Серпухов. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Район, где расположен Богоявленский храм, был заселён людьми с глубокой древности. Во всяком случае, при составлении Сотной переписи серпуховского посада князем Василием Семёновичем Фуниковым, в 1552 г. храм Богоявления уже существовал как центр развитой населённой части города — Богоявленского конца. Тогда храм окружали 16 дворов зажиточных горожан, почти исключительно кожевников, и 30 дворов менее достаточных «молодых» посадских, также кожевников, казаков — то есть подённых работников, мясников и сапожников. Незадолго до переписи к Богоявленской части посада отошла бывшая слободка, «что была за татары» — 17 дворов, где жили кожевники, кузнецы, торговцы. Существующее церковное здание было построено на средства прихожан в 1713 г. — 3 июля дан указ о строительстве храма Богоявления с приделом Рождества Богородицы, а уже через три дня — указ об их освящении. Богородице-Рождественский придел был при этом храме и раньше; возможно, ещё со времён после Куликовской победы, одержанной в день Рождества Божией Матери. Тогда храмы с этим посвящением весьма распространились по Руси. В 1761 г. на средства серпуховского купца Алексея Ивановича Остапова с северной стороны храма был устроен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, вскоре же после канонизации этого святителя в 1757 г. Архитектура и художественное убранство Богоявленского храма были вполне обыкновенны для русского зодчества рубежа XVII и XVIII вв. Это типичная посадская церковь типа «восьмерик на четверике», с пристроенными с запада трапезной и колокольней. К трапезной примыкали два обширных придела, с которыми план здания приобрёл вид неправильного греческого креста. Утраченная ныне алтарная часть в виде полукружия по площади почти равнялась четверику. Храм вообще выделялся среди городских церквей своей обширностью и высотою шатровой колокольни с четырьмя ярусами слухов. Построенная из кирпича церковь была украшена лепными карнизами, наличниками окон под килевидными фронтонами, лопатками по граням восьмерика, горизонтальным поясом посредине высоты северного придела, колонками на западном фасаде. На стене южного придела, в нише, было живописное изображение Рождества Богородицы. Стены храма были побелены, его кровли, главы, барабан и шатёр колокольни – окрашены. По описанию 1887 г., кровли были зелёного, а главы — синего цвета; крест на храме был позолочен, а на колокольне (деревянный) — окрашен в жёлтый цвет. Внутри храм был расписан, а высокий, шестиярусный, с резным растительным орнаментом иконостас (вероятно, XVIII в.) считался одним из самых замечательных в городе.

http://sobory.ru/article/?object=09707

Церковь Богоявления Господня и Фонд свт. Антония Смирницкого (Воронеж) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Богоявления Господня построена в XVIII веке; в 2011 году при храме создан «Центр социальной реабилитации наркозависимых во имя Антония (Смирницкого)» . Престольный праздник: 19 января, Богоявление Господне. Содержание История [ править править код ] Празднику Богоявления посвящалась церковь в Пушкарской слободе, к северо-востоку от укрепленной крепости. Церковь строилась деревянной и освящена в 1647 году. Д.И. Самбикин считал, что это произошло в 1663 году. В 1703 году храм сгорел, но был вновь восстановлен деревянным и освящен в ноябре 1705 года. В 1713 году началось строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского. В очередной крупный пожар в ночь на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 года. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Маленькая церквушка была достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года. Как и всем городским церквам, Богоявленской в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде. Это не означает, что здесь никого не хоронили, просто летописцы интересовались в первую очередь судьбой людей своего круга и местной знати, а у Богоявления обитали в основном мещане и ремесленники. В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков обустроил в Богоявленской церкви придел в честь святой Пелагии, святой покровительницы своей жены, освященный 4 мая. Придел имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д.И. Самбикин, правда, отмечал, что деревянная статуя «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в местных — единственной.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОРОНЕЖСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Воронежский Богоявленский храм. Фото пользователя Олега В., с сайта sobory.ru Празднику Богоявления посвящалась церковь в Пушкарской слободе, к северо-востоку от укрепленной крепости. Церковь строилась деревянной и освящена в 1647 году. Д. И. Самбикин считал, что это произошло в 1663 году. В 1703 году храм сгорел, но был вновь восстановлен деревянным и освящен в ноябре 1705 года. В 1713 году началось строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского . В очередной крупный пожар в ночь на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 года. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Маленькая церквушка была достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года. Как и всем городским церквам, Богоявленской в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде. Это не означает, что здесь никого не хоронили, просто летописцы интересовались в первую очередь судьбой людей своего круга и местной знати, а у Богоявления обитали в основном мещане и ремесленники. В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков обустроил в Богоявленской церкви придел в честь святой Пелагии , святой покровительницы своей жены, освященный 4 мая. Придел имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д. И. Самбикин, правда, отмечал, что деревянная статуя «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в местных - единственной. В марте 1854 года городской архитектор Михаил Иванович Клейнер (02.09.1823 - после 1865) по заказу епархии выполнил проект перестройки Богоявленской церкви. В пояснении к чертежам он предлагал: существующее здание сломать, поскольку в его сводах и стенах обнаружились трещины, «распространить» его на 5 аршин противу нынешние размеров, с левой стороны колокольни сделать пристройку. В июне 1854 года проект Клейнера рассмотрели в Петербурге и утвердили с незначительными поправками.

http://drevo-info.ru/articles/13673952.h...

Брянский Воскресенский собор Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Христова — соборный храм Русской православной церкви в городе Брянске. До освящения Троицкого собора (2012) выполнял роль кафедрального собора Брянской епархии. Содержание История [ править править код ] Храм построен в 1739—1741 гг. как собор Воскресенского женского монастыря, существовавшего в Брянске предположительно с XV века и упразднённого в 1766 году. Является по крайней мере четвёртым храмом, возведённым на этом месте. В 1706 г. здесь, на месте деревянной церкви, была построена каменная церковь Воскресения Христова, но в связи с угрозой нападения на Брянск войск шведского короля Карла XII, по указу царя Петра I от 10 марта 1706 г., работавший по ремонту брянской крепости капитан Преображенского полка В. Д. Корчмин с целью расширения укреплений разобрал только что построенную каменную церковь, а другие монастырские строения превратил в казармы и служебные помещения крепости. В 1713 году была построена третья (деревянная) Воскресенская церковь, несколько келий и ограда. Сохранившийся каменный храм сменил эту деревянную церковь в 1739—1741 гг. Одновременно с главным Воскресенским престолом, был устроен придел во имя Святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В марте 1766 года Воскресенский монастырь был упразднён. С этого времени Воскресенский храм стал приходским. В 1769 году к западной стене трапезной была пристроена колокольня, получившая в 1843 г. новое завершение. В том же 1843 году был устроен придел во имя Святого мученика Андрея Стратилата. По воспоминаниям старожилов, после возникновения в 1922 году обновленческого раскола, храм был поделён между «староцерковниками» и обновленцами. Однако в 1937—1938 годах и православные клирики храма, в том числе священномученик Серафим Василенко, и обновленческий архиепископ Владимир Досычев, были арестованы и вскоре расстреляны. В конце 1930-х годов, после расстрела духовенства, храм закрыли, а здание переоборудовали под комбинат бытового обслуживания, с надстройкой второго этажа над трапезной частью. Верхние ярусы колокольни и главы основного объёма церкви были разобраны, почти полностью утрачена отделка интерьера.

http://azbyka.ru/palomnik/Брянский_Воскр...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИУДИНСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм в честь Рождества Христова в Иудине Село Иудино находится в 15 км от Сергиева Посада по Угличскому шоссе, до 1764 года оно являлось вотчиной Троице-Сергиевой Лавры . Известно, что в 1713 году в селе уже существовала деревянная церковь в честь Рождества Христова . Со временем здание храма обветшало, и в 1763 году на средства, собранные прихожанами, при участии князя Луки Несвицкого, закупившего кирпич и белый камень, началось строительство нового кирпичного храма. В 1767 году епископом Переяславским и Дмитровским Сильвестром (Страгородским) был освящен престол в трапезной в честь иконы Божией Матери " Знамение " . Весь же храм был закончен в 1771 году. В первой половине XIX века с запада к храму пристроили двухъярусную колокольню с переходом, ведущим в трапезную. Тогда же был заменен и главный иконостас. Престол в трапезной был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери . Храм принимал и русских царей, шествовавших по пути в Углич, и архиереев, о чем свидетельствует корона на кресте храма. В 1936 году храм был закрыт. После закрытия его здание использовали как склад: вещевой, зерновой, для химикатов. В колокольне была устроена силосная башня. Колокола безуспешно пытались сбить из артиллерийского орудия. Когда в 1970-е годы в стране началась компания по реставрации памятников истории и культуры, руководство совхоза отказалось от пользования зданием, чтобы не быть обязанным проводить дорогостоящую реставрацию, оставило храм бесхозным, и он начал разрушаться. В 1991 году здание храма возвращен православной общине, и началось его возрождение. К моменту передачи храма были утрачены кровля, балки, стропила, окна, плитка пола; внешняя сторона стен и своды обрушились. 14 августа 1991 года состоялось учредительное собрание новой приходской общины. 10 декабря этого же года в храме состоялось первое богослужение.

http://drevo-info.ru/articles/13677850.h...

55° 48 " 52.99 " N, 37° 41 " 46.00 " E Храм Преображения Господня в Богородском — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии. Это единственный оставшийся в Москве деревянный храм XIX века. 55° 34 " 12.56 " N, 37° 28 " 28.84 " E Церковь заложена 25 апреля 2011 г. Одноглавый двухэтажный двухпрестольный бетонный храм в духе раннемосковской архитектуры. Первое Богослужение проведено на Пасху 2019 г. 55° 47 " 44.02 " N, 37° 42 " 41.00 " E Храм располагается на Преображенской площади в районе Преображенское города Москвы. Головной храм Сухопутных войск Российской Федерации с 1 октября 2015 года. 55° 49 " 54.01 " N, 37° 24 " 7.99 " E православный храм в честь Преображения Господня. Храм расположен в Москве, в районе Покровское-Стрешнево, на территории бывшего села Спас. 55° 3 " 39.05 " N, 37° 35 " 46.19 " E Храм Преображения Господня погоста Старый Спас (Легчищево) Преображенская церковь типа «восьмерик на четверике» являет собой памятник серпуховской школы зодчества. Нынешнее кирпичное строение возвели в 1846 году на месте обветшавшей каменной постройки середины XVIII века, которая, в свою очередь, пришла на смену древней деревянной церквушке. 55° 46 " 1.14 " N, 37° 37 " 3.49 " E Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Церковь построена как усыпальница бояр Ухтомских в 1678 г., сменив деревянный храм XVI в. 54° 51 " 11.33 " N, 38° 33 " 43.31 " E Ныне существующий большой однокупольный храм в стиле позднего классицизма построен в 1875-1878 гг. тщанием крестьян Щербаковых и Е.И. Моргуновой вместо старой каменной Введенской церкви 1851 г., стены которой вошли в состав трапезной нового храма. 55° 15 " 0.37 " N, 37° 37 " 23.57 " E Храм Пресвятой Троицы (Троицкое) Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике в духе московского барокко. Выстроена в 1712-1713 гг. на средства Ю.Ф. Шишкина. В трапезной приделы Ильинский и Печерской Богоматери (пристроен в 1867 г.). Закрыта не позже 1930-х, к 1980-м в аварийном состоянии. Возвращена верующим в 1991 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Небольшая кирпичная одноглавая церковь с полукруглым алтарем и притвором. Построена в 1713-1714 г.г. на средства царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. Отремонтирована в середине 2000-х г.г. На монастырском подворье располагается церковь Казанской иконы Божией Матери при монастырской больнице. Это небольшая одноглавая белокаменная церковь, построенная также стараниями Натальи Алексеевны, сестры Петра I. Во время одного из посещений монастыря царевна заметила, что престарелым монашкам в больнице нужна церковь и решила построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство церкви заняло год и было завершено в 1714 году. Рядом был построен новый больничный корпус, соединенный с храмом переходом. Рядом с церковью расположены несколько строений, возведенных в период с XVII по XIX века: настоятельский и трапезный корпуса, регентский и странноприимный дома. Значительные вклады стали поступать в монастырь в конце XVII – начале XVIII в.в. В 1703 г. «две тысячи денег» пожаловала сестра Петра I Наталья Алексеевна. По указу митрополита Рязанского и Муромского Стефана прежнюю церковь разобрали, а новую на средства царевны Натальи принялись строить на другом месте. Сведения о переносе церкви подтверждаются сопоставлением имевшегося в монастыре плана 1694 года с современным расположением храма. Строительство завершено в 1714 г. Церковь Казанской иконы Божией Матери и примыкающие к ней кельи расположены в юго-западной части монастырской территории. К апсиде храма подходит главная монастырская дорога, идущая от северных проездных ворот. Интересна история возникновения храма. Во время одного из посещений монастыря царевна Наталья заметила, что престарелым монахиням в больнице нужна церковь, и решила построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Рядом с храмом были возведены двухэтажные больничные палаты. Новый корпус соединялся с церковью переходом. В непосредственной близости были расположены несколько строений, возведенных в период с XVII по XIX в.: настоятельский и трапезный корпуса, регентский и странноприимный дома.

http://sobory.ru/article/?object=05690

Храм Живоначальной Троицы в Васюнине (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Живоначальной Троицы в Васюнине (Москва). Трапезная с двумя приделами и основание колокольни были пристроены в середине XIX в. Приделы трапезной были освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Содержание История [ править править код ] Село Васюнино расположено в двух километрах от Варшавского шоссе, недалеко от границы г.Мосвы с Калужской областью. Владелец Васюнина стольник Матвей Афиногенович Челищев в 1698 г. построил деревянную церковь Благовещения. Существующая сейчас каменная церковь Святой Троицы построена по челобитью вотчинника Григория Матвеевича Челищева согласно разрешению, выданному в 1735 г. Сложенный из кирпича бесстолпный ярусный башенный храм состоит из двухсветного четверика, несущего два восмерика, верхний из которых служит ярусом звона. Трапезная с двумя приделами и основание колокольни были пристроены в середине XIX в. Приделы трапезной были освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Григорий Матвеевич, как и все дворяне того времени, провёл жизнь на царской службе, которую начал в 1703 г., «февраля в первых числах из недорослей был он на смотре Царского величества в Преображенском и на Генеральном дворе и с того смотра отослан к боярину Т.Н. Стрешневу в разряд. И в 1707 г. от него, боярина Стрешнева, отослан из разряду с указом к думному дьяку Автомону Ивановичу в Азовский драгунский полк и служил в том полку до 1709 г., а в 1709 году определен из того полку в Изюмский полк, в драгуны ж, и служил по 1711 г., а в 1711 году, сентября в 20-й день, по определению тайного советника генерал-адмирала, кавалера, губернатора, графа Ф.М. Апраксина, пожалован вахмистром в Бахмуцкую жилую роту, а в 1712 г. написан в Бахмуцкий драгунский шквадрон (эскадрон) вахмистром, а в 1713 г. пожалован в прапорщики и повелено указом Великого Государя, за подписанием руки его сиятельства, графа Ф.М. Апраксина, генералу Келину написать в Московский шквадрон.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Живоначал...

С галереи в храм с трех сторон вели двери в колодах. Помещения храма и трапезной, сообщающиеся между собой прямоугольным проемом, имели плоские дощатые перекрытия по балкам. Перед восстановленным четырехъярусным тябловым иконостасом была сделана солея со ступенями и двумя клиросами. Вдоль стен трапезной и у западной стены четверика были устроены деревянные лавки. Полы были выполнены из плах. Однако, простояв почти полвека на территории музея, церковь сгорела во время пожара 4 сентября 2002 г. В настоящее время принято решение о воссоздании этого уникального памятника деревянного зодчества. http://starina44.ru/cerkov-iz-sela-spas-vezhi Преображенская c. Спас-Вежи деревянная, с такою же колокольней, построена в 1713 г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма. При церкви две колокольни: одна деревянная, восьмиугольная, шатровая, устроена на деревянных столбах, обшита тесом - ветхая; другая - каменная, устроена в 1908 г. на средства прихожан. Деревянная колокольня утрачена в 1926 г. В 1956 г. храм перевезен в Кострому в музей деревянного зодчества. Сгорел в 2002 г. В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в Мерский стан. Материалы для истории Костромской епархии, вероятно, ошибочно, относят погост к Минскому стану. В июне 1590 г. " От царя и великаго князя Ивана Васильевича всей русии на Кострому Ондрею Глухову были в приказе большого дворца в Костромском уезде в Мещерском (sic) стану погост Шунга с деревнями, погост Самин с деревнями на Самитцком озере, погост Мицкой, ... погост Вежи, ... погост Куников, ... и теми погосты и деревнями со всеми угодьями пожаловали есмя Чюдова монастыря архимандрита Христофора с братьею в их монастырские вотчины... " . В 1629 г. " погост Вежи на речке Иледомке, а на погосте церковь Преображения Господня древяна вверх, да другая церковь теплая с трапезою Зосима и Саватия соловецких чуд. древяна ж клецки, а в церквах образы и книги и свечи и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, а на церковной земле поп Илья Костентинов, поп Василий Афонасов, дьячек Онофрейко Костентинов, дьячек Данилко Офонасьев, пономарь Костка Иванов, крестьянских и бобыльских 9 дворов " .

http://sobory.ru/article/?object=23706

По данным дендрохронологического анализа храм был построен после 1713/1714 гг. Крестообразный план церкви образован центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. С двух сторон к нефу примыкает трапезная, к которой с запада пристроено крыльцо с двумя лестничными всходами. Церковь Преображения, чей центральный купол достигает 37 метровой высоты, является уникальным примером многоярусных, многоглавых и целостных построек (шедевром многоярусного, многоглавого и цельного здания). Центральный объем церкви, сформированный тремя восьмигранными срубами, завершается крышами в форме «бочек» (кровли, верхняя часть которых по форме напоминает горизонтальный цилиндр, и скаты которых сходятся вверху, образуя остроконечный конек) Над центральным объёмом, покрытым тремя восьмигранными срубами, зодчие установили бочки (кровли с завершением наподобие цилиндра, установленного в горизонтальном положении и верхней поверхностью, сходящейся в остроконечный конек), увенчанными 22 луковичными главками. Внутри, под сводом так называемого «неба» — потолка в форме усечённой пирамиды — расположен позолоченный деревянный иконостас с 102 иконами 17–18 веков. Зимняя церковь Покрова Богородицы имеет более простую композицию и относится к церквям «корабельного типа». Построенная в 1764 г. церковь относится к типу «восьмерик на четверике» Ее нарядное девятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры. Подобный конструктивный тип церквей обычно завершался шатром. Корона из восьми главок окружает центральную главу, которая расположена на высоте 27 метров, что придает центральному прямоугольному пространству церкви более статичный вид. С восточной стороны в пятигранной апсиде расположен алтарь. С запада пристроено длинное крыльцо с одним лестничным всходом. Композиция 30-ти метровой колокольни решена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике», с высоким, в 2/3 высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=03082

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010