Закрыть itemscope itemtype="" > «Это очень добрый святой» Беседа с игуменом Иннокентием (Ольховым) 30.09.2010 342 Время на чтение 7 минут Организатором нынешнего принесения десницы святителя Спиридона Тримифунтского с острова Корфу (Греция) в Россию выступил, как и три года назад, московский Даниловский ставропигиальный мужской монастырь. О том, как возникла идея столь значимой для каждого православного человека акции и как она осуществлялась, рассказывает эконом Даниловской обители игумен Иннокентий (Ольховой). - Отец Иннокентий, когда возникла идея принесения в Россию с Корфу мощей святителя Спиридона Тримифунтского? - В течение последних десяти лет у нас с островом Корфу (по-гречески - Керкира) складывались и крепли дружеские отношения: мы ездили туда, они - к нам. И вот уже семь лет на Корфу ежегодно проходит так называемая «Русская неделя». Как раз сейчас, в начале октября, начнется очередная «Русская неделя», одним из организаторов которой является и Данилов монастырь. С тех пор как мы стали регулярно бывать там, мы подружились с митрополитом острова Корфу Нектарием, от которого и узнали, что, оказывается, десница святителя Спиридона Тримифунтского хранится отдельно от других мощей. Мощи святого целиком сохранены в большой серебряной раке, и греки их никуда не увозят. И по древней традиции, от нетленных мощей вообще не отделяли никаких частиц; в принципе, отделение частиц от мощей - скорее, исключение, чем правило, и происходило это в связи с какими-то нестандартными ситуациями, например когда крестоносцы грабили Византию или когда нападали турки. При общении с митрополитом Нектарием выяснилось, что в 1984 году грекам была возвращена из Ватикана... десница святителя Спиридона. Это, действительно, было настоящее чудо, поскольку в течение многих столетий было неизвестно, где она вообще находится. В итальянских источниках есть информация, что в конце XVI - начале XVII века папа Римский Климент VIII получил святые мощи из Константинополя, уже захваченного турками, но не известно, от кого - скорее всего, от Константинопольского патриарха. Причем речь идет именно о деснице. Когда и при каких обстоятельствах она была отделена, также не известно; существуют лишь предания. Конечно, греки знали, что мощи святителя Спиридона в раке без правой руки. И вот эта десница, которая практически 400 лет хранилась в Ватикане, лишь в конце ХХ столетия вернулась на Корфу. А так как она размещена в отдельном ковчеге, то и появилась возможность ее перевозить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Три Вселенских святителя и один из Московских Слово в день трёх святителей 30-го января 1883 г. Праздник трёх Вселенских святителей установлен в конце века, по случаю происшедшего из-за них спора в народе. Спорили о том, кому из них надобно отдать первенство. Одни ставили выше обоих Василия, указывая на его твёрдость духа и основательное рассуждение; другие провозглашали преимущество Григория за высоту и глубину богословствования; третьи восхищались в Златоусте красноречием и любовью к грешникам. Разногласие в суждениях о достоинствах трёх святителей дошло до того, что одни стали называться Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Распря эта наконец прекращена самими святителями, послужившими поводом к ней. Все они явились в видении Иоанну, митрополиту Евхаитскому, сначала каждый порознь, а потом вместе, и заповедали ему объявить всем, что они имеют одинаковое достоинство пред Богом, что между ними нет первого, нет второго. «Итак скажи, присовокупили святители, чтобы спорящие перестали спорить, и устрой нам троим праздник в один день, в показание нашего единомыслия!» – Заповедь святителей была исполнена, общий им праздник, сверх особенных для каждого, назначен 30-го января, и канон на сей праздник написан Иоанном Евхаитским. Таково происхождение настоящего праздника. Установлением совокупного празднества трём святителям воздаётся им церковью величайшая честь. Но не меньшая честь для них выражается в том, что они в ряду святителей именуются Вселенскими. Смысл именования тот, что они суть, по слову церковной песни в честь их, Учители Вселенной. Их учение, содержащееся в оставшихся от них богомудрых творениях, служит образцом для всех Учителей Вселенской Церкви, правилом веры для всех чад Вселенской Церкви. В этом отношении их авторитет, после апостолов, имеет преимущество пред авторитетом прочих Отцов и Учителей Церкви, хотя все они имеют вселенское значение по своему учению, а некоторые, например Афанасий Великий , не уступают им по достоинству учения и по заслугам для Вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

12 февраля. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. [Почти тысячу лет назад в Константинополе среди богословов и монахов разгорелся спор: кто из святых является самым великим. Благочестивые образованные люди разделились на три партии, одна из которых считала таковым Василия Великого, другая — Григория Богослова, третья — Иоанна Златоуста. У каждой партии были свои аргументы в этом споре, на компромисс идти никто не хотел. И тогда все три святителя явились во сне Иоанну Мавроподу митрополиту Евхаитскому, повелев ему засвидетельствовать, что все они находятся в полном согласии друг с другом и желают, чтобы этот раздор среди церковных людей был прекращен. После того как митрополит рассказал всем об этом чудесном явлении, споры были прекращены. В честь этого события и был установлен праздник, прославляющий трех вселенских учителей и святителей]. Ил.: Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.  - С.4;     15 февраля. Сретение Господне. [На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола. В переводе с церковнославянского слово «сретение» — встреча. Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме младенца Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию]. Ил.: Симеон и Иисус. Андрей Шишкин. 2012. - С.4; 19 февраля. День памяти вмч. Феодора Стратилата. [В переводе на русский язык Стратилат означает «воевода». Феодор был крупным военачальником в римской армии. За выдающуюся храбрость и воинские успехи император отдал ему в управление Гераклею — портовый город, расположенный на южном берегу Черного моря. Узнав, что император Ликиний начал гонения на христиан и собирается приехать в Гераклею, Феодор попросил императора дать ему изваяния божеств на некоторое время, чтобы он смог лично почтить их у себя дома молитвой и жертвами. Ликиний с радостью согласился и приказал отвезти драгоценные статуи в дом градоначальника. Успокоенный император даже предположить не мог, что за этим последует. Когда золотые и серебряные изваяния оказались во дворе Феодора, он изрубил их на мелкие куски, которые потом два дня раздавал городской бедноте. Когда император прибыл в город, Феодор спокойно признался в том, что действительно разбил всех идолов и раздал обломки беднякам: «Смотри, Ликиний! Теми, кого ты почитал за богов, теперь владеют нищие. Подумай, стоит ли поклоняться божествам, которые не смогли защитить даже самих себя?» Разъяренный Ликиний тут же велел предать Феодора жесточайшим мучениям, после чего святой Феодор был казнен через усечение головы]. Ил.: Святой Феодор Стратилат. Византия, XI век. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

Ашитково. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1878 г. была сооружена церковь Воскресения Христова села Ашитково по проекту архитектора В.О. Грудзина на средства купца 1-й гильдии Платона Ивановича Балашова, который истратил на стройку все свое состояние. На крышу и колокола уже собирали по людям. Чтобы звон колоколов был мелодичным, при отливке в расплавленную бронзу бросали золото и серебро. Иконы привозились паломниками со Святой Горы Афон. Церковь кирпичная, цоколь и отделка - из белого камня. Освящена в честь Воскресения Христова и имеет три придела: Воскресения Христова, во имя Святителя Николая и в честь Иверской иконы Божией Матери. После закрытия церковь использовалась под зерносклад. В значительной степени сохранился старинный резной иконостас и остатки прежней росписи. Вновь передана верующим церковь в 1989 г. Храм Воскресения Христова начал возрождаться, приобретает свой первозданный вид, позолочен купол, маковки церкви стали голубыми. Внутри храма восстанавливается стеновая живопись. http://www.vosvera.ru Строительство церкви Воскресения Христова с. Ашитково было начато в 1875 г. по проекту архитектора В.О. Грудзины на средства и «иждивением купца Платона Ивановича Балашова». 10 декабря (ст. ст.) 1878 г. состоялось освящение построенной церкви Преосвященным Амвросием епископом Дмитровским, викарием Московским. Потомственный почётный гражданин, купец 1-ой гильдии Платон Иванович Балашов, устроитель храма, долгое время был бессменным старостой храма. «Умер от простуды (80 лет) 13 октября (по ст. ст.) 1915 г. и похоронен при церкви». Величественный пятиглавый храм с внутренней площадью более 600 м.кв., один из самых больших в Воскресенском районе. Храм имеет три престола, стоящих на одной линии: главный - во имя Воскресения Христова, правый - во имя Иверской иконы Божией Матери, левый - во имя Святителя и Чудотворца Николая. По метрическому описанию 1887 г., церковь Воскресения Христова с. Ашитково: «Кирпичная с белокаменным цоколем и деталями, она оштукатурена и побелена. Архитектура здания сочетает каноны классицизма с формами псевдорусского стиля». Обширный притвор соединяет храм с трёхъярусной столпообразной, более 40 метровой каменной колокольней, «массивная глава которой перекликается с верхами. «В архитектуре колокольни широко использованы национальные мотивы - двойная арка с гирьками в проёмах звона, венчающие кокошники, аркатура на барабане. Полы в храме дощатые из лиственницы». «На стенах и сводах сюжетная и орнаментная масляная живопись с обилием позолоты». «Сдержанная» архитектура деревянных иконостасов и киотов с иконами – современны церкви. Настенная живопись в храме выполнена восковой темперой по гипсоизвестковой штукатурке.

http://sobory.ru/article/?object=00405

Берново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Успения Божией Матери построена в 1627 г. Престола три: главный Успения Божией Матери, правый Святой Троицы, левый Святителя Николая. Закрыта в 1961 г. Вновь открыта в 1991 г. Источник: сайт  Тверской епархии Успения церковь в с. Берново, памятник архитектуры. Кирпичная оштукатуренная, с белокаменными деталями декора, в стиле московского барокко кон. XVII в. Храм восьмерик на двухсветном четверике, перекрытом сомкнутым сводом, на котором поставлен световой фонарик. Колокольня трёхъярусная, венчающий барабан перекрыт куполом. В обработке фасадов применён белый камень. В приходе сей церкви находилось три часовни в деревнях: Глазунове, Сенчукове и Бибикове, все деревянные. Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли Успенская церковь, построена в конце XVII - начале XVIII веков в стиле барокко, каменная. Закрыта в 1961 г. Вновь открыта в 1991 г. Количество алтарей: 3. Чтимые святыни: иконы святителя Николая Мирликийского Чудотворца, святой Троицы. Известные люди, похороненные в ограде храма: помещики Бельяшовы. Успения церковь в с. Берново, памятник архитектуры. Построена в 1687-1699 гг., кирпичная, оштукатуренная, с белокаменными деталями декора, в стиле московского барокко кон. XVII в. Храм восьмерик на двухсветном четверике, перекрытом сомкнутым сводом, на котором поставлен световой фонарик. Колокольня трёхярусная, венчающий барабан перекрыт куполом. В обработке фасадов применён белый камень. Церковь действующая. О наличии деревянного храма в селе сообщает духовная грамота Федора Никитича Лавровского 1546 г.: «Да даю я, Федор, к Николе Чудотворцу в Бернове после живота своего деревню Галицыно в Новоторжском уезде в Богатинской губе... » Некоторые историки и краеведы полагают, что первой была Никольская церковь. Источники конца XVI в. говорят о церкви Пречистой Богородицы. Так, писцовая книга А. Загряжского гласит, что на р. Тьме «направе земле Троицкая сельца Лаврова, а на леве земле Пречистенского попа, что в селе Бернове...»

http://sobory.ru/article/?object=01395

Девятый день. Поучение 3-е. День перенесения мощей святителя Николая. (Должно бегать не только греха, но и мест беззакония, и искать общения с людьми благочестивыми). I. Св. церковь ныне воспоминает перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир ликийских в град Барский. Святитель Николай жил и скончался в г. Мирах, в области ликийской, – там и мощи его почивали до 1087 г. Пред этим временем на г. Миры напали сарацыны, город разрушили, а жителей отвели в плен. Святитель не пожелал оставить там своих мощей. И вот он является во сне одному священнику в италийском городе Баре и велит ему свои мощи из Мир перенести в Бар. Священник объявил церковным властям, гражданам, – все очень обрадовались, снарядили три корабля и поплыли. По прибытии в Мир они обрели под церковным помостом раку святителя и увидели, что она полна мира благоуханнаго, истекшего от святых мощей его, – святое миро с благоговением было слито в уготованные сосуды, а честные мощи подъяты руками священников и перенесены на корабль. 9-го мая вечером в день воскресный благополучно прибыли в Бар. Баряне в предшествии церковного клира с светильниками и песнопениями сретили мощи святителя и положили в ближайшем к берегу храме св. Иоанна Предтечи. Чрез три года из этого храма св. мощи, 9-го же мая, были перенесены в новоустроенный великолепный храм в честь святителя, и по его указанию, возвещенному чрез одного инока, положены под святым престолом в алтаре, где почивают и доселе, источая чудеса и исцеления на пользу верных. II. а) Отчего св. Николай своими мощами не пожелал остаться в Мирах по завладении этим городом сарацынами? От того, что там в лице сарацын поселилось нечестие, всякий порок и нечистота. А в месте нечистом как оставаться чистому и святому? «Кое общение свету ко тме?» и «Христу» и всему Христову «кое общение с велиаром?» Поэтому ни дух его не мог витать около того места, ни чистешее и благоуханное тело его не могло там остаться. – Часто грешник упивается грехом, как вином, с жадностию творит грех, не знает себе сытости в греховных чувственных удовольствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Подвижник веры и благочестия 10 (23) января - память святителя Феофана Затворника Вышенского 23.01.2006 545 Время на чтение 13 минут Святитель Феофан Затворник родился в семье сельского священника Василия Тимофеевича Говорова в селе Чернавка Елецкого уезда Орловской губернии. О времени его рождения какое-то время не было единого мнения. Назывались самые противоречивые даты от 1813 до 1817 годов, пока И. Корольков не опубликовал записи метрической книги, в которой сказано, что у о. Василия с 10 на 11 января 1815 г. рожден и крещен сын Георгий. Так звали будущего святителя до пострижения в иночество. Кроме Георгия в семье Говоровых было ещё три сына - Иван, Семен и Гавриил, а также три дочери - Любовь, Евдокия и Анна. Начальным образованием детей занимался отец, человек по тем временам очень образованный и начитанный. Супруга о. Василия Татьяна Ивановна - дочь священника - занималась преимущественно их воспитанием. Все, кто был с нею знаком, отмечали в женщине редкую доброту и глубокую набожность. Родители старались взрастить в детях строгие христианские нравы и сердечную отзывчивость к людям. Церковь, иконы, духовное пение, крестные ходы - вот та священная обстановка, в которой рос и воспитывался Георгий. В детские годы, вспоминали родные, он отличался необыкновенной живостью и непоседливостью за что получил прозвище " резвого " . Так звали его не только в семье, но и среди всех знакомых. В селе у него было много веселых товарищей из крестьянских детей. Бойкий и смелый ребенок с большими добрыми глазами и торопливою речью резко выделялся между друзьями и всегда был изобретателем и предводителем шумных игр. О живом характере мальчика и его любви к сказкам со слов близких написан рассказ " Сеня и Егорушка " . Сам святитель сохранил о детстве самые приятные воспоминания, называя его золотым временем. Когда Георгию исполнилось восемь лет, его отдали в Ливенское духовное училище. Получив основательную домашнюю подготовку, он учился очень хорошо и вел себя, по отзыву училищного начальства, с примерною скромностью. В 1829 г. юношу перевели в Орловскую духовную семинарию. Здесь с большой ясностью стали определяться и склад ума Говорова и черты его нравственного характера.

http://ruskline.ru/analitika/2006/01/23/...

Закрыть Три дня в Петербурге Заметки игумена Кирилла (Сахарова) по итогам поездки в Северную столицу 04.12.2017 704 Время на чтение 7 минут Желание побывать в северной столице в кругу друзей на заговенье в канун начала Петрова поста переросло в трёхдневное крайне напряжённое, насыщенное службами, встречами и мероприятиями действо. Всю дорогу в «Сапсане» читал томик И.Р.Шафаревича. Особенно запомнились из книги два момента: об обществе «Память» и о личности академика А.Д.Сахарова. По поводу «Памяти»: «Моё объяснение этого феномена таково: мы имеем дело со стремлением искусственно создать своего рода «образ врага», разбудить страх по отношению к пробуждающимся русским национальным тенденциям, желание создать образ какого-то колоссального чудовища, которого должны бояться все». Об академике Сахарове: «Это был очень русский человек. У Андрея Дмитриевича было какое-то больное сердце, оно реагировало, прежде всего, на то, что ему казалось насилием над человеком. Он мог в этом не разобраться, его могли неправильно ориентировать, он мог защищать тех, кто страдал гораздо меньше, забывая о тех, кто больше. Но в основе было, что несправедливость касается лично его. В то время было очень мало людей, которые так поступали». Сразу с вокзала поехали в Казанский собор. Мощная колоннада справа и слева при входе в собор, да и сам собор, по замыслу императора Павла Первого, должен был напоминать собор Святого Петра – главный храм католического мира. Конечно же, он был и символом имперского величия - в те времена, когда, по слову архимандрита Константина (Зайцева), идея Великой России стала заслонять идею Святой Руси. В плане собор напоминает форму латинского креста. Всего колон на площади 95, внутри собора - 56 (они из розового гранита). По обе стороны от входных дверей бронзовые фигуры апостола Андрея Первозванного, св. Иоанна Крестителя, святых князей Владимира и Александра Невского. В красивом серебряном иконостасе (архитектор Тон) слева от Царских врат чтимый список иконы Казанской Богородицы. Освящен был собор в 1811 году. Небольшое число молящихся расположилось вокруг металлического ограждения в середине храма. Множество людей, в том числе женщин в брюках и без платков бродят по огромному храму, сидят с гаджетами у подножия колон. Богослужение совершалось в течение полутора часов - примерно в три раза меньше, чем если бы оно совершалось бы по полному уставу. В трапезной части храма порадовали глаз несколько современных икон двунадесятых праздников, написанных в каноническом стиле. Они явно диссонировали с изображениями, написанными при постройке собора: святителя Василия Великого, стоящего на коленях с воздетыми руками, святителя Григория Богослова в мантии 19-го века и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/04/tr...

Марково. Церковь Иоанна Многострадального. Иоанна Печерского церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет В церковной описи 1724 года значится: Церковь деревянная во имя Святителя и Чудотворца Николая построена в 1684 году. На церкви одна глава. В ней окон пять с жезезными решетками. Дверей две, с западной и с северной сторон. Колокольня при ней была деревянная на столбах, но в 1833 году уничтожена. Иконостас с резными колоннами. В 1833 году церковь переименовали во имя святого Иоанна Многострадального в память устройства нового каменного храма Князем Иоанном Юрьевичем Урусовым, в имя Николая Чудотворца. В 1874 году 23 Апреля в деревянной церкви случился пожар от неосторожного обращения с Кадилом. Много старинных икон было уничтожено. В этом же 1874 году Октября 11 дня был пожар в селе Марково, который уничтожил 24 дома крестьянских, дом причетника, дом церковный для жительства. Церковь деревянная была в опасности, но спасена. В 1833 году по причине ветхости деревянной церкви Князь Иоанн Юрьевич Урусов построил на свой счет новую каменную церковь, во имя Святителя Николая Чудотворца с таковою же колокольнею. Церковь с благословения Пресвященного Авраама Архиепископа Ярославского освящена в 1834 году. Купол на церкви круглый с 8-мью окнами увенчан одною главою, но котором деревянный Крест обитый железом, вызолоченный лучшим золотом. Окон в церкви 12 с железными решетками, рамы деревянные с недорогими стеклами. Дверей две, с западной стороны входная железная, и с северной тоже железная с крепкими замками. Колокольня снизу и вверху увенчана колоннами, также колонны имеются посередине и около входной двери, и с южной стороны – всего их 8. Олтарь и купол со сводами. Вся церковь отштукатурена и обелена известью. Живописи в церкви немного, а именно в алтаре, в куполе и между окнами. Пол в церкви из плитового кирпича. Церковь холодная. Иконостас нового устройства, в три яруса с гладкими колоннами и резьбою, вызолочен червонным золотом. Общий фон иконостаса – красный. Из числа икон в церкви замечательны три: Архистратига Михаила, Архангела Гавриила, Рождества Христова – итальянской работы. Серебра немного. Крестов серебряных 3 – 84-ой пробы. На церкви 6 колоколов, библиотека скудная. Кладбище одно, при деревянной церкви, на нем есть один памятник, стоящий 400 рублей серебром, поставленный фабрикантом Карлом Францевичем Блесс на могиле его детей.

http://sobory.ru/article/?object=44912

Новоржев. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1782. Год утраты:1964 Адрес: Псковская обл., Новоржевский р-н, г. Новоржев, улица Германа напротив дома 87 с правой стороны Координаты: 57.03853, 29.330549 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Построен в 1782 г. на средства помещика Я.А. Татищева. Здание собора каменное с каменной колокольней, пять престолов: главный - Святителя и Чудотворца Николая, придельные - Святого Пророка Ильи, Преподобного Симеона Столпника, Успения Божьей Матери, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По штату 1876 г.: настоятель, два помощника и три псаломщика. Имел приписную кладбищенскую церковь Рождества Христова, построенную в 1797 г. купцами Е. Чистовским и И.К. Поросёнковым, возобновлённую в 1877 г., а также три каменные часовни: построенную на торговой площади в 1855 г. П.И. Филимоновым; построенную новоржевским мещанским обществом в 1890 г. и освящённую 28 апреля 1891 г. в память спасения императора и его семьи при крушении поезда; сведений о дате строительства третьей часовни не имеется. Ближайшие церкви: Троицкая погоста Бараново, Преображенская погоста Вехно, Воскресенская в с. Сторожня. В приходе существовало приходское народное училище в с. Орша. В 1930-е гг. в помещении собора была устроена дизельная электростанция. В годы Великой Отечественной войны богослужения в соборе были возобновлены. В 1944 г. здание пострадало в ходе военных действий: разрушена колокольня и часть купола. В 1964 г. здание собора уничтожено. Ф. 482, 1 ед. хр., 1857 г., оп. 1.  Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена в городе Новоржеве в 1782 г. помещиком Яковом Афанасьевичем Татищевым. Здание церкви каменное и такая же колокольня. Согласно ведомости за 1804 г., отмежеванной земли у церкви не было. Приходских дворов было 472, в них проживало населения: мужского - 1923, женского - 1883. Опись всему церковному имуществу была произведена в 1801 г., кроме того при церкви были метрические шнурованные книги и духовные росписи с 1799 г.

http://sobory.ru/article/?object=40214

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010