Свт. Тихон (Соколов) в 1765 г. уведомил Синод о том, что в 3 черкасских благочиниях 58 духовных лиц самовольно определены казачьим кругом, без его благословения, а также о том, что эти «беспорядки исправить нет никакой возможности». Позднее еп. Тихон указал Синоду на то, что на Дону казачьи церкви не ведут венечных записей и что атаман Иловайский посадил в колодки протопопа черкасского войскового собора за то, что тот осмелился власть Воронежского архиерея поставить выше казачьего круга (см.: Савельев Е. П. История казачества с древнейших времен до кон. XVIII в.: Ист. исслед. в 3 ч. Р.-н/Д., 1990р. Ч. 3: История Дона и донского казачества. С. 161). Указом Синода от 4 июля 1785 г. было подтверждено сохранение для донских казаков выборности приходами кандидатов в священнослужители с условием, чтобы кандидатов избирали из «родовых казаков». Такие ставленники обычно не имели достаточных знаний о порядке богослужения, навыков в чтении, пении, произнесении поучений, однако архиерей вынужден был назначать их в приходы, поскольку войско одобрило выбор прихожан. В 1816 г. Воронежский еп. Епифаний (Канивецкий) писал, что он делает это «с душевным прискорбием и немалым отягощением совести». Духовенство казачьего происхождения не вошло в российское духовное сословие и не стало самостоятельной социальной группой, поскольку по войсковой традиции семьи священно- и церковнослужителей принадлежали к казачеству. В 1776 г. войсковая канцелярия установила следующие оклады духовенству: соборному протопопу - 20 р. в год, др. соборным иереям - от 1 р. 50 к. до 10 р.; соборным диаконам - 12 р., приходским - от 5 до 6 р.; соборным пономарям - 10 р., приходским - 6 р.; соборным звонарям - 6 р.; приходским священникам - 3 р.; просвирням - 5 р. в год. На причты собора и 4 храмов в Новочеркасске до 1835 г. отпускалось 238 р. 50 к. в год. Прихожане могли сами установить плату причту, от них же зависели и исполнение и расторжение соглашения с клириками. Так, жители ст-цы Елисаветовской в 1821 г. перестали платить духовенству, ссылаясь на уменьшение доходов.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Арсения (Смоленца) , а 12 сент. того же года - еп. Павла (Вильковского). ОГПУ использовало арест М., чтобы склонить его к участию в организации неканоничной автокефальной Белорусской Православной Церкви (БПЦ), однако М. от участия в этом категорически отказался. Автокефальная БПЦ была провозглашена в авг. 1927 г. в Минске викариями М. епископами Филаретом (Раменским) и Николаем (Шеметилло), к-рые ввели в автокефалистских церквах формулу поминовения за богослужением М. как «митрополита». В это время М. находился в Бутырской тюрьме. 17 сент. 1927 г. решением Коллегии ОГПУ он был освобожден под подписку о невыезде. Проживал на покое в Москве. 5 апр. 1928 г. возведен митр. Сергием в сан архиепископа. В сент. того же года назначен управляющим Енисейской и Красноярской епархией. Пребывал в Красноярске, где паства вначале приняла его отчужденно, но затем стала относиться к архиерею с теплотой. 2 апр. 1931 г. М. был вызван для участия в сессии Временного Патриаршего Священного Синода. 11 мая того же года прибыл в Москву. Вскоре скончался от сердечного приступа в Покровском храме на Н. Красносельской ул., где он должен был сослужить заместителю патриаршего местоблюстителя при совершении епископской хиротонии. 20 мая митр. Сергий возглавил отпевание М. в сослужении 18 архиереев. Был похоронен на Семёновском кладбище Москвы. После закрытия Семёновского кладбища в 30-х гг. ХХ в. могила была перенесена на московское Преображенское кладбище Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 323-330; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Мн., 1990р. С. 259-262; Процька Т. С. Nakymhik за веру i Мн., 1996; она же. Без веры мы - никто: Жизнь и смерть митр. Минского и Белорусского Мелхиседека. Мн. 2012; она же. Невядомыя cmapohki жыцця Meлxiceдэka (Паеускага), мimp. Mihckara i Белорусскага//Праваслауе. 2013. 19. С. 55-65; Кривонос Ф., прот. У Бога мертвых нет: Неизв. страницы из истории Минской епархии (1917-1939). Мн., 2007; он же. Человек глубокой веры: Жизнь и архипастырское служение Преосв.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

изредка совершал литургию. Управление лаврой было передано духовному собору, к А. обращались за советом лишь в наиболее важных делах. В 1876 г., после начала войны с Турцией, А. при мощах прп. Сергия Радонежского благословил вел. кн. Николая Николаевича, командовавшего рус. войсками, а в янв. 1877 г., собрав последние силы, приветствовал имп. Александра II и августейшую семью. А. скончался, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами Елеосвящения и Причащения. Отпевание А. совершили еп. Иоанн (Митропольский) и еп. Можайский, вик. Московской епархии Игнатий (Рождественский) в сослужении более 60 священнослужителей при огромном стечении народа. А. был погребен с вост. стороны Духовского собора ТСЛ, почитание А. особо выразилось в обязательном и усердном поминовении его в ТСЛ на всех заупокойных ектениях. А. прославлен как местночтимый святой 16 окт. 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II , к-рый сам возглавил торжество прославления. Ко времени прославления останки А. были обретены и помещены в Духовском соборе. Преподобному составлены тропарь, кондак и молитва. Арх.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 4425, 5442, 6106, 6772, 7463, 8001, 8006, 11141, 12431. Ч. 5. Д. 8641. Ч. 15. Д. 25350; Ф. 1629. Оп. 1. Д. 134. Соч.: Предвестие о дне кончины митр. Московского Филарета//ДЧ. 1867. Ч. 3. С. 185-186; Письмо проф. С. К. Смирнову мая 1863 г.]//БВ. 1915. 10/12. С. 668; Письма к духовной дочери Е. И. М.//Архимандрит Антоний, наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. [Серг. П.], 1990р. С. 44-94; Доброе слово новоначальному послушнику. [Серг. П.], 1996п; Монастырские письма. Серг. П., 1996п. Лит.: Михаил (Лузин), архим. Слово, произнесенное 16 мая 1877 года при погребении наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Антония//ДЧ. 1877. Ч. 2. С. 371-380; Н. Д. Некролог о наместнике Св.-Троицкой-Сергиевой Лавры архим. Антонии (Медведеве)//Моск. ЕВ. 1877. Май, 21. С. 198-199; Нечаев В. , прот. В память архим. Антония//ДЧ. 1877. Ч. 2. С. 366-370; Толстой Д. Н. Архим. Антоний, наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Некролог.

http://pravenc.ru/text/115982.html

А. приняли монашество и были погребены в Сокольницкой обители как ее ктиторы. Нетленные мощи братьев трижды выходили на поверхность, несмотря на то что инок-старец пытался покрыть их землей. После того как старец доложил о случившемся архиеп. Новгородскому Пимену (1552-1570), владыка распорядился, чтобы мощи были устроены в раке. Через нек-рое время (1562) А. явились московскому боярину и исцелили его от болезни, после этого начались многочисленные исцеления от их мощей. Местная канонизация А. произошла, вероятно, ок. 1606 г., когда было составлено «Сказание», празднование установлено на 17 июня. В XVII в. составлена служба А. по образцу преподобнической, в значительной ее части прославляются явление мощей А. и последующие чудеса (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 165-177). Древнейшие списки службы датируются посл. четв. XVII в. (БАН. Собр. текущих пост. 754. Л. 1-24об.; РНБ. Погод. 788. Л. 312-342). Запись чудес, происходивших от мощей А., продолжалась в XVIII в. Архиеп. Димитрий (Самбикин) видел в б-ке Антония Римлянина мон-ря список «Сказания» с изложением чудес с 1562 по 1775 г. Память А. указана в «Описании о российских святых» (кон. XVII - нач. XVIII в.) и в Отенских святцах 1718 г. По сведениям «Сказания» (по списку Новгородской Погодинской летописи), в 1775 г. весь Сокольницкий мон-рь выгорел, инокини были переведены в Михалицкий мон-рь, а мощи братьев перенесены в Антониев мон-рь и установлены в приделе ап. Иоанна Богослова соборного храма в честь рождества Богородицы (БАН. 17.8.25. Л. 113-114об., кон. XVIII в.). В честь этого события установлено 2-е местное празднование - на 4 мая. Ист.: Описание о российских святых. С. 45-46; Новгородские летописи. СПб., 1879; ПСРЛ. Т. 3, 15, 25, 33. Лит.: Муравьев А. Путешествие по святым местам русским. СПб., 1846. (М., 1990р). Ч. 2. С. 359-360; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1863. Июнь. С. 98-100; Ключевский. Древнерусские жития. С. 464-465; Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 72-73; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 33-34; Краткая табель о прочих угодниках Божиих, обретающихся в Великом Новгороде//Новгородские ЕВ. 1899. 24. С. 1647; Голубинский. Канонизация святых. С. 147; Никодим [Кононов], архим. Святые Новгородского края и вопрос о церковно-народном их почитании в современной исторической литературе//Новгородские ЕВ. 1904. 1. С. 31; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июнь. С. 139-141; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 гг. СПб., 1889. Т. 1. С. 369, 372; Бернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.; Л., 1961. С. 45-46.

http://pravenc.ru/text/115414.html

Владимиром в храмах С.-Петербурга - в Исаакиевском соборе (1863-1869, Е. Г. Солнцев, А. Н. Фролов, М. П. Муравьёв по оригиналу Ф. П. Брюллова) и соборе Воскресения Христова (Спаса на Крови) (1900-1907, мозаичная мастерская В. А. Фролова по эскизу Н. П. Шаховского), оформленных по имп. заказу. В графике изображения О. многообразны, часто они вводятся в циклы, посвященные событиям российской истории и генеалогии рус. князей. На гравюре 80-90-х гг. XVIII в., изданной А. М. Белосельским-Белозерским (СПГИАХМЗ, перегравировка эстампа А. Хаккенауэра, возможно, изображена актриса А. Д. Каратыгина (Перлова) в роли О., см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1392), овальный погрудный «портрет» О. возносят ангелы в лучах света, на ее голове изображена необычная высокая корона; внизу на постаменте надпись: «Прекраса или Ольга, въ С. Kpeщehiu Елена…». К подобным изображениям восходит оплечный образ О. в овальном медальоне на гравюре «Великие князья и цари Российские» нач. XIX в. (ГЛМ), на литографии «Таблица русских государей от Рюрика до Александра II» (1858, цензурный экземпляр 1862 - ГЛМ). На гравюре ок. 1805-1807 гг. А. А. Осипова в издании П. П. Бекетова (в кн.: Филиповский Е. Е. Пантеон российских государей: Кр. ист. и хронологическое описание жизни и деяний вел. князей российских, царей, императоров и их пресветлейших супруг и детей. М., 1805. Ч. 1. IV) погрудный образ О. с наперсным крестом помещен на обелиске, ангел венчает ее лавровым венком (аналогичное изображение святой - на эстампе О. Цветкова, 1859, РГБ). На литографии ок. 1846 г. (в кн.: Отечественный пантеон, или Жизнь вел. князей, царей и императоров. М., 1846. [Ч. 1]) и ее последующих повторениях (напр., в кн.: Иллюстрированная хронология истории Российского гос-ва в портретах. СПб., 1909; М., 1990р. С. 7) О. представлена в горностаевой шубе, с крестом на шее, в имп. короне, с к-рой свисает прозрачный плат. В 1877 г. в киевской типографии С. В. Кульженко была издана литография (ГИМ) с поясным изображением О., воспроизводящим роспись в капелле Мазепы (собор Св. Софии в Киеве). Святая запечатлена также на московской литографии 1862 г. (РГБ), на ксилографии кон. XIX в. (ГИМ), на хромолитографии 1870 г. с древнего оригинала (в кн.: Оболенский М. А. Несколько слов о первоначальной рус. летописи. М., 1870) и др. На рисунке тушью и акварелью из собрания по иконографии рус. святых кн. М. А. Оболенского (сер. XIX в., Красноярский краевой КМ) в руках О.- большой 7-конечный крест и потир. На киевской хромолитографии 1903 г. по оригиналу И. С. Ижакевича (из серии «Подвижники православия», экземпляры в КБМЗ, УИХМ) О.- в преклонном возрасте, стоит, несколько повернувшись вправо, возле трона, правая рука поднята с крестом, в левой свиток с текстом: «Просвтитъ Б[о]гъ люди Pocciйcki».

http://pravenc.ru/text/2578361.html

В истории рус. лит-ры представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие Д., но без употребления самого термина. Среди таких произведений древнерусского периода - «Слово о твари» (XII в.), в к-ром неизвестный автор указывал своим современникам, что многие из них ленятся ходить в храм, «не слушают божественных словес», но «текут, радуяся», на языческие игрища или «зборище идольское» «и весь день тот предстоят, позорьствующе тамо» ( Гальковский. 1916. Т. 2. С. 436); компилятивное соч. «Слово святаго Григорья изобретено в толцех, о том, како первое погани сущи языци кланялись идолом и требы им клали; то и ныне творят», составленное на основе Слова свт. Григория Богослова на Богоявление ( Greg. Nazianz. Or. 38); «Слово святаго отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Констянтина града, о том, како первое погании веровали в идолы и требы им клали, и имена им нарекали, яже и ныне мнози тако творят и в крестьянстве суще, а не ведают, что есть крестьянство»; «Слово Исаия пророка о поставляющих трапезу роду и роженицам»; «Сказанье святаго отца Нифонта о песнях мирских и о русальях»; поучение «О казнях Божиих», вошедшее в состав «Повести временных лет». Факты проявления Д. приводятся в рус. летописях; о наличии таких фактов можно судить по церковно-правовым памятникам («Правило церковное» (кон. XI в.) митр. Киевского Иоанна II , «Вопрошание Кирика» (XII в.), правила Стоглавого Собора (1551)). В Требнике XVII в. содержатся «Вопросы поселянам» на исповеди, свидетельствующие о присутствии пережитков язычества среди сельских жителей. Очевидцем и ревностным обличителем языческого праздника в честь Ярилы в сер. XVIII в. в Воронеже был свт. Тихон Задонский (Жизнеописание св. Тихона Задонского, еп. Воронежского и всея России чудотворца//Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XX вв. М., 1992. С. 236). Существование различных языческих суеверий в России даже в XIX в. прослеживается по трудам И. М. Снегирёва (Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1990п. 2 ч.), М. Забылина (Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990р), Н. С. Тихонравова (Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. 2 т.), С. В. Максимова (Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993р), А. П. Щапова (Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия//ЖМНП. 1863. Ч. 117. Отд. 4. С. 1-73, 75-92; Ч. 118. С. 1-19), по материалам сб. «Отреченное чтение в России в XVII-XVIII веках» (М., 2002) и др. В XX в. в рус. научной лит-ре появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «Д.».

http://pravenc.ru/text/171499.html

1) Книга рождения Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2) Авраам родил Исаака; Исаак же родил Иакова; Иаков же родил Иуду и братьев его; 3) Иуда же родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес же родил Есрома; Есром же родил Арама; 4) Арам же родил Аминадава; Аминадав же родил Наассона; Наассон же родил Салмона; 5) Салмон же родил Вооза от Рахавы; Вооз же родил Овида от Руфи; Овид же родил Иессея; 6) Иессей же родил Давида царя; Давид же царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7) Соломон же родил Ровоама; Ровоам же родил Авию; Авия же родил Асу; 8) Аса же родил Иосафата; Иосафат же родил Иорама; Иорам же родил Озию; 9) Озия же родил Иоафама; Иоафам же родил Ахаза; Ахаз же родил Езекию; 10) Езекия же родил Манассию; Манассия же родил Амона; Амон же родил Иосию; 11) Иосия же родил Иоакима; Иоаким же родил Иехонию и братьев его, в переселение Вавилонское. 12) И по переселении в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль же родил Зоровавеля; 13) Зоровавель же родил Авиуда; Авиуд же родил Елиакима; Елиаким же родил Азора; 14) Азор же родил Садока; Садок же родил Ахима; Ахим же родил Елиуда; 15) Елиуд же родил Елеазара; Елеазар же родил Матфана; Матфан же родил Иакова; 16) Иаков же родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. 17) Итак, всех родов [generationes] от Авраама вплоть до Давида четырнадцать родов; и от Давида вплоть до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон вплоть до Христа четырнадцать родов. 18) Христово же Рождество было так: когда была обручена Матерь Его Мария с Иосифом, прежде нежели сойтись им, обретена была имеющей во чреве от Духа Святаго. 19) Иосиф же, муж Ее, поскольку был праведен и не желал предать Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20) Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне, сказав: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21) родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их». 22) Все же сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, говорящего: 23) «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ), что значит: «С нами Бог». 24) Встав же от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25) и не познал Ее, доколе не родила Она Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга Рождества Иисуса Христа, сына Давида, сына Авраама. Авраам родил Исаака. Исаак же родил Иакова. Иаков же родил Иуду и братьев его. Иуда же родил Фареса и Зару от Фамари. Фарес же родил Эсрона. Эсрон же родил Арама. Арам же родил Аминадава. Аминадав же родил Наассона. Наассон же родил Салмона. Салмон же родил Вооза от Рахавы. Вооз же родил Овида от Руфи. Овид же родил Иессея. Иессей же родил Давида царя. Давид же царь родил Соломона от той, что принадлежала Урии. Соломон же родил Ровоама. Ровоам же родил Авиама. Авиам же родил Асу. Аса же родил Иосафата. Иосафат же родил Иорама. Иорам же родил Озию. Озия же родил Иоафама. Иоафам же родил Ахаза. Ахаз же родил Иезекиию. Иезекиия же родил Манассию. Манассия же родил Амона, Амон же родил Иосию. Иосия же родил Иехонию и братьев его в переселении Вавилонском. И после переселения Вавилонского Иехония родил Салафииля. Салафииль же родил Зоровавеля. Зоровавель же родил Авиуда. Авиуд же родил Элиакима. Элиаким же родил Азора. Азор же родил Элиуда. Элиуд же родил Элеазара. Элеазар же родил Мафана. Мафан же родил Иакова. Иаков же родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христом. Итак, всего рождений: от Авраама до Давида – четырнадцать рождений; и от Давида до переселения Вавилонского – четырнадцать рождений; и от переселения Вавилонского до Христа – четырнадцать рождений. Рождение же Христа было так: когда была обручена Мать Его Мария Иосифу, прежде, чем Она вошла в дом его, обнаружилось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, поскольку был праведен, и не желал Ее выдать, пожелал Ее тайно отпустить. Когда же он сие помыслил, – се, явился во сне его Ангел Господень, говоря: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, супругу твою. Ибо то, что в Ней рождено, рождено от Духа Святого. Родит же Она Сына, и ты наречешь Ему имя Иисус. Ибо Он принесет спасение народу Своему от грехов их». Все же сие соделалось, дабы исполнилось сказанное от Господа чрез пророка, сказавшего: «Се, Дева во чреве будет иметь и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что переводится: «С нами Бог». Иосиф же, пробудившись ото сна, сделал, как предписал ему Ангел Господень, и принял супругу свою, и не познавал Ее, пока Она не родила Сына Своего, первенца, и нарек Ему имя Иисус. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Обычай же бе старцу никогдаже по павечернем правиле свеще или светилнику горети, но всегда в нощи молитву творяше, множицею же седя усыпаше, вервицу в руках держаше, Иисусову молитву глаголаше. Егда же възжен бысть светилник, старець же во изнеможени лежаше, аз же, прием благословение, ид ох в келью мою малаго ради покоя. Едва уснух от многых помысл о старце; пакы же скоро убудився, въстах и идох в келью старца. Старець же лежаше, молитву творяше. Аз же, сотворь молитву, възвестих ему утрьни час. Старець же не возможе поити, аз же глаголах ему полунощьницу и прочее правило, он же, въстав, седеше, моляшеся. Егда же бысть день, обычай же бе многолетный старцу на всяк день молебны пети, или праздник или прост день, иногда дващи, множицею и три случашеся. Братия же начаша пети в соборе, мне же повеле у себе проговорити канон Иисусов, таже Пречистой похвалный. Егда же изглаголах, тогда же мало умлъчах, таже с тихостию въстав, начах себе часы глаголати. Старець же, въстав, седеше. Аз же въпросих: «Что ради въстав седиши? Еда вон хощеши изыти?» Ему же рекшу: «Сего ради сежю, ты часы глаголеши, а мне лежать?» Мне же удивлыпуся великому трезвению блаженаго. Помале же начат понуждати на божественую службу. Аз же възвестих служителю церковному; старець же начат облачитися в ризы своя, нам же спомогающим ему. Старцу же пришедшу в церковь , стоящю же ему на обычном месте. Егда же свершися божественая служба, старцу по обычаю вземшу святыа дары, излезе из церкве. Егда же бысть в келии, аз же уготовах ему малы потребы, еда како вкусити восхощет. Отнелиже разболеся, ничто же вкуси, разве воды мало медом услажены, едва познаватися сыте. Меду же кислего или квасу никако же вкуси. Мне же понужающу вкусити немощи ради, старець же рече ми: «Не токмо не полезно есть, но и пагубно пианому умрети». Мартирию же диакону сущу, тогда по старцеву благословению имущу службу на трапезе представляти мед и пиво братьям, тогда ему пришедшу благословитися у старца, что повелить братии взяти на трапезу пити. Старець же повеле ему мед лучший всегда взимати на трапезу, рек сице: «Братиа да пьють, после мене миряне то попиють». Аз же рех ему: «Днесь и сам вкуси, понеже субота есть, еще же Пятдесятница». Старець же ми рече: «И аз вем, что субота и Пятдесятница, но писано в правилех: аще и велика нужа будет, ино три дни попоститися болящему причащения ради святых тайн; мене же видиши немощна суща; аще Господь сподобит и Пречистая Богомати, заутра хощю причаститися святым тайнам».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Мне же и иному брату, именем Варсанофью, не отлучающуся ни единого часа, старцу же взлегшу изнеможения ради телесного, нам же безмолвствующим, и по мале часе приде пономарь, прося благословения на павечернее правило. Старец братиям повеле пети, сам же не возможе поити, мне повеле у себе приговорити павечерницу. По соборном отпетии пакы прид с Арсение, аз же рех ему: аз иду в келью, ты же возми светилник, възжи да поседи у старца, дóндеже прииду. Обычай же бе старцу никогдаже по павечернем правиле свеще или светилнику горети, но всегда в нощи молитву творяше, множицею же седя усыпашс, вервицу в руках держаше, Иисусову молитву глаголаше. Егда же възжен бысть светилник, старец же во изнеможении лежаше, аз же. прием благословение, идох в келью мою малаго ради покоя. Едм уснух от многых помысл о старце; пакы же скоро убудився, встлх и идох в келью старца. Старец же лежаше, молитву творяше. Аз же сотворь молитву, взвестих ему утрени час Старец же не возможе поити, аз же глаголах ему полунощницу и прочее правило, он же въетав седеше, моляшеся. Егда же бысть день, обычай же бе многодетный старцу на всяк день молебны пети, или праздник или проп день, иногда дващи, множицею и три случашеся. Братия же начата пети в соборе, мне же повеле у себе проговорити канон Иисусов, таже Пречистой похвалный. Егда же изглаголах, тогда же мало умлечах, таже с тихостию въстав, начах себе часы глаголати. Старец же въстав седеше, аз же въпросих что ряди въстав седиши? еда вон хощеши изыти? Ему же рекшу: сего ряди сежю, ты часы глаголеши, а мне лежать? Мне же удивлыиуся великому трезвениго блаженнаго, помале же начат понуждати на божественную службу, аз же въезвестих слркителю церковному; старец же начат облачитися в ризы своя, нам же спомогающим ему. Старцу же пришедшу в церковь , стоящю же ему на обычном месте, егда же свершися божественна служба, старцу по обычаю вземшу св. доры, излезе из церкве. Егда же бысть в келий, аз же уготовах ему малы потребы, еда како вкусити восхощет. Отнелиже разболеся, ничтоже вкуси, разве воды мало медом услажены, едва познаватися сыте, меду же кисля го или квасу никако же вкуси.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010