Истинная и единая христианская вера наша, превосходящая ум и слово потому самому, что она есть правая и единая вера, истиннейшее исповедание превосходящего разум единого Бога в Троице, хотя и неограниченна, однакож кратко объемлется в сих главах, которые должно исповедывать всякому христианину, право верующему и желающему спастися. Эти главы некоторые называют и членами веры, или началами и основаниями. Их насчитывается двенадцать, во образ Апостолов Христа, невечернего Солнца, и оне приводят право верующего к нескончаемому веку славы Его. Из них три главы о Святой Троице, в честь самой Троицы, которая, будучи вечною, есть причина всего; шесть о воплощении Слова, – и это также удивительно: в самом деле, сие Слово, будучи единым от Святой Троицы и единичным, стало сугубым ради нас и потому-то имеет сугубую троицу глав; а еще три главы о совершении (домостроительства), в честь также безначальной Троицы, которая, сотворив все из ничего, все благо содержит и всем мудро управляет. 1 . Первая глава о том, что Божество – едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силе, власти, вседержительству и господству. 2 . Вторая – о том, что сие Божество имеет три Лица, а не одно, хотя едино и нераздельно по Божеству, что всецело должно исповедывать три Лица, или ипостаси, или свойства, – не более. Из сих же трех одно не рожденное: ибо Оно безвиновно и не происходит из чего либо, будучи единою причиною происходящих из Него довременно и бесстрастно; другое рожденное – от Того нерожденнаго; а третье исходящее – также от Того безвиновного и нерожденного. Нерожденное и безвиновное называется Отцем, рожденное – Сыном, а исходящее – Духом Святым: Они нераздельны, довременны и вечны. Но Троица – не три Бога, или три Господа, но один Бог , один Господь, как воспевают и Ангелы: «свят, свят, свят Господь Саваоф?» ( Ис. 6, 5 ): поскольку едино и нераздельно естество триех, одно существо, одна сила, одна слава, одно хотение, одно изволение; и сии три суть един триипостасный Бог , одно начало и действенная сила всего, подобно тому, как одно сияние солнца, луча и света, или один блеск и теплота огня, отражения и света, или одно изволение ума, слова и духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Три английских святителя Святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский Православным характерно представлять все человеческие достижения в троичности, другими словами – изображать жизнь человека через видение Святой и Животворящей Троицы. Вслед за святым апостолом Павлом, святой Дионисий Ареопагит говорил о девяти ангельских чинах (три на три); 30 января мы празднуем день трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Русской Церкви был праздник трех российских святителей – митрополитов Московских Петра, Алексия и Ионы. Этот праздник (5 октября) недавно дополнился еще тремя именами святителей (три на два), и их, таким образом, стало шесть: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген и Тихон . 23 марта православные португальцы празднуют тоже день трех святителей Португалии: святого Петра, митрополита Бражского (Брага – это своего рода португальский Кентербери), святого Генса, епископа Лиссабона, и святого Манция, епископа Эворы. Английская Церковь тоже может иметь праздник в честь трех своих святителей. Святой Дунстан Кентерберийский, святой Этельвольд Винчестерский и святой Освальд Вустерский вместе привели Англию в X веке к церковному, политическому и культурному расцвету. Каковы же были эти три святителя, и за какие подвиги удостоились святости? Святитель Дунстан Святитель Дунстан родился в 909 году в местечке Балтонсборо недалеко от Гластонбери в благородной семье. Его отца звали Хеорстан, а мать носила имя Кинефрита. У святого Дунстана был и брат, по имени Вулфрик. Все члены этой семьи были преданными и благочестивыми христианами, соблюдали все праздники и посты в старинном монастыре Гластонбери. Согласно преданию, перед рождением святого Дунстана было небесное знамение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы родители святого Дунстана были в храме Гластонбери. Внезапно все свечи в храме погасли, а та, которую держала его мать, зажглась сама по себе, так что Кинефрита от нее смогла зажечь и все другие свечи. Уже в детстве святителю Дунстану являлись видения. В одном из них ему предстал некий почтенный старец в сверкающем белом стихаре и указал на новый монастырь в Гластонбери с великолепной церковью и такими же прекрасными кельями. Святой Дунстан много времени посвящал чтению, еще он играл на арфе, что было признаком культуры у англичан того времени. Дядя святого Дунстана Ательм был епископом города Уэллс. Когда в 923 году святитель Плегмунд, архиепископ Кентерберийский, преставился ко Господу, Ательм стал его преемником.

http://pravoslavie.ru/29240.html

Христианство и переводы Библии в Японии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 47; 2006, 2007 4 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 47; 2006, 2007 К 170-летию со дня рождения святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского Проблемы библейского перевода на японский язык 1 Перевод Священного Писания неизбежно требует от миссионера особенного отношения к своему труду. “Если бы предстояло претерпеть за Христа три секунды невообразимо лютых мучений, разве не согласился бы..? А если бы эти мучения разбавлены были на три минуты, причем лютость их соразмерно уменьшилась бы, будто отказался бы! Если бы на три дня, на три месяца, на три года, на тридцать лет… — разве отрекся бы Христа? — Вот же, однако, отрекаюсь! От многих трудностей отрекаюсь! От побеждения своих страстей, от труда изучения письменного японского языка… Помоги же, Боже! Избави от Петрова отречения! Помоги, Господи, с этих каникул в три года, то есть до 1888 года изучить письменный японский язык так, чтобы к освящению Собора пригласить священников и проповедников собственноручно! Помоги и во всем другом!..”, — писал святитель Николай (Касаткин) в начале своего миссионерского служения, поверяя дневнику из японской бумаги свои сокровенные мысли 2 . Необходимо совершенное владение двумя языками (языком оригинала и языком перевода), а также знание истории, культуры, религиозных и национальных особенностей страны, для народа которой создается перевод. При этом переводчик должен быть особенно точен, чтобы не давать повода к свободной интерпретации религиозного текста. Современные библеисты, как и их предшественники, творившие в первые века по Р. Х., задаются общими вопросами, связанными с теорией библейского перевода 3 : 1) Каким образом сочетаются две обязанности переводчика — перед текстом-источником (сохранять его целостность), с одной стороны, и перед читателями перевода (создавать понятный текст на новом языке), с другой? 2) Отличается ли перевод канонизированного религиозного текста (Священное Писание) от перевода остальных текстов?

http://pravmir.ru/hristianstvo-i-perevod...

Москва. Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1635. Ссылки:     Адрес: Россия, город Москва, Таганская улица, дом 58. Координаты: 55.738518, 37.671405 Проезд:метро " Марксистская " , далее проезд на автобусах м7, 51, 74, т63, с755, 766 до остановки " Б. Андроньевская ул. - Покровский монастырь " , или от станции метро " Пролетарская " трамваями А, 38, 43 до остановки " Абельмановская застава " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь «Покрова на убогих домах» был основан в 1635 г. русским царем Михаилом Феодоровичем на месте с давних пор находившегося здесь кладбища для погребения бездомных, бродяг, утонувших, казненных и т. п. Здесь был и убогий дом, почему и монастырь назывался сначала Убожедомским. В 1806 г. была заложена, а в 1814 г. освящена на средства благотворителей двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В ее верхнем ярусе были установлены три престола: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, южный в честь святых Апостолов Петра и Павла и северный придел в честь Святителя Николая. В нижнем ярусе были установлены три престола: главный - во имя Святителя Ионы, Митрополита Московского, преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Храм Воскресения Словущего с приделами: центральный - Воскресения Словущего, правый - святой праведной Матроны Московской, левый - Тихвинской иконы Божией Матери, был построен в 1798 г., перестроен в 1854-1855 гг. архитектором М.Д. Быковским. Здание этого храма стройное и величественное, выполнено в романском стиле. Три части храма, три престола и три входа выражают его символическую тройственность. Трехъярусная колокольня монастыря была построена в 1799 г., разрушена в 1926 г. Покровский миссионерский монастырь, заштатный, в Москве, у Покровской заставы, на Семеновской улице. Основан в 1655 году при царе Алексее Михайловиче. Соборный храм монастыря до 1812 года, когда монастырь подвергся разорению от французов, был во имя Всех Святых; в 1815 году был возобновлен и освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова. При монастыре школа с приютом и богадельня.

http://sobory.ru/article/?object=03548

Святитель Спиридон Тримифунтский Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: " Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно " . В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: " Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог " . На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. " Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино " .

http://patriarchia.ru/db/text/908732.htm...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — декабрь 2019 г. 02.12.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии от Иоанна рассказывается о чудесной ловле рыб апостолом Петром и другими апостолами после Воскресения Христова на озере Тивериадском. И названо число пойманных рыб: 153. Почему названо это число? И что оно значит? Христиане не последователи Пифагора, который обращал сугубое внимание на мистику чисел. И мы не суеверны. Я слышал от кого-то, что в Англии при нумерации домов пропускают число 13. Но все-таки числа имеют какое-то таинственное значение, если Апокалипсис называет число 666 как печать зверя. И мы помним, как у нас в Церкви недавно даже в некоторых монастырях были искушения и соблазны в связи с этим числом. Что Вы думаете о числе 153? И вообще таинственном значении чисел? Ведь у Бога нет ничего случайного. И. Г. Коньков, г. Белоусово Воскресший Христос является Своим ученикам на озере Тивериадском. Всю ночь они напрасно трудились в ловле рыб, и Господь повелевает им забросить сеть по правую сторону лодки. Совершается великий улов, и называется число пойманных рыб: сто пятьдесят три. Каким зрением, не считая, сразу видят ученики число этих рыб? Почему названо это число? Конечно, у апостола Иоанна Богослова все исполнено большего значения, чем простой земной конкретный план. Шестой час у него — час полуденного зноя, когда Господь изнемогает от жажды у колодца Иакова, и шестой час — это когда Господь был распят. Не внешним рассуждением, а благодатным видением всего, что совершается в мире, определяют святые отцы значение этого числа сто пятьдесят три. Святой Кирилл Александрийский говорит, что это число состоит из трех чисел: сто и пятьдесят и три, где сто — та полнота верующих в Церкви, которые уловлены из язычников. А пятьдесят — это уверовавшие из числа иудеев. Недаром, говорит он, в Евангелии Господь называет сто как полноту жизни. О ста овцах говорит Евангелие, когда Господь оставляет девяносто девять, чтобы найти одну заблудшую. И в притче о сеятеле мы слышим о полноте жатвы, которая измеряется числом сто. А число три, говорит святитель Кирилл, есть Пресвятая Троица, освящающая все и приводящая всех ко спасению.

http://moral.ru/dom-12-2019/

Подпишитесь на наш Телеграм 209 лет назад, 23 января 1815 года, родился свт. Феофан Затворник; 130 лет назад, 19 января 1894 года, он отошел ко Господу. Мы и не думаем даже «в общих чертах» описать его наследие — наследие великого учителя духовной жизни, во многом предопределившего (как переводами классических текстов вроде «Добротолюбия», так и своими собственными текстами, ставшие в свой черед классическими) то, как вообще современные православные христиане представляют себе такие вещи, как «молитва», «покаяние», «борьба с помыслами» и т. п., сделавшего «исихазм» — православно-христианскую теорию и практику духовной жизни — хотя бы просто чем-то известным в широких кругах мирян и в пространстве духовного образования: ведь ни там, ни там в России Нового времени исихазм был просто неизвестен и как бы тайно хранился в монашеских обителях — итак, мы даже не думаем описать это наследие, мы не способны на это. Вместо этого мы представим три темы, о которых не часто вспоминают при разговорах о наследии свт. Феофана Затворника: его учение о совместимости политики и умного делания, его учение о «возгревании чувств», его интереснейшая ксенология (учение о не-человеческом) — три необычных ракурса, три неожиданные перспективы, три аспекта наследия святителя, которые, быть может, смогут послужить точками входа в его наследие для незнакомых с оным — или тремя способами взглянуть по-новому на это наследие для тех, кто с оным знаком. Политика М. М. Сперанский «Письма о духовной жизни» — краткий и удобопонятный очерк православно-христианского учения о духовной жизни с самых ее основ до самых ее последних пределов: словесная, умная, умно-сердечная молитва, борьба со страстями, работа с помыслами, внимание и трезвение, опасности остановок в зоне рассудка и зоне воображение на пути сведения ума в сердце, психосоматические приемы (положение тела, дыхание и т. п.) при Иисусовой молитве, ложные (феномены прелести) и истинные состояния благодати и т. п. и т. д. вплоть до цели — обожения, соединение с Божеством, становление богом по благодати. Итак, если вы не знакомы с мистико-аскетическим учением православия — эта книга, может быть, лучший вариант с ними познакомиться — вкратце, но в полноте; если же вы уже знакомы с ним, эта книга — прекрасный способ «освежить» это знание.

http://blog.predanie.ru/article/politika...

Разделы портала «Азбука веры» Часть 1. Адам, Ева и их сын Уже в самом творении человека видится тайна Триипостасного Божества, в разделении первобытного человеческого рода на три единосущные ипостаси (Адам, Ева и их сын) преп. Анастасий видит образ Пресвятой Троицы: Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно, сына же — второго человека — соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего человечества, или [три] единосущные ипостаси, отпечатлительно созданными, как это представляется Мефодию, по некоему образу Святой и единосущной Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца — Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама есть образ предначертанный рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа (I, 1, 5). Преп. Анастасий ссылается здесь на мысль сщмч. Мефодия Патарского . Переводчик «Слов об устроении человека» А.И. Сидоров так комментирует эту ссылку: «Среди фрагментов из неизвестных сочинений святителя Мефодия есть один, гласящий»  и далее приводит текст из русского издания 1905 г. произведений сщмч. Мефодия Патарского: «Может быть, три прародительские главы всего человечества, эти единосущные лица, были, как думает и Мефодий, прообразовательно некоторым подобием Святой и единосущной Троицы, именно: не имеющий (земного) виновника своего бытия и нерожденный Адам представлял образ и подобие безначального Виновника всего, Вседержителя Бога и Отца, рожденный же сын его — представлял образ рожденного Сына и Слова Божия, а происшедшая (от него) Ева означала исходящее лице Святого Духа» . Однако в примечаниях к данному изданию творений святого Мефодия сказано, что этот фрагмент сохранился лишь в пересказе именно преп. Анастасия Синаита и помещен в собрание произведений святого Мефодия именно из исследуемого нами произведения св. Анастасия . Скорее всего, преп. Анастасий почерпнул свою аналогию из несохранившегося Толкования святого Мефодия на книгу Бытия, о котором упоминает блж. Иероним.  В сохранившемся же произведении Мефодия «Пир десяти дев, или О девстве», в гл. VIII речи Фалии есть похожий образ. Адам есть прообраз Христа, а Ева — Церкви, которая происходит из духовного ребра Нового Адама — Духа Святого.  Заметим, что и в произведении преп. Анастасия данная, часто встречающаяся у святых отцов, аналогия (Адам — Христос, Ева — Церковь ) присутствует. Так, в одной из схолий, (которые, скорее всего, принадлежат самому св. Анастасию сказано:

http://azbyka.ru/obraz-troicy-v-razdelen...

Что для нас Пасха? Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым – Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха , он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах? – В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце. – Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова? – Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять. – Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

http://pravoslavie.ru/30140.html

Санкт-Петербург. Церковь Трёх Святителей. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. За Андреевским собором располагается небольшое, похожее на обычный дом, поскольку венчающий его небольшой куполок почти не виден из-за высокой двускатной крыши, здание церкви Трёх Святителей. Это редкий для Петербурга случай, когда два храма находятся рядом. В 1740 году прихожане Андреевской церкви обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом теплую каменную церковь. Из-за нехватки средств строительство затянулось. Церковь была построена в 1760 году, почти за тридцать лет до возведения каменного Андреевского собора. 17 сентября 1760 года она была освящена во имя Трёх Святителей, с приделом Благовещения на хорах. Деревянный двухъярусный иконостас и церковную утварь перенесли из разобранной домовой церкви князя Меньшикова. Архитектором церкви, вероятно, был Джузеппе Трезини, во всяком случае, сохранились документы, что он был причастен к ее и деревянного здания собора постройке. Церковь имеет три входа: северный, южный и западный. С востока здание церкви завершается большой трехгранной апсидой. Одноглавая, с явными следами архитектуры барокко, Трёхсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно, что вид церкви за четверть тысячелетия практически не изменился. Внутри здание церкви разделено мощными столбами на три нефа, столбы поддерживают большой свод в среднем нефе и малые крестовые своды в боковых. В ноябре 1916 года Трехсвятительская церковь была временно предоставлена для богослужений грузин, которых в Петербурге насчитывалось около 6000 человек, а в январе 1917 года епископы Кирилл и Антоний открыли здесь грузинский приход. Приход Трехсвятительской церкви был закрыт весной 1918 года. В советское время храм постигла участь большинства культовых сооружений России, с 30-х годов здесь размещалась трикотажная фабрика. 15 июля 1991 года собору вернули здание Трёх Святителей Вселенских, полностью изуродованное многочисленными переделками под производственные нужды, с уничтоженным внутренним убранством. На пожертвования горожан ведутся восстановительные работы. 12 февраля 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, возобновлены церковные службы в отремонтированной Трёхсвятительской церкви. В установленном иконостасе помещены как иконы старинного письма, так и новые, специально написанные. Украшением церкви стали бронзовый запрестольный крест и паникадило, изготовленные в мастерских г. Софрино.

http://sobory.ru/article/?object=00741

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010