Мы указывали выше, что, наряду с большим количеством троичных тропарей, в которых Преподобный славословит Святую Троицу, написаны им и троичны, где подчеркивается главным образом поклонение Троице-Богу. Они есть и в канонах подготовительных к посту недель, и в трипеснцах на протяжении всего Великого Поста. “Странно, яко Едино и Три Божество все, — взывает Преподобный, — по единому лицу нераздельно; Отец бо, Сын и Дух Святый есть поклоняемь , яко Един Бог” 87 . Этот троичен с малыми изменениями повторяется в каноне субботы сырной 88 . Очевидно преподобному Феодору была близка найденная им формула: Странно, яко Едино, и Три Божество . В трипеснцах идею поклонения Святой Троице песнописец иногда соединяет с идеей прославления. “Троицу прославим , — пишет он во вторник 3-й седмицы Великого Поста, — Единице поклонимся , безначальному безначального Отца Сыну Единородному, Духу Сопрестольному и Отцу соприсносущному” 89 . То же видим и в троичне 9-й песни Великого Канона. Иногда преподобный Феодор сохраняет только идею поклонения. “Троице Лицы, — пишет он в трипеснце среды 4-й седмицы, — Единице естеством, поклоняюся Тебе, Божество Святое, Отцу и Сыну со Святым же Духом” 90 . Ту же форму сохраняет Преподобный в трипеснце среды 5-й седмицы Великого Поста: “Яко сущу Сыну с Родителем, и Духу Святому ссущу, единомудренно поклонимся ” 91 . Очень редко преподобный Феодор допускает в своих троичных выражения богословие , богословлю . Тем утешительнее отметить эти троичны, особенно после того, как нам удалось показать глубокую внутреннюю связь этих тропарей Преподобного с основными положениями о Троице-Боге святителя Григория Богослова. В троичне 4-й песни Великого Канона святого Андрея Критского мы встречаемся с этим выражением. “Нераз­дельное существом, неслитное лицы, богословлю Тя, тройческое едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую” 92 . Упоминание о богословии встречается и в одном из троичных, который Преподобный повторяет несколько раз в течение поста и подготовительных недель. Здесь, воспев Святую Троицу, Преподобный заканчивает тропарь молением: “Спаси мя, богословяща Тя” 93 . Очевидно, троичен этот был дорог Преподобному и потому особенно часто им повторялся. Но слово богословяща соединяет с молением о спасении: спаси мя, богословяща Тя .

http://pravmir.ru/pesnotvorchestvo-prepo...

На полунощнице, вместо обычных тропарей и прочих песнопений Часослова, по 1-м «Трисвятом» – тропарь, а по 2-м – кондах праздника, и молитва за упокой («Помяни Господи») не глаголется. Для утрени в Триоди Цветной, на ряду, имеются седальны и стихиры «на хвалитех», а прочие песнопения берутся из последования праздника Пятидесятники, по указаниям Устава (имеющимся и в Триоди Цветной). Эта утреня совершается с великим славословием, но без пения полиелея и чтения Евангелия; вместо же «Честнейшую» на утрени поется ирмос 9-й песни канона. – На литургии, на блаженны, положены (на 8) тропари от 3-й и 6-й песен праздничного канона; возглашается (после: «Премудрость, прости»), как и в праздник Пятидесятницы, «входное» («Вознесися Господи») и поются тропарь, кондак, задостойник и причастен праздника Пятидесятницы; но положены: «Трисвятое» и другие – прокимен («Спаси Господи люди Твоя»), апостол, аллилуиарий («Помилуй мя Боже») и Евангелие. Отпуст – тот же, что и в день Пятидесятницы (см. 680 стр.). Ап. ( Еф.5:9–19; 229 зач.; Ев. Мф.18:10–20; 75 зач.). Праздник в честь Святой Троицы и Святого Духа продолжается во всю «пятидесятную» седмицу. – Во всю эту седмицу «оставляются междочасия часов, и иже в повечериях певаемый канон Пресвятыя Богородицы» (см. также на 680 стр.). Во всю седмицу после праздника Пятидесятницы, не исключая среды и пятка, разрешается вкушение скоромной пищи, посему эта седмица и называется сплошной иди всеядной. Седмица эта посвящена в честь Святого Духа, как пасхальная: – в честь Сына Божьего, – и разрешением поста в продолжение ее Церковь исповедует, что Дух Святой единочестен Отцу и Сыну. «Службы святых, прилучившихся в субботу грядущую (в отдание Пятидесятницы) и в неделю Всех Святых, поем единого напреди, а другого в настоящий пяток на повечерии». – О службе Обретения главы Предтечи во вторник, если он случится 26 мая, и в пяток, если этот пяток случится 23 мая, см. на 204 стр. (сн. 652 стр.). В субботу празднуется Отдание праздника Пятидесятницы. Службы совершаются по тому же порядку, «якоже указася (в Уставе) на Отдание Вознесения Христова»; но только положен «канон праздника, со ирмосом на 8, ирмосы по 2-ды, другой (канон праздника) со ирмосом на 6, ирмосы по 2-ды, катавасия – ирмос 2-го канона: Божественным покровен, оба лика вкупе» («Честнейшая», как и в праздник Пятидесятницы, не поется). – Отпуст – праздничный (см. 680 стр.); но на нем «поминает иерей святого, егоже есть день».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После чтения трипеснца утрени Великого понедельника ексапостиларий " Чертог Твой " исполнили духовенство в алтаре, хор и трио клириков. В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный Патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов. С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение всей Псалтири (кроме 17-й кафизмы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы. Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поется " Аллилуйя " со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трех дней Страстной седмицы " Се Жених грядет в полунощи " . Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает о Страшном Суде и призывает верующих к духовному бодрствованию.  После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи (о двух братьях и злых виноградарях) (зачало 84: Мф. 21:18-43). Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поется ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: " Чертог Твой вижду, Спасе мой " (реминисценция притчи о брачном пире). Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы.  В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется " Утреней Жениха " , в собственно понедельник из алтаря торжественно выносится и полагается посреди храма икона " Жених Церкви " , изображающая Христа в терновом венце. ИА " Вода живая " , 21-24.04.19 Поделиться Упоминания в новостях 28 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

На утрени на Бог Господь тропарь „Спаси Господи» 2, Слава и ныне: „Иже твое предстательство“. Стихословие, седален на глас крестный гласа. Чтение по панихиде (по этому уставу полагалось чтение между панихидой и утреней) к ряду из Апостола (нынешнее «великое» чтение из Апостола). По 1-м стихословии чтение — слово в Панегирике (сборник похвальных слов) Софрония Иерусалимского, которого начало: „Торжество Креста и кто не возликует» и другое слово Пантолеона диакона „Опять воздвигаете Крест» два за одно и другое слово в малом Панегирике Александра монаха. Затем стихословим другую кафисму „Благо есть исповедатися Господеви“ (т. е. кафисму 13-ю, заключающую наиболее подходящих к празднику псалмов) 3 антифона (славы) на предстоящий глас, седален на тот же глас, подобен того же гласа, среды или пятницы (т. е. крестный седален Октоиха), слава и ныне: тот же богородчен. Чтение в той же книге слово Златоуста „Что реку или что возглаголю». Полиелей на гл. 6, седален на тот же глас „Токмо водрузися». Слава и ныне: богородичен. Чтение в Метафрасте слово кир Андрея (Критского), которого начало: „Торжество Креста совершаем» на два даяния (в два приема, следовательно, вторая часть по 3 песни канона). Степенны гл. 4, антифон один. Если воскресение — (степенны) гласа, 3 антифона». Далее по 50 псалме все как ныне. Канон — как ныне. При пении 50 псалма параэкклсиарх ставит на правой стороне солеи (βματος) наперед приготовленный четвероножец в облачении. «С началом канона иерей, облачившись в фелонь и епитрахиль, с диаконом, взяв на главу честное древо с ковчегом, причем крест лежит на малом покровце чаши, в предшествии диакона с кадильницей и подсвечников входа, входят с левой стороны (из северной двери) и идут до солеи, творя вход и полагают его (крест) на четвероножце перед св. жертвенником (престолом) наискось, как сказано (т. е. на правой стороне солеи), ставя впереди и две свечи входа, (иерей) входит чрез св. двери внутрь алтаря, а диакон кадит народ и весь храм. По 3 песни седален гл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

   Мф. 12:49—50, 23:8; Мк. 3:34; Лк. 8:21; Евр. 2:11—12 (как говорят некоторые богословы, Христос «убратовил» нас Себе).    Канон Святой Пасхи, 4-й припев на 9-й песни — задостойник Святой Пасхи.    В Лазареву субботу на утрени тропарь, глас 1.    В среду Преполовения на утрени кондак и икос, глас 4.     Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Беседы на Евангелие. С. 3    Вот лишь несколько примеров касательно первых четырех дней первой седьмицы и четвертка пятой седмицы Великого поста — дней, когда читается Великий канон (см.: Типикон. М., 1997): «Не прияхом творити преждеосвященныя, даже до среды, еже поститися по преданию всему братству: могущии же да пребудут постящеся до пятка. Святыя же горы типик в первый убо день отнюд не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и в четверток, ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (л. 330 об.). Касательно первой среды, когда совершается первая постовая Преждеосвященная литургия, указано: «входяще же в трапезу, ядим сухоядение: пием и сок с медом. В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, пребываем постящееся даже до пятка: тогда бо ядим входяще в трапезу» (л. 336). В пяток же вечера, накануне памяти святого Феодора Тирона, по окончании служб «входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в лавре преподобнаго отца нашего Саввы и киновии преподобнаго Великаго Ефрема: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа, и армеа (согласно о. Дьяченко, армеа — монашеская пища, например, заготовленная впрок капуста): произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (л. 337). В четверток же пятой седмицы, по окончании Великого канона, прочие службы «поем поскору, труда ради бденнаго. Совершается же служба преждеосвященных, в нейже приудостоившиися причащаются Святых Христовых Таинств. На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго: Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во Святыя же горы типице рассуждает: На святых мученик 40, На предтечевы главы обретение, В среду крестопоклонную, На великий канон, и На наседальное, ясти два варения со елеем, и испивати по две чаши вина» (лл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

17. Четверг. Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского. Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия. Служба свт. Григория Неокесарийского шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Никона Радонежского в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения славословной службы прп. Никона Радонежского в соединении с шестеричной службой свт. Григория Неокесарийского и службой Октоиха (В) . А. На вечерне кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды). На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Во глубину видения вшед...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы, от меньших: «Око сердца моего...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Бодрость Божия...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы, от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и святителя на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11). Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-30/

329 на об. 572 Общеупотребительные начальные молитвы в начале вечерни в данном случае надобно читать потому, что с неё, а не с 9 часа начинается богослужение. 575 Здесь (т.-е. в 5 мр. гл. 1 февр.) нет тропаря и кондака храма Христова и Богородицы потому, что их заменяют тропарь и кондак предпразднства. Нет тропаря и кондака дневного святаго потому, что служба его (мученика Трифона) „поется на повечерии или егда настоятель разсудит“. Наконец, нет тропаря и кондака храма святаго. На отсутствие последних надобно смотреть как на недомолвку, потому что во дни памяти святых они отменяются только тогда, когда случится святой, имущий бдение; но служба отцев не есть бденная, при том же в 11 мр. гл. 2 февр. прямо указаны. 576 На малой вечерни полагаются паремия дня и прокимен: Да уповает израиль на Господа... со стихом. 577 Но если праздник Сретения будет ранее Сырной субботы и случится не в неделю; то припевы праздника. 578 Если Сретение было в понедельник и накануне его совершено всенощное бдение, то кафизмы нет и накануне вторника. 579 Так сказано в 5 мр. гл. 2 февр. Но здесь недомолвка; должно быть так: тропарь св. Симеона. Слава, и ныне – праздника. 581 В начале 10 мр. гл. 2 февр., Тип., л. 176 на об., о богослужении среды Сырной седм, (равно и пятка), когда она бывает днем попразднства Сретения Господня, замечено вообще: „поклонов несть, точию по конце коегождо часа по 3 великие поклона“; в продолжении же этой главы великие поклоны назначаются на различных службах среды, но ни на одной не более трех. 582 Если Сретение Господне было в Сырный вторник, то в среду накануне четв. на повечерии читается вторичный трипеснец (5 мр. гл. 2 февр., Тип., л. 174). 583 Кроме того, и во дни попразднств, как и предпразднств, по уставу 9 гл. Типикона, после 3 и 6 песни на катавасию поется ирмос последнего канона, если в этих песнях нет трипеснцев. Но в Сырную субботу, если случится попразднство, катавасия праздника. 584 По 20 гл. Типик., л. 27 на об., „в попразднствах“ господских и богородичных праздников пред 9 песнью поется Честнейшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Состоялся концерт детско-юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина мая 2016 В рамках XXV Пасхального фестиваля в Белом зале Политехнического университета 6 мая состоялся концерт детско-юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина Владимирского собора под управлением Ирины Болдышевой. В первом отделении прозвучали византийские песнопения: кондак, стихиры и тропарь Пасхи, тропарь Великих понедельника, вторника, среды " Се Жених грядет в полунощи… " , I антифон последования Святых и Спасительных Страстей " Чувствия наша… " , избранные песни Пасхального канона (на славянском и греческом языках), ексапостиларий Пасхи " Плотию уснув… " (на славянском и греческом языках). Во втором отделении были исполнены хоровые композиции Ирины Болдышевой на слова русских поэтов, посвященные Пасхе: " Ночь на Пасху " (на слова протоиерея Андрея Логвинова), " Риза " (на слова Александра Солодовникова), " Радость моя, Христос Воскресе! " (на слова протоиерея Андрея Логвинова), " Пасха. Мы пойдем сегодня в храм " (на слова Елены Екимовой) и другие произведения. Регент предваряла песнопения вступительными словами о значении и истории распева. Особое внимание она уделила особенностям византийских песнопений: " Это самая древняя православная традиция. Ею дышит вечность, дышит дух Евангелия. В византийской традиции интересно то, что чрезвычайно трагические события передаются через светлую музыку, из чего можно сделать вывод, что в святоотеческую эпоху люди были настолько чуткими, что их нужно было утешать, а не пробуждать их чувства, чтобы они, наконец, начали каяться. В византийской иконописи изображали не столько зрелища, сколько тайну, и песнопения тоже раскрывают тайну Пасхи " . Многие зрители пришли на концерт целыми семьями, зал был наполнен детьми. В беседе с корреспондентом " Воды живой " руководитель хора отметила, что его репертуар на 99 процентов состоит из переложений византийских богослужебных песнопений на церковнославянский язык. Хору присуща особая манера исполнения - естественное звукоизвлечение, " Богом данное звучание " , без нажима и напряжения мышц и связок. " Во взрослом хоре регенту труднее достигнуть слияния голосов, поскольку каждый участник имеет своего педагога и прошел свою школу, - отметила она. - У нас же есть уникальная возможность воспитать детей в единой вокальной манере, поскольку мы принимаем в хор детей с четырех лет. Это дает единое слияние голосов, что важно при исполнении древних песнопений " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

98 . В уставе службы понедельника 1-й седмицы св. четыредесятницы определено время начала службы в великий пост: утреня поется в конце третьего часа ночи, первый час при рассвете дня, отдельно от неё, третий час при начале третьего часа дня, шестой – пятого, девятый – седьмого и после него вечерня; прежде захода солнца поется повечерница. 99 В таком порядке и в такое время службы совершались во весь великий пост. Богослужебный порядок в первые три недели великого поста не представляет ничего особенного и только в воскресение четвертой недели великого поста несколько отлично от современного нам устава описывается чин поклонения кресту. На утрени, читаем в этот день в Студийском уставе, по пении двух кафизм приносится из сосудохранительницы крест и полагается на святой трапезе до окончания девятой песни канона. Потом поставляют пред алтарем стол и покрывают его; тогда берется со св. трапезы крест и полагается на нем. По «Святый Боже» и «Отче наш» отпуста не бывает, но по возгласе: «яко твое есть царство» поется тропарь: «Кресту твоему покланяемся, Владыко»... Далее при пении этого тропаря и стихир кресту происходит целование креста сначала священнослужащими, а за тем и прочими присутствующими и обхождение келлий братии. В течение всей четвертой недели до пятка по окончании девятого часа крест предлагается для целования всем присутствующим. 100 На утрени в субботу той же полагается чтение акафиста Благовещению пр. Богородицы. 101 В среду и пяток шестой недели на утрени полагается читать только две кафизмы. 102 В Лазареву субботу катавасия полагается из канона Пасхи. 103 В неделю Ваий пред литургией полагается крестный ход вокруг монастыря и с этого же дня до великого четвертка первый час поется непосредственно после утрени с пением псалтирным. 104 В службе понедельника, вторника и среды страстной недели ничего не говорится о чтении четырех Евангелий. В великий вторник на третьем часе полагаются тропари и все чтения из пророков, Апостола и Евангелия, какие в настоящее время обыкновенно читаются в великий пяток раздельно на всех четырех часах. 105

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вторая седмица. В эту седмицу св. Церковь продолжает побуждать нас к посту, молитве, покаянно, благотворение и к прочим подвигам благочестия, раскрывая и истинные свойства этих подвигов. В своих песнопениях этой седмицы св. Церковь воспевает: «дивное оружие, молитва и пост: сей Моисея законописателя показа, и Илию в жертвах ревнителя», «Ниневитяны от запрещеннаго извел гнева», «Самуила процветил плод», «воспитал Сампсона храбра»; «постився Елиссей воскреси умерша отрочища»; пост «совершает священники и пророки». Так как «Христос в писаниях завеща» нам «пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением, и убогих попечение»; то св. Церковь и взывает к нам: «истинными постом постимся Господеви, яко брашен воздержащеся, языка, ярости, и лжи, и всякия иныя страсти очуждимся»; «духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша»; «приидите, очистим себе милостынями и щедротами убогих, не трубяще, ни являюще наше благотворение, да не увесть шуйца десницы дело, да не расточит тщеславие плод милостыни»; «покаяния время, и жизни вечный ходатай нам есть постный подвиг, аще прострем руки во благотворение: ничесоже бо тако спасает душу, якоже подаяние требующим; милостыня растворенная постом, от смерти избавляет человека: сию целуим, ейже ничтоже равно, довольна бо есть спасти душы наша». От понедельника 2-й седмицы поются в повечериях каноны Минеи святых, имущихся прилучиться от субботы Лазаревы до недели Фомины, с канонами Богородичными; прежде поем канон Богородицы, также Минеи; по 3-й песни кондак и седален Минеи, по 6-й песни седален Богородицы; стихиры Минеи поются после канона. Порядок службы во все пятки до пятка 5-й седмицы находится в Уставе, в последованиях среды и пятка 1-й седмицы и пятка 2-й седмицы. – На великом повечерии в пятки 2, 3 и 4 седмиц «по 1-ом Трисвятом» положены: тропарь – «Апостоле, мученицы», на «Слава» – «Помяни Господи» на «И ныне» – богородичен: «Мати святая» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010