Пролог Меня опалял лихорадочный жар нечистых страстей, когда ты, по своему обыкновению, прикосновением своих боголюбивых писем вновь возродил меня, ободрив ум мой, изнурённый самыми постыднейшими [искушениями], блаженно подражая тем самым великому Наставнику и Учителю [нашему]. И это неудивительно: уделом твоим, как и благословенного Иакова, всегда было славное. Ведь хорошо послужив ради Рахили и получив Лию, ты [теперь] добиваешься и возлюбленной, из-за неё, вероятно, исполнив уже седмицу лет ( Быт.29:20–30 ) 1 . Что же касается меня, то я не отрицаю, что, потрудившись всю ночь, ничего не поймал ( Лк.5:5 ). Однако, по твоему совету забросив сети [ещё раз], выловил множество рыб – не думаю, что больших, но числом, тем не менее, «сто пятьдесят три» ( Ин.21:11 ). И посылаю тебе их в корзине любви, исполнив твоё повеление через такое же количество глав. Я удивляюсь и ревностно желаю подражать твоему прекрасному стремлению получить главы о молитве. Ибо ты не просто возжелал иметь их, запечатлённых руками и с помощью чернил на хартии, но захотел обладать ими, незыблемо укоренёнными в уме любовью и непамятозлобием. Но поскольку, согласно премудрому Иисусу, «вся сугуба, едино противу единаго» ( Сир.42:25 ), то прими [мой дар] и по букве, и по духу. Ведь ум предшествует всякой букве, а если его нет, то не бывает и буквы. Поэтому и образ молитвы двойственен: один – деятельный, другой – созерцательный 2 . Подобным же образом дело обстоит и с числом: то, что в нём, очевидно, есть количество, а смыслом его является качество 3 . Разделив сочинение о молитве на сто пятьдесят три [главы], мы послали их тебе, как евангельское воздаяние 4 , дабы обрёл ты приятное услаждение символическим числом, также найдя здесь фигуру треугольника и шестиугольника, указывающие одновременно и на благочестивое ведение Троицы, и на очертание этой вселенной 5 . Ибо число сто само по себе – четырёхугольно, а пятьдесят три – треугольно и сферично. Двадцать восемь – треугольно, а двадцать пять – сферично, поскольку пятью пять будет двадцать пять. Таким образом, ты имеешь фигуру четырёхугольника благодаря четверице добродетелей, а также в числе двадцать пять имеешь фигуру круга, [обозначающую] посредством кругового вращения времён премудрое ведение века. Ибо время катится неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом и пора за порой, как это мы видим в движении солнца и луны, весны и лета, и т. п. Треугольник же, вероятно, обозначает ведение Святой Троицы. Или иначе: если ты мыслишь число сто пятьдесят три, то оно, вследствие своего обилия и в качестве треугольника, есть [любомудрие] деятельное, естественное и богословское 6 . Оно также есть вера, надежда и любовь, или золото, серебро и драгоценные камни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

«На грани развода они спрашивают: а как по Божьему должно быть?» Правмир поговорил с новгородским священником, который, как писали в новостях, отговорил от развода 45 пар в прошлом году 19 февраля, 2014 Правмир поговорил с новгородским священником, который, как писали в новостях, отговорил от развода 45 пар в прошлом году Протоиерей Сергий Мельников, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Новгороде, не любит эту цифру — сорок пять. «Подсчитать в точности нельзя, цифру обобщили», — говорит он. Да и героического в ней ничего нет, даже будь она правдой: «Любой священник на любом приходе постоянно работает с проблемами семьи. И никто не считает: сколько из них потом передумали разводиться». По благословению епархии отец Сергий более трех лет работает с областным комитетом ЗАГСа. Он присутствует на консультационных пунктах, куда обращаются пары на грани развода . В прошлом году таких консультационных приемов провели 119, сообщил областной комитет. Это означает, что на каждом приеме священник в среднем отговаривал от развода две-три пары. Правмир спросил отца Сергия, какие слова он находит, чтобы супруги передумали разводиться, и есть ли рецепт счастливой семьи. Сорок пять — Отец Сергий, и все же эта цифра — сорок пять пар, которые передумали разводиться после разговора с вами — она верна или нет? — Подсчитать это действительно очень трудно — потому что во многих случаях дальнейшая судьба людей неизвестна. Не все дадут телефоны, не все будут готовы к тому, чтобы им потом надоедали, спрашивали «ну, как вы?» Но я точно знаю, что некоторые семьи — может быть, и невоцерковленные даже — после беседы действительно задумались. И решили, что брак нужно все-таки сохранить. А цифра сорок пять пар — это… — Вы работаете на консультационных пунктах при ЗАГСах . Не все пары на грани развода готовы идти на консультацию. Можем ли мы говорить, что те, кто все-таки приходит — поговорить со священником, с работниками ЗАГСа — все же еще не окончательно решили разводиться?

http://pravmir.ru/na-grani-razvoda-oni-s...

В воскресенье праздновался Покров Божией Матери. В этот день в 1964 году состоялся пленум ЦК КПСС, снявший со всех постов генерального секретаря Никиту Хрущева. Этим внезапно и бесславно окончилось одно из самых сильных гонений в новейшей истории Русской Церкви. Верующие сразу усмотрели в этом явное заступничество Царицы Небесной, потому что гонение длилось уже шесть лет , казалось, конца края ему не будет и действительно однажды «покажут по телевизору последнего попа». Датой официального начала гонения можно считать 16 октября 1958 года, когда Совет министров СССР принял постановления о положении монастырей и о налоговом обложении доходов Церкви. За 12 дней до того ЦК КПСС издал секретное постановление «О недостатках научно-атеистической пропаганды», предписывавшее всем партийным и советским органам развернуть наступление на «религиозные пережитки». За время гонения в два раза уменьшилось число храмов и в три монастырей. Более 1200 человек оказалось в тюрьме, в том числе несколько епископов. В стране физиков и лириков, «Оттепели», «Июльского дождя» монахов сажали в психиатрические больницы и накачивали психотропными препаратами, паломницы подвергались насилию со стороны милиционеров и комсомольских активистов, на церкви и священников нападали при полном бездействии и негласном поощрении властей, порой для разгона жителей, противившихся закрытию храмов приходилось, привлекались армейские части. Попытка окончательного решения церковного вопроса осуществлялась жестко. Мы вспоминаем пять историй, которые произошли во время хрущевского гонения с известными людьми Церкви и ярко характеризуют то время. Пять примеров решимости. Три из них показывают, что гонители, как правило, рассчитывали на отсутствие сопротивления, не были готовы к отпору и боялись его. Если им противостояли, они отступали, сколь бы ни казалось это нелепым и невозможным в такой стране, как СССР. А две другие истории – то, что самое главное и самое сложное во время гонения, это решимость священника с утра совершить молебен за тех, кто ночью на него напал, и решимость проповедовать в пустом храме без электричества, потому что вдруг пришел хоть кто-то, кого он в темноте не видит.

http://pravoslavie.ru/56762.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Сегодня мы чтим память преподобного Корнилия Переяславского Также в этот день мы вспоминаем выдающегося государственного деятеля, князя Я. П.Шаховского и русского физика и электротехника, академика В.В.Петрова 04.08.2021 582 Время на чтение 5 минут Сегодня Святая Церковь чтит память святой мироносицы равноап. Марии Магдалины (I), вспоминает перенесение мощей сщмч. Фоки (403-404), чтит память прп. Корнилия Переяславского (1693), сщмч. Михаила пресвитера (1918), сщмч. Алексия пресвитера (1931). Сегодня, в день равноапостольной Марии Магдалины, мы вспоминаем преподобного Корнилия Переяславского. В миру он звался Кононом и был сыном богатого рязанского купца. В юности он тайно оставил родительский дом и поступил в Лукьянову пустынь, прожив в которой пять лет перешел в Переяславскую обитель свв. Бориса и Глеба. В то время (XVII в.) в обители подвизались лишь три монаха и строитель Сергий. Братия долго отказывалась принять Корнилия, полагая, по виду, что ему не более пятнадцати лет и что глух и нем, так тот ничего не говорил о себе. Но преподобный не отходил от ворот обители, и терпение довело до цели - в конце концов его приняли. Св. Корнилий усердно выполнял все послушания. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю. Через пять он лет был пострижен в иночество. С тех пор его никто не видел спавшим на постели, а послушания он выполнял еще с более усердным рвением. Число братии увеличилось, и некоторые смеялись над Корнилием как над юродивым, но он молчал и терпел. Спустя три года, с благословения настоятеля, он ушел в затвор молчания. Так прожил он тридцать лет, оставаясь, по мнению многих, глухим и немым. Перед кончиною, последовавшей 22 июля 1693 года, преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял схиму. Преподобный был погребен в часовне. Через 9 лет при построении нового храма его мощи были обретены нетленными. В 1705 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский (память 28 октября), освидетельствовал мощи преподобного Корнилия, и они были помещены в новом храме под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/se...

«Вы что, против немцев?» Как митрополита Антония Сурожского чуть не арестовали фашисты Хирург на фронте Второй мировой войны и боец Сопротивления 18 мая, 2022 Хирург на фронте Второй мировой войны и боец Сопротивления Митрополит Антоний Сурожский (Блум) был врачом. Во время Второй мировой войны он пять лет служил в военном госпитале, а потом жил в оккупированном немцами Париже и входил в медицинское Сопротивление. «Правмир» публикует отрывок из книги «Без записок». Монашество и армия Медицинский факультет я окончил к войне, в 1939 году.  На усекновение Иоанна Крестителя я просил своего духовного отца принять мои монашеские обеты: постригать меня было некогда, потому что оставалось пять дней до ухода в армию. Я произнес монашеские обеты и отправился в армию, и там пять лет я учился чему-то; по-моему, отличная была школа. Я учился послушанию, например. Я поставил вопрос отцу Афанасию: вот я сейчас иду в армию — как я буду осуществлять свое монашество и, в частности, послушание? Он мне ответил: очень просто; считай, что каждый, кто дает тебе приказ, говорит именем Божиим, и твори его не только внешне, но всем твоим нутром.  Считай, что каждый больной, который потребует помощи, позовет, — твой хозяин; служи ему, как купленный раб. А затем — прямо святоотеческая жизнь была. Капрал приходит, говорит: нужны добровольцы копать траншею, ты доброволец… Вот первое: твоя воля полностью отсекается и целиком поглощается мудрой и святой волей капрала. Затем он дает тебе лопату, ведет в госпитальный двор, говорит: с севера на юг копать ров… А ты знаешь, что офицер говорил копать с востока на запад. Но тебе какое дело? Твое дело копать, и чувствуешь такую свободу, копаешь с наслаждением: во-первых, чувствуешь себя добродетельным, а потом — день холодный и ясный, и гораздо приятнее рыть окоп под открытым небом, чем мыть посуду на кухне.  Копал три часа, и ров получился отличный. Приходит капрал, говорит: дурень, осёл и так далее, копать надо было с востока на запад… Я мог бы ему сказать, что он сам сначала ошибся, но какое мне дело до того, что он ошибался? Он велел мне засыпать ров, а засыпав, я стал бы, вероятно, копать заново, но к тому времени он нашел другого «добровольца», который получил свою долю.

http://pravmir.ru/chelovek-umiraet-a-ty-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Матушка Житие схимонахини Сепфоры Клыковской (память 30 апреля/13 мая) 1 С химонахиня Сепфора, в миру Дарья Николаевна Шнякина (урожденная Сенякина), родилась в крестьянской семье, в селе Глухово Гавриловского уезда Тамбовской губернии, 19 марта (по ст. стилю) 1896 года. Отец ее, Николай Алексеевич, крестьянин-середняк, и мать, Матрона Герасимовна, были работящими, честными, верующими людьми, хотя и неграмотными. Из тринадцати детей, родившихся у них, выжили трое: Дарья и ее братья Василий и Павел, которые были впоследствии убиты – первый на войне 1914 года, второй – при раскулачивании, в начале 1930х годов. Матушка в конце своей жизни (а она прожила сто один год) вспоминала: «Жили мы хорошо с родителями, божественно… Икона на вратах… Божий люди были в родне моего отца: один монах, а другой не монах – выше монаха, все знал… В маминой родне было три монахини и один монах. В Тамбове, по соседству с нами, жил премудрый старец Архипий, – часто бегали девчонками к нему. В Дивеево ходили пешком: пять дней туда, пять дней обратно». Дед Дарьи, раб Божий Алексей, много странствовал по святым местам. В 1903 году привез семилетней внучке четки. Матушка вспоминала также, как учили ее Иисусовой молитве при храме Покрова то ли монахини, то ли черницы: с каждым движением тела при работе произносишь «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»… А работы в деревне было много. К ней крестьяне приобщались уже с детства. Труды почти все тяжелые, но разнообразные: в огороде, на лугу, в лесу, на пашне, дома на скотном дворе и так далее. В воскресенье – в храм. Жизнь нелёгкая, но простая, среди русской природы – открытой Божьей книги, говорящей о Создателе. На третьем году войны смертью храбрых пал на поле брани брат Дарьи Василий. Вскоре скончался отец, которому было в это время всего сорок пять лет. Почувствовав приближение смерти, он зажег свечу и, сжимая ее в холодеющих руках, сказал: «Подержите меня… я сейчас умру». Дарье исполнилось двадцать лет. Отец, пока был жив, не выдавал ее замуж, так как знал, что она этого не хочет. Она желала принять иноческий постриг. Вера ее была глубокой и сильной, но, видимо, она чуждалась самочиния, жизни по своей воле, – и не просила родителей позволить ей покинуть мир. Не спешил и Господь причислить ее к ангельскому чину. Он повел эту верную Ему душу через многие испытания и наградил ее великими духовными дарами.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Шофрынканы. Церковь Георгия Победоносца. Biserica Ortodox Moldoveneasc " Sfântul Gheorghe " Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1866. Адрес: Республика Молдова, Единецкий район, село Шофрынканы Satul ofrîncani, raionul Édine, Republica Moldova Координаты: 48.053858, 27.39635 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Шофрынканы вполне могут быть ровесником независимого Молдавского княжества. Хотя дата основания села не установлена, есть исторические источники, утверждающие, что оно фигурировало, например, в грамоте 1521 г., подтверждавшей право некого Р. Барбу на владение им. Более 150 лет назад в селе Шофрынкан Единецкого района была построена церковь святого Георгия Победоносца. В 1856 г. уездным землемером после проведения соответствующих работ была составлена «Межевая книга с. Шофронкан Ясского уезда Бессарабской губернии». Как сказано в ней: «Начало межевания учинено на пункте долженствующем разделять резешскую часть Шофронкан деревни Мошен от межуемой дачи Шофронкан помещика Ламбо». Из этого документа следует, что в 1856 г. «по обеим же сторонам земля к хлебопашеству и сенокосу удобная, налеве деревни Мошен владения резеший а на праве межуемой вотчины Шофронкан помещика Ламбо». Приводятся и некоторые хозяйственные подробности: «Пахотной и сенокосной две тысячи девятьсот семьдесят семь десятин, под усадьбою деревни Шофронкан восемнадцать десятин и тысяча восемьсот квадратных сажен, под ставами и прудами двадцать десятин и тысяча двести квадратных саж. под Обаею (?) и господским домом три десятины, под речками, оврагами и ручьями десять десятин, под почтовою проселочными и степовыми дорогами двадцать три десятины и тысяча пятьсот квадрат. сажен. и под садом тысяча двести шестьдесят квадрат. сажен. А всего во всей окружной меже удобной и неудобной земли три тысячи пятьдесят три десятины и девятьсот шестьдесят квад. сажен или на молдавскую меру две тысячи триста сорок пять фалеч и тридцать две квадратные сажени, а за исключением неудобных мест осталось одной удобной земли три тысячи шестнадцать десятин и тысяча восемьсот шестьдесят квадратных сажен. На сем количестве земли во время обмежевания внутри окружной межи заселена вольными царянами хлебопашцами деревни Шофронкан, в коей по последней ревизии состоит мужескаго пола 37 душ и женскаго 38 душ».

http://sobory.ru/article/?object=51516

Василий Великий родился в Кесарии в 329 г. в богатой, благочестивой и крепкой славными воспоминаниями семье. В гонение Диоклетиана дед его со стороны матери был лишен жизни, а дед со стороны отца вместе со всем своим семейством в течение семи лет скрывался в густых лесах Понта 703 . Отец Василия Василий Старший, известный своей благотворительностью, был женат на знатной и богатой девушке Эмилии 704 . От этого брака родились пять дочерей и пять сыновей. Старшая дочь Макрина после безвременной смерти своего жениха осталась верной этому предполагавшемуся союзу, посвятив себя целомудрию. Ее сестры вышли замуж. Из пяти братьев один умер в раннем детстве, три были епископами и причислены к лику святых, пятый, талантливый и прекрасный юноша Навкратий, погиб на охоте. Из оставшихся в живых старшим сыном был Василий, за ним следовал Григорий, впоследствии епископ Нисский, и Петр, сначала простой подвижник, потом епископ Севастийский. Первоначальное воспитание Василий получил в среде благочестивых и аскетически настроенных женщин своей семьи. Его обучением занимался сам отец. Среднее образование Василий получил в отечественном городе Кесарии, высшее – в Афинах. Здесь он изучал, между прочим, новоплатоническую философию, которая оказала некоторое влияние на его образ мыслей и учение 705 . В Афинах по одному совершенно частному поводу завязалась тесная дружба между Василием и Григорием Богословом . Соединенные ею, недоступные соблазнам большого города с его утонченной языческой культурой, Василий и Григорий «знали только две дороги – в христианскую церковь и в школу». Вокруг их группировался небольшой кружок товарищей, преследовавших серьезные цели самообразования. Войти в этот кружок делал попытки и будущий реставратор язычества Юлиан, но, не встретив доверия друзей, скоро оставил их общество. Еще в Афинах друзья дали друг другу слово сообща проводить жизнь христианских подвижников 706 . Тем не менее тотчас по возвращении на родину Василий не отличался высотой христианского настроения. Занимаясь преподаванием риторики в Кесарии, он увлекался своими успехами, «слишком много думал о своей учености и никого не находил равных себе» 707 . Однако под влиянием своей энергичной сестры Макрины он скоро победил искушения молодости и решился посвятить себя созерцательной жизни. В это время в возрасте уже около тридцати лет Василий был крещен и возведен в должность чтеца Кесарийским епископом Дианием 708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 мая (4 июня) Священномученик Михаил Борисов Священномученик Михаил родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова. Диакон Константин сорок восемь лет прослужил Церкви – сорок три года псаломщиком и пять лет диаконом. Его духовник, священник Константин Виноградов, писал о нем: «Это был гигант и по телосложению, и по голосу, не знавший, кажется, усталости; например, ехать и не спать ни на волос 1-3 суток в самую отвратительную погоду и сразу же служить было для него обычным делом... Он обладал громким голосом, поставил себе за правило петь и читать лучше мало, но внятно и при участии души; он всегда разумел, что читал и пел» . В 1888 году Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 году – в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде , а в 1906 году – в Борисоглебскую церковь в Новгороде. За время своего служения отец Михаил, как деятельный священник, имел множество послушаний. Два года он состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы, одиннадцать лет законоучителем Строиловской земской школы, два года Головковской земской школы, четыре года заведующим и законоучителем открытой им в селе Строилове женской церковно-приходской школы; в течение трех с половиной лет отец Михаил состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского уезда, в течение четырех лет – заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском монастыре, в течение десяти лет – благочинным 1-го округа Демянского уезда, в течение трех лет – депутатом на епархиальные съезды от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа, в течение трех лет – членом правления Новгородской Духовной семинарии; с 1907 года – заведующим, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе, с 1909-го по 1914 год отец Михаил состоял членом Новгородского епархиального миссионерского совета, с 1909-го по 1915 год – членом Новгородского уездного отделения Епархиального училищного совета, с 1911 года – помощником благочинного 2-го Новгородского округа.

http://fond.ru/kalendar/442/mihail/

Закрыть itemscope itemtype="" > Похороны одноклассника Рассказ 29.12.2020 2199 Время на чтение 6 минут За тридцать пять лет служения в священном сане отец Павел Железнов отпел тысячи покойников. В 80-х и начале 90-х открытых православных храмов было мало, а народу в Церковь шло всё больше и больше. Ему довелось служить в двух городских многоштатных приходах, где в описываемое время совершалось множество треб так, что священники буквально с ног сбивались. Ежедневно в храмы приносили по два-три, а то и по четыре-пять покойников. Ближе к нулевым годам количество храмов многократно увеличилось, а смертность несколько сократилась. В результате, на деревенском приходе, на котором отец Павел служил уже в одиночестве в качестве настоятеля, количество отпеваний резко снизилось, и случались они не чаще одного раза в месяц. Отчасти такое положение вещей сложилось потому, что в ближайшем районном центре построили храм при больнице, и туда приносили всех покойников прямо из морга, и далеко ехать на арендованном катафалке не требовалось. Отца Павла сей расклад отнюдь не вдохновлял. Ведь не секрет, что основной доход приходские храмы имеют от покойников. Родственники и друзья усопшего, как правило, склонны почтить память дорогого человека, и стараются помянуть его в записках о упокоении, покупают свечки, просфоры, лампады и так далее. А приход должен на какие-то средства существовать, настоятелю надо платить зарплату певчим и работникам, не говоря уж о многочисленных хозяйственных приходских нуждах, да и себе на пропитание что-то отложить. А тут, стали доставлять лишь постоянных прихожан, завещавших отпеть себя в любимом храме. Единственное, что утешало отца Павла, так это мысль о том, что при морге служить не слишком-то приятно, даже имея солидный доход. Ведь кроме мёртвых тел и удручённых родственников там ничего не увидишь. А у него все тяжёлые моменты уравновешивались такими требами как крестины и венчания. Правда, и они ныне случались нечасто, но священник всегда радовался, слыша детский писк или водя молодую счастливую пару вокруг аналоя. В этих случаях он вспоминал волнующие моменты из собственной жизни: своё венчание, рождение и крещение собственных детей, а теперь и внуков, и ему становилось весело и радостно. А в храме при морге венчаться никто не будет.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/29/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010