от снегов и осененною деревами. Васан есть страна, лежащая на восточной стороне Иордана, завоеванная Евреями от царя Ога (см.: Чис.21:33,35), обильная скотоводством (см.: Чис.32:5,33), почему юнцами Васанскими (Пс.21:13,14) называются сильные земли. Седмьдесять толковников смешивали со словом , что значит: сыр (Иов.10:10). По мнению новейших, первое значит: Хребты. Из различного разумения сих более или менее для целой речи важных слов произошли различные оной истолкования, коих сравнение может служить подтверждением лучшего мнения. Толкование по примеру Евсевия и других древних: " Если вы почиете в пределах двух заветов, Ветхого и Нового, то вы обрящете криле голубя, то есть воскрыляющие к Богу слова Святаго Духа, которые в простом буквальном значении являются покрытыми сребром (Ис.11:7), а в чистейшем сокровенном разумении открываются в желтении злата. Когда Небесный Царь разделяет оныя голубиные криле земным сопричастникам Своего Царствия, пророкам, Апостолам и ученикам, тогда и сами они являются белы, как снег на вершине горы Селмон. Сей горе уподобляется Церковь Христова. Она есть гора Божия, по присутствию Божию, гора тучная пажитями для словесных овец, гора усыренная здравыми плодами их силы и деятельности, гора тучная, как страна Васан. Почто вы помышляете обрести многие горы усыренные? Почто вы, Иудеи, желаете превознести Моисея пред Христом? Почто вы, ересеначальники, думаете создать многие церкви? Едина есть гора, в которой Бог желает обитать (Ис.2:2,3; 2Кор.6:6), и едина Глава сей горы, в которой Божество жить будет во веки (Кол.1:18) " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

Положил во гробе хор апостолов Твое тело, принявшее Бога, со страхом взирая и громким голосом обращаясь (к Ней): отходя в небесные чертоги, сохраняй всегда, Богородица, достояние Свое. Песнь 9-я 2-го канона. Ирмос. Всяк земен да взыграется, Духом просвещаемь, да ликовствует же бесплотных умов естество, почитая святое успение Божия Матере, и да поет: радуися, Преблаженная, Богородице чистая, Приснодево. Земен – по-гречески: гигенис, земнородный. Да взыграется – по-гречески: скиртато, буквально – да скачет. Духом просвещаемь – в греческом: то пневмати лампадухуменос, буквально может быть переведено: возжженный Духом, как лампада, как факел. Бесплотных умов. – «Бесплотные» передает греческое аили, невещественные. «Невещественные умы» – ангелы. Святое успение. – В греческом стоит: священное преставление. Мы в какой уже раз видим разницу между нашим и греческим текстом в тех местах, где обычные богородичные ирмосы 4-го гласа изменяются приспособительно к характеру праздника. Это все более убеждает в том, что изменение это – дело довольно позднего времени. Да поет – по-гречески: воато, – пусть громко кричит, зовет.   Всякий земнородный да ликует, просвещаемый Духом, и да торжествует естество невещественных умов, почитая святое успение Божией Матери, и да взывает: радуйся, превыше всех блаженная, Богородица чистая, Приснодева. Тропарь 1. Приидите в Сион, на божественную и тучную гору Живаго Бога, и возрадуемся, Богородицу зряще: к зело бо лучшей и божественней сени, яко Матерь, Сию во Святая святых Христос престави. На божественную и тучную гору Живаго Бога. – Эта фраза напоминает нам слова 67-го псалма: «Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. (…) Гора, юже благоволи Бог жити в ней» . Вот как изъясняет это место свт. Афанасий Великий : " Горою именует Церковь ; называет же ее тучною, потому что души принадлежащих ей она делает насыщенными… Усыренное значит напитанное молоком, то есть простым словом учения, по сказанному: «я молоком напоил вас, а не твердой пищей» (1 Коринфянам, 3, 2). (…) А что Бог живет в Церкви, это явствует из сказанного Им Самим: «здесь вселюсь, ибо Я возлюбил его» ( Пс. 131, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010