В 1246 г. Миндовг, великий князь литовский, принял «веру христианскую от востока со многими своими бояры» . Это, впрочем, принятие, если и признать его достоверным, не было искреннее, потому что чрез пять лет (в 1252 г.) Миндовг крестился в веру латинскую, чтобы получить от папы титул Литовского короля, а чрез несколько времени, поссорившись с рыцарями, снова обратился к язычеству . Но в семействе Миндовга дочь и сын до конца остались православными. Дочь свою, неизвестную по имени, он выдал за галицкого князя Шварна. А сын Миндовга Воишелг, еще при жизни отца отказавшись от княжения, удалился из Новгородка в Галицию, принял там пострижение от славившегося благочестием полонинского игумена Григория и под руководством его провел три года. Потом отправился было в Святую гору, но, по смутным обстоятельствам на пути принужденный возвратиться на родину, основал близ Новгородка на берегу Немана свой монастырь, в котором и подвизался, несмотря на все укоризны со стороны отца. В 1263 г., когда Миндовг с двумя сынами своими был умерщвлен князем Довмонтом и его соумышленниками, Воишелг, страшась такой же участи, бежал в Пинск и решился занять на время отцовский престол, чтобы наказать своих семейных врагов. Спасаясь от его преследований, до трехсот семейств литовских переселились в Псков (в 1265 г.) и приняли здесь святую веру. В числе их находился и Довмонт, названный в крещении Тимофеем. Он сделался князем псковитян и своею приверженностию к православию и высоким благочестием столько угодил Богу, что причтен впоследствии Церковию к лику святых. Воишелг, смиряя мятежную Литву, вместе с тем заботился о просвещении ее христианством и для этого вызывал из Новгорода и Пскова священников, знакомых с литовским языком. В 1268 г. князь-инок передал все свои владения зятю своему Шварну, а сам снова облекся в монашеские одежды и отошел в угровецкий Данилов монастырь. Но спустя немного Воишелг был умерщвлен братом Шварна Львом, а вскоре скончался и сам Шварн, и власть над Литвою перешла к одному из туземцев — Тройдену .

http://sedmitza.ru/lib/text/435879/

Введение В настоящий сборник вошли, как ранее опубликованные в различных изданиях, так и неизвестные широкому кругу письма Иоанна Чудотворца. Первые десять писем, собранные из различных источников, впервые вместе были опубликованы в книге «Не печальтесь, не падайте духом, я с вами» (седьмая книга о помощи и почитании Иоанна Чудотворца). Сразу же после выхода в свет этой книги в Фонд Иоанна Чудотворца от Лидии Николаевны Иониной (Сан-Франциско, США) пришли еще десять писем, нигде ранее не опубликованных. Все эти письма были изданы в восьмой книге свидетельств о помощи и почитании Святителя Иоанна. После выхода восьмой книги биограф Иоанна Чудотворца Бернард Ле Каро (Женева, Швейцария) прислал в Фонд пять новых писем Владыки: три на русском и два на сербском языках. В Фонде Иоанна Чудотворца расшифровку всех писем Святителя Иоанна на русском языке, осуществила Наталья Алексеевна Кадулина (Москва, Россия). В настоящем издании впервые публикуются письма Иоанна Чудотворца к Святителю Николаю (Велемировичу). Расшифровку и перевод этих писем с сербского на русский сделал священник Миодраг Глишич (Баден-Баден, Германия). Протоиерей Миодраг – настоятель двух храмов: Преображения Господня в Баден-Бадене и Иоанна Чудотворца в Карлсруе. В течение десяти лет он служил в Марселе (Франция), в том самом храме, о котором пишет Иоанн Чудотворец в одном из своих писем. Публикуя письма Святителя Иоанна отдельной книгой, мы надеемся, что на эту инициативу откликнутся владельцы писем Владыки или их наследники, а православный мир обретет новые бесценные сокровища от самого Иоанна Чудотворца. Игорь Камшилин Фонд Иоанна Чудотворца г. Москва, Россия Письма Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца 1927 год. Дорогие мои ученики и ученицы! К моему большому сожалению, я не оставлен вашим законоучителем. Два учебных года я был с вами, поучая вас истинам православной веры и проповедуя вам слово Божие. Время, которое провел с вами, никогда не исчезнет из моих воспоминаний. Как всегда, я и сейчас вспоминаю всех вас, каждого в отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Вельск. Собор Спаса Преображения. Ныне в здании располагается городской культурный центр Вельск – один из самых древних городов Русского Севера. Вельский погост впервые упоминается как уже существующий в грамоте 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича, то есть на 10 лет раньше Мо-сквы. Люди здесь жили хваткие и предприимчивые. Со времен Древнего Новгорода, к владениям которого относился изначально Вельский погост, здесь занимались смолокурением и на экспорт торговали дегтем, который в те времена широко использовался как смазочный и изоляционный материал. Когда в 18 веке Вельск был причислен к городам, на его гербе стали изображать бочку с дегтем. В старину Вельск был знаменит своими ярмарками. На Афанасьевскую ярмарку приезжали купцы из Москвы и Ярославля. Не только хозяйственной жилкой наделил Бог вельчан. Среди уроженцев Вельска есть и святые, и отважые воины (пять Героев Советского Союза), и ученые с мировым именем (например, соратник Н. Вавилова, генетик Г. Карпеченко), и знаменитые литераторы. 1 Да и сейчас Вельск не назовешь спящим захолустьем. Кипит в нем какая-то своя, неведомая столицам жизнь. Взять хотя бы Районный Культурный Центр. Тут тебе и театр «Ступени», и цирковая студия «Романтики», и студия танца «Воздух», и аж три студии вокала, и рок-группа НЗ, и шоу-группа «Кабаре», и ансамбль песни «Душечка», и хор ветеранов «Золотые зори», и огромное количество детских кружков, и чего тут только нет на такой небольшой городок. К тому же сюда постоянно приезжают на гастроли разные театральные и музыкальные знаменитости. И даже устраиваются показательные соревнования по боксу. И все бы хорошо, и можно только порадоваться за земляков, если бы весь этот творческий напор не был изрядно подпорчен не ложкой, а целой бочкой дегтя, не меньшего размера, чем изображена на гербе. Все эти творческие импульсы являют себя, пожалуй, на уникальной – на сегодняшний день для России – сцене. Эта сцена – алтарь Православного собора Преображения Господня. 1 Когда освящается храм – на месте Престола становится Ангел, который не уходит отсюда до конца земной истории.

http://pravoslavie.ru/89785.html

Глава 1. Определение понятия старчества Достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение ( 1Кор. 14:1, 3 ). Апостол Павел, независимо от иерархии, перечисляете три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительское. Непосредственно за апостолами стоят пророки ( Еф. 4:11 ; 1Кор. 12:28 ). Их служение состоит, главным образом, в назидании, увещании и утешении ( 1Кор. 14:1, 3 ). С этой именно целью, а также для указания, или предостережения, пророками предсказываются будущие события. Чрез пророка непосредственно открывается воля Божия, а потому авторитет его безграничен. Пророческое служение – особый благодатный дар, дар Духа Святаго (харизма). Пророк обладает особым духовным зрением – прозорливостью. Для него как бы раздвигаются границы пространства и времени, своим духовным взором он видит не только совершающиеся события, но и грядущие, видит их духовный смысл, видит душу человека, его прошлое и будущее. Такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, с личной святостью. Святость жизни и требовалась от пророка с первых времен христианства: «Он должен иметь «нрав Господа». От нрава может быть познан лжепророк и (истинный) пророк», говорит древнейший памятник II-ro века – «Учение Двенадцати Апостолов» (Дидахи). [ К. Попов . «Учение Двенадцати Апостолов». Киев, 1884 г., стр. 21 и 36. Проф. К. Попов , написавший об этом памятнике специальное исследование, относит его к концу I-ro века. Следовательно, еще жив был тогда ап. Иоанн Богослов, а, может быть, и другие апостолы. Благодаря этому памятнику, мы узнаем многое из жизни первохристианской Церкви. Пять лет искал я оформить понятие о старчестве, т.к. в нашей современной богословской литературе его нет. И вот ответ на свое искание я нашел, хотя и под другим именем – не под именем старчества – в самом древнем христианском памятнике: «Учение 12-ти апостолов " ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Голуметь. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Карта и ближайшие объекты История строительства Свято-Никольского храма заслуживает особого внимания и уважения. Не ясно, когда в Голумети появилась первая церковь. Доподлинно известно, что деревянную Никольскую строили в 1779 году, но вскоре она сгорела. Не пожалел огонь и две другие церкви в 1886 году. Пламя съело деревянную Троицкую и каменную Николаевскую. Тогда отец Фортунат Румянцев, служивший при голуметской церкви с 1876 года, начал сбор средств на строительство каменного храма. Зажиточные местные купцы (а их было более сорока) священника поддержали: какое же село без святыни? Но за словами действий не последовало. Народ оказался прижимистый, прихожане не внесли заметных пожертвований — факт редкий и непонятный, если учесть обеспеченность крестьян Голуметского селения и богатство местных купцов. Первым сделал взнос председатель церковно-приходского совета Гавриил Николаевич Невидимов. Сбор денег продвигался медленно. Только благодаря энергии отца Фортуната за 20 лет церковная казна увеличилась более чем в десять раз — с 3 до 40 тысяч рублей. Когда была собрана достаточная сумма, Румянцев занялся поиском подходящего проекта и архитектора. Но судьба-злодейка сыграла с ним злую шутку. В 1904 году началась Русско-японская война — инфляция обесценила деньги. Строительство опять отложили. И лишь в 1909 году епархия приняла решение о строительстве каменного храма в селе Голуметь по проекту иркутского архитектора Н.И. Дудицкого — выпускника Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Возводили храм три года, с 1910-го по 1914-й. Подготовительные работы вели местные крестьяне. Бутовой камень брали в окрестностях Голумети, кирпич делали тоже на месте, из своего сырья. От дедов и прадедов взяли рецепт — кладку стен скрепляли яичными желтками, яйца собирали со всех дворов. Желтки работали как клей БФ: склеивали то, что невозможно склеить. Храм получился одновременно массивным и строгим, как лаконичная гравюра. Мастера выполнили его в русско-византийском стиле — пять глав с широкой объединяющей ротондой под полусферой. Низкая трапезная соединяла храм с колокольней. В центральной части церковь перекрыли куполом на парусах. Габариты получились внушительные: высота барабанного купола — 21 метр, колокольни — 27, длина — 20 саженей.

http://sobory.ru/article/?object=32056

Дело «банды монашек»: Генпрокуратура реабилитировала врагов Сталина «Ведут агитацию среди домохозяек , которые их приглашают читать псалтыри по мертвым» 31 мая, 2016 «Ведут агитацию среди домохозяек , которые их приглашают читать псалтыри по мертвым» «Монахини закрытого Успенского женского монастыря организовали преступную группировку, которая действовала на территории Тулы с 1922 по 1931 годы» — это цитата из одного из самых удивительных уголовных дел эпохи СССР. 42 «невесты Христовы» были признаны бандформированием. Ровно 85 лет спустя Генеральная прокуратура РФ реабилитировала этих женщин. Мы узнали подробности этой трагической истории. Монахиням вменялась антисоветская агитация, подрывная деятельность и прочее, и прочее. «Тройка» осудила всех «бандиток в рясе», включая восьмидесятилетних больных чахоткой старушек (в материалах уголовного дела они проходили как «девицы»). Ни одна из них не дожила до этого дня, ни у одной из них не осталось потомков, которые могли бы порадоваться. Но их история — наша история. Действительно ли монахини Успенского женского монастыря вредили власти? Кто донес на послушниц-затворниц? Как проходили обыски-аресты-допросы? Что стало со «святыми девами»?.. Жизнь «банды» монашек «Архив МГБ СССР. Дело по обвинению Шаховой, Кривошеиной и других монахинь Успенского женского монастыря в количестве 45 человек». Все это написано от руки не слишком разборчивым почерком. Обложка папки темно-желтая от времени. Но каждое слово видно четко. Оно как топор, который опускается на головы несчастных. И тут же дата, когда было заведено это страшное (когда обвиняются женщины, да еще в таком количестве, да еще совершившие постриг в монастыре — это действительно страшно) уголовное дело, — 8 июля 1931 года. Именно в 1931 году был взорван храм Христа Спасителя. Писатель Корней Чуковский был свидетелем того, как символ православия взлетел на воздух: «Выпалила пушка — три раза, и через пять минут, не раньше, взлетел сизый, прекрасный на солнце дым… Баба глядит и плачет».

http://pravmir.ru/delo-bandyi-monashek-g...

Закрыть itemscope itemtype="" > Албанизация Северной Македонии как части будущей Великой Албании вступила в завершающую фазу Македонская властная группировка превращает страну в полу-албанский протекторат Запада 28.08.2020 702 Время на чтение 6 минут Источник: Фонд Стратегическоой Культуры Через три с половиной года в Северной Македонии будет албанский премьер-министр. Пока же там появятся албанский вице-премьер, албанский спикер парламента и пять албанских министров из девятнадцати. А ещё над городами с преимущественно албанским населением реют флаги Албании; государственные македонские флаги встретишь разве что в кабинетах мэров. И в тех же кабинетах развешана символика Армии национального освобождения (UCK – Ushtria Çlirimtare Kombëtare) – вооружённого албанского формирования, пытавшегося в 2001 г. силой отторгнуть западные районы страны. В 1991 году, когда славянская ещё Македония брала курс на выход из состава Югославии, никто представить такое не мог. Тогда СФРЮ подарила славянам Вардарской Македонии, в массе своей болгарам и частично сербам, особую македонскую идентичность. Объявили референдум, отпустили с миром. А через два года в Скопье заявили о желании вступить в НАТО , через восемь лет стали натовским плацдармом, объявили каноническую Сербскую православную церковь вне закона, признали независимость Косово…. Однако грезам об интеграции «в семью демократий» осуществиться было не суждено. Новые македонские власти открыли ящик Пандоры. Ещё в середине XV века османы, захватив территорию нынешней Македонии, провели перепись и выяснилось, что там было всего 84 албанских домохозяйства. Албанцы начали принимать религию завоевателей, и к 1991 году они составляли уже 21% населения югославской Македонии. Через год провели референдум о независимости западных районов страны, где албанцев было большинство. Итогов референдума в Скопье не признали, по стране прокатились волнения, были погибшие. Джин был выпущен из бутылки. Албанцев не устраивает только прибрежная территория, выделенная после распада Османской империи под государство Албания, их интересуют ещё Косово и Прешевская долина Сербии , запад Македонии, северо-восток Черногории, северо-запад Греции – всему этому вместе присвоили название «Великая Албания» . И именно на албанский фактор сделали ставку США в деле подчинения Балкан.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/28/albani...

Закрыть itemscope itemtype="" > Колониальная политика США убивает молодое поколение американцев Протоиерей Сергий Дмитриев о причинах еженедельных расстрелов в школах США 23.05.2018 912 Время на чтение 4 минуты Более 250 случаев стрельбы в школах было зафиксировано в Соединенных Штатах за последние 9,5 лет, сообщает телеканал CNN со ссылкой на собственное расследование, передает Интерфакс. «С 1 января 2009 года в США произошло не менее 288 случаев стрельбы в школах. Это в 57 раз больше, чем в других шести странах " большой семерки " », - говорится в сообщении. К примеру, в Канаде и во Франции с января 2009 года по май 2018 года было зафиксировано два случая стрельбы на территории школ, в Германии - один. Сообщений о стрельбе в школах в Великобритании, Италии и Японии не поступало за этот период. Кроме того, телеканал сравнил данные за взятый период с другими странами, которые не входят в G7: в Мексике произошло восемь случаев стрельбы в школах, в Индии - пять, Афганистане - три, Китае, Турции и России - один. Телеканал отмечает, что «стрельба в школе - это реальность в Америке, в среднем (она происходит) раз в неделю только в этом году». CNN посчитал только те случаи стрельбы на территории школ, в результате которых по крайней мере один человек получил травму (помимо стрелка). Ранее сообщалось, что 19 мая на парковке у школы Mt. Zion High School в округе Клейтон, штат Джорджия, США при стрельбе погибла женщина, еще два человека были ранены. На самом деле в России за последнее время было, по меньшей мере, несколько таких случаев: 3 февраля 2014 года в Москве , 5 сентября 2017 года в поселке Ивантеевка Московской области, 15 января 2018 г. в Перми, 19 января 2018 г. в Улан-Удэ, 31 марта 2018 г. в Шадринске. О причинах подростковой агрессии рассуждает в интервью «Русской народной линии» клирик прихода святителя Николая Чудотворца (Рим, Италия), председатель Тверского союза православных мирян, председатель Тверского областного центра русского языка и русской культуры протоиерей Сергий Дмитриев:

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/23/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест над Жасминным 15.10.2019 409 Время на чтение 4 минуты Источник: Православие и современность Поселок Жасминный был основан и построен в рекордные сроки. Первые дома появились здесь в 1980 году, а уже в 1981-м по итогам Всесоюзного конкурса на лучшую застройку и благоустройство населенных пунктов этот поселок наградили дипломом ВДНХ III степени. Спокойная загородная атмосфера сочетается здесь с комфортом городской жизни. В поселке есть школа, детские сады, поликлиника, почта... Но, конечно же, в советское время не предусмотрели одного, самого главного здания, с которого начинали возведение любого поселения наши предки,— храма. И вот через тридцать пять лет после основания поселка, в октябре 2016 года, над ним засиял крест церкви. Случилось это всего лишь через десять месяцев после того, как здесь был совершен чин основания храма во имя Сорока Севастийских мучеников. Церковь в Жасминном, как когда-то и сам поселок, была построена в рекордно короткие сроки. Жители до сих пор вспоминают, как через считаные недели после начала строительства храма из-за высокого металлического забора вдруг показались его стены! Такого никто не ожидал, а многие и вовсе думали, что стройка растянется на многие годы. Стоит отметить, что в последние три года подобное удивление испытывали жители разных районов Саратова, потому что в городе в одно и то же время активно возводились двадцать новых православных храмов. Первенцем в этой двадцатке можно назвать храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», построенный в Заводском районе. Он был освящен первым — в декабре 2016 года. Храм поселка Жасминный предпоследний в этом списке — девятнадцатый. Так что его Великое освящение — событие долгожданное и очень радостное. Состоялось оно 6 октября 2019 года. В храме с раннего утра — не протолкнуться. Несмотря на то что служба долгая — она состоит из чина Великого освящения и Божественной литургии, многие пришли с детьми. «Богослужение пролетело на одном дыхании, никто не устал!» — делились потом своими впечатлениями те, кто присутствовал. Так обычно и бывает: когда ты в чем-то участвуешь всем сердцем, то и время пролетает совсем незаметно. Чин Великого освящения совершил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства Саратовской епархии.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/15/krest_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Литовская «мягкая сила» в позднесоветской Беларуси «Культпоходы непрошенных вояжеров» 22.12.2023 53 Время на чтение 9 минут Источник: Наука Вера Культура Граница Беларуси и Литвы (Источник: http://wayline.by/uploads/granica-litva.jpg) Аннотация. Гродненская область БССР в период поздней перестройки являлась полигоном, на котором различные «этнические предприниматели» отрабатывали приемы политизации этничности. Безусловным «лидером» в данном виде деятельности являлась польская сторона, в фактическом распоряжении которой находились лояльные ей влиятельные институты (римско-католическая церковь, «Союз поляков Беларуси» и др.). Некоторую активность проявляла и соседняя Литва, ставшая одним из локомотивов центробежных процессов в позднем СССР. Провокационная деятельность литовской интеллигенции в Вороновском и Островецком районах Гродненщины нашла отражение на страницах официального областного издания «Гродненская правда». Первый резонансный визит «литовского десанта» в соседние районы БССР имел место осенью 1988 г. Автор газетной заметки о данном событии отмечал, что прибывшие «гости» вели агитационную работу под прикрытием безобидных на первый взгляд культурных мероприятий. Вторым важным аспектом деятельности «литовских товарищей» стали неформальные беседы с местными жителями, в ходе которых объективно имевшим место в период горбачевской перестройки социально-экономическим трудностям искусственно придавалась этническая окраска («притеснение литовцев белорусско-русской администрацией»): «7 октября в ближнее к Гервятам литовское село Рымдюны нагрянули гости. Три десятка студентов и сотрудников Каунасского политехнического института, никого не предупредив, собрались в деревенском клубе, украсили его литовскими флагами и под предлогом безобидных «Вечорок» попытались устроить митинг. Затея не удалась, и гости разошлись ночевать по домам рымдюнцев. А назавтра по деревне поползла новость: Островецкий район, мол, вскоре присоединят к Литве. Наиболее осведомленные указывали даже конкретный срок: через пять лет. Новостью сельчане поделились и с Людмилой Андреевной (Л.А. Вербицкая – председатель Гервятского сельского Совета народных депутатов Островецкого района – авт.). Причем в разговорах она впервые за долгие годы работы уловила – нет, не враждебные, но уже настороженные нотки. Чуть позже поняла, почему. Оказывается, гости настойчиво выясняли, какие притеснения терпят местные литовцы со стороны белорусско-русской администрации» с. 3].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/litovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010